Опубликовано 06.08.2012 пользователем tvroscosmos 6 августа в 23 ч. 31 мин. мск с космодрома Байконур произведен пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с космическими аппаратами «Экспресс-МД2» и «Телком-3».
7 августа в ходе выведения головной блок (РБ «Бриз-М» и 2 КА) не был обнаружен на переходной орбите. Сигнал с головного блока (ГБ) был принят с аварийной промежуточной орбиты.
По предварительной информации включение маршевой двигательной установки (ДУ) РБ «Бриз-М» произошло в расчётное время. Выключение ДУ произошло через 7 секунд вместо расчётных 18 минут 5 секунд.
О запуске РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» и КА «Экспресс-МД2» и «Телком-3» 07.08.2012 7 августа в ходе выведения головной блок (РБ «Бриз-М» и 2 КА) не был обнаружен на переходной орбите. Сигнал с головного блока (ГБ) был принят с аварийной промежуточной орбиты. По предварительной информации включение маршевой двигательной установки (ДУ) РБ «Бриз-М» произошло в расчётное время. Выключение ДУ произошло через 7 секунд вместо расчётных 18 минут 5 секунд. ГБ сопровождается средствами Войск Воздушно-космической обороны и Роскосмоса. Ведётся анализ сложившейся ситуации. Пресс-служба Роскосмоса http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19396
Похоже, российские космические предприятия всерьез решили занять «почетное» место рядом с отечественным футболом и не менее отечественным автопромом.
В ночь на 7 августа были потеряны очередные два спутника: «Экспресс МД2» и Telkom-3. С 2010 года это уже 7-й неудачный запуск, который правильней назвать провалом.
«Экспресс МД-2» создан в Центре имени Хруничева совместно с иностранными предприятиями, в частности, при содействии подразделения итальянской фирмы Thales Alenia Space. Предназначался спутник для круглосуточной ретрансляции над территорией России, кроме того он должен был взять на себя часть функций другого «Экспресса», который до орбиты не добрался в августе 2011. Но, видимо, не судьба.
Второй – Telkom-3 – создан так же в России, но другим КБ, для индонезийской компании Telekomunikasi Indonesia Tbk. Спутник должен был обеспечить телевещание и связь на территории Индонезии и Индокитая.
Спутники планировалось запустить ещё в мае этого года, но по самым разным причинам, старт откладывался. 26 июля одна из последних дат, но тогда пуск не состоялся из-за серьезных неполадок, для исправления которых пришлось даже отстыковывать спутники. Источник «Интерфакса» в отрасли пояснил, что неполадки были в разгонном блоке «Бриз-М», именно из-за него, по предварительным данным, произошло нынешнее ЧП.
Общая программа запуска по плану выглядела следующим образом. 6 августа в 23:31 с Байконура стартует ракетоноситель «Протон-М» со спутниками на борту. В 8:44 и 9:14 по московскому времени должны были отделиться спутники Telkom-3 и "Экспресс МД2", соответственно. Эти этапы оказались пройдены штатно. А вот дальше начались проблемы. После отделения спутников двигатели установки разгонника перестали работать уже через 7 секунд, тогда как должны были работать 18 минут и 13 секунд.
По одной версии спутники и разгонный блок расстыковались, по другой остались в составе разгонного блока.
В любом случае окончательное их превращение, в бесцельно вращающийся орбитальный мусор, уже подтверждено Роскосмосом.
Информационные источники заявляли о том, что спутники могут угрожать МКС, но эксперты всех успокоили, заверив, что ситуация вокруг станции отслеживается американским и российским службами. В случае выявления опасной траектории станцией будет совершен маневр уклонения.
Естественно, что очередная неудача такого масштаба подняла извечный вопрос «кто виноват и что делать?».
До тех пор пока не выявлена официальная причина неудачного запуска, эксперты строят догадки и дружно указывают на недостаток контроля качества в отрасли. Руководству предприятия, собравшему некачественную технику, предрекают увольнения и отставки. Но ротацией кадров, видимо, всех проблем не решить. Перестановки в Роскосмосе к кардинальным переменам не привела – спутники, во всяком случае, падать не перестали…
................
Продолжение под катом:
Продолжение статьи Все снести и построить заново
Во вторник, 7 августа, комиссия Роскосмоса должна прийти к заключению о причинах срыва вывода спутников на орбиту. Если общая картина ясна: отказали двигатели разгонного блока, то вот в чем причина их отказа выяснить только предстоит.
Сейчас ведется анализ телеметрической информации при участии специалистов НПЦ имени Хруничева, – разработчиков разгонного блока «Бриз-М» – и участников запуска, которые специально прилетели с космодрома Байконур.
В числе основных – несколько версий: поломка системы управления разгонного блока, ошибки при создании циклограммы полета, неполадки в двигательной установке. Нештатная ситуация произошла после второго выключения разгонной установки. Подразумевалось и третье. Но его не произошло.
Так же названый эксперт высказал агентству РИА «Новости» версию о том, что основной причиной мог стать человеческий фактор. Он подчеркнул, что во все последние неудачные запуски, ЧП происходили с разгонными блоками из-за ошибок при расчётах полетного задания, или из-за проблем со включением двигателей разгонника.
По его мнению, одна из главных проблем отрасли – мотивация персонала. Работники крайне безалаберно относятся к выполнению своих обязанностей. Проблемы с самодисциплиной и элементарной порядочностью вышли на новый уровень. Например, директор, который проваливает несколько запусков, ждет пока его отправят в отставку, и сам своего места не покидает.
«К сожалению, у меня создалось впечатление, что в космической отрасли нужно просто все снести и построить заново" – резюмировал эксперт .
Общие потери для России из-за неудачных запусков составят от 6 до 8,5 миллиардов рублей. Спутники, правда, были застрахованы: «Экспресс-МД2» в «Ингосстрахе», а Telkom-3 в «АльфаСтраховании» на 1.177 млрд. и 240 миллионов рублей, соответственно. Однако проблема в том, что потери для России не только в деньгах, но и в репутации. И если свои деньги мы можем швырять на орбиту, сколько влезет, никто за это слова не скажет, то циничный капиталистический мир к невыполнению обязательств относится крайне нетолерантно. Для Индонезии, в частности, и для региона в целом потеря спутника некритична, но для первой неудача со спутником – удар по национальному престижу, а значит и по доверию к российской космонавтике. Каковы же последствия для виновников очередной аварии?
