ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси


Православие на Руси

Сообщений 21 страница 30 из 39

21

0

22

Прощеное воскресенье - вступление в предпасхальный пост

http://rus.ruvr.ru/data/2010/02/14/1238742854/RIA-573826-Preview.jpg.1000x297x1.jpg
Фото: РИА Новости

Православные всего мира отмечают Прощеное воскресенье - последний день перед вступлением в Великий предпасхальный пост.
Он завершится через 49 дней Светлым Христовым Воскресением, которое в этом году придется на 5 мая

Название "Прощеное воскресенье" восходит к первым векам христианства.
Тогда египетские монахи, чтобы духовно подготовиться к главному празднику церковного года - Пасхе, уходили на сорок дней в пустыню.
Перед этим они просили прощения у своих друзей и недругов и сами охотно прощали своих обидчиков. Ведь никто не знал, сможет ли он выжить в непростых условиях одиночной жизни.

С тех пор так и повелось - перед предпасхальным постом просить прощения и слышать в ответ "Бог простит!",
рассказал в интервью радиокомпании "Голос России" настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Москвы протоиерей Максим Козлов:
"Вступление в пост - покаяние - невозможно без примирения души христианина с Богом, а это невозможно без примирения с ближними.
К тому же это связано с прямым исполнением слов Спасителя, который говорил, что если мы будем людям прощать прегрешения их, то и Отец наш Небесный будет прощать нам прегрешения наши".

В этот день во всех церквях России проходит особое богослужение, в котором вспоминается библейская легенда об изгнании Адама и Евы из рая,
напоминает настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве архиепископ Егорьевский Марк:

"Это переживание того падения, которое совершил наш праотец Адам, которое для нас наполнено переживанием наших греховных падений.
Все это совершается в преддверии Великого поста, когда мы должны молиться Богу и просить его принять наше покаяние".

В дореволюционной России Прощеное воскресенье было одним из самых почитаемых и любимых дней в церковном году. Известно, что даже сам царь просил прощения у своих подданных независимо от того, к какому сословию они принадлежали.

Прощеное воскресенье традиционно приходится на последний день масленичной недели - семидневного периода народных гуляний.
В древней Руси именно в этот день сжигалось чучело, которое символизировало зиму.
Сегодня такой способ проводов зимы тоже зачастую становится элементом народных гуляний.

Однако в русской Церкви к этому обряду относятся негативно, говорит протоиерей Максим Козлов:
"Сегодня это не больше чем фольклор, который как традиция нигде больше не существует. В России традиция была реанимирована исключительно в коммерческих целях, для того чтобы привлечь публику в места массовых гуляний.
То, что в далекие от нас века было двоеверием, то есть проявлением языческого сознания, которое сохранялось в простом народе, сегодня является коммерческим аттракционом".

Согласно опросам ВЦИОМ, в этом году масленичную неделю со всеми присущими ей атрибутами - приготовлением блинов, народными гуляньями, походами в гости и приглашением родственников на веселые застолья - отметили более 80 процентов опрошенных.
Причем как православные - их порядка 94 процентов, так и атеисты – примерно 82 процента.

Отмечать Прощеное воскресенье будет как минимум треть россиян. Православные священники напоминают, что этот день лучше всего провести в усердной молитве и подготовке к Великому посту.
В этот день в последний раз до Пасхи можно употреблять скоромную пищу - то есть продукты животного происхождения, однако уже не рекомендуется есть мясо.

Милена Фаустова
http://rus.ruvr.ru/2013_03_17/Proshheno … lnij-post/

*******************

В контексте статьи,темы:
Русская История
Русский Дом
Русская Кухня

А в разделе Весна! темы:
Масленица
Закуски к 8 Марта, Масленице и весеннее меню

0

23

Благая или добрая весть

http://m.ruvr.ru/2012/04/07/1303190226/p_RIAN_01086902.LR.ru.jpg.1000x297x1.jpg
Фото: РИА Новости

7 апреля православный мир празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в церковном календаре.
В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о грядущем рождении сына Иисуса Христа, Спасителя мира.
Отсюда и название - Благовещение, что означает благая или добрая весть

Есть несколько преданий, как это произошло.

По одному из них, Дева Мария пряла пурпурную пряжу для завесы в Храме, по другому – шла за водой к колодцу, по третьему - читала Книгу пророка Исаии.

Но заканчиваются они все одинаково, и это самое важное.
Как повествует евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Фактически с этого момента начинается земная жизнь Иисуса, и это для православного мира является одним из значимых моментов, говорит священник Максим Обухов:
"Праздник Благовещения знаменует собой начало наиболее важного события новозаветной истории. Фактически начало земной жизни Иисуса Христа.
И считается одним из главных праздников в христианской церкви. В православной традиции он входит в число двунадесятых праздников – 12 самых важных.
Этот праздник связан с Богородицей. И очень часто приходится на время Великого поста"

Дата праздника всегда неизменна как у православных, так и у западных христиан – 25 марта.
Но так как православная церковь живет по юлианскому календарю, который отстает от григорианского на 13 дней, то в России празднуют Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю).
В этом году праздник приходится на Великий пост, говорит священник Александр Мартыненко:
"Несмотря на то что Великий пост – строгий пост, в этот день всегда разрешается вкушение рыбы и даже делается ослабление поста".

Издревле существует красивая традиция – на Благовещение выпускать на волю пойманных птиц.

Она символизирует освобождение и обновление, возможность человека, будучи свободным, искать Царствия Божия.
Этот обычай на долгое время был забыт и возродился лишь в конце прошлого века. С тех пор после литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля патриарх, духовенство и дети выпускают на волю голубей.

