Продублирую с раздела: Теремок тема: Поляна 51
Репортаж из города-призрака
"Челнинская неделя", Набережные Челны, Евгений Маланьин
Благодаря активным и любознательным путешественникам читатели «Недели» знакомятся с самыми разными странами и регионами мира. Казалось бы, нас уже сложно чем-то удивить. Сложно, но можно. Представьте себе, что житель Казани Нияз Ибатуллин отважился на поездку в… Чернобыль. Предлагаем вашему вниманию его впечатления о том, что происходит сейчас в зоне отчуждения и городе-призраке.
Страшный след в истории
Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года и стала крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. В результате мощного взрыва реактор оказался полностью разрушен, а в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, среди которых изотопы урана, плутония, цезия-134, стронция-90… До сих пор нет единого мнения о причинах аварии. Существует несколько версий: грубые нарушения правил эксплуатации АЭС персоналом, неудовлетворительная конструкция реактора РБМК-1000, сокрытие руководством станции истинных масштабов трагедии в первые дни…
Последствия аварии оставили страшный след в истории всего мира. По данным ООН и ВОЗ, жертвами онкологических заболеваний стали от 4000 до 9000 человек. Однако в докладе международной экологической организации «Гринпис» говорится, что с аварией на Чернобыльской АЭС могут быть связаны 270 тысяч случаев онкозаболеваний, причем 93 тысячи из них – с летальным исходом. А с учетом сердечно-сосудистых, кишечных, эндокринных и респираторных заболеваний, также вызванных радиацией, общее число жертв катастрофы, возможно, уже превысило 200 тысяч человек, полагают специалисты.
Даже спустя 25 лет постоянное воздействие малых доз радиации продолжает негативно влиять на природу в 30-километровой зоне вокруг атомной электростанции. Хотя, по мнению ряда ученых, дикая природа в особой зоне быстро адаптировалась и, наоборот, процветает, потому что воздействие радиации перекрывается отсутствием ущерба от деятельности человека. По их данным, уровень радиации был опасным для жизни первые несколько лет со дня трагедии, а на сегодняшний день он снизился в сотни раз.
Жителю Казани Ниязу Ибатуллину давно не давали покоя эти противоречия. Являясь работником энергетического предприятия и в то же время ярым поклонником знаменитой компьютерной игры «Сталкер», он решил убедиться воочию, что же на самом деле представляет собой сегодня легендарная зона отчуждения.
Особый маршрут
С помошью Интернета Нияз собрал все необходимые данные. Зона отчуждения представляет собой запрещенную для свободного доступа территорию, которая подверглась интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклеидами вследствие аварии на ЧАЭС.
В нее входят север Ивановского района Киевской области, города Чернобыль и Припять, север Полессковского района, часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией.
Чернобыль расположен на реке Припять, недалеко от места ее впадения в Киевское водохранилище. Сейчас там проживают на вахтенной основе только работники учреждений и предприятий зоны отчуждения и безусловного гарантированного отселения Чернобыльской АЭС. Также на территории города можно встретить немногочисленных самоселов, которые по разным причинам проигнорировали запреты и решили «не замечать» смертельную опасность.
От Чернобыля до самой электростанции около 18 км асфальтовой дороги. Конечно, на территорию самой АЭС не попадешь, да и себе дороже. Но, как оказалось, с недавних пор стало все-таки возможным пройтись по заброшенным улицам расположенного в трех километрах от электростанции города Припяти, чьи заброшенные кварталы находятся рядом с одноименной рекой.
В России Нияз не нашел ни одной серьезной компании, способной воплотить его планы в жизнь. Зато соседняя Украина оказалась более прагматичной в этом вопросе. Отыскав фирму, действующую в Киеве, которая на вполне законных основаниях и с разрешения МЧС Украины осуществляла экскурсионные поездки в район Чернобыльской АЭС, он отправил заявку. Вскоре пришло одобрение, далее нужно было оплатить взнос в размере 100 долларов, после чего Нияза включили в состав группы туристов.