Учитывая, что для Центра имени Хруничева это уже третье происшествие за два года, неприятности, скорее всего, наступят, тем более что первые два раза руководству удавалось избегать наказания. По данным источника «Коммерсанта-Online», который близок к руководству Роскосмоса, никаких бумаг об увольнениях ещё не подписано, но намекнул, что головы, все-таки, могут покатиться после оглашения официальных причин аварии.
Необходимо отметить, что нынешняя катастрофа произошла уже после того как Роскосмос организовал на предприятиях отрасли свою систему контроля качества. Кроме того, произошла она ещё и после того как со стороны исполнительных властей были сделаны крайне жесткие замечания в адрес Роскосмоса. Нынешний премьер, Дмитрий Медведев (если кто запутался), намерен лично разобрать ситуацию в космической отрасли, для чего будет созвано специальное совещание. Эту информацию ИТАР-ТАСС получило от пресс-секретаря вице-премьера Дмитрия Рогозина. Все-таки семь – магическое число. Первых шести аварий недостаточно было для большого совещания…
Эксперты, однако, утверждают, что в данной отрасли кадры всего не решают и одними перестановками проблемы не исчерпать. Необходимы масштабные структурные перемены.
Александр Железняков, Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, в интервью «Коммерсанту FM» сказал, что необходима адекватная система кардинальных мер по устранению выявляемых недостатков, однако в отрасли таких изменений не наблюдается.
Ещё он отметил, что крайне важен контроль качества продукции, и опыт Советско Союза, здесь был очень полезен.
Рассматривая общую ситуацию Железняков подчеркнул: «Проблема с разгонными блоками «Бриз-М» не нова. В августе прошлого года из-за отказа разгонника этого типа на заданную орбиту не попал другой «Экспресс» – модификации АМ4. Применяется «Бриз» не первый год и статистика показывает, что надёжность его около 91%. Цифра неплоха для первых лет освоения космоса, но сейчас стараются приближаться к 97-98%».
Экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов, уволенный в апреле 2011 года В.В. Путиным, тоже высказал свое мнение на тему проблем с запусками.
Он считает, что проверка должна быть и на «техническом и на организационном этапах», а причина большого количества неудач при запусках – отсутствие единой системы контроля. В Роскосмосе было ликвидировано управление, которое занималось ракетами-носителями и разгонными блоками, в результате, комплекс необходимых мероприятий перед запуском не проводиться, а ответственность за неудачи «размыта».
Когда и по чьей инициативе указанное управление исчезло, а так же почему не вернулось в период его руководства Роскосмосом, Перминов ИТАР-ТАСС не пояснил.
Что интересно, заявления, после каждой аварии при запуске, звучат похожими чуть ли не слово в слово, однако каких либо действий, кроме многочисленных совещаний на высшем уровне и сердитых обещаний в стиле «виновные будут сурово наказаны» – не следует. В то же время количество космических держав имеет тенденцию увеличиваться и сдавать позиции в этой гонке крайне опасно. Каждое ЧП при запуске вынимает не только деньги из бюджета страны, но и очки из копилки репутации. Пока альтернатив, помимо России для вывода на орбиту спутников, не много, но вряд ли эта конъюнктура сохраниться надолго.
valerei RU Сегодня, 11:18 ↑ НАБРАТЬ специалистов в этой сфере невозможно. Я, как бывший конструктор, утверждаю это категорически! Конструкторы, а в этой сфере и вся последующая цепочка, кроме дворников и уборщиц, ШТУЧНЫЙ ТОВАР! Эти люди выращиваются путем длительного и жёсткого отбора. В среднем - один из 10 - 12 человек, которые приходят работать. Остальные отсеиваются. Кроме того, должна сохраниться предыдущая цепочка мастеров-учителей. Если эта цепочка разорвалась (по любой причине), то - ВСЁ! Отрасль надо начинать заново. Отрасль должна постоянно подпитываться молодёжью, которая должна идеологически хотеть работать именно здесь и нигде больше. Никакие деньги не заставят тупого или разгильдяя работать добросовестно. В таких отраслях очень часто невозможно проверить качество работы на каждом, маленьком этапе, но всё выливается в конце-концов в катастрофу.
Бандера UA Сегодня, 11:15 Фактор первый - позитивный. Ракетоноситель Протон-М без проблем выводит на орбиту спутники и модули. Фактор второй - крайне негативный. Допущены грубые ошыбки при проектировании разгонных блоков для спутников и межпланетного модуля (Фобос-Грунт). Что говорит о низкой технической подготовке специалистов, плохой дисциплине и отсутствии контроля качества. Фактор третий - хроническо негативный. Подготовка технических специалистов стала ниже даже уровня советского периода. Учебные заведения оторваны от производства, не получают заявок на высокотехнологические изделия. Патенты которые получают преподаватели ВУЗов мало применяються в промышлености. Это на личном опыте, правда в Украине, но ситуация в соседей не лучше.
Самсебенауме RU Сегодня, 11:28 Возможно я слишком категоричен, но считаю, политика ослабления государства начатая Горбачёвым продолженная Ельциным и его последователем принесла свои плоды и в космическую сферу. Считаю, что распродажа госсобственности в частные руки просто губительна для России. Не готовы мы к таким экспериментам. Менталитет не тот. Вот и плачевный результат по всем проведённым реформам. Естественно, при таком курсе не будет ни госконтроля, ни качества, ни ответственности, ни патриотизма, ни морали. Культ бабла сегодня превыше всего. Но культ этот у нас особенный, доморощенный, безнравственный и очень циничный. Это настоящая раковая опухоль, которая сожрёт всё и всех. Отсюда и коррупция и беспредел и многое другое. Автор, молодец, что затронул тему мотивации. Я считаю, это стартовой точкой любого успеха, побед и достижений. По-моему градус этой самой мотивации уже крайне низкий. Если раньше думали о Родине, то теперь - о себе. Вот так...
На космодроме Плесецк начинаются летные испытания новой ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» 09.08.2012
9 августа на космодром Плесецк, расположенный в Архангельской области, доставлен головной образец новой ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в».
Вместе с ракетой-носителем «Союз-2.1в» из ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара) на космодром Плесецк доставлены также блок выведения «Волга», адаптер и полезная нагрузка .
Специалисты космодрома приступили к проведению операций по разгрузке и доставке элементов ракеты-носителя в монтажно-испытательный корпус технического комплекса космодрома, где в соответствии с технологическим графиком специалисты космодрома Плесецк совместно с представителями ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» начнут подготовку ракеты-носителя «Союз-2.1в» к проведению «сухого» вывоза, запланированного на 25 августа.
