Сотрудничество границ не имеет
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда» 07.11.2012
Фото Юрия ШИПИЛОВА.
Российская Федерация и Республика Беларусь работают над дальнейшим развитием Союзного государства.
Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко поставили такую задачу перед Постоянным комитетом Союзного государства, предложения которого будут потом утверждены союзным Советом министров и далее - Высшим государственным советом Союзного государства. Цель - обеспечить более высокие темпы интеграции между Россией и Белоруссией.
В связи с этим «Красная звезда» обратилась к государственному секретарю Союзного государства (СГ) Григорию Рапоте с просьбой рассказать о том, чем живёт сегодня союз России и Белоруссии, что уже достигнуто на интеграционном пути, на что предстоит обратить внимание и какие задачи решить в ближайшей перспективе.
- Григорий Алексеевич, скоро исполнится год, как вы были назначены на должность Государственного секретаря Союзного государства. Очевидно, что это назначение изначально предполагало придание интеграционному процессу нового импульса, его ускорению. Сложно пришлось за штурвалом СГ на первых порах? Что вы увидели с капитанского мостика?
- Начинать всегда сложно, даже несмотря на имеющийся опыт руководителя, опыт практической работы в различных интеграционных структурах. Везде свои нюансы и тонкости, без знания которых невозможно выверить точный и правильный вектор дальнейшего развития объединения. Везде есть то, что можно оценить как достижения, и то, что можно отнести к минусам.
Со 100-процентной уверенностью могу сегодня заявить, что Союзное государство - сформировавшийся механизм, который движется вперед.
Главное - дать понятный всем результат в науке, промышленности, технологиях, обеспечении безопасности и т.д. И эти результаты налицо. Главный из них - россияне и белорусы не чувствуют сегодня себя иностранцами на территории друг друга. Для нас Союзное государство - это в определённом смысле уже общая страна с равными правами и возможностями.
- Во всём и вся?
- Почти. Люди пересекают границу без пограничного и таможенного контроля. Обеспечены равные права в выборе места пребывания и жительства, на трудоустройство, медицинское и пенсионное обеспечение, поступление в вузы (20 тысяч белорусов учатся в российских вузах и 2.000 россиян - в белорусских учебных заведениях). Сегодня в Союзном государстве заложен прочный социальный фундамент, и эта работа продолжается. При этом у нас ещё много нерешённых задач, и деятельность Постоянного комитета направлена на всестороннее развитие Союзного государства.
- В чём это конкретно проявляется?
- В этом году достигнуто соглашение, регулирующее порядок расследования несчастных случаев на производстве, произошедших с гражданами Белоруссии и России, временно находящимися на территории другой стороны в командировке.
Также решён вопрос реализации пенсионных прав гражданами Белоруссии, осуществлявшими в статусе временно пребывающих трудовую деятельность на территории России до 1 января 2012 года. Периоды их работы на российской территории с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд России будут учитываться российской стороной при установлении им пенсий в соответствии с договором.
Мы продолжаем совместную работу по формированию единого социального пространства, которое обеспечило бы достойное качество жизни россиянам и белорусам.
- С гуманитарной сферой понятно. А к чему ещё необходимо приложить руки?
- Необходимо продолжать развивать сотрудничество двух государств в таких областях, как высокие технологии, микроэлектроника, освоение космоса, нефтехимия, тяжёлое и сельхозмашиностроение, сельское хозяйство.
Кроме того, в Союзном государстве пока ещё действует достаточно громоздкий механизм принятия программ. Мы намерены в ближайшее время выступить с конкретными предложениями по упрощению подходов по их принятию и реализации.
- А что в этом плане делается в сферах безопасности, обороны и ВТС? Можно о них несколько подробнее?
- В 2012 году реализуется восемь программ и три мероприятия в области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности и ВТС.
В качестве примера приведу программу «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах региональной группировки войск (сил) РБ и РФ» на период 2008-2012 гг. В настоящее время в министерствах обороны наших стран такая работа проводится с целью дальнейшего оборудования территорий России и Белоруссии в интересах РГВ (с).
При этом ставятся следующие задачи:
- улучшение состояния объектов авиационной и инженерной инфраструктур и доведение этих объектов до норм годности к эксплуатации в интересах РГВ (с);
- увеличение ёмкости арсеналов, баз, складов тыла по размещению, хранению, приёму и выдаче запасов вооружения, боеприпасов и материальных средств, приведение их к современным нормативным требованиям;
- повышение качества и стандартизация объёма предоставляемой медицинской помощи военнослужащим РГВ (с).
- Что это означает для укрепления обороноспособности Союзного государства?
- Увеличатся возможности аэродромов по базированию авиации; железнодорожные рампы станут использоваться по максимуму своих возможностей для обеспечения требуемых нормативных сроков выполнения погрузочно-выгрузочных работ, повысится качество эксплуатации технических средств охраны, инженерных сетей, зданий и ограждений. Кроме того, будет обеспечено повышение сохранности запасов вооружения, боеприпасов, ГСМ и других материальных средств. Улучшится качество и повысится объём медицинской помощи военнослужащим и членам их семей.
- У Счётной палаты РФ недавно возникли вопросы по расходованию средств из бюджета Союзного государства на претворение в жизнь указанной программы. Насколько серьёзны претензии?
- Мы в курсе сложившейся ситуации и причинах её возникновения. Выполнение программы находится под контролем Постоянного комитета, и все рекомендации Счётной палаты выполняются. Вместе с Министерством обороны России в рабочем порядке мы доработаем организационно-финансовый план мероприятия.
Ещё до высказанных Счётной палатой замечаний мы обсуждали с партнёрами из Минобороны РФ необходимость более пристального контроля за освоением бюджетных ассигнований, а также приведения в соответствие фактического финансирования мероприятий и внесения в установленном порядке изменений в программу. Этот процесс контролируется нами и в ноябре этого года будет завершён. Постоянный комитет готов оказывать всяческое содействие в этом Минобороны.
- А что можно узнать о программе «Союзный тепловизор»?
- Цель программы - создание импортозамещающих тепловизионных устройств специального и двойного применения для стратегически значимых радиоэлектронных систем, вооружения и военной техники.
В результате её реализации будут разработаны и изготовлены опытные образцы шести базовых моделей тепловизоров. Их потребителями станут более 50 предприятий радиолокационного комплекса России и Белоруссии.
- Очевидно, и другие реализуемые сегодня программы могут быть интересны в плане укрепления обороноспособности Союзного государства?
- В сфере разработки технологий двойного применения приоритетными являются следующие программы: «Космос-НТ», «Микросистемотехника», «Композит», «Прамень», «Нанотехнология-СГ», «Основа» и т.д.
Я намеренно не привожу их полные названия, но поясню на примере «Основы» суть этой программы. Она предполагает разработку и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения. Остальные программы не менее важны.
- Григорий Алексеевич, звучала критика, причём довольно резкая, и в отношении Единой региональной системы ПВО: соглашение, мол, реализуется формально...
- В рамках реализации этого Соглашения совместно с белорусской стороной определён перечень органов управления, пунктов управления объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав ЕРС ПВО, выработан единый подход к созданию системы управления ею, выработана единая позиция по вопросам назначения командующего ЕРС ПВО.
Уже разработаны проекты положения о командующем и о КП ЕРС ПВО, инструкция по организации и несению боевого дежурства, а также план действий дежурных по ПВО войск (сил) и средств ЕРС ПВО.
Сейчас проводится совместная работа по переоснащению белорусской части ЕРС ПВО современным вооружением и техникой.
Каких-либо дополнительных нормативных актов по вводу ЕРС ПВО после подписания соответствующего указа Президентом Республики Беларусь не требуется. Следовательно, остается выполнить всё то, что уже согласовано и утверждено.
Напомню, что апробация ЕРС ПВО была проведена в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе и на совместных учениях ВС РФ и РБ «Запад-2009» и «Щит Союза-2011», в ходе которых белорусские и российские воинские части из состава ЕРС ПВО показали высокий уровень взаимодействия при совместных действиях, а также подтвердили готовность эффективно отражать удары с воздуха. Дальнейшей проверкой её эффективности послужат планируемые учения «Запад-2013».
На коллегии министерств обороны РФ и РБ в апреле обсуждался вопрос о совместном патрулировании и контроле за воздушным пространством системами ПВО. До конца года должна быть запущена цифровая система управления Единой системы ПВО двух стран.
По расчётам специалистов, функционирование ЕРС ПВО увеличит общую эффективность противовоздушной обороны в регионе для Белоруссии в 1,4-1,6 раза, а для России - в 1,7 раза. Одновременно продолжается активная работа по дальнейшему развитию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование ЕРС ПВО.
- А что вы можете сказать об обустройстве границы Союзного государства?
- В прошлом году завершилась реализация Программы обустройства внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы. На неё было выделено около трёх миллиардов российских рублей. Построены и введены в эксплуатацию 16 объектов пограничной инфраструктуры, в том числе военные городки в населённых пунктах Фариново и Гродно, пограничные посты в Ярево и Дробишуны, общежитие для личного состава пограничной заставы в деревне Плюсы. Построены комплексы пограничных застав в населённых пунктах Бенякони и Дотишки, пограничных постов в деревнях Урбаны, Видзы и Геранены.
- Григорий Алексеевич, нельзя не вспомнить и о единой стратегии по разработке и внедрению новейших видов вооружения, о едином оборонном заказе...
- Требуется качественное улучшение взаимодействия как на организационно-управленческом уровне, так и в системе оснащения ВС вооружением и военной техникой нового поколения. Это возможно только при условии существенной модернизации всей системы разработки и производства данной продукции.
В настоящее время имеются определённые барьеры во взаимном участии предприятий промышленности при реализации гособоронзаказа. Чтобы обеспечить равный взаимный доступ к системе реализации государственного оборонного заказа России и Белоруссии, потребуется дальнейшая гармонизация законодательств двух стран. И такие шаги, поверьте, уже делаются.
- Следовательно, сотрудничество России и Белоруссии в военной сфере можно считать примером для союзников наших стран по ОДКБ? Необходимо ли и далее его углублять и расширять? Если да, то до каких пределов?
- Да, сотрудничество России и Белоруссии в этой области достигло высочайшего уровня. Взгляды политического и военного руководства стран - участниц Договора о создании Союзного государства на проблемы региональной безопасности, источники и характер военных опасностей и угроз либо совпадают, либо очень близки. Москва и Минск проводят согласованную военную политику, вырабатывают меры по обеспечению региональной безопасности, выстраивают свою оборону с учётом серьёзных изменений в геополитической обстановке, вызванных в том числе и расширением НАТО на Восток.
Ведётся работа по подготовке проектов новых программ по направлениям ВТС, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности Союзного государства, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, образования и другим на период 2016-2017 гг.
Если же говорить о перспективах, то коррективы вносит, как всегда, жизнь. Появляются новые идеи, принимаются и реализуются новые программы и соответственно расширяются направления взаимодействия по совместному обеспечению безопасности народов России и Белоруссии.
Союзное государство как интеграционный проект - само по себе реальная перспектива. Оно не может утратить свою роль, потому что у руководства России и Белоруссии на это есть политическая воля.
Общее прошлое наших народов - уже серьезный аргумент, но общее будущее - не менее важный фактор.
*****
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.
РАПОТА Григорий Алексеевич родился в Москве 5 февраля 1944 года в семье военнослужащего. В 1996 году окончил МГТУ имени Баумана по специальности «Инженер-конструктор».
По окончании Краснознамённого института КГБ СССР и до апреля 1998 года проходил военную службу в различных должностях и званиях. В период с апреля по ноябрь 1998 года - заместитель секретаря Совета Безопасности России, с ноября 1998 г. по сентябрь 1999 г. - генеральный директор госкомпании «Росвооружение». С сентября 1999 года по май 2000 г. - первый заместитель министра торговли России.
В период с июня 2000 г. по октябрь 2001 г. - первый заместитель министра науки, промышленности и технологий. С октября 2001 г. по октябрь 2007 г. - генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 9 октября 2007 года назначен полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. С 14 мая 2008 г. до 25 ноября 2011 г. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
25 ноября 2011 года назначен на пост государственного секретаря Союзного государства. Генерал-полковник запаса. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса.
http://www.redstar.ru/index.php/compone … 5lLWltZWV0
В контексте статьи,в разделе ВС России,статья С ними в разведку? Пойдём!
в теме Армии мира,аналитика,новости