На Руси с Благовещением связано и множество примет, поскольку день ассоциируется с весенним обновлением природы, торжеством тепла и солнца.

Если в день праздника пройдет дождь - это к хорошему урожаю. Если день морозный - то и вся весна будет холодной.

Светлана Андреева
http://rus.ruvr.ru/2013_04_06/Blagaja-ili-dobraja-vest/

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля

“Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует.

Тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”.

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился  архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою.
Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа).
Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».  Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа.
И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. –  Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни.
Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву.
Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие.
Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы.
Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.

У  древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля  Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия».

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе.
Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриах Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек.

Благовещенье
Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

Валерий Брюсов,27 августа 1902

http://www.pravmir.ru/blagoveshhenie-pr … ogorodicy/

0

24

Православные христиане празднуют Вербное воскресенье

http://m.ruvr.ru/2012/04/09/1303088141/RIAN_01087680.LR.ru.jpg.1000x297x1.jpg
Фото: РИА Новости

Православные всего мира отмечают один из 12 главных праздников церковного года – Вход Господень в Иерусалим.
На Западе его называют Пальмовым воскресеньем. В русских богослужебных книгах этот день зовется Цветоносным, а в просторечии - Вербным.
Праздник завершает сорокадневный Великий пост и открывает Страстную Седмицу, которая завершится Светлым Христовым Воскресением.
В этом году православные отметят Пасху 5 мая

Праздник Входа Господня в Иерусалим напоминает о евангельских событиях, произошедших более двух тысячелетий назад, одновременно радостных и грустных, говорит преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Вадим Леонов:
"За несколько дней до своих страданий Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим не только в сопровождении своих учеников, которых к тому времени было очень много, но и при торжественном прославлении всего народа.
Он вошел как царь. Дело в том, что иудеи древности, как и в наши дни, ожидали Мессию, Спасителя, которого предсказали древние пророки.
И многие люди тогда поверили, что Иисус из Назарета действительно и есть тот самый Мессия.
Однако они были уверены, что Мессия избавит их прежде всего от политической власти Рима.
И, встречая Иисуса Христа, они говорили: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Но сам Иисус понимал, что эти люди не понимают сути его служения и скоро его отвергнут.
Поэтому в этом празднике сочетается и нечто радостное, и нечто печально
е".

В разных странах Вход Господень в Иерусалим празднуют по-разному.
В России, вплоть до середины 18 века, во многих городах и деревнях обязательно проходили торжественные шествия. Их возглавляли архиереи и священнослужители, сидевшие на ослах или лошадях, подобно Христу, въехавшему в Иерусалим на осле.
При этом животных под уздцы непременно должны были вести градоначальники. В Москве, например, сам царь вел осла, на котором восседал первоиерарх Русской церкви.

Еще одна чисто русская традиция - освящение в церквях ветвей вербы, которая в северных широтах зацветает одной из первых. Отсюда и название - Вербное воскресенье. Главное в этом торжестве - суметь передать радость от встречи со Спасителем, уверен настоятель храма Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений протоиерей Игорь Фомин:
"Важно радость этого праздника нести в мир и повествовать о нем другим людям.
Но, может быть, не рассказами о том, что это за праздник, а, в первую очередь, своим настроением и поведением, своей улыбкой".

В Вербное воскресенье верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
Ведь дальше начинается Страстная неделя, или Великая седмица - последняя неделя перед Пасхой.

Предпасхальная неделя вплоть до Светлого Христова Воскресения - это не только время строжайшего воздержания в еде, но и период особой молитвенной подготовки к Пасхе.

Милена Фаустова
http://rus.ruvr.ru/2013_04_28/Pravoslav … oskresene/

***************

Страстная седмица: календарь
28 апреля, 2013 • Мария Сеньчукова

Страстная седмица 2013 с 29 апреля по 4 мая http://www.pravmir.ru/strastnaya-nedely … yatye-dni/

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими.
В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/04/strastnayaweb.jpg
Версия для печати формата А1 — скачать(архив в формате .zip) http://media.pravmir.ru/infografika/str … nt.tif.zip

Великий понедельник, Великий Вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий Понедельник, а Великий Понедельник начинается вечером в воскресенье.
Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

    Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.
Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…». В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

Страстные дни

Великий четверг
В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом.

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

ОБЫЧАИ
Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница
Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

Великая суббота: Да молчит всякая плоть
Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью. Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более, что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» — ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую Субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Полностью,с аудио,видео ссылками  http://www.pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kalendar-3/

0

25

Пасха: праздновать ли, если не постился в Великий пост?
4 мая, 2013 • Митрополит Иларион (Алфеев)

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/3178318_large-580x410.jpg
Бывает, что человек не постился, или постился недолжным образом, не ходил на богослужения во время Великого Поста.
Может ли он со всеми радоваться Пасхе, присутствовать на Пасхальной службе?

Комментирует митрополит Иларион (Алфеев).

Абсолютно однозначный ответ на этот вопрос даёт Огласительное Слово святого Иоанна Златоуста  http://www.pravmir.ru/oglasitelnoe-slov … zlatousta/
которое читается на Пасхальной утрене, перед началом Пасхальной Литургии. Там говорится о том, что Пасха – это праздник для всех: «Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня!»

И те, которые «работали от первого часа», и те, которые пришли в одиннадцатый час, – все получите награду, все насладитесь пиром веры.

Думаю, эти слова обращены к каждому христианину. Конечно, люди по-разному переживают Пасху. Кто-то меня спросил на днях: «Ну а тогда зачем поститься, если и те и другие получат одинаковую награду? И трудившиеся от первого часа, и от одиннадцатого. Зачем трудиться от первого часа?»

