ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ВС России » ВПК России


ВПК России

Сообщений 71 страница 80 из 175

71

Аэродромы строятся круглосуточно
Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».26.09.2012
   

http://www.redstar.ru/media/k2/items/cache/39c25965c1ce209d750a0a11f5f8fbc2_XL.jpg

В России продолжается активная реконструкция военных аэродромов, в рамках которой строятся новые взлётно-посадочные полосы.
Масштабы строительства новой аэродромной инфраструктуры поистине впечатляют. Подобных объёмов работ в стране не было с советских времён.

Реконструируются не только взлётно-посадочные полосы. Наряду с ними строятся сеть рулёжных дорожек, водосточно-дренажные системы, здания, локальные очистные сооружения, а также устанавливается современное светосигнальное, радионавигационное и связное оборудование.

В соответствии с параметрами Государственной программы вооружений к 2020 г. количество авиационной техники в Вооружённых Силах РФ будет значительно увеличено. Об этом сообщил министр обороны России Анатолий Сердюков в ходе недавнего посещения реконструированного аэродрома Курск-Восточный.
«Только за последние два года в войска поступило свыше 150 летательных аппаратов. В течение этого года поступит 192. Всего по Государственной программе вооружений до 2020 г. Вооружённые Силы получат 1 тыс. 400 летательных аппаратов», - отметил министр обороны.

Минобороны активно работает над модернизацией своей аэродромной сети. «Впервые за 20 лет проведены реконструкция и ремонт 12 аэродромов», - добавил Анатолий Сердюков. В настоящее время приобретают новый облик 12 аэродромов: Североморск-1, Чкаловский, Энгельс, Ахтубинск, Крымск, Ейск (комплекс НИТКА), Липецк, Ростов-Центральный, Приволжский, Чкаловск (Калининградская область), Кореновск, Елизово.

Наряду с этим, по словам министра обороны, в настоящее время ведутся восстановительные работы и обустройство мест стоянок под новые образцы авиационной техники на 24 военных (и совместного базирования) аэродромах.

Группа специалистов Главного управления строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрой России) во главе с руководителем Николаем Ашлаповым проинспектировала ход работ на новой ВПП на территории Государственного лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова. ВПП строят Калужский и Ижевский филиалы управления. Новая взлётно-посадочная полоса, по словам начальника ГЛИЦ, Героя России полковника Радика Бариева, станет очередным значимым этапом в развитии центра.
Посещение аэродрома ГЛИЦ совпало с началом укладки марочного бетона. Другими словами, строители начали класть верхний слой взлётно-посадочной полосы, а это значит, что ВПП готова уже на 35 процентов. Перед этим на объекте был снят грунт, удалена порода, подготовлено основание ВПП в форме корыта. В это «корыто» уложены послойно песок, щебень с разделительной прослойкой из геотекстиля.
«Слоёный пирог» ВПП снизу доверху представляет собой минеральный грунт (80 см), щебень
(60 см), тощий бетон Б-20 (марка 300, 25 см), марочный бетон Б-48 (марка 500, 41 см). Марочный бетон, который, собственно, и есть видимая часть ВПП, - финишный. Он изготавливается из очень прочного состава.

При строительстве взлётно-посадочной полосы её основание укрывается геомембраной, которая представляет собой полиэтиленовый пластик толщиной 1,5 мм, не пропускающий влагу. Эта прослойка необходима в условиях перепада температур зимой от -20 градусов и летом до +40. Геомембрана (швы её запаиваются специальной машиной) размещается между каждым слоем «пирога» взлётно-посадочной полосы, в том числе между тощим бетоном (из него строят дома, фундаменты) и марочным. Таким образом, решается одна из главных задач при строительстве и в процессе эксплуатации полосы - исключается попадание воды в основание ВПП, благодаря чему температурные колебания минимально влияют на структуру и качество бетонного покрытия.
В то же время практически сразу после укладки этого бетона он обильно поливается специальной машиной. Покрытие не должно быстро высохнуть, чем больше влаги впитает в себя марочный бетон, тем крепче он будет. Бетон должен застывать во влажной среде.

По словам руководителя Главного управления строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России Николая Ашлапова, одной из главных особенностей, которую пришлось учесть при создании новой взлётно-посадочной полосы в Ахтубинске, стали высокие температуры, доходящие летом до 50 градусов. Тощий бетон не любит больших перепадов. Его нельзя класть при температуре от 0 градусов и ниже, и в то же время не допускается его пересушивание. Поэтому рабочие его укрывали от прямых солнечных лучей», - отметил Ашлапов.
Что касается грунта, то он здесь тоже специфический. Ахтубинский аэродром построен на большой части пылевидных грунтов, где очень много песка. Встречаются также при строительстве зыбучие пески и дюны. Поэтому для укладки основания «взлётки» грунт стабилизировали.
«Эта взлётно-посадочная полоса сможет выдерживать приземление любых типов самолётов. Она одна из самых длинных в России, 4.000х60 м, что позволит испытывать самый широкий спектр авиационных комплексов, поступающих на вооружение Военно-воздушных сил.
Как изготовители, мы даём гарантию 10 лет, срок эксплуатации ВПП укладывается в период от 30 до 50 лет», - подчеркнул глава ГУ СДА при Спецстрое России.

Как рассказал руководитель комплекса аэродромных сооружений ГУ СДА при Спецстрое России Сергей Калмыков, на объекте в Ахтубинске трудится 651 человек, для работ привлечена 221 единица крупной техники.
ВПП строится круглосуточно, процесс не прерывается ни в выходные, ни в праздники.
Срок окончания работ - 1 ноября 2014 г., но специалисты планируют завершить их раньше.

На объекте используется самая современная строительная техника. Бетоноукладчик (грейдер) GOMAKO по паспортным характеристикам позволяет двигаться со скоростью до 37,19 м/мин. Она регулируется в зависимости от толщины покрытия. Это считается очень высокой производительностью. За сутки возможна укладка до 600 метров марочного бетона. Операторы грейдеров - штучные, высокоподготовленные специалисты. Бетоноукладчик с уникальной микропроцессорной системой управления требует серьёзных навыков в работе.
По словам Сергея Калмыкова, качество укладки всех слоёв взлётно-посадочной полосы отслеживает система автоматического контроля. Компьютеры, установленные на борту, с помощью спутниковой навигационной системы позволяют класть бетон настолько точно, что обеспечивают погрешность по отметкам при строительстве тела ВПП в пределах 5 мм.
Более того, за качеством полосы следят как заказчик (Минобороны России, ГЛИЦ), так и специалисты Центрального проектного объединения при Спецстрое России, а также авторский контроль.

Доволен ходом строительства новой взлётно-посадочной полосы и начальник ГЛИЦ Герой России полковник Радик Бариев (на снимке). По его словам, экономически нецелесообразно испытывать новую авиационную технику на ВПП, которая эксплуатировалась долгое время, равное двум её ресурсам. Это чревато срывом сроков Гособоронзаказа.
«Этого мы не имеем права допустить. С вводом новой взлётно-посадочной полосы мы можем оценивать все характеристики испытываемой техники в полном объёме, не используя другие площадки (аэродром Раменское ЛИИ им. М.М. Громова, аэродромы заводов), что значительно экономит время и средства, а также повышает интенсивность испытаний», - отметил полковник Бариев.

Что касается некондиционных бетонных плит рулёжных дорожек с реконструируемых аэродромов, то они не идут в утиль. Сейчас их используют при строительстве автономных полевых лагерей, например на полигоне Ашулук.
Сначала здесь делается стабилизация под плиты (насыпается и выравнивается песок). Потом укладываются сами плиты. Всего будет пущено в дело 44 тыс. плит, что рассчитано на 11 палаточных городков со своими строевыми плацами и автопарковыми зонами, столовыми и банно-прачечными комбинатами, каждый из которых рассчитан на 500 человек.
Таким образом, автономный полевой лагерь сможет вместить 5 тыс. 500 чел.
Этот палаточный городок закрытого цикла жизнеобеспечения немецкого производителя мобильных жилых комплексов для военных Karcher Futuretech предназначен для среднесрочного и долговременного развёртывания на полигонах, в укреплённых и приграничных районах, в районах временного или постоянного сосредоточения войск, для быстрого создания необходимой инфраструктуры войсковых объектов на неосвоенных местах базирования.

Аналогичный городок был развёрнут на полигоне Мулино в Нижегородской области.

Ахтубинск - Ашулук - Москва.
http://www.redstar.ru/index.php/compone … losutochno

0

72

Возрождение в Ульяновске
Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда». 05.10.2012

http://www.redstar.ru/media/k2/items/cache/049803e94bacd5508963790a4078bdef_XL.jpg
Фото РИА «Новости».

Президент России Владимир Путин в ходе поездки в Ульяновскую область посетил лётно-испытательный комплекс завода «Авиастар - Самолётное производство», где присутствовал на демонстрационном полёте нового транспортного самолёта Ил-76МД-90А.
Также он провёл совещание «О формировании консолидированного заказа на гражданские и транспортные самолёты отечественного производства на период до 2020 года».
В ходе совещания в присутствии главы государства был подписан контракт на серийную закупку Министерством обороны РФ транспортных самолётов Ил-76МД-90А.

