Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич подтвердил RT, что неизвестные обстреляли и попытались проникнуть в российское посольство в столице Ливии. По предварительным данным, дипломаты не пострадали.
«Сегодня вечером в Триполи произошёл инцидент, в ходе которого был произведён обстрел и совершена попытка проникновения на территорию российского посольства в ливийской столице. По самым предварительным поступающим к нам данным среди сотрудников дипломатической миссии пострадавших, к счастью, нет. Все детали произошедшего пока проясняются», - заявил Лукашевич в телефонном разговоре с RT.
По информации работающего в Триполи корреспондента телеканала «Аль-Арабия», в районе российской дипмиссии были слышны выстрелы. Кроме того, телеканал сообщал, что атакующие применили гранатометы.
Все телефоны в посольстве либо заняты, либо на звонки никто не отвечает, сообщает агентство ИТАР-ТАСС.
К этому могу добавить, что в Триполи наше посольство не имеет даже забора - входная дверь ведет прямо на улицу перед пзданием посольства. Когда-то о безопасности посольства в Триполи даже и не задумывались - Каддафи держал страну в повиновении, поскольку знал, с кем имеет дело. А вот теперь дверь посольства становится весьма уязъвимой для бандитских нападений.
Для Ливии посткаддафиевского периода наступает момент истины, отмечает "Нефть России".
С 25 июля там продолжается забастовка сотрудников охранного агентства Petroleum Facilities Guard, собранного из бывших повстанцев. Они блокировали порты и месторождения Киренаики (весь восток Ливии), где добывается большая часть нефти, составляющей львиную долю доходов страны.
В результате производство снизилось в 10 раз по сравнению с потенциально возможным, и богатой углеводородами Ливии приходится импортировать энергоресурсы, чтобы поддерживать электростанции, а людям - выстаивать огромные очереди на заправочных терминалах.
С начала забастовки Триполи теряет миллиарды долларов на сорванных продажах нефти (130 млн долл. ежедневно).
Сейчас страна экспортирует около 160 тыс. баррелей в день (сравните с 1,3 млн баррелей в день в июне).
Уже в октябре Ливия не сможет обойтись без финансовых резервов.
Блокада месторождений лишь расширяет свою географию, и это не предвещает ливийским властям ничего хорошего. Однако экономическая катастрофа, которой чревата сложившаяся ситуация, - лишь одна сторона дела.
Другая же заключается в том, что страна вновь стоит на пороге гражданской войны.
Глава политического бюро Киренаики Ибрагим аль-Джатран заявил о желании продавать захваченную нефть на черном рынке. Это заставило не на шутку взволноваться премьер-министра Али Зайдана, который пригрозил "разбомбить с воздуха или с моря" любой танкер, который попытается загрузить повстанческую нефть. Он также несколько раз декларировал намерение отправить войска отбивать порты. Джатран предупредил его, что расценит это как объявление войны - войны против "братьев-мусульман", которые, по его мнению, захватили власть в Ливии и монополизировали нефтяные доходы.
Предпосылки для такой войны есть, ведь восточные ливийцы давно требуют автономии Киренаики.
Того же добиваются жители юго-западного региона Феццан (об этом мы писали в материале "Ливия: раскол страны оформляется - Юг освобождается от "демократов" Триполи. И всё по чужому плану"), перерезая нефтяные и газовые трубы, ведущие на север, в третью историческую область страны - Триполитанию.
Жители Киренаики и Феццана формируют альянс на основе того, что хотели бы оставлять больше доходов от нефтяной добычи у себя в регионах.
Что касается заявлений представителей этих областей о засилье "братьев-мусульман", то они небезосновательны. Дело в том, что катаклизмы происходят и в парламенте Ливии - Всеобщем национальном конгрессе. В июле главная оппозиционная партия, правоцентристский Альянс национальных сил (АНС), покинула его вслед за несколькими другими партиями под предлогом слишком медленной работы над проектом Конституции. Это окончательно укрепило влияние Партии справедливости и развития (ПСР) "братьев-мусульман".
Проблема противостояния Триполитании и богатой углеводородами Киренаики волнует мировое сообщество в связи с затруднением нефтяных поставок.
Нефтяные компании одна за другой теряют энтузиазм, внушенный им было падением Каддафи.
Американская ExxonMobil заявила о сокращении персонала и сворачивании операций, нидерландско-британская Royal Dutch Shell прекратила бурение и покинула месторождения еще в прошлом году, американская Marathon рассматривает возможность продажи своей доли в ключевом ливийском консорциуме.
Важнее всего теперь сохранить присутствие в стране британской ВР. В этой связи Зейдан в сентябре встречался с британским премьером Дэвидом Кэмероном.
Вскоре после этой встречи с британским премьером британская же "Би-Би-Си" сообщила: по данным нового доклада ООН, пытки и плохое обращение широко распространены в ливийских тюрьмах.
По оценкам организации, около 8000 человек содержаться под стражей после конфликта 2011 года, большинство из них без надлежащих правовых процедур.
С конца 2011 года миссия ООН в Ливии зарегистрировала 27 случаев смерти в тюремном заключении.
Между тем в докладе отмечается, что правительство Ливии обещает прекратить практику пыток(!), объясняя широкое распространение злоупотреблений в отношении находящихся под арестом тем, что многие из них содержатся под стражей вооруженного ополчения, а не в правительственных учреждениях.
Два года спустя после того, как местные боевики свергли ливийского диктатора полковника Муаммара аль-Каддафи, они же привели и ливийскую нефтяную промышленность к остановке - сделано это как вызов последнему, в ряду меняющихся, временных правительств страны, пишет New-York Times в статье "In Libya, Unrest Brings Oil Industry to Standstill" ("В Ливии беспорядки заводят нефтяную промшленность в тупик"), которую перевел на русский язык piwasikas.
Там сказано, что протесты и забастовки в нескольких крупных экспортных терминалах и месторождениях, сократили ежедневную добычу нефти в 10 раз по сравнению с недавним объемом, что ставит в рискованное положение национальную экономику, а также осложняет ситуацию поставок нефти в период распространения беспорядков по Ближнему Востоку, и на мировой арене.
Кризис начался в августе, когда вооруженные группировки захватили главные нефтяные терминалы страны, заявляя при этом, что национальная нефтяная компания замешана в коррупционных продажах.
Они также требуют автономии для восточного региона, где восстание против Каддафи было наиболее мощным.
Эскалация протестов на западе, принуждает местные коммунальные предприятия отключать электрогенераторы, что приводит к блэкаутам.
Нефть, опора ливийской экономики, в последние годы давала 95% экспорта страны и 75% бюджетных средств. По оценкам правительства, на данный момент страна теряет 130 миллионов долларов ежедневно.
Эксперты говорят, что для стабильного функционирования госаппарата правительство должно иметь запасов на 6-ти месячный срок, в то же время международные нефтяные эксперты внимательно следят за развитием событий, наблюдая и за тем, сможет ли Триполи вернуть контроль над страной и обеспечить безопасность иностранным инвестициям.
"Ливия на грани остановки,"- сказал Бадр Дж. Джафар, президент Crescent Petroleum, нефте-газовой компании, базирующейся в ОАЭ и проводившей переговоры с правительством Ливии о инвестициях.
"Как и в большинстве стран "Арабской весны", оптимизм был кратковременным."
До военного вмешательства НАТО в столкновения против правительства Каддафи, Ливия поставляла ежедневно 1,5 млн баррелей высококачественной нефти, большая часть которой продавалось в Европу и Азию.
Добыча за последние месяцы упала до 550000 баррелей в день, а в последние дни - до 150000 баррелей. Экспорт упал до 80000 баррелей в день.
"Ситуация очень плоха, она небезопасна,"- говорит Драган Вучкович, президент "Медитеррэниан интэрнэшнл", нефтяной компании, свернувшей деятельность в Ливии во время боевых действий два года назад, и так и не вернувшейся туда.
"В каждой деревне свои боевики, и там нет централизованного правительства."
Вот что пишет уважаемый ReF по поводу последних ливийских событий:
"Нефть 70% на востоке. Остальное на юге и западе.
Восток провозгласил автономию, почти все нефтяные месторождения контролируют местные товарищи, также как и основные нефтепорты востока Ливии (Зувайтина, Брега, Сидра, Рас-Лануф, Тобрук). Нет там так называемых федеральных триполийских сил. На востоке все под местными. И они подписали Декларацию Федерации Бурка. Там сплелись интересы исламистов, племен востока.
Ибрагим Джзран президент новообразования, глава нeфтeгвapдии (бывший каддафист, присягнувший новой власти).
Сиддик Аль Гаитхи - второй человек в Федерации - глава аппарата, исламист бывший член ЛИБГ.
Местные катибы присягнули новой власти.
Несколько попыток отбить Рас-Лануф силами мисратцев недавно закончились провалом.
Федерация Бурка создает свою нефтяную компанию в противовес главной в Триполи NOC (National Oil Company). Чтобы самим продавать нефть. Вчера читал это, а также то, что зарубежные партнеры заявили, что готовы к сотрудничеству. Это просто передел финансовых потоков от Триполи в Бенгази.
О чем восток Ливии всегда мечтал, их ведь опять кинули после окончания войны 2011 г. Триполи оставил старую систему.
Проблема в том, что мисратцы и исламисты, получающие все бонусы от прежнего положения вещей, при новом порядке потеряют все. Чем им теперь платить своим отморозкам?
Кроме того их минфин еще в августе бил тревогу, денег в казне только до конца года осталось.
Из-за блокад нефтевышек, доходы от экспорта снизились.
Вроде писали, что они даже топливо начали импортировать. При такой ситуации много не навоюешь. Как идти отбивать нефтевышки?
В боях зинтанцев и берберов в районе Абу-Салим пару месяцев назад зинтанцы за сутки наколотили десяток боевых машин противника. У всех до фига РПГ, а зинтанцам сейчас оружие ОАЭ поставляет.
Вершифана и зинтанцы, когда недавно "обносили" военные склады Минобороны, угнали несколько десятков различных боевых машин, включая недавно поставленные итальянские. Такая же судьба может постичь и "Хризантемы". Воюет не техника, воюют люди.
Был пост, что итальянских спецназеров там обчистили. Как нападают на дипломатические конвои. "Никакого уважения к авторитетам". Это то, что попало в СМИ, а что не попало.
Оппозиционные племена постоянно нападают на военные склады. Но техникой надо уметь пользоваться, надо уметь ее охранять.
В противовес этой технике у зинтанцев 100 танков и броневиков. Все тащили со складов к себе.
Про них ходит анекдот в Ливии: "В чем разница между муравьями и зинтaнцaми, муравьи все тащат в муравейник только лeтoм, зинтaнцы летом, и зимой".
И самое главное - топливо.
Боевики Триполи отрезаны от нефтянки востока и юга, они сейчас закупают топливо.
НПЗ в Эз-Завии работает иногда. Из-за этого перебои с бензином и огромные очереди на АЗС.
"Ну, как работать в таких условиях" (с).
Десяток боевых машин ни на что не повлияет.
Племя меграхи отрезали воду на побережье, чтобы заставить отпустить дочь бывшего главы разведки Ливии Ануд Сенусси. Так официальный Триполи не смог силой разблокировать водяные станции и скважины - даже не пытался.
Более того они даже не провели акцию возмездия за такое "хамство".
Они сейчас только охраняют свои территории на побережье в Триполитании.
Были бы в Триполи сильны, Феццан и Киренаика даже не думали бы об отделении. И уж точно не блокировали много месяцев нефтепорты и нефтевышки.
В отсутствие армии, вся власть на местах у территориальных вооруженных отрядов, руководство которых решило воспользоваться ситуацией.
Ни один полевой командир до сих пор не наказан за блокировки нефтевышек или нефтепортов.
Вот берберы Налута закрыли вентили на своем участке нефте- и газопровода, чтобы заставить руководство прописать в Конституции их язык Тамазиг в качестве официального языка страны.
Без нефти у Триполи нет денег, нет оружия, нет силы.
А нефть как назло, у соперников - в Феццане, в Киренаике, в Сирте (Сирт контролируют отряды c востока), в районе Гадамеса (там зинтанцы все контролируют - coпepники нынешних властей Ливии).
Вот последние новости: мало мисратцам проблем с племенами, и боевиков не хватает на контроль всей страны, они сейчас между собой что-то не поделили. Перестрелка в столице, продолжение в Мисрате - убитых и раненых до 2 десятков".
Есть нечто в ливийских просторах, что породило этих персонажей, которые хотят только нефти, как будто её можно пить и есть, и за эту нефть убьют кого угодно на территории своей же бывшей страны.
Сомали однажды назвали, как припечатали, - "failed state" - "несостоявшееся государство".
И ведь никто в ООН, где придумали этот термин, не скажет очевидного, что "failed state" = "Ад"!
Вот и нынешняя Ливия, вернее, всё что осталось от прежней
Джамахирии, идет по пути к своему личному "failed state", то есть в Ад, даже не семимильными шагами, а рысью, переходящей в галлоп.
Лично у меня, насмотревшегося на ливийские нравы, эмоций по этому поводу мало, - пусть живут, как сами того заслужили.
Но, не могу не согласиться с моим другом, который смотрит на Ливию ("или на светлый образ её"(с) с надеждой на то, что в конце концов здоровые силы возьмут там верх.
Мы ж не против - но пусть они там сами разбираются, кто у них Попандопуло, а кто Щорс.
А, может быть, на всех этих Попандопуло одного Котовского хватило бы, чтоб порядок-то навел?..
http://serfilatov.livejournal.com/1377657.html