Удивительные факты о космонавтике, о которых вы не знали
Хотите верьте, хотите нет – но на самом деле космонавтика полна тайн, о которых вы даже и не догадывались.
Жиль Клеман и Анжели Буклей из Международного космического университета, Франция, используя общедоступную информацию о космических программах США, России и Китая, составили список наиболее интересных фактов освоения космоса.
Космонавтов и астронавтов почти столько же, сколько Нобелевских лауреатов
По состоянию на 31 декабря 2013 года 539 человека побывали в космосе, определяемом как достижение высоты в 100 километров и более. Это примерно эквивалентно числу в 566 человек, которые когда-либо были удостоены Нобелевской премией в различных областях науки.
Большинство полётов в космос были краткосрочными
Начиная с эпохального полёта Юрия Гагарина, длившегося 108 минут, большинство полётов длились считанные дни, недели или месяцы, за исключением длительных экспедиций на МКС.
Но многие космонавты/астронавты провели в космосе больше года жизни
И хотя ни один вояж в космос не был больше, чем у Валерия Полякова — 437 дней на борту советской орбитальной станции — но если считать общее время, проведённое в космосе в течение всей жизни, цифры будут несколько иными.
Похоже, что некоторые космонавты/астронавты успели бы «слетать» на Марс
По выводам авторов исследования 31 человек провели в космосе столько времени, что его хватило бы на полёт до Марса и возвращения обратно.
Как и многие другие экстремальные приключения, космос не лишён сексизма
Хотя в прошлом году один частный фонд объявил о намерении отправить на Марс пару мужчина-женщина, показатели об участии в суровых испытаниях прекрасной половины человечества явно не в её пользу.
Но, в общем-то, риски космических путешествий несколько преувеличены Клеман и Буклей также рассмотрели риски космических путешествий. Согласно их данным, несмотря на два потерянных «Шаттла» и двух капсул «Союза», шанс умереть в космической миссии составляет только 1,5%, что заметно меньше процента погибших людей, пытающихся покорить Эверест.
14 мая в 5.57 по московскому времени в заданном районе юго-восточнее города Жезказган (Республика Казахстан) совершил посадку спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-11М». Посадка прошла в штатном режиме. С борта Международной космической станции (МКС) на Землю вернулись космонавт Роскосмоса Михаил Тюрин, астронавт НАСА Рик Мастраккио (США), а также астронавт JAXA Коичи Ваката (Япония). Космический корабль «Союз ТМА-11М» был выведен на орбиту 7 ноября 2013 года с помощью ракеты-носителя «Союз-ФГ», стартовавшей с космодрома Байконур. Через 6 часов полёта состоялась успешная стыковка ТПК «Союз ТМА-11М» с исследовательским модулем «Рассвет» (МИМ1) российского сегмента (РС) МКС.
После отстыковки корабля от российского сегмента МКС на орбите продолжает работу экипаж МКС-40 в составе космонавтов Роскосмоса Александра Скворцова и Олега Артемьева, а также астронавта НАСА Стивена Свонсона. http://www.federalspace.ru/20570/
Всё прошло успешно: капсула села четко в назначенное время в заданном районе в Казахстане. К месту прибыла поисково-спасательная группа и началась эвакуацию экипажа. Космонавтов в буквальном смысле на руках передали медикам, и те, проведя на месте осмотр, заключили: все трое в полном порядке. На орбите этот экипаж проработал 187 суток, и именно он доставил в космос олимпийский факел. Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/techno/258685
НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко отмечает 85-летие. История предприятия началась в мае 1929 года. Тогда молодой конструктор Валентин Глушко в газодинамической лаборатории собрал первые ракетные моторы. На двигателе «Энергомаша» отправится в свой первый полет и ракета «Ангара».
Старт ракеты для космонавтов – начало долгожданной орбитальной командировки. Однако, как устроено то, что каждый раз отрывает их от Земли и возносит в космос, в деталях не знают даже они. Сердце ракеты надежно скрыто под железной оболочкой. «Это вот рабочая лошадка всего и вся, всей нашей космонавтики», — демонстрирует ракетный двигатель экскурсовод.