Открывая совещание, Владимир Путин прежде всего поблагодарил и поздравил генерального конструктора, директора завода, весь коллектив, который работал над созданием нового транспортного самолёта России.
Он отметил, что Ульяновский завод был одним из новейших в советское время. Но в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века производство практически прекратилось. Здесь попытались наладить выпуск непрофильной продукции, и уже в 2003 году на заводе работало всего 1,5 тысячи человек, которые занимались в основном охраной площадей и промышленных объектов.

В 2005 году государство стало предметно заниматься предприятием, и тогда встал вопрос о том, чтобы создавать здесь новую российскую транспортную машину на базе Ил-76. С нашими  партнёрами в Узбекистане, а именно на Ташкентском заводе в советское время производилась финальная сборка этой машины, договориться не удалось.
Поэтому по соображениям экономического порядка было принято окончательное решение разворачивать производство Ил-76 на базе Ульяновского завода.

С 2006 года эта работа началась в практическом плане. Потребовалось шесть лет, для того чтобы поднять новую машину в воздух.
И это не просто вновь возрождённая машина Ил-76.
Это, по сути, абсолютно новый самолёт, с качественно более высокими характеристиками и по надёжности, и по дальности, и по экономичности, и по грузоподъёмности (на 20 тонн увеличилась грузоподъёмность), обновлённый более чем на 70 процентов.

Президент особо отметил, что Ил-76 - по-настоящему востребованный самолёт. По его словам, ещё лет шесть назад велись переговоры с нашими партнёрами в некоторых азиатских странах, в том числе в Китайской Народной Республике.
Они были готовы купить до 50 самолётов. Владимир Путин уверен, что эта машина будет востребована и у нас в стране, и у наших возможных партнёров за рубежом. Будет сформирован солидный пакет заказов, и именно поэтому на совещание были приглашены не только члены Правительства России и производители техники, но и все потенциальные заказчики.

Ключевыми же потребителями нового Ила будут наши Вооружённые Силы, государственные ведомства, отечественные авиационные предприятия.
И действительно, прямо в ходе совещания министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков и президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Михаил Погосян
подписали государственный контракт на поставку до 2020 года 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А.

Работы по созданию для нужд Минобороны модернизированного Ил-76МД-90А проводятся ОАО «ОАК - Транспортные самолёты».
Опытный образец самолёта в сентябре этого года совершил первый полёт, а завершение его заводских испытаний и начало государственных совместных испытаний запланированы на первый квартал 2013 года.
Подписанный государственный контракт на сумму 139,42 млрд. рублей будет способствовать ускорению начала серийного производства самолёта Ил-76МД-90А и обеспечению перевооружения на перспективную авиационную технику военно-транспортной авиации Вооружённых Сил.
Первый серийный самолёт Ил-76МД-90А поступит в войска в 2014 году.

За последние 20 лет это первый контракт на приобретение самолётов такого класса для военных нужд.
Далее на совещании речь зашла о необходимости сквозной модернизации всего авиапрома, как гражданского, так и военного, заключающейся в подготовке специалистов, обновлении испытательной и производственной инфраструктуры, развитии всей цепочки сопутствующих производств: элементной базы, перспективных материалов, включая композиты.

По мнению Владимира Путина, очень важно, чтобы громадные средства, которые мы направляем на программу вооружения, развитие оборонно-промышленного комплекса России, принесли кумулятивный, системный эффект, позволили нам создать действительно глобальную конкурентоспособную авиационную индустрию.
Конкуренция в этом секторе экономики - мировом авиапроме - остра как никогда.

Россия должна иметь свой сильный авиапром.
Это требование и нашей безопасности, и технологического суверенитета.
«Ещё раз повторю: при оснащении Вооружённых Сил, других государственных структур будем опираться именно на отечественного производителя», - заявил глава государства.

http://www.redstar.ru/index.php/compone … Fub3Zza2U=

0

73

Модернизационный комплект «Бережок» для БМП-2
       
Модернизированную машину представили на совместном международном ОСУ «Дон-Антитеррор» в сентябре 2012 года.
Внимание многих участников было нацелено именно на модернизацию известной БМП-2 – БМП-2М «Бережок».
Сейчас разработчики модернизируют машины БМП-2, стоящие на вооружении алжирской армии.
Имеется не подтверждённая информация о проведении данной модернизации для МВД России.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-10/1349474168_2.jpg

Российская армия пока находится в режиме ожидания – БМП-3 практически не поступают на вооружение, БМП «Курганец-25» является пока перспективным проектом. Военным остается только посматривать на вооружение подразделений МВД.

«Бережок» представляет тульское КБП в составе:
- современная система управления оружием с панорамным прицелом и тепловизионным каналом;
- современный РК универсального типа;
- автоматический гранатомет.

Установка вооружения на борт машины выполнена очень грамотно, что позволяет говорить о большей эффективности при выполнении поставленных задач по сравнению с машиной огневой поддержки «Терминатор». Контейнеры с ракетами укрыты за бронеэкранами, что уменьшает вероятность повреждения вооружения осколками или стрелковым оружием. Конструкция ПУ и основных агрегатов заметно проще, что ведет к удешевлению себестоимости и повышению надежности. Гранатомет, установленный на верхней части башни, получил немалые углы в вертикальной плоскости и круговой в горизонтальной плоскости. Выигрывает БМП-2М «Бережок» у «Терминатора» и по вертикальным углам основного комплекса вооружения в 1.5 раза (против 45 градусов). Модернизированная машина может стать тем самым современным, недорогим и надежным образцом легкой бронетехники для подразделений силовых ведомств, приспособленных выполнять поставленные боевые задачи в любое время при любых условиях.

БМП-2 запустили в серию в начале 1980 годов, и до конца десятилетия не прекращалось массовое производство пехотных бронемашин. Предназначение – транспортировка пехотных подразделений на передний край театра боевых действий, увеличение мобильности пехотных частей, обеспечение защиты и поддержки вооружением даже при использовании противником ядерного вооружения. Военное ведомство России располагает на сегодня 5 000 машинами БМП-2 и ее модификаций.

В связи с окончанием заводского срока эксплуатации, остро встал вопрос о проведении модернизации боевых машин, о смене на вооружении БМП-2 другой машиной можно даже и не мечтать в ближайшие годы. Один из вариантов модернизации пехотных боевых машин становится МК «Бережок».

Проведенный анализ использования БМП-2 и современных решений при создании зарубежных аналогов, показал потребность в улучшение всех основных характеристик машины и ее вооружения. Основным моментом становится использование БМП для нанесения эффективных ударов по основным боевым танкам противника, оснащенных защитой динамического типа.

Основными недостатками БТР-2 являются:
- ведение огня в ночное время, 800 метров против 2000 метров у современных БМП;
- перезаряжание противотанкового комплекса «Конкурс», связанное с вероятностью поражения члена экипажа и отсутствие возможности ведения огня в движении;
- СУО неавтоматизированного типа, не позволит использовать в полной мере модификации вооружения.

Модернизация
Обновленная боевая машина «Бережок» является детищем ГУП «КБП». По заявлениям разработчиков, машина в данной модернизации приобрела огневую мощь сравнимую с огневой мощью 3-4 БМП-2.

...................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи  Модернизационный комплект «Бережок» для БМП-2

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-10/1349474214_photo363.jpg

Данная модернизация сразу заинтересовала зарубежных пользователей БМП-2.
Первыми заинтересовались индийские военные, от которых она получила положительные отзывы.
Первый зарубежный контракт на МК «Бережок» разработчики заключили с алжирскими представителями в 2005 году.

Устанавливаемое оборудование и вооружение:
- СУО от МК «Бережок» - все суточная, автоматизированная. Имеет автомат сопряжения. Унификация с комплексом «Бахча»;
- ПТУР «Корнет» с эффективной дальностью применения 5 километров. Имеет возможность ведения огня в любое время суток по легкобронированным объектам;
- орудие калибра 30мм. Предназначение – ведение огня по легкобронированным объектам и пехоте противника;
-гранатомет АГ-17 автоматического типа. Предназначение – нанесение ударов по площадям;
- двигатель УТД-23 с увеличенной мощностью в 370 л.с. Возрастает скорость передвижения по необорудованным дорогам – 44 км/ч. Вырастает удельная тяга на максимальных скоростях более чем на 60 процентов. Снижается, правда незначительно расход топлива – около 5 процентов.
- прицел командирский комбинированного типа (день/ночь). Унификация с прицельным оборудованием наводчика;
-лазерный дальномер для прицела. Дополнительно используют его для наведения управляемых ракет;
- современные блоки стабилизатора установленного вооружения. Повысилась точность стрельбы;
-цифровой БВ и набором датчиков для вычисления параметров типа боеприпасов, улов наклона орудия, угловой скорости и характеристик атмосферы.
-подкалиберный бронебойный снаряд «Трезубка». Вошел в состав основного боекомплекта. Имеет улучшенные характеристики в плане пробиваемости.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-10/1349474146_photo3640.jpg

Комплекс «Корнет» оснастили лазерно-лучевой полуавтоматической системой наведения. Бронепробиваемость ракеты до 1.3 метров. Такие показатели позволят использовать машину для поражений современных основных танков, имеющих динамическую защиту. Используется многозарядная ПУ. Исполнение 2 контейнера с ракетами. Боевая эффективность увеличилась за счет улучшенной скорострельности и максимального урона. Имеется возможность залпового удара по цели (2 ракеты).