На свой страх и риск
До Киева добирался «дикарем». Группа, с которой Ниязу предстояло ехать в Чернобыль, оказалась разношерстной: местные, россияне и четверо иностранцев, судя по разговору – из Восточной Европы. На пункте отправки туристов ожидал экскурсионный автобус с двумя гидами и сотрудником милиции, который провел вводный инструктаж и объяснил правила поведения во время экскурсии.
На пути часто встречались милицейские патрули, в целом же дорога оказалась пустынной, лишь изредка попадались старые указатели населенных пунктов, но, как ни старались, туристы так и не смогли увидеть даже заброшенных строений. Люди давно покинули эти земли, и чем дальше от Киева, тем более дикой и заброшенной становилась территория.
Спустя полтора часа тряски по плохонькому асфальту автобус уперся в первый КПП «Дитятки». Для осуществления контрольно-пропускного режима зона отчуждения на территории Украины ограждена по периметру, а на въездах везде установлены КПП. Кстати, нахождение граждан в этой зоне без пропусков и документов, удостоверяющих личность, запрещено. Под запретом и посещение зоны отчуждения лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Ниязу и остальным туристам после тщательного досмотра устроили подробный инструктаж с рассказом об истории аварии, обзором карты зоны отчуждения, техникой безопасности. К примеру, им настоятельно рекомендовали не сходить с асфальтового покрытия и не углубляться в лес, так как грунт еще на многих участках остается зараженным. Финальной точкой пребывания на КПП стало подписание необходимых документов и соглашений, в которых перечислялись все возможные риски предстоящего маршрута, что каждый ознакомлен с правилами и «идет на свой страх и риск».
Наконец туристам разрешили въезд. Правда, перед этим они посетили последний магазин, расположенный в полуразрушенном здании, где запаслись водой и свежими батонами, о которых речь пойдет чуть ниже. Первое, что бросилось в глаза при посещении Чернобыля, – все коммуникации проходят по поверхности, как на Крайнем Севере.
Город Чернобыль является административным центром по управлению отчужденными в 1986 году радиационно опасными территориям, и небольшая экскурсия послужила интересным прологом к предстоящей цели маршрута. Практически все в городе осталось в первозданном виде, сохранив дух некогда единого Советского Союза.
Туристы посетили памятник ликвидаторам чернобыльской аварии в виде группы пожарных, которых словно сфотографировали в момент тушения горящего реактора. Этот монумент давно уже не финансируется властями Украины и поддерживается лишь за счет средств сегодняшних коллег-пожарных. Следующим пунктом в экскурсии по Чернобылю стал спортивный стадион и по совместительству отстойник зараженной военной техники, поросший густой растительностью и, как и все в зоне отчуждения, окаменевший навеки…
Река-путь
Очень скоро автобус достиг моста через реку Припять, откуда открывался прекрасный панорамный вид на одноименный город и саму электростанцию. Туристам разрешили сделать небольшую остановку, чтобы как следует полюбоваться открывшимися красотами. По поводу происхождения названия реки существует несколько версий. Согласно одной из них, в древнерусских летописях название Припять писалось как «Припеть» и состояло из двух частей, означая «река-путь».
Но не рассказы гидов заставили туристов удивленно озираться по сторонам. Кругом было столько зеленой растительности, что они невольно начинали забывать о трагических событиях, произошедших здесь десятилетия назад. Надо сказать, что одним из самых серьезных экологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС стало загрязнение вод и водосборных территорий рек Припяти и Днепра радиоактивными веществами. В илистых отложениях Киевского водохранилища до сих пор сконцентрирована значительная часть радиоактивных веществ, поступивших в окружающую среду из разрушенного реактора. Отметим, что сегодня наблюдается улучшение радиоэкологического состояния водохранилища. Со временем происходит уменьшение содержания радионуклеидов в рыбе и водной растительности, идут процессы естественной самоочистки экосистем водохранилища.
Гнёзда под… саркофагом
Чернобыльская АЭС на горизонте выглядела просто величественно – живой памятник истории, наглядный урок потомкам, который никогда не следует забывать. Разумеется, на территорию самой электростанции вход был строго воспрещен по понятным причинам, поэтому туристам пришлось любоваться на нее с безопасного расстояния. Да и не везде съемка была разрешена.