На стартовом комплексе космодрома, на котором начнутся летные испытания РН «Союз-2-1в», проведены необходимые доработки, связанные с габаритно-весовыми и конструктивными особенностями этой ракеты.
Летные испытания РН легкого класса «Союз-2.1в», которые предусматривают проведение 5 пусков, планируется завершить в 2014 году.
Ракета-носитель легкого класса «Союз-2.1в» разрабатывается ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Двухступенчатая РН «Союз-2.1в» способна обеспечить выведение с космодрома Плесецк космических аппаратов массой до 2800 кг на низкие круговые орбиты.
А с использованием блока выведения (БВ) «Волга» позволит обеспечить выведение космических аппаратов массой до 1400 кг на солнечно-синхронные орбиты.
В перспективе после завершения летных испытаний и принятия в эксплуатацию ракеты-носителя «Союз-2.1в», а также легкой модификации ракеты-носителя нового космического ракетного комплекса «Ангара» (РН «Ангара-1.2), на космодроме Плесецк они составят основу системы средств выведения легкого класса, планируемых к использованию для запуска космических аппаратов в интересах Министерства обороны РФ, социально-экономического и научного назначения.
Технические характеристики ракеты-носителя "Союз-2.1В": Количество ступеней — 2; Стартовая масса — 157-160 т; Максимальная длина — 44 м; Максимальный диаметр блоков — 2,95 м; Диаметр головного обтекателя — 3 м.
*"Союз-2.1В" со стартовой массой 160 тонн - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса производства самарского "ЦСКБ-Прогресс". По данным Минобороны РФ, эта ракета способна обеспечить выведение с космодрома Плесецк космических аппаратов массой до 2,8 тонны на низкие круговые орбиты, а с использованием блока выведения (БВ) "Волга" - до 1,4 тонны на солнечно-синхронные орбиты.
Разработка ракеты-носителя легкого класса обусловлена наблюдающейся сейчас тенденцией к увеличению потребности в запусках малых космических аппаратов.
В случае успешных испытаний и введения в эксплуатацию "Союз-2.1В" сможет конкурировать с такими ракетами-носителями, как российская ракета "Ангара" легкого класса и европейская "Вега" (Vega).
Программа Русский космос 27. Радиастрон: год на орбите!
Опубликовано 10.08.2012 пользователем tvroscosmos
Россия вернулась в научный космос: ровно год назад с Байконура стартовал первый за долгие годы отечественный космический аппарат -- Спектр-Р, более известный как Радиоастрон.
Уникальный космический астрофизический инструмент был создан российскими специалистами Астрокосмического центра ФИАН и НПО имени Лавочкина.
За минувший год проведено более 200 часов наблюдений 29 активных ядер галактик, 9 пульсаров и 6 источников мазерных линий, в которых участвовали радиотелескопы России, Украины, Австралии, Британии, Германии, Индии, Италии, Испании, Нидерландов, США и Японии.
О результатах работы космического телескопа Радиоастрон и проектах, которые реализуются с помощью этого космического аппарата, рассказывает руководитель ранней научной программы "Радиоастрон", ст. научный сотрудник Астрокосмического Центра ФИАН Юрий КОВАЛЁВ.
Программу провёл Алексей Самолётов
--------------------
Первые панорамные снимки поверхности Марса
Опубликовано 09.08.2012 пользователем rtrussian
Марсоход "Curiosity" сделал первые панорамные снимки поверхности кратера Гейла на Марсе.
По мнению специалистов, поверхность кратера по многим параметрам напоминает земную.
Работает российский нейтронный детектор ДАН на борту марсохода Curiosity
Российский нейтронный детектор ДАН, установленный на борту марсохода НАСА Curiosity, в четверг был впервые включен и успешно прошел проверку
блок детекторов и электроники ДАН
"Его включили, проверили - все работает. Нейтроны он видит.
Включение было короткое, буквально на несколько минут, но он не будет постоянно включен, прибор будет включаться в соответствии с планом работы", - сказал научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ) Максим Литвак, который находится в Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии.
генератор нейтронов
Детектор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов") разработан в ИКИ (Институт космических исследований) под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии института Игоря Митрофанова.
Этот прибор является вкладом России в проект марсохода и одним из двух "иностранцев" из 10 научных инструментов марсохода (второй - метеостанция REMS, созданная испанскими учеными).
марсоход Curiosity с закреплённым на его борту нейтронным детектором (красным отмечено расположение прибора)
ДАН представляет собой нейтронный "щуп" - нейтронный генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.
Пока прибор был включен в пассивном режиме, он работал без участия генератора.
Однако уже сейчас можно сказать, что прибор "состоялся", отметил Литвак. "Он даже без генератора будет делать науку, источником нейтронов для него могут служить космические лучи и радиоизотопный источник марсохода", - сказал собеседник агентства.
Технология прибора ДАН была успешно проверена на двух подобных детекторах, созданных ранее в ИКИ. Один из них - прибор ХЕНД - уже более 10 лет работает на марсианской орбите, на борту зонда "Марс-Одиссей". Его данные показали, что в высоких широтах планеты присутствует большое количество льда - толстый слой вечной мерзлоты, а данные детектора ЛЕНД на борту зонда LRO позволили найти лед в кратерах у лунных полюсов.
Теперь прибор ХЕНД встретился со своим продвинутым "внуком". Детектор ДАН может определить присутствие воды в грунте при ее содержании в единицы процента от веса. При этом район кратера Гейла, по данным ХЕНДа, попадает в область с содержанием воды в грунте от 5% до 6,5% массы.
Специалисты НАСА выбрали для нового марсохода именно близкий к экватору район, а не полярные регионы, где заведомо больше водяного льда, чтобы избежать угрозы заражения Марса земными микроорганизмами.
Экспериментальный ракетный посадочный модуль НАСА, предназначенный для отработки новых технологий вертикального взлета и посадки космических кораблей, потерпел крушение во время тестового запуска.
На базе данного модуля планировалось создавать новые посадочные аппараты для полетов на другие планеты.
12 августа 1912-го года военное ведомство Российской империи издало приказ о создании первой воздухоплавательной части. Более 50 лет из 100 военная авиация тесно связана с космонавтикой. Из лучших военных лётчиков-истребителей был сформирован первый отряд покорителей космоса с кодовым названием «ВВС №1». Сегодня те, кто покоряют звездные просторы, так и называются – лётчики-космонавты.