Но мы же постимся не ради каких-то корыстных целей. И сам по себе подвиг поста – это подвиг, который нас духовно очищает, духовно преображает и готовит к Пасхе.

По-разному встречают Пасху люди, которые провели Великий Пост в покаянии и посте, и те люди, которые пришли с улицы на Пасхальное богослужение.

Но это – Праздник для всех.
Поэтому, как Царские врата отворяются на Пасху и остаются открытыми до конца Светлой седмицы, точно так же и приглашение к Причастию и слова священника «Со страхом Божиим и верою приступите» относятся ко всем верующим.

http://www.pravmir.ru/pasxa-esli-chelov … sya-video/



Пасхальное поздравление
предстоятеля Русской церкви патриарха Кирилла

http://m.ruvr.ru/2012/09/21/1289399849/RIAN_01243101.LR.ru.jpg.1000x297x1.jpg
Фото: РИА Новости

С днем Светлого Воскресения Господня, которое в православных церквах мира отмечается сегодня (5 мая), всех верующих поздравил предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

"Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи Христовой. Господь действительно нас спас через свое воскресение.
И для того чтобы понять, что произошло с нами, с родом человеческим, может быть, уместно было бы привести вот какой пример: представьте себе, что некто взял на себя преступление всех преступников и, будучи невиновным, понес страшное наказание.
И через это наказание все преступники получили свободу. Христос сделал нечто подобное. Но при одном условии.
Он не открыл настежь двери тюремных камер для всех нас, согрешивших перед Богом. А Он лишь только снял замки. А вот открыть дверь, выйти на свободу или остаться в камере – это уже наш свободный выбор.

В одном из церковных песнопений мы, прославляя воскресшего Спасителя, говорим, что Он сокрушил «вереи вечные, содержащие, связанные».
То есть Он разрушил наши кандалы, Он обрубил цепи. Но для того чтобы открыть дверь и выйти на свободу, мы должны пойти навстречу Ему.
Потому что только один путь ведет на свободу, только одно направление ведет к той самой двери, что необходимо распахнуть.
Обстоятельства жизни, предрассудки, многие жизненные стереотипы, ложные ценности уводят нас от этого пути.

Нам предлагают другой путь для спасения.
И человек, идя по этому пути, иногда всю свою жизнь, в конце концов понимает, что он в камере, что он не обрел свободу, что он снова ударился лбом об стену.
Если хватает еще времени и сил, кто-то продолжает попытку найти выход, а кто-то смиряется с положением раба.

Если мы идем навстречу Христу, мы распахиваем ту дверь, которую Он для нас открыл.
Мы становимся свободными. Мы становимся способными жить по Его закону, по Его заповедям. Мы становимся способными определять полноту жизни.
Для этого не нужно сверхусилий. Нужно верить в то, что Христос воскрес и спас нас. Нужно верить в то, что дверь открыта.

Нужно верить, что только жизнь в соответствии с Его законом – это и есть жизнь в свободе. А все остальное – это рабство.
И когда мы обретаем это понимание, то многое нам открывается.
Нам становится легче и проще делать людям добро, воздерживаться от злых слов, не хулить людей, не клеветать на них, не прокладывать свой жизненный путь, оскорбляя и обижая или ограничивая возможности других людей.
Мы становимся способными любить, сохранять верность, нести миру правду. Вот это и есть жизнь во Христе, жизнь в свободе.

Быть свободным непросто. Каждый знает, как тяжело защитить свободу и независимость государства.
Для этого иногда требуются сверхусилия. Вот также непросто защитить свою собственную свободу от множества призраков, от множества искушений и испытаний, которые темные силы зла предлагают нам, для того чтобы увести нас от спасительного пути.

Пасха Христова – это праздник победы и праздник свободы.
Вот с этим чувством и воспримем этот святой день.
И примем, в меру своих сил, решение идти на встречу воскресшему Спасителю, идти к свободе во Христе через ту дверь, которую Он для нас открыл, творя дела милосердия и правды, помогая всем тем, кто нуждается в нашей помощи, содействуя миру, справедливости и любви в роде человеческом.

Воистину воскресе Христос!"

http://rus.ruvr.ru/2013_05_05/Pashalnoe … a-Kirilla/


**************

В контексте поста,статья Об одной тайне пасхального стола от 10.04.12 в теме Русская Кухня

А в разделе  Весна!
статья Пасхальный обед с изюминкой: рецепт телятины, запеченной с вишней в теме Закуски к 8 Марта, Масленице и весеннее меню

0

26

Он молит Бога за нас

http://file-rf.ru/uploads/view/knigochei/062013/87e11d535b4391a66a19670a1aea9ef41fedefc0.jpg

Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского.
– М.: Никея, 2013. – 320 с.

Преподобный Серафим Саровский был канонизирован Русской православной церковью 110 лет назад.
Прославление состоялось по инициативе царя Николая II, лично присутствовавшего вместе с августейшей семьёй на всенародных торжествах по поводу этого знаменательного и радостного для великого множества его современников события.

С тех пор слава батюшки Серафима не только не померкла, но напротив, пройдя испытания многими десятилетиями государственного атеизма, окрепла и преумножилась.

Ныне Серафим Саровский – один из двух самых почитаемых святых (вместе с прп. Сергием Радонежским) русского православного мира.
По всей России ему посвящены более двух сотен православных храмов. К сакральным местам, связанным с именем великого старца, круглый год устремляются многочисленные группы паломников и просто экскурсантов. И их поток с годами только увеличивается.