Чернобыльская атомная электростанция до дня трагедии состояла из четырех действующих энергоблоков. Первый и второй энергоблоки с реакторами РБМК-1000 были построены в 1970-1977 годах, третий и четвертый с аналогичными реакторами возвели на этой же площадке к концу 1983 года. В 1981 году в 1,5 км к юго-востоку от площадки было начато строительство третьей очереди – пятого и шестого энергоблоков с такими же реакторами, но остановленное после аварии на четвертом. Строительные краны по сей день стоят замершие, словно статуи, и кажется, что бригады строителей вот-вот вернутся, чтобы продолжить работы по развитию украинской энергетики.
Проектная генерирующая мощность Чернобыльской АЭС составляла 6000 МВт. По состоянию на апрель 1986 года были задействованы четыре энергоблока суммарной генерирующей мощностью 4000 МВт. На момент аварии Чернобыльская АЭС, наряду с Ленинградской и Курской, была одной из самых мощных в СССР.
В том же 1986 году был запущен проект «Укрытие». Вокруг четвертого энергоблока возвели огромный бетонный саркофаг, чтобы захоронить разрушенный реактор, многочисленные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала. В процессе строительства саркофага было уложено свыше 400 тыс. кубометров бетона и смонтировано 7000 тонн металлоконструкций. После завершения работ актом государственной комиссии по приемке законсервированный четвертый энергоблок был принят на техобслуживание 30 ноября того же года. А приказом №823 от 26 октября для эксплуатации систем и оборудования объекта «Укрытие» организовали реакторный цех четвертого блока.
В целом, саркофаг – это совокупность сооружений, закрывающих источники радиоактивности, в том числе находящиеся в реакторном блоке, машинном зале, отделенные от 3-го блока стеной, а от окружающей среды – вновь возведенными конструкциями и ограждениями. Он оборудован системами мониторинга, пылеподавления, энерго- и водоснабжения, противопожарного водоснабжения и другими, составляющими вместе систему обеспечения безопасности объекта «Укрытие». Также к понятию «саркофаг» относится и часть территории, прилегающей непосредственно к четвертому блоку ЧАЭС.
Срок годности саркофага истекает в 2016 году, поэтому сейчас ведется строительство нового объекта – «Укрытие-2». Согласно проекту, это будет еще более гигантское сооружение, построенное в виде арки высотой 108 м и длиной 150 м над существующим саркофагом. Новое покрытие рассчитано на 100 лет – этого времени должно хватить, чтобы захоронить разрушенное топливо из четвертого энергоблока, если, как пояснили гиды, будут предоставлены необходимые финансовые ресурсы. Дата завершения строительства – март 2014 года.
В ходе экскурсии туристы увидели потрясающую картину: многочисленные птицы то и дело залетали под саркофаг и вылетали обратно, видимо, свив там гнезда. Непонятно, как им удается выживать в многократно превышающем норму радиационном фоне?
Сомы – полтора метра!
После подробного экскурса в историю Нияз с остальным туристами отправились на автобусе к не менее занимательному месту. На пути в город Припять их ждала остановка у канала-охладителя, построенного по образу наливного пруда прямо в долине реки к юго-востоку от площадки АЭС. Задача канала – обеспечивать охлаждение конденсаторов турбин и других теплообменников первых четырех энергоблоков, а его площадь равна 22 кв. км с уровнем воды на 3,5 м ниже отметки планировки площадки АЭС.
Вот тут-то и стало понятно, по какой причине были закуплены батоны, хотя в зоне отчуждения обедать явно никто не собирался. Канал-охладитель буквально кишел рыбой! Полутораметровые сомы, язи, карпы из-за отсутствия рыбаков расплодились в огромном количестве, как и прочая живность в лесах и долинах зоны отчуждения. Туристы принялись кормить сомов, а те дружно накинулись на лакомство от очередных гостей на брошенной человеком земле…
Город, которому вечно 16…
Автобус приближался к конечной цели маршрута. Участники экскурсии проехали мимо места, где раньше находился так называемый «Рыжий лес». Именно он принял на себя первый и самый сильный удар радиации, отчего деревья погибли в считанные часы, поменяв цвет с природно-зеленого на болезненно-рыжий. Позже лес сравняли с землей и закопали в траншеях, как и многие попадавшиеся на пути деревни, от которых остались лишь указатели населенных пунктов.