Прославленный РД-107 — двигатель, который выводит на орбиту пилотируемые «Союзы». Сегодня у космонавтов есть редкая возможность потрогать его. «Изучали на начальных этапах нашей подготовки космонавтов, на общекосмической подготовке, но изучали двигатели поверхностно. Тем не менее, вот так близко мы еще, я еще, к нему не подходил», — признается в музее «Энергомаша» Герой Росии, летчик-космонавт Роман Романенко.
Таких звездных экскурсий в опытно-конструкторском бюро «Энергомаш» не было давно, еще со времен первого звездного отряда. В честь юбилея завода, сделали исключение.
В эти дни кузнице ракетных моторов исполняется 85 лет. «Во время войны тяга двигателя составляла максимум 1-2 тонны», — отмечает экскурсовод музея «Энергомаша». История «Энергомаша» началась задолго до Великой Отечественной, в мае 1929 года. Тогда конструктор-двигателист Валентин Глушко в Газодинамической лаборатории создавал первые ракетные двигатели, способные поднять в воздух лишь двести килограммов. Но после войны развитие ракетного моторостроения пошло семимильными шагами. «Работали над такой конструкцией двигателя: это называется ЭД-40. Экспериментальный двигатель с тягой 7 тонн», — показывает главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов.
Этот двигатель дал рождение легендарному РД-107, без которого не было бы первого спутника, не полетел бы в космос Гагарин, на Луну не доставили бы «Луноходы». Его модернизированный собрат и сегодня трудится на благо космонавтики, отрывая от Земли ракету «Союз».
Справка: «Союз» – трехступенчатая ракета среднего класса . Длина – 49 метров, масса – 310 тонн, полезная нагрузка – 7 тонн. От Земли ее отрывают двигатели РД 107/108, каждый массой в тысячу килограммов, длиною 3 метра и мощностью в 5,5 тысяч лошадиных сил. Двигатели «Энергомаша» установлены на первых ступенях всех известных российских ракет. Не обходятся без них и зарубежные пуски.
Четверть века назад, будучи еще заводом оборонно-промышленного комплекса, «Энергомаш» вышел на международный рынок. «И мы стали участвовать в конкурсе на двигательную установку для модернизированной ракеты-носителя Atlas. Наш большой опыт и привлекательные ценовые условия позволили одержать победу в этом конкурсе. И с тех пор, начиная с 1994 года, мы разрабатывали двигатели, а с 2000 года поставляли двигатели РД-180», — отмечает заместитель главного конструктора по науке НПО «Энергомаш» Петр Левочкин.
Справка: Atlas — семейство американских ракет-носителей среднего и тяжелого класса. Средняя длина 53 метра, масса, в зависимости от модификации, от 200 до 600 тонн. От Земли их отрывают четырехметровые двигатели РД-180, каждый мощностью в 144 тысячи лошадиных сил. Пятитонное «ракетное сердце» – двигатель РД-180. Чтобы его полностью собрать, работникам завода требуется месяц. Затем неделя на огневые испытания и еще месяц, чтобы проверить насколько все прошло успешно. Только после этого двигатель получает формуляр. Проще говоря, технический паспорт, с которым отправляется заказчику.
Очередной РД-180 упаковывают в контейнер, чтобы защитить от ударов и пыли. Выгрузка – это целая спецоперация с привлечением тяжелых кранов и тягачей. За 14 лет «Энергомаш» отправил в Америку 70 таких посылок.
Вслед за американцами наши двигатели, только уже РД-151, стали покупать и другие страны. «Двигатели НПО «Энергомаш» использовались при запусках южнокорейской ракеты KSLV. Было осуществлено три запуска. И во время этих запусков двигатели НПО «Энергомаш» отработали успешно», — констатирует руководитель службы внешнеэкономической деятельности НПО «Энергомаш» Дмитрий Чванов.
Южнокорейский космодром Наро на острове Венародо. В январе 2013 отсюда состоялся третий запуск ракеты KSLV с российским двигателем. На «Энергомаше» не скрывают: впереди еще масса интересных зарубежных проектов. Но российские заказы всегда в приоритете, тем более, готовится к испытаниям новая ракета. На испытательном стенде «Энергомаша» как раз сейчас установлен двигатель РД-191, именно на нем в июне 2014 года отправится в свой первый полет ракета «Ангара».
