ЭпохА/Теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси


Православие на Руси

Сообщений 31 страница 36 из 36

31

«Ильин день» ВДВ
(фоторепортаж)
   
http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375462670_9.jpg
Ильин день и 83-летие Воздушно-десантных войск отпраздновали 2 августа в Москве крестным ходом и праздничным концертом.
Официальная часть мероприятий началась с молебна и литургии в храме Илии Пророка в Китай-городе.
Затем священнослужители вместе с солдатами и офицерам ВДВ совершили крестный ход из храма до Лобного места на Красной площади. Завершится мероприятие концертной программой «Никто, кроме нас!» на Поклонной горе.

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/thumbs/1375462576_1.jpg
Торжественное построение военнослужащих ВДВ России перед крестным ходом на Красной площади

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375462645_10.jpg
Подготовка к шествию

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375462644_2.jpg
Командующий ВДВ России Шаманов В.А.

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375462648_7.jpg
Бывший десантник ВДВ

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375462648_8.jpg
Молебен с водосвятием на ул. Ильинка

Ещё фото  http://topwar.ru/31559-ilin-den-vdv-fotoreportazh.html


**************

В контексте статьи,в разделе ВС России тема Воздушно-десантные войска (ВДВ)

32

Православие и Русский мир. Взгляд из Белоруссии
Алексей ПОЛОЗОВ 10.08.2013

http://www.fondsk.ru/images/news/2013/08/10/n22081.jpg
Древнерусское государство было одним из крупнейших политических образований Европы, простиравшимся от Галицко-Волынской, Холмской и Полоцкой Руси на западе до Рязанских и Владимиро-Суздальских земель на востоке, от северных владений Новгорода до южных Белой Вежи и Тмутаракани.
Принятие в 988 году христианства связало Русь с самым передовым государством того времени – Византийской империей.

Распространение кириллического письма ознаменовало новый этап в развитии Русской цивилизации.
Церковно-славянский язык и по сей день является общим культурным достоянием народов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Македонии...

До XVIII века церковно-славянский язык был в Российском государстве языком не только богослужебным, но и языком научным, литературным, а зачастую и юридическим. А.С.Пушкин писал:
«Язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива.
В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Сегодня, когда Русский мир разделён государственными границами, Русская Православная Церковь (наряду с русским языком как языком международного общения) остаётся одной из главных скреп, соединяющих нынешние Россию, Белоруссию и Украину в единую цивилизацию.
Интеграционный потенциал Русской Православной Церкви тем более значим, что её каноническая территория охватывает помимо трёх указанных стран  Молдавию, Латвию, Литву, Эстонию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, то есть все бывшие советские республики за исключением Армении и Грузии.

И именно поэтому у Русской Церкви так много врагов.
Именно поэтому единство территории её канонической ответственности подвергается сегодня серьёзным испытаниям.

Особенно сложной в этом отношении является ситуация в Белоруссии и на Украине.

После того как Русь была расчленена Ордой и Литвой, жители западнорусских земель, входящих ныне в состав Украины и Республики Беларусь, долго оставались под властью Речи Посполитой.

Немало православных архиереев и священников соблазнились в то время переходом в унию. Переход в унию был сопряжён с отречением от веры отцов, с признанием римского епископа главой Церкви и «наместником Бога на земле».
В 1720 году, после униатского собора в Замостье, проходившего под председательством папского нунция,  униатство и вовсе латинизировалось.
Этот процесс был остановлен лишь после подавления польского восстания 1831-1832 годов, когда западнорусские земли уже входили в состав Российской империи.

После распада СССР православные и католики в Белоруссии оказались в неравных условиях.
Намного превосходя числом все другие конфессии, православные постоянно испытывали недостаток средств на восстановление храмов, на организацию приходской жизни.

  Католики же начали получать щедрую зарубежную помощь. Активизировалась униатская церковь, провозгласившая себя «истинной церковью настоящих белорусов». Началась и экспансия протестантов.

