Что ждет Черноморский флот России
Черноморский флот России – это оперативно-стратегическое объединение ВМФ России в акватории Черного моря. Главной базой флота является Севастополь, расположенный на территории Крымского полуострова, принадлежащего Украине.
Для выполнения поставленных перед флотом задач в его состав должны входить надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, дизельные подводные лодки, а также морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация и ряд подразделений береговых войск. Несмотря на то, что Черноморский флот можно отнести к одному из самых воюющих флотов страны, он никогда не выделялся свой особой боевой мощью.
Наряду с этим развал СССР в 1991 году и последующий раздел флота между Россией и Украиной существенно подорвали его боевые возможности. За прошедшие 20 лет боевой состав флота сократился практически в 20 раз.
Прошлое флота
По оценкам ряда экспертов, даже относительно цивилизованный раздел Черноморского флота полностью подорвал бы его боеспособность, так как даже во времена СССР данный флот не обладал выдающимся боевым потенциалом, за что флотские остряки на украинский манер расшифровывали его аббревиатуру как «Чи флот, чи флотилия», данная шутка в 2012 году звучит еще более актуально, чем раньше. Каков бы ни был состав флота во времена существования СССР, но он насчитывал 835 кораблей и судов практически всех существующих классов, которые обслуживали около 100 000 военнослужащих и гражданских специалистов и был силой, с которой необходимо было считаться.
В акватории Черного моря в полной боевой готовности было развернуто более 400 боевых кораблей, из которых 45 относилось к ударным надводным силам. Флот включал 2 крейсера-вертолётоносца – «Ленинград» и «Москва», 3 ракетоносца с ядерным оружием, 10 ударных кораблей и 30 ракетоносных фрегатов.
ГРКР "Москва" - флагман Черноморского флота
Слабой частью черноморского флота всегда была его подводная компонента, которая насчитывала 26 дизельных подлодок, относящихся к устаревшим типам. Считалось, что эту слабость сполна компенсирует воздушная составляющая. Флот располагал более чем 400 самолетами и вертолетами, из которых 140 могли нести на борту ядерное оружие и решать боевые задачи на значительном удалении от своих баз. Также в состав флота входила бригада морской пехоты, дислоцированная в Севастополе, части береговой обороны – моторизованная дивизия в Симферополе.
Личный состав флота насчитывал 75 000 офицеров и матросов. По своей боевой мощи советский Черноморский флот, безусловно, превосходил своего единственного «оппонента» в регионе – ВМС Турции.
В Средиземном море в состоянии постоянной боевой готовности были развернуты силы отдельной Средиземноморской эскадры. Каждый год через проливы в Средиземноморский бассейн выходили до 100 кораблей и судов флота, сеть его базирования растягивалась от Измаила до Батуми, части флота были разбросаны на большой территории, включая Украину, Крым, Молдавию, Россию и Грузию. К началу 1992 года стоимость всего имущества Черноморского флота составляла более 80 млрд. долларов США.
Настоящее флота
Современные реалии таковы, что Украина фактически не имеет флота, полностью уничтожив практически все корабли, которые достались ей в наследство после раздела советского Черноморского флота. К сожалению, недалеко ушла в этом вопросе и Россия, которая за все последние 20 лет не ввела в строй ни одного современного корабля 1-го и 2-го рангов. Такое положение дел было обусловлено экономической слабостью двух государств, особенно Украины.
Оба государства допустили потерю своих производительных мощностей, разорвав кооперацию ведущих промышленных предприятий и конструкторских бюро. Следует понимать, что флот является очень дорогостоящим видом ВС. Его содержание требует от государства огромных финансовых средств. Неслучайно существует такое крылатое выражение: «Чтобы разорить небольшую страну, подарите ей крейсер».
