Мы действительно очень гибко управляем программой. Сегодня буквально и с Сергеем Валерьевичем [Аксёновым] я обсуждал каждый объект, и с Михаилом Владимировичем [Развожаевым] мы обсуждали каждый объект, что, может, чуть левее сдвинуть, что можно подвинуть вперёд, и все возможности у нас для этого есть.
Ещё хотел бы обратить внимание на очень серьёзную задачу, которая решается на Крымском полуострове, – это строительство очистных сооружений. Вы дали поручение отработать возможность вообще с учётом прироста туристов очищать и Краснодарский край, и Крымский полуостров. Так вот могу сказать, что сегодня на территории Крымского полуострова находятся в работе 27 очистных, из них три уже сданы, 12 находятся в стройке, 12 – в проектировании. А всего с учётом Краснодарского края, если три региона посчитать: Краснодар, Крым, Севастополь, где проживает семь миллионов 600 тысяч постоянного населения, 23 миллиона туристов посетили, 33 муниципальных образования, – 46 очистных на всём черноморском побережье проектируется и строится с возможностью очистить 1200 тысяч кубов в сутки. Это просто беспрецедентная программа, она стоит 136 миллиардов. Вы её поддержали, мы её реализуем за счёт бюджета, за счёт инвестиционно-бюджетных кредитов, за счёт средств компаний. И мы считаем, что это даст возможность, конечно, серьёзно очистить Чёрное море.
Что касается дорожной инфраструктуры: могу сказать, что действительно все показатели по дорогам в Крыму и Севастополе перевыполнены, набраны отличные темпы. Сейчас уже коллеги мне ставят вопрос, я сегодня разговаривал с Михаилом Владимировичем, они говорят: а мы в мае закончим уже программу этого года. И мы сейчас будем передвигать благодаря казначейским кредитам – Вы приняли решение и дали поручение, – мы уже будем передвигать деньги 2024 года, чтобы больше отремонтировать дорог.
Кроме того что в Крыму мы строим дороги, кроме «Тавриды», которую все знают, – Михаил Владимирович сказал, что будет уже восьмой этап запущен, – мы, самое главное, делаем съезды с «Тавриды». Сегодня уже часть съездов готова, часть находится в проектировании, часть будет в 2024 году. Вы очень подробно этот вопрос обсуждали, сами вникали, знаете каждую дорогу. Эта работа тоже настроена.
Ещё один важный момент хочу сказать. Вы поручали сделать полноценную трассу подъезда к Керченскому мосту. Я могу с уверенностью сказать, что дорога М-4 «Дон» с обходом Аксая в этом году будет завершена. Обход Краснодара в этом году будет завершён. И в конце 2023 года [завершим] часть участка от Краснодара до Керченского моста, и в 2024-м ещё часть до Керченского моста – будет полностью построена четырёхполосная новая дорога. Таким образом, мы Азовское море полностью возьмём в автомобильное кольцо, с учётом того что мы по новым территориям уже успели в прошлом году дорогу реконструировать, и там у нас порядка 386 километров дороги, которую мы отремонтировали и дальше будем продолжать её расширять. То есть у нас полноценное автодорожное кольцо тоже построено.
Что касается социальных объектов, хочу сказать, что, конечно, много, десятки реализуются – школ, садиков. Но я хотел бы сказать, что кроме этого реализуются объекты, я бы сказал, мирового уровня. Например, по Вашему поручению в Евпатории строится детский реабилитационный центр: 65 тысяч квадратных метров на 300 детей в смену, и уже он будет в 2024 году закончен.
Реконструируются и за счёт средств федерального бюджета вместе с Минобром и Севастопольский [государственный] университет, и симферопольский [Крымский федеральный] университет имени Вернадского. Строится прекрасный молодёжный лагерь «Таврида» – в очень высокой степени готовности, прямо популярнейшее место.
В этом году будет сдан мощнейший спортивный комплекс: 20 тысяч квадратных метров, уровня [спорткомплекса «Дворец водных видов спорта»] и даже побольше для тренировки федеральных спортивных команд, которые будут тренироваться. То есть мы планомерно видим все социальные объекты, которые будут построены в ближайшее время.