Во время тренировок космонавтов в кабине истребителя уже нет авторитетов. Даже космонавт Герой России должен четко выполнять указания лётчика-инструктора.
Десять часов налета перед экспедицией к звездам – такой норматив тренировок для космонавтов. После возвращения с МКС на Землю тоже обязательно поддерживать форму и не давать организму отвыкать от перегрузок.
Михаил Корниенко побывал на МКС в 2010-м, но старается не растерять навыки – он приехал полетать на аэродром Чкаловский. Бочка, штопор, мертвая петля. При этом надо следить за приборами, вести радиообмен и навигацию. Потом, на орбите, это пригодится.
«Умение принимать решения в экстренных ситуациях, быстрые - очень важно там, на орбите. Это и адаптация к перегрузкам. Потому что на центрифуге нас вертят раз в год. А тут полетал, привык, и организм вспомнил, держишь себя все время в тонусе», - считает Герой России, лётчик-космонавт Михаил Корниенко.
Их официальные звания так и звучат – летчики-космонавты. Однако сегодня в отряде ЦПК именно летчики далеко не все – в космонавты идут инженеры, биологи, врачи. Михаил Корниенко как раз из тех, кто первый раз сел в истребитель, став кандидатом в космонавты. Хотя страсть к небу с детства.
«Ну конечно профессиональные летчики, которые у нас в отряде, космонавты, они так смотрят свысока, когда я рассказываю о своих полетах, потому что я все же не профессионал, - говорит Михаил Корниенко. - Хотя в свое время я поступал в Качинское училище, но по здоровью не прошел, как это ни парадоксально. В космонавты сгодился 25 лет спустя… тогда конкурс был большой, это понятно. А сейчас мечта сбылась и я летаю».
Заместитель начальника авиационного управления ЦПК им. Ю.А.Гагарина Андрей Волошин считает, что для космонавта летная подготовка сродни занятиям спортом у спортсменов. «Если он тренируется в легкой атлетике, значит - хорошо бегает, штангист поднимает штангу, гимнаст выполняет упражнения на снарядах. А летчик-космонавт – это профессия техническая, предусматривает во время старта отрыв от земли, ощущения эти выхода в невесомость. Организм должен быть готов к этому», - считает он.
Руки космонавта должны уметь ювелирно управлять летательными аппаратами, в том числе космическим кораблем «Союз». Хотя стыковки сейчас автоматические, взять на себя управление надо быть готовым. Для этого - полеты строем, сближение истребителей до нескольких метров. Космонавты потом говорят летчикам «спасибо».
Евгений Иванович Пантелеев командовал эскадрильей с 67-го. Одним из первых начал летать «на невесомость». На специальных Ту-104 впервые смоделировали нулевую гравитацию, чтобы испытывать космическую технику и тренировать первых космонавтов. Он вспоминает, что тогда собирались поставить автомат, который будет выполнять и фиксировать эту горку по невесомости. «Нам обещали, - говорит он, - поставим прибор, который будет фиксировать невесомость в кабине. Но я знаю, сейчас уже и на Ил-76 выполняют этот манёвр, но прибора такого так и нет, как нет никакого автомата. У нас элементарный был прибор, который и сейчас существует – это шарик от пинг-понга. Я его вешал и вот смотрел, когда невесомость».
Сегодня полет на невесомость для космонавтов, как первое свидание с той средой, в которой предстоит провести долгие месяцы. Для летчиков уникальной лаборатории Ил-76 – это тяжкий труд. Шутка ли, падать с воздушной горки высотой 6 тысяч метров и удерживать гигантскую машину.
«Пусть они и не пилотажники, - говорит Василий Циблиев, лётчик-космонавт, Герой России, - не как пилотажная группа «Витязи» или «Стрижи». Но это летчики. Те, которые летают и на Л-39, и на самолетах 154-м, 134-м, на Илах. Это летчики с большим чувством и пониманием ответственности за выполняемую задачу. Они прекрасно понимают, кого они перевозят и кого обучают».
Когда подготовка уже за спиной и впереди две недели до старта, космонавтам остается лишь безаварийно долететь с Чкаловского до Байконура. По традиции основной и дублирующий экипажи летят на разных самолетах, с интервалом в 20 минут. За штурвалом все те же летчики, с которыми космонавты провели в небе десятки часов.
Астронавт Кристофер Хэдфилд, поддавшись любопытству, просится в кабину «тушки». Язык авиации – международный. Летчик с летчиком быстро находят общие темы. «Я летчик-истребитель и испытатель всю жизнь, - говорит Кристофер. - Это хороший самолет, сильный. По-моему лучше, если мы знаем, как работает самолет. Вы знаете, шаттл был старый и союз – старый, но знаете, старая идея – это всё таки неплохо».
Новая идея в авиации – максимально использовать тренажеры для подготовки. Космонавтов это тоже ждет, но реальные полеты останутся. Более того, для отработки экспедиций к другим планетам вскоре начнутся полеты на винтокрылых машинах. «Понять, что такое вертикальное снижение, вертикальный подъем, как земля, поверхность смотрится при вертикальных подходах – очень важно, - считает Валерий Кислицын начальник авиационного управления ЦПК им. Ю.А.Гагарина. - Перемещения вокруг своей оси, боковые, влево, вправо, боком, хвостом назад. Эти вещи на самолетах невозможны, поэтому мы думаем, что одним из направлений дальнейшей подготовки космонавтов будет полеты на вертолетах».
Государственная авиация Роскосмоса к полетам готова. Ждут новые задачи, современная техника. Чистого неба.
Российские космонавты ответили на вопросы читателей орбитального блога 15.08.2012
Общение с читателями орбитального блога ведет командир 32/33-й длительной экспедиции на Международной космической станции космонавт Геннадий Падалка. Сегодня в «Почтовом ящике космонавтов МКС» на сайте Роскосмоса Геннадий ответил на несколько вопросов. Российский космонавт рассказал про метеоритный дождь, систему ориентации МКС, а также поделился ощущениями, связанными с работой на борту.
Отправить на орбиту вопрос космонавтам российского сегмента МКС Геннадию Падалке, а также его коллегам бортинженерам 32/33-й экспедиции Сергею Ревину и Юрию Маленченко, можно через электронный адрес Пресс-службы Роскосмоса press@roscosmos.ru или через комментарии к сообщениям.
