ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси


Православие на Руси

Сообщений 11 страница 20 из 36

11

Интересный собеседник. Валерий Алексеев: «Православие становится весомым фактором мировой политики»
Файл-РФ,Андрей Самохин,16 августа

Наш собеседник Валерий АЛЕКСЕЕВ – кандидат исторических и доктор философских наук, профессор МГУ, с 1995 возглавляет созданный им по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Международный общественный фонд единства православных народов.
Он же является политическим советником Межпарламентской ассамблеи Православия. Этот весьма осведомлённый человек, когда-то служивший консультантом в отделе национальной политики ЦК КПСС, ныне со своим фондом помогает строить по всей Руси храмы, опекает детские дома, распространяет православный дискурс на мировой арене.

– Создание общественного фонда единства православных народов было напрямую связано с рождением такого гражданского феномена, как православная общественность, не только в постсоветских республиках, но и во многих других государствах, – рассказывает Валерий Аркадьевич. – Властям этих стран стало понятно, что с православными следует наладить диалог. Нам выпала задача объединения, координации православной общественности для рождения синергии между ними. Фонд не получает никаких зарубежных грантов, не пользуется ни госбюджетом, ни церковной кассой – только добровольными пожертвованиями сочувствующих предпринимателей и плодами собственной издательской деятельности. Мы никогда не работаем под чей-то «заказ».

http://file-rf.ru/uploads/2012/8/16/3--380261.jpg
Президент фонда и Святейший Патриарх Кирилл (октябрь 2010 года, торжественное празднование 15-летия фонда). Фото из архива фонда.

– «Единство православных народов» – нет ли в самом названии вашего фонда некоей неточности? Одно дело русские, украинцы и белорусы – ветви одного народа, которые и веками жили в одном государстве. А какого единства вы добиваетесь с православными греками или румынами? Во Христе мы ведь и так едины….
– У фонда 9 отделений. Конечно, они есть и на Украине, где попечительский совет Фонда возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский Владимир, и в Белоруссии, где отделение фонда опекает митрополит Филарет – патриарший Экзарх. Но есть отделения МОФЕПН и в других странах, не относящихся к ветвям русского народа, и везде их курируют высшие иерархи православного клира этих стран –  патриархи и митрополиты. Поэтому «единство» в нашем понимании простирается не только в пределах трёх народов великорусского этноса, но и далеко за пределы бывшего СССР.

– Но может ли быть весь народ православным? Или ваш проект на самом деле геополитический?
– Наш проект, прежде всего, духовный  и культурный. Если подходить не с буквалистской педантичностью, а в соответствии с духом истины и с опорой на историческое наследие (которое чаще всего есть даже не «выбор народа», а бремя и судьба, возложенные на него свыше), то да, конечно, «православный народ» – это реальность, даже если меньшая часть этого народа ныне воцерковлена.

Смотрите, та же Польша и Чехия, ставшие позже католическими странами, изначально были просвещены светом апостольской православной традиции в рамках миссии преподобных Кирилла и Мефодия. И в обеих этих странах остались достаточно значительные для католических стран православные общины, состоящие в основном из этнических поляков и чехов. Так что же нам не считать их православным народом, если они живут столетиями в католическом окружении?
Мы все сонаследники апостольского дара, или, как в случае со святыми Кириллом и Мефодием, равно-апостольского дара, принесённого ими Света Христова. При этом, разумеется, единство трёх братских народов великорусского этноса для нас – приоритет.

– И всё же, какого единства для наших народов вы добиваетесь?
– Если уж так жёстко ставить вопрос о целеполагании, то я отвечу, может быть парадоксально для современного политизированного человека. Мы добиваемся не объединения русских, украинцев и белорусов в единое государство – это не наша прерогатива, думаю даже, что сегодня это под силу одному Богу. Мы работаем над духовным и культурным единством наших народов, потому что на самом деле ничего фундаментальнее-то и нет!

Госграницы – вещь в историческом ракурсе эластичная, «плавающая». Но есть фундамент, скала, которая прочнее всех границ: это единая Церковь и единая культура, тесно взаимосвязанные между собой. Вот такого единства мы и добиваемся. Это не хозяйственно-политическое единство «налогоплательщиков  и выборщиков» и не католическая «властная вертикаль».

http://file-rf.ru/uploads/2012/8/16/5---380261.jpg
Монастырь Тврдош, Храм Успения Пресвятой Богородицы. (г.Требинье, Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины). Фото из архива фонда.

Православный «соборный» подход всегда выражался формулой: единство в многообразии. Синергия многообразия может дать на выходе гораздо больший эффект, чем тотальная унификация. Это совсем не то, что принято называть в либеральной системе координат «политическим плюрализмом». Это не похоже и на либеральную «демократию». В истории пример такой православной «технологии» – это, собственно, история созидания и расширения России. Когда к ней, к её культуре присоединялись племена, подчас плохо понимающие друг друга.

За прошедшие 20 лет фонд немало сделал в этом направлении. Главное – то, что утвердилась и закрепилась роль православной общественности как весьма надёжного и эффективного помощника Церкви в продвижении православных ценностей в собственных странах. Недаром председателями попечительского совета фонда был и покойный Патриарх Алексий и нынешний Предстоятель РПЦ Кирилл.

– Как сопрягаются в Вашем лице деятельность двух таких разных организаций как Фонд единства православных народов и Межпарламентская ассамблея православия? Ведь, при внешнем единстве задач, за одним стоит Москва с её естественным приоритетом духовного объединения разделённых народов Святой Руси, а за второй угадывается Константинопольский Вселенский Патриархат. Все знают: у двух этих мировых центров Православия  не всё гладко в отношениях…
– Сказать, что 20 лет работы прошли бесконфликтно, было бы неправдой. МАП – политическая организация, объединяющая парламентариев из тридцати стран, каждый из них, в свою очередь, является чадом национальной автокефальной церкви, в отношениях между которыми зачастую имеются нюансы. Да, между Московским и Константинопольским патриархатами были разногласия и даже охлаждение отношений:  и по поводу автокефалии на Украине, и в связи с Эстонской апостольской церковью. Некоторые «трения» сохраняются и до сегодняшнего дня, проецируясь на отношения парламентариев. Но! В итоге мы всегда находим общее решение, причём, чем дальше мы работаем вместе, тем лучше понимаем друг друга, отказываемся от вещей второстепенных в пользу действительно значимых с точки зрения укрепления православия в мире – не только как конфессии, а как системы ценностей.

Национальные делегации в МАП тоже составлены из политиков далеко не с идентичными взглядами на многие проблемы, так что договариваться приходится сперва внутри «национальных команд».

Специально подчеркну: с самого начала в Межпарламентской ассамблее мы поставили перед собой высокую цель – работать на пользу православия, не позиционируя себя как представителей той или иной автокефалии. Нас на это, кстати, никто не уполномочивал. Конечно, мы чувствительны к позициям своей «матери-Церкви» и по сложным вопросам консультируемся со священноначалием. Но всё же общность православных задач, с Божьей помощью, преодолевает частные разногласия.