Хочу отметить, что, конечно, задача стоит по привлечению инвестиций. Закон, который был принят по свободным экономическим зонам, позволяет нам привлечь достаточно большой объём инвестиций. В прошлом году суммарно только резидентами зоны было прямых вложений на 44 миллиарда, это в прошлом году. Считаем, что этот закон будет и дальше развиваться. У нас есть планы немножко поправить законодательство и дать возможности тем, кто занимается жильём, тоже быть участниками свободной экономической зоны. Потому что кроме жилья идёт и развитие промышленности стройматериалов, и развитие площадок, и комплексное освоение территорий, в том числе за счёт комплексного развития территорий, – закон, который при Вашей поддержке был принят. И мы считаем, что эти поправки дадут возможность привлечения ещё большего количества инвестиций.
И конечно же, приход банков, таких как Сбербанк, ВТБ, точно даст дополнительный толчок, дополнительное развитие.
Владимир Владимирович, заканчивая своё выступление, хочу ещё раз сказать Вам огромное спасибо. Вы постоянно Крымом занимаетесь, постоянно в курсе всего, что мы делаем. Я думаю, что сегодняшние решения, которые мы приняли и озвучили, позволят ещё больше развивать Крым, ещё быстрее.
Кстати, из хорошего хочу сказать, что буквально вчера, готовясь к поездке, мы с коллегами из силового блока поговорили по Крымскому мосту, договорились: так как у нас на Крымском мосту две полосы автомобильные полностью работают, одна железнодорожная часть полноценно работает, и вторую часть мы, кстати, с опережением срока делаем – Вы ставили срок до 1 июля, сегодня уже уверенно могу сказать, что наверняка закончим раньше, – мы вчера посоветовались, если Вы одобрите, наверное, начнём пускать уже небольшие машины-грузовики типа «Газелей» с полным досмотром, потому что досмотровые мероприятия у нас позволяют это сделать. Порожние грузовые машины тоже будем пускать, тем самым разгрузив всё-таки трассу, которая идёт на Ростов. Я думаю, что это для бизнеса тоже будет очень полезно.
И отдельно хочу сказать спасибо коллегам – руководству Крыма и Севастополя. Очень активно принимали участие и в восстановлении новых территорий, и как транспортный хаб, и строители, кстати, и дорожники, и жилищные строители вошли на новую территорию, помогают нам по Мариуполю строить дома. То есть мы вот так, одной командой, вместе работаем. Надеюсь, что всё, что Вы нам поручили, у нас получится.
Спасибо. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо.
Марат Шакирзянович, некоторые вопросы, которые Вы затронули, носят чрезвычайно важный характер: это водоснабжение, водоотведение – они важны и для крымчан, для севастопольцев, но и для сотен тысяч, миллионов людей, которые приезжают в Крым и Севастополь на отдых в течение почти полугода. Проблема, как мы знаем с Вами, является достаточно острой – кстати говоря, не только для Крыма, но и для всего черноморского побережья, Вы сами об этом сказали. Этим, конечно, нужно системно заниматься. Это очень капиталоёмкие проекты, и здесь важно, чтобы и технологии соблюдались, и деньги были выделены своевременно, и чтобы они тратились рационально. Поэтому хочу Вас попросить внимание этому уделить особое.
И ещё один вопрос, к которому мы с Вами много раз обращались, – это тот самый культурный центр в Севастополе, о котором Вы тоже упомянули. Это огромный проект, и сейчас губернатор Михаил Владимирович Развожаев сказал об этом, и там много вопросов, которые все решаются, я знаю. Я Вас прошу вместе с местными властями, с федеральными органами власти довести это до конца в обозначенные сроки со всеми деталями, такими как автомобильные стоянки, пропускная способность прилегающих магистралей, улиц и так далее. Здесь вопросов много, все решаемые, только нужно этим системно заниматься.
Вам большое спасибо.
У меня вопрос к Максиму Геннадьевичу Решетникову по поводу программы в целом. Максим Геннадьевич, какая Ваша оценка программы развития Крыма и Севастополя?
М.Решетников: Владимир Владимирович, если говорить в целом о программе, то коллеги основные цифры озвучили. Конечно, у нас практически по всем параметрам темпы развития и Крыма, и Севастополя опережают среднероссийские.