БПК "Керчь"
Нестабильное экономическое положение России привело к тому, что в настоящее время ЧФ – это флот практически без авиации и подводных лодок (в составе флота числится 2 старых дизельных подлодки проектов Б-380 и Б-871 «Алроса») и без судоремонтных заводов с одним единственным ракетным крейсером «Москва», который за 30 лет своей службы не стал новее. В своем сегодняшнем состоянии Черноморский флот все больше напоминает флотилию, имея в составе около 40 боевых кораблей различных классов. Флагманом флота остается ракетный крейсер «Москва». В его составе насчитывается 2 больших противолодочных корабля, 3 сторожевика, а также различные малые разведывательные и ракетные корабли, десантные и спасательные суда, морские тральщики. Срок службы большинства из них составляет 30-40 лет. Своеобразным символом флота, во всех смыслах этого слова, можно назвать спасательное судно «Коммуна», которому в 2013 году исполняется 100 лет. И хотя данный корабль прошел модернизацию и сегодня оснащен подводным роботом Seaeye Panther Plus, серьезным усилением ЧФ назвать его достаточно трудно. По мнению ряда экспертов, Черноморский флот надо восстанавливать практически с нуля.
Основной ударной силой флота на сегодняшний день можно назвать 11-ю бригаду противолодочных кораблей, которая состоит из 5 наиболее крупных единиц, обладающих наибольшими боевыми возможностями. В состав бригады входит флагман флота Гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» (в составе флота с 1983 года), большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» (в составе флота с 1975 года), сторожевые корабли (СКР) «Сметливый», «Ладный», «Пытливый» (включены в состав флота в 1969, 1981 и 1982 году соответственно).
Спасательное судно "Коммуна"
Необходимо также отметить, что российское присутствие в Черноморском регионе не было бы полноценным без морской авиации. Сегодня ЧФ России располагает примерно 35 самолетами и 20 вертолётами. В составе флота находится штурмовой авиаполк, вооруженный фронтовыми бомбардировщиками Су-24 (20 машин), а также отдельный смешанный авиаполк с противолодочными самолётами-амфибиями Бе-12, военно-транспортными самолётами и вертолетами Ми-8. Помимо этого имеется отдельный 25-й противолодочный вертолётный полк, оснащенный корабельными Ка-27, морскими Ми-8 и Ми-14. Общая численность Черноморского флота России в Крыму сегодня оценивается в 14 000 человек.
Будущее флота
Российский Черноморский флот в ходе различных преобразований и развала Союза в 1991 году пострадал сильнее других флотов. В настоящее время данному флоту обещано быстрое развитие и поставка большого количества современных боевых кораблей (большого по сегодняшним меркам). Пока что это лишь обещания. За их выполнением (или невыполнением) все мы сможем проследить в ближайшие годы. Важно понимать, что при формировании флота важную роль играют задачи, которые будут стоять перед ним в ближайшие 10-20 лет. В ближайшее десятилетие ЧФ России, скорее всего, предстоит решать следующий круг задач: охрана внутренних и территориальных вод, поддержка сухопутных операций в Причерноморье, охрана морских коммуникаций в ближней и дальней морских и океанских зонах, а также выполнение дипломатических миссий.
Самолет-амфибия Бе-12
Для решения данных задач существующего количества кораблей достаточно, но все они нуждаются в обновлении. Текущие задачи флота подразумевают создание ядра флота из небольших (недорогих) ракетных кораблей (так называемый «москитный» флот), которые смогут прикрыть районы базирования и внутренние воды, а также небольшие десантные операции. Для одиночных походов в Средиземноморский регион флоту понадобится несколько кораблей 1-2 рангов. Для создания поисково-ударной тактической группировки, которая будет способна противодействовать крупным корабельным соединениям противника, понадобятся универсальные корабли 1-2 ранга (преимущественно 2-го), которые будут способны решать противолодочные задачи и обеспечить прикрытие десантных операций флота.
Совершенно очевидно, что в ближайшей перспективе Россия не собирается строить флот, который смог бы противостоять шестому флоту США, чувствующему себя хозяином в Средиземном море. Для того чтобы развернуть в этом регионе постоянное боевое дежурство, необходимы колоссальные денежные средства, которыми Россия на данном этапе своего развития просто не располагает.
Радикальное обновление Черноморского флота планируется провести в рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года. В этот срок флот должен пополниться 6-ю новыми фрегатами проекта 1135.7, 6-ю современными дизельными подводными лодками проекта 636.3, таким же количеством СКР проекта 20385 (должны встать в строй до 2017-2018 года), а также 10-ю новыми ракетными и малыми артиллерийскими кораблями, относящимися к новым поколениям. К 2025-2030 году флот должен иметь в своем составе 35-40 современных боевых кораблей.
Дизельная подводная лодка проекта 636 "Варшавянка"
По словам командующего флотом контр-адмирала Александра Федотенкова, подводные лодки проекта 636 уже заложены на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге и придут на флот до 2017 года. Первые три лодки флот рассчитывает получить в 2014 год, еще одну в 2015 и оставшиеся две в 2016 году. Все данные лодки станут основной для создания в составе флота полноценной бригады подводных лодок, которая будет базироваться в Новороссийске, где строится новая база для флота и в Севастополе.
Любой современный флот невозможно себе представить без авиационной составляющей. Когда произойдет замена устаревших гидросамолетов Бе-12, построенных еще в 1960-х годах сказать трудно, а вот замена уже немолодых бомбардировщиков Су-24М, выпущенных в 1970-80-е годы уже не за горами.
Ударный компонент флота будет обновлен за счет 12 многоцелевых истребителей Су-30СМ. Данный самолет является модификацией самолета Су-30МКИ, истребителя, который специально создавался для ВВС Индии. Российская модификация машины получит ряд систем западного производств, но при этом возможности самолета по использованию российского авиационного вооружения будут расширены.
Грядущая закупка Су-30СМ преследует ту же цель, что и постройка фрегатов, сторожевых кораблей, субмарин: это системное обновление всех важнейших элементов боевого потенциала флота. Эскадрилья современных многоцелевых истребителей, которые смогут нести сверхзвуковые противокорабельные ракеты, способна значительно увеличить боевой потенциал ЧФ России.
Если же говорит об обновлении вертолетного парка, то здесь особых проблем возникнуть недолжно, особенно учитывая темпы роста, которые демонстрируют российские предприятия.
БДК "Иван Грен" на стадии постройки 2011 год
Относительно неплохо обстоит дело и с морской пехотой. Сегодня в составе флота существует бригада численностью около 3000 человек. Данное соединение может решать задачи самого разного рода: от участия в миротворческих операциях и защиты флота в его главной базе, до боевых действий армии на приморском направлении.
Наибольшее опасения внушают лишь большие десантные корабли, которых в составе флота в настоящее время насчитывается 7 единиц: 3 устаревших БДК проекта 1171, которые были введены в строй с 1966 по 1975 год и 4 десантных корабля проекта 775 польской постройки, которые встали в строй в 1986-1991 годах.
Десантные вертолётоносные корабли-доки «Мистраль» приобретенные Россией у Франции, если и появятся на Черном море, то лишь в пропагандистских или учебных целях. Размещать на постоянную службу в «луже» Черного моря корабли, обладающие дальностью плавания около 20 000 морских миль и многомесячной автономностью, не имеет какого-либо смысла.
Заменить черноморские БДК необходимо кораблями того же класса. Строительство головного корабля проекта 11711, носящего имя «Иван Грен», близится к завершению, ожидается, что новый БДК будет спущен на воду уже в мае 2012 года и войдет в состав флота в 2014 году.
На сегодняшний день существует информация о постройке для ВМФ России 6 кораблей данного класса.
Использованы источники:
wwwflot2017.com/item/analitics/41033
wwwria.ru/interview/20120206/558480976.html
wwwsevpatriot.ru/stati/budushee-flota
wwwizvestia.ru/news/504397
wwwflot.com/nowadays/structure/black/bsfisdying.htm
Автор Юферев Сергей http://topwar.ru/14131-chto-zhdet-chern … ossii.html