У каждой организации свой инструментарий. У парламентариев – это законы, которые они принимают в своих странах, и которые могут противостоять злу и, наоборот, облегчать путь людей к добру. Мы на ассамблее вырабатываем рекомендации, которые национальные делегации доводят до парламентов своих стран. Другое дело, что парламентское большинство прислушивается к этим рекомендациям далеко не всегда…

– Православие как живой росток пробивается иногда там, где его менее всего можно было ожидать. Это случайно не вы убедили в своё время покойного Ким Чен Ира строить православный храм в Северной Корее и обучать первых корейцев на православных священников?
– Нет, в этом его убедил Константин Борисович Пуликовский – бывший полпред президента РФ по Дальнему Востоку. Я хорошо знаю эту историю: в ней большую роль сыграл нынешний Святейший Патриарх Кирилл, который, будучи председателем ОВЦС, много занимался делами «большого Дальнего Востока»... В результате этой совместной работы руководство Северной Кореи убедилось, что паства православной церкви никак не будет мешать социалистическому развитию страны, а великая Россия станет при этом ближе.

Сейчас такая же работа ведётся в Китае, где когда-то миссия Русской Православной Церкви была очень мощной. Среди её паствы были не только потомки забайкальских казаков – албазинцев, но и несколько поколений этнических китайцев.

Церковь там во времена «культурной революции» была буквально разгромлена хунвэйбинами, верующие арестованы. Однако ныне возвращение православия в Китай идёт полным ходом. Я недавно вёл разговоры на эту тему с властями КНР – подвижки налицо. Кстати, большое внимание к миссионерской работе в Китае проявляет не только Московский, но и Константинопольский патриархат, так что присутствует и определённая конкуренция, насколько это слово уместно по отношению к православным Церквям – сёстрам. И всё же мы надеемся, что Автономная китайская православная церковь в юрисдикции Московского Патриархата вскоре о себе заявит.

– Дай-то Бог, чтобы больше китайцев стали православными. Причём под омофором РПЦ. Об этом недавно и президент Путин как бы в шутку заметил одному иркутскому батюшке в ответ на его жалобы о засилье китайцев: «А вы не пробовали их  в православие крестить?», после чего наступила многозначительная пауза…
– Владимир Путин сделал немало, чтобы в Пекине был открыт и освящён русский православный храм. Правда, он действует на территории нашего посольства, но, тем не менее, поначалу и чтобы такой вариант пробить потребовался авторитет Владимира Владимировича и Святейшего Патриарха Кирилла. Думаю, личное влияние нашего верующего православного президента сыграет немалую роль и в дальнейшем сближении России с Китаем, в том числе и на духовном уровне.

– Существует ли, на ваш взгляд, «светское миссионерство»?
– Конечно, существует. Например, приезд политического лидера, крупной государственной фигуры к святым христианским местам в Иерусалиме или визит на Афон –  это мощный миссионерский шаг. Именно поэтому некоторые влиятельные силы в мире этому сильно препятствуют. Я помню, как готовилась поездка на Афон Евгения Максимовича Примакова. Это вообще был первый визит министра иностранных дел в монашескую республику. И вот, как бы случайно, находились десятки обстоятельств, которые мешали это сделать. Потребовалась политическая воля – и визит состоялся. Кстати, и визит нашего президента Владимира Владимировича Путина на Афон тоже сильно тормозился из-за всяких «мистических» препятствий. В итоге он попал на Афон только с третьего раза.

– МАП в своих документах  использует вслед за идеологами Евросоюза термин «диалог цивилизаций», являющийся отражением тезиса о «столкновении цивилизаций» – теории, придуманной в конце прошлого века американским политологом Сэмюэлем Хантингтоном. Он, кстати, вычленял «православную цивилизацию» в отдельный блок. Есть ли, на Ваш взгляд, смысл говорить сегодня, поправляя Хантингтона, о более широком мировом блоке – христианском – в противовес агрессивно-секулярному, анти-христианскому, крепчающему на глазах блоку?
– Мир сегодня находится в опасной точке бифуркации. Мы не можем даже определить вектор, по которому будет развиваться человеческая цивилизация дальше. Мы – то есть православный мир, и прежде всего Россия, находимся в фокусе этой трансформации.

Еще в середине 90-х, когда формировалась конституция ЕС, мы встречались с председателем европейского Конвента бывшим президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном и буквально вопияли к нему: нельзя выбрасывать из евроконституции положения о христианских истоках и основах Европы – вы потеряете свою идентичность! Позже мы предупреждали европарламентариев прямым текстом: политика «мультикультурализма» потерпит крах. И вот, прошло чуть более 10 лет, и фиаско этой политики признано устами Ангелы Меркель, а сам Евросоюз в кризисе, главный смысл которого отнюдь не в финансах, а в потере идентичности: они уже не знают: кто они и куда идут.

http://file-rf.ru/uploads/2012/8/16/6--380261.jpg
Праздничное богослужение в монастыре Подмаине (Черногория, Будва). Фото из архива фонда.

Главный нынешний «флаг» Запада, называемый «правами человека», изъятый из культурно-исторического контекста конкретных государств, стал серьёзной опасностью для цивилизации в целом.  Он превратился в таран, с помощью которого проламывают сложившиеся столетиями культурные системы, культурные коды. Это не случайная флуктуация, а целенаправленная политика, которую уже определённо можно назвать антихристианской и, шире, анти-традиционалистской, имея в виду все традиционные религиозные и нравственные системы человечества.

Что касается доктора Сэмуэля Хантингтона, то я знаю его лично – встречался с ним и в США, и в Москве, когда он работал в Дипломатической академии МИД РФ над некоторыми своими книгами. Могу свидетельствовать: то, что сегодня выдаётся за «концепцию Хантингтона», часто ему не принадлежит. Однако «православная цивилизация» по Хантингтону, действительно существует. Другое дело, что эту теорию, предварительно вульгаризировав, взяли на вооружение деструктивные глобалистские силы. Пользуясь ей, в частности, начали раскалывать Балканы по линии вероисповедания – чтобы уничтожить Югославию, как самого сильного в регионе антипода «глобализации». Затем, опираясь на извращённого Хантингтона, начали воздвигать вал противостояния между «исламской» и «западной» цивилизациями.

Наш православный подход заключается в другом: разные цивилизации на земле действительно существуют, но между ними нет непримиримых противоречий, обязательно ведущих к войне.

