«Южные Курилы» или «Северные территории»? Продолжение следует
Начиная с 1956 года СССР, а затем Россия, пытаются заключить мирный договор с «миролюбивой» Японией. При каждой попытке камнем преткновения становится вопрос о государственной принадлежности южных Курильских островов.
Позиция Японии достаточно последовательна: мирный договор будет заключён в том, и только в том случае, если под японскую юрисдикцию вернутся все четыре спорных острова, которые Токио считает своими и именует не иначе как «северные территории».
Начиная с 7 февраля 1982 года, в стране регулярно проводится день северных территорий. Именно в этот день был заключён Симодский трактат, первый русско-японский договор, согласно которому «северные территории» должны были принадлежать Японии.
Организовано политическое движение за возвращение северных территорий, ведущее регулярную пропагандистскую деятельность. Так что, премьер-министр Японии Таро Асо, называя в 2009 году спорные острова «незаконно оккупированными территориями», скорее всего, озвучил мнение большинства граждан своей страны.
Проблема возникла из-за разночтения мирного договора между Японией и союзниками, победившими во второй мировой войне. Согласно договору, Япония отказалась от прав на все Курильские острова и южный Сахалин. Однако в дальнейшем официальный Токио заявил, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в группу Курильских островов не входят, и Япония от них не отказывалась.
Опираясь на эти позиции, Япония обвиняет Россию в оккупации. При этом японцами почему-то всё время забывается тот факт, что острова были потеряны в ходе второй мировой войны, а Япония была в этой войне отнюдь не невинно пострадавшей стороной.
Кроме того, как уже упоминалось, СССР, а потом Россия, не единожды предлагали разрешить данный вопрос путём передачи двух из четырёх спорных островов – Хабомаи и Шикотан, но Токио упорно отказывался, требуя все четыре.
Безусловно, для перенаселённой Японии острова сами по себе имеют большое значение. Кроме того, они богаты природными ископаемыми. Это тонны золота и серебра. Вблизи островов обнаружены нефть и газ. На острове Итуруп находиться уникальное месторождение рения, способное приносить колоссальный доход. Однако все эти природные ресурсы до сих пор не разрабатываются. Одна из причин промедления – невыясненные территориальные претензии.
Надо сказать, что Россия и Япония уже достаточно давно и плодотворно сотрудничают в Сибири и на Сахалине в сфере разработки природных богатств. За последнее десятилетие товарооборот между РФ и Японией вырос более чем семикратно. Не единожды предпринимались попытки достичь ещё более тесного взаимовыгодного сотрудничества. Так, в 2007 году Россия приняла предложение Японии о совместном развитии дальневосточного региона, это решение потом обсуждалось в июне того же года на встрече стран большой семёрки.
Однако успехи в экономическом сотрудничестве парадоксально сочетались с усиливающимися претензиями Японии на обладание Курильскими островами, доходящими порой до абсурда. Так, когда в ноябре 2010 года президент России впервые посетил Курильские острова, это вызвало негодование. Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара выразил общее отношение официального Токио, заявив, что поездка российского президента Дмитрия Медведева на исконно японские острова глубоко ранит чувства японцев. МИД России ответил вполне справедливым возмущением касательно попыток японской власти, давать указания президенту РФ.
Что же толкает Японию на такое политическое упрямство и дипломатическую негибкость, часто идущую во вред стране? Кроме уже указанной важности потерянных островов, следует отметить ментальные особенности японской политической элиты.
Это, во-первых, природный консерватизм, многократно усиливающийся тем обстоятельством, что политическая верхушка стала закрытой корпоративной группой. Многие видные японские политические деятели являются представителями династий. К примеру, бывший премьер-министр Японии Юкио Хатояма – внук Итиро Хатоямы, подписавшего известную советско-японскую Декларацию 1956 года. В таких условиях трудно прийти к власти более гибкому политику.
Во-вторых, тесная связь японского МИДа с олигархической верхушкой, чьи интересы напрямую зависят от США, их главного экономического партнёра.
Соединённые Штаты с самого начала советско-японских переговоров были категорически против мирного урегулирования вопроса. В 1956 году, когда Токио уже был готов подписать договор, они пригрозили Японии не отдавать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, в случае если официальный Токио пойдёт на уступки, удовлетворившись двумя из четырёх спорных островов.
Особенно сильным давление США на Японию было во времена «холодной войны». После распада СССР их влияние стало менее настырным, что вызвало значительное потепление в русско-японских отношениях. С начала нынешнего тысячелетия Штаты крайне заняты борьбой с международным терроризмом и некоторое время вынуждены были даже сотрудничать с Россией, поэтому у Японии появилась возможность вступить в нормальные экономически взаимовыгодные отношения с РФ. Однако сегодня, когда интересы США смещаются далее на Восток, следует ожидать нового вмешательства в решение проблемы Курильских островов.
