Подводный таран
После ввода кораблей НАТО в Черное море, полувековая Холодная война, после недолгой паузы, похоже, снова продолжилась.
Но Холодная война в кабинетах политиков – это одно, а Холодная война в океане, в отсеках подводных лодок – совершенно другое…
Об этом столкновении американцы не проронили ни слова. Наши тоже молчали. Так оно почти и забылось.
А ведь та давняя история могла обернуться трагедией не менее горшей, чем беда «Курска».
Собственно, после гибели «Курска» о ней и заговорили те немногие, кто живы сейчас…
Итак, осень 1974 года. Разгар Холодной войны в океане. Северный флот. Западная Лица. 1-ая флотилия атомных подводных лодок.
Многоцелевая – торпедная атомная подводная лодка К-306 под командованием капитана 1 ранга Э. Гурьева вышла к берегам Англии с особым заданием.
Надо было скрытно подойти к выходу из бухты Клайд Брит, где базировались американские атомные ракетные лодки типа «Джордж Вашингтон», дождаться выхода одной из них и записать ее шумовой «портрет». То есть сделать все то же самое, что делали американские подводники по отношению к нашим новым подводным лодкам.
Рассказывает капитан 1 ранга запаса Александр Викторович Кузьмин, ходивший на К-306 приписным командиром штурманской боевой части:
Капитан первого ранга Кузьмин А.В. Возглавляет Всеукраинскую Ассоциацию Ветеранов подводников.(
официальное фото с сайта http://ex-submariners.org.ua)
- Вообще-то к той боевой службе мы готовились основательно. С нами шел еще и опытнейший дивизионный штурман Анатолий Сопрунов, которого все молодые штурмана величали дядя Толя.
Сопрунов Анатолий Николаевич. В те времена капитан третьего ранга.
Фото 1967 г. Видяево (из семейного архива).
Еще дали нам для несения штурманских вахт помощника командира по навигации с лодки 705 проекта Богатырева. Всего четыре штурмана вместе со штатным штурманенком лейтенантом Виноградовым.
До залива Клайд Брит мы добрались вполне благополучно. Если не считать одного происшествия, о котором знали лишь несколько человек. За несколько суток до столкновения с американской лодкой наша «ласточка» коснулась грунта.
Тут надо заметить, что «касание грунта», каким бы мягким оно не было, считается на флоте одним из самых серьезных навигационных происшествий. И хотя «касание» было и в самом деле касанием, а не ударом о грунт, но на душе у командира, штурмана и боцмана-рулевого скребли кошки.
В базе за «касание» придется отвечать по полной мере.
Знали бы они, что ждет их впереди!
- А впереди нас ждал наш советский РЗК – разведывательный корабль, который кувыркался в районе не одну неделю, на офицерах кителя уже истлели.
– Продолжал рассказ Кузьмин. - Но они дождались своего звездного часа: 4 ноября из залива пошел на боевое патрулирование американский «стратег» «Натаниель Грин» с кучей ракет «поларисов» на борту. Ну и мы как нельзя кстати. Дальше наша работа. Чтобы передать нам контакт с целью, с РЗК должны были дать нам условный сигнал: сбросить в воду три шумовые гранаты. Они их и сбросили…
Все действовали, как предписывали руководящие документы: РЗК передал нам контакт, согласно наставлению – взрывами трех гранат...
А поскольку глубина была относительно небольшой – 86 метров, то пошла мощная звуковая реверберация. После каждого взрыва гранаты экран гидролокатора засвечивался почти на минуту.
Таким образом, К-306 ослепла почти на четыре минуты. Поскольку лодки шли навстречу друг другу да еще практически на одной глубине – они столкнулись.
К-306 ударила «Натаниель Грин» в район кормы, повредив американцам две шахты. По счастью, человеческих жертв не было ни с той, ни с другой стороны.
Причиной такого ЧП можно считать несовершенство техники передачи контакта.
Правила вырабатывались в кабинетах без учета реальных глубин, гидрологии и прочих условий. Никто не мог предположить, что лодка может оглохнуть и ослепнуть на несколько минут.
Позже наставление было доработано. А ведь если бы на разведкорабле была система ЗПС – звукоподводной связи, контакт нам могли бы передать совершенно бесшумно.
Вины экипажа в случившемся не было.
Бывший старшина команды торпедистов мичман в отставке Михаил Михайлович Смолинский стоял ближе всех к месту удара.
- По трансляции «Боевая тревога! Торпедная атака!», прибежал на боевой пост. Краем уха уловил доклад акустика – «ничего не слышу!» И тут старшина команды гидроакустиков Толя Корсаков мрачно обронил: «Сейчас столкнемся…» И точно.