– А как вы  относитесь к тезису о том, что православным следует объединиться  с мусульманами в один блок, противостоящий «бездуховному» и «апостасийному» Западу?
– Я знаю людей, как одной, так и другой веры, продвигающих у нас в стране этот тезис. Всё было бы разумно и замечательно, если бы это касалось только той матрицы православно-мусульманских отношений, которая сложилась у нас в стране. Её можно было рекомендовать и для других стран, если бы в этот процесс вихрем не ворвалась «арабская весна», которая буквально всё перевернула. Требования и претензии радикальных исламистов к миру, в том числе – христианскому миру, сегодня стали гораздо жёстче. Христианам сегодня, как много столетий назад, отрезают головы, рушат и поджигают христианские храмы. Влиятельные исламские шейхи по большей части открещиваются от головорезов под знаменем «джихада», но совладать с этим течением, которое финансируют определённые мировые силы, они, похоже, уже не в состоянии. Поэтому для продуктивного диалога и тем более «союзничества» с православным миром исламу нужно сперва обрести какое-то равновесие внутри себя. То, что сам исламский мир может захлебнуться в этой агрессии, нас, православных, тоже сильно беспокоит.

– Кто же в современном мире может быть союзником православных, кроме православных же?
– Взаимосвязь религиозных конфессий с реальной политической практикой сегодня порой причудлива. Так, например, в МАП Болгарию представляет депутат Народного собрания Республики православный активист Йордан Цонев, избранный в парламент от «турецкой партии». Не так давно я был в Каире по приглашению группы депутатов нового парламента Египта. Там почти половина из 9 избранных христиан-коптов проходили по списку партии «Братья-мусульмане».

Вот бесспорный факт: сильно активизировавшийся сегодня в Африке и на Ближнем Востоке ислам как бы «оживил» и активизировал христианство всех конфессий. И голос православия в этом международном «перепеве» всё более заметен. С ним нельзя не считаться.

Наша справка:
Межпарламентская ассамблея Православия (MАП) – орган, созданный по инициативе греческого парламента в 1994 году. В МАП принимают участие парламентские делегации парламентов-членов организации: Албании, Армении, Беларуси, Болгарии, Грузии, Греции, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, России, Румынии, Сербии, Словакии, Украины, Финляндии, Черногории, Чехии, Эстонии, а также депутатские группы из Австралии, США, Азии и Африки.

http://file-rf.ru/analitics/672

0

12

Богоборчество и его духовная оценка
Протоиерей Андрей НОВИКОВ,24.08.2012

17 августа 2012 г. решением Хамовнического суда г. Москвы три участницы группы «Пусси Райот», устроившие богохульное и кощунственное хулиганское действо в храме Христа Спасителя, были приговорены к 2 годам заключения в исправительной колонии общего режима.
Суд признал Толоконникову, Алехину и Самуцевич виновными в уголовном преступлении, определяемом 213 статьей УК Российской Федерации как «хулиганство, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы».

Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в тот же день выступил с Заявлением по поводу как самого действа, учиненного группой богоборствующих хулиганок, так и состоявшегося судебного решения. К сожалению, в СМИ из всего пространного текста этого чрезвычайно важного Заявления была вырвана лишь одна фраза. Лейтмотивом новостных сообщений стал вопрос: Церковь призвала к милосердию в отношении «Пусси Райот», прислушается ли власть к Церкви? Тут же со стороны защитников богохульниц посыпались обвинения: дескать, слишком поздно Церковь призвала к милосердию, в данной ситуации подобные призывы выглядят «лицемерием» и т.п.

Похоже, однако, «защитники» правды и закона из либерального и антицерковного лагеря либо плохо прочитали, либо сознательно извратили текст церковного документа.

Большая часть Заявления Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви от 17 августа 2012 посвящена духовной оценке поступка осужденных девиц. Эта оценка строго соответствует Божественному Откровению и учению Святой Церкви Христовой, а именно:
действия «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя оценены как «кощунственный акт», «богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам», «грех против Святого Духа». Деяние преступниц приравнено к тем, что совершались в ХХ веке богоборческим большевистским режимом: «бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, проявление ненависти к Церкви», «антирелигиозная ненависть».
В Заявлении Высшего Церковного Совета прозвучало также глубоко верное богословское утверждение: «Существует различие между грехами против человека и грехами против Бога.
Если христианин как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним. В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто посягал на Него как на человека, в то же время предостерегал об опасности греха против Святого Духа: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29)».

Данное утверждение стало ответом Святой Церкви на насмешливые выкрики апологетов кощунниц: дескать, «Бог все прощает», поэтому терпите и не возмущайтесь. Кто-то цитирует слова Спасителя, произнесенные Им со Креста в отношении Его распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Евангелие от Луки, 23, 34). Однако слова эти толкуются абсолютно не так, как понимает их изначально основанная самим Христом Его Церковь. Подлинный их смысл разъясняет один из Отцов Церкви блаженный Феофилакт Болгарский: «Иисус, являя чрезвычайную кротость, молится за них, говоря: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". И, конечно, грех сей простился бы им, если бы после сего они не остались в неверии».(1) Господь молился о Своих распинателях, жалел их и желал им спасения. Точно так же и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви называет «естественным выражение жалости к задержанным» и напоминает, что «Бог всегда ищет спасения грешников». Вместе с тем Господь, по святоотеческому толкованию, именно молил Своего Отца о прощении богоубийц, но не даровал им его автоматически. И Он простил бы – если бы и как только распинатели покаялись в содеянном ими страшном преступлении. Если же кто-то понимает прощение в извращенном толстовском смысле «непротивления злу» и смирения со злом, то к такому пониманию Православная Церковь никогда не имела никакого отношения.

Итак, сначала Высший Церковный Совет заявляет, что «недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан». В каком же отношении к декларируемой важнейшей задаче государства стоит, по мнению Церкви, вынесенный 17 августа 2012 г. приговор Хамовнического суда?

Ответ находим в том же Заявлении Высшего Церковного Совета: «Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем».
И фраза из Заявления Высшего Церковного Совета, характеризующая преступление, совершенное «Пусси Райот», как «возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве», текстуально близка к 213 статье УК РФ, на основании которой Хамовническим судом был вынесен обвинительный приговор.
Правота церковной позиции становится еще более очевидной, если вспомнить поведение девиц в суде – они демонстрировали полную уверенность в правильности своего поступка, отказались признать свою вину, и безнаказанность их с большой долей вероятности повлекла бы повторение ими содеянного преступления. Не говоря уже о том, что отныне любой богохульник-революционер получил бы возможность открыто, хоть каждый день приходить в православные храмы и учинять там непотребство.
Первый пример правоты судебного приговора и той оценки, которую дал ему Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви – тот факт, что последователи «Пусси Райот», совершившие осквернение храма в Великих Луках, осуществили свое преступление уже скрытно, как и подобает боящимся закона преступникам, а не явно и публично.

Следующее предложение Заявления начинается вновь с прямого отказа Церкви выступить против приговора участницам «Пусси Райот»: «Не подвергая сомнению правомерность судебного решения…» И лишь затем следуют слова: «…обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий». Призыв к милосердию не означает несогласия Церкви с вынесенным судебным решением. Церковь признала это решение важным прецедентом, обеспечивающим защиту верующих и храмов от посягательств осквернителей и хулиганов.