а в это время на земле:
На космодроме Байконур успешно завершены тренировки по практической отработке действий экипажей космонавтов после приземления в условиях пустынной местности.
Три условных экипажа, в составе которых были космонавты-испытатели Роскосмоса Сергей Прокопьев, Иван Вагнер, Сергей Кудь-Сверчков, Денис Матвеев, Николай Тихонов, кандидаты в космонавты-испытатели Алексей Хоменчук, Андрей Бабкин, а также инструкторы Владимир Коршунов и Алексей Шорошев поочередно круглосуточно на протяжении семи дней проходили тренировки в условиях, когда температура воздуха колебалась от +42 ºC днем до +26 ºC в ночное время.
Все этапы тренировок проходили под контролем опытных инструкторов, врачей и психолога испытательно-тренировочной бригады Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.
В соответствии с циклограммой тренировок все члены условных экипажей отработали действия по выбору места для лагеря, развертыванию носимого аварийного запаса (сублимированные продукты питания, вода, сигнальные патроны, нож, компас и др.), строительству первичного укрытия с использованием парашюта спускаемого аппарата, ложементов и носимого аварийного запаса, основного укрытия, а также сбору воды методом конденсации.
Врачи, контролировавшие ход тренировки, оценили действия экипажей как оперативные и грамотные. Итоги тренировки испытательно-тренировочная бригада подвела на совещании, которое состоялось после медицинского и психологического обследования космонавтов. По словам руководителей тренировки, экипажи справились с поставленными задачами на высоком уровне и получили «зачёт».
Экипажи за время тренировок в экстремальных условиях приобрели незаменимые навыки выживания - техническую подготовку, работу в составе обособленной группы, умение рационально распределять запасы воды, ориентироваться и передвигаться по пустыне и эффективно взаимодействовать с поисково-спасательными силами с помощью рации и светосигнальных средств.
Необходимость курса выживания для космонавтов в различных климато-географических зонах стала очевидной после полета в 1965 году Павла Беляева и Алексея Леонова. При возвращении на Землю возникла нештатная ситуация, и экипаж был вынужден садиться в «ручном» режиме в уральской тайге.
После этого случая в подготовку космонавтов включили обучение действиям после нештатной посадки. Космонавтов учат преодолевать стресс, связанный с фактом аварийной посадки, оказывать помощь пострадавшим коллегам, организовывать взаимодействие с поисково-спасательной службой, демаскировать местность и сохранить свою жизнь и здоровье в стрессовых условиях в течении как минимум 48 часов.
Программа Русский космос 28 -- Катастрофы: взгляд сверху
Опубликовано 17.08.2012 пользователем tvroscosmos
Группа дистанционного зондирования Земли Института географии РАН под руководством Льва Десинова, основываясь на снимках с Международной космической станции, установила причину катастрофического наводнения в городе Крымск летом этого года.
Лев Десинов не первый раз участвует в расследовании причин стихийных бедствий.
После трагедии в Кармадонском ущелье в 2002-м, когда погибла съемочная группа Сергея Бодрова--мл., он не согласился с выводами коллег и решительно выступил против мнения не только российских, но и зарубежных специалистов.
Что в действительности произошло с ледником Колка?
Насколько важно изучать ледники? Какую роль в этих исследованиях играет космос?
Чем ещё занимается Группа дистанционного зондирования Земли, в эфире «Русского космоса» рассказал научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук, заведующий лабораторией ДЗЗ РАН Лев Васильевич ДЕСИНОВ.
Долгие годы остров Городомля на озере Селигер был известен своим монастырём. Прославил Городомлю и художник Иван Шишкин. В этих местах он написал картину «Утро в сосновом бору».
Но после войны, с 46-го года остров засекретили. Здесь стали создавать первые ракеты для обороны страны.
Со временем закрытое предприятие стало заводом «Звезда».
Его специалисты собирали и собирают гироскопы. От этих приборов зависит точность полёта ракеты.
Пункт назначения – озеро Селигер, остров Городомля. Люди там живут и работают. Но чем они занимаются – загадка, которую пытаются разгадать непосвященные уже несколько десятков лет.
Его историю не выдаст ни одна энциклопедия. Нам удалось узнать все подробности жизни секретного острова, окруженного сосновым лесом. Впервые о нем заговорили в 17 веке.
«Царь сказал – да есть у нас остров Городомля и он ничей, надо, чтобы каждая пядь земли была под надзором. Лыков Борис был первый боярин, первый посетитель этого острова. И когда он увидел природу, он сказал – надо сюда художника отправить», - рассказывает директор музея предприятия «Звезда» Галина Голованова.
На Городомлю приехал Иван Шишкин. Прогулки по лесу острова вдохновили его. И он написал две свои самые известные картины – «Утро в сосновом бору» и «Корабельная роща». И как превратить этот лес в деревню – тогдашний хозяин, боярин Лыков не знал. Он сделал проще, подарил его монастырю – Ниловой пустыни.
«У нас есть внутреннее озеро. Там ставили плот и вывозили грешников, чтобы они замаливали грехи. Со стороны берега за ними наблюдали, чтобы он не нарушил, чтобы не поспал, воды мог попить», - продолжает Галина Голованова.
После революции 17-го года монахов с острова выгнали. В то время власть озаботилась сельским хозяйством. На бесхозной земле открыли ящурный институт. Там создавали вакцины против различных опасных болезней.«Сибирской язвы, холеры, оспы.
Но самое главное то, что, где-то в 38-ом, 35-ом году пенициллин первой разработки был сделан здесь.
Остров обнесен двумя рядами колючей проволоки. Здесь военизированная охрана была», - продолжает рассказывать Галина Голованова.
Сталин боялся, что разработки попадут к врагам и подписал приказ – все погрузить на пароходы и вывезти с острова.
Настоящие секретные работы начались здесь после войны. В 1946-м на острове появились немцы. «Их сто человек было. Им все было разрешено взять с собой, весь скарб, который они имели. Главным конструктором здесь был очень выдающийся ученый ракетной техники – Греттруп. Основная работа заключалась в создании гироскопических блоков», - продолжает рассказывать о истории предприятия Галина Голованова.
Гельмут Греттруп – известный немецкий инженер-ракетчик, разрабатывал системы управления для баллистических ракет. На острове Городомля он и ведущие немецкие ученые создавали и испытывали ракеты для советской оборонки и космонавтики.
Каждую неделю к ним приезжал конструктор Сергей Королёв.