Перед испытаниями все посторонние отсюда уходят. Защитная красная крышка убирается, бронекамера плотно закрывается. К двигателю по магистралям подается топливо. А пламя во время работы уходит по газоотводу в сторону закрытого бассейна, и уже там соприкасается с водой. В атмосферу попадает уже чистый пар.
Первые современные двигатели РД-191 были здесь собраны в 2010 году. С того времени конструкторы неоднократно отрабатывали их на испытательном стенде – необходимо было выяснить, какова максимальная нагрузка для нового детища.
Самое сложное позади, все узлы двигателя за три года испытаний прошли необходимую сертификацию. «РД-191 развивает тягу в 200 тонн, при этом обладает высоким уровнем удельного импульса тяги в 370 секунд», — отмечает замначальника двигательного отдела НПО «Энергомаш» Владимир Гусев. Двигателя РД-191 в реальных условиях проверят через полтора месяца.
Однако работа именно над ним показала — технические возможности современных ракетных моторов исчерпаны. Надо искать другие пути, ведь цели у человечества в космосе глобальные. «Мы начали заниматься новым для нас типом двигателя – детонационным ЖРД», — признается заместитель начальника двигательного отдела НПО «Энергомаш» Владимир Гусев. Детонационный двигатель позволит и лететь дальше, и в космос выводить больше груза.
Это новый проект «Энергомаша» и очередной вызов конкурентам .На «Энергомаше» считают, что через пару-тройку лет вместо макета они смогут представить реальный экземпляр, который станет новой страницей в космонавтике.
О пуске ракеты-носителя «Протон-М» 16.05.2014 03:47 Сегодня 16 мая в 01 час 42 мин. мск с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р". Во время выведения, на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация и космический аппарат не был выведен на орбиту. В настоящее время представители специально созданной комиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причину возникновения нештатной ситуации.
==========
В настоящее время продолжает работу комиссия по расследованию причин аварийной ситуации. По предварительным данным анализа телеметрической информации разрушение 3 ступени произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы. Запуск и эксплуатация космического аппарата связи "Экспресс-АМ4Р" застрахованы. Пресс-служба Роскосмоса http://www.federalspace.ru/20584/
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 15 мая 2014 г. 16 мая в 01 час 42 мин. мск с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р". Во время выведения, на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация и космический аппарат не был выведен на орбиту.
Причиной нештатной ситуации с ракетой "Протон-М", стартовавшей с Байконура (в 01:42 мск) со спутником "Экспресс- АМ4Р", могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС руководитель Роскосмоса Олег Остапенко. "Точную причину сейчас трудно назвать, будем изучать телеметрию", - добавил руководитель Роскосмоса.
"Головной блок в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успел отделиться от ракеты и не был выведен на орбиту", - сказал Остапенко. В момент аварии "Протон" находился на высоте 161 км над Китаем, обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. "По нашей предварительной информации, до Земли ничего не долетело", - подчеркнул глава ведомства. По словам Остапенко, сейчас работает комиссия по расследованию причин ЧП. "Идет предварительной анализ на космодроме Байконур, затем материалы будут переданы для дальнейшей работы в Москву", - уточнил глава Роскосмоса. Он также сообщил, что комиссию, возможно, возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. "Решение будет позже. Я уже определил его кандидатуру", - добавил Остапенко.
На сколько застрахован запуск Вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин сообщил, что ракета и спутник были застрахованы на 7,8 млрд руб. Он также добавил, что была застрахована и ответственность перед третьими лицами (в случае наличия пострадавших от падения спутника), максимальный лимит которой составляет 6 млрд руб. Перестраховщиками выступили ведущие западные компании.
Предыдущая авария "Протона" Предыдущая авария с "Протоном" произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками "Глонасс-М" носитель упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб оценили в 4,4 млрд руб, так как запуск не был застрахован. Причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей при сборке ракеты в ноябре 2011 года.