Поэтому просьба о милосердии - это призыв не к отмене приговора, а к милосердному отношению к преступницам.

Высший Церковный Совет, прежде всего, напоминает, что целью наказания должно быть не отмщение, а, насколько это возможно, исправление преступника.
Ключевую оговорку данной просьбы о милосердии «в рамках закона» либеральные СМИ попросту выбросили из своих кричащих заголовков.
Между тем в рамках российского законодательства возможно совершенно определенное проявление милосердия к осужденным со стороны государственной власти – помилование, в ответ на обращение к президенту с просьбой об этом.
А такая просьба означает признание преступницами своей вины и раскаяние. То есть вновь и вновь Церковь Христова возвращает несчастных и утопающих в дьявольской гордыне богохульниц к единственному выходу из той ситуации, в которую они сами себя загнали, - покаянию, которое, оказывается, может оказать влияние на судьбу человека и в рамках сугубо юридической процедуры. И не вина Церкви в том, что все участницы мерзкой выходки в храме Христа Спасителя, по народной поговорке, бегут от покаяния, как бес от ладана.

Нельзя игнорировать также и то, что в Заявлении Высшего Церковного Совета просьба к государственной власти о проявлении милосердия к осужденным в рамках российского законодательства обусловлена выражением надежды на то, что девицы «откажутся от повторения кощунственных действий». Совершенно справедливо то же Заявление говорит о естественности проявления жалости к осужденным. Такую жалость и сострадание Церковь всегда проявляла ко всяким преступникам – и к ворам, и к убийцам. «Пусси Райот» тут не исключение, Церкви жалко любого падшего человека. Однако жалость не означает попустительства, не означает призыва к государству открыть двери тюрем.
Чтобы преступник мог вновь вернуться в общество, он должен, прежде всего, изменить себя самого, сам научиться понимать страдание тех, кому он причинил боль, отвергнуть свои преступления и выразить готовность никогда не повторять их впредь.
В противном случае оставление преступника на свободе, а уж тем более юридическое оправдание его преступлений лишь подтолкнет его к повторению беззаконий.
А это бы означало, что государство подрывает собственные основы - вместо того чтобы, как говорит об этом святой апостол Павел в послании к Римлянам (13, 3), быть «отмстителем в наказание делающему злое».

Наконец, последнее. Многих смутила лавинообразная шумиха в защиту богохульниц и их выходки в храме Христа Спасителя, поднятая на Западе в самых разных кругах, от Госдепа США до нарядившегося в женское платье гомосексуалиста мэра Рейкьявика и многочисленных поп-звезд. Только повода для смущения здесь нет. Что касается поп-звезд, то одни из них, как и «Пусси Райот», - насадители воинствующего безбожия и не знающей границ безнравственности, другие введены в заблуждение пропагандой и истерией, нагнетаемой первыми. Если же говорить о сентенциях Госдепа и живущих его указаниями политиков, то достаточно вспомнить, как в XIX – начале ХХ века точно таким же образом поучавшая нас «цивилизованная Европа» предоставляла политическое убежище и брала под защиту террористов из России, этих «невинных жертв кровавого царского режима и борцов за свободу, права человека и демократию».
Главное в истории с «Пусси Райот» – не пытаться приобрести «имидж» в среде защитников прав извращенцев и воинствующих богоборцев, с остервенелой ненавистью рвущих с самим напоминанием о христианских корнях Европы и Америки.
Главное – хранить духовно-нравственный код Русской цивилизации, возросшей на христианских ценностях и неразрывно с ними связанной.

(1) Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки // http://www.magister.msk.ru/library/bibl … ofb003.htm

http://www.fondsk.ru/news/2012/08/24/bo … cenka.html

0

13

Русь изначальная

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/thumbs/1353385541_image_0106_vecher.jpg

В ЧЁМ изначальные русские праславянские корни?
Пожалуй, в том, как отразилась уже на истоках русской истории борьба Добра и Зла в проблеме войны и мира.
Как уже было сказано, Россия в истории человечества стоит особняком. Роль и значение войн для неё всегда были принципиально иными, чем для остальных великих держав, а русская история, как никакая другая, даёт нам много поводов для размышлений в этом направлении, потому что Российское государство по критерию «мощь — сдержанность» оказывается уникально миролюбивым на протяжении большинства важных периодов своего существования.

И тому есть причины — в отличие от других великих держав, Россия на больших войнах чаще теряла, чем приобретала.

Французы говорят: «На войне как на войне», но это — не философия солдата, защитника Отечества, а оправдание нарушения законов и норм обычной жизни в ситуации, когда пределы вседозволенности определяются лишь грубой силой.
Французы говорят: «Труп врага веселит», и они же утверждают: «Труп врага всегда пахнет хорошо»…

У русского народа нет подобных «крылатых фраз».
Для русского человека война всегда была тяжёлым испытанием, навязанным извне, и всегда же — трудом. Не знаю, но могу предполагать, что словосочетание «ратный труд» имеется лишь в русском языке! Оно и понятно...
Можно ли назвать ратным трудом походы, например, Александра Македонского? Или — Ганнибала и Цезаря?
Или — Наполеона? Или — Столетнюю и Тридцатилетнюю войны, Войну за испанское наследство, за независимость североамериканских колоний?

Вряд ли…

А русские всегда предпочитали мирный труд на своей земле вооружённому захвату чужих земель.
Но и ратным трудом на своей земле русским приходилось заниматься постоянно — отнюдь не по своему желанию. В том числе и поэтому русский народ, умея воевать, всегда стремился к миру.

Эта наша особая миролюбивая черта проявляется даже в языке.
Если слово «война» в русском языке, как и во всех прочих, имеет один — грозный и однозначный смысл, то слово «мир» в русском языке означает два хотя и внутренне родственных, взаимозависимых, но всё же разных понятия.
Современное правописание скрыло характерную деталь, которая в дореволюционном языке была очевидна. Слово «миръ» в словаре Даля определяется как «отсутствie ссоры, вражды, несогласiя, войны; ладъ, согласiе, единодушiе, прiязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствiе».
А слово «мiръ» (через «i»!) тот же Даль трактует как «вселенная; наша земля, земной шаръ, свътъ; всъ люди, въеь свътъ, род человъческiй...» К слову, этим же словом «мiръ» обозначается и «община, общество крестьян».

В английском же, например, языке «мир» — это «peace», a «мip» — это уже «world».

Вообще-то современная русская норма, объединившая два понятия в одном написании, представляется вполне удачной.
Она даже более глубока и символична по сравнению со старой нормой. Нет мира людей без мира в мире.

Вряд ли есть другой великий и могучий народ, кроме русского, который воспринимал бы и проводил в жизнь этот принцип так последовательно и «массово» с самого начала своей национальной истории.

Но когда началась эта история?

