Аэродромы строятся круглосуточно
Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».26.09.2012
В России продолжается активная реконструкция военных аэродромов, в рамках которой строятся новые взлётно-посадочные полосы.
Масштабы строительства новой аэродромной инфраструктуры поистине впечатляют. Подобных объёмов работ в стране не было с советских времён.
Реконструируются не только взлётно-посадочные полосы. Наряду с ними строятся сеть рулёжных дорожек, водосточно-дренажные системы, здания, локальные очистные сооружения, а также устанавливается современное светосигнальное, радионавигационное и связное оборудование.
В соответствии с параметрами Государственной программы вооружений к 2020 г. количество авиационной техники в Вооружённых Силах РФ будет значительно увеличено. Об этом сообщил министр обороны России Анатолий Сердюков в ходе недавнего посещения реконструированного аэродрома Курск-Восточный.
«Только за последние два года в войска поступило свыше 150 летательных аппаратов. В течение этого года поступит 192. Всего по Государственной программе вооружений до 2020 г. Вооружённые Силы получат 1 тыс. 400 летательных аппаратов», - отметил министр обороны.
Минобороны активно работает над модернизацией своей аэродромной сети. «Впервые за 20 лет проведены реконструкция и ремонт 12 аэродромов», - добавил Анатолий Сердюков. В настоящее время приобретают новый облик 12 аэродромов: Североморск-1, Чкаловский, Энгельс, Ахтубинск, Крымск, Ейск (комплекс НИТКА), Липецк, Ростов-Центральный, Приволжский, Чкаловск (Калининградская область), Кореновск, Елизово.
Наряду с этим, по словам министра обороны, в настоящее время ведутся восстановительные работы и обустройство мест стоянок под новые образцы авиационной техники на 24 военных (и совместного базирования) аэродромах.
Группа специалистов Главного управления строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрой России) во главе с руководителем Николаем Ашлаповым проинспектировала ход работ на новой ВПП на территории Государственного лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова. ВПП строят Калужский и Ижевский филиалы управления. Новая взлётно-посадочная полоса, по словам начальника ГЛИЦ, Героя России полковника Радика Бариева, станет очередным значимым этапом в развитии центра.
Посещение аэродрома ГЛИЦ совпало с началом укладки марочного бетона. Другими словами, строители начали класть верхний слой взлётно-посадочной полосы, а это значит, что ВПП готова уже на 35 процентов. Перед этим на объекте был снят грунт, удалена порода, подготовлено основание ВПП в форме корыта. В это «корыто» уложены послойно песок, щебень с разделительной прослойкой из геотекстиля.
«Слоёный пирог» ВПП снизу доверху представляет собой минеральный грунт (80 см), щебень
(60 см), тощий бетон Б-20 (марка 300, 25 см), марочный бетон Б-48 (марка 500, 41 см). Марочный бетон, который, собственно, и есть видимая часть ВПП, - финишный. Он изготавливается из очень прочного состава.
При строительстве взлётно-посадочной полосы её основание укрывается геомембраной, которая представляет собой полиэтиленовый пластик толщиной 1,5 мм, не пропускающий влагу. Эта прослойка необходима в условиях перепада температур зимой от -20 градусов и летом до +40. Геомембрана (швы её запаиваются специальной машиной) размещается между каждым слоем «пирога» взлётно-посадочной полосы, в том числе между тощим бетоном (из него строят дома, фундаменты) и марочным. Таким образом, решается одна из главных задач при строительстве и в процессе эксплуатации полосы - исключается попадание воды в основание ВПП, благодаря чему температурные колебания минимально влияют на структуру и качество бетонного покрытия.
В то же время практически сразу после укладки этого бетона он обильно поливается специальной машиной. Покрытие не должно быстро высохнуть, чем больше влаги впитает в себя марочный бетон, тем крепче он будет. Бетон должен застывать во влажной среде.
По словам руководителя Главного управления строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России Николая Ашлапова, одной из главных особенностей, которую пришлось учесть при создании новой взлётно-посадочной полосы в Ахтубинске, стали высокие температуры, доходящие летом до 50 градусов. Тощий бетон не любит больших перепадов. Его нельзя класть при температуре от 0 градусов и ниже, и в то же время не допускается его пересушивание. Поэтому рабочие его укрывали от прямых солнечных лучей», - отметил Ашлапов.
Что касается грунта, то он здесь тоже специфический. Ахтубинский аэродром построен на большой части пылевидных грунтов, где очень много песка. Встречаются также при строительстве зыбучие пески и дюны. Поэтому для укладки основания «взлётки» грунт стабилизировали.
«Эта взлётно-посадочная полоса сможет выдерживать приземление любых типов самолётов. Она одна из самых длинных в России, 4.000х60 м, что позволит испытывать самый широкий спектр авиационных комплексов, поступающих на вооружение Военно-воздушных сил.
Как изготовители, мы даём гарантию 10 лет, срок эксплуатации ВПП укладывается в период от 30 до 50 лет», - подчеркнул глава ГУ СДА при Спецстрое России.
Как рассказал руководитель комплекса аэродромных сооружений ГУ СДА при Спецстрое России Сергей Калмыков, на объекте в Ахтубинске трудится 651 человек, для работ привлечена 221 единица крупной техники.
ВПП строится круглосуточно, процесс не прерывается ни в выходные, ни в праздники.
Срок окончания работ - 1 ноября 2014 г., но специалисты планируют завершить их раньше.
На объекте используется самая современная строительная техника. Бетоноукладчик (грейдер) GOMAKO по паспортным характеристикам позволяет двигаться со скоростью до 37,19 м/мин. Она регулируется в зависимости от толщины покрытия. Это считается очень высокой производительностью. За сутки возможна укладка до 600 метров марочного бетона. Операторы грейдеров - штучные, высокоподготовленные специалисты. Бетоноукладчик с уникальной микропроцессорной системой управления требует серьёзных навыков в работе.
По словам Сергея Калмыкова, качество укладки всех слоёв взлётно-посадочной полосы отслеживает система автоматического контроля. Компьютеры, установленные на борту, с помощью спутниковой навигационной системы позволяют класть бетон настолько точно, что обеспечивают погрешность по отметкам при строительстве тела ВПП в пределах 5 мм.
Более того, за качеством полосы следят как заказчик (Минобороны России, ГЛИЦ), так и специалисты Центрального проектного объединения при Спецстрое России, а также авторский контроль.
Доволен ходом строительства новой взлётно-посадочной полосы и начальник ГЛИЦ Герой России полковник Радик Бариев (на снимке). По его словам, экономически нецелесообразно испытывать новую авиационную технику на ВПП, которая эксплуатировалась долгое время, равное двум её ресурсам. Это чревато срывом сроков Гособоронзаказа.
«Этого мы не имеем права допустить. С вводом новой взлётно-посадочной полосы мы можем оценивать все характеристики испытываемой техники в полном объёме, не используя другие площадки (аэродром Раменское ЛИИ им. М.М. Громова, аэродромы заводов), что значительно экономит время и средства, а также повышает интенсивность испытаний», - отметил полковник Бариев.
Что касается некондиционных бетонных плит рулёжных дорожек с реконструируемых аэродромов, то они не идут в утиль. Сейчас их используют при строительстве автономных полевых лагерей, например на полигоне Ашулук.
Сначала здесь делается стабилизация под плиты (насыпается и выравнивается песок). Потом укладываются сами плиты. Всего будет пущено в дело 44 тыс. плит, что рассчитано на 11 палаточных городков со своими строевыми плацами и автопарковыми зонами, столовыми и банно-прачечными комбинатами, каждый из которых рассчитан на 500 человек.
Таким образом, автономный полевой лагерь сможет вместить 5 тыс. 500 чел.
Этот палаточный городок закрытого цикла жизнеобеспечения немецкого производителя мобильных жилых комплексов для военных Karcher Futuretech предназначен для среднесрочного и долговременного развёртывания на полигонах, в укреплённых и приграничных районах, в районах временного или постоянного сосредоточения войск, для быстрого создания необходимой инфраструктуры войсковых объектов на неосвоенных местах базирования.
Аналогичный городок был развёрнут на полигоне Мулино в Нижегородской области.
Ахтубинск - Ашулук - Москва.
http://www.redstar.ru/index.php/compone … losutochno