Представляемая книга, возможно, будет непроста для понимания людей, далёких от христианской веры.
Адекватное постижение глубинного смысла незамысловатых, казалось бы, поучений преподобного Серафима сопряжено, как правило, с очень серьёзным духовно-философским осмыслением.

В качестве верного путеводителя по этой в какой-то мере эксклюзивной тематике не мешало бы для начала использовать жития Серафима Саровского.
Или, как минимум, качественные описания его уникальной биографии в светских развёрнутых текстах.

Тогда будет несколько проще вникнуть в суть откровений Серафима, записанных когда-то его учеником Н. А. Мотовиловым. К примеру, таких:
«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божьего.
Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.
Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати Божьей тоже не даёт.
Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мной, тот расточает…».

Приведённая цитата является в какой-то мере квинтэссенцией Серафимова учения.

В полном, насколько это возможно, объёме оно представлено в данной книге.

http://file-rf.ru/knigochei/105

***

В контексте поста,темы:
Русская История
Русский Дом
Русская книга

А в разделе ЭпохА - Библиотечка  тема Интересные рецензии на интересные книги

0

27

Державный ход. Православие и единство
Файл-РФ,Михаил Щипанов,14 июня

http://file-rf.ru/uploads/view/analitics/062013/bc48531a2284ca584e208e3b9aa81af6e0c42710.jpg
Крещение Руси. Худ. В. Васнецов.

Князь Владимир видел в православии новую национальную идеологию, способную преодолеть духовную разобщённость братских племён, населяющих Русь.
Между которыми с принятием православия возникает новое, прежде незнакомое ощущение общей судьбы.
И это был значительный шаг вперёд на пути строительства единой Руси.

В последнее время православие – под сильным и преднамеренным ударом. И дело не столько в прискорбной выходке нескольких бесстыдниц в масках, взгромоздившихся на амвон храма Христа Спасителя.
Вполне просвещённые интеллигенты видят свою историческую продвинутость в постановке вопроса о ценности всего тысячелетнего опыта православия на Руси.
Между тем, своевременный выбор Рюриковичей в пользу восточного христианства во многом и позволил из множества родственных племён выковать Русь.
А затем возродиться ей и из княжеских усобиц, и из испытаний Смутного времени.

Легенды и правда о крещении
На многих средневековых иконах киевский князь Владимир Святославович был изображён, подобно мученикам, с крестом в правой руке. Существует версия, что креститель Руси умер не своей смертью. Так или иначе, бывает смерть физическая, а бывает – историческая. Так вот, если воспринимать как догму положения многократно переписанного и явно скорректированного свода «Повести временных лет», действия киевского владыки, мягко говоря, вызывают удивление. Он посылает своих советников в разные концы земли, чтобы познакомиться с сущностью разных религий и сделать свой выбор. В то время как у него под боком живёт немало и мусульман, и иудеев, да и западных христиан, хотя формально разделение церквей тогда ещё не случилось. Киев-то – своеобразный Вавилон того времени, крупнейший торговый центр.

Странно выглядит и включённая в летопись легенда о поразившей князя, напавшего на Корсунь, слепоте, излечение от которой и подвигло его, дескать, на крещение своего государства. Недаром многие историки склоняются к мысли, что текст летописи был изрядно отредактирован грекофилами, которые не могли простить когану киевскому его суверенного курса во всём. В том числе в вопросе религии, в сфере которой Владимир  также хотел видеть  свою страну равноправным духовным партнёром Константинополя.

http://file-rf.ru/uploads/2013/6/14/002--240.jpg
Крещение князя Владимира. Худ. В. Васнецов.

Действительно, трудно поверить в то, что Русь можно было бы крестить, так сказать, единовременно, загнав киевлян в воды Днепра. Тем более, что к тому моменту добрую сотню лет приверженцы новой религии играли в столице немаловажную роль. В частности, Константин Багрянородный отмечает в своих исторических трудах, что Русь была крещена при его деде императоре Василии Македонянине, то есть в период с 866 по 886 годы. Иными словами, уже в то время христиане-славяне  не были исключением среди жителей крупнейших городов.

Тем более, что на Киевщине было раскопано немало захоронений по христианскому обряду, относящихся к девятому веку. Да и убиенного князя Аскольда хоронят на горе у церкви Николы. А в тексте договора Игоря Старого, заключённого с византийцами, со стороны русичей  фигурируют влиятельные христиане.  В  начале же века одиннадцатого, в 1017 году германец Титмар Мензенбургский насчитал в Киеве 400 христианских церквей. Не могли же их все  обустроить за каких-то тридцать лет. Видимо, многие имели весьма древнюю историю.

Словом, Владимир совершает нечто более важное, чем организация частного крещения части горожан в водах Днепра. Есть все основания полагать, что он, подобно Константину Великому, возводит восточное христианство в ранг государственной религии, сделав свой окончательный выбор. И это был не только духовный подвиг.

Понятно, что легенда о заслушивании князем проповедников сразу нескольких конфессий введена в летописный свод вместо сочтённого кем-то излищним объективного анализа ситуации.

Между тем, мудрый правитель Владимир видит в христианстве, во-первых, основу союзного сближения с тогда ещё мощной Византией.
Отсутствие религиозных противоречий в то время было самой надёжной основой политического сближения.
А во-вторых, новую национальную идеологию, способную преодолеть духовную разобщённость братских племён, населяющих Русь.

Собственно, Владимир давно искал такую скрепу для тиверцев и радимичей, древлян и полян, и прочих многочисленных славянских племён, для которых уже не первый год он стремился создать некий плавильный котёл. Резонно допустить, что и тот пантеон языческих божеств, который Владимир развернул было в Киеве, судя по всему, стал не приступом языческой реакции, а попыткой на такой основе сплотить всех восточных славян. Символично, что так поступали и римские императоры, привозившие в Вечный город идолов интегрированных в империю народов. Но тот проект объединения не удался… И Владимир быстро понял это.

