Окружая Россию и Китай: работоспособна ли противоракетная оборона?
Один из серьёзнейших вопросов в области космических технологий сегодня – будет ли реально функционировать «противоракетная оборона» (ПРО)? Не так давно мы видели статьи, в которых обосновывалось, что она не работает и никогда не будет. Я бы предположил, что в зависимости от занимаемой позиции можно подвести факты и в пользу того, что ПРО вполне справляется с поставленными задачами. Всё это – вопрос восприятия и определения.
При рассмотрении вопроса с точки зрения русских или китайцев можно заметить, что в отличие от некоторых критиков ПРО, они смотрят на неё совсем по-другому. Критики видят разыгранные по сценарию испытания Агентства противоракетной обороны, а Россия и Китай – сверхактивную программу развёртывания, которая напрямую связана с объемлющей военной экспансией США-НАТО, направленной в конечном счёте на то, чтобы взять их в кольцо.
Сегодня критики могут видеть в системе ПРО большей частью корпоративный распил, тогда как русские и китайцы вглядываются в 2020 год и дальше, когда новые поколения хорошо финансируемых исследований и программ доработки (запущенных теперь 28-ми членами НАТО) дадут более быстрые, точные и дальнобойные ракеты-перехватчики.
Критики могут в известном смысле способствовать демобилизации оппозиции программе. Некоторые активисты движения за мир считают, что тратить энергию на борьбу против программы, на которую эксперты повесили ярлык непригодной и показной, было бы тратой их драгоценного времени и скудных организационных ресурсов. Но при рассмотрении под более широким углом зрения, в который входит окружение России кольцом баз США и НАТО, а также выбор администрацией Обамы Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве «точки опоры» для военных операций, глазам предстаёт совершенно иная картина.
Военное окружение США-НАТО России и Китая в корне меняет саму основу вопроса о ПРО. Не стоит забывать, что в ежегодной компьютерной командно-штабной военной игре Космического командования упреждающий удар по Китаю (сообщалось в Aviation Week) назначен на 2016 год. Существование ПРО становится решающим фактором, учитывая наличие у Китая порядка 20 единиц ядерного оружия, способных достичь западного побережья США. Космическое командование вводит в игру ещё одну умозрительную космическую технологию под названием военно-космический самолёт, которая в настоящий момент находится в разработке. Эта система помогает нанести первый удар по китайским ядерным силам. Когда Китай в качестве удара возмездия выпускает оставшиеся у себя ядерные ракеты, для их сбивания как раз используются системы ПРО США, размещаемые сейчас по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. Нынешние системы перехвата PAC-3 (ЗРК «Пэтриот»; прим. mixednews.ru) наземного базирования разворачиваются в Тайване, Японии, Южной Корее и на Окинаве. Вдобавок, к китайскому побережью стягивается всё больше перехватчиков SM-3 на борту эсминцев, оснащённых системой «Иджис». Так что опыт Китая заключается в том, что сценарии военных игр – которые по нашим предположениям он всегда проигрывает – оживают с каждой новой дислокацией, каждой новой военной базой и каждым новым эсминцем «Иджис», выведенным на позицию в регионе.
К этому имеет отношение стоящая перед Стратегическим командованием задача Быстрого глобального удара (для поражения в течение часа целей на другой стороне планеты с помощью «неядерных» ракет) в качестве ещё одного ключевого элемента планирования Пентагоном первого удара.
Китай будет вынужден ответить на эти шаги на большой шахматной доске. Его решение развернуть несколько ПЛАРБ демонстрирует глубокую приверженность обеспечению выживаемости своих ядерных сил при планировании США упреждающего удара. А делегация штата Мэн в Конгрессе, как и других штатов, в свою очередь доказывает, что нам нужно строить больше эсминцев с «Иджис» на Bath Iron Works (судостроительная верфь в штате Мэн, занята производством эсминцев типа «Арли Бёрк»; прим. mixednews.ru), потому что Китай в данный момент увеличивает свои военно-морские силы.
Китай уже давно является твёрдым сторонником предотвращения гонки вооружения в космическом пространстве (ПГВКП) на Конференции ООН по разоружению. Отсутствие энтузиазма с его стороны в оказании всесторонней поддержки Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) напрямую связано с нежеланием США вести серьёзные переговоры по вопросу ПГВКП и поэтому является неотъемлемой частью проблемы ПРО. Китай чувствует, что не может позволить себе отказаться от имеющейся возможности модернизировать существующие или создать новые ядерные вооружения, когда его прибрежный регион обкладывается системами ПРО. При помощи средств космического наблюдения китайские лидеры нервно созерцают сцену по сути удвоения военного присутствия США по соседству со своей страной.
