Тайны сталинских высоток
Александра Захарова,25.05.2012
Фото: РИА Новости
55 лет назад завершилось строительство гостиницы "Украина", одной из семи сталинских высоток, которые стали не просто визитной карточкой российской столицы, но и одними из самых мистических объектов города, вокруг которых ходит масса легенд
Гостиница "Украина" торжественно открылась 25 мая 1957 года и стала второй по высоте среди семи московских небоскребов после МГУ. "Украина" открывалась со скандалом. Тогда Хрущев принял постановление о борьбе с излишествами в архитектуре. Интерьеры пришлось сделать намного скромнее, чем в другой высотке - гостинице "Ленинградской", роскошные убранства которой выполнены в стиле русского барокко. Сохранили лишь огромную коллекцию картин и скульптур, рассказывает краевед Денис Ромодин:
"До определённого времени это была крупнейшая в Европе гостиница. Изначально она была безымянной. Из-за сложного грунта здание строилось долго, основные работы проводились уже во времена Хрущёва. Тогда праздновали 300-летие воссоединения России и Украины. Так появилось название "Украина". Ну а самое интересное, что там отсутствует 13-й этаж и 666-й номер".
Небоскребы в Москве начала ХХ века – дань моде. Когда в Нью-Йорке появилась Эмпайр Стэйт Билдинг, в советской столице решили не отставать. Сталин постановил создать самый крупный в мире комплекс зданий высотой до небес. Причем не в сухом индустриальном стиле, как это было в США, а помпезный и дорогой – по примеру московского метро, где каждая станция – дворец. Позже аналогичные высотки СССР построили в Риге, Киеве, Бухаресте и Варшаве. Естественно, что у амбициозного проекта сразу появились свои тайны, отмечает архитектор Николай Васильев:
"Больше всего легенд ходит про здание МГУ. Оно стоит на замороженном грунте, а в подвалах стоят холодильники. Если их отключить, то здание упадет в реку. На самом деле это смесь двух легенд. На Воробьевых горах царь Александр I хотел построить Храм Христа Спасителя. Но после его смерти Николай I решил изменить место, строить там, где сейчас Храм и стоит. Одна из причин – плохие почвы, на самой высокой точке строить было невозможно. Когда начали возводить Университет, его пришлось немного переместить с холма, где можно было строить. На Красных Воротах высотка прямо над станцией метро. Именно там замораживали грунт. Выкопали фундамент, построили, а потом заморозку отключили. Грунт растаял и просел, здание встало на свое место, потому что его умышленно возводили с отклонением от вертикали".
По замыслу Сталина в Москве должно было появиться девять небоскребов. Спроектирован был и самый высокий для тех времен в мире Дворец Советов. Строительство огромного многоярусного здания с обилием колонн, увенчанное гигантской статуей Ленина высотой 420 метров началось в 1931 году на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. В годы войны, когда были готовы фундамент и нижние ярусы, объект разобрали: из металлических конструкций и камней построили железнодорожные мосты.
А с противоположной стороны Кремля должно было быть административное здание, назначение которого до сих пор окутано тайной. Проект в Зарядье лично курировал Лаврентий Берия, министр внутренних дел. По одной из версий туда могла переехать легендарная "Лубянка" - органы советской госбезопасности. Однако строительство было прервано сразу после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Каркас, возведенный практически до половины, разобрали. Его детали использовались для строительства стадиона в Лужниках. Позже на фундаменте высотки выросла гостиница Россия, которую снесли в 2006 году. Сейчас там пустырь, на котором власти города обещают в ближайшие годы обустроить парк.
http://rus.ruvr.ru/2012_05_25/75957485/
*Сталинский ампир — лидирующее направление в советской архитектуре (1933—1955-е годы), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина. Некоторые исследователи считают сталинский ампир вариацией ар деко, выразившим общемировую усталость от радикальных преобразований.
Отличительные черты
1.Стилизация под начало XIX века — эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир: жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики (пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих).
2.В интерьере: мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы.
3.Использование элементов барокко в декоре.
4.Эклектика.
7 Сталинских высоток
План Москвы в соответствии с Генеральным планом реконструкции.
1 - Здание МГУ
2 - Гостиница "Украина"
3 - Жилое здание на Кудринской площади
4 - Здание МИД
5 - Дворец Советов (не построен)
6 - Админстративное здание в Зарядье (Восьмая высотка - не построена, вместо нее "выросла" гостиница "Россия")
7 - Гостиница "Ленинградская"
8 - Административно-жилое здание на площади Красных Ворот
9 - Жилое здание на Котельнической набережной
Победа в 1945, а также реконструкция города в предвоенное время, определили явное предпочтение монументальным торжественным решениям. Создание системы высотных зданий, согласно единому градостроительному плану, было одобрено в 1947 специальным решением советского правительства.
Восемь высотных зданий (одно не было достроено) должны были продолжить и обогатить прежние направления, определить опорные точки города, способные акцентировать его вертикальные отметки. В ходе реконструкции в 1930-е были разрушены многие церкви и колокольни, тогда же появились различные многоэтажные здания и силуэт города претерпел глубокие изменения. Москва рисковала потерять одну из своих традиционных особенностей.
Считалось, что с возведением пояса высотных зданий будет восстановлена традиция древней России. Строительство высотных зданий намечалось в особо значимых и престижных местах, чтобы создать в сердце города систему новых отправных точек, связанную с историческим центром, что сразу очертило его границы.
С появлением каждого высотного здания образовывалась сфера общественного и бытового назначения: здания становились катализаторами новых видов городской деятельности, стимулируя также новые технологии и конструктивные решения. Стилистически все высотные здания - свидетельство возвращения к архитектуре 1930-х.
*************************
Городские легенды - Сталинские высотки
http://video.mail.ru/bk/maksim909/1486/1498.html