Как смешать племена в народ
Понятно, что трудно было объединить племена, что предпочитали бы сидеть по своим лесным чащобам, в прямом смысле будучи уверенными, что их хаты с краю. Опыт Игоря Старого, убитого древлянами, показал, насколько отношения условного центра и налогооблагаемой периферии сложны и запутаны.

И тут Владимир идёт по пути прямого смешивания этнического «материала». Он начинает не просто перемещать представителей разных племён по уже немалой территории, но и втягивать их в решение общих задач. Ясно, что этот процесс не одномоментный. Ещё Иван Третий предпочитает от греха сепаратизма переселять новгородцев в Подмосковье, а московским боярам выделяет уделы  на Новгородчине. Но начало такому  процессу микширования кладёт именно Владимир.

http://file-rf.ru/uploads/2013/6/14/003--380261.jpg
Великий князь Владимир и княгиня Ольга крестят Русь Киевскую в водах Днепра. Икона.

Князь, а фактически правитель, равный средневековым императорам, ставит города-крепости на стратегических направлениях. В основном по рекам: по Суле, по Трубежу, по Стугне. Иными словами, по тем направлениям, откуда Киеву грозят набеги безжалостных и хищных печенегов. А для заселения новых крепостей привлекает «лучших мужей» из словен, из кривичей, из вятичей. И даже из чуди, то есть не совсем славянских племён. Фактически он мобилизует северян, вербуемых в том числе и в бассейне реки Москвы, для обороны южных рубежей державы. Все славяне втягиваются в решение общих стратегических государственных задач. Размываются этнические и территориальные перегородки. Высвечиваются перспективы. Улучшается взаимопонимание между этническими группами. Возникает новое, прежде незнакомое ощущение общей судьбы.

И это был значительный шаг вперёд на пути строительства единой Руси. Если раньше племена только своим полюдьем (налогами, данью) укрепляли военный потенциал государства, то теперь их воинов непосредственно стали привлекать для решения геостратегических задач на постоянной основе. И если раньше пользу от таких деянияй видели племена, непосредственно испытывавшие на себе внешнее давление (например, вятичи, больше других выигравшие от разгрома Святославом хазар, добровольно вошли в Русскую державу), то теперь возникает действительно новая историческая общность.

Но и этого было мало. Князь-коган постепенно меняет и управленческую элиту. Ведь не просто так он торопится поставить своих сыновей на крупнейшие города своего  государства. Ярослав отправляется в Новгород, Изяслав – в Полоцк, Святополк – в Туров, Борис – в Ростов, Глеб – в Муром, а Мстислав – в Тьмутаракань, которую ещё предстояло освоить после походов Святослава.

Представители династии Рюриковичей постепенно меняют на местных столах старых этнических правителей, которые, уступая место правящей общей династии, становятся знатью-боярами. В результате перегородки между различными этническими образованиями ломаются ещё быстрее.

Конечно, можно говорить о том, что это не оберегло Русь от феодальной раздробленности, когда в прямом смысле брат Рюрикович откровенно пошёл на брата. Но, несмотря на кровавые распри, властители ощущали себя уже русичами, а не племенными ставленниками. И воевали не словены с вятичами, а суздальцы с новгородцвми, всё равно чувствовавшие себя частью большого целого пространства.

Братья во Христе
Теперь вернёмся к сделанному Владимиром выбору в пользу восточного христианства. Ещё раз повторим, что крещение не могло быть одномоментным актом. Процесс христианизации большого государства, где дорогами были реки,  а леса могли скрыть целое племя, шёл непросто. Известны обличительные проповеди против язычества, относящиеся ещё к двенадцатому веку и даже тринадцатому веку. Но осознание русичами своей принадлежности к одной вере крепло. А для той эпохи религиозная принадлежность равнозначна была сигналу «свой-чужой».

Почему Владимир пленился восточной ветвью христианства, понятно. И красота службы и церковные хоры с их райским пением не могли быть, вопреки легенде, решающим аргументом в пользу такого шага. В православии князь увидел инструмент укрепления, как сейчас бы сказали, вертикали власти. Что особенно было важно во времена, когда мир был лишь временной передышкой между перманентными войнами. Для восточного православия правитель (царь, коган) остается живым воплощением Бога, его прямым наместником на земле. Земному православному правителю даже свойственны некоторые священнические функции, чем широко пользовался Иван Грозный.

http://file-rf.ru/uploads/2013/6/14/004--380261.jpg
Памятник князю Владимиру на берегу Днепра.

Сам же Владимир долго сопротивляется учреждению русской епархии, боясь чрезмерного влияния на внутренние дела византийских ставленников. Священников он предпочитает принимать из близкой по крови Болгарии. Естественно, такое положение не устраивало Константинополь, который берёт своеобразный реванш, усиливая своё влияние только при Ярославе Мудром.

Словом, православие было воспринято в Киеве как средство укрепления центральной и суверенной власти. Ну, а красота службы и ангельское пение стали гармоничным дополнением такого выбора.

Может, правда, возникнуть всё тот же вопрос: если принятие православия окончательно ломало межплеменные перегородки, способствовало формированию единой молодой нации, получившей единое духовное окормление, отчего же уже после Ярослава Русь погружается в пучину феодальной раздробленности, сопровождаемой постоянными «братскими» войнами? А наследники на съезде в Любече договариваются держать каждому свой удел.