..................................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи   Русь изначальная

ЗНАМЕНИТЫЙ наш историк Василий Осипович Ключевский первый раздел 5-й лекции из своего курса русской истории озаглавил «Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей истории». Что ж, для конца XIX века такой подход был допустим. И археологические раскопки, и славянский фольклор как источники исторических знаний тогда в ходу ещё не были. Поэтому Ключевский мог отсчитывать нашу историю от её летописного начала…

Плохо то, что и в начале XXI века мы часто воспринимаем русскую историю всё так же — со времён Рюрика, Олега, Игоря, Святослава, Владимира… Однако это — конец первого тысячелетия нашей эры. Помним мы о древлянах и полянах, о русичах и вятичах… Но и это — начальные века нашей эры. То есть — не более двух тысяч лет.

А ведь первый период нашей истории, в котором отыскиваются корни русского народа, начинается не тысячелетие, не два назад, а, по крайней мере, десять-пятнадцать тысяч лет назад! Теперь мы знаем, что праславяне тшинецко-комаровской, например, культуры жили в бронзовом веке. Это десять тысяч лет тому назад. А на берегах Дона в Воронежской области у села Костенки обнаружено древнейшее в Европе поселение людей кроманьонского (то есть современного) типа. На площади в 10 квадратных километров раскопано более 60 стоянок эпохи верхнего палеолита в возрасте от 15 до 45 тысяч (стоянка «Костенки-12») лет. То есть, однажды придя сюда, люди из этих — издревле славянских, русских — мест уже не уходили на протяжении десятков тысяч лет!
У Ключевского о тех временах и слова нет. Он о них просто представления не имел. А его «Древняя» Русь — это, собственно, Киевская Русь раннего Средневековья!

Но русский национальный характер ко временам киевского великого князя Владимира уже давно сложился, и изначально он формировался как осознание глубокой связи с природой. Значит — был в основе своей гармоничен. Потом он был неоднократно искажён и исковеркан, но нечто, входившее в душу русских славян тысячелетиями, оставалось и передавалось из поколения в поколение.
И в чём не устарел подход выдающегося нашего историка, так это в соединении истоков русского национального характера с природой России.
Ключевский писал так:
«Лес, степь и река — это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению».
«Лес, — замечает он, — служил самым надёжным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Степь — широкая, раздольная, воспитывала чувство шири и дали, представление о просторном горизонте. Русская река приучала своих прибрежных жителей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение».

Прекрасная, точная характеристика, вполне применимая, между прочим, к СССР. При этом в такой характеристике ничто не указывает на условия, которые подталкивали бы русских славян к мечу, а не к плугу. Держать постоянно в руках меч вынуждали нас не идущие изнутри импульсы Зла, а необходимость отстоять себя от напора внешнего Зла.
Академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» пишет (отточия, как и выше, для удобства опускаются):
«Праславянам с юга грозили киммерийцы. Приднепровские славяне оказались впервые в своей истории под ударами первых кочевников-степняков. Однако праславяне, жившие в приднепровской лесостепи, нашли в себе достаточно сил для того, чтобы, во-первых, создать по образцу киммерийского своё вооружённое всадничество, а во-вторых, выстроить примерно в IX — VIII вв. до н.э. (это более чем за полторы тысячи лет до святого Владимира! — С.К.) на границе с киммерийской степью целую систему крепостей, в которых могло укрыться от набега все население окрестного племени».

Подчеркну: праславяне защищали именно всех, а не избранных. Так, к VI веку до нашей эры относится постройка — с участием всего населения — громадного укрепления в Поворсколье площадью около 40 квадратных километров, с периметром стен почти 30 км. «Весь комплекс справедливо рассматривают как укрепление, построенное для союза племен, разместившихся по Ворскле. На случай опасности здесь действительно могли укрыться десятки тысяч людей со своими пожитками и стадами», — замечает Рыбаков.

Это — данные раскопок. Но академик Рыбаков проводит и интересное исследование связи с реальными археологическими данными южнорусских, украинских легенд Поднепровья о страшном Змее и Кузнецах-змееборцах.
Переходя к связи жизни и мифа, он пишет:
«Праславяне на Тясмине и на Ворскле — на пограничье с киммерийско-скифской степью — строят разнообразные мощные укрепления, требовавшие всенародного участия. Здесь первобытность подходит к своему высшему пределу, и мы вправе ожидать рождения новых представлений и вправе искать их следы в позднейшем фольклоре. Филологи справедливо считают эпоху металла и патриархата, когда происходит этническая и политическая консолидация, временем зарождения новой формы — героического эпоса».

И кто же становится эпическим героем у наших праславянских предков? Рыбаков отвечает на этот вопрос так:
«В праславянской области рождение плуга, кузницы и воинов-богатырей происходит в единое время; культурный герой-кузнец и воин, защищающий свой народ, хронологически слиты воедино».

Итак, славянским героем оказывается не завоеватель, а защитник. Причём защитник, соединяющий в себе и созидательное начало, и силу, способную вооружённой рукой защитить ею же созданное!

Защитить слабых способен лишь добрый, злой их обижает. Не так ли? А русские Кузнецы-богатыри в легендах борются с беспощадным Змеем, пожирающим и старого, и малого. В образе Змея исследователи справедливо усматривают олицетворение степняков-кочевников, выжигавших всё дотла. Как видим, огненные языки внешней беды пылали на Земле Русской задолго до татаро-монгольского нашествия. Глубоки, глубоки истоки Русского Добра!

Победив Змея, божественные Кузнецы запрягают его в выкованный ими плуг и пашут на нем гигантскую борозду. Причём оружием победы становится не меч, а кузнечные клещи. И когда чудесный Кузнец схватил Змея клещами, то Змей предложил: «Довольно, будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». В ответ же слышит: «Лучше переорать свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей».

Итак, силой Добра создаётся такое положение дел, когда на пути агрессии воздвигается непреодолимая преграда. Соответственно, не агрессивность, а сдерживание агрессии — изначальная воинская философия русского праславянства! Миролюбивая политика России восходит к традициям нескольких тысячелетий.

Равнинная необъятная Русь всегда была удобным полем для нашествия агрессора, поэтому и во время создания праславянских легенд, и много позже русским людям приходилось воевать часто и кроваво. Не всегда, надо сказать, это были лишь оборонительные войны. Но в первооснове нашего национального характера агрессивность не привилась — что видно и по составу пантеона основных языческих русских богов.

Список их составил святой Владимир в 980 году нашей эры — когда готовил крещение Руси. Вот этот список: громовержец Перун, повелитель ветров Стрибог, солнечно-огненные Даждьбог и Хоре, крылатый пёс Симаргл, охраняющий посевы, и богиня Макошь — пряха судьбы. Этот список — некий официальный итог мифотворчества многих поколений.

Через восемь лет языческие «идолы» будут порублены во славу Христа. Лишь среброголового и златоусого Перуна дружинники Владимира с почётом сплавят по Днепру до порогов. Но богу войны в этой компании места не нашлось.

Нет его ни среди основных, ни среди второстепенных русских богов. Сварог-кузнец… «Земной» скотоводческий бог Велес… Ярило — сила зерна… Лада-весна, несущая радость и счастливый брак… Все эти образы наполнены мирными заботами и устремлениями, мирной жизнью и мирным мироощущением. Они наполнены Добром.