О ракете и спутнике "Протон-М" - ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К", обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Спутник "Экспресс-АМ4Р" создан европейской компанией EADS Astrium по заказу по заказу ФГУП "Космическая связь". Космический аппарат имеет массу 5755 кг и оснащен аппаратурой для устойчивого покрытия всей территории России и стран СНГ. "Экспресс-АМ4Р" - самый мощный и высокотехнологичный на сегодняшний день российский спутник связи. Данный космический аппарат - третий из серии "Экспресс", который запущен в этом году. Спутники серии "Экспресс" застрахованы на 2,5 млрд рублей.
Последствия аварии для цифрового вещания Пресс-секретарь Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) Игорь Степанов сообщил ИТАР-ТАСС, что авария не отразится на сроках перехода России на цифровое вещание. "Да, конечно, РТРС планировал задействовать мощности "Экспресс-АМ4Р" для распространения цифрового телесигнала. Тем не менее, отсутствие этого спутника не скажется на сроках выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", - сказал Степанов. По его словам, "у РТРС уже достаточно давно разработаны и внедрены схемы резервирования телевизионного сигнала, которые позволяют обеспечить непрерывность эфирной телевизионной трансляции при возникновении таких нештатных ситуаций".
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 14 мая 2014 г. Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 67. В программе от 14 мая 2014 года: - «Протон» на старте - Космос в Орле - HEND на орбите Марса - Крымская аллея - «Союз» вернулся - Анонс программы «Космонавтика» на 17 мая
Ракета космического назначения легкого класса "Рокот" штатно стартовала в 09.27 мск. "В расчетное время, 11.12, космические аппараты были успешно выведены на целевую орбиту и приняты на управление", — сказал Золотухин. После выведения на орбиту космическим аппаратам присвоены порядковые номера "Космос-2496", "Космос-2497" и "Космос-2498". "Рокот" создан на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 в рамках конверсионной программы. РИА Новости http://ria.ru/space/20140523/1008987475 … z32YgtOfWD
Слышен «Рокот» с космодрома Успешный запуск ракеты-носителя Минобороны РФ снимает многие вопросы и… ставит новые.
Запуск ракеты-носителя «Рокот» с космодрома Плесецк. Фото ИТАР-ТАСС.
Сегодня Минобороны России запустило с космодрома Плесецк ракету-носитель «Рокот» с тремя военными спутниками на борту. Запуск прошёл успешно, все системы сработали штатно.
Это произошло всего через неделю после неудачного старта ракеты «Протон-М» и её сгорания в плотных слоях атмосферы через несколько десятков секунд после начала полёта.
Всю это неделю «креативная» часть блогосферы и либеральные СМИ соревновались в остроумии: кто смешнее прочих объяснит публике, «почему Россия не смогла» и отчего ей «не суждено больше быть космической державой». Подсчитывали прошлые неудачные запуски. Посмеивались над «ответными санкциями» Рогозина, пригрозившего не продавать американцам наши ракетные двигатели, – дескать, «их и так никто не купит». Вспоминали рухнувшие спутники ГЛОНАСС и даже станцию «Мир».
Прошла неделя – и вот он, удачный запуск! Естественно, креаклы как в рот воды набрали. В «освободительных» масс-медиа по поводу сегодняшнего старта – молчок. Не о чем говорить, мол. Разве может хорошая новость из России быть интересной новостью?
Впрочем, реакция «продвинутой общественности» не так уж и важна. Однако с запуском «Рокота» связаны два других обстоятельства, которые приковывают к себе внимание на фоне общеизвестных событий.
Обстоятельство первое: ракета-носитель «Рокот» является модернизированным вариантом РС-18Б (УР-100Н) – межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Последняя была создана в ранние 70-е и до сих пор составляет заметную часть Стратегических ядерных сил России.
Конечно, испытание МБР и запуск космической ракеты – вещи немного разные. Однако так совпало (или не совпало?), что именно сейчас, за пару часов до запуска «Рокота», палатой представителей конгресса США был принят законопроект, который запрещает Пентагону сотрудничать с Россией по всем уже принятым договорённостям, включая договор о стратегических наступательных вооружениях. Фактически, речь идёт о том, что Вашингтон выходит из договоров об СНВ! А ведь именно эти договоры заставили Россию «порезать на металлолом» массу отличных ракет и «положить под сукно» перспективные проекты новых МБР.
Таким образом, нынешний запуск «Рокота» можно было бы трактовать не только как отповедь тем, кто сомневается в возможностях нашей космической программы, но и как неявный намёк на то, что и с ракетами шахтного базирования у нас полный порядок: летать они не разучились.
А второе обстоятельство связано, как это часто бывает в последнее время, с Украиной. «Рокот» – один из множества проектов нашей ракетно-космической отрасли, в разработку которых вложили свои силы и мастерство украинские предприятия. Для данного типа ракеты-носителя, в частности, всю систему управления создавало харьковское НПО «Электроприбор».
Нынешний украинский кризис, как известно, фатальным образом повлиял или ещё может повлиять на хозяйственные связи между предприятиями ВПК России и Украины. Таким образом, сегодняшний запуск российской ракеты с украинской начинкой ставит перед руководством страны серьёзный вопрос – либо России пора полностью переходить исключительно на отечественные разработки, не надеясь больше на украинских поставщиков. Либо, наконец, как-то иначе решить столь щекотливый вопрос – даром что Харьков находится в непосредственной близости к Донецкой народной республике, восставшей против нынешних киевских властей.
Ракета-носитель легкого класса "Рокот", спроектированная в центре имени Хруничева, предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. Ракета-носитель "Рокот" имеет трехступенчатую схему с последовательным расположением ступеней. В качестве первых двух ступеней используется блок ускорителей МБР РС-18Б. Третья ступень - это разгонный блок "Бриз-КМ", который оснащен жидкостным ракетным двигателем многоразового включения. РИА Новости http://ria.ru/infografika/20110202/3293 … z32Yht8nGq
Состоялся запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-13М» 28 мая в 23 час 57 минут по московскому времени со стартового комплекса площадки 1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур пусковыми расчетами предприятий ракетно-космической промышленности России произведен успешный пуск ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-13М». Через 528 секунд полета ТПК «Союз ТМА-13М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на орбите искусственного спутника Земли. Экипаж корабля в составе командира космонавта Роскосмоса Максима Сураева, бортинженеров - астронавтов Рида Вайзмана (НАСА) и Александра Герста (ЕКА) чувствуется себя хорошо.
Пилотируемый корабль «Союз ТМА-13М» успешно пристыковался к МКС 29 мая в 05 час. 44 мин. 04 сек. по московскому времени успешно осуществлена стыковка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-13М» с Международной космической станцией (МКС). ТПК «Союз ТМА-13М» причалил к малому исследовательскому модулю (МИМ1) «Рассвет» российского сегмента (РС) МКС. Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полётами ФГУП ЦНИИмаш, экипажа ТПК в составе командира корабля космонавта Роскосмоса Максима Сураева, бортинженеров - астронавтов Рида Вайзмана (НАСА) и Александра Герста (ЕКА), а также российских членов экипажа МКС космонавтов Александра Скворцова и Олега Артемьева.
Находившийся всё время на связи с экипажем руководитель Роскосмоса О.Н.Остапенко поздравил космонавтов и астронавтов с успешной стыковкой и прибытием на МКС. После открытия переходных люков между кораблем и станцией на МКС начнет работу экипаж 40/41-й длительной экспедиции в составе командира Стивена Свонсона (НАСА), бортинженеров Александра Скворцова (Роскосмос), Олега Артемьева (Роскосмос), Максима Сураева (Роскосмос), Рида Вайзмана (НАСА) и Александра Герста (ЕКА).
В соответствии с программой полетов Международной космической станции во время работы 40/41-й длительной экспедиции запланирована работа с транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-21М», «Прогресс М-23М», «Прогресс М-24М», «Прогресс М-25М», выполнение трёх выходов в открытый космос по российской программе, работа с американскими грузовыми кораблями Orbital-2 «Cygnus» и Space X-4 «Dragon», работа с европейским грузовым кораблём ATV-5 «Georges Lemaitre».
Также в план работ входит проведение 45 исследований и экспериментов по 4 направлениям, подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-39/40 на ТПК «Союз ТМА-12М», участие в операциях по стыковке ТПК «Союз ТМА-14М» с МКС, поддержание работоспособности станции и дооснащение МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями. Планируемая продолжительность работы экипажа на борту МКС составит 167 суток.
