"Nord Stream 2 будет пустой": что на самом деле.
19.0.019 08:00
https://ria.ru/20190219/1551047097.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com/?from=special
…В понедельник, 18 февраля нынешнего, 2019 года и без того бурная медийно-политическая жизнь вокруг сугубо экономического проекта Nord Stream 2 вышла на новый эволюционный виток того, что сейчас уже и в серьезных федеральных СМИ именуется исключительно "хайпом". И немного сменила тренд. Еще совсем недавно все претендующие на некую "общечеловечность" медиаресурсы еще питали некоторые надежды на то, что "Северный поток — 2" все-таки не будет построен. Сейчас эта надежда окончательно умерла.
И "хайпующим на потоках" теперь ничего больше не остается, кроме как переходить к плану Б.
О чем, собственно, речь.
Как сообщили вчера некоторые СМИ, газопровод "Северный поток — 2" "с высокой долей вероятности" останется недозагруженным как минимум в первые несколько лет эксплуатации. А скорее всего, его и строить не имело ни малейшего смысла: Еврокомиссия может запретить (читай: если сможет, то запретит. — Прим. авт.) "Газпрому" использовать "Северный поток — 2" больше чем наполовину. Оставив другую половину для потенциальных "третьих лиц", которые — и это все понимают — едва ли когда-нибудь появятся.
Нет, Германия, как страна Евросоюза, куда приходит газопровод, конечно, "теоретически" якобы, по мнению СМИ, может заключить с Россией межправительственное соглашение об "исключениях из правил ЕС". Но на практике Еврокомиссия будет тянуть данное согласование до бесконечности. И более того: как сообщают все те же СМИ, "Газпром" уже вовсю готовится именно к негативному сценарию развития событий. Поэтому 14 февраля глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что вполне вероятно появление "Турецкого потока — 2", который чисто теоретически может заменить выпадающие объемы Nord Stream 2. Ибо на то, что балтийский газовый коридор заработает на полную мощность, — надежды никакой. Все дело в ужесточении газовой директивы Третьего энергопакета Евросоюза, которую могут окончательно принять непосредственно в нынешнем году. Это следует из окончательного текста поправок, с которым ознакомился журналист, на которого все впоследствии и ссылались. Двадцатого февраля документ рассмотрят в Совете ЕС, и очевидных поводов не принять данный документ там, очевидно, нет. На что глава украинского "Нафтогаза" уже радостно заявил, что "если удастся Европарламенту проголосовать о применении этой директивы для морских газопроводов, есть большая вероятность, что не состоится ни вторая нитка "Турецкого потока", ни "Северный поток — 2".
...Что тут можно сказать.
Мы тоже ознакомились с проектом поправок, ужесточающих газовую директиву Третьего энергетического пакета. И ничего особо нового в нем не обнаружили. Третий энергопакет как был плох для российских (да и не только российских — этот в целом разумный пакет изначально рассчитывался для электросетей, нефте- и газопроводы туда ухнули до кучи, скрестив, по сути, "ежа и ужа") газопроводов ранее, так остался плох и сейчас. Единственное, на энергопакет теперь еще и натянули, на радость евробюрократии, так называемые морские участки. И это действительно некоторым образом касающиеся Nord Stream 2 новации. Но под давлением немцев возможность заключать межправительственные соглашения "по исключениям" из Брюсселя переданы в правительства национальных государств, через территорию которых осуществляется прием газа, поступающего в ЕС. В данном конкретном случае — в Берлин, с которым нам теперь и придется иметь дело вместо ЕК.
Но даже не это главное.
Мы на практике уже сталкивались с Третьим энергопакетом на примере газопровода ОPAL (сухопутное продолжение "Северного потока — 1"). И нашли даже с предельно тугим по отношению к российским проектам Брюсселем взаимоприемлемое и взаимовыгодное решение. Да, это было непросто и заняло (тогда) целых семь лет. Но именно исходя из данного весьма полезного опыта "Газпром" и подстраховался, пригласив финансировать Nord Stream 2 крупнейшие европейские энергоконцерны, хотя выгоднее ему было его финансировать самостоятельно.
Поэтому суммируем: да, теоретически структуры ЕС могут, выстрелив в "немецкую ногу", доставить некоторые неприятности Nord Stream 2. Вероятность этого крайне невелика (просто посмотрите, как немцы сопротивляются глобальному американскому давлению на проект), но теоретически действительно есть. Как была и раньше, до поправок по морским участкам. Но то, что такая возможность есть, вовсе не означает, что она будет хоть сколько-нибудь реализована: а если американцы сломают немцев в этом вопросе, то они их сломают и так, безо всякого переноса правил Третьего энергопакета на морские участки.
Но Германия пока не думает ломаться.
Ну а если серьезно, то мы на эту тему уже неоднократно писали: Российскую Федерацию сейчас нелепо пугать. Для европейцев купить дешевый "русский трубопроводный газ" гораздо нужнее и важнее, чем для русских этот газ в Европу продать. Изменилась не "временная", а стратегическая ситуация на европейских рынках, и именно поэтому крупнейшие европейские энергоконцерны пришли в Nord Stream 2: продавец покупателю теперь нужнее, чем продавцу покупатель. И это куда важнее толкования "юридических сновидений", в которых одной закорючкой в одном из параграфов можно все радикально и с виртуальной легкостью изменить.