В жизни праславян был ещё один бог — Род, значение которого в первых фольклорных исследованиях принижалось до роли чуть ли не простого домового. Однако Род — это не просто олицетворение крепости и неделимости племенного рода, собрания потомков, но и славянский аналог Саваофа, Творца, Создателя.

Бог Род древнее Перуна!

И то, что главное, потаённое, пришедшее из эпохи первого осмысления Бытия божество у славян отождествлялось с идеей рода — большой «семьи», тоже говорит о национальном славянском характере многое. И это «многое» также окрашено не кровью, а мыслью о мире.

Прочно вошел в славянское сознание и сохранившийся до XIX века древний матриархальный культ рожаниц, двух Лосих — матери и дочери. Можно сказать, что идеи вселенской Доброты стали не столько философией русского славянства, сколько жизненным и социальным принципом, глубоко вросшим в быт народа.

Даже в отношении своего героического эпоса Россия в истории мира стоит особняком. У нас нет своего «Сказания о Гильгамеше», нет своей «Илиады», хотя русские и прибивали русский щит к вратам Царьграда. Зато у нас есть былины о витязях — защитниках Руси и народа. Причём это — общерусские герои, герои не только южной Киевской Руси, но и северного Московского государства. Это видно из того, что «киевский» цикл русских былин был открыт в XVIII — XIX веках на великорусском севере как результат записей живого повествования сказителей в Заонежье, на берегах Печоры и Белого моря.

Да, Русский Север стал называться «Исландией русского эпоса», но героями этого эпоса были русские киевские князья и русские богатыри русской киевской дружины. И хотя в былинах фигурируют опоэтизированные образы, они в своей основе историчны. Причём даже из поэтических былин видно, что их герои — деятели вполне централизованного государства. Впрочем, Киевская Русь выступает как единое государство со столицей Киевом (caput regni) и в летописных иностранных хрониках, например, в польском латиноязычном средневековом источнике «Хроника Галла Анонима», относящемся к началу XII века. И эта территория уже тогда была территорией Добра.

В своё время в Советском Союзе чуть ли не в каждой чайной висели васнецовские «Три богатыря». Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитая русская былинная троица, родившаяся в разных краях единой Русской земли.

«Малая» родина Ильи понятна уже из его прозвища — он родом из города Мурома, из села Карачарова. И Илья, «тридцеть лет» просидевший на печи, — это образ той Руси, которая — по позднейшей характеристике Бисмарка — «долго запрягает, но быстро ездит».

Что же до Добрыни, то он, как сообщает нам В. И. Калугин, автор-составитель прекрасного сборника «Былины» (М.: Современник, 1991. — Сокровища русского фольклора), имеет, скорее всего, реального исторического прототипа — дядю князя Владимира Святославича, посадника новгородского, а затем воеводу киевского Добрыню. Упоминания о нём есть и в «Повести временных лет».

У Алёши Поповича — сразу несколько исторических прототипов.

И служат все трое, как и их ратные товарищи (а их в былинах упоминается до пятидесяти!), «красну солнышку» «ласкову князю Владимиру», что княжит в «красном Киеве-граде». А ещё точнее — служат они русскому народу.

* * *

СЕГОДНЯ русские былины читаются иначе, чем десятилетия назад — в стабильные времена могучей Советской Руси.
Сегодня возник вызов самой исторической будущности Российского государства.
И это заставляет нас по-новому посмотреть на идеи «богатырского» цикла русских былин.
«Заставы богатырские — не просто поэтический вымысел, плод народной фантазии, а отражение вполне реальной исторической действительности. Именно такие богатырские заставы веками ограждали Русь со стороны Дикого поля, первыми принимали на себя удары косогов, хазар, половцев, а позднее — языц незнаемых, были, по сути, военными крепостями, пограничными форпостами Руси. И так было не только во времена Киевской и до-киевской Руси, но и в более отдаленные, когда в Приднепровье проходили оборонительные линии праславян… — знаменитые “Змиевы валы”».

То есть былинные богатыри, боевые соратники Владимира по защите Русского Добра, — это продолжатели традиций могучих праславянских племенных союзов, потомки легендарных поднепровских Кузнецов-змееборцев, боровшихся со страшным Змеем.

И стоит ли нам, да и Европе, забывать, что праславянские Кузнецы заслонили от напора Дикого поля не только Русь, но и Европу. А ведь не поддаётся силе лишь Добро. Зло ей всегда уступает!

Конечно, по мере развития и усиления мощи средневековой Руси отношение к проблеме Добра и Зла на княжеском, владетельном уровне начало размываться. Знаменитый князь Святослав Игоревич вёл внешние войны на Балканах и — по мнению, например, советского историка А. Н. Сахарова — имел планы создания империи на Юге, почему и ходил на Византию, прибив щит к вратам Царьграда-Константинополя... Казалось бы — ну чем не восточный аналог западного Карла Великого? Разница в том, что Карл был более удачлив в своих планах, чем Святослав.

Так или иначе, Святослав в истории формирования Русской Вселенной оказался эпизодом. Уже его сын, Владимир I Святославич, крестивший Русь, и внук Ярослав Владимирович Мудрый, при котором была составлена «Русская Правда», были озабочены обустройством собственных земель, а не мечтами о чужих. Внук Ярослава Мудрого, киевский великий князь Владимир II Всеволодович Мономах, в 1108 году основал Владимир-на-Клязьме, положив начало Владимиро-Суздальской земле. А через 130 лет Руси выпал особый жребий — уже в новой исторической обстановке, в Средневековье, нам вновь пришлось оказаться на пути дикой кочевой волны.

И вновь Русь прикрыла Европу. Мы о том часто забываем, а злые силы Европы, мира и «Россиянин» делают всё для того, чтобы мы никогда об этом не вспомнили. Они пытаются выставить русских варварами, чтобы не выплыл на свет Божий тот исторический факт, что ранняя русская цивилизация ничем не уступала только формирующейся новой, средневековой европейской цивилизации и что эта очень перспективная и самобытная цивилизация приняла на себя удар степного кочевого варварства и, не сумев полностью отразить этот удар, была разрушена.

Изначально русские — не варвары, но они были отброшены в варварство варварами, позволив западным европейцам развивать их цивилизацию. Русское Добро вновь приняло на себя миссию противостояния Злу — как и во времена Кузнецов-змееборцев. Хотя на этот раз исход такой миссии оказался трагичным. Для Русского Добра наступила эпоха первых тяжелейших испытаний.