Понятно, что никакая единая религия не способна остановить центростремительные силы внутреннего соперничества. Такой феодальной детской болезни сепаратизма. Через периоды раздробленности и усобиц прошли все европейские страны. Но как резонно считают некоторые историки, если бы такой раскол усугублялся бы ещё и межконфессиональной враждой. Если бы на поле брани встречались бы христиане и язычники, то кровавые реки были бы несравненно глубже. Красноречивый пример в этом смысле ранняя Литва.

А так и на фоне усобиц сохранялась религиозная база для воссоздания единства нации и страны. Конфессия не могла быть использована в политических целях, для возбуждения вражды между населением разных регионов.
Более того, всеобщее православие давало повод для сохранения единства так сказать в низах, где политика князей, слабо соблюдавших заповеди и крестное целование, осуждалась. Возникала и укреплялась общественная мораль, лишённая узкого родо-племенного подхода. В частности, нарушивший каноны добродетели Святополк Окаянный был предан всеобщему остракизму.

Причём раздробленность могла бы затормозить распространение восточного  христианства, втянуть мелкие княжества в орбиты влияния иных верований. А значит, и иных центров силы. 

Так что, можно сказать, что князь Владимир всё сделал вовремя, словно предчувствуя испытания, через которые предстояло ещё пройти Руси. Руси православной, вдохновлявшейся духовными подвигами святых подвижников.

А плавильный котёл, который традиционно ассоциируется с Соединёнными Штатами, исправно функционировал и на Руси, получившей единую правящую династию, единую религию и межплеменную, а затем и русскую аристократию. Не стало ни дрягвы, ни полян. Родились русичи.

В какой-то момент единое русское пространство было разорвано между поднимавшейся Московской Русью и Литвой.
Но узы, что начали складываться во времена князя Красного Солнышко, всё равно и под пятой разных завоевателей давали себя знать.
А потому и тянулись православные народы с общей предысторией друг к другу.   

И многие общие ценности, которым уже более тысячи лет, по-прежнему остаются залогом того, что они всё ещё превалируют в сознании наследников владимирской Руси – русских, белорусов, украинцев – над многими наносными проблемами и противоречиями.

http://file-rf.ru/analitics/914

0

28

Праздник Троицы - день рождения Церкви

http://m.ruvr.ru/2012/07/17/1299657845/RIAN_00579257.LR.ru.jpg.1000x297x1.jpg
Репродукция иконы Троица Художник Андрей Рублев Государственная Третьяковская галерея.

Православные верующие отмечают день Святой Троицы.
День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.  В 2013 году 23 июня
Это один из главных праздников церковного года. В этот день проходят особенно торжестенные, красивые богослужения. Храмы украшают зеленью

В восточнохристианской традиции праздник Троицы еще называют торжеством Сошествия Святого духа или Пятидесятницей, пояснил в интервью радиокомпании «Голос России» настоятель храма Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений протоиерей Игорь Фомин.
"Троица, Пятидесятница или Сошествие Святого Духа свершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова.
Именно в тот день на апостолов и учеников Спасителя сошел Святой дух в виде огненных языков. После этого они начали говорить на разных языках, и на них сошел дар проповедничества.
И помня наставления своего божественного Учителя, они отправились в разные страны проповедовать Воскресение Христово, рассказывать о Спасителе и распространять христианское учение".

День Святой Троицы часто называют и днем рождения Церкви, подчеркивает отец Игорь.
"Именно после сошествия Святого Духа - третьего лица Святой Троицы, образовалась общность людей, любящих и проповедовавших Господа нашего Иисуса Христа, являющихся проповедниками всего нашего Спасения. Именно после сошествия Святого Духа и родилась та Церковь, «врата адовы которую не одолеют». День рождения Церкви – это день нашего Спасения".

Троица, как и Пасха, был всегда одним из самых любимых праздников на Руси. В народной традиции он связан с встречей лета. Именно поэтому в дореволюционной России в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками.
А храмы и жилища было принято украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.

В радостный день Пятидесятницы москвичи и гости столицы смогут поклониться одной из самых известных икон, написанных на эту тему,– «Троице» Андрея Рублева. На четыре дня святой образ, написанный в 15 веке и сегодня находящийся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, перенесли в московский храм святителя Николая в Толмачах.
Приносить эту икону в наш храм уже стало традицией, рассказал «Голосу России» настоятель церкви протоиерей Николай Соколов.
"Каждый год накануне праздника Троицы икона из зала галереи приносится в наш храм-музей и пребывает здесь три-четыре дня.
Наш храм - это своеобразное продолжение Третьяковской галереи, поэтому у нас есть все необходимые музейные условия для хранения иконы.
Это и климат, и влажность и многое другое. Тем более что икона помещена в специальный киот и ей ничего не угрожает".

В честь Троицы свое имя получили многочисленнее храмы по всей стране. В том числе и одна из самых знаменитых и в России, и далеко за ее пределами обитель - Троице-Сергиева Лавра. Этот крупнейший мужской ставропигиальный монастырь был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.

Милена Фаустова
http://rus.ruvr.ru/2013_06_23/Prazdnik- … rkvi-1562/

*************

Читаем также прошлогодний пост от 03.06.12 Троица — День святой Троицы, Пятидесятница на первой странице этой темы 
кликаем по ссылке  Православие на Руси

0

29

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА
В СВЯЗИ С 1025-ЛЕТИЕМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

http://s019.radikal.ru/i606/1307/34/9ebd02c3d05b.jpg
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира восприняла христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов.

По словам митрополита Киевского Илариона, «вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла… Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел — и спас нас, и в разумение Истины привел».

За прошедшие 1025 лет имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить народы Руси от Православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле «идеальное» общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Но народ, принявший христианскую веру, не один раз доказывал верность Спасителю.
Смог он вернуться к Нему и после отступления, навязанного жестокими гонителями. Вопреки их «немощным дерзостям» сердца и души многих наших соотечественников освящены истиной Христовой. Хранить эту истину и созидать на ее основании личную и общественную жизнь — наш долг и духовная необходимость.

Мы должны усвоить уроки прошлого. И главный из них таков: здание нашей цивилизации не может существовать без евангельского фундамента, на котором оно было возведено. Сегодня многие вновь предлагают нам строить жизнь без Бога. Свободу подчас трактуют как следование любым желаниям, в том числе внушенным человеку извне. Такое понимание свободы может расшириться до пределов, когда она начнет угрожать и естественному нравственному чувству, и долгу перед ближними, и, в конечном итоге, самой возможности говорить правду и поступать по совести.

Нации, утратившие этику самоограничения и служения Богу, Отечеству и ближнему, теряют духовную силу, становятся слабыми и уязвимыми, что влечет за собой угрозу исчезновения и печальную перспективу уступить свое место другим, духовно более сильным. Нам нужно ясно понимать это и не идти путем, ведущим к гибели, памятуя слова пророка:
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

Современный мир сталкивается со многими бедами: преступностью, терроризмом, ростом количества самоубийств, абортами и распадом семей, алкоголизмом и наркоманией, разрушением окружающей среды и социальной несправедливостью, одиночеством и душевными страданиями многих людей. Преодолеть эти невзгоды возможно на пути возрождения веры в Бога, Который готов даровать прощение грехов и благодатную помощь для новой жизни и отдельным людям, и целым народам.

Крещение Руси — это животворный источник, питающий нас доныне и дающий силы созидать жизнь стран-наследников исторической Руси, на основе вечных ценностей, полученных нами от Бога и соединяющих нас духовными скрепами.
Эти ценности и обусловленное ими миропонимание внешне отразились в культуре наших народов, включая изобразительное искусство, архитектуру, литературу, образование, семейный и хозяйственный уклад, отношение к природе и многое другое, что формирует общность единого духовного пространства наследников Святой Руси.

Четверть века прошло со времени начала возрождения Русской Церкви. За эти годы восстановлены и построены десятки тысяч храмов и сотни монастырей, возобновлена и поставлена на прочную основу церковная деятельность во многих областях. Являясь мощным духовным и нравственным фактором бытия наших народов, православная вера стала достоянием миллионов людей.

Со смирением следует признать, что мировая история не знает столь грандиозного и стремительного религиозного возрождения, какое произошло на пространстве Исторической Руси за последние 25 лет. Мы возносим наше искреннее благодарение Богу, Который есть Господь истории, за милость, явленную нашим народам; мы сердечно благодарим всех, кто своими трудами ответил на призывающую благодать Божию и сделал все это возможным.

Однако многое еще предстоит совершить, ибо Господь ждет от нас новых плодов. И главным из них должно стать единство веры и жизни, утверждение Евангельской истины в словах и делах наших соотечественников.

Мы помним, что на протяжении истории судьбы народов, духовно рожденных в Киевской купели, складывались по-разному. В прошлом они жили в едином государстве, простиравшемся от Балтийского моря до Черного, от Галиции до Волги. В иные периоды некоторые из этих народов находились под иноземным владычеством, входили в состав других государств.

Долгое время мы вместе жили в одной большой стране, а сейчас — в нескольких суверенных государствах. Но неизменно существовало и ныне существует наше духовное единство, сохраняемое благодатной силой Божией и общностью нравственного идеала, проповедуемого и оберегаемого Русской Православной Церковью.

Народы, в которых укоренилась святая православная вера, призваны, по наставлению преподобного Сергия Радонежского, «воззрением на Святую Троицу преодолевать ненавистную рознь мира сего», служа примером братства и взаимопомощи для всего человечества.

Святая Русь жива до тех пор, пока она верна выбору, сделанному равноапостольным князем Владимиром, пока сохраняет свое духовное единство, пока помнит и молитвенно чтит наших общих святых. И если мы сбережем это единое наследие и духовное родство — у нас есть будущее.

Бог молитвами святых, в земле Русской просиявших, да даст нам утвердиться в истине, на которой всегда созидалась и, верим, будет созидаться жизнь наших народов.

http://rusmir.in.ua/rus/4291-poslanie-p … -rusi.html

0

30

Духовная сила
Илья Протасов,25 июля 19:13

http://file-rf.ru/uploads/view/position/072013/429d78f7778e5f7f1f8d1c0ea3607ee8a9ab8ffa.jpg
Президент РФ Владимир Путин во время встречи с предстоятелями поместных православных церквей.
25.07.2013. Фото ИТАР-ТАСС.

На празднование 1025-летия Крещения Руси в Москву прибыли предстоятели всех поместных православных церквей. С ними встретился Владимир Путин.
25 июля в России произошло поистине знаменательное событие: в Москве, в Большом Кремлёвском дворце, на празднование 1025-й годовщины Крещения Руси впервые в истории собрались главы и высшее духовенство всех существующих ныне 15-ти поместных православных церквей, объединяющих молитвы и чаяния 227 миллионов человек. Удалось сделать то, чего до сих пор не мог добиться ни один светский или церковный владыка в России, — свести вместе в лоне праздника посланцев Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Албанской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Польской, Чешских земель и Словакии, Элладской православных церквей, а также Православной церкви в Америке.

