Пакистан: «канадская весна»
У Пакистана — приступ военно-революционной болезни. Симптомов много. Нелады Пакистана и соседней Индии из-за Кашмира дошли до того, что индийская полиция советует своим гражданам готовиться к ядерной войне: запасаться медикаментами, водой, едой, фонариками, свечами и спускаться в глубокие подвалы.
Выпущена и распространяется среди граждан инструкция, в которой подробно описано, как вести себя при ядерных взрывах. Индийские чиновники всерьёз советуют жителям штата Джамму и Кашмир строить «убежища, в которых вся семья может жить в течение двух недель».
Исламабад угрожает Дели применением ядерного оружия. Стоит «противнику» проникнуть на его территорию, и кнопка будет нажата.
Вторая причина, по которой Исламабад забурлил, — возвращение на родину после семилетнего отсутствия Тахира Кадри, теолога-исламиста и лидера движения «Минхаджул Коран» («Путь Корана»), человека, семь лет прожившего в Канаде.
И если угрозу атомной войны можно воспринимать пока лишь как повод для новой инструкции, то бурная деятельность господина Кадри привела к старту в стране «арабской весны».
Американский аналитик, профессор журналистики Стэнфордского университета, лауреат Пулитцеровской премии Джоэл Бринкли в статье, опубликованной в «Сан-Франциско Кроникл», справедливо замечает, что на фоне кровавого насилия в Алжире и Мали пакистанские волнения проходят относительно незамеченными. По сути, на них никто не обратил должного внимания, считает он.
Те не менее, события последних дней в Пакистане — крайне важны. Ведь Пакистан, говорит профессор, — совершенно несостоятельное государство — и одновременно государство, обладающее ядерным оружием. Аналитик пишет, что эта страна уже рухнула в пропасть.
Где ещё можно увидеть мусульманского священнослужителя-фундаменталиста, который, будучи до сих пор жителем Канады, сумел привлечь на свою сторону десятки тысяч поклонников на митинг протеста — а там призвать к роспуску правительства? Причём, замечает ехидно автор, этот человек, прежде чем начать речь, залез внутрь грузового контейнера с пуленепробиваемыми стёклами.
Пакистанская власть, по мнению американского журналиста, — это собрание нелепостей. Все до единого правители — и нынешние, и предыдущие, — погрязли в коррупции от каблуков ботинок до кончиков волос.
К примеру, ещё два года тому назад суд обязал тогдашнего премьер-министра, Юсуфа Резу Гилани, начать расследование по поводу коррупции в отношении президента Асифа Али Зардари — причём в то время каждый пакистанец знал, что Зардари, как и большинство государственных чиновников, был полностью погружён в любимое занятие — брать взятки. С тех пор как его жена, Беназир Бхутто, побывала в премьер-министрах, Зардари прославился как «Мистер Десять процентов» — потому что ухитрялся получать откаты от каждой коммерческой сделки.
Гилани не стал слушать судей и отказался начинать дело против Зардари, заявив, что, мол, президенту должен быть предоставлен иммунитет от судебного преследования. Он просто издевался над судом. Один судья заметил: «Подчинение суду — это не игра в шахматы или в прятки».
Затем Гилани подал в отставку, и его место занял Раджа Первез Ашраф, ранее бывший министром информационных технологий. Суд обратился к нему с той же просьбой: помогите нам по делу обвинению в коррупции Зардари, нам нужно содействие в получении из Швейцарии банковских документов.
Однако и для этого премьер-министра суд мало что значит. Сейчас суд обвиняет в коррупции и его. Это почти комично, пишет журналист. Власть в стране, кажется, уже полностью парализована. Она настолько неэффективна, что всё правительство следует признать некомпетентным.
Несколько дней назад офицер из государственного антикоррупционного агентства, занимавшийся делом против Ашрафа, был найден повешенным в казарме. Полиция назвала это самоубийством.
Одновременно на северо-западе Пакистана тысячи демонстрантов выкрикивали антиправительственные лозунги: 15 жителей были расстреляны в своих домах сотрудниками сил безопасности.
Начальство из Inter-Services Intelligence (ISI) долго не реагировало на расследование по делам семи человек, арестованных ещё в 2007 году.
Суд постановил освободить их. Однако все семь человек просто исчезли. Наконец, в понедельник на позапрошлой неделе, адвокат ISI признал «отсутствие улик» против семи человек, но сказал, что они были арестованы «по моральным соображениям».
Главный судья Верховного суда Ифтихар Мухаммед Чаудри возразил «разведчикам» из ISI, что их контора просто не может задерживать подозреваемых на неопределённый срок и незаконно — в частности, по каким-то «моральным соображениям». Судья возмутился:
«Морально? Да так они могут засадить за решётку любого, даже и меня… По их мнению, все люди виновны!»
Но, несмотря на годы отвратительных злоупотреблений, продолжает американский автор, ни суд, ни кто-либо из правительства никогда не пытался обуздать это ренегатское шпионское агентство.
Почему мы должны заботиться обо всём этом? — вопрошает профессор. — В конце концов, Пакистан — не одно такое государство в мире. Подумайте о том, что есть на карте мира Сомали, Судан, Гаити, Зимбабве. Правда, другие несостоявшиеся государства, вроде Афганистана, Чада, Нигерии, Уганды, не обладают ядерным оружием.
А вот Пакистан является единственным государством, которое имеет атомные бомбы — и наряду с этим отличается явно выраженным сегодня намерением повстанцев свергнуть нелепое и неэффективное правительство.
Да, кстати, напоминает профессор, не забывайте, что высшие руководители «Аль-Каиды» тоже живут там, на восточных окраинах Пакистана.
И если талибам не удастся свергнуть правительство, то они почти наверняка захватят ядерное оружие. Рисуется, пишет профессор, страшная картина… И сейчас для них, талибов, настало удобное время. Они просто смотрят на то, что происходит. С улыбками на лицах. Их цель, говорит американец, — дестабилизация государства.
А дестабилизирует его, очевидно, тот самый канадец, инициатор пакистанских «маршей миллионов».
Этот богослов, рассказывает Любовь Люлько («Правда.ру») с канадским гражданством — бывший профессор Пенджабского университета и специалист в области конституционного права. В 1999 году он поддержал мятеж Первеза Мушаррафа, однако в 2006 году эмигрировал из Пакистана из-за разногласий с генералом.
Что он делал в демократической Канаде? Собирал деньги на нужды исламской общины Пакистана. Дело в том, что на Западе этот теолог числится в «умеренных исламистах». (Впрочем, заметим, если Барак Обама уже официально признал «Талибан», а Египтом правят «Братья-мусульмане», то, вероятно, на днях умеренной будет признана и «Аль-Каида»).
Л Люлько указывает, что господин Кадри возник в Пакистане 23 декабря 2012 года, как раз на следующий день после убийства министра провинции Хайбер-Пахтунхва Башира Ахмада Билоуру, убеждённого противника талибов.
Уже в декабре стало ясно, что в Пакистане грядёт «арабская весна».
«Автомобиль Кадри по пути из аэропорта был встречен толпой и обсыпан лепестками роз. Богослов сразу объявил о своём намерении начать долгий путь революционных преобразований и повернуть общество на путь площади Тахрир. Кадри требует распустить федеральный парламент и местные законодательные органы власти, отложить или отменить намеченные на март всеобщие выборы и привести к присяге Временное правительство, которое под надзором армии организует новые выборы в Народную Ассамблею».
После кровавого теракта 10 января в шиитском Кветте, где власти страны в очередной раз отличились бездействием, революционер Кадри поехал в Лахор.
Оттуда 14 января во главе «марша миллионов» (50.000 человек) он прибыл в Исламабад — на ту улицу, где расположены правительственные учреждения.
«Я даю правительству срок до завтра, чтобы распустить федеральный парламент и провинциальные ассамблеи. После этого народные массы возьмут ответственность на себя», — заявил теолог.
Затем он и демонстранты поклялись на Коране, что останутся в Исламабаде до полной победы революции.
Федеральный министр информации и радиовещания Камар Заман Кариа в ответ сказал, что требования Кадри — неконституционные. Включение армии и судебной власти в процесс консультаций о создании Временного правительства не предусматривается Конституцией страны.
«Прошли те времена, когда управлять страной мог иностранец», — сказал Кариа.
А Кадри говорит:
«Парламента у нас нет — есть шайка грабителей, воров и мародёров. Наши законодатели — это закононарушители».
Кадри — революционер мирный. Поэтому у правительственных зданий и протесты прошли без эксцессов. Участники «марша миллионов» разбили палатки возле полицейских ограждений. Возле брезентовых палаток появились мобильные пункты питания и туалеты. Участники «марша» пели и танцевали, радуясь тему, что в их страну наконец-то пришла «весна». Из Канады.
На митинге, пишет обозреватель «Столетия» Андрей Правов, было объявлено о решении Верховного суда отстранить от должности коррупционера Раджи Первеза Ашрафа, а следом ещё пятнадцати высокопоставленных чиновников. Это говорит о том, что Верховный суд поддерживает главное требование участников протеста.
Сам Ашраф, как и прежде, обвинения в свой адрес отрицает. Уходить с поста он не собирается.
На пятый день власти договорились с «умеренным исламистом», и акция была свёрнута. Власти пообещали, что парламентские выборы будут проведены в соответствии с конституцией и в срок. А пока в стране будет сформировано переходное правительство, устраивающее все политические силы. «Марш» завершился.
Быстрота, с которой богослов, прибывший из Канады, сумел организовать масштабную акцию протеста, показывает: ситуация в Пакистане достигла точки кипения: кипяток вот-вот выплеснется за край кастрюли.
Именно поэтому, считает товарищ Правов, призывы теолога к искоренению «феодальной коррупционной системы» и проведению «демократической революции» упали на хорошо удобренную почву. Несомненно, взойдут и семена экономического кризиса. В стране имеют место перебои с электроэнергией и бензином. И это — не говоря о постоянных кровавых «трениях» между суннитской и шиитской общинами.
А вдобавок ещё и кашмирская проблема с Индией, сопровождаемая наличием как в Пакистане, так и в соседней стране ядерного оружия.
Кто же стоит за канадским богословом?
Вполне может быть, что военные: ведь Тахир Кадри сам сказал о «надзоре армии». К тому же «марш миллионов» высоко оценил генерал Первез Мушарраф. Ходя слухи, что военные и финансируют действия пламенного борца с коррупцией.
По другой версии, деньги для организации дорогостоящего «марша миллионов» теолог получил в Соединённых Штатах. Ведь, замечает А. Правов, с точки зрения Вашингтона «зелёный» мятежник способствует возвращению к власти в Исламабаде военных, а те помогут командованию «антитеррористической коалиции» наладить отношения с движением «Талибан» в Афганистане. США действительно заинтересованы в установлении порядка в Пакистане в канун готовящегося вывода войск из Афганистана. И тут им помогут местные люди в форме.
Надо только устроить так, чтобы они взяли власть. Поэтому если «арабскую весну» в Пакистане проплачивают не военные, то, стало быть, её казна находится в Вашингтоне.
Аналитик Сергей Строкань («Коммерсантъ») полагает, что версия о том, что за спиной «зелёного» лидера протестующих стоят фигуры из армейской верхушки, получила весомое подтверждение.
Дело не только в заявлении о поддержке исламского богослова, последовавшего после «марша» от Первеза Мушаррафа, но и в том, что генерал сообщил, что ускорит своё возвращение на родину. При этом он выразил надежду на то, что силы безопасности не пойдут против народа. Интересно и то, что генерал призвал военное командование к более решительным действиям, заявив при том, что руководство Пакистана утратило право управлять страной.
Это не слухи: генерал, живущий с 2008 года в Лондоне, дал интервью «Би-би-си», в котором прямо заявил, что он собирается вернуться на родину и «помочь своей партии» в ходе выборов в мае нынешнего года. И это несмотря на то, что правоохранительные органы Пакистана добиваются ареста Мушаррафа, подозреваемого в причастности к убийству Беназир Бхутто.
Скорее, американцам на руку активизация талибов в Пакистане — как раз в то время, когда усиливается конфликт из-за Кашмира, гибнут солдаты и ведутся страшные разговоры о ядерной войне, а индийская полиция выпускает для своих граждан инструкции.
Иначе бы правительство Пакистана, предварительно получив добро от представителями США и Афганистана, не решило освободить всех афганских талибов, нынче томящихся за решёткой, — во главе с муллой Барадаром, человеком №2 в руководстве «Талибана», которого ещё недавно Вашингтон считал одним из наиболее опасных мировых террористов. Были специально проведены переговоры, после которых секретарь МИДа Джалил Джилани вышел к журналистам и сказал, что всё, вопрос с освобождением талибов решён.
Поэтому версия о деньгах из США представляется неубедительной. Деньги из США уже не льются тем щедрым потоком, как это было до кризиса. Или какие-то деньги и были, но не на те цели. Вашингтон скорее желает устроить в Пакистане хаос, нежели порядок. Тут Америка одним махом двух зайцев убивахом: мусульмане начнут резать друг друга, что очень любят в Белом доме, и у Пентагона появится веский повод для давления на Индию: борись, мол, давай с терроризмом.
Резня начнётся и в Индии. Вспыхнет весь регион. Тут не хватало только войны с Пакистаном — из-за того же Кашмира. Что уж говорить о том, что экономика Индии, участника БРИКС, зашатается…
Дмитрий Седов («Фонд стратегической культуры») считает, что «американцам хотелось бы видеть под боком у Индии террористического монстра, источающего постоянную угрозу Дели». С индийцами, наращивающими своё экономическое влияние, стало бы куда проще говорить.
Что касается роли в этом во всём канадца Тахира Кадри, то ведь он, заметим, ясно дал понять, что будет работать по сценарию «площади Тахрир». Было время, когда иные недальновидные «эксперты» находили М. Мурси «умеренным исламистом». Нынче египетский президент занимает среднее положение между фараоном и халифом. Точно границу тут не определишь, но «Братья-мусульмане» и их приспешники вроде недавно сколоченной банды «Каида аль-Джихад в Египте» уже объявили Мурси наместником Всевышнего. Легко провести параллель с Кадри: в случае, если военные приведут его к власти, эта чисто номинальная фигура (вроде Мурси) окажется в Пакистане своеобразным «всесоюзным старостой», формально выражающим чаяния народа — кроме той его части, которая ратует за либерализм и демократию. Демократии в Пакистане не будет: площадь Тахрир — это дорога к исламизму. Ведь в Египте — шариатская конституция.
Если верно то, что террористов в Пакистане финансируют саудиты, то сценарий «площади Тахрир» кажется ещё более вероятным. Пакистан может стать ещё одной страной, скроенной по образцу Саудовской Аравии. Правда, с ядерным оружием — чего достаточно прозорливые аналитики из США очень опасаются.
У саудитов есть нефть и деньги, но нет ядерных бомб. А у Пакистана и смежной Индии бомбы и ракеты есть.
Впрочем, приход в Пакистане к власти военных — даже если он состоится, в рамках «весны» или путём выборов, — не самая главная опасность, из-за которой переживают пакистанцы. В конце концов, 50 тысяч человек на митинге — далеко не весь Пакистан. К тому же митинг закончился формально: никакой такой убедительной победы гражданин Канады, вещавший из пуленепробиваемой будки, там не одержал.
Ариф Рафик, адъюнкт Института Ближнего Востока и сотрудник консалтинговой компании, специализирующейся в международной политике и вопросах безопасности, в статье в «The Diplomat» от 26 января пишет, что на данный момент наибольшую угрозу пакистанской демократии представляют не военные, но неэффективное управление страной гражданскими властями.
Пакистан, пишет он, по существу — банкрот; он погряз во внешних долгах. Дефицит энергии подорвал пакистанскую промышленность. Государственные предприятия распыляют бюджетные средства. Экономика разваливается на фоне постоянного политического насилия. Правосудие не работает.
Отсюда большая часть среднего класса Пакистана смотрит на армию и на судебную систему как на своих спасителей. Однако армия нынче не у дел, а Верховный суд не имеет возможностей (или желания) эффективно работать.
Автор не знает, какое будущее ждёт Пакистан. Следующее правительство должно доказать — причём за короткое время, — что демократия и эффективное управление не являются взаимоисключающими. Это будет тяжёлая битва, пишет аналитик. Если она будет проиграна, демократия в Пакистане окажется лишь мимолётным видением…
Немецкий эксперт по Азии Гюнтер Кнабе уверен, что демократией тут и не пахнет. Протестное движение Тахира Кадри инспирировано военными, которые в последнее время стали терять влияние на политическую жизнь. Устами исламского богослова агитируя массы против правительства, военные планируют сорвать очередные выборы, намеченные на весну, и нарушить конституционный процесс.
Будет путч. Чем скорее — тем лучше для военных. Им на руку внеочередные выборы, на руку и создание «переходного правительства». Выгодно им и усиление противостояния Индии и Пакистана — из-за Кашмира. Слабое экономическое положение страны тоже им на пользу. Огромные финансовые средства на кампанию Тахира Кадри (сегодня он задействовал телевидение и распространение печатных агитационных материалов) в Пакистане есть лишь у одной силы — у армии, считает немецкий аналитик. Стоит ситуации в Исламабаде выйти из-под контроля, как армия немедленно пойдёт на решительные меры «в целях восстановления порядка».
Революционный же «зелёный» сценарий в Пакистане господин Кнабе находит маловероятным. Он прогнозирует, что правительство затянет переговоры с канадцем и дождётся спада протестов. К тому же влиятельные оппозиционные политические партии дистанцировались от исламиста, на демократа и либерала похожего очень мало.
Таким образом, Тахир Кадри представляется не более чем удобным рупором для военных, готовящихся взять власть, — в тот подходящий для переворота момент, когда экономика шатается, не хватает бензина и электроэнергии, власть погрязла в коррупции, Верховный суд не может или не способен действовать, в городах расцвёл пышным цветом исламистский терроризм, а люди в тюрьмы сажаются по произволу, с формулировкой «по моральным соображениям». Заодно обострился кашмирский вопрос — да так, что дело дошло до ядерных угроз.
Сложились все предпосылки для того, чтобы Первез Мушарраф взял власть. Кстати, опыт её бескровного взятия у него имеется.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
http://topwar.ru/23473-pakistan-kanadskaya-vesna.html