Автор Сергей Кремлёв  http://topwar.ru/21148-rus-iznachalnaya.html
Первоисточник http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KREMLEV_S … ev_S..html

*************

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif В контексте статьи,темы:
Русская История
Русская Кухня
Русский Дом
Праздники славян

0

14

Православные верующие отмечают рождественский сочельник

Православные христиане сегодня, 6 января, отмечают сочельник – канун (навечерие) Рождества Христова.
В этот день верующие с особенной тщательностью готовятся к встрече праздника. Сочельник является завершением многодневного поста.
По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи "до первой звезды". Первая взошедшая звезда в этот день является символом Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

Разговляться принято сочивом - постным блюдом из обваренных зерен пшеницы или риса, смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком и с медом.
Это блюдо и подарило название празднику.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит сегодня литургию в храме Христа Спасителя, начало литургии в 9:30, сообщила пресс-служба Патриарха.

В ночь с 6 на 7 января 2013г. патриарх Кирилл совершит в храме Христа Спасителя божественную литургию.
Она начнется 6 января в 22:30. Прямую трансляцию богослужения из храма Христа Спасителя будут вести, в частности, "Первый канал" и телеканал "Россия".

Помимо Русской православной церкви Рождество 7 января отмечают Украинская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, афонские монастыри,
а также часть католиков и протестантов, живущих по Юлианскому календарю.

http://top.rbc.ru/society/06/01/2013/839437.shtml


Верующие готовятся встретить один из главных церковных праздников. В Храме Христа Спасителя началась литургия, которую проводит Патриарх Кирилл. А поздно вечером пройдет праздничная Рождественская служба.
Сейчас подходит к концу четырехнедельный пост, во время которого следовало исповедоваться и причащаться. Но в этот день ограничения особо строгие. Разрешено только сочиво - как правило, это размоченные и разваренные зерна пшеницы или риса, а также овощи. И так - "до первой звезды". По преданию, увидев ее на небе, волхвы пришли к месту рождения Христа со своими дарами.
Прихожан сегодня ждут более чем в 30 тысячах церквей и храмов по всей России. В Москве для удобства верующих, отправляющихся на Рождественскую службу, на час продлили работу городского транспорта - до 3 ночи.

Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/social/223427

0

15

Исполнить заветные мечты детей в эти праздничные дни может каждый

Сделать праздничные дни еще более радостными для тех, кто в этом нуждается особенно…
Благодаря интернет-порталу "Милосердие.ру" это под силу всем, у кого есть желание и возможности. Т
ам собраны заветные мечты ребят из детских домов, многодетных семей, и не только.

Новенький раскладной самокат последней модели - мечта любого мальчишки. Александр Сотников покупает его в подарок к рождеству.
Кому именно - он пока точно не знает, с будущими счастливыми обладателями игрушки - детьми из семьи Керовых - Александр даже не знаком.
Видел только фотографии в интернете.

На интернет-портале Милосердие.ру десятки имен и фотографий. Многодетные семьи, пенсионеры, дети из детских домов, бездомные.
Для них православная служба Милосердие организовала акцию "Помощники деда Мороза".
Любой желающий может выбрать нуждающегося человека и сделать ему подарок к Рождеству.

Пункт приема подарков расположился в Марфо-Марииинской обители Москвы. В день сюда приходит около полусотни человек. Несут практически все: от одежды до крупной бытовой техники. К каждому подарку приложена заявка с кодом: в ней говорится, кому именно предназначена вещь.

"Купили плазменный телевизор, купили нетбук, ноутбук. Потому что все же должны развиваться, все должны идти в ногу с будущим", - говорит благотворитель Илья Шефель.
Рождественскую сказку про Золушку репетируют в Свято-Дмитриевском детском доме.

Это тоже традиция: режиссер спектакля Мария Гарсия каждый год ставит с девочками новый спектакль: "Черную курицу", "Путешествие Нильса с дикими гусями",
теперь вот дошла очередь до Шарля Перро. Репетиции проходят в антураже, которому позавидует, пожалуй, любая театральная студия.

"Что-то сделано своими руками здесь, и девочки принимают в этом участие, что-то нам одолжили в традиционной гимназии, а что-то взяли в костюмерной Мосфильма напрокат", - рассказывает режиссер.

А в хотьковской школе-интернате для детей с проблемами речи от волонтеров службы Милосердие к рождеству получили в подарок специальные ролики.

Тренер Сергей Калачев разработал авторскую методику, позволяющую активизировать развитие речи через сложный комплекс физических упражнений.

"Просто так на роликах катаются все. А жонглировать, кататься на роликах и крутить тросточку очень немногие могут даже профессионалы.
Мы усложняем это направление для того, чтобы активизировать их двигательную активность", - поясняет он.

Жонглируют, крутят, и даже пытаются ездить на моноцикле. Тоже готовятся к рождественскому выступлению.
А пока здесь идет финальный прогон, ледянки достаются всем, а на самокате, решают ездить по очереди: сперва младшие, потом старшие.

До рождества еще есть немного времени, и возможно, кто-нибудь из помощников Деда Мороза в ближайшие дни еще заглянет в эту семью.

Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/social/223428

_____________________

http://uploads.ru/i/o/6/S/o6SFs.gif в контексте,в разделе Новый Год,тема Рождество Христово

0

16

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
Рождество Христово - праздник надежды

Милена Фаустова,6.01.2013

http://m.ruvr.ru/data/2013/01/05/1282300698/6IMG_03401.jpg
митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 2012 декабрь
© Фото: «Голос России»

В преддверии православного Рождества, которое в России отмечается в ночь с 6 на 7 января, давний друг радиокомпании "Голос России" митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил слушателей с наступающим праздником
"Рождество Христово – это праздник надежды на спасение людей от их грехов, на торжество мира и благой воли, поэтому хочется пожелать всем укрепляться в вере и делании добра, радоваться тому, что Христос всегда с нами.
В Священном писании сказано, что только Господь неизменен. Перемены в жизни мира происходят постоянно. И размышлять о них вдумчивому, трезвомыслящему человеку, тем более верующему, необходимо ежедневно.
Вспомним слово Апостольское: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Здесь указание на необходимость не тратить время зря, но возрастать духовно, сколь бы сложными и противоречивыми не были окружающие обстоятельства.
Вот это главное, а перемены, как и раньше, будут сменять друг друга. Главное – не смущаться и видеть в жизни ее центральный смысл.
А это, конечно, пребывание со Христом в Его Церкви".

2012 год был непростым в жизни Церкви и ее верующих. Антицерковные кампании, развернутые не только в России, но и по всему миру, возрастающая христианофобия, излишняя секуляризация общества - это и многое другое должны объединять всех христиан вне зависимости от конфессий в защиту своих духовных ценностей.
Такой пример сегодня подали Русская православная и польская Римско-католическая церкви, подчеркнул православный архиерей:
"Во время визита патриарха Кирилла в Польшу среди прочего обсуждался вопрос о совместном противостоянии нравственной и духовной деградации общества, нападкам на Церковь.
В послании, подписанном в Польше, в частности, говорится, что нередко мы сталкиваемся с враждебным отношением ко Христу, Его Евангелию, к кресту, а также с попытками устранить Церковь из общественной жизни.
Ложно понятая светскость принимает формы фундаментализма и в своей деятельности является разновидностью атеизма.
Поэтому сегодня, несмотря на сохраняющиеся разногласия, православные и католики объединяют свои усилия для противостояния не только направленной против них враждебности, но и тенденциям, разрушительным для благополучия общества".