Увеличивает общую огневую мощь 30мм АГ-17. Боезапас – 300 боеприпасов. Стабилизация по вертикальность плоскости. Использование гранатомета в боевых конфликтах, существенно повышает эффективность огня и поражение легкобронированных объектов, живой силы противника. Эффективная дальность применения до 1.7 километра.

По ходу проведения модернизации, командир получил панорамный прицел, немного изменил свое месторасположение гранатомет, ПУ комплекса «Корнет» получили бронированную защиту. Эта модернизация и стала называться КМ «Бережок».

Основное назначение у машины осталось неизменным, дополнительно получив возможность решать задачи по противодействию воздушных атак и применения основных танков.

Эффективность
Эффективность МК «Бережок», можно ценить из следующего примера – при атаке опорного пункта с усилением рота БМП, применение в движении вооружения по противнику, привело к снижению коэффициента потерь в более чем два раза, затраты (меньший расход боеприпасов) на ее выполнение уменьшили почти в 2 раза.

Недостатки
Требование наличия возможности преодоления водных преград, приводит к плохой защищенности машины. БМП сильно пострадает даже от ручного вооружения (бронебойная пуля), а говорить о подрыве фугасного заряда или использование по БМП орудий/пулеметов. Повышенная уязвимость на поле боя.

Остался неучтённым в МК «Бережок» опыт использования БМП в военных конфликтах – Афганистан, Чечня. В некоторых других вариантах исполнения этой проблеме уделяется очень много внимания. Однако до сих пор остается неизменным одно - пренебрежение жизнью отдельного солдата. Отсутствие приемного уровня комфорта с тесным внутренним размещением экипажа.

Модификации боевой машины пехоты:
- БМП с АГ-17 «Пламя – БМП-2»;
- афганская модификация с улучшенной броней – БМП-2Д
- модификация с боевым модулем «Бахча-У» - БМП-2БМ «Бахча-У»;
- модификация по МК «Бережок»- БМП-2М «Бережок»;
- модификация с ПТУР «Атака»- БМП «КУВ Б05С011»;
- чехословацкая модификация - BVP-2;
- индийская модификация – Sarath;
- спецмодицикация для Финляндии - BMP-2;

Источники информации:
http://warfiles.ru/show-14500-bmp-2m-be … error.html
http://www.soldati-russian.ru/index/boe … bmp_2/0-42
http://gurkhan-nt.livejournal.com/138010.html
http://twower.livejournal.com/849162.html
http://www.youtube.com/watch?v=6M4BCc4LdHE

Автор Роман Джерелейко
http://topwar.ru/19677-modernizacionnyy … bmp-2.html

БМП-2М "Бережок"

http://www.youtube.com/watch?v=6M4BCc4L … detailpage

Загружено пользователем Sarmat500 , дата: 13.02.2011

http://topwar.ru/8753-nekorrektnoe-sravnenie.html - стоит прочитать !

Сюжет из передачи "Военная тайна с Игорем Прокопенко" от 12.02.2011.

0

74

Российско-украинское военно-промышленное сотрудничество

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-10/thumbs/1349635100_ef5222bbfecd.jpg

Оборонно-промышленные связи между Украиной и Россией имеют исторические корни.
До развала Советского Союза в Украине работали 750 предприятий ВПК, 139 научно-технических организаций занимались разработкой новейших военных технологий и вооружения.
35% всей промышленности Украины работало на оборонный комплекс СССР.

Россия и Украина сотрудничали в таких передовых областях военной промышленности как ракетостроение, аэрокосмическое производство, строительстве морских судов и производстве боеприпасов, электронике, танкостроении, создании радиолокационного оборудования и самолетостроении.

С приходом к власти в Украине В. Ющенко, проводившего русофобскую политику, практически полностью были свернуты совместные российско-украинские проекты, включая работы в области авиационной и двигателестроительной промышленности.
Российские начальники стали заявлять о необходимости налаживании собственного производства вертолетных моторов, газотурбинных энергетических установок и другого оборудования, ранее поставляемого украинскими предприятиями.

Непродуманные действия руководителей и политиков двух стран нанесли не только колоссальный экономический ущерб государствам, но и практически разорвали дружеские связи между двумя братскими народами.

Военное производство является значительной частью экономики обеих стран и одновременно острием их политики.
Главным потребителем военно-технической продукции являются сами государства, поэтому эта сфера подвержена жесткому государственному регулированию.
Роль государства - обеспечить поддержание национальной безопасности и решение внешнеполитических задач. Поэтому военное производство политизировано, а политика милитаризирована.

Другая сторона оборонно-промышленных связей - это желание обеих сторон обеспечить стабильное финансирование работ и получение крупных государственных заказов. А для этого ВПК каждой из сторон сотрудничества должен иметь влиятельную поддержку в верхних эшелонах власти страны.
Также обе стороны при принятии решения о реализации совместных проектов в оборонно-промышленной сфере обязаны, согласно слов специалистов,
соблюдать следующие требования:
- необходимость удовлетворить насущные потребности национальной обороны;
- любой проект должен быть, в конечном счете, рентабельным;
- сотрудничество должно стать эффективным инструментом политического сближения России и Украины.

Не секрет, что имеющийся у Украины избыток мощностей военного производства, превышает потребность самой страны и возможности экспорта.
Поэтому Киев заинтересован в получении новых рынков сбыта военно-технической продукции и технологий.

Политическое похолодание между Украиной и Россией привело к приостановке российской стороной реализации перспективного проекта АН-148. Этот пассажирский ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет, разработанный в ОКБ им. О.К. Антонова, способен работать на неподготовленных и грунтовых взлетных полосах, имеет новую конструкцию крыла и современный двигатель Д-36 пятой серии.
Производство АН-148 осуществлялось совместно киевским авиазаводом «Авиант» и Воронежским самолетостроительным обществом. И хотя в России по украинской лицензии начато строительство АН-148, серийное производство пока не запущено.

Именно политическое решение привело к тому, что Россия предпочла этому проекту модель регионального авиалайнера, разработанного компанией «Сухой» ( кодовое название RRJ-95).

Неудачей также завершились переговоры между Москвой и Киевом по закупке Россией крейсера «Украина» (проект 1164 ).
Этот корабль в 1984 году был заложен на стапелях николаевского судостроительного завода и спущен на воду в 1990 году. Россия отказалась от покупки этого морально устаревшего судна, сэкономив 20 млрд. руб., но, не выполнив условия ранее принятых договоренностей с Киевом.

Ситуация по оборонно-промышленному сотрудничеству изменилась с приходом к власти В. Януковича.
После подписания соглашения по Черноморскому флоту, стороны приступили к переговорам о слиянии российской объединенной авиастроительной корпорации и украинских авиационных предприятий, а также о продаже российскому «Оборонпрому» украинской компании «Мотор Сич».
Но вмешательство политиков привело к отказу от этих планов.

И хотя российский рынок для украинских авиастроителей остается пока основным, ежегодно объем его уменьшается.

Руководитель украинской корпорации «Мотор Сич» В . Богуслаев считает, что основной причиной, препятствующей налаживанию совместных работ в области двигателестроения являются непродуманные и недальновидные действия чиновников обеих стран.

За то, что В. Богуслав не только имеет свое мнение по поводу путей развития российского авиапрома и двигателестроения, но и выходит к российским производителям с конкретными и логичными предложениями, к нему плохо относятся в верхах РФ.

Так, установка на новые многоцелевые вертолеты «Ансат», выпускаемые Казанским вертолетным заводом (КВЗ), моторов МС-500, изготавливаемых на «Мотор Сич» под вопросом из-за вмешательства руководства России, которое в проблеме закупки деталей для отечественных самолетов ориентируется на Запад.
Руководитель «Мотор Сич» считает, что КВЗ вполне по силам производить новейшие двигатели совместно с украинскими двигателестроителями.
Этот проект выгоден каждой из сторон. КВЗ является ведущим мировым предприятием по выпуску вертолетов Ми-4 (произведено более 3 тыс.), Ми-8 (произведено около 7 тыс.) и Ми-17. Более 3 тыс. вертолетов КВЗ экспортировал зарубежным покупателям.
Сейчас завод приступил к выпуску легких многоцелевых вертолетов «Ансат» и «Актай» и, конечно, эта востребованная на рынке техника, требует установки двигателей, обладающих высокими эксплуатационными и экономическими показателями. Налаживание совместного российско-украинского производства необходимых двигателей в Казани, позволит КВЗ значительно улучшить качество выпускаемой конечной продукции, а корпорации «Мотор Сич» приобрести надежного партнера в бизнесе.