далее под катом: Космическая среда от 21 мая 2014 года Телестудия Роскосмоса Космическая среда от 28 мая 2014 года Телестудия Роскосмоса Космический блогер 2.0 Телестудия Роскосмоса Через тернии... /док. фильм Телестудия Роскосмоса Фильм о космонавте испытателе Сергее Мощенко, который стремится к полёту в космос...
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 21 мая 2014 г. Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 68. В программе от 21 мая 2014 года: - Выставка в Калуге - Школа им. Гагарина в Севастополе - «ИЛА-2014» - Студенты на «Восточном» - Анонс программы «Космонавтика» на 24 мая
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 28 мая 2014 г. Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 69. В программе от 28 мая 2014 года: - Байконур перед стартом «Союза» - Алексею Леонову -- 80 лет - Запуск с «Морского старта» - Рукав «Стрельца-Киля» - Анонс программы «Космонавтика» на 31 мая
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 23 мая 2014 г. 28 мая по маршруту земля МКС в 39-й раз отправится корабль «Союз». Все предстартовые дни на космодроме для экипажа заполнены до предела: ознакомление с техникой, тренировки и ставшие уже традиционными «байконурские» мероприятия, к которым в этот раз прибавится еще одно 24 мая командир корабля Максим Сураев, известный в интернет пространстве, как первый российский космический блогер, отметит свой день рождения. (Программа "Космонавтика" на телеканале Россия-24 от 24 мая).
Легендарному космонавту, дважды Герою Советского Союза исполнилось 80 лет. Он в 1965 году первым в истории совершил выход в открытый космос, который продлился чуть более 12 минут. Тогда возникла нештатная ситуация, скафандр раздуло, Леонов не мог вернуться на корабль, но, проявив выдержку и мужество, стравил излишнее давление в системе жизнеобеспечения и протиснулся в шлюзовую камеру. А в 1975 году Алексей Архипович участвовал в знаменитой стыковке корабля "Союз" и американского "Аполлона". Выдающегося космонавта поздравил Президент России. Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/techno/260054
=======
Руководитель Роскосмоса Олег Николаевич Остапенко поздравил с 80-летним юбилеем легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Алексея Архиповича Леонова.
В поздравлении, в частности, говорится: «Ваша жизнь и деятельность – ярчайший пример воплощения мечты человечества о покорении космического пространства. Благодаря высоким личным качествам и целеустремленности, пройдя путь от военного летчика до генерал-майора авиации, заместителя начальника РГНИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина, Вы один из немногих кандидатов, преодолевших все сложности отбора и подготовки первого в истории отряда космонавтов – стали одним из тех, кто сейчас гордо носит почетное звание «Летчик-космонавт». Два полета в космос, совершенных Вами, оставили свои незабываемые страницы в истории мировой пилотируемой космонавтики.
В ходе первого полета на КК «Восход-2» Вы осуществили первый в мире выход в открытый космос, а в ходе второго полета на КК «Союз-19» – стыковку с кораблем «Аполлон», внеся большой личный вклад в реализацию программы «Союз-Аполлон», открывшей новые перспективы для совместных работ различных стран по изучению и освоению космического пространства на благо всего человечества. За время своей многолетней деятельности в Центре подготовки космонавтов Вы внесли неоценимый вклад в дело освоения космического пространства, подготовки отечественных и международных экипажей.
Ваша неукротимая энергия, стремление трудиться на благо Отечества, творческий подход к любому делу, а также чуткое и внимательное отношение к людям снискали Вам глубокое уважение работников Роскосмоса и организаций ракетно-космической промышленности. Мужество и героизм, проявленные Вами при осуществлении космических полетов, стали примером для многих наших соотечественников и способствуют популяризации достижений отечественной космонавтики, патриотическому воспитанию молодежи.
Родина по достоинству оценила Ваш труд, удостоив Вас высших государственных наград. В этот знаменательный день вместе с сердечными поздравлениями по случаю Вашего юбилея примите от нас, уважаемый Алексей Архипович, искренние пожелания доброго здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемой энергии и всего самого наилучшего Вам, Вашим родным и близким на долгие годы». Пресс-служба Роскосмоса http://www.federalspace.ru/20643/
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 29 мая 2014 г.