Но, наверное, самое главное – это то, что сокращается разрыв в уровне среднедушевых доходов между Крымом, Севастополем и среднероссийскими показателями, и это сокращение идёт из года в год. И более того, мы увидели, что и по 2021 году, и по 2022 году – особенно по 2022-му – по ряду показателей действительно качественный рывок произошёл. Это накопление этих изменений, и, несмотря на все логистические, туристические ограничения и так далее, развитие идёт. То есть мы понимаем, что создан действительно очень мощный потенциал.
Вы отдельно отметили, что задача – один триллион рублей внебюджетных инвестиций, уже не просто бюджетных, а именно внебюджетных инвестиций. Это задача следующего этапа, который мы с прошлого года начали решать.
Что там сутевое было сделано? Конечно, главное – механизм свободной экономической зоны. Мы ещё в конце 2021 года и уже в 2022 году это доделали – ввели возможность любой компании с территории Российской Федерации зарегистрироваться и стать резидентом в Крыму. Вы помните, до февраля 2022 года российский бизнес не очень охотно туда шёл, потому что крымское происхождение накладывало ограничения, не позволяло и так далее. Мы там закрыли ряд реестров сначала, а потом просто сказали компаниям: приходите, в местных администрациях регистрируйтесь и спокойно работайте, оставляя юридическое лицо в любом другом регионе Российской Федерации. Конечно, это тогда уже принципиально изменило ситуацию. Сейчас это тоже продолжает играть большую роль, потому что при экспорте продукции за территорию Российской Федерации всё-таки все наши торговые партнёры отслеживают место происхождения, и это решение системное.
Мы видим, что действительно очень активно инвестиции пошли в регион. Я даже по туризму могу сказать, что у нас из 89 проектов новых гостиниц, которые были отобраны по первому, по второму отбору, четыре крупные гостиницы – уже в Крыму, в Севастополе, причём хорошие объекты.
Сейчас мы готовим по Вашему поручению третий отбор по гостиницам и по модульным гостиницам, по глэмпингам будем новую программу объявлять. Большой спрос со стороны Крыма, именно со стороны крымских властей, коллеги сейчас готовят заявки.
И то, что в прошлом году пришли новые банки в Крым, – это, конечно, действительно качественный шаг, потому что мы видели, что уровень участия в даже льготных кредитных программах Крыма и Севастополя был недостаточен, хотя он рос в последнее время. У нас в 2021 году «Промсвязьбанк» большую работу сделал, он пришёл тогда, не дожидаясь всей ситуации, он сразу пришёл, активно развивал работу в Крыму, и это очень хороший был шаг дополнительный. А сейчас, конечно, когда «Сбер» зайдёт, – это прямо качественное изменение.
Ну и мы, конечно, рассчитываем, Владимир Владимирович… Мы, Вы знаете, эту работу передали в Минстрой сейчас, по программе социально-экономического развития, но тем не менее всё равно, что называется, душа болит, было много вложено Министерством и командой и так далее. Поэтому мы здесь с Иреком Энваровичем [Файзуллиным] бок о бок все эти вопросы продолжаем развивать.
И если позволите, Владимир Владимирович, я бы воспользовался ситуацией, по туризму отреагировал бы на те обращения, которые губернаторы сейчас поставили, по поддержке туризма я имею в виду. Потому что у коллег в 2022 году относительно 2021-го сезон просел на треть по потоку туристов. И по этому году мы тоже думаем, что ситуация будет несколько в минус идти. Хотя мы вместе с Сергеем Валерьевичем проводили совещание с «Российскими железными дорогами». Надо отдать должное, коллеги максимально мобилизуют всё, что есть, максимум поездов, которые можно направить в Крым, они направляют. Если в прошлом году было 1,3 миллиона пассажиров, то в этом году обещают 1,5 миллиона пассажиров провезти. Но эти 200 тысяч погоды не сделают, и поэтому всё равно надо поддержать отрасль.
Мы здесь предлагаем такой источник, Владимир Владимирович: у нас когда иностранные инвесторы продают активы в стране, они 10 процентов платят в бюджет. Эти деньги в бюджете не заложены. Есть такая практика, когда, например, промышленные активы продают, эти 10 процентов идут на поддержку промышленности. Мы бы предложили, чтобы те деньги, которые поступают по линии Министерства экономического развития – это туризм, это когда уходят лизинговые компании и так далее, – мы бы предложили эти средства направить как раз на поддержку Крыма и Севастополя, а именно туротрасли Крыма и Севастополя, и выплатить по четыре МРОТа при условии, что действительно компании сохраняют коллективы. И предлагаем, Владимир Владимирович, рассматривать эту поддержку как инвестиции в сохранение туристического потенциала Крыма и Севастополя. Потому что, когда ситуация нормализуется – она всё равно нормализуется, и транспортная доступность восстановится, – чтобы Крым не терял время и активно стартанул дальше с развитием.
