Стоит заметить, что вместе с супер-технологичными машинами нового поколения (F-117A, B-2, F-15E), в рядах натовской авиации было немало авиационного хлама. Принимавшие самое активное участие в операции ВВС Голландии, Норвегии, Португалии были оснащены истребителями F-16A самого первого поколения, с устаревшими системами и БРЭО. Не лучшим было состояние ВВС других стран НАТО – французские летчики летали на «Миражах-2000», «Ягуарах» и «Мираж F1» начала 70-х годов, немцы использовали многоцелевые «Торнадо» мод. IDS, англичане – дозвуковые СВВП «Харриер». Смешнее всех выглядел авиапарк ВВС Италии – там, помимо дозвуковых штурмовиков AMX, встречались такие «динозавры» как F-104.
На аэродромах Албании, Македонии, Боснии и Герцеговины дислоцировались силы специальных операций США – несколько десятков поисково-спасательных вертолетов HH-60 «Pave Hawk» и MC-53 «Jolly Green», действия которых прикрывали самолеты огневой поддержки AC-130 «Спектр» - настоящие «летающие батареи» со 105 мм орудиями и автоматическими пушками в проемах бортов.
Подразделения спецназа выполняли наиболее ответственные задания на территории Сербии – наводили на цели «высокоточное оружие» с помощью лазерных отражателей, устанавливали радиомаяки и оборудование для радиотехнической разведки.
НАТО всегда уделяло повышенное внимание обеспечению войск связью и разведывательной информацией – для координации воздушных налетов на Сербию и обеспечения контроля над воздушным пространством Балкан натовское командование задействовало:
- 14 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения: девять «АВАКС» и пять палубных Е-2 «Хоук Ай» с авианосца «Рузвельт»,
- 2 воздушных командных пункта Е-8 системы «Джи СТАРС»,
- 12 самолетов радиотехнической разведки (EC-130, RC-135 и EP-3 «Орион»),
- 5 высотных разведчиков U-2
- порядка 20 самолетов РЭБ палубного и наземного базирования.
В ходе операции ограниченное применение нашли беспилотники – американские разведывательные БПЛА «Хантер» и «Предейтор».
Благодарю читателя, что он нашел в себе силы прочесть сей длинный список натовского имущества,
- наш разговор идет по-прежнему о зенитном ракетном комплексе С-300.
Учитывая количество сил, предназначенных для нападения на Югославию, тщетно тешить себя надеждами, что применение Сербией нескольких дивизионов мощных ЗРК могло радикально изменить ситуацию – потеря даже 10-20 самолетов вряд ли бы остановило НАТО.
Наоборот, при численном превосходстве, войскам НАТО не составляло труда организовать охоту на С-300 и показательно уничтожить позиции зенитных ракет ослепительными ударами противорадиолокационных ракет HARM и высокоточными «Томагавками» при массированном применении средств РЭБ.
По моему личному убеждению, применение сербами С-300 нанесло бы больше вреда имиджу русского оружия, чем выручило какую-либо конкретную пользу.
Вне всякого сомнения, С-300 классная зенитная система, одна из лучших в мире на сегодняшний день, но она не всесильна.
Коллективной угрозе нельзя противостоять в одиночку – со множеством врагов можно справиться только применив целый комплекс оборонительных мер.
Кроме того, сторонники использования «чудо-оружия» не учитывают, что в горной местности Югославии машины, со смонтированными на них элементами дальнобойного ЗРК, имеют ограниченные возможности по развертыванию и маневру, а сам холмистый рельеф значительно ограничивает радиогоризонт систем обнаружения и наведения С-300.
ЗРК "Бук М1-2"
Ряд экспертов сходятся во мнении, что ПВО Сербии мог значительно усилить мобильный ЗРК «Бук» - в условиях гористой местности этот комплекс имеет более высокую подвижность, а его возможности по перехвату воздушных целей в специфических условиях той войны примерно соответствуют тяжелому ЗРК С-300.
При этом «Бук» на порядок дешевле.
Увы, руководство Югославии не горело желанием закупать новейшую технику, больше полагаясь на дипломатические интриги.
Причины поражения
Вооруженные силы СРЮ не смогли организовать оборону страны. За 100 дней непрерывных ударов авиация НАТО уничтожила большинство инфраструктуры Югославии – электростанции и нефтехранилища, промышленные предприятия и военные объекты. Не обошлось без громких преступлений – весь мир обошли кадры с разрушенным Белградским телецентром и сгоревшими на мосту вагонами пассажирского поезда №393.
МиГ-29 ВВС Союзной Республики Югославия
Ограниченные силы ВВС и ПВО Югославии не имели шансов остановить армаду натовских стервятников. Всего на тот момент на вооружении Союзной Республики Югославия имелось 14 истребителей МиГ-29 первого поколения и две учебно-боевые спарки МиГ-29УБ.
Несмотря на свое грозное название, МиГ-29УБ не имел РЛС, и, соответственно, не мог вести воздушный бой.
Также, в составе ВВС СРЮ имелись 82 МиГ-21 и 130 легких штурмовиков «Галеб», «Супер Галеб» и J-22 Orao, часть из которых находилась в небоеспособном состоянии.
Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-125
Для контроля за воздушной обстановкой использовались радары советского и американского производства, в том числе 4 современные трехкоординатные РЛС с фазированной антенной решеткой AN/TPS-70 (дальность обнаружения до 400 км). Основу ПВО составляли 4 дивизиона С-125 и 12 дивизионов мобильных ЗРК «Куб».
Увы, без качественной авиационной составляющей все эти меры не имели успеха – с первых же минут войны натовская авиация завоевала господство в воздухе.
Часть позиций ЗРК была уничтожена, остальные не смогли эффективно работать – зенитчики лишь изредка включали радары, всякий раз рискуя получить страшный HARM, наводящийся на источник радиоизлучения.
В таких условиях единственным средством ПВО стала ствольная артиллерий – зенитные автоматические пушки Bofors калибра 40 мм и переносные ЗРК «Стрела-2». Попытка защитить страну с помощью таких примитивных средств оказалась безуспешной.
Ответный огонь
На третий день войны, 27 марта 1999 г. на землю Сербии упал черный самолет. Субботним вечером все мировые телеканалы показали кадры с обломками F-117A – вся планета от души посмеялась над американским «невидимкой».
Да…первая победа югославских зенитчиков стоила 10 побед!
Представители НАТО растеряно объясняли, что самолет действительно невидимый, но в тот раз он изменил режим полета (открыл отсек вооружений)…такие дела. Объяснения натовцев потонули во всеобщем свисте.
К сожалению, пилот «стелса» подполковник Дейл Зелко сумел удрать от справедливого возмездия. Спустя несколько часов его радиомаяк засек самолет радиотехнической разведки EP-3, на место вылетела группа эвакуации.
НАТО признало потерю лишь тех самолетов, обломки которых смогла предоставить сербская сторона:
- ударный малозаметный самолет F-117A «Найтхок»
- многоцелевой истребитель F-16C
Обломки обеих машин пополнили экспозицию Белградского музея авиации – одного из крупнейших в мире выставочных центров по авиационной тематике.
Также, на всеобщее обозрение были выставлены:
- оторванный двигатель от штурмовика А-10 «Тандерболт». Американская сторона утверждает, что двигатель был оторван попаданием ракеты ПЗРК, самолет смог дотянуть до аэродрома в Македонии. А-10 создавался как противотанковый штурмовик, и его конструкция имеет повышенную живучесть. Хотите - верьте, хотите – нет.
- беспилотный разведчик MQ-1 Predator. Ссылаясь на хорошее состояние дрона, американские специалисты предполагают, что он сбился с курса и упал по техническим причинам.
Весьма вероятно, что некоторые самолеты НАТО возвращались на свои базы с рваными отверстиями в плоскостях и фюзеляже. Например, на просторах Интернета существует видео о странной посадке F-15 в Италии, за самолетом тянется белесый шлейф – явный намек на аварийный слив топлива.
Однако все эти факты невозможно достоверно проверить, а следовательно дать какую-либо точную оценку. Факт уничтожения самолета – фиксирование его обломков.
Других методов не существует; за отступление от этого правила упрекают асов Люфтваффе – они часто довольствовались записями фотопулеметов, на которых видно только попадание пуль в цель.
Что делать и кто виноват в сербской катастрофе?
Ясно, что поставка двух-трех дивизионов ЗРК С-300 или «Бук» не смогла бы предотвратить вторжение – авиация НАТО имела достаточносил и средств для быстрого ликвидирования угрозы.
Лавина самолетов и крылатых ракет просто смела бы эти установки, а потом натовские военные рассказали всему миру об «отсталых технологиях русских варваров».
Полное перевооружение сербской армии, комплексные поставки современной авиатехники (к примеру, Су-27 в количестве, достаточном для оснащения нескольких полков), новейших зенитный систем, радаров и систем связи, строительство новых аэродромов обучение личного состава… чтож, идея неплоха, но кто будет за это платить?
Ведь за год до войны руководство СРЮ отказалось от поставок С-300 взамен погашения былых долгов перед СССР.
Очевидно, что защита Союзной Республики Югославия лежала вне военной плоскости.
Проблема решалась чисто мирным, дипломатическим путем: с помощью заключения совместного договора о взаимной защите – такая практика широко распространена в мире, например, такие договоренности действуют между США и Японией, США и Сингапуром и т.д.
Даже неважно, выполняются они или нет – главное, сам факт наличия подобного договора оказывает сильное отрезвляющее действие на потенциального противника.
Однако, у России на тот момент имелись куда более важные проблемы – никто не желал ввязываться в новую балканскую Чечню, где безумный межэтнический конфликт продолжается уже сотни лет. Сербия осталась одна против тысячи самолетов НАТО.
Некоторые интересные цифры и факты взяты из учебного пособия для офицеров военной кафедры УлГТУ «Обобщенный анализ применения средств воздушного нападения ОВС НАТО при проведении военной операции в Югославии», автор Л.С. Ямпольский, 2000 г.
ЗРК С-300 на гусеничном шасси
Автор Олег Капцов
http://topwar.ru/21093-mog-by-zenitnyy- … aviyu.html