Предупреждение о ракетном нападении, политика и экономика
Еще в советское время в нашей стране было построено несколько радиолокационных станций дальнего обнаружения, предназначенных для слежения за возможными зонами пуска вражеских стратегических ракет. После распада Советского Союза немалая часть этих станций оказалась на территории суверенных государств, что повлекло за собой необходимость дополнительных расходов на оплату аренды.
Стратегическая важность подобных систем не оставляла нашей стране выбора: для безопасности всего государства было необходимо либо платить новоявленным соседям, либо строить загоризонтные РЛС на своей территории. До определенного времени Россия не имела возможности вкладывать деньги в разработку и строительство новых систем, поэтому со временем ее соседи, если можно так выразиться, привыкли к регулярным платам за аренду.
В последние дни тема загоризонтных радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении снова вышла в ленты новостей.
Причиной тому стало заявление министерства иностранных дел Азербайджана. Согласно данным официального Баку, российские военные приостанавливают эксплуатацию Габалинской РЛС (проект «Дарьял»). Причиной этого являются результаты переговоров между Россией и Азербайджаном: ведя переговоры по поводу продления соглашения об этой РЛС, страны так и не смогли прийти к единому мнению по поводу арендной платы. Из-за этого эксплуатация станции, как минимум, на время приостанавливается.
Такие новости о противоракетном щите нашей стране сразу вызвали неоднозначную реакцию. Конечно, габалинский «Дарьял» уже изрядно устарел и требует замены. Одновременно с этим появились претензии к российскому военному ведомству, заключающиеся в неприятии самой идеи отказа от станции. Такая реакция вполне понятна: система предупреждения о ракетном нападении – слишком важный элемент обороны страны, чтобы на нем можно было так экономить, выгода в виде 14-15 миллионов американских долларов в год не стоит стратегических потерь. Стоит признать, некоторые потери от вывода из эксплуатации Габалинской РЛС все же есть. Но, к счастью для обороноспособности России, потери эти будут не слишком велики, чтобы не отказываться от станции на территории Азербайджана.
За те годы, пока наши военные пользовались станциями на землях независимых государств, отечественные ученые и инженеры из Радиотехнического института им. академика А.Л. Минца и НИИ Дальней радиосвязи создали несколько новых проектов загоризонтных РЛС семейства «Воронеж», которые уже сейчас приходят на смену комплексам советской постройки. Главной особенностью радиолокационных станций «Воронеж» является их высокая степень заводской готовности. Это значит, что постройка и наладка станции занимает гораздо меньше времени, чем строительство РЛС предыдущих проектов. В настоящее время существует три модификации таких станций: «Воронеж-М», работающая в метровом диапазоне, «Воронеж-ДМ», использующая дециметровые волны, и перспективная высокопотенциальная «Воронеж-ВП». Радиолокационные станции семейства «Воронеж» имеют дальность обзора порядка 5,5-6 тыс. километров. При этом они потребляют значительно меньше электроэнергии, чем предыдущие станции.
Так, габалинский «Дарьял» требует порядка 50 мегаватт энергии, а «Воронежу» достаточно всего 0,7-0,8 МВт. При такой разнице в энергопотреблении обе станции имеют приблизительно равные характеристики обзора. Также необходимо отметить технологическую простоту новых станций. «Воронеж», в зависимости от модификации, состоит из 25-30 модулей, а общее количество узлов и агрегатов «Дарьяла» превышает четыре тысячи. Все это самым прямым образом влияет на стоимость готовой станции: строительство и монтаж «Воронежа» стоит не более 1,5-2 миллиардов рублей, что на порядок дешевле изготовления и монтажа «Дарьяла».
В качестве замены для Габалинской РЛС с февраля 2009 года под Армавиром в опытной эксплуатации находится станция проекта «Воронеж-ДМ».
Ее поле обзора частично перекрывается с полем РЛС в Габале, что позволяет уже сейчас отказываться от станции в Азербайджане. В зону ответственности армавирской станции входит Северная Африка, южная часть Европы, а также Ближний Восток. В настоящее время РЛС под Армавиром готовится к завершающей стадии испытаний и вскоре будет принята в строй войск воздушно-космической обороны.
В следующем году армавирский радиолокационный комплекс получит еще одну станцию, что значительно увеличит его поле обзора.
За несколько лет до начала работы «Воронежа-ДМ» в Краснодарском крае
рядом с поселком Лехтуси (Ленинградская область) была построена станция проекта «Воронеж-М», следящая за североатлантическим регионом, северными морями, Скандинавией, Британскими островами и т.д.
В конце ноября прошлого года была введена в строй еще одна загоризонтная РЛС проекта «Воронеж-ДМ», расположенная рядом с городом Пионерский Калининградской области.
Эта станция перекрывает зоны ответственности РЛС «Волга» под Барановичами (Белоруссия) и «Днепр» рядом с городом Мукачево (Украина). Таким образом, одна новая станция раннего обнаружения заменит сразу две старые и отменит необходимость аренды объектов у соседних государств.
С мая этого года еще один «Воронеж-М», расположенный под Усольем-Сибирским (Иркутская область), заступил на опытно-боевое дежурство.