Митрополит Ювеналий особо подчеркнул, что не стоит ждать, что все трудности и проблемы вдруг разрешатся в одночасье, однако стоит надеяться, что все с Божьей помощью когда-нибудь устроится:
"Церковь как страж дома Израилева, говоря библейским языком, должна врачевать раны, учить, помогать, вдохновлять, утешать.
Конечно, сегодня у нас много недостатков и несовершенств. Именно поэтому мы и хотим строить храмы, больше учить будущих пастырей, потому что их остро не хватает.
Мы не будем ослабевать в нашей деятельности. И с помощью Божьей преодолевать встречающиеся препятствия.
Нам предстоит продолжение нашего служения, предстоит труд. Но он приносит счастье, радость и Божье благословение.
И я хотел бы всем пожелать Веры, Надежды и Любви".

Иерарх Русской православной церкви напомнил, что в 20 веке Россия пережила много трагических событий, которые впоследствии спровоцировали массовое отступление людей от Бога.
Сегодня же происходит духовное возрождение народа и веры. Лучшее, что сегодня можно сделать для преодоления печальных последствий прошлого,
– это жизнь с Богом в сердце и делами во Славу Божию, заключил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

http://rus.ruvr.ru/2013_01_06/Mitropoli … -nadezhdi/

*********

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif В контексте статьи,темы:
Русская История
Русский Дом
Русская Кухня

Читаем также,в разделе Новый Год,тему Рождество Христово
и тему Новогодние закуски и зимнее меню там есть рецепты и к Рождеству

0

17

Рождественское обращение Патриарха Кирилла

rtrussian Опубликовано 06.01.2013

В рождественскую ночь предстоятель Русской православной церкви по традиции обратился к верующим с праздничным посланием.






Рождественская cлужба в храме Христа Спасителя

rtrussian  Начало трансляции: 06.01.2013

(1:03:37 Владимир Путин на службе в Сочи)

В ночь на 7 января в храме Христа Спасителя проходит рождественская служба, которую возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Подписывайтесь на RT Russian - http://www.youtube.com/subscription_cen … =rtrussian
RT на русском - http://russian.rt.com/
Vkontakte - http://vk.com/rt_russian
Facebook - http://www.facebook.com/RTRussian
Twitter - http://twitter.com/RT_russian
Livejournal - http://rt-russian.livejournal.com/

0

18

18 января  Крещенский сочельник

http://www.calend.ru/img/content/i1/1833.jpg
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение

Сегодня вечером православные отмечают Крещенский Сочельник.

Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение.
Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением.
Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя».
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя.
На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. - «святыня»).
Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.
Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно.
Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется.
Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами.
Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1833/

19 января  Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

http://www.calend.ru/img/content/i0/171.jpg
Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви

Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви.
Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа.
Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом.
Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря:
«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

http://www.calend.ru/img/content_images/i3/3358_or.jpg
Вода — начало жизни (Фото: Sergey Goruppa, Shutterstock)

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий.
«Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»).

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы.
Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/

0

19

Крещение: окунаться или не окунаться? Опрос священников
17 января, 2013

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/01/5f76e5787320-580x328.jpg
Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь?
Обязательно ли это делать каждому православному?
Купаются ли в ледяной воде священники?
Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/vigilyanskiy.jpg
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:
Не купанием проверяется вера

— Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/ostrovskiy.jpg
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:
Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании

— Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно.
Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:
«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», — пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/06/01270x405-images-stories-29_5zapoved-o.fedor2_.jpg
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:
Купание — только начало

— Традиция купаться на Крещение — поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь — теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/uminskiy.jpg
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленницу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

http://www.pravmir.ru/kreshhenie-kupats … hhennikov/

0

20

Православные отмечают праздник Крещения

У православных сегодня один из главных церковных праздников - Крещение Господне.
Отмечать его начали ещё с апостольских времён. Он также называется Богоявлением, поскольку, согласно преданию, когда Иисус крестился в водах Иордана, миру была явлена Пресвятая Троица.

Как и в Сочельник, в этот день происходит Великий чин освящения воды.

Считается, что она обретает целебные свойства. Как раз в эти минуты патриарх Кирилл совершает Божественную литургию в московском Богоявленском кафедральном соборе.

По традиции, праздник сопровождается купаниями в прорубях-иорданях, сделанных в форме креста. Не останавливают даже морозы. Только в Москве окунуться в ледяную воду минувшей ночью решились более 80 тысяч человек.

На то, что "выход на лед запрещен", в эту ночь не обращают внимания даже сотрудники МЧС. Спасатели вместе со священнослужителями буквально помогают всем желающим спасти душу, и не поранить при этом тело.
"Для меня это святой день, и, я думаю, это нормально, каждый православный человек должен принять участие", - сказал Георгий Харибегашвили.
Чудом назвали вербу, что зацвела в городском саду Южно-Сахалинска в самый канун Крещения. Ведь на улице мороз минус 25, а она цветет и пахнет. Прямо у подножия - крещенская купель.
"Для кого-то это чудо, для кого-то, может быть, это необъяснимый факт. Я думаю, что это такой добрый знак того, что у нас сейчас замечательный праздник и у нас такой подарок", - сказал протоиерей Виктор Горбач.

Подарком для верующих, но вечно занятых и спешащих жителей столицы, стали купели  прямо у стен Кремля. Это примета большого города, когда даже до купели далеко ходить не надо.
Прямо в центре Москвы, на площади Революции. Чаны почти как в сказке про Конька-Горбунка. Только здесь вода в них одинаково холодная.
Судя по брызгам, почти как в озере. Впрочем, те, кто решает нырнуть, придерживаются иного мнения.

В Петропавловске-Камчатском батюшка освятил целую Авачинскую бухту. Соленая вода в ней не замерзает. Горожане под шум прибоя окунаются прямо в Тихий океан.
Те, кто любит погорячее, предпочли термальные источники. Температура воды в них плюс 43, Крещение здесь проходит как нигде размеренно и неспешно.

Церковнослужители, медики и спасатели предупреждают: купание в проруби может быть опасным для здоровья. К тому же одна лишь святая вода все равно не сможет смыть все грехи.

Приобщаться к благодати можно и не столь эффектными, но не менее действенными способами.

"Кто-то пьет святую воду, кто-то погружается в нее, кто-то ею умывается. Большого значения это не имеет.
Самое главное, чтобы это совершалось с верой", - говорит архиепископ Егорьевский, управляющий северо-западным Викариатством Москвы Марк.

Очереди к иорданям не уменьшаются даже к утру.
Искренней веры, во всяком случае, в собственные силы и что-то хорошее, что непременно должно случиться, всем пришедшим в эту ночь к крещенским купелям точно не занимать.

Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/social/224316

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси