IFOP: «Николя Саркози абсолютно точно проиграет во втором туре»
Алексей Макаров, Мария Сидельникова,25.04.2012
В преддверии второго тура президентских выборов во Франции эксперты прогнозируют победу Франсуа Олланда. Заместитель гендиректора Французского института общественного мнения (IFOP) Фредерик Даби рассказал в интервью "Голосу России" о трех проблемах Саркози и об особенностях соцопросов в Пятой республике
25 апреля, за 11 дней до решающего второго тура президентских выборов во Франции, которые состоятся 6 мая, соцопросы единодушно предсказывают победу кандидату Социалистической партии Франсуа Олланду, который придет к финишу с отрывом от действующего президента и кандидата "Союза за народное движение" Николя Саркози как минимум в 10 очков.
Расклад сил 55% против 45% - таковы данные IFOP (Французского института общественного мнения), одного из самых авторитетных долгожителей среди французских институтов общественного мнения. Заместитель генерального директора IFOP Фредерик Даби в интервью "Голосу России" заявил, что шансов задержаться в Елисейском дворце у Николя Саркози практически не осталось.
- Как составляются социологические опросы во Франции и какие правила действуют в период президентской кампании и выборов?
- Во Франции действует целая серия норм и правил. Для начала, все опросы делаются на основе репрезентативной выборки - людей опрашивают на улицах, по телефону и в Интернете. За подготовкой предвыборных прогнозов для СМИ и для частных лиц следит специальная комиссия La commission des sondages (Комиссия опросов). Например, газеты, интернет-издания или телеканалы должны указывать, что опрос сделан по заказу того или иного СМИ, какого числа, сколько человек принимали участие, какая территория охвачена и на основании каких методов проводились подсчеты. Во Франции публикуется много исследований и в этом секторе большая конкуренция.
- Совпали ли прогнозы социологических опросов с результатами первого тура президентских выборов? Насколько можно доверять прогнозам?
- IFOP оказался ближе всего к итоговым результатам. Мы представляли 10 кандидатов в порядке возрастания, отражая динамику изменений по мере приближения первого тура: рост рейтинга Марин Ле Пен и падение показателей Жан-Люка Меланшона. Погрешность наших подсчетов варьировалась от 1% до 1,5%. Так, с Сакрози мы разошлись в один пункт, с Олландом - в 0,5, с Ле Пен 1,5 - таким образом нам удалось представить реальный расклад политических сил. Правда, в первое время мы существенно переоценили число тех, кто не намерен голосовать. Многие наши опросы давали результат 29%, но в последнем перед первым туром исследовании эта цифра опустилась до 25%. Да, здесь есть небольшой просчет, но тем не менее мы представили динамику активности французов, которая набрала обороты к концу президентской кампании. Задача соцопросов заключается не в том, чтобы угадать точную цифру, а в том, чтобы представить общую картину. Это все равно что смотреть фильм, но не фотографии.
- И какова же общая картина во втором туре?
- Удивительно, но картина остается практически неизменной. Все опросы общественного мнения на протяжении целого года говорят о том, что Николя Саркози абсолютно точно проиграет во втором туре. Теперь, когда французам известны результаты первого тура, поражает жесткая стабильность по отношению к фавориту президентской кампании Франсуа Олланду - 54,5% против 44,5% у Саркози. В целом, у действующего президента сразу три проблемы: он не вырвался в лидеры в первом туре, что ему не позволило набирать дополнительные очки; у него практически нет голосов в запасе, и избиратели из лагеря Франсуа Байру и Марин Ле Пен на его сторону переходить не торопятся.
- Получается, что сюрпризы сейчас уже маловероятны?
- Сюрпризы никогда нельзя исключать, но сейчас мы наблюдаем значительный перевес сил в пользу Франсуа Олланда. В Пятой республике еще ни разу не случалось, чтобы результат первого тура был опровергнут во втором. В промежутках между турами всегда наблюдается либо рост популярности кандидата, либо он просто сохраняет свои позиции.
- Есть ли избиратели, поведение которых прогнозировать сложнее всего? Например, сторонники Марин Ле Пен или проигнорировавшие выборы в первом туре?
- С избирателями "Национального фронта" всегда непросто, даже учитывая то, что с приходом Марин Ле Пен они стали гораздо более открытыми. Мы все чаще слышим прямые заявления о том, что "я голосую за НФ и буду за него голосовать", более того люди признают, что голосовали за крайне правых и в прошлом. Марин Ле Пен выдвигает свою кандидатуру впервые, нам не с чем пока сравнивать. И в этом тоже заключаются трудности. Но IFOP все равно оказался наиболее точен: мы давали ей 16,5%, тогда как она получила 18%.
- Николя Саркози предложил Франсуа Олланду трижды встретиться тет-а-тет. Способны дебаты кардинально изменить предпочтения французов?
- Нет, такого никогда не случалось, чтобы предвыборные дебаты кардинально изменили выбор французов. В ходе дискуссии могут несколько меняться расстановки сил, кто-то окажется в нокауте, другой - в победителях, но история президентских выборов во Франции не знает примеров, когда дебаты между двумя турами кардинально меняли тенденцию.
- Электорат Марин Ле Пен - главная мишень для обоих кандидатов. Как сейчас распределяются голоса "Национального Фронта" между Олландом и Саркози?
- В последнее время мы наблюдаем довольно стабильную ситуацию: из ста избирателей Марин Ле Пен 20 намерены голосовать за Олланда, примерно 40-45% - за Саркози, и оставшиеся просто не хотят участвовать во втором туре. Что касается Франсуа Байру, то среди его сторонников предпочтения распределяются поровну: по 33% двум кандидатам, и столько же воздержавшихся. Примечательно, что растет число избирателей Байру, которые отдадут свое предпочтение во втором туре Олланду. Возможно, в этом сыграло свою роль увлечение Саркози идеями крайне правых. До конца предвыборной кампании осталось 11 дней, и это немало, но все же шансы Саркози изменить тенденцию слишком слабы.
- Случались ли уже подобные прецеденты?
- Никогда. Но это вовсе не означает, что они невозможны.
- Многие французы, с которыми я разговаривала, приняли решение пойти на выборы в последний момент, буквально утром в день первого тура. Каков процент таких сомневающихся избирателей?
- Мы делали опрос "Когда вы приняли решение?" Так вот, 60% определились заранее, против 51% в 2007 году; в ходе предвыборной кампании своего кандидата выбрали 19% французов (27% в 2007 году) и, наконец, 22% граждан приняли решение в последний момент. Тот факт, что на сегодня у кандидата-социалиста 55%, а у действующего президента 45%, вовсе не означает, что Франсуа Олланд победит, но это его бесспорный козырь, в то время как у Николя Саркози слишком мало места для маневров.
http://rus.ruvr.ru/2012_04_25/72935035/