Получается, в небе над Кашмиром друг против друга воевали индийские и пакистанские МиГи,
готовые по приказу с земли уничтожить себе подобных.
Впрочем, кое-какая разница в планерах все же имеется.
Истребители JF-17 Block II получили накладные фюзеляжные топливные баки, точь-в-точь такие, которые установлены на МиГ-29СМТ.
Увеличен также размах крыльев на полметра, что наряду с более солидным запасом топлива, увеличило скорость поворота.
Таким образом, разработчики из PAC и CAC (Chengdu Aircraft Corporation — Китай) по достоинству оценили не до конца раскрытый потенциал МиГ-21.
В то же время слабое соотношение тяги и веса, особенно при полном вооружении объективно играет против легендарного самолета в сегодняшних реалиях.
Индийцы попытались компенсировать этот минус за счет современной начинки и, главное, ракетного вооружения.
В итоге, как показал, опыт боя 27 февраля, «Бизон», хоть и оказался уязвимым перед истребителем 4-го поколения, но смог нанести ему смертельный удар.
Вот и получается: недооценка модернизированного индийского МиГ-21 «Бизон» привела к гибели самого распространенного американского истребителя F-16.
С другой стороны — по этой же причине JF-17 ошибочно записывается в 3-е поколение, хотя его качественная авионика, бортовая РЭБ и вполне современные ракеты «воздух-воздух» позволяют на равных сражаться с машинами 4-го поколения.
Как бы там ни было, но ВВС Пакистана, как и ВВС Индии,
ставят перед JF-17 и МиГ-21−93 главную задачу в ослаблении противника за счет рискованных атак относительно дешевых самолетов.
Пускай и ценой их гибели.
Тем более что эти истребители просты в обслуживании и доступны для быстрого обучения. Даже если соотношение потерь окажется два к одному в боях с более мощными противниками, такими как F-16 и МиГ-29, овчинка будет стоить выделки.
В этом плане, летчикам «Бизонов» и «Громов» не позавидуешь.
Шансы выжить в воздушном сражении у них, конечно, имеются, но существенно меньше, чем у пилотов современных Cу-30, Су-35 и F-22, F-35.
Именно поэтому пакистанцы учат пилотов JF-17 максимально использовать преимущество в высоте и в ракетах, которые, к слову, лучше, чем на ранних моделях F-16 и МиГ-29.
К тому же китайцы, резко продвинувшиеся в передаче данных (достигли стандарта 5G), оборудовали «Громы» очень качественной связью.
А это в свою очередь повысило их ситуативную осведомленность, которой остро не хватает «Бизонам».
Но это не все. По данным американской стороны, компания PAC закупила в КНР радары NRIET KLJ-7 (которыми оборудованы современные китайские истребители Chengdu J-10 — авт.) и установила их на JF-17 версии Block II.
В этой связи инженеры PAC утверждают, что второй «Гром» способен отслеживать на дальности 105 км сразу до 10 целей, а за счет новых каналов передачи информации может атаковать противника китайскими ракетами большой дальности, в том числе и по наводке с самолетов АВАКС.
Так ли это на самом деле — судить сложно, поскольку новинки появились уже в процессе серийного выпуска.
Во всяком случае, будущий JF-17 версии Block III точно будет обладать этими возможностями.
Так что третья «Гроза» уже сейчас позиционируется, как убийца МиГ-29 и Rafale, а также — как достойный дуэлянт для Су-30 МКИ.
Впрочем, заявленные цели вряд ли будут достигнуты из-за слабого движка.
Поэтому громкие высказывания об «убийцах» и «дуэлянтах» уместно отнести на рекламу PAC или политический пиар Исламабада, который прямо-таки молится на JF-17.
Детище ОКБ Микояна и Гуревича, разработанное еще в середине 1950 годов, сегодня стало предметом национальной гордости пакистанцев.
А Индия предпочла сохранить интригу с истребителями Су-30МКИ, фактически не пустив их в бой в конце февраля.
Наблюдатели, в том числе из США, Китая и Пакистана, очень надеялись увидеть российский истребитель 4++ в реальном бою с JF-17.
Больше всего, экспертов НАТО волновала мистическая русская ракета К-100, вроде бы уничтожающая цели на сверхдальних расстояниях до 300 км.
Однако Нью-Дели решил попридержать их боевой дебют, видимо, не желая заранее раскрывать карты.
Отметим, что корпорации PAC и CAC в начале этого года — еще до пограничного конфликта в Кашмире, объявили о высоком экспортном потенциале будущего истребителя JF-17 Block III. Дескать, его еще нет, а страны третьего мира уже выстроились в очередь.
О своем желании приобрести третью «Грозу» заявили Египет, Малайзия, Мьянму и другие государства.
Многое, правда, зависит от Пекина: насколько он готов комплектовать новый-старый пакистанский самолет своей ультрасовременной ракетой PL-15.
В целом, активное использование различных версий МиГ-21 в кашмирском конфликте имеет вполне понятное объяснение.
Нью-Дели и Исламабад из года в год обновляют арсеналы своих ракет «воздух-воздух», чьи дальность, точность и эффективность сегодня растут быстрее, чем противоракетные возможности новейших истребителей.
Поэтому, если уж рисковать боевыми самолетами, то — дешевыми, такими как МиГ-21, которые, тем не менее, в полной мере оправдывают звание «бойцов без правил».
https://svpressa.ru/war21/article/226488/
***
Советско-российско-китайско-пакистанский JF-17:
JF-17 https://army-news.ru/2015/01/v-chyom-gl … lya-jf-17/
Советско-российско-индийский MiG-21UPG Bison:
Вооружение MiG-21UPG Bison.