Удар!! Вмазали мы американцу в борт. Смотрю – а на стеллажах правого борта верхние торпеды вышли из зацепов и дернулись к задним крышкам торпедных аппаратов… Это конец! А дальше – чудо: все торпеды вернулись в свои ложементы и зацепы сами защелкнулись! Кто-то сильно Бога за нас молил…
Трансляция рявкнула: "Осмотреться в отсеках!"
Я включил мнемосхему. И тут услышал, а потом и увидел: в первый отсек – в наш отсек - поступает вода!
Быстро сообразили, в чем дело – перекрыли клапаны вентиляции торпедных аппаратов, и течь прекратилась. Но дифферент на нос растет. Градусов за 17 перевалил! Стоять трудно. А в голове только одно – грунт рядом, сейчас долбанемся. И тут еще одно чудо: наш механик – капитан 2 ранга Владимир Каталевский продул носовые цистерны, дифферент стал отходить…
А.В. Кузьмин:
- Наш командир БЧ-5 оказался на высоте – сработал в режиме автомата: не дожидаясь команд, продул балласт в носовой группе цистерн. Можно сказать, спас всех нас и корабль. Смерть пронеслась, как пуля у виска. Что там пуля! Тут пять торпед с СБП (ядерной начинкой) мимо виска пронеслись. Торпеда дура, пузырь молодец!
М.М. Смолинский:
- А я не отрываю глаз от мнемосхем и с ужасом вижу, что торпедные аппараты с СБП – ядерным боеприпасом – заполнились водой. Подмокли. Главное наше оружие. Первая мысль: ну, все… теперь наручники обеспечены. По местам стоять с должностей сниматься…
А.В. Кузьмин:
- Американская ПЛАРБ вынуждена была всплыть. Мы же подсвплыли под перископ и сразу увидели ее. «Натаниель Грин» сидел в воде с большим креном на правый борт. На корпус выбрались растерянные матросы, командир с мостика пытался понять, что произошло. Надо было сфотографировать картину через перископ, но в штурманском фотоаппарате не было пленки. Пришлось взять карандаш и быстро зарисовать… У американской ПЛАРБ бортовой номер 636.
Мы тоже осмотрелись в отсеках. Кроме подмоченных торпед с СБП других проблем вроде бы не было. Можно было только представить, как выглядит наш нос, смятый вдребодан… Позже выяснилось, что у нас были повреждены все носовые торпедные аппараты, кроме одного. У американцев были пробиты цистерны главного балласта.
Так «Натаниель Грин со всей своей кучей «поларисов» в заданный район не вышел...
Продолжение этой истории я услышал в Санкт-Петербурге от бывшего боцмана К-306 мичмана запаса Николая Молчанова. /К сожалению фото Николая Молчанова у меня нет. В Питере буду, сфотографирую. Это лучший боцман Северного флота, воспитанник вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова, подводника с 33-и летним стажем/.
- Мы этого «Натаниеля Грина» видели, слышали, вели вплоть до самой точки погружения. Чтобы нас не засекли, мы подошли поближе к нашему разведкораблю, который держался правее от нас – ушли под прикрытие его шумов. Вот это-то и сыграло роковую роль.
Акустик докладывает: «Лодка погружается».
И тут с РЗК дали сигнал о передаче контакта. Мы совершенно в нем не нуждались. Мы уже держали контакт. Но на РЗК об этом не знали, и поступили так, как требует инструкция… Акустик даже наушники не успел снять, как прогремел первый взрыв. Мы были слишком близко от РЗК, и потому взрыв прозвучал особенно громко, его слышали во всех отсеках. А у акустика из ушей пошла кровь.
Мы не сразу поняли, что произошло. Толчок, довольно мягкий. Но глубина вдруг сразу поехала. Циферблат с метровыми отметками завращался как бешеный. Провалились на 29 метров...
Командир дал команду: «Пузырь в среднюю!»
Я заметил – провал на глубину резко замедлился. Потом остановились…
Тут же заполнили среднюю и всплыли под перископ.
Погода была хорошая, и американцы тоже всплыли – в позиционное положение.
Гурьев потом рассказывал: вижу в перископ командира «Натаниель Грина», люди в свитерах по корпусу бегают, бегают и оглядываются, понять ничего не могут.
Мы ушли с перископной глубины. Из отсеков доклады – все осмотрено, замечаний нет. Все агрегаты работают. Ушли еще на сто метров, и командир стал готовить радиограмму о столкновении.