«Он испытывал здесь топливо, он именно искал такое топливо для нашей ракеты, чтобы она могла преодолеть тяготение. И, конечно, рев моторов, которые здесь запускались и различное топливо испытывалось – их пугало это очень. Недавно была война и все это они думали – не налет ли это или еще что-нибудь», - продолжает Галина Голованова.
Со временем закрытое предприятие стало заводом «Звезда». Его специалисты собирали и собирают гироскопы, проверяют их.
От них зависит, куда отправится ракета и насколько точно она долетит. Трудно представить, малейшая ошибка одного человека может отразиться на всей космонавтике.
Ореол тайны и гриф секретности с годами стирается и с острова, и с его жителей.
Однако они по-прежнему хранят молчание – о секретах Городомли и своей работе. Традиция. Меньше слов, больше дела.
Вот и работают так, чтобы наши ракеты уходили как можно выше и дальше.
Ракета Р-7, открывшая человеку дорогу в космос, отмечает 55-летний юбилей
21 августа 1957 года с расположенного в казахских степях космодрома Байконур был выполнен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ракета успешно преодолела заданный маршрут, а ее головная часть, которая имитировала ядерную боеголовку, точно поразила учебную цель на Камчатке. Ракета Р-7 стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой. Создателем данной ракеты был выдающийся отечественный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв. Позднее на базе ракеты Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, которые внесли существенный вклад в освоение космоса человеком. Именно на ракетах принадлежащих к данному семейству в космос были отправлены многие искусственные спутники Земли, начиная с самого первого, а также все советские и российские космонавты, начиная с Юрия Гагарина.
Постановление о создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности было подписано Правительством СССР и ЦК КПСС 20 мая 1954 года. Работы по созданию ракеты Р-7, а также всего необходимого оборудования, требовавшегося для ее запусков, возглавил легендарный Сергей Королев. Уже в начале 1957 года ракета была готова к проведению испытаний. Конструкция ракеты Р-7 была принципиально отлична от всех ранее спроектированных ракет своей силовой и компоновочной схемами, массой и габаритами, количеством и назначением систем, мощностью двигательных установок. В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале работ по постройке полигона для испытания межконтинентальных баллистических ракет. В качестве места постройки был выбран аул Байконур, находящийся возле разъезда Тюра-Там (Казахстан). К апрелю 1957 года стартовый комплекс для новых межконтинентальных ракет Р-7 был готов.
Начиная с середины мая 1957 года, на космодроме провели серию испытаний новой ракеты. Первые 3 запуска были неудачными и выявили наличие серьезных недостатков в ее конструкции. При последующем анализе данных телеметрии удалось установить, что в определенный момент полета, когда баки горючего опорожнялись, в расходных магистралях начинали возникать колебания давления, что вело к повышенным динамическим нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции ракеты. Стоит отметить, что с данными проблемами в то время столкнулись и американцы. В итоге успешным оказался лишь четвертый запуск ракеты, который был осуществлен 21 августа 1957 года. Практически через неделю в советских газетах было опубликовано сообщение ТАСС о проведении в СССР успешных испытании сверхдальней многоступенчатой ракеты.
Полученные положительные результаты полета межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 на активном участке ее траектории позволили применить ее для запуска 2-х первых искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября 1957 года. Создаваемая как современное оружие, данная ракета обладала хорошими энергетическими возможностями, которые позволяли ей выводить на околоземную орбиту полезную нагрузку достаточно большой массы, что было с лихвой использовано при запуске спутников. На вооружение Советской Армии данная ракета была принята 20 января 1960 года. Ракета находилась на вооружении армии до 1968 года.
Проект по разработке межконтинентальной ракеты Р-7 представлял собой одну из наиболее крупных инженерно-технических программ, которые когда-либо были реализованы в СССР. Реализация данного проекта стала отправной точкой к развитию многих отраслей науки и техники, которые имели отношение к ракетостроению. В дальнейшем именно этот удачный проект стал основой для создания новых базовых модификаций ракетно-космических комплексов, к которым относят «Восход», «Восток», «Союз» и «Молнию».
...............
Продолжение под катом:
Продолжени статьи Ракета Р-7, открывшая человеку дорогу в космос, отмечает 55-летний юбилей
Удачность и надежность конструкции Р-7 привели к возможности ее применения в роли ракеты-носителя. Именно реакты-носители данного семейства открыли для человечества новую космическую эру, при помощи ракет данного семейства были осуществлены:
- вывод на земную орбиту первого искусственного спутника - вывод на земную орбиту первого спутника с живым существом на борту - вывод на земную орбиту первого пилотируемого человеком аппарата - вывод станции «Луна-9», которая совершила первую в истории мягкую посадку на лунную поверхность.
Конструкция ракеты Р-7 Р-7 – это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная отделяющейся головной частью массой в 3 тонны и обладающая дальностью полета в 8 000 км. Модификация данной ракеты под обозначением Р-7А с увеличенной до 11 000 км. дальностью полета находилась на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 год. В НАТО данная ракета получила кодовое обозначение SS-6 (Sapwood), в СССР в свою очередь использовался индекс ГРАУ – 8 К74. В дальнейшем на базе ракеты Р-7 было разработано огромное количество ракет-носителей среднего класса. Ракета Р-7 была разработана коллективом ОКБ-1 под руководством его главного конструктора С. П. Королева и была произведена по «пакетной» схеме. Первая ступень межконтинентальной ракеты представляла собой 4 боковых блока, каждый из которых имел длину в 19 метров и наибольший диаметр в 3 метра. Данные блоки были симметрично расположены вокруг центрального блока (второй ступени ракеты) и были соединены с ним при помощи нижнего и верхнего пояса силовых связей.
Конструкция всех блоков была однотипной и включала в себя опорный конус, силовое кольцо, топливные баки, хвостовой отсек, а также двигательную установку. На каждом из блоков первой ступени ракеты были установлены жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) РД-107, созданные в ОКБ-456, которым руководил академик Глушко. Данные двигатели имели насосную подачу топлива. Двигатель РД-107 был выполнен по открытой схеме и имел 6 камер сгорания. Две из этих камер использовались в качестве рулевых. Данный ЖРД развивал у поверхности земли тягу в 78 тонн.