Еще один пример. Россией разрекламирован отечественный самолет «Суперджет».
Но двигатель на нем стоит французского производства. Расход топлива за час у «Суперджета составляет 2296 кг., а у АН-148 с украинским двигателем расход равен 1968 кг.

Прекрасный среднемагистральный грузовой самолет нового поколения АН-70 (военного назначения) разработан АНТК «Антонов».
По соглашению между Россией и Украиной принято решение о запуске в производство этого самолета на территории РФ. Выбор пал на Казань, поскольку именно в этом городе сохранилась технология военного самолетостроения.
«Мотор Сич» вышел к своим российским коллегам с предложением совместного выпуска двигателя Д-27 для АН-70 на базе казанского авиастроительного комплекса.
Смогут ли российские производственники получить разрешение на реализацию этого проекта у руководства страны - неизвестно.

По мнению аналитиков, российско-украинские отношения по оборонно-промышленному сотрудничеству пока сохраняются независимо от политических кризисов.
Одной из причин этого является тот факт, что России не удалось наладить полностью импортозамещение украинских изделий.
Россия до сих пор остро нуждается в сотрудничестве с Украиной в авиационной и двигателестроительной отрасли. Именно этот факт сдерживает уровень политической неприязни.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что российско-украинская интеграция в области оборонно-промышленного комплекса очень зависит от политических решений высшего руководства обеих стран.

Эксперты говорят, что в настоящее время вызывает большие сомнения успех в реализации российской стороной своего проекта по налаживанию собственного производства двигателей без участия украинской стороны.
А пока Министерство обороны ориентируется на сотрудничество с зарубежными фирмами, заключая контракты по закупке комплектующих на астрономические суммы.

Как показывает история, совместные экономические проекты между странами одновременно способствуют и укреплению политической интеграции.
Пока большая часть жителей Украины предпочитает сотрудничеству с Москвой сближение с европейскими странами руководство России и Украины должно предпринять шаги по сближению двух братских народов.

И самым эффективным поступком будет налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества в отраслях, где интеграция принесет выгоду России и Украине.

Использованы материалы:
http://vpk-news.ru/articles/9307
http://vpk.name/news/73782_vyacheslav_b … olina.html
http://www.aex.ru/fdocs/1/2001/3/12/986/

Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
http://topwar.ru/19707-rossiysko-ukrain … estvo.html

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif  В контексте статьи,тема  Армии мира,аналитика,новости
А в разделе  Политика - грязное дело?, тема   УКРАИНА, МАТЫ МОЯ

0

75

"Рособоронэкспорт" в этом году поставил за границу вооружений на сумму около 11 миллиардов  долларов,
заявил глава российской делегации на салоне "Евронаваль" (Euronaval), первый заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Иван Гончаренко.
"У нас сегодня выполнение наших контрактных обязательств находится в районе 11 миллиардов долларов.
Портфель заказов "Рособоронэкспорта" колеблется, обычно  он составляет 35 или 37 миллиардов", - сказал Гончаренко журналистам.
ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 25 окт - РИА Новости. http://www.ria.ru/defense_safety/201210 … 76028.html

Первая десятка стран, покупающих наше оружие

Читал, что несколько последних лет наша страна прочно удерживает второе место после США по продажам своего оружия.
Интересно, а в чьи руки оно попадает?
А. Дятлов, Новосибирск

Основными покупателями российского оружия остаются ее «старые друзья»
Поскольку лидеры по закупкам нашей техники с годами меняются http://www.aif.ru/society/news/223580
мы решили поднять данные с 2004 г. и учесть в них все контракты, заключённые российским оборонно-промышленным комплексом вплоть до 2015 г.

Благо, есть повод: 50 лет назад, 14 октября 1962 г., американский самолёт-разведчик обнаружил на Кубе стартовые позиции советских ракет Р-12.

Это положило начало знаменитому Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны. Так далеко на Запад наше оружие прежде не забиралось.

А как обстоят дела теперь?

http://sdelanounas.ru/i/c/3/c3RhdGljNC5haWYucnUvcGljdHVyZXMvMjAxMjEwL2lmb2dyLmpwZz9fX2lkPTI0NDk5.jpg
оригинал инфографики,в увеличенном размере, здесь  http://static4.aif.ru/pictures/201210/ifogr.jpg

http://www.aif.ru/society/article/56659
http://sdelanounas.ru/blogs/24499/

ВОЕННЫЙ ЭКСПОРТ

Опубликовано 23.10.2012 пользователем sojuzniki
Авиация - лидер экспорта российской военной промышленности.
Контракты на немалые суммы, техника и оружие, разработанные с внедрением инноваций.
Для кого Россия строит авианосцы и танки? Смотрите прямо сейчас.


Репортаж из РСК "МИГ"

Репортаж по следам подписанного с МО РФ контракта на поставку модификаций МИГ-29 ВМФ РФ.

В 2012 году Министерство обороны России и РСК «МиГ» заключили долгожданный контракт на поставку российскому ВМФ партии из 24 многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Свои подписи под документом поставили министр обороны РФ Анатолий Сердюков и генеральный директор ОАО «РСК «МиГ» Сергей Коротков.

В соответствии с условиями контракта, РСК «МиГ» в период с 2013 по 2015 гг. передаст Военно-Морскому Флоту России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ.

Они войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут эксплуатироваться в составе авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Подробнее тут: http://www.take-off.ru/ne...-2012/634-mig-29k-02-2012

http://sdelanounas.ru/blogs/24502/


65 лет ФГУП НПП ВНИИЭМ

Опубликовано 29.10.2012 пользователем tvroscosmos

Фильм рассказывает об истории и современной деятельности
Научно-производственного предприятия Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иосифьяна.

Подпись автора

сила V правде!

0

76

"Северная верфь", отметившая свой 100-летний юбилей,
загружена заказами до 2020 года

"По строительству кораблей для ВМФ России при той загрузке, которая есть у предприятия сейчас, нам работы хватит до 2020 года. Пока же надо освоить имеющиеся заказы. В будущем нас, возможно, ожидает работа по самым перспективным проектам.

Я уже видел презентации нового корвета проекта 20386 разработки ЦМКБ "Алмаз", эскадренного миноносца и нового атомного крейсера [проектант - Северное ПКБ - прим. ред.], участвовал в показе авианосца для ВМФ РФ, - сказал Александр Ушаков. - Также на будущее у "Алмаза" есть проекты корвета охраны водного района и т.д.
Поэтому я уверен, что контракты у "Северной верфи" обязательно будут, и наше предприятие обязательно станет участвовать в тендерах и в строительстве самых современных кораблей и судов для нашей страны".

По словам Александра Владимировича,"Северная верфь" - одно из немногих предприятий в стране, имеющих лицензию на строительство кораблей с ядерной энергоустановкой. "Если Минобороны примет решение о строительстве атомного эсминца, что сейчас активно обсуждается, то строится он будет, скорее всего, у нас" - добавил руководитель предприятия.

http://sdelanounas.ru/i/c/3/c3BiLnJpYS5ydS9pbWFnZXMvLzQ5NzYwLzMwLzQ5NzYwMzA5Mi5qcGc_X19pZD0yNTM5NQ==.jpg

http://flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=129916
http://sdelanounas.ru/blogs/25395/

тем временем

ОАО «МССЗ» защитило катера броней из композитных материалов

Впервые на российском рынке МССЗ совместно с партнером ЗАО «Компания Морская техника» в рамках экспозиции «INTERPOLITEX-2012»,
представили специалистам и посетителям выставки линейку бронированных многоцелевых катеров проектов: МРВ14, HSB20,
Быстроходное многоцелевое судно проекта 22180 и многоцелевой катер проекта 21770.
При сохранении превосходных мореходных и ходовых характеристик, модернизированные катера обеспечивают защиту экипажа от практически всего спектра ручного огнестрельного оружия.

Бронирование катера достигается за счет применения в конструкции судна материала Aramat. Данный материал представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из карбонового волокна, стеклопластикового волокна и материала Twaron, придающего всей конструкции необходимый уровень прочности.

Судно, изготовленное из данного композита, имеет на 30% меньший вес, чем аналогичное судно из традиционного алюминиевого сплава,
а также этот материал не подвергается воздействию солнечного света и морской воды, что минимизирует эксплуатационные расходы.
Но самым главным фактором остается защита и безопасность экипажа.

http://www.mssz.ru/about/news/1377-3010 … -----.html
http://sdelanounas.ru/blogs/24979/

__________________

в контексте темы:
Военная техника российской армии
Военно-Морской Флот (ВМФ)

Подпись автора

сила V правде!