Тем не менее примерно до 2009 года Белорусская Православная Церковь, имеющая статус Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, пользовалась преимущественной поддержкой белорусских властей. Белоруссия в официальных документах и государственных средствах массовой информации именовалась православной страной, патриарший экзарх митрополит Филарет был удостоен звания «Герой Белоруссии».

Однако начиная с 2009 года ституация стала меняться.
Стремясь добиться поддержки Евросоюза, которая «уравновесила» бы влияние России, А.Г.Лукашенко начал налаживать отношения с Ватиканом и Мальтийским орденом.
В официальных оценках религиозной ситуации в Белоруссии стали появляться новые акценты. 
Практически исчезло упоминание о Белоруссии как о православной стране.
Теперь государственные СМИ именуют Белоруссию не иначе как «страной межконфессионального согласия».

Участились переговоры и встречи белорусских властей с представителями Ватикана.
1 апреля 2013 года во время визита президента Белоруссии А.Г.Лукашенко в архикафедральный католический костёл Пресвятой Девы Марии состоялась его встреча с архиепископом Т.Кондрусевичем. Белорусский президент подчеркнул, что считает роль католической церкви очень важной, так как она значительно влияет на белорусское общество.
5 апреля заместитель министра иностранных дел Белоруссии Е.Купчина приняла посла Мальтийского ордена в Белоруссии Ф.Ф.Виначча. Стороны договорились о совместной реализации ряда проектов в сферах социальной помощи и медицины. 18 апреля глава министра иностранных дел Белоруссии В.Макей принял посла Ватикана К.Гуджеротти. На это раз спектр предполагаемых сфер сотрудничества был ещё шире – научная и политическая деятельность, образовательные и культурные проекты.

На торжественную инаугурацию папы Франциска I отправилась большая белорусская делегация. Папе передали приглашение посетить Белоруссию (каноническую территорию Русской Православной Церкви!)  в удобное для него время.

4 июня 2013 года во время очередной встречи с К.Гуджеротти белорусский президент, обращаясь к послу Ватикана, сделал достаточно громкое заявление:
«Я вас хочу заверить, что всё возможное для нашей католической церкви в Белоруссии мы сделаем, и, может быть, даже невозможное… У нас католическая церковь ведёт очень правильную политику и играет ведущую роль в работе с населением».

Месяц спустя были организованы пышные торжества, посвящённые 400-летию пребывания в Будславе (Мядельский район Минской области) почитаемого католиками как чудотворного образа иконы Божией Матери «Будславской». Прибыл и папский легат Ж.Л.Торан, который встретился с А.Г.Лукашенко и митрополитом Филаретом.

Католики ведут в Белоруссии беспрецедентное по масштабам строительство костёлов, которые возводятся почти во всех райцентрах и даже на востоке республики, где ранее католиков, как и их храмов, практически никогда не было. При этом подписать разрешение на возведение нового храма может только президент страны.

Католическая церковь в Белоруссии в значительной степени управляется из-за рубежа.
Так, в приходах Римско-католической цекркви из 418 священнослужителей 160 являются иностранцами (в основном это поляки).
Католические священнослужители для Белоруссии готовятся в двух семинариях (в Гродно и Пинске), в 2009 году был открыт катехизаторский колледж для мирян в Барановичах. Семинаристам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
В г. Глубокое Витебской области с 2005 года ежегодно проводится Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat.

Всего, согласно статистике, в Белоруссии насчитывается 1 402 605 человек католического вероисповедания (примерно 15% населения), в том числе в Минско-Могилёвской архиепархии — 610 490, Пинской диоцезии — 50 115, Гродненской диоцезии — 591 000, Витебской диоцезии — 151 000.
Католическая церковь широко осуществляет издательскую деятельность. Минско-Могилёвская архиепархия издаёт журналы «Наша вера», «Ave Maria», информационный бюллетень «Католические новости», в Пинской диоцезии издается журнал «Диалог».
В Гродно выходит газета диоцезии «Слово жизни» на белорусском, русском и польском языках. Активно работает католическое издательство «Про Христа», которое издает религиозную литературу на белорусском языке.
Белорусское радио по воскресеньям транслирует богослужения на белорусском языке из архикафедрального костёла Пресвятой Девы Марии в Минске, республиканское телевидение показывает праздничные богослужения на Рождество Христово и Пасху из костёлов, в ряде случаев обеспечивается включение прямой трансляции фрагментов праздничных богослужений из Ватикана.

Реальное общественное влияние католической церкви в Белоруссси значительно выше, чем доля католиков в населении страны.
При этом Ватикан, судя по всему, рассматривает сотрудничество с Белоруссией под несколько иным углом, нежели белорусские власти.
Так, 26 июля 2013 года во время ответов на вопросы журналистов А.Г.Лукашенко сообщил, что был задержан офицер белорусского КГБ, который передавал через католического ксендза на Запад сведения, составляющие государственную тайну (позже был задержан и сам ксендз).

Католическое засилье сказывается и на положении дел в Белорусской Православной Церкви.
Открыто идут разговоры об автокефалии. Отдельные иерархи и представители клира, следуя примеру католиков, явочным порядком отказываются от церковнославянского языка и переходят в богослужениях на белорусский язык (не имеющий сколько-нибудь широкого хождения в Белоруссии). Это - прямой разрыв с тысячелетней духовной традицией Православия. 

Активизировались и поборники возрождения униатства. Как таковых униатов сегодня в Белоруссии совсем мало – не более 1 500 человек, но многие из них занимают видные посты в сфере культуры.

Демонстрируя «равноудалённость» от Православия и католичества,  А.Г.Лукашенко отказался от поездки в Киев для участия в торжествах, посвящённых 1025-летию Крещения Руси, не посетил Божественную литургию на Минском Замчище в центре белорусской столицы, которую служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

На международной конференции в Минске 6-7 июня 2013 года было принято решение обратиться к белорусским властям с предложением объявить 28 июля праздником Крещения Руси (в настоящее время только в Белоруссии - в отличие от Российской Федерации и Украины - День Крещения Руси не является государственным праздником). Однако белорусские власти проигнорировали это предложение.
Ничего не изменилось и после того, как 27 июня 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством патриарха Кирилла прошло заседание Синода РПЦ, где было принято решение
«призвать руководство тех стран, где такое решение еще не принято, придать Дню Крещения Руси статус государственного праздника, а где это возможно — и выходного дня».

Всё это огорчает, тревожит, вызывает вопросы не только у меня, но и, наверное, у каждого из тех 250 000 человек, которые, съехавшись в Минск со всех концов Белоруссии, нескончаемым потоком в течение нескольких суток шли, чтобы приложиться к Кресту Андрея Первозванного, это великой православной святыне, доставленной в Минск, после того как она побывала в дни празднования 1025-летия Крещения Руси в Москве и Киеве.

И пусть на тревожные вопросы пока нет ответов, я хочу закончить свои заметки словами патриарха Кирилла, сказанными им в столице Белой Руси.
Патриарх говорил о единстве Русского мира и Русской Православной Церкви как о фундаменте единства народов наших стран:

«Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроить свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывались веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Белоруссия, и все мы вместе будем одной духовной семьёй, связанной великими узами».

http://www.fondsk.ru/news/2013/08/10/pr … 22081.html


************

В контексте статьи,в разделе Политика - грязное дело? темы:
БЕЛАРУСЬ
УКРАИНА, МАТЫ МОЯ

А в разделе Война против России тема Религиозная

33

Лекции о Добре

http://file-rf.ru/uploads/view/knigochei/112013/1ebfd04a02b6f1248066016ebbb8eff5b235aeab.jpg

Владимир Крупин
Последний бастион Святости. Господи, спаси Россию! – М.: Алгоритм, 2013. – 272 с.

Владимир Николаевич Крупин относится к той сравнительно немногочисленной категории людей, которых с полным основанием можно называть моральными авторитетами.
В отличие от патентованных либеральных гуру, нередко именуемых среди представителей известной страты не иначе как «совестью нации», Крупин никогда на столь громкие звания-титулы не претендовал.
И тем не менее, своему высокому писательскому, патриотическому и гражданскому долгу неизменно старался следовать.

В этом и состоит главная антитеза, проходящая через всё творчество писателя.
В отношении к Богу и родной стране. В миропонимании, опирающемся на здоровые традиции, либо, наоборот, на духовно и идейно ущербный квазипрогресс.
В единении с народом, стремлении к соборности или напротив, попытках необратимо атомизировать общество, навязать ему старую как мир, но всё ещё не вполне универсальную парадигму «Homo homini lupus est».

Представляемое публицистическое издание – образец хорошей… педагогической, воспитательной литературы.

Лишённое излишней терминологической зауми (как, впрочем, всегда у Крупина) и чрезмерной, навязчивой дидактики, но при этом целиком опирающееся на богатый жизненный опыт автора, оно весьма популярно объясняет читателю «что такое хорошо и что такое плохо».
И в этом плане вполне может рассматриваться как сборник сильных гуманистических лекций, если угодно – гражданских проповедей.

Такие лекции придутся явно не по душе сторонникам «толерантного воспитания», воспринимающим, к примеру, библейские тексты о Содоме и Гоморре как неактуальные и даже вредные для современного общества мифы.
Наверное, не понравятся многие изложенные в книге авторские наблюдения, выводы и людям, для которых прежняя, «красная» апологетика до сих пор является безупречной, не подлежащей какому бы то ни было пересмотру.

Но этим-то как раз и отличались всегда большие русские писатели от «рядовых» представителей немалочисленного племени литераторов
– решительным отказом от компромиссов с носителями чуждых идеологий, популяризаторами сомнительных этических стандартов, проповедниками явного либо слабо скрываемого безбожия.

Основная мысль книги содержится, как нетрудно догадаться, в названии.

О полноте его соответствия содержанию сборника каждый читатель вправе сделать вывод самостоятельно.

http://file-rf.ru/knigochei/132

*******

В контексте статьи,темы:
Русский Дом
Русская История

В разделе ЭпохА - Библиотечка  тема Интересные рецензии на интересные книги

34

Торжество Крещения Господня отмечают в России 19 января.
В русском православии праздник относится к числу двунадесятых, то есть является одним из двенадцати главных в церковном году, и имеет свои традиции и обряды. Во всех православных храмах страны в этот день совершается особая Божественная литургия и чин великого освящения воды

http://cdn.ruvr.ru/2014/01/19/1189776061/20RIAN_01016828.LR.ru.jpg

В праздник Крещения верующие вспоминают евангельскую историю о том, как Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.
В отличие, например, от Римско-Католической, Армянской Апостольской и некоторых других христианских церквей, в русском православии в этот день вспоминают и еще одно евангельское событие – Богоявление.

А потому в России торжество Крещения Господня часто называют и торжеством Богоявления, пояснил настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин:
"Праздник Богоявления – это древнее название двух праздников - Рождества Христова и Крещения, когда оба этих торжества отмечались вместе. Со временем праздники были разъединены и название Богоявление осталось за Крещением. Поскольку именно тогда Господь явился в трех ипостасях. В виде голоса, который произнес "Сей Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение", в виде голубя, сходящего на Христа, когда тот вышел из Иордана, и в виде второго лица Пресвятой Троицы, самого Господа нашего Иисуса Христа. Так бог явился в Троице в праздник Богоявления".

Как и во многих славянских странах - Греции, Болгарии, Македонии - в России на Крещение принято святить воду. Специальный чин освящения накануне торжества, в крещенский сочельник - день строгого поста, и в само Крещение совершается во всех православных храмах страны.

Освященная вода символизирует божественную благодать и приобретает удивительные свойства, продолжил отец Игорь: "В этот день посещением Святого Духа освящается все водное естество. Сам Господь освящает эту воду, и она становится святой и целебной не столько от физических недугов, сколько от духовных болезней. Через эту воду - великую Агиасму, человек приобретает особую благодать. Эту воду хранят в течение всего года и употребляют только натощак.
Однако в сам день Крещения есть традиция этой самой святой водой, принесенной из храма, окроплять жилища. Освященная вода дает большую пользу, прежде всего душе. А если дух будет здоров, то и тело будет не так страдать от недугов".

http://m.ruvr.ru/2014/01/19/06/RIAN_02349752.LR.ru.jpg

По сложившейся традиции в ночь на Крещение множество верующих стремятся не только освятить жилище, но и с головой окунуться в воду.
Ведь само слово "крещение" в переводе с греческого означает "погружение". Для этого в парках и на водоемах страны ежегодно вырубаются проруби. Так называемые Иордани. Часто они имеют форму креста, а их название напоминает реку Иордан, в которой крестился сам Господь. Несмотря на мороз в почти минус 20 градусов, желающих принять символическое "крещение" много.

Это ни с чем не сравнимое ощущение, уверяет двадцатипятилетний Илья: "Очень свежо и бодро. Я купаюсь уже третий год и заметил, что это дает заряд бодрости и здоровья на весь год. Первый раз было очень интересно и необычно, страха почти не было. С тех пор и купаюсь. Очень много положительных эмоций и адреналина. Главное - верить, и это будет помогать".

А вот москвичка Александра погрузиться в ледяную воду решила впервые. И страшно, и любопытно, но уверена – это хоть раз в жизни надо попробовать, а тем более на Крещение, уверена девушка:
"Крещение - это большой праздник. Прежде чем окунуться в прорубь, я готовилась - принимала дома контрастный душ. Я очень надеюсь, что после окунания мой организм очистится, я избавлюсь от своих прошлогодних бед и все повернется в лучшую сторону".

В церкви к подобным погружениям относятся спокойно. Купание в проруби на Крещение не предписывается вероучительными канонами, но и не запрещается, рассказал богослов, доцент Сретенской духовной семинарии города Москвы протоиерей Вадим Леонов:
"Ни в одном церковном каноническом документе и богослужебных уставах нет предписания, чтобы верующие в этот день окунались в водоемы. Это уже народная традиция, которая сопровождает праздник Крещения. Ее смысл - попытаться сопережить нечто подобное, что происходило более двух тысячелетий назад на Иордане. Эта традиция, с одной стороны, никак не противоречит общему смыслу праздника, но и не является необходимой и обязательной для христиан".

В этом году только в Москве было прорублено более 50 иорданей. По сравнению с прошлым годом – это мало. Но настоящие крещенские морозы ударили в столице не так давно, а потому не все пруды и водоемы успели покрыться толстым льдом. Самая большая крещенская купель традиционно была организована в Серебряном Бору.

Около каждой проруби дежурили наряды скорой помощи, а также сотрудники МЧС и водолазы-спасатели. Рядом работали полевые кухни с горячей едой и напитками. Очиститься душой и телом в ледяных водах прудов и рек в ночь с 18 на 19 января в России решило несколько десятков тысяч человек.

Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2014_01_19/Russkaja- … odne-9631/

***

И читаем о Крещении ранее,на второй странице темы.

*******

В контексте статьи,в разделе Новый Год... Зима!  тема Рождество Христово

35

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

http://file-rf.ru/uploads/view/position/042014/aaa5a012886106a0379f80861fbcfaaa581afa4e.jpg

В сей нареченный и святый день, когда мир, видимый же весь и невидимый, прославляет Начальника жизни и смерти Победителя,
сердечно приветствую всех вас пасхальным восклицанием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни.

Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств, мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира,
Его крестные страдания и светлое Воскресение. Пасха – это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далёком прошлом народному обычаю. Это – самая суть и ядро христианства. Это – победа, дарованная нам Богом.