Центральный блок ракеты Р-7 включал в себя приборный отсек, баки для горючего и окислителя, хвостовой отсек, силовое кольцо, 4 рулевых агрегата и маршевый двигатель. На второй ступени ракеты был смонтирован ЖРД РД-108, который был аналогичен версии «107», но имел большее число рулевых камер. Данный двигатель мог развивать у земной поверхности тягу в 71 тонну и работал дольше, чем ЖРД боковых блоков. Топливо для всех двигателей ракеты было двухкомпонентным и состояло из горючего – керосин Т-1 и окислителя – жидкого кислорода. В свою очередь для наддува баков применялся жидкий азот, а для обеспечения нормальной работы турбонасосных агрегатов ракетных двигателей использовалась перекись водорода.
Этот стартовый стол был спроектирован ещё в 1957 году для запуска МБР Р-7
Для того чтобы добиться от ракеты заданной дальности полёта, конструкторы смонтировали на ней систему синхронного опорожнения баков (СОБ), а также автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей. Все это позволило сократить гарантийный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема разработанной ракеты обеспечивала пуск всех имеющихся двигателей при старте с земли при помощи специальных пирозажигательных устройств, которые были вмонтированы в каждую из 32-х камер сгорания. Маршевые ЖРД межконтинентальной ракеты Р-7 обладали высокими массовыми и энергетическими характеристики, а также продемонстрировали свою высокую надёжность. Для тех лет данные двигатели были выдающимся достижением в своей области.
Ракета Р-7 получила комбинированную систему управления. При этом ее автономная подсистема обеспечивала стабилизацию центра масс и угловую стабилизацию на активном участке траектории полета. Радиотехническая подсистема ракеты отвечала за коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории, а также за выдачу команды на выключение двигателей, что вело к увеличению точности стрельбы. Исполнительными органами системы управления ракетой являлись воздушные рули и поворотные камеры рулевых двигателей.
Для реализации алгоритмов радиокоррекции ракеты были сооружены 2 пункта управления (зеркальный и основной), которые были удалены на 276 км. от стартовой площадки и на 552 км. друг от друга. Измерение параметров полета ракеты и последующая передача команд управления производилась с помощью импульсной многоканальной линии связи, которая работала в трехсантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специально созданное счетно-решающее устройство, которое размещалось на главном пункте, позволяло вести управление ракетой по дальности полета, а также давало команду на выключения двигателя 2-й ступени, при достижении заданных координат и скорости.
Семейство ракет, созданных на базе МБР Р-7
Надежность и удачность конструкции межконтинентальной ракеты Р-7 привели к тому, что она стала использоваться для осуществления запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года широко применялась в пилотируемой космонавтике. На сегодняшний день трудно переоценить вклад «семерки» в отечественную космонавтику, но еще труднее представить дар ее главного конструктора С. П. Королева, который заложил крепкий фундамент для советской космонавтики. С 1957 года было произведено более 1 700 пусков ракет, базирующихся на конструкции Р-7, при этом более 97% запусков были признаны успешными. С 1958 года и по настоящее время все ракеты, относящиеся к семейству Р-7, производятся в Самаре на заводе «Прогресс».
Технические характеристики первой ракеты Р-7: Максимальная дальность полета – 8 000 км. Стартовая масса – 283 тонны Масса топлива – 250 тонн Масса полезной нагрузки – 5 400 кг. Длина ракеты – 31,4 метра Диаметр ракеты – 1,2 метра Тип головной части – моноблочная.
Источники информации: -http://ruscosmos.narod.ru/KA/glavnaia/Rak_nos/R7.htm -http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=645 -http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0-7
Программа работ в открытом космосе выполнена 21.08.2012
21 августа в соответствии с программой полёта Международной космической станции российские космонавты – командир МКС 32/33 Геннадий Падалка и бортинженер Юрий Маленченко завершили плановый выход в открытый космос.
Выход начался накануне в 19 часов 38 минут по московскому времени (15:38 GMT). За 5 часов 50 минут работы космонавты выполнили перенос грузовой стрелы ГСтМ-2 со стыковочного отсека (СО-1) «Пирс» на модуль «Заря», запустили спутник «Сфера», установили дополнительные противометеороидные панели на рабочем отсеке малого диаметра (РО-1) служебного модуля «Звезда», демонтировали контейнер «Биориск-МСН» и установили подкосы выносного рабочего места на стыковочный отсек «Пирс».
Выходной люк был закрыт в 01 час 28 минут по московскому времени (21:28 GMT).
Завершившийся выход Г.Падалки и Ю.Маленченко был соответственно девятым и пятым в их космической деятельности.
Недалеко от космодрома Байконур прошли тренировки на выживание. На этот раз космонавты выживали в условиях пустыни. Три условных экипажа космонавтов-испытателей имитировали нештатную посадку в песках. При температуре под 60 градусов космонавтам надо обустроиться и ожидать спасателей. В запасе у «терпящих бедствие» – минимум: неприкосновенный аварийный запас, несколько литров воды и то, что находится в спускаемой капсуле. Задача – выжить двое суток.
Космическая гавань – Байконур. Отсюда стартуют ракеты, выводя на орбиты космические аппараты. Здесь проходят предстартовую тренировку абсолютно все экипажи МКС. Сейчас, в казахской степи тренируются те, кому предстоит покорить космос лишь через несколько лет. В этих жёстких условиях полупустыни выживают будущие космонавты. Пройти подобные суровые испытания смогут лишь сильнейшие.
Бескрайняя степь. Полупустыня. Температура все выше и выше. Плюс 60. Сухой обжигающий ветер.
Андрей Бабкин, космонавт-испытатель передает по радиоканалу: «Я - «Материк», я – «Материк», я – «Материк». Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие. Совершил вынужденную посадку в 300 километрах северо-восточнее города Байконур, самочувствие экипажа нормальное. Надеюсь, нас услышали».
А в ответ – тишина. Надежда что услышали и быстро спасут совсем мала. Такое уже случалось и не однажды.
После долгого полета космический экипаж приземляется в нерасчетной точке. Сколько будут искать не известно.
А значит, надо выживать. С собой – аварийный запас и вода. 6 литров на троих.
Это легенда учений. Однако выживать приходится по-настоящему. Выход лишь один – победить жару любой ценой.
-------------
далее под катом:
Космонавты в пустыне
Андрей Бабкин в этом эксперименте командир экипажа. Действует строго по циклограмме. Знает, отступление равно провалу и даже гибели. «Надо находиться возле аппарата, - рассказывает Андрей Бабкин, - потому что можно очень просто остаться без средств к существованию, потерять последнюю воду.