От других станций своего проекта этот объект отличается большей площадью антенного поля и, как следствие, большим сектором обзора.
Благодаря шестисекционной антенне (у остальных «Воронежей» антенна имеет три секции) РЛС в Иркутской области может контролировать пространство от Аляски до Индии, частично перекрывая зону ответственности давно не работающей станции возле города Балхаш-9 (Казахстан).
В ближайшие годы Минобороны планирует построить еще несколько станций проекта «Воронеж». Одна из них будет располагаться рядом с городом Печора (республика Коми) и заменит старую станцию проекта «Дарьял», а другая придет на смену «Днестру» в Мурманской области.
Также скоро начнется строительство «Воронежей» под Барнаулом и Енисейском. Таким образом, новые радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении закроют практически все опасные направления. Заложенные в 2013 году станции могут быть построены, испытаны и введены в строй, самое большее, к 2017-18 годам.
Такие малые сроки работ обусловлены уже упоминавшейся простотой и дешевизной конструкции. В сочетании с растущим финансированием, направленным на переоснащение российской системы предупреждения о ракетном нападении эти плюсы «Воронежей» позволяют достаточно быстро провести полную замену всех старых загоризонтных РЛС, практически не проигрывая во времени, цене или качестве.
Остается лишь один вопрос: что будет с оставшимися за границе станциями?
Ввод в эксплуатацию новых «Воронежей» позволит в том числе и прекратить использование некоторых из них за ненадобностью, излишней сложностью и дополнительными расходами в виде арендной платы.
Так что Россия сможет попросту отказаться от них и ничего не потерять. Кроме того, новые РЛС на своей территории могут быть использованы в качестве своеобразного козыря в политических играх. Соседние государства – Украина, Белоруссия или Азербайджан – продолжая настаивать на повышении стоимости аренды своих станций, могут доторговаться до того, что Москва откажется и от платы, и от самих станций.
Из-за этого сопредельные государства, не желая терять немалые деньги, могут быть вынуждены пойти на уменьшение арендной платы, лишь бы сохранить такую статью дохода.
Как видим, вся ситуация с отечественной системой предупреждения о ракетном нападении пошла точно в соответствии с постулатами из учебников по экономике.
Нуждаясь в загоризонтных РЛС, наша страна не желала или не имела возможности вкладывать средства в разработку и строительство новых на своей территории. Из-за этого мы все равно были вынуждены платить, но зарубежным теперь уже независимым государствам за право аренды имеющихся объектов.
Сейчас же у России появились возможности вложить деньги в будущее, и мы вскоре перестанем зависеть от аренды устаревших объектов, полностью перейдя на использование радиолокационных станций, расположенных на собственной территории.
И все же не очень приятно, что из-за событий прошлых лет полный перенос станций предупреждения о нападении состоится еще не произошел и пока только ожидается.
По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://lenta.ru/
http://arms-expo.ru/
http://russianarms.ru/
http://vko.ru/
Автор Рябов Кирилл
http://topwar.ru/22085-preduprezhdenie- … omika.html
Аскет RU
Таких РЛС СПРН, как в Габале, у СССР было более 10. После 1991 года осталось четыре. Прочие оказались за пределами страны. И если станцию в Белоруссии оставили в собственности РФ, то остальные перешли под начало новых суверенных государств.
Кончилось это тем, что две РЛС в латвийской Скрунде взорвали, две станции в Украине, в Николаеве под Севастополем и в Берегове под Мукачевым, передали гражданским лицам в ведение республиканского Космического агентства, которое шаг за шагом отказало Москве в несении боевого дежурства и передаче информации, интересующей российские Воздушно-космические войска.
А потом, когда Киев предложил несусветную цену за фактически нестабильную и недостоверную информацию, от этих РЛС пришлось отказаться.
Попытки "оранжевых" властей Украины передать эти станции НАТО или США закончились провалом. Их контроль за Северной и Центральной Атлантикой и Европой, куда были нацелены украинские РЛС, не интересовал.
В свою очередь, Казахстан не отказал России в аренде РЛС в Балхаше(хотя все равно она сгорела и сейчас в запустении и никому не нужна).
Поэтому деваться было некуда и пришлось создавать РЛС на своей территории по периметру текущих границ.
Естественно Армавир не только перекрывает Габалу(а с вводом в строй второго блока сектор покрытия увеличится вдвое) там выше селективность намног меньше энергоемкость, зачем же тогда вели переговоры?
Ответ простой- две станции лучше, чем одна. . Особенно в условиях массового применения противником высокоточных КР.
Тем более в случае успеха переговоров на месте Дарьяла собирались строить Воронеж( с ним сразу отпадали все вопросы о мощном излучении и экологии).Что выиграл от прекращения эксплуатации Габалинской РЛС Баку – вопрос спорный.
Передать ее в аренду американцам или туркам, как пишут некоторые местные, да и московские СМИ, не удастся.Она им как и украинские также не нужны.
Тем более сама станция всего лишь оконечное устройство, вся информация от которого поступает в режиме реального времени на КП СПРН в Солнечногорске. Без этого она превращается в ненужную груду металлолома. Так что во всей этой истории никто ничего не выиграл и не проиграл, все остались как говориться при своих.
замбой RU