Со времён апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но – что особенно важно – как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие.
Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершённое Господом искупление падшего мира – это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, – всё это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.

В светлый день Воскресения Христова души миллионов верующих преисполняются благодарности Творцу, и наше земное бытие обретает подлинный смысл.
Пасха Христова является великим торжеством жизни, торжеством победы над смертью, несущим любовь, мир и духовное преображение.

Празднованием Пасхи мы всякий раз как бы открываем новый период в своей жизни, ибо Воскресший Господь обновляет человеческое естество, укрепляет в испытаниях, даёт силы для совершения благих дел.

В светлые дни пасхального торжества мы призваны поделиться нашей радостью со своими родными и близкими, проявить к ним деятельную любовь и милосердие. Такова освященная веками традиция, следуя которой, мы свидетельствуем о своей причастности к наследию Христову и вере в то, что воистину воскрес Господь.

Ныне, как и прежде, Русская Православная Церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата.

Наша особая молитва сегодня – о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестёр по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество.

Возвещая превосходящую разумение любовь Божию (см. Еф. 3:19), христианство объединяет людей, преодолевая национальные, культурные и государственные границы, ибо свет Христов просвещает всех (см. Ин. 1:9).

Воскресший Господь да дарует всем нам с пользой для души продолжать земное странствование, памятуя о высокой христианской ответственности и призвании созидать в себе и окружающих твёрдую веру, искреннюю любовь и непоколебимую надежду.
Пусть радость этого праздника укрепляет и вдохновляет нас на совершение добрых дел, даёт нам мужество и силы посреди бушующих волн житейского моря хранить выдержку и спокойствие, противостоять соблазнам и искушениям, преодолевать, по слову преподобного Сергия Радонежского, ненавистную рознь мира сего.

Воссиявший от Живоносного гроба свет славы Христовой да пребудет с нами и да озарит наши сердца, простираясь на ближних и дальних, на всех, кто будет нуждаться в нашем внимании и поддержке.

Поздравляя всех вас с великим праздником Святой Пасхи, молитвенно желаю щедрых духовных даров, телесной крепости и благодатной помощи свыше в победном шествии за Христом. Аминь.

Москва
Пасха Христова
2014 год
http://file-rf.ru/context/3241

36

Рождество Христово в православной церкви

http://cdn13.img22.ria.ru/images/104166/96/1041669679.jpg
Рождество Христово — один из главных праздников православной церкви.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота.

Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос.
Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь!

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога.
Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.

В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Увидев необыкновенную звезду, восшедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса, волхвы (по преданию, их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар) направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира.

Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию.
Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу,
а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово.
Начало его празднования относится ко временам апостолов.
В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца" (от марта).

В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.

До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения.
К II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления).
Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю
(так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю).
Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!"
Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!".

Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения.

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение.
Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви (Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные), а также афонские монастыри (в Греции),
католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря.
По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) — время особой духовной радости и продолжения празднования.
В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.

В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками.
Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими.
Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.
На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось.
Рождественские службы совершали тайно.

27 декабря 1990 года в связи с обращением патриарха Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем.
Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, признав Рождество Христово официальным праздничным днем.

В ночь с 6 на 7 января 2016 года, в Рождество Христово, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции совершил рождественское богослужение в главном храме России — кафедральном соборном храме Христа Спасителя. На патриаршую службу пришли тысячи верующих, в их числе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев с супругой, члены российского парламента, другие представители власти.

Президент России Владимир Путин присутствовал на рождественском богослужении в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Тургиново Тверской области.

В 389 действующих православных церквях, храмах и монастырях Москвы прошли богослужения по случаю празднования Рождества Христова, в которых приняли участие свыше 300 тысяч человек.
07.01.2016  http://ria.ru/spravka/20160107/13509153 … z3wYPtgRci

В контексте статьи, темы этого раздела,
А в разделе: Новый Год... Зима!  тема: Рождество Христово


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Теремок » Православие на Руси