Уникальность нынешней встречи говорит о признании заслуг и особой роли РПЦ и России в современном миропорядке. Не случайно программа встречи включает не только праздничные мероприятия, но и обсуждение животрепещущих вопросов, вставших сегодня перед человечеством, и тех цивилизационных вызовов, с которыми столкнулась на рубеже веков Церковь.

Принял участие в этой долгожданной встрече и президент России Владимир Путин.
Выступив перед высшим духовенством, глава государства высоко оценил вклад православия не только в создание тысячелетнего Российского государства, но и в сотворение нашего национального самосознания: «Именно нравственные основы православной веры во многом сформировали наш национальный характер и менталитет народов России, раскрыли лучшие созидательные качества нашего народа, помогли России занять достойное место в общеевропейской и мировой цивилизациях».

По словам Путина, православие связало крепкими родственными узами Россию, Украину и Беларусь. Искренняя, твёрдая вера помогала нашим предкам проходить через труднейшие испытания и побеждать. Опыт нравственного совершенствования, отстаивания справедливости, культурного и общественно-политического развития стал неотъемлемой частью наследия восточного христианства. Подчеркнув, что миллионы наших сограждан видят сегодня нравственную опору в религии, доверяют мудрому пастырскому слову Русской православной церкви, президент заявил о большой востребованности «подвижнического, просветительского, социального служения» православной церкви.

Глава государства затронул и несколько актуальных вопросов сегодняшнего дня, в решении которых могла бы сыграть свою роль деятельная позиция поместных православных церквей.
В частности, Путин выразил обеспокоенность притеснением прав религиозных меньшинств, в том числе, православных христиан, в ходе жестоких военных и этнических конфликтов, имеющих место на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И действительно, не далее как сегодня во второй половине дня мощный теракт потряс Джерману, христианский пригород Дамаска: на оживлённой площади Суйюф был взорван заминированный автомобиль. Семь человек погибло, 62 получили ранения.

Президент страны напомнил о том, что Россия столетиями строилась и крепла как многонациональное и многоконфессиональное государство, черпала в этом многообразии силу и уверенность, всегда уважительно относилась к другим этносам и их культурным традициям, отстаивала принципы солидарности, свободы и ответственности, защищала традиционные устои. В этих основах, веками продвигаемых православием, заключён, по мысли Путина, залог справедливого мироустройства в XXI веке.

Своё слово на праздновании произнёс Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Он пожелал Отечеству и лично Владимиру Путину помощи божьей, чтобы «в предстоящие годы мы все восходили от силы к силе». Проникновенно прозвучали слова церковного иерарха, пожелавшего, «чтобы экономически укреплялось Российское государство, чтобы политическая стабильность и мир присутствовали в нашем обществе, чтобы духовно укреплялся наш народ».
«История показывает, что основные битвы выигрывали не те, у кого самые сильные мышцы или те, у кого самые сильные вооружения, но те, кто был способен духовно выдержать испытания», — подчеркнул глава РПЦ и заверил: «Мы молимся за наше Отечество».

http://file-rf.ru/context/2738



А тем временем:

http://m.ruvr.ru/2013/07/26/1143543379/foto4.jpg.1920x1080x1.jpg
25 июля на Красной площади в Москве состоялся праздничный концерт «Русь Святая, храни веру Православную!»,
посвященный 1025-летию Крещения Руси.

На концерте присутствовали патриарх Кирилл, предстоятели и представители Поместных Православных Церквей,
духовенство Русской Православной Церкви, представители государственной власти.

http://m.ruvr.ru/2013/07/26/1143543390/foto1.jpg.1920x1080x1.jpg
В концерте участвовали: Симфонический оркестр Центрального военного оркестра Министерства обороны России,
Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Зыкиной,
Оркестр Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, ансамбль «Колокола России» и многие другие.
Завершился праздничный вечер исполнением «Славься!» и фейерверком.
http://rus.ruvr.ru/2013_07_26/photo-Kra … rkom-0325/

Специальный литерный поезд с высшим духовенством Русской православной церкви и святой реликвией – крестом апостола Андрея Первозванного
– отправился из Москвы в Киев, где продолжатся торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси.
Всю дорогу перед святыней, которую везут в специальном вагоне-храме, будут совершаться богослужения.

Как отметил патриарх Кирилл, очень важно, что вокруг великой общехристианской святыни собрались предстоятели и представители всех поместных Православных церквей, чтобы помолиться, "вспоминая великое деяние князя Владимира, возблагодарить Господа за весь такой непростой, тернистый исторический путь Русской православной церкви" и о том, чтобы "Он милость свою преклонил перед народами нашими в будущем", сообщает ИТАР-ТАСС.

Крест, на котором был распят апостол Андрей, был доставлен в Россию 11 июля из Греции специально по случаю торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси. Первым городом его пребывания стал Санкт-Петербург, где за пять дней ему поклонились около 200 тысяч человек. В подмосковных городах Одинцово и Дмитров к реликвии пришли 54 и 40 тысяч человек. В Москве за шесть дней кресту поклонились около 150 тысяч человек.

Накануне делегации всех 15 Поместных православных церквей присутствовали на большом праздничном концерте на Красной площади, также посвященном Крещению Руси. На сцену выходили музыканты из трёх государств — России, Украины и Белоруссии. Завершился концерт исполнением хора "Славься!" Михаила Глинки и фейерверком.

Сегодня в 21:00 мск крест апостола встретят в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры.
Там реликвия пробудет до середины дня 28 июля, поклониться ей можно будет круглосуточно.

С 29 июля по 2 августа крест принесут в храм-памятник в честь Всех святых в Минске.

Затем святыня вернется в греческий город Патры, где апостол Андрей принял мученическую кончину.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1110250

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси