12 ноября в 3.46 мск времени с космодрома Байконур стартовыми расчётами предприятий ракетно-космической отрасли
осуществлён успешный пуск ракеты-носителя «Протон-М» с космическим аппаратом в интересах Министерства обороны.В 12.47 мск космический аппарат отделился от разгонного блока «Бриз-М», вышел на геостационарную орбиту
и взят на сопровождение Войсками воздушно-космической обороны.
Космический аппарат «Радуга-1М» — военный спутник связи третьего поколения.
Установленная на нем аппаратура позволяет устанавливать надежную связь с подвижными станциями, включая труднодоступные горные районы.Пресс-служба Роскосмоса http://www.federalspace.ru/19989/
http://sdelanounas.ru/blogs/43459/
.........................
В контексте,статья в тему:
Спутник – русское слово
Андрей Ефремов,15 ноября 16:02
Фото © РИА «Новости» / Владимир Баранов.
Руководство «Роскосмоса» делает ставку на отечественные предприятия по производству космической техники.
Эти дни, и особенно сегодняшний, 15 ноября, проходят для работников нашей космической отрасли под знаком 25-летнего юбилея исторического запуска «Энергии-Бурана». Четверть века назад осуществился успешный полёт этого тандема, состоявшего из ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и отечественного многоразового космического челнока. Тот триумфально приземлился на «Байконуре» в положенный срок в беспилотном, автоматическом режиме.
Для большинства людей, интересующихся космической тематикой, было и остаётся загадкой то, что прежнее, советское государство не только не поспешило развить свой колоссальный успех на этом многообещающем направлении, но напротив, предприняло даже некоторые усилия для того, чтобы перспективная космическая программа была окончательно свёрнута.
И одним лишь общим политико-экономическим регрессом СССР в то время объяснить подобные решения тогдашней государственной власти, в общем-то, сложно.
Как бы там ни было, заниматься поиском виновных в тех уже далёких от нас деструктивных действиях – дело бесполезное.
Гораздо больший резон видится в том, чтобы с учётом всех нынешних аспектов и факторов, включая, разумеется, соображение экономической целесообразности, решить:
есть ли смысл реанимировать ту программу, одновременно ориентированную на многоразовость и максимальную грузоподъёмность, или же последовать примеру американцев, которые от использования шаттлов сравнительно недавно отказались.
В ближайшие годы, надо полагать, руководители космической отрасли России эту дилемму решат.
И это будет, конечно же, далеко не единственный принципиальный выбор, который предстоит сделать обновлённому руководству «Роскосмоса» совместно с правительством.
К примеру, на днях глава «Роскосмоса» Олег Остапенко обратился к вице-премьеру Дмитрию Рогозину с письменным предложением об отказе от фактической кооперации с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном (EADS) в деле запусков спутников связи.
Главная причина такого отказа звучит в письме так:
«Обеспечение за счёт федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала».
Взамен сотрудничества с западными поставщиками предлагается покупать в ближайшие годы космические аппараты у российского производителя
– ОАО «Информационные спутниковые системы» (ИСС) и с учётом этой промышленно-коммерческой переориентации формировать Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы.
Несколько странно, что против данной инициативы выступили официальные представители ФГУП «Космическая связь».
Свою позицию они объясняют требованиями «не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции».
Апелляция к закону о конкуренции с точки зрения сотрудников ФГУП, наверное, имеет некий смысл, ибо всем и всегда хочется покупать лучше и дешевле.
Но вот ссылка на «принципы ВТО» как аргумент против монопольного положения российского партнёра из уст соотечественников, представляющих ГОСУДАРСТВЕННОЕ унитарное предприятие, звучит как-то, мягко говоря, неубедительно, чтобы не сказать «диковато».
Что же касается потенциального «монополиста», то его руководители уверяют, что все необходимые в среднесрочной перспективе спутники работники ОАО «ИСС» произвести смогут.
«Информационные спутниковые системы» за последние годы прошли существенную техническую модернизацию и вышли на уровень выпуска до 20 космических аппаратов в год.
Назвать текущую деятельность «ИСС» беспроблемной пока не получается: случаются задержки с выполнением заказов, касающихся как выпуска новой техники, так и ремонта уже использующейся. Однако все эти проблемы не критичны.
И тем более никого не должна смущать возможность получения российским предприятием монопольного положения в одном из сегментов космической отрасли.
Производство космических спутников – не выпуск кастрюль-скороварок.
Здесь «эксклюзивность» вкупе с прямой государственной поддержкой – условия не просто допустимые, а крайне необходимые.
Для самого государства в первую очередь.
http://file-rf.ru/context/3022
И ещё:
Уроки "Бурана". Полетит ли когда-нибудь российский космический челнок
205 минут полета корабля "Буран" стали оглушительной сенсацией. И главное - посадка.
Впервые в мире советский шаттл приземлился в автоматическом режиме.
Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.
Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам?
Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.
Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.
Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".
Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?
Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл".
Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок.
Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!
Американцы испугались?
Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал:
по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30.
Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.
"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?
Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет.
У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов.
Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".
И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?
........................
Продолжение под катом:
Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?
Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?
Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур.
Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов.
Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.
А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"?
Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".
Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?
Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель.
Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.Циолковский подписал?
Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается.
Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".Интересно, как отреагировал Королев?
Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал.
Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД.
Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?
Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался!Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток".
Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее!
Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".А что за казус случился тогда с Германом Титовым?
Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его.
"Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!".
Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".Когда вы начали заниматься "Бураном"?
Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель.
Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен.Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована.
Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.
Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости wwwria.ruМы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.
Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?
Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня.
Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран".Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев.
Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?
Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты.
Мудрый был человек.Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки.
Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели.
И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева.
Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?
Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал".
А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...
Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!".
Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу.Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра!
Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.Что вы почувствовали после такого триумфа?
Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?
Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М".
Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов.Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз".
Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.
У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?
Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств.
Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн.
Они будут созданы на базе МОВЭН.А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.
Кстати
Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.
Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.
Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.
Автор Наталия Ячменникова http://topwar.ru/36026-uroki-burana-pol … elnok.html
Первоисточник http://www.rg.ru/Maxsh
А ведь Буран разрабатывался параллельно с другим не менее грандиозным проектом:Генерал звёздных войн
http://www.youtube.com/watch?feature=pl … 1R45jJUDCs
Anatolii Teselko
Загружено 08 Янв 2012 г.ГЕНЕРАЛ ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН
Премьера состоялась 14 апреля 2010 года
на телеканале Россия-1Весь мир знает этого человека только как Главного конструктора легендарного «Бурана». Однако незадолго перед смертью в одном телеинтервью он неожиданно откровенно заявил, что именно реализация «Бурана» позволила ему «не совсем даже законными методами провести важные испытания другой космической системы». Глеб Лозино-Лозинский говорил о главном проекте своей жизни – «Спирали», - которая почти не известна обывателю, хотя работу над ним он не прекращал никогда, не смотря ни на какие запреты. Лозинский доказывал - в космос надо взлетать только на крыльях и на них же возвращаться на Землю. Это и будет настоящая многоразовая и, к тому же, доступная космонавтика. Ведь для космического старта уже вообще не требуется специальный космодром – хватит обычного аэродрома.
История боевой советской «многоразовой» космонавтики - «белое пятно», где главным действующим лицом был конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Свою «Спираль» - проект многоразового космического челнока, взлетающего с борта специального гиперзвукового самолёта – Лозино-Лозинский начинает создавать ещё в 1965г. До сих пор все попытки за рубежом создать аналогичную систему терпели фиаско. И у нас принято считать, что от «Спирали», официально и вроде бы бесповоротно закрытой во второй половине 1970-ых гг., осталась лишь маленькая пластмассовая модель, изредка демонстрируемая на телеэкранах. На самом деле Лозино-Лозинский, взяв на себя всю полноту ответственности, втайне от официальных властей, фактически полностью реализовал этот проект (в усовершенствованном виде известный ныне специалистам как МАКС – Многоразовая авиационно-космическая система, - хотя об истинных его возможностях и степени готовности не говорят). Своим единоличным решением, не ставя в известность руководство страны, он всё же сумел испытать в реальном космическом полёте многоразовый боевой орбитальный корабль, настоящий космический истребитель-бомбардировщик.
Об этих испытаниях стало известно в США – попытка перехватить приводнявшийся в Тихом океане советский боевой корабль американским военным флотом предпринималась. И это только один и, может быть, не самый значимый эпизод в неизвестной истории советского космоса и биографии Генерального конструктора. Биографии на грани триумфа, в конечном итоге всегда остававшейся драмой. Ведь даже сегодня не говорится, что концепция проекта «Энергия-Буран», на которой настаивало руководство страны, вызывала у Лозино-Лозинского серьёзные возражения. И всё же за постройку самого «Бурана» Глеб Евгеньевич взялся, во многом благодаря тому, что, официально возглавив один проект, он неофициально смог продолжить другой. И так он поступал всегда – работая над любой официальной программой, он умудрялся в её рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести собственный проект до совершенства.
Парадокс в том, что вроде бы противопоставляя себя всей государственной машине, Лозино-Лозинский всегда оставался ярым государственником, жёстко пресекая любое инакомыслие со стороны своих сотрудников, когда это государство в очередной раз хоронило его проект. Это был человек своего времени – он никогда не спорил с системой, он пытался использовать её. Обладая по настоящему деспотичным характером, безжалостно карая и увольняя, он прекрасно знал себе цену - единственного в СССР конструктора полностью многоразовых кораблей, создающего реальные проекты. И возможно потому он всё же добился своего – Многоразовая авиационно-космическая система Г.Е. Лозино-Лозинского сегодня технически полностью реализуема для грядущих Звёздных войн. То, что они неизбежны – он не сомневался никогда.
На VI Международном кинофестивале научно-популярных фильмов «Мир Знаний», который проходил с 24 по 28 октября 2011 года в Санкт-Петербурге фильм «Генерал звездных войн» стал лауреатом конкурса в номинации "За раскрытие неизвестных страниц в истории космонавтики" и также был отмечен специальным призом Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ
автор сценария и режиссёр
АЛЕКСАНДР МЕРЖАНОВhttp://tvroscosmos.ru/?page=general
Подробней в разделе ВС России тема Военная тайна, видео
*************
В контексте поста,в разделе ВС России темы:
Космические войска - ВКО
Артиллерия и РСЗО
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)
Военная тайна, видео
А в разделе Теремок темы:
Back in the U.S.S.R.
Рождённые в СССР,видеоролики - люди,техника,достижения