Департамент военной контрразведки ФСБ (ДВКР)
Руководитель - генерал-полковник Александр Безверхний, до него генерал-лейтенант Владимир Петрищев
СИСТЕМА ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ
В систему органов безопасности в войсках входят:
Управление военной контрразведки Федеральной службы безопасности РФ (далее именуется 3 Управление);
управления и отделы Федеральной службы безопасности РФ по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам МВД РФ, региональным управлениям Федеральной пограничной службы РФ, группам войск, объединениям центрального подчинения;
отделы Федеральной службы безопасности РФ по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессиональногообразования, организациям Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными федеральной службе безопасности РФ органами безопасности в войсках.
3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях.
В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.
В феврале 2000 года и.о. президента Владимир Путин подписал указ "Об управлениях (отделах) ФСБ в вооруженных силах", расширающий возможности особистов. Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 и частично опубликовано в газете "Красная звезда" 25 февраля с.г. Некоторые пункты Положения носят закрытый характер.
Из Положения:
"5. Органы безопасности в войсках имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения других задач, предусмотренных федеральным законодательством".
В нем также значительно расширено поле ответственности армейских особистов за наркобизнес, оргпреступность, коррупцию, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Задачи военной контрразведки:
К основным направлениям деятельности органов безопасности в войсках относятся:
контрразведывательная деятельность, под которой понимается деятельность органов безопасности в войсках в пределах своих полномочий, направленная на решение задач по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, преследующей цель нанесения ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления;
борьба с преступностью и террористической деятельностью, которая предполагает для органов безопасности в войсках решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности(1); выявлению, предупреждению и пресечению террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; организации и осуществлению совместно с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также борьбе с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
Борьбу с преступностью и террористической деятельностью органы безопасности в войсках осуществляют путем проведения в пределах своей компетенции оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия.
К иным направлениям деятельности органов безопасности в войсках относятся:
разведывательная деятельность, которая предполагает решение задач по добыванию, обработке и реализации информации о внутренних и внешних угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления.
Поскольку разведывательная деятельность по характеру и совокупности используемых гласных и негласных методов и средств является чрезвычайно специфическим видом деятельности, законом ее осуществление напрямую отнесено к компетенции органов внешней разведки Российской Федерации. В связи с этим не случайно Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" в ст. 11 закрепил положение, в соответствии с которым ведение разведывательной деятельности относится к компетенции только органа внешней разведки ФСБ и осуществляется им в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке". Вместе с тем Положение об органах безопасности в войсках относит добывание разведывательной информации к числу задач органов безопасности в войсках. При этом осуществление ими разведывательной деятельности возможно только во взаимодействии с другими специально созданными государством органами, осуществляющими внешнюю разведку. К ним, в частности, относятся: Служба внешней разведки Российской Федерации, орган внешней разведки в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, орган внешней разведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
административно-правовая деятельность, которая направлена на решение задач по обеспечению надлежащего административно-правового режима, а именно: выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, возбуждение и (или) рассмотрение дел по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности; предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с ядерным, химическим, биологическим или иным оружием большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения (оружием массового поражения); участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществление контроля за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления; осуществление мер, связанных с допуском военнослужащих и лиц гражданского персонала к государственной тайне; участие в решении вопросов, касающихся их выезда за пределы Российской Федерации; участие в решении вопросов режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, посещения ими военных объектов;
информационная деятельность органов безопасности в войсках, которая предполагает решение следующих задач: осуществление анализа информации о реальных и потенциальных угрозах безопасности Вооруженных Сил, прогнозирование тенденций их развития; получение информации и обмен информацией на основе международных договоров с правоохранительными органами, контрразведывательными и разведывательными службами иностранных государств; информирование органов военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств; о выявлении, предупреждении и пресечении иной противоправной деятельности, а также нарушений установленных требований к обеспечению различных видов безопасности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в информировании военно-политического руководства страны, органов государственной власти Российской Федерации, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности России, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и их органов управления, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности государства.
Органы безопасности в войсках также информируют органы прокуратуры Российской Федерации, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к их компетенции.
Наряду с указанными органы безопасности в войсках осуществляют и другие, так или иначе связанные с основными, виды деятельности, направленные на обеспечение их нормального функционирования в любых условиях обстановки (например, обеспечение собственной безопасности, поддержание постоянной оперативной и мобилизационной готовности и др.).
Исходя из объема и разноплановости решаемых органами безопасности в войсках задач, они наделены достаточно широким кругом прав.
К числу наиболее значимых относятся права:
устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то свое согласие;
осуществлять оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия;
проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности;
вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз различным видам безопасности, совершению преступлений;
использовать в установленном порядке средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы тех объектов, оперативное обеспечение деятельности которых производится органами безопасности в войсках;
использовать документы федеральных органов исполнительной власти и организаций в целях обеспечения собственной безопасности, а также зашифровки ведомственной принадлежности своих сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств;
знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными и иными служебными документами и материалами, а также используемыми (эксплуатируемыми) в войсках вооружением и военной техникой.
Удостоверение сотрудника СМЕРШ (фото из книги Мелтона "UltimateSpyBook")
История органов военной контрразведки:
регистрационная служба Военно-статистического отдела Оперативного управления Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб) май 1918 - сентябрь 1918
отдел контрразведки завесы Высшего военного совета
отделение Военного контроля Оперативного отдела (Оперода) Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоена) май 1918 - сентябрь 1918
отдел Военного контроля Оперативного отдела (Оперода) Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоена) сентябрь 1918 - ноябрь 1918
отдел Военного контроля (1-й отдел, Отвоенкон) Регистрационного управления Полевого штаба РВСР ноябрь 1918 - декабрь 1918
Военный отдел ВЧК
Особый отдел ВЧК
Особый отдел СОУ ГПУ
Особый отдел ОГПУ
4 отделение Особого отдела ОГПУ
Особый отдел ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - декабрь 1936
5-й (особый) отдел ГУГБ декабрь 1936 - июнь 1938
2-е Управление НКВД СССР июнь 1938 - сентябрь 1938
4-й (особый) отдел ГУГБ сентябрь 1938 - февраль 1941
Третье Управление НКО февраль 1941- июль 1941
Третье Управление НКВМФ февраль 1941 - январь 1942
Третий отдел НКВД февраль 1941 - июль 1941
Управление особых отделов НКВД СССР июль 1941 - апрель 1943
ГУКР "Смерш" НКО апрель 1943 -
ГУКР "Смерш" НКВС - март 1946
ГУКР "Смерш" МВС март 1946 - май 1946
УКР "Смерш" НКВМФ апрель 1943 - май 1946
ОКР "Смерш" НКВД апрель 1943 - май 1946
Третье Главное Управление МГБ СССР май 1946 - март 1953
Третье управление МВД СССР март 1953 - март 1954
Третье главное управление КГБ при СМ СССР март 1954 -
Третье управление КГБ при СМ СССР
Третье управление КГБ СССР
Третье главное управление КГБ СССР
Главное управление военной контрразведки МСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) МБ
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСК
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) Департамента контрразведки (ДКР) ФСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСБ
http://www.agentura.ru/dossier/russia/f … e/osobist/
_________________
в контексте - статья 19 декабря - День Военной Контрразведки,
в теме Вооружённые Силы Российской Федерации
и в контексте ФСБ,читаем темы:
Спецназ России
Пограничная служба ФСБ РФ
в разделе Война против России,тема:
Геополитика Великой Победы
- Подпись автора
сила V правде!