Домой возвращались на глубине 40 метров, чтобы снизить давление на задние крышки торпедных аппаратов.
Надо сказать, что мой собеседник в ту пору считался лучшим боцманом если не всего Северного флота, то 1-й флотилии атомных подводных лодок уж точно. Мог держать глубину в 3-4 сантиметра! До трех баллов моря под линзы перископа глубину держал. Чутье в пальцах было. Мог управлять подводной лодкой на заднем ходу. Чтобы уменьшить бурун за поднятым перископом, командир иногда сбрасывал обороты до нуля, и тогда лодка шла на инерции. Мичман Молчанов умел управлять рулями глубины и в таком чрезвычайно трудном режиме. Держал глубину, сжимая рукояти манипуляторов, так что пальцы немели…
А.В. Кузьмин:
- Домой мы возвращались две недели. «Натаниелю»-то что – лег на обратный курс и вот она – база. Нам же надо было пройти добрых две тысячи миль. Вскоре выяснилась вот какая беда – от удара в чужой борт сильно повредились антенны гидроакустики. Мы оглохли на весь правый борт. Но и выход на боевую службу супостату мы сорвали.
На подходе к Лице вышел встречать нас на катере командир дивизии контр-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов. Он обошел лодку, осмотрел нос, который был почти сплющен. Поднялся на корабль, поговорил с командиром и в целом весьма спокойно отнесся к ЧП. Как опытный моряк Чернов прекрасно понимал, что в море бывают непредвиденные ситуации.
Спецторпеды выгружали мокрым способом: сняли волнорезные щитки и вытянули их. Приехали «головастики» и, молча, без нареканий, увезли их.
Командующий флотилией назначил расследование чрезвычайного происшествия. Командиру К-306 капитану 1 ранга Эдуарду Викторовичу Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай. А американский экипаж, как мы потом узнали, наградили за проявленное мужество знаками «золотой дельфин». И вот так всегда – кому пинки, кому дельфины.
А ведь мы, экипаж, как показало дальнейшее расследование, были ни в чем не виноваты.
Это был самый лучший экипаж не только в дивизии, но и на всем Северном флоте. Семь моряков имели квалификацию мастера военного дела. Все старшины команд – мичманы-профессионалы. Сколотил такой экипаж – капитан 1 ранга Виктора Храмцов, впоследствии вице-адмирал.
По-разному сложились судьбы участников этого подводного тарана.
Нет уже в живых ни тогдашнего командира корабля Эдуарда Гурьева (он скончался в 2007 году и погребен в Сосновом Бору под Питером), ни доблестного инженер-механика В.Каталевского.
Командир турбинной группы Вениамин Азарьев уехал в США к дочери, которая вышла замуж за американца. Там он нашел бывшего командира «Натаниеля Грина». Но тот так и не признался в столкновении.
Капитан 1 ранга Александр Кузьмин, выходивший в тот поход приписным штурманом (сам-то он служил на атомоходе К-513), стал впоследствии командиром самой большой в мире атомной подводной лодки типа «Акула».
Сегодня живет в Киеве и успешно возглавляет Всеукраинскую ассоциацию ветеранов-подводников. В морях и океанах ему везло на приключения. Наша газета уже рассказывала о них.
К сожалению, мой отец, капитан первого ранга, Сопрунов Анатолий Николаевич ушел из жизни. Но выпускники штурманского факультета ВВМУПП им. Ленинского Комсомола вспоминают своего преподавателя по астронавигации добрым словом.
Справочная информация:
3 ноября 1959 года было утверждено техническое задание на новую торпедную атомную подводную лодку водоизмещением 2 000 тонн и глубиной погружения не менее 300 м. Особо в задании оговаривались габариты гидроакустического комплекса, которым планировали оснащать лодки. Главным конструктором проекта стал Г. Н. Чернышев.
К-306 "Ёрш" Классификация НАТО "Viktor-I":
Бортовой: 604
Заложена: 20.03.1968
Спуск на воду: 04.06.1969
Ввод в состав Краснознаменного северного Флота: 04.12.1969
Вступила в эксплуатацию: 5 декабря 1969 года.
9 января 1970 года включена в состав КСФ.
Первоначально числилась КрПЛ, а 25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
В период с 25 сентября 1979 года по 19 января 1983 года на СРЗ "Нерпа" в губе Оленья (пос. Вьюжный) прошла средний ремонт.
24 июня 1991 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г. Островной) поставлена на прикол.