Мы даже здесь под укрытием экономим ее, а что говорить, чтобы совершить пеший переход. 300 километров – это очень большое расстояние для пустыни».
Раннее утро – основное время для работы. Пока солнце не в зените, экипаж строит укрытие. Снимают верхний слой глинозема, убирают мелких насекомых и доходят до прочной и холодной земли.
В ход идет все: парашютная система, стропы, ложементы. Набивая куски ткани песком, космонавты мастерят столбы. Сверху натягивают специальную металлизированную пленку. В НАЗе – носимом аварийном запасе космонавтов, она есть всегда. В стужу спасет от потери тепла, в жару – служит отражателем. Снижает температуру в укрытии минимум на 10 градусов.
«Это самая главная наша защита от солнца и излучения, – рассказывает Андрей Бабкин, - благодаря ему будет хорошая тень и разница температур внутри убежища. Жар идет от нее – это отраженное излучение, которое могло бы накопиться внутри и влиять на нас». В пустыне с каждой минутой температура растет. Уже через час трудно дышать, язык будто ватный, а горло пересыхает. При такой жаре разговаривать не желательно. «Это было бы весьма глупо, - объясняет космонавт-испытатель Денис Матвеев, – поскольку, при разговоре происходит большая влагопотеря. В тех условиях, в которых мы находились, любые действия, которые привели бы к потере влаги, были бы неразумны».
За два дня экипаж теряет в весе по 5 килограммов. В первый день легче. Организм охлаждается за счет выведение воды – человек потеет, а вот на вторые сутки обезвоживание настолько сильное, что нет ни капельки пота. Поэтому космонавты лежат в укрытии и почти не двигаются.
«Спать здесь не получается, - продолжает рассказ о выживании Андрей Бабкин, - разговаривать нежелательно, поэтому приходится выживать. Это со стороны кажется, что этот процесс просто, лежи себе и ничего не делай, на самом деле, это не так просто. То есть до сегодняшнего времени я себе это представлял иначе, попроще». «Ты можешь только кожу с себя снять, чтобы обеспечить себе комфортные условия по тепловому режиму», - объясняет состояние выживающих заместитель начальника управления ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина» Виктор Рень.
Это лишь на первый взгляд может показаться данная тренировка не совсем суровым испытанием. Ведь, по большому счету, выживающие космонавты разбили свой лагерь недалеко от города. Да и с наблюдательного пункта смотрят постоянно за их состоянием здоровья. Однако, под палящим солнцем, где температура под 50 градусов и в горле пересыхает сразу через несколько секунд, когда начинаешь говорить, с ограниченным количеством воды и еды, очень сложно выживать. Однозначно, этот экипаж, который выживает в течение двух суток здесь в степи, выживет и в пустыне.
Два раза в день в лагерь выживающих наведываются: врач, психолог и инструктор. Взвесить обессиливших космонавтов, померить температуру и понять психологическое состояние: может кто на грани срыва. Эта грань очень зыбкая. Потерять контроль над собой и своим телом можно мгновенно.
«Это очень неожиданно, спонтанно возникает такое состояние, поясняет Виктор Рень, - и его очень сложно контролировать. И когда человек теряет контроль, теряет сознание, это не его вина, это его беда и это не от его желания. Это такой момент наступил тогда, когда вроде бы было все хорошо, и процесс он контролировал». Начальник отдела подготовки космонавтов ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина» Александр Герман на всех выживаниях рядом с космонавтами. Учит, как вести себя в подобных условиях. Как распределить силы, чтобы здоровыми прийти к финалу испытаний. Дал совет и нам – неподготовленным: «Даже кратковременное пребывание под палящим солнцем – чревато». Александр Герман: «Воду пьют не так. А как? Для того чтобы иметь максимальный эффект, воду лучше всего взял в рот и минутку погонял, а потом проглотил, чтобы лучше всасывание идет. Попробуй. Когда идут вторые сутки, вот это смачивание облегчает состояние».
40 граммов воды раз в два часа. В обычной жизни даже не представляешь, насколько это мало. Обязательный учет живительной влаги. В таких условиях есть не хочется совсем – побольше бы воды. Количество равное. Так было не всегда, и вызывало конфликт внутри экипажа.
«В свое время, отсчитывали количество потребленной воды глотками, рассказывает Александр Герман. Считается, что средний глоток человека порядка 20 грамм, но испытатели начинали между собой конфликтовать, кто-то говорил, что у тебя больше рот, глоток. После этого внесли мерный стаканчик в НАЗ».
После такого испытания всего два пути – или в космос, или распрощаться с отрядом космонавтов. Сорваться не сложно. В условиях выживания совсем не до вежливости. «Работает голова на износ, работает мозговой аппарат не так как в обычно жизни, - объясняет Виктор Рень, - нагнетаешь обстановку сам про себя, прогоняешь различные мысли. Человек, сидящий рядом, раздражает. Ты его тоже не хотел бы никогда видеть, если он еще что-то скажет, да еще и какую-то подколку, да и еще какую-то шутку неудачную, а все они оказываются «плоскими» к концу тренировки, то готов даже пойти на преступление».
Ночь ждут с нетерпением, снижение температуры за счастье. И вглядываясь в ночное небо, они рассматривают пролетающую орбитальную станцию. Но здесь, так далеко от космических орбит, космонавтам почему-то совсем не хотелось летать.
«При тех достаточно жестких физических условиях, - рассказывает космонавт-испытатель Денис Матвеев, - когда ты обезвожен, особо возвышенных мыслей не возникает, поскольку все идет от тела. Дух при страдающем теле не летает».
За всю космическую карьеру такие испытания бывают лишь однажды. Однако, навыки настолько устойчивы, что окажись в подобных условиях после полета, космический экипажа точно выживет.
16 сентября весь мир будет отмечать «День защиты озонового слоя».
В этот день в 1987 году в канадском Монреале представители промышленно развитых стран подписали соглашение о сокращении вредных производств -- основной причины образования озоновых дыр.
Однако существует и другая гипотеза разрушения озонового слоя, где причина катастрофы -- вовсе не человек...
Её автор, доктор геолого-минералогических наук, Владимир Леонидович СЫВОРОТКИН, в 1990 году предложил «водородную» концепцию разрушения озонового слоя, а затем на её базе создал дегазационную теорию глобальных катастроф, которая объясняет какова действительно связь озоносферы с погодными аномалиями, кто виновен в массовой гибели птиц и рыб по всему миру, и как Луна влияет на взрывы в угольных шахтах...