0

77

Беззащитность обороны
Леонид Донской,22 ноября

http://file-rf.ru/uploads/view/position/112012/624268903799939c189a6fa909ce59eea4ae4add.jpg

Создатели российского ОПК становятся слишком лёгкими жертвами для убийц.
В Туле убит заместитель генерального конструктора ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» Вячеслав Трухачёв.
По всем признакам убит не хулиганом и не новичком в киллерском деле. Единственная пуля из пистолета Макарова выпущена так, что у жертвы не оставалось шансов на выживание.
Конструктор погиб мгновенно, шансы на скорый поиск его убийцы минимальны.

Представим картину случившегося. Тёмный осенний вечер в городе Туле. Где когда-то производили много самоваров и ружей. Позже горы оружия для арсеналов Советской армии. Не смогла раздавить мастеровую Тулу ни перестройка, ни зловещие «реформы» 90-х.
Здешние инженеры и рабочие вопреки всему сохранили свои производства и продолжают изготавливать одни из самых лучших и надёжных в мире образцов вооружений и боеприпасов.

Тула при этом, как и все центральные города России, очень бедна, её дороги разбиты, дома ветхи, улицы мало освещены и не ухожены.
На одной из них, вернее на Красноармейском проспекте, и оказался Вячеслав Трухачёв. Конструктор, скорее всего, возвращался домой с работы.

Конструировал он противопехотные и противотанковые гранатомёты, малокалиберные автоматические пушки для самолётов, объектов бронетанковой техники, зенитных комплексов сухопутного и морского базирования, комплексы активной защиты бронетанковой техники, боеприпасы к стрелковому оружию и противопехотным гранатомётам.

Как видим, речь идёт о том комплексе вооружений, без которого ни одна современная армия существовать не может, и который всегда был сильной стороной нашего ОПК.

Трухачёв – один из тех ценных и труднозаменимых кадров, которые теперь нужны как никогда.
Потому что по приходу в «оборонку» сотен миллиардов и даже триллионов рублей их кто-то должен осваивать. И не в варианте «Оборонсервиса», а в нормальном режиме расходования средств, когда на выходе Российская армия получит полноценную замену советской техники и оружия, до сих пор обеспечивавших её боеспособность.

Очевидно, есть стороны, не заинтересованные в самом существовании в российском ОПК людей, подобных Трухачёву.
Оставшихся в отрасли, несмотря на лихолетье, на «сердюковщину», и готовых теперь реализовать в ещё большем объёме свои таланты и крепкие профессиональные навыки.

Могут заметить, что конструктор не был создателем ядерного или подобного ему по опасности оружия и потому не мог быть жертвой «специфического» заказного убийства. Однако параметры нынешних военных конфликтов свидетельствуют о том, что ядерной войны может и не быть, а вот без высокоэффективных обычных вооружений не обойтись.

Ядерщики же вспомнились потому, что только за последние годы произошло несколько загадочных смертей российских специалистов в высокотехнологичных областях, связанных с оружием.
Так, в 2009 году при невыясненных обстоятельствах в центре Вашингтона был застрелен известный физик-ядерщик профессор Андрей Горобец.
До этого он заявил о желании вернуться в Россию, откуда уехал в конце 90-х. Заявил громко, в прессе. У профессора отняли лабораторию, стали оказывать давление, приходить из ЦРУ…

В 2010 году в подмосковном Жуковском убили одного из создателей самолётов 5-го поколения профессора Геннадия Павловца, лауреата Государственных премий России и Украины.
Также в 2010 году в своей квартире на Мальте  был убит известный российский эксперт по вопросам ядерного разоружения Александр Пикаев.

Это лишь некоторые примеры,
так как целью данной заметки не является предоставление полного мартиролога убитых или  погибших при странных обстоятельствах российских учёных, инженеров, конструкторов в постперестроечную эпоху. Скажем лишь, что он составляет многие десятки  имён самой первой величины. Желающие могут ознакомиться с темой в интернете.

Проблема возникла не сегодня. Уже в прошлом веке за создателями новейших вооружений и технологий велась отчаянная охота. Кстати, не здесь ли одна из причин знаменитых «шарашек», одну из которых описал в своей книге «В круге первом» Александр Солженицын?
Для защиты конструкторов от опасного внешнего воздействия (самых разных форм) сгодятся и крепкие стены закрытых учреждений. Носители опасного для противника знания были изолированы, как от его «киллеров», так и от вербовщиков-агентов.
Да и просто от бандитов, коих в послевоенное время по стране бродило немало. К сожалению, были изолированы они и от свободы. Но как знать, были бы  живы многие из тех, кто ковал тогда ракетно-ядерный щит, многие иные виды советских вооружений, окажись они в роли беззащитных обывателей.

Заметим, именно в такой роли и находился убитый в Туле конструктор Вячеслав Трухачёв. Никто не призывает к воссозданию закрытых КБ-«шарашек».
Но что-то предпринимать необходимо. Ведь даже если Трухачёв пал от рук тривиального криминалитета, это немыслимо и недопустимо.
В нынешнюю, нестабильную в военном отношении пору каждый подобный специалист должен быть на вес золота. Задача государства продумать комплексные меры обеспечения безопасности и высокого уровня жизни этих людей.

В этой связи можно вспомнить и поздне-советский опыт, когда учёные, инженеры, конструкторы ОПК жили под надёжной защитой на персональных дачах, многие имели «непростого» водителя, ездили в особые места отдыха. Похоже, пришло время осознания неизбежности данных мер и возвращения к ним в актуальных формах.

http://file-rf.ru/context/2148

******************

И другие новости,статья в тему:

ЦКБ «Титан» - «отец» современных орудий

Ракетные войска и артиллерия ВС РФ - надёжный щит страны.
Но создаётся онусилиями не только военнослужащих РВиА, но и представителей оборонно-промышленного комплекса.
В том числе Федерального научно-производственного центра ОАО «ЦКБ «Титан».

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/thumbs/1353405634_01.jpg

О крепости оборонного щита современной России человек непосвящённый может судить по парадам на Красной площади, во время которых демонстрируются основные образцы вооружения нашей армии.

На параде нынешнего года волгоградское ЦКБ «Титан» поставило беспрецедентный рекорд: по главной площади страны прошли четыре боевые машины, созданные на предприятии. И что немаловажно, созданные с чистого листа. Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины ракетного комплекса «Искандер», пусковые комплексы «Тополь-М» и «Ярс», артиллерийское вооружение САУ «Мста-С» сегодня являются элементами системы национальной безопасности страны. Словом, Волгоград сегодня занимает лидирующие позиции в области производства вооружений.

В своём сегменте - а это полный цикл создания пусковых установок и другого наземного оборудования для Сухопутных войск и Ракетных войск стратегического назначения - ЦКБ «Титан» - один из лидеров. Сегодня предприятие как разработчик наукоёмкой продукции является федеральным научно-производственным центром. Это своего рода подтверждение эксклюзивности характера работы ЦКБ «Титан» - участника государственной программы вооружений. Показательно, что достигнутые результаты - это работа, проделанная «Титаном» в проблемные 90-е годы.

Но не стоит забывать и былых заслуг Волгограда и волгоградцев в области укрепления обороноспособности страны. Сталинградские конструкторы под руководством Героя Социалистического Труда И. Иванова ещё до Великой Отечественной войны прославились созданием комплекса орудий, превосходивших все зарубежные аналоги. Пушка БР-17, например, стала самой дальнобойной. А срочная организация крупносерийного производства 76-миллиметровых пушек и их выпуск для фронта, выпуск 120-миллиметрового миномёта, работы над установкой качающейся части 152-миллиметровых морских пушек - вся эта работа, конечно, связана уже с началом войны. Укрощать «тигров» тоже довелось сталинградцам.

Ведь 85-миллиметровая пушка для танка Т-34 пробивала мощную немецкую броню и стала знаковым элементом победы. Она имеет прямое отношение к конструкторскому коллективу ЦКБ «Титан». Её главным исполнителем стал Г. Сергеев, которого считают учителем и нынешний руководитель предприятия В. Шурыгин, и его коллеги.

Вкратце история такова: после августовской 1942 года бомбардировки Сталинграда война разбросала специалистов предприятия по разным КБ страны. Большая их группа стала работать в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под Москвой. Но ещё в начале 1942 года советской Ставкой была получена информация о вероятном применении фашистскими войсками сверхтяжёлых танков. В битве на Курском выступе летом сорок третьего наши тридцатьчетвёрки встретились лицом к лицу с грозной троицей: «тигром», «пантерой» и «элефантом». Неприятельские танки могли вести огонь с расстояния 1500 метров, наши же 76,2-миллиметровые танковые пушки поражали «тигров» и «пантер» на дистанции не более 500-600 метров только в борт. И задача создания пушки калибром 85 миллиметров была поставлена одновременно перед тремя конструкторскими коллективами, при этом два из них разрабатывали в ЦАКБ. Пушку С-53 вели Г. Сергеев и конструктор Г. Шабаров. Весь цикл работ, начиная от проектирования и кончая переоборудованием тысяч имеющихся и выпускаемых танков, необходимо было выполнить за год.

Задача казалась нереальной. Но её решили! Из трёх представленных на испытания вариантов предпочтение было отдано пушке С-53. Дорабатывали орудие уже с привлечением других КБ. В результате и был создан образец ЗИС-С-53, принятый на вооружение Красной армии в 1944 году. Благодаря ему Т-34 фактически стал главным танком Великой Отечественной войны.

Г. Сергеев был удостоен Сталинской премии. Уже после окончания войны коллектив Волгоградского опытно-конструкторского бюро под руководством Г. Сергеева создаст целый арсенал артиллерийских орудий. Достаточно назвать знаменитый «Пион», равных которому в мире так и не нашлось.

В ходе выполнения гигантского объёма работы в Волгограде сформировалась конструкторская школа, признанная сегодня в среде специалистов-оборонщиков. И, несмотря на разговоры, которые всё чаще ведутся о снижении роли артиллерии как главной огневой силы, её пока рано отправлять в запас. Даже в наше время более 70 процентов боевых задач в тактической полосе обороны по огневому поражению противника возлагается именно на артиллерийские подразделения.

На сегодняшний день основным вооружением артиллерийских бригад Российской армии является 152-миллиметровая самоходная гаубица «Мста-С» с артвооружением, разработанным волгоградцами. Уже заканчиваются опытно-конструкторские работы по модернизации этой САУ, что позволит повысить боевые характеристики самоходной гаубицы по скорострельности и эффективности огня. В августе были успешно завершены государственные испытания изделия и начато серийное производство гаубиц 2А64М2 по документации «Титана». Специалисты ЦКБ участвуют в решении технических вопросов, возникающих при серийном производстве орудий. В общем, первую партию модернизированных 152-миллиметровых гаубиц с повышенными тактико-техническими характеристиками Российская армия вскоре получит.

В своё время артиллерия стала прародительницей ракетного оружия. И хотя РВСН - это отдельный род войск, здесь представителями «Титана» тоже немало сделано. Пусковые установки самых совершенных ракетных комплексов «Точка-У» и «Искандер», которые
находятся на вооружении армии в данный момент, тоже рождены на волгоградском предприятии. Это оружие, которое обеспечивает стране стопроцентную гарантию безопасности.

Автор В. Дёмин  http://topwar.ru/21214-ckb-titan-otec-s … rudiy.html
Первоисточник http://gurkhan.blogspot.ru

**********

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif  В контексте статьи,темы 
Артиллерия и РСЗО
Военная техника российской армии
Сухопутные войска (СВ)

0

78

Нужны ли отечественному ОПК военпреды?

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев, комментируя готовность Министерства обороны РФ восстановить численность военной приемки на предприятий ОПК до 25 тысяч человек,
заявил, что этот шаг позволит восстановить контроль над этапами производства вооружений и военной техники и будет способствовать повышению качества оборонной продукции.
Об этом сообщает пресс-служба СМР.  http://www.soyuzmash.ru/informcenter/ne … ?news=8092

С поручением восстановить в полном объеме институт военных представительств на предприятиях ОПК в соответствии с Указом Президента РФ в Министерство обороны
обратился заместитель Председателя Правительства РФ, член Союза машиностроителей России Дмитрий Рогозин.

При бывшем Главе военного ведомства количество военных офицеров на заводах оборонного профиля было сокращено до семи с половиной тысяч человек, что, по мнению экспертов, привело к резкому падению уровня контроля качества производства.

Мотивируя свое решение сократить институт военпредов, Анатолий Сердюков заявлял о том, что в ряде случае военная приемка перестала выполнять функции независимой инспекции контроля качества продукции, приводя в пример факты выплаты премий, бонусов, дополнительных зарплат и даже выделения квартир офицерам руководителями курируемых предприятий.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050056052056054057050.jpg
Военные представительства на предприятиях ОПК

"Недостатки, действительно, были, - считает депутат, - но из этого должен был следовать абсолютно другой вывод.
Силы нужно было направлять на повышение эффективности существующего механизма различными путями - достойной зарплатой офицерам, запрещением пользоваться иными источниками дохода, постоянной ротацией представителей военной приемки, дабы не допустить «прорастания корешками» в интересах предприятий".
«Решение о сокращении института военных представительств на предприятиях ОПК можно сравнить с ситуацией, когда ребенку, страдающему плоскостопием, ампутируют ноги и предлагают воспользоваться унифицированными протезами вместо грамотного подбора ортопедической обуви. Также и непродуманные решения прежнего Главы военного ведомства в ряде случаев принесли серьезный урон и обороноспособности страны, и в значительной мере подорвали производственно-промышленный потенциал»,

- подчеркнул В. Гутенев.

Представитель машиностроительного сообщества считает, что политика вице-премьера Д. Рогозина,
направленная на эффективное выполнение указаний Президента страны, а также трезвый и прагматичный подход нового Министра обороны РФ Сергея Шойгу
позволят в кратчайшие сроки исправить допущенные ошибки и обеспечить необходимое качество продукции, выпускаемой отечественным оборонно-промышленным комплексом.

http://www.arms-expo.ru/049051124050057054049053.html

Тем временем:

Первые истребители Су-30СМ переданы ВВС России

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050056052055052053050.jpg

Корпорация "Иркут" (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК)
передала Военно-воздушным силам РФ два первых самолета Су-30СМ.
Соответствующий акт приема-передачи был подписан 22 ноября 2012 года на Иркутском авиационном заводе,
сообщает пресс-служба Корпорации "Иркут".  http://www.irkut.com/ru/news/press_rele … p?id48=547

До конца 2015года летчики должны получить еще 28 самолетов этой модели.

"Мы много лет работали на экспорт, а теперь начали поставлять самолеты Родине.
Сегодня мы передаем ВВС России два первых истребителя Су-30СМ.
Это – историческое событие для нашего коллектива, для компании "Сухой", для всей "Объединенной авиастроительной корпорации",
- заявил президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.

В свою очередь начальник Военного учебно-научного центра ВВС РФ "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина"
генерал-майор Александр Харчевский, присутствовавший при передаче техники, заявил, что "новые самолеты позволят значительно повысить боевые возможности ВВС России".
"Важно, что этот самолет уже находится в серийном производстве и будет поступать в ВВС не единичными экземплярами, а эскадрильями",
– подчеркнул А.Харчевский, отметив возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность.

Контракт на поставку в войска 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ в период до 2015 года между Министерством обороны РФ и корпорацией "Иркут" был подписан в марте 2012года.
Занимавший тогда пост министра обороны РФ Анатолий Сердюков заявил при подписании контракта, что предстоящее поступление в Вооруженные силы современных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС, а технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения.

Первый полет построенный по заказу российских ВВС истребитель Су-30СМ совершил 21 сентября на аэродроме Иркутского авиационного завода,
а через несколько дней там взлетел и второй из ныне переданных военным самолетов.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050056052055055049052.jpg
Су-30СМ переданы ВВС России

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК.
Специалисты ОАО "ОКБ Сухого" адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Также внесены изменения в состав вооружения. Двухместный истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Помимо решения боевых задач, этот самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Напомним, что в декабре 2011 года Министерство обороны РФ и корпорация "Иркут"
заключили контракт на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130.

Первые шесть Як-130 из этой серии были переданы военным в октябре 2012 года и уже активно используются в учебном процессе.
А 20 ноября 2012г. летчики учебного авиационного центра ВВС России перегнали с аэродрома Иркутского авиационного завода в борисоглебский учебный центр еще три Як-130.

ОАО "Корпорация "Иркут" – вертикально интегрированная компания, которая входит в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и обеспечивает весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию широкого спектра авиационной техники военного и гражданского назначения.

На долю ОАО "Корпорация "Иркут" приходится порядка 15% объема российского оружейного экспорта.

http://www.arms-expo.ru/049057054050124 … 49052.html

Подпись автора

сила V правде!

0

79

Технологии независимости
Продукция российских разработчиков достигла мировых высот
2012-11-30 / Дмитрий Викторович Литовкин - военный журналист.

Впервые за последние несколько десятков лет российские разработчики бортового авиационного оборудования смогли создать продукт, по своим характеристикам сопоставимый с лучшими западными образцами.
В следующем году концерн «Авионика» закончит испытания и начнет серийное производство бесплатформенных инерциальных систем (БИНС) на основе лазерного гироскопа.

БИНС – сердце любого навигационно-пилотажного комплекса современного самолета.
Его задача состоит в том, чтобы постоянно выдавать информацию о местонахождении и местоположении летательного аппарата в пространстве.

Это важно как гражданским пилотам, ведущим самолет в строго «нарезанных» и контролируемых наземными диспетчерскими службами воздушных коридорах,
так и боевым машинам, действия которых могут вестись в условиях сильного радиоэлектронного противодействия.
При котором не будет ни связи с «землей», ни сигнала спутниковой навигации.
Чтобы обеспечить успешный пуск ракет, перехват воздушной цели или выброску десанта, экипажу необходимо постоянно знать местонахождение самолета.
Чтобы в заданное время выйти в нужную точку и решить поставленные задачи.
За все это как раз и отвечает пилотажно-навигационный комплекс, ключевым звеном которого является БИНС.

http://nvo.ng.ru/images/2012-11-30/43-3-3.jpg
Президент концерна «Авионика» Сергей Колядин демонстрирует гостям выставки лучшие в России образцы бортового авиационного оборудования.
Фото предоставлено автором

ПРИОРИТЕТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
– Бесплатформенная инерциальная система абсолютно автономна, она не требует никаких маяков, никакого наземного оборудования, – говорит президент концерна «Авионика» Сергей Колядин, – достаточно один раз выставить ее перед вылетом, и в течение всего дальнейшего полета помимо координат местоположения она дает еще и ориентацию самолета. У нас говорят, что мозги пилотажно-навигационного комплекса – это вычислительная система, а его сердце – бесплатформенная инерциальная система. Благодаря ей летчик постоянно знает, где находится его самолет или вертолет.
И сегодня мы впервые можем сказать, что за последнее десятилетие выходим на высокотехнологичный российский продукт. Это очень важно для заказов по линии Министерства обороны, где есть определенные ограничения по применению иностранных разработок.

Колядин уверен, что без БИНС ни одна отечественная машина не может считаться современной, так как наличие именно этой системы в составе бортового оборудования определяет конкурентоспособность любого гражданского, военного самолета или вертолета. Раньше, чтобы комплектовать боевые самолеты, поставляемые на экспорт, Россия, по словам Колядина, вынуждена была покупать БИНС за рубежом. На самолетах российских ВВС использовались, как правило, отечественные платформенные системы на механических гироскопах, которые уступали системам на лазерной гироскопии.
В условиях всемирной глобализации ничего страшного в этом, казалось бы, нет. Сегодня Россия совершенно спокойно покупает большие французские десантные вертолетоносцы типа «Мистраль» с натовской боевой управляющей системой SETI-9. В Вологде по лицензии собирают французские тепловизоры для бронетехники.

Но все это не делает нас лучше или сильней.

Важно, чтобы ключевые системы бортового электронного оборудования, которые определяют боевую эффективность того или иного авиационного комплекса – радар, инерциальная система, система радиоэлектронного подавления, оптико-электронная система и ряд других, были отечественного производства.

На свою боевую технику те же французы ничего чужого не ставят, подчеркивает специалист. Он уверен, что французам даже во сне не может присниться, что на «Рафаль» или «Мираж» установлено какое-то российское радиоэлектронное оборудование или тепловизоры. А у нас с некоторых пор считается чуть ли ни нормой, когда на боевую технику предлагаются системы иностранного производства.
Эту практику надо менять, – уверен Колядин.

– БИНС автономна, – рассказывает Колядин о созданном в концерне продукте. – Система имеет два канала, есть автономный и спутниковый режимы. Они могут работать одновременно, а могут и порознь. Ориентируются по спутникам, если они есть. Если спутников нет – могут работать автономно. За счет поддержки от автономного канала наша система позволяет приемнику работать по двум спутникам, что существенно расширяет возможности и зону применения ГЛОНАСС.
Мы смогли получить даже больше того, что ГЛОНАСС дает в обыкновенных условиях. Известно, что на земном шаре есть такие интерференционные точки, где до 40 минут нет решения, даже при полном созвездии ГЛОНАСС. А для нашей системы этих пятен нет, она покрывает всю поверхность земного шара.

ОТ ХОРОШЕГО К ЛУЧШЕМУ
Справедливости ради надо сказать, что в плане инерциальных систем, созданных в нашей стране на основе лазерной гироскопии, продукт концерна «Авионика» не единичен. Ранее в России был создан БИНС на основе лазерных гироскопов. Но, как говорит Колядин, у него есть серьезный недостаток – в производстве система оказалась нетехнологичной. Из-за сложностей в конструкции процент производственного брака оказался значительным. Измерительный блок системы включает три лазерных гироскопа, ориентированных по ортогональным осям.
В случае, если какой-либо из них окажется несоответствующим требованиям точности, приходится разбирать и перенастраивать снова весь блок целиком. А это требует дополнительного времени и затрат труда.

БИНС иностранного производства стоят десятки тысяч евро. Для единичных образцов самолетов это еще допустимо. Но сегодня в рамках гособоронзаказа Минобороны России планирует до 2020 года получить от промышленности не менее 500 боевых самолетов и около 1 тыс. вертолетов. Для их оборудования нужны совершенно иные технологические подходы в производстве БИНС.
Именно такой и предлагает концерн «Авионика». В конструкции ее БИНС всего один трехосный лазерный блок, допускающий замену зеркал в случаях отклонения канала от требований точности. Это не только упрощает конструкцию, но и существенно удешевляет изготовление.

– Вдумайтесь, точность обработки зеркал, которые образуют лазерный гироскоп, должна быть меньше одного ангстрема, то есть 10 в минус восьмой степени сантиметра, – объясняет Сергей Колядин. – Достичь такого уровня полировки зеркал, необходимой для того, чтобы замкнуть лазерный резонатор, очень серьезная и тяжелая задача.
Для ее решения мы привлекли Российскую академию наук, фирму «Лазекс», созданную на базе Московского физико-технического института, которая занималась лазерными технологиями и имеет лабораторное оборудование, которое позволяет делать зеркала на уровне единиц ангстрема.
Мы наладили взаимодействие с одним из ведущих мировых производителей, который полирует произведенные у нас зеркала на своем оборудовании уже с точностью меньше ангстрема.

В состав корпорации «Авионика» входит Раменский приборостроительный завод, который является одним из лучших в России по производству изделий лазерной гироскопии для БИНС. Он делает зеркала с уровнем шероховатости поверхности порядка 2–3 ангстрем. Но этого недостаточно для того, чтобы получить БИНС для фронтовой авиации, где требуются большие точности, накопление ошибок измерения местоположения на уровне одной мили за час полета.
Концерн планирует закупку необходимого для обработки зеркал оборудования у лучших мировых производителей.

– Мы благодарны нашему акционеру – госкорпорации «Ростехнологии» за то, что она разрешила нам за счет собственных средств от прибыли выполнить две инициативные ОКР по теме БИНС. Нас очень неплохо поддерживает Министерство промышленности и торговли, которое заказало технологические НИОКР по этой тематике.
Это позволило в течение двух лет выйти на опытные образцы БИНС. Все составные части системы отработаны и освоены в производстве, все имеют военную приемку. Это позволит сократить цикл предварительных испытаний.

Осенью корпорация «Авионика» провела летные проверки нового БИНС на самолете «Гжель» Летно-исследовательского института имени М.М.Громова под руководством летчика-испытателя Анатолия Квочура.
В полетах были получены характеристики, которые близки к требованиям авиационных комплексов фронтовой авиации. Это при том, что на первом опытном образце БИНС использованы зеркала не лучшего качества.

– Если поставим отполированные по передовой технологии зеркала, то, надеюсь, получим отклонение за час полета меньше мили, как и у большинства западных аналогов, – говорит Колядин. – Пока этот показатель с раменскими зеркалами находится на уровне полутора миль.
Предстоит доработать часть алгоритмов по выставке системы перед полетом.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕРТИКАЛЬ
«Авионика» – крупный авиаприборостроительный концерн, объединяющий ведущие предприятия в области разработки и производства бортового радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов военного и гражданского назначения, а также для топливно-энергетического комплекса, транспорта, медицины и других отраслей экономики страны.
В его состав входят: ОАО «Раменский приборостроительный завод», ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», ОАО «НПК «ЭЛАРА», ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика», ОАО «Аэроприбор-Восход», курское ОАО «Прибор», в том числе ОКБ «Авиаавтоматика», ОАО «Техприбор».
Все эти предприятия сегодня представляют высокотехнологичный производственный комплекс, способный не только консолидировать отечественное авиационное приборостроение, но и вывести его на передовые позиции в мире.

Концерн «Авионика» разрабатывает и производит широкий спектр высокотехнологичной авионики: от миниатюрных гироскопов и акселерометров, интерфейсных блоков, жидкокристаллических индикаторов и топливоизмерительных систем, информационно-измерительных комплексов воздушно-скоростных параметров, систем безопасности, систем автоматизированного и дистанционного управления летательными аппаратами, систем управления оружием до наземных комплексов подготовки полетных заданий и высокоинтеллектуальных интегрированных прицельно-навигационных комплексов.

За последние годы предприятиями концерна созданы серийные базовые технологии для бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) боевых летательных аппаратов поколения «4+», «4++»: самолетов ОКБ Сухого, РСК «МиГ», а также вертолетов ОКБ Миля и Камова.
Концерн активно участвует в программе создания истребителя пятого поколения ПАК ФА, для которого разрабатываются новые средства навигации, визуализации и отображения, высокопроизводительная вычислительная система, интегрированная модульная авионика с открытой архитектурой и максимально унифицированные компоненты оборудования.
Расширяются направления работы за счет участия в программах по созданию принципиально нового поколения комплексов и систем авионики для самолетов гражданской авиации: МС-21, «Суперджет-100», Ту-204СМ.

– Нам бы хотелось, чтобы БИНС отечественного производства устанавливалась не только на авиатехнику, поставляемую российским ВВС, но и на экспортные машины, потому что это рабочие места, это дополнительный стимул для подъема нашей приборной отрасли, – говорит Сергей Колядин. – В рамках программ развития оборонно-промышленного комплекса в предприятия концерна ежегодно вкладываются сотни миллионов рублей на реконструкцию: в увеличение производственных мощностей, закупку нового оборудования, внедрение в производство самых современных технологий. В целом по концерну эти объемы постоянно растут и к 2014–2015 годам превысят миллиард рублей.

На сегодняшний день только потребность в бесплатформенных инерциальных системах для фронтовой авиации с учетом учебно-боевых самолетов оценивается примерно в 100 единиц в год.
На большинстве самолетов боевого состава стоят инерциальные системы на механических гироскопах. Многие из них уже давно не выпускаются. Например, на самолетах дальней авиации, жизненный цикл которых измеряется несколькими десятилетиями, стоят системы, гироскопы для которых уже не производятся.
Как говорят в концерне «Авионика», при модернизации на них, конечно, будут устанавливаться бесплатформенные инерциальные системы.
То же касается и фронтовой авиации, и транспортной авиации. С их учетом цифра потребностей в БИНС возрастает до 250–300 единиц приборов в год.

Системы концерна «Авионика» прекрасно вписываются в открытую модульную архитектуру авиационных комплексов четвертого поколения и выше.
Все форматы сопряжения стандартны, они такие же, как и у других систем этого класса. Применение БИНС позволит существенно повысить боевую эффективность и этих самолетов.
Кроме того, большое количество БИНС требуется для авиационных средств поражения и систем вооружения Сухопутных войск.

Судя по успеху в разработке БИНС, а это только одно из направлений работы холдинга, у «Авионики» есть все шансы занять достойное место на мировом рынке БРЭО.

http://nvo.ng.ru/realty/2012-11-30/3_independance.html

*********

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif  В контексте статьи темы:
Военная техника российской армии
Вооружённые Силы Российской Федерации
Военно-воздушные силы (ВВС)
А в разделе  Кошелёк или Жизнь...,  тема Россия и российская действительность

0

80

«Компас» оборонного комплекса
Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».24.12.2012 16:39
   
http://www.redstar.ru/media/k2/items/cache/5148e035bbe7872226bde0b3aa208b44_XL.jpg
Сегодня исполняется 65 лет старейшему российскому предприятию по разработке и производству радионавигационной аппаратуры ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас».
В январе 1918 года в Москве постановлением Президиума ВСНХ на базе Московского телефонного завода и Петроградского радиозавода был создан Московский радиозавод (МРЗ) – один из пионеров отечественной радиотехники.
С самого начала основания МРЗ в отделе главного конструктора выполнялись разработки образцов новой радиоаппаратуры.
В 1930-е годы МРЗ выпускал аппаратуру радиосвязи для дальней авиации ВВС. В частности, радиостанции РРД, разработанные и изготовленные МРЗ, были установлены на самолёте АНТ-25, на котором экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили свои рекордные полёты из Москвы в США через Северный полюс.
Тогда же МРЗ разработал и начал выпуск исторически первых радионавигационных приборов – радиополукомпасов (РПК), которые в годы войны устанавливались практически на всех типах самолётов.

В 1948 году постановлением Совмина и ЦК в составе МРЗ было основано СКБ-528(2), он же «МКБ «Компас».
Тем же постановлением руководителем СКБ был назначен Владимир Борисович Пестряков, лауреат двух Государственных премий, выдающийся организатор и конструктор. Под его руководством СКБ стало мощным научным центром, разрабатывающим и производящим современную радиоаппаратуру.

В 1950–1960-е годы созданы и серийно изготавливались несколько поколений автоматических радиокомпасов: АРК-9, АРК-10, АРК-10М, АРК-11, АРК-15М, АРК-19, АРК-22.
При этом МКБ впервые в практике отечественной радиопромышленности стало применять в выпускаемых изделиях транзисторы и печатные схемы вместо радиоламп.
Тогда же были созданы   радионавигационные системы высокой точности для Военно-морского флота: РСВТ-1 «Луга», «Тигода», «МАРС-75», «БРАС-3», «Кальмар».
При этом впервые в практике радиопромышленности СССР были разработаны малогабаритные ЭВМ, встраиваемые в радионавигационную аппаратуру.
Этими системами было обеспечено почти всё побережье бывшего СССР.

В 1970–1980-х годах на всех летательных аппаратах были установлены  унифицированный ряд приёмоиндикаторов РНС дальнего действия А-723 (в ВВС) и РЩ (в ВМФ) и автоматический радиокомпас второго поколения АРК-25, разработанные МКБ «Компас».
Их особенностью была возможность определения места по сигналам как отечественных, так и зарубежных РНС, что позволило авиации намного эффективнее решать боевые задачи на значительно больших удалениях от аэродромов и в районах, слабо оборудованных средствами пространственного ориентирования.
В гражданской авиации РНС А-723 успешно работала с системой «Омега» (США) и на внутреннем рынке вытеснила дорогостоящую импортную аппаратуру, в частности фирм «Дайнел» (США) и «КрузоСерсел» (Франция).
Поворотным для КБ событием стало создание многоканальных приёмоиндикаторов спутниковых РНС ГЛОНАСС и GPS.

До сих пор МКБ «Компас» остаётся единственным в России разработчиком авиационных радиокомпасов.
Сегодня предприятие поставляет для отечественных самолётов и вертолётов радиокомпасы АРК-35-1, АРК-32, АРК-40.
По основным характеристикам они не уступают, а по показателям стойкости к воздействию внешних факторов (температура, давление, вибрация, акустический шум, перегрузки и пр.) превосходят зарубежные аналоги.

Научно-техническая революция второй половины 1980-х годов, появление спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), в частности, появление сверхбольших интегральных схем и т.п. не застали МКБ врасплох.
Специалисты «Компаса» первыми создали унифицированный ряд приёмоиндикаторов, работавших по сигналам радионавигационных систем с наземным базированием и спутниковых систем первого поколения, и успешно стали создавать бортовую аппаратуру этих систем для высокодинамичных объектов - самолётов и ракет самого разного назначения.

В настоящее время МКБ «Компас» ведёт работы по разработке и производству приёмоиндикаторов для всех типов летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники, предназначенных обеспечивать внешнетраекторные измерения, сверхминиатюрной аппаратуры потребителей однократного применения и контрольно-корректирующих станций для совместной работы с ними.
А также разрабатывает контрольно-корректирующие станции для обеспечения точного захода на посадку и решения специальных задач всех видов летательных аппаратов, авиационные радиокомпасы для всех видов летательных аппаратов, приёмоиндикаторы различных типов для наземного специального и гражданского назначения.

Унифицированное семейство современной радионавигационной аппаратуры на базе приёмоиндикаторов спутниковой навигации, выпускаемых МКБ «Компас», определило приоритетные направления развития всех специальных систем, использующих элементы искусственного интеллекта при управлении образцами вооружения и военной техники (ВиВТ).

Уникальная продукция предприятия широко применяется в авионике для пилотируемых авиационных комплексов, при внешнетраекторных измерениях параметров запусков ракетно-космической техники (ГНПРКЦ, «ЦСКБ - Прогресс», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ГРЦ им. академика В.П. Макеева, Московского института теплотехники), в региональных навигационно-информационных системах высокоточного позиционирования при выполнении кадастровых, геодезических и других работ по мониторингу объектов, в том числе в системах поиска и спасения.

Завершаются работы по комплексированию космических и импульсно-фазовых наземных приёмников, что позволит значительно повысить устойчивость навигационно-временного обеспечения.

Сегодня МКБ «Компас» - это современный научно-производственный центр, оснащённый системой автоматизированного проектирования радиоэлектронной аппаратуры с применением КМОП-технологий, СБИСов и программируемых логических интегральных схем.
В продукции используются цифровые микропроцессоры, микросборки по  тонкоплёночной технологии, печатные платы с высокой плотностью монтажа.

Система качества предприятия, разрабатывающего и выпускающего продукцию по 9 классам и 19 группам ЕКПС, сертифицирована по СРПП ВТ и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
В планах - совершенствование радионавигационной аппаратуры, её комплексирование с другими навигационными системами, новые разработки наземного и бортового сегмента глобальных спутниковых РНС, в том числе систем посадки авиационной техники, поиска и спасения, прецизионного управления десантируемыми грузами, навигационно-логистических систем и комплексов для транспортных коммуникаций.

Технологические и производственные возможности МКБ, высокий профессионализм разработчиков, конструкторов и производственников позволяют уже в ближайшие годы совершить инновационный прорыв и продвинуть на отечественный и зарубежный рынки микроминиатюризированные высокоинтеллектуальные навигационные системы.

http://www.redstar.ru/index.php/compone … BsZWtzYQ==

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ВС России » ВПК России