Китай также обеспокоен возможными путями развития систем ПРО космического базирования, которые даже в более значительной степени нейтрализовали бы его средства ядерного сдерживания. Принимая во внимание финансовые вливания в дополнительные исследования и разработки, которые обязательно последуют в результате расширенного в рамках НАТО соучастия в программе ПРО, можно понять испуг Китая.
Российские руководители, тоже давние сторонники ПГВКП, ставят теперь под вопрос своё продолжающееся участие в новом договоре СНВ. Они настаивают на том, что если в результате расширения программы США-НАТО тонкое равновесие между стратегическими наступательными вооружениями и системами ПРО будет разрушено, договор СНВ и будущие переговоры о ядерном вооружении окажутся под угрозой.
Несколько недель назад начальник российского Генштаба Николай Макаров не стал поднимать вопрос нанесения упреждающих ударов по базам ПРО США в Восточной Европе, поскольку Россия смотрит на Поэтапный адаптивный подход Обамы всего лишь как на корпоративный казённый пирог. В ходе двухдневной конференции в Москве Макаров утверждал, что третий и особенно четвёртый этапы развёртывания (ракеты Standard Missile-3 Block IIA и IIB) обеспечат возможность уничтожения ракет средней дальности. Вывод их на позиции в районах Балтийского и Чёрного морей позволит им сбивать российские МБР.
Эти опасения в значительной степени проистекают из обещаний администрации Обамы развернуть в предстоящие годы управляемые системой «Иджис» перехватчики в Чёрном и Балтийском морях.
У США-НАТО теперь есть базы и (или) оперативные управления в Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Литве, Эстонии, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. В то же время партнёрства НАТО распространяются на Азиатско-Тихоокеанский регион с целью включения стран вроде Австралии, Японии, Южной Кореи и с большой вероятностью – Индии. Расширение НАТО по всей Восточной Европе и на Азиатско-Тихоокеанский регион будет подпитывать китайские и российские страхи осуществления в их отношении политики сдерживания.
Кроме того, когда запущенная с боевого корабля США с системой «Иджис» ракета-перехватчик поразила падающий американский спутник-шпион, двигавшийся по 130-мильной орбите над Тихим океаном, на поверхность также всплыли опасения, что эти системы ПРО могут быть задействованы в качестве противоспутникового оружия.
Для того, чтобы быть понятой правильно, ПРО требует рассмотрения в гораздо более широком контексте, чем это ныне делается большинством критиков. Движущей силой подавляющей части конфликтов современного мира является существующая глобальная конкуренция за сокращающиеся дефицитные ресурсы планеты. Недавно сделанное Канадой объявление о том, что в ближайшие годы она потратит 35 миллиардов долларов на расширение своей программы военного судостроения, очевидным образом связано с реальностью таяния льдов в Арктическом регионе, которое позволяет вести там добычу нефтяным и газовым компаниями. США уже собирает под свои знамёна Канаду, Норвегию и других арктических союзников с целью противостояния России в этой свалке за контроль над данными ресурсами.
Тот факт, что Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа и значительными запасами нефти, указывает на одну вероятную причину, по которой США и НАТО окружают её военными средствами.
Неужели до нас так и не дошло осознание того, что наипервейшая задача Пентагона сегодня – это работать в качестве службы по добыче ресурсов для корпоративной глобализации?
В случае Китая, притом что США не в силах тягаться с его экономикой, Пентагон по-видимому твёрдо решил, что контроль над доступом Китая к жизненно важным ресурсам даст Штатам ключи к его экономическому мотору.
Историки годами приводили убедительные доказательства в подтверждение того, что хотя после Хиросимы и Нагасаки ядерное оружие и не применялось, оно играло стратегическую роль в многочисленных после 1945 года инцидентах, как направленные в головы отдельных стран стволы.
Подобным образом, сама лишь угроза ПРО как ключевого элемента в планировании Пентагоном первого удара является заряженным и взведённым ружьём, нацеленным в головы России и Китая. Оба эти государства должны допускать возможность наихудших сценариев и готовить план ответных действий. Восприятие даёт информацию и творит реальность.
Развёртывание ПРО и в самом деле провоцирует Россию и Китай (а также Иран и Северную Корею) на принятие со своей стороны мер военного реагирования. В свою очередь, их ответные меры служат задаче дальнейшей демонизации этих стран в глазах населения США и народов всего мира. В таком случае эти образы агрессивных российских и китайских милитаристов используются для оправдания даже ещё более высоких расходов на военные нужды в США (и среди их союзников по НАТО), призванных отразить их мнимую агрессию.
Американская публика практически ничего не знает о действиях Пентагона по окружению России и Китая системами ПРО, но она знает, что министр обороны США Леон Панетта принимал 7 мая в Пентагоне министра обороны Китая. Тогда «Вашингтон таймс» писала: «Основным вопросом, который будет зондировать США, является цель «весьма активной и стремительной» военной модернизации Китая, особенно для региона, «пребывающего в мире», сообщил журналистам старший представитель МО».
Когда Россия в 1962 году разместила ядерные ракеты на Кубе, особых дискуссий о том, насколько они пригодны к выполнению поставленных задач, какова их дальность действия и мощность в тротиловом эквиваленте, не велось. Озабоченность вызывала их близость к континентальной Америке, а также возможность непонимания и чрезмерной реакции с обеих сторон. Одного лишь присутствия этих русских систем, такого близкого к США, было почти достаточно, чтобы начать смертоносную ядерную войну. Для гарантированного достижения соглашения по выводу ракет с Кубы президент Кеннеди тайно согласился демонтировать все американские БРСД «Юпитер», развёрнутые в Турции и Италии.
Довольно странно, что когда в ходе буквального окружения России и Китая Соединёнными Штатами и их союзниками по НАТО ситуация поменялась с точностью до наоборот, их реакция, аналогичная американской в 1962 году, может показаться нам неожиданной.
Принимая во внимание достаточное количество затраченного времени и денег, можно допустить, что некоторые виды систем ПРО могли быть созданы в качестве «рабочих». Если годы нас чему-то и научили, то тому, что технологический прогресс при разработке оружия неизбежен. Люди начинали, бросая камни друг в друга, а заканчивали дубиной. Затем они перешли к луку и стрелам, пулемёту Гатлинга, ядерному оружию, бомбардировщикам-невидимкам, а теперь учёные сажают вездеходы на Марс. Ну кто, положа руку на сердце, скажет, что ПРО никогда не будет работать?
Пентагон всегда говорит: «Мы одновременно ведём работу по многим научно-техническим направлениям. Некоторые из них успешны, а некоторые нет. Но мы продвигаемся вперёд и способны найти чему-либо применение путём адаптации различных технологий».
Россия и Китай видят развитие ПРО и чётко понимают очертания поставленной задачи. Этим системам уготована роль ключевых элементов пентагоновской стратегии первого удара. Функционален ли некий вариант ПРО или нет – не так важно на фоне общего решения строить и развёртывать наступательную паутину упреждающего удара, состоящую из систем вооружений по периметру России и Китая.
Исторически значимая цель избавления мира от ядерного оружия зависит от серьёзных переговоров и соглашений, которые должны включать запрет на присутствие оружия в космосе.
Сказать, что ПРО неработоспособна, – значит не заметить более широкого содержания вопроса. ПРО вполне успешно работает, облегчая разрушение системы международных договоров, сдерживающих безумное стремление человечества к своему исчезновению. Последние 20 лет Конференция ООН по разоружению находится большей частью в замороженном состоянии, и одна из главных тому причин – проблема космических технологий. США и их союзники из НАТО, выражая корпоративно-финансовые интересы, добиваются контроля и господства над космическим пространством и находящейся под ним Землёй. С чего бы это США быть такими непреклонными в своём отказе вести серьёзные переговоры по ПГВКП, если только они не сохранили надежд и планов по созданию системы превентивного удара из космоса?
Хотелось бы надеяться, что критики ПРО воспользуются данной полемикой по вопросу военной экспансии США-НАТО на восток, чтобы помочь обществу осознать более значимые актуальные проблемы. Мы упускаем ключевой вопрос нашего времени, когда не замечаем того, что ПРО и все остальные системы военного назначения, используемые для окружения России и Китая, являются преградами на пути к ядерному разоружению, серьёзным переговорам по ПГВКП и истинному миру.
На сегодняшний день перед нами стоят реальные проблемы, имя которым – изменение климата и растущая во всём мире нищета. Мы не можем позволить себе стоять в сторонке и наблюдать демонтаж международных договоров и институтов, подобных ООН, в то время как США и НАТО подталкивают агрессивную кампанию по дальнейшей милитаризации земного шара. Будущие поколения напоминают нам о том, что мы должны противостоять не просто каким-то технологическим системам, а политике бесконечной войны, которая разрывает наш мир на части.
Источник http://www.globalresearch.ca/index.php? … ;aid=31070
перевод http://mixednews.ru/archives/18642
- Подпись автора
сила V правде!