#p35625,Дядя Миша написал(а):..................................
Более быстрый эффект на курс возможен исключительно через меры валютного контроля, но они несут среднесрочные и долгосрочные риски.
Главный риск в том, что отсекает потенциальный приток иностранного капитала, опасаясь заморозки средств и стимулирует резервировать валюты экономических агентов на внешних счетах.
Скорее всего, валютный контроль так или иначе придется вводить, т.к. роста ставки недостаточно.
Подробней: Paul Spydel https://t.me/spydell_finance/4059
/// МОСКВА, 6 сен — РИА Новости.
ЦБ равномерно продаст валюту с 14 по 22 сентября на 150 миллиардов рублей
— по 21,4 миллиарда рублей в день против нынешних 2,3 миллиарда, сообщил регулятор.
И 15.09.2023:
ЦБ России повысил ставку на 1 п.п до 13%, а мер валютного контроля нет.
Заседание происходило в условиях крайней неопределенности рыночного консенсуса, которого просто не было
– самое сильное, как минимум, за десятилетие распределение взглядов на траекторию ДКП, но в целом решение логичное.
Центробанк стал отчетливо маркировать разгон инфляции валютным фактором (резкое ослабление рубля с июня), но главное из пресс релиза ЦБ заключается в следующем:
• Высокие ставки надолго, т.е быстрого возврата к мягким ДКУ, как в 2022 не будет:
«Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% также предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике»;
• Пространство для дальнейшего ужесточения открыто: «Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях».
Это можно интерпретировать, как дальнейшее усиление ДКП при появлении значимых дестабилизирующих событий, как, например,
существенный разгон инфляционного импульса/инфляционных ожиданий или продолжение ослабления рубля.
Еще важное из пресс релиза ЦБ заключается в сохранении прогноза по росту ВВП в 1.5-2%,
что означает нулевой рост экономики во втором квартале и мягкую рецессию в 4 кв 2023, т.к накопленный рост ВВП в 1П 2023 составил 1.6%,
а инерционный рост в 3 кв 2023 оценивается в 0.2-0.3% кв/кв. Соответственно, в 4 кв будет либо стагнация, либо незначительное снижение ВВП в пределах 0.2-0.3%.
Отмечается высокий инфляционный импульс (ЦБ оценивает трехмесячный импульс в 9% SAAR, тогда как с июля цены по собственным расчетам растут на 11% SAAR и 15% в товарах)
и высокие инфляционные ожидания, а проблема курса снова упирается в слабый экспорт и высокий импорт по версии ЦБ. Повышен прогноз инфляции на декабрь 2023 до 7%.
Paul Spydel https://t.me/spydell_finance/4128
Более подробный анализ ДКП Центробанка,
последствий ужесточения, ровно как и выступления Набиуллиной - далее:
Центробанк сделал попытку объяснить https://www.youtube.com/watch?v=60CzZZoXsGw
мотивы отказа от валютного контроля и вот, что получилось:
Обязательства по продаже валютной выручки ничего не дадут,
т.к. экспортеры, продав валютную выручку, могут снова вернуться на внутренний валютный рынок, увеличивая спрос на валюту (отток капитала).
В итоге на валютный рынок результирующий эффект будет нулевым (возрастет лишь оборот торгов без улучшения чистого сальдо продажи валюты), а издержки компаний от этого только вырастут.
Отмена обязательств по продаже валютной выручки с конца 2022 не повлияла на норму продажи этой выручки, оценивая долю продажи от объема валютного экспорта.
Нормативы продажи валютной выручки имеют ограниченный эффект, т.к. более важное значение имеют объем экспорта, потребность компаний в валюте, налоговые аспекты и уровень неопределенности в экономике.
Если оценивать валютные запасы российских экспортеров, объем валюты, находящиеся за пределами российской финансовой системы,
особо не изменился за 1.5 года вне зависимости от наличия или отсутствия нормативов продажи валютной выручки. ЦБ оценивает валютный кэш на счетах в иностранных банках около 1% от объема экспорта (хм, а не ошибся ли ЦБ в расчетах)?
Значительная часть валютной выручки в распоряжении российских компаний находится у международных трейдеров, имеющих другую юрисдикцию, поэтому обязательства по продаже валютной выручки
никак их не касается и соответственно, никак не насытит внутренний валютный рынок.
Также нужно учесть, что около 42% валютной выручки по последним данным ЦБ – является рублевой, т.е помимо снижения самого экспорта еще снижается и валютная часть экспорта,
т.е. доступной к продаже валютной выручки не так и много.
По поводу запрета вывода средств физлиц за границу (то самое снятие с валютных счетов в российских банках и перевод на валютные счета в иностранные банки)
– данная мера не влияет на курс, т.к. не создается новый/дополнительный спрос на валюту, а спрос возникает тогда, когда эта валюта приобретается (рублевые счета переводятся в валютный).
С точки зрения курса не имеет значения направление дальнейшего распределения валютных сбережений, т.к. валюта может приобретаться с целью размещения на счетах в российских банках, так и в иностранных, но с точки зрения курса рубля – это эквивалентная операция.
Повлиять на спрос можно только через повышение привлекательности рубля, как средства сбережений, в том числе через процентную ставку.
Для ЦБ важно повышать привлекательность рублевых сбережений – действовать экономическими методами, а не административными.
Валютный контроль действует ограниченное время и менее эффективен в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Валютный контроль может приводить к нарушению возможности и способности к выстраиванию новых экономических связей российских компаний.
Бизнес все равно найдет брешь (дыру в системе), выстраивая обходные маневры по выводу капитала, а валютный контроль будет лишь способствовать росту издержек бизнеса, но не устранит мотивы в выводе капитала.
В свою очередь рост издержек бизнеса будет перекладываться на российскую экономику.
Сам по себе отток капитала в 2023 не оказал существенного влияния на курс рубля, т.к. за сопоставимый период он оказался в 8 раз меньше, чем в 2022.
Да, влияние есть, но не доминирующее, т.к. слабость рубля обусловлена деградацией торгового баланса и спецификой валютных расчетов.
Перегретый внутренний спрос формирует высокий объем импорта, который при слабом экспорте обнуляет чистый приток валюты на внутренний валютный рынок.
Именно импорт сейчас главная проблема для курса рубля.
Повышение ключевой ставки может несколько охладить импортный потенциал российской экономики.
У ЦБ нет «красной границы» для курса рубля, но ЦБ следит за курсом в контексте проинфляционных факторов, хотя не видит в ослаблении рубля рисков для финансовой стабильности.
Рост продажи валюты в 10 раз с 14 сентября лишь зеркалирует инвестиции и операции ФНБ и не направлен на изменение чистого баланса на валютном рынке, т.е операция нейтральная.
Paul Spydell https://t.me/spydell_finance/4129
в продолжение:
Экспорт будет снижаться, экономика замедляться,
инфляция может длительный период времени быть выше таргета,
а денежно-кредитная политика ЦБ надолго останется крайне жесткой.
Важные моменты http://www.cbr.ru/press/event/?id=17070 из выступления руководства ЦБ
Я так подробно останавливаюсь на действиях ЦБ, т.к.
во-первых, события уникальны (подобный ход ужесточения был только дважды за последние 15 лет – в 2014 и 2022),
а во-вторых, необходимо понимать намерения ЦБ, логику принятия решений и мотивы.
Центробанк встревожен высокими темпами роста кредитования и помимо ставок будет действовать на кредитование через меры дополнительного ужесточения финансовых условий, в том числе через макропруденциальную политику, направленную на регуляторное отсечение части заемщиков от получения кредитов.
Центробанку крайне не понравилось, что банки, как и рынок в целом, ожидали быстрого смягчения ДКП по образу и подобию 2014/2022,
что стимулировали банки придерживать ставки по депозитам/кредитам, а заемщикам активно вовлекаться в кредитную активность.
Сигнал абсолютно однозначный – жесткая ДКП будет длительный период времени.
При этом условия смягчения ДКП были обозначены: разворот ДКП возможен, если ЦБ увидит значительное снижение темпов инфляции и стабилизацию инфляционных ожиданий.
Хотя Центробанк прямо не указывал, но реализация экономического кризиса может способствовать пересмотру траектории ставки.
До тех пор, пока инфляционный импульс сохраняется (выше 4%) и до тех пор, пока инфляционные ожидания высоки – будут жестить.
Ставка будет сохраняться продолжительный период времени, что должно улучить трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики
и стимулировать подстройку финансовых инструментов (в том числе рынок ОФЗ и депозитные ставки) к ключевой ставке.
«Мы повысили ключевую ставку из-за реализации инфляционных рисков.
И будем удерживать ее на высоких уровнях достаточно продолжительное время — до тех пор, пока не убедимся в устойчивом характере замедления инфляции.»
По мнению ЦБ, концепция дешевых кредитов не работает в специфике современной России (низкая стоимость заемных ресурсов -> больше предложения товаров и услуг -> меньше инфляция) ,
т.к. существует множество других ограничений нефинансового характера, а главная проблема – дефицит кадров и прочие ограничения на факторы производства.
Предприятия, конкурируя за сотрудников, переманивают кадры, разгоняя зарплатные ожидания, что повышает издержки и следовательно, растет инфляция, как из-за переноса издержек в цены,
так и по причине возросшей покупательной способности доходов у рабочих.
Низкие ставки в условиях высоких инфляционных ожиданий не приведут к развитию экономики по мнению ЦБ, а приведут к инфляции - в итоге мы получим низкий темп роста экономики и высокую инфляцию.
Причину инфляции ЦБ видит в «необеспеченном» спросе, слабом рублем и ускорении кредитования.
«Валютная выручка сократилась из-за значительного снижения стоимостных объемов экспорта в течение этого года. Одновременно вырос спрос на импорт.
Во многом это отражение проинфляционного роста внутреннего спроса, который стал следствием стимулирующей бюджетной политики и сильного ускорения кредитования.
Расширение рублевого спроса на импорт при ограниченном поступлении экспортной выручки привело к ослаблению рубля.
Одновременно с этим в условиях не слишком высоких рублевых ставок граждане не так активно сберегали в рублях, а компании охотно брали рублевые кредиты, чтобы не расходовать валютную ликвидность».
Намерения ЦБ понятны: погасить кредитный импульс, сжав темпы прироста денежной массы, сбрасывая импортный потенциал.
Это должно стабилизировать торговый баланс и «охладить» коллапсирующий курс рубля, что позволит взять под контроль инфляционные ожидания.
Держать ставку высоко настолько долго, пока инфляция не нормализуется, либо экономика не скукожится.
Paul Spydell https://t.me/spydell_finance/4130