Документальный фильм телестудии Роскосмоса "Алексей Леонов. Прыжок в космос". Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос. Премьера на телеканале "Россия 1" .
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 4 июня 2014 г.
Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 70. В программе от 4 июня 2014 года: - Награды космонавтам - День рождения Байконура - Презентация «Дракона» - Выставка в Калуге - «Нефритовый заяц» замерзает - Хронограф: Спасение «Салют-7» - Анонс программы «Космонавтика» на 7 июня 2014
Спасти космонавтов: на Байконуре прошли масштабные учения
Стартовавший 28 мая экипаж корабля «Союз» — Максим Сураев, Александр Герст и Рид Вайзман — уже обживает МКС. В эти же дни на Байконуре прошли масштабные учения, цель которых – отработка действий спасателей при возможных нештатных ситуация во время запуска пилотируемого корабля.
Заправленная ракета-носитель «Союз» буквально дышит на стартовом столе. Совсем скоро она оторвется от стартового стола, а международный экипаж – три космонавта, увлекаемые мощью русской ракеты, — отправятся на орбиту. А сотни людей, каждый из которых делал этот запуск возможным, скажут: «Пусть все будет штатно». Штатно – это «как по нотам». Космодром – оркестр, исполняющий партию, где ни одна нота не должна быть фальшивой. Штатно – это, когда нет сомнений, ведь только так, с уверенностью, можно стремиться ввысь.
Их каждый раз провожают с волнением. Уже на ступеньках у ракеты между Землей и орбитой — начало их космического пути. Финишная прямая людей уникальной профессии. «Это профессиональные люди, это люди с большим самообладанием, с серьезной подготовкой, понимающие всю ответственность и сложность, — отмечает губернатор Московской области Андрей Воробьев. — Неслучайно, после полета их награждают высоким званием Героем Российской Федерации». Когда космонавты поднимаются в кабине лифта, к самой макушке ракеты, а провожающие становятся все меньше, экипаж буквально чувствует, как все тоньше нить, которая связывает их с Землей. Каждый понимает: домой вернется лишь через полгода.
Посадка в корабль и прощальный взгляд – привет всем, кто остался внизу, на Земле и благодарность тем, кто сделал этот старт успешным. Активный участок полета ракеты – до вывода на орбиту – самый опасный. Уже не Земля, но еще и не космос. Все на пределе. Если случится нештатная ситуация, в борьбу за жизнь экипажа включаются множество людей. «На 78-й секунде полета у нас происходит аварийное отключение двигателей первой ступени и срабатывает аварийная система спасения космонавтов», — рассказывает заместитель начальника центра организации и контроля эксплуатации ракетно-космической техники КЦ «Южный» Вадим Самойлов. В канун старта на космодроме прошли масштабные учения всех подразделений, участвующих в космической программе. Роскосмос, МЧС, Министерство обороны, Росавиация и Федеральное медико-биологическое агентство – сотни специалистов показали свою работу.
«Экипаж – это верхушка пирамиды, а все, кто создают этот старт, корабль, ракетную технику, дежурства, кто обеспечивает их полет – это вся пирамида, которая под ними», — рассуждает заместитель начальника управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации Алексей Лукьянов. Заместитель руководителя ФМБА России Вячеслав Рогожников добавляет: «Космос — это особо опасная сфера деятельности человека. И наша космическая деятельность она связана в той или иной степени с какими-то нештатными ситуациями, и мы всегда моделируем эти возможные нештатные ситуации».
Вертолеты поднимаются в небо. Действовать надо быстро – расчетное время подлета – 15-20 минут. Вся подготовка к оказанию помощи начинается еще на борту, в небе. Время играет против людей.
Предполагаемая точка аварии. Как только прошел сигнал нештатной ситуации, вертолет сразу же поднялся в небо. По легенде учений, космонавты приземлились в километре от старта, из них один тяжело раненный. Место аварийной посадки капсулы обнаружено. Вертолет приземляется тут же – в безопасной близости. Главное — как можно быстрее определить характер полученных травм и эвакуировать пострадавших.