Цена вопроса – от двух до двух с половиной миллиарда рублей. Как раз у нас по планам пока то, что мы видим, – уже четыре миллиарда рублей будет поступлений по линии Министерства. Мы предлагаем перенаправить эти средства. Это будет, мне кажется, правильно, когда мы за счёт некоторых иностранных компаний, которые уходят из страны, поддержим Крым и Севастополь. Это правильно.
Поэтому просим, Владимир Владимирович, поддержать это предложение.
И по развитию малого бизнеса и туризма мы с коллегами действительно очень плотно работаем в рамках той большой программы, о которой Марат Шакирзянович доложил.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Максим Геннадьевич, Вы вскользь, но затронули самый важный вопрос – это необходимость сокращения разрывов в доходах крымчан, севастопольцев и тех людей, которые проживают на других территориях Российской Федерации, в том числе прилегающих к Крыму и Севастополю.
Разрыв этот есть, а это болезненно для крымчан и севастопольцев. Почему? Потому что поток туристов сейчас по известным причинам несколько сократился, но тем не менее он есть, и он немаленький. А у нас люди не жадничают, когда в отпуск приезжают, и тратят там от души, а это ведёт к повышению цен. Спрос и предложение между собой связаны, как известно, очень тесно. А люди, которые там проживают постоянно, – они же не в отпуске, они так деньги не тратят. Конечно, эта задача не одного дня, всё понятно, но надо постоянно думать об этом и стремиться к тому, чтобы эти разрывы ликвидировать.
Здесь много очень способов добиться ожидаемого результата: и логистические центры открывать, и возможности транспорта расширять, и так далее, и так далее, Вы все прекрасно об этом знаете. Я прошу Вас вместе с коллегами думать об этом и стремиться, как я уже сказал, к искомому результату.
Теперь что касается финансового обеспечения. Антон Германович, пожалуйста.
А.Силуанов: Спасибо, Владимир Владимирович.
Что касается бюджетов, то бюджеты сбалансированы, мы держим руку на пульсе, взаимодействуем с коллегами. Собственные доходы, что важно, бюджетов и Севастополя, и Крыма растут более высокими темпами, чем в целом бюджеты по Российской Федерации. Две цифры приведу: если с 2014 по 2022 год по Российской Федерации все регионы выросли в 2,1 раза – собственные доходы, то в Крыму – в 3,6 раза, в Севастополе – в три раза. И что самое главное, действительно здесь говорили о том, что и программа даёт результаты. Инвестиции в основной капитал с 2014 по 2022 год: если в целом по регионам Российской Федерации в 1,6 раза выросли, то в Крыму – в пять раз, а в городе Севастополе – в 11 раз. То есть это, конечно, хороший результат, и это говорит о том, что экономическая активность там развивается.
Для нас финансирование программы развития Крыма и Севастополя – приоритет. Все те цифры, которые в планах значатся, обеспечены в полном объёме финансированием. Поэтому я здесь считаю, что у нас в плане финансов всё в порядке.
В.Путин: Хорошо.
Антон Германович, Вы так скромно не обратили внимания на просьбу губернаторов и на реакцию со стороны Решетникова Максима Геннадьевича по поводу поддержки туристического сектора экономики. Максим Геннадьевич сказал, что даже есть источник, он его назвал. Но мне кажется, что даже этот источник нет необходимости использовать, потому что у Чернышенко Дмитрия Николаевича в рамках его бюджета такие средства есть. Я сегодня утром с ним на этот счёт разговаривал, и он согласен выделить необходимые деньги на этот счёт. Главное, чтобы их у него не забрали. Тогда эти средства, о которых сказал Максим Геннадьевич, можно использовать на другие цели по усмотрению Министерства финансов. В целом, конечно, хорошо бы отрасль поддержать.
Пожалуйста.