Справедливости ради, следует заметить, что категоричная позиция Японии отчасти вызвана непоследовательностью высшего российского руководства: в 90-е годы принято было играть в демократию, и у Японии появилась надежда получить долгожданную юрисдикцию над всеми южными Курилами. Но с годами позиция РФ становилась всё более и более жесткой, что вызвало вполне объяснимое разочарование и неприятие.
Сегодня Япония крайне заинтересована в сотрудничестве с Россией. Кроме наметившихся возможностей совместного освоения богатств Курильских островов, Россия может стать поставщиком энергоносителей для Японии, вынужденной искать новые возможности в условиях усугубляющегося кризиса, вызванного конфронтацией между США и Ираном. Так что будущее процветание Страны восходящего солнца во многом зависит от решения проблемы Курильских островов. Будем надеяться, что договор будет наконец-то подписан.
http://topwar.ru/10569-yuzhnye-kurily-i … eduet.html
Из комментов:
Skiff
В случае передачи Южно-Курильских островов Японии возникнет серьезная угроза национальной безопасности России. Курильские острова имеют стратегическое значение с точки зрения поддержания обороноспособности, сохранения гарантий суверенитета и независимости, безопасности государственных интересов России.
Начнем с военно-стратегического аспекта. Через Курильские острова проходят все проливы, ведущие из Охотского моря в Тихий океан. В случае передачи Японии Кунашира и Итурупа Япония будет полностью контролировать пролив Екатерины. Через него сможет осуществляться свободный беспрепятственный и неконтролируемый проход противолодочных подводных лодок военно-морских сил США и Японии.
Утрата хотя бы части Курильских островов приведет к нарушениям военной инфраструктуры и целостности единой стратегической обороны на Дальнем Востоке. Не следует забывать, что в 30-е годы Курильские острова расценивались милитаристской Японией как непосредственный плацдарм для нападения на Советский Дальний Восток, а ко Второй мировой войне было завершено превращение Курил в мощный плацдарм для ведения войны против СССР.
Кроме того, Тихоокеанский флот СССР был лишен свободного выхода в Тихий океан, поскольку японские вооруженные силы полностью контролировали курильские проливы.
После восстановления исторических прав Советского Союза на Курильские острова советские суда получили возможность беспрепятственного плавания через курильские проливы. Тем самым была обеспечена нормальная связь южных районов Дальнего Востока с северными, а также со странами бассейна Тихого океана.
Южная группа Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан) обладает естественно подготовленными участками территории для размещения вооруженных сил, особенно систем противоракетной обороны, направленной против России на ближних подступах к ней.
Отказ России от стратегически важных для нее Курильских островов означал бы нейтрализацию России как «центра силы» на Дальнем Востоке. Вследствие этого расширится геостратегическое пространство для военного присутствия Японии и США в непосредственной близости от границ России.
Это может означать установление жесткого американо-японского военно-морского контроля.
Следует иметь в виду, что эти же территории с равным успехом могут быть использованы в военном отношении и против России, против ее Тихоокеанского флота. Россия сегодня видит союзников в своих былых и недавних военных противниках.
Но мир весьма динамичен, и в каждый данный момент невозможно предугадать, как развернутся события в мире, каков будет ход истории, какие опасности и откуда могут ожидать Российское государство в будущем.
Теоретически несложно предположить, что если удовлетворить притязания Токио хотя бы на часть Южных Курил, то на этих островах сразу же будут размещены объекты упомянутых систем ПРО и ПЛО, направленные против российского Дальнего Востока.
VadimSt
На Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании 11 февраля 1945 года было принято "Соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока", в котором зафиксировано право СССР на возвращение южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов, а также передачу ему Курильских островов, с гарантиями США и Великобритании, при условии вступления Советского Союза на стороне союзников в войну против Японии и после победы над ней.
Территориальный вопрос вошел в качестве составной части в ультиматум о безоговорочной капитуляции Японии Потсдамскую декларацию США, Великобритании и Китая 26 июля 1945 года, в пункте 8 которой со ссылкой на условия Каирской декларации специально оговаривалось, что суверенитет Японии "будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами", которые будут указаны союзниками в дальнейшем.
Что касается договора в Сан-Франциско, где в 1952г заключён мирный договор между Японией и союзниками, то делегации СССР, на нем не присутствовала!
Союзные державы-победительницы произвели изменения территории Японии. 29 января 1946 года решением союзных держав из-под суверенитета Японии были исключены все находящиеся к северу от побережья Хоккайдо Курильские острова, включая острова Малой Курильской гряды Хабомаи (Плоские) и Шикотан, а также Южный Сахалин. Согласие на эти территориальные изменения в будущем было зафиксировано в рескрипте императора Японии о принятии Японией условий Потсдамской декларации от 14 августа 1945 года и в положениях Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года.
Передача хоть одного острова, мгновенно создаст прецедент, активизирующий цепную реакцию, по возвращению всех "оккупированных" - по определению японцев, земель. Итоги Второй мировой войны никто не пересматривал и не пересмотрит - Япония в ней признана агрессором.
Капитуляция, по нормам права, и есть одна из форм мирного договора, и унизительными условиями для побежденного!