В открытой степи температура зашкаливает – больше 40 по Цельсию. Это предельные температуры — и для техники, и для людей. Условные — здесь лишь травмы. Спасатели работают слаженно, в четыре руки над каждым пострадавшим. Результат может быть только один – спасенная жизнь. Здесь все идет на время. В реальной нештатной ситуации секунды будут решающими, поэтому и на учениях действуют как по секундомеру. Мобильный госпиталь развернут через 20 минут и готов принимать пострадавших. Без выключения двигателей вертолёта их быстро переносят в реанимационные автомобили.
Легенда учений — словно сценарий страшного сна: самое худшее, что может случиться на старте ракеты. Однако все, кто участвует в запуске, должны проявить себя как слаженный организм, вместе все сделать. Один пострадавший уже улетел на вертолете в госпиталь города, второй находится в перевязочной, а третьему оказывают помощь в медицинской палатке.
Для вертолетной площадки госпиталя приземление Ми-8 — тоже испытание. Однако отработать необходимо все до мелочей. «Температурный режим — больше 37 градусов температура, техника у нас на пределе, — отмечает Вадим Самойлов. — Ми-8 тоже сегодня у нас был на пределе и по грузу и по температуре, но задачу мы выполнили, и думаю, что выполним ее при любой погодной обстановке».
Теперь путь — от посадочной площадки до госпиталя. Довезти пострадавшего стараются аккуратно, но максимально быстро. «Мы находимся накануне новых космических исследований, продолжения космических исследований, интенсивном строительстве космодрома «Восточный», где будут испытываться и полетят в космос новые космические корабли, новая ракетная техника, — продолжает Вячеслав Рогожников. — А как вы знаете и сложная ракетная космическая техника, особенно новая, она всегда может вызвать те или иные нештатные ситуации».
Учения завершены. К ним готовятся и просчитывают. К нештатным ситуациям относятся серьезно, поэтому каждый знает: он справится. Главное — чтобы все было штатно.
Первая «Чайка» советской космонавтики. 51 год со дня первого полета женщины-космонавта Валентины Терешковой
«16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6», впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной» - сообщалось в экстренном выпуске газеты «Правда» ровно 51 год назад.
После первых успешных полетов в космос Юрия Гагарина и Германа Титова в 1962 году был объявлен первый набор женщин в отряд космонавтов. Из 800 кандидаток медицинскую комиссию прошли только 30, а в отряд зачислили пятерых – в их число вошла и Валентина Терешкова.
Почти все зачисленные в отряд женщины были парашютистками. Парашютисткам отдавалось предпочтение, потому что космонавту корабля «Восток» нужно было катапультироваться после торможения спускаемого аппарата в атмосфере и приземлиться на парашюте.
Валентина Владимировна занималась парашютным спортом с 1959 года и к моменту формирования отряда выполнила около 90 прыжков.
Старт корабля «Восток-6» состоялся утром 16 июня, а приземлилась Валентина Терешкова утром 19 июня - в общей сложности полет длился 2 суток 22 часа и 50 минуту. За это время корабль Терешковой совершил 48 витков вокруг Земли, пролетев примерно 1,97 млн километров.
Первая «Чайка» советской космонавтики (именно такой позывной придумал для Терешковой Сергей Павлович Королев) до сих пор является единственной женщиной нашей планеты, совершившей одиночный космический полет. Все последующие женщины-космонавты и астронавты летали в космос только в составе экипажей.
В честь Валентины Терешковой называют улицы, школы, музеи, кратер на Луне и даже малая планета 16-71 носит имя «Чайка». А сама Валентина Владимировна продолжает мечтать о космосе, а точнее о полете на Марс: «Марс — это моя любимая планета. Конечно, наша мечта — побывать на Марсе, узнать, была ли там жизнь. А если была, то почему ее не стало? Какая катастрофа произошла с этой планетой? Но, к сожалению, мы понимаем человеческий предел. Первые полеты на Марс, скорее всего, будут в одну сторону, я так думаю. Но я готова». Пресс-служба Роскосмоса http://www.federalspace.ru/20690/