Автор Николай Черкашин http://topwar.ru/21367-podvodnyy-taran.html
Первоисточник http://www.stoletie.ru
**********
А тем временем:
С борта АПЛ «Северодвинск» впервые осуществлен пуск крылатой ракеты по наземной цели
Многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск", головной корабль проекта 885 "Ясень",
впервые выпустила сверхзвуковую крылатую ракету "Калибр" по наземной цели.
Как сообщает в понедельник, 26 ноября, ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе,
ракета успешно поразила цель.
Как рассказали агентству в Главном штабе ВМФ России,
программа испытаний предусматривает целую серию ракетных пусков из различных положений по морским и наземным целям.
Первый пуск ракеты "Калибр" с подлодки "Северодвинск" прошел в акватории Белого моря 7 ноября из подводного положения по морской цели.
Испытания также прошли успешно.
В общей сложности, по словам источника ИТАР-ТАСС в ОПК, АПЛ "Севедордвинск" провела на испытаниях в море свыше 100 суток.
В 2011 году подлодка пробыла в море 120 суток.
АПЛ "Северодвинск" была спущена на воду 15 июня 2010 года и в сентябре 2011 года вышла на испытания.
Подлодки проекта 885 "Ясень" способны развивать скорость свыше 30 узлов,
погружаться на глубину до 600 метров и находиться в автономном плавании в течение 100 суток.
Экипаж субмарины рассчитан на 90 человек, включая 32 офицеров.
http://topwar.ru/21412-s-borta-apl-seve … -celi.html
********
///
"Северодвинск" станет первым в серии из восьми многоцелевых подводных крейсеров,
которые планируется передать флоту в рамках госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ 2020).
Долгожданный «Ясень»
Головной подводный крейсер проекта 885 был заложен еще в 1993 году, однако в течение следующих 10 с лишним лет работы на корабле, который по сути представлял собой тогда лишь одну секцию с закладной доской, практически не велись в виду отсутствия финансирования.
С ростом военных расходов появилась возможность достройки корабля, но с учетом прошедшего времени проект потребовалось переработать, внедрив современное оборудование и новейшее вооружение. Все это определило затянутые сроки строительства головного «Ясеня».
«Северодвинск» был спущен на воду в июне 2010 года, а в июне 2011 после достройки вышел на ходовые испытания. Многое на этой лодке было применено впервые в практике отечественного кораблестроения, включая новейший гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» со сферической антенной большого диаметра, занявшей всю носовую оконечность, подобно тому, как это сделано на подлодках США.
Такое решение позволяет значительно улучшить характеристики комплекса.
Применение подобной антенны заставило, как и на американских лодках, изменить расположение торпедных аппаратов – из носовой они «переехали» в центральную часть лодки и выведены в борт под углом к диаметральной плоскости.
Главным оружием лодки является ее ракетный комплекс – в ее восемь универсальных пусковых установок могут быть загружены до 24 ракет разных типов.
В основном это сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», разнообразные ракеты и ракето-торпеды комплекса «Калибр»,
стратегические крылатые ракеты «Гранат».
Подобное разнообразие ракетного вооружения делает субмарины проекта 885 по-настоящему многоцелевыми кораблями, способными выполнять любые задачи.
«Черному принцу» нужен наследник
Вместе с тем большие возможности определяют и высокую цену лодки, превышающую, по некоторой информации, сто миллиардов рублей за единицу.
Ее потенциальное снижение по мере развертывания серии до 70-80 миллиардов отчасти поправит положение, но решить проблему недостаточного количества новых субмарин в составе флота, полагаясь исключительно на столь дорогостоящие и крупные корабли, нельзя.
Напрашивающийся выход в виде ремонтов и модернизации существующих АПЛ советской постройки способен лишь отчасти поддержать флот – ресурс этих кораблей не бесконечен, а модернизация «по полной программе» потребует денег, сравнимых со строительством новой субмарины.
Выход может заключаться в развертывании строительства субмарины нового проекта, унифицированной с «Ясенями» по основному оборудованию, но менее крупной.
Можно сэкономить и на вооружении: 10 торпедных аппаратов и 8 универсальных пусковых установок, каждая из которых способна вместить до трех ракет, нужны отнюдь не для всех задач.
Новая многоцелевая лодка ценой до 50-55 миллиардов рублей, имеющая водоизмещение в пределах 6-7 тысяч тонн, могла бы стать реальной «рабочей лошадкой» российского флота.
Она могла бы заменить в этой роли легендарные, но уже почти сошедшие со сцены субмарины проекта 671 в различных модификациях, обозначенные на западе как лодки типа Victor, или по прозвищу, данному им британскими моряками – «Черный принц».
http://rus.ruvr.ru/2012_11_27/Severodvi … -po-zemle/