Правда, время берет свое, и сегодня на месте Рыжего леса вырос новый. А показательный замер гидами уровня радиации на дозиметре лишний раз успокоил туристов: по крайней мере, в пределах асфальтовой дороги уровень радиации лишь незначительно превышал норму.
Спустя полчаса конечная цель маршрута была достигнута. Пройдя очередной контроль, экскурсионный автобус въехал в легендарный город Припять, возведенный в непосредственной близости от АЭС. И все ранее увиденное в зоне отчуждения при взгляде на этот город мгновенно померкло.
Припять не зря называют городом-призраком. Он был основан 4 февраля 1970 года, а статус города и вовсе получил в 1979-м, став девятым в Советском Союзе атомоградом. Численность населения, судя по последней, проведенной до эвакуации переписи, составляла 47500 человек. Город активно развивался, ежегодный прирост населения составлял свыше 1500 человек, среди которых только новорожденных было около 800. Припять развивалась не по дням, а по часам: новые улицы, административные здания, школы, больницы, детские сады. Жители атомограда не могли и предположить в 1986 году, что после 16-летия родного города их счастливая жизнь будет трагически оборвана и им придется бросить свои дома в спешной эвакуации.
Явная и скрытая угроза
После аварии проводились тяжелые и многодневные работы по дезактивации территории Припяти, это привело к значительному снижению радиационного фона. Сейчас город окружен колючей проволокой, находится под круглосуточной охраной, и в его пределы без специальных документов не пройти. В нем еще много радиоактивной пыли, которая собирается в углублениях, траншеях, ямах, куда спускаться строжайше запрещено.
Под руководством гидов туристы посетили центр Припяти с поросшими растительностью административными зданиями. Мрачные зевы вместо окон, практически могильная тишина вокруг. Нияз задержался у величественного строения, возведенного по тем временам по самому последнему слову техники, – ДК «Энергетик», сейчас больше напоминающего заброшенный и забытый всеми монумент времен социализма.
Туристы посетили здание школы, больницы, детского сада – и везде их встречали горы брошенных вещей, облупленная штукатурка, тысячи битых осколков стекла.
Школа и вовсе выглядела так, будто на момент эвакуации в самом разгаре был учебный день. Под ногами сотни брошенных учебников, дневников, тетрадей, ссохшихся от времени.
Далее показали парк аттракционов. Шокирующим фактом стало то, что его построили в год трагедии и планировали открыть к празднику 9 мая, но судьба распорядилась иначе. Честно говоря, сердце сжималось при виде ярких желтых кабинок колеса обозрения, в которых так никто ни разу и не прокатился.
Передвигаться по городу надо было очень осторожно. В зданиях могла таиться смертельная опасность облучения. Гиды регулярно делали замеры на дозиметрах. Совсем недавно, по их словам, в одном из заброшенных складов обнаружили захоронение с останками зараженной одежды первых ликвидаторов. Даже спустя 25 лет они излучали смертельные дозы радиации!
Сегодня Припять зарастает деревьями, кустарниками, повсеместно можно встретить чернобыльник – вид многолетних травянистых растений рода «полынь». Название это происходит от черноватого стебля (былинки), собственно, отсюда и истоки названия города Чернобыль. Пустующие здания Припяти постепенно приходят в аварийное состояние, уже не раз были случаи обрушения, поэтому экстремальным туристам остается все меньше времени до тех пор, пока город окончательно не закроют для экскурсий.
Сжатые сроки пребывания не позволили обойти город целиком, все-таки находиться так близко от зараженных радиацией участков длительное время небезопасно. Но когда экскурсионный автобус покидал легендарную зону отчуждения, туристы еще долго провожали взглядом медленно растворяющиеся силуэты атомной электростанции и города, которому вечно будет 16…
http://www.chelny-week.ru/gazeta/articles/10224.html