А тем временем
Прибалтийские сестрицы вцепились друг другу в глотку из-за американского СПГ
Борьба с «Газпромом» доведет Вильнюс до банкротств
Председатель правления Latvijas Gāze Айгар Калвитис преподнес Литве неприятный сюрприз.
Латвия, оказывается, собирается построить в порту Скулте терминал сжиженного газа,
и не скрывает, что он станет конкурентом Клайпедскому терминалу СПГ,
который Литва построила в борьбе против влияния «Газпрома» и в надежде на американский сжиженный газ.
Скулте — удобное место для газовой логистики. Здесь железнодорожная станция, до Риги — 56 километров.
В 1991 году в местечке был открыт порт.
Айгар Калвитис говорит, что терминал сжиженного газа в этом порту приведет к здоровой конкуренции Клайпедскому терминалу СПГ
и создаст гармонию на рынке природного газа в странах Балтии.
Издевается, что ли?
В Вильнюсе, когда решали вопрос о своем терминале СПГ, мечтали совсем о другой гармонии.
Когда здесь планировали построить объект в Клайпеде, рассчитывали превратить его в региональный, обеспечить газом всю Прибалтику, з
аработать и избавиться от газпромовского топлива.
В каком-то смысле литовцы тогда обманули своих прибалтийских коллег.
Дело в том, что Латвия, Литва и Эстония в начале 2000-х обсуждали вопрос о том, где должен быть региональный терминал СПГ.
Была договоренность с Еврокомиссией о финансировании проекта.
Но с условием со стороны Брюсселя — деньги поступят, когда будет достигнут компромисс в отношении какого-либо проекта.
Однако договориться между собой странам Балтии не удавалось.
Исходя из расчетов в сфере логистики, эксперты предлагали терминал СПГ в Латвии или в Эстонии.
Но Литва решила опередить события и поставить коллег перед фактом.
То есть построить свой терминал без договоренности с соседями и таким образом получить финансирование Еврокомиссии.Забегая вперед, скажем: Еврокомиссия не одобрила такое суверенное решение Вильнюса и денег не дала.
А вот Литва влезла из-за своего объекта в долги. Клайпедский терминала СПГ был введен в строй в 2014 году.
Литва попыталась отказаться от газпромовского трубного газа, и поначалу это даже удалось — доля нашего концерна в Литве упала почти со 100% до 30%.
Но это был не рыночный, а политический прием.Из-за дороговизны норвежского и американского сжиженного газа, поступающего в Клайпеду на газовозах, Сейм Литвы принял закон,
обязывающий закупать на этом терминале СПГ не менее 2/3 объемов, необходимых для производства.
Фактически заставил содержать объект.
Из-за этого оказался на грани банкротства крупнейший в Европе производитель азотных удобрений «Ахема», оставшийся в наследство еще от СССР.
И по этой причине снова начала расти доля «Газпрома» в Литве, добравшаяся уже до 60%. Законы законами, а рынок рынком.Долги Литвы усугубила аренда судна-хранилища природного газ у норвежцев, которые в свою очередь заказали его у корейцев за 250 миллионов долларов,
но сдали его в аренду Литве… за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет — до 2024 года.Вильнюс рассчитывал справиться с убытками, став главным поставщиком природного газа в регионе.
Однако Латвия и Эстония отказались покупать его в Клайпеде из-за не рыночной цены.
Да и поляки оказались друзьями себе на уме. Вместо того чтобы воспользоваться газовыми услугами Литвы, они взялись строить аналогичный терминал у себя.
И 12 октября 2015 года он был открыт в польском городе Свиноуйсьце.
Премьер-министр Польши Эва Копач заявила тогда:
«Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе».
Любопытно, что то же самое говорила и президент Литвы Даля Грибаускайте на открытии терминала в Клайпеде.
И даже норвежско-корейское судно-хранилище в Клайпеде поименовали Independence («Назвисимость»).Недавно Литва решила перехватить газовую политическую инициативу у соседей.
Как сообщала «Свободная пресса», на энергофоруме в Вильнюсе министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил министру энергетики США Рику Перри:
«Нам нужны вы в Европе, нужен ваш сланцевый газ в Европе». То есть Вильнюс предложил Вашингтону стать воротами СПГ в Европу.
Но такие же намерения у Польши, но все равно конкурировать с трубным топливом «Газпрома», с «Северным потоком» никакой СПГ не сможет.И тут еще Литве ставит подножку Латвия.
Не известно, будет ли Latvijas Gāze тоже стремиться стать воротами американского СПГ в Европу, но судя по выступлениям местных экономистов и политиков, призывающих покупать дешевле топливо, пусть даже СПГ, в России и Норвегии,
это вряд ли. Газовоз, который идет по Балтийскому морю, всегда выиграет у газовоза, плывущего через Атлантический океан.Ну, вот еще новость не в пользу американского СПГ.
Главным стратегическим инвестором терминала в Скулте планируют партнера «Газпрома» — Южнокорейскую госкомпанию Korea Gas Corporation (Kogas), являющуюся крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа.
Пишут, что в 2016 году «Газпром» и Корейская газовая корпорация подписали соглашение о реализации совместных проектов по производству, транспортировке и регазификации СПГ. Уж не Скулте ли в этих планах?
Новость об участии корейцев в проекте подтвердила журналистам советник министра экономики Латвии Беата Йоните.
По ее словам, глава ведомства Ральф Немиро планирует в конце октября посетить Южную Корею и провести переговоры на эту тему.
А гендиректор Skulte LNG Terminal Ренарс Микельсонс сообщил: стратегическому партнеру достанется контрольный пакет акций его предприятия.
Ну и точку в судьбе Клайпедского объекта, видимо, поставит терминал СПГ в Калининграде, введенный в строй в начале этого года.
Там поставлен морской терминал по приему природного газа и плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский».
А ведь у России есть и свои мощности по сжижению природного газа.
Например, в Выборгском районе Ленинградской области, около начальной точки газопровода «Северный поток», действует российский среднетоннажный завод по производству сжиженного природного газа и морской СПГ-терминал Криогаз-Высоцк СПГ.
И отсюда уже идут газовозы даже в Клайпеду — для той же обнищавшей «Ахемы».
В общем, когда Вильнюс планировал терминал СПГ в Клайпеде, там, наверное, рассчитали на глупость соседей и не ожидали,
что этот объект обложат со всех сторон газовые конкуренты, а Еврокомиссия так и не поможет деньгами…
СвободнаяПресса® https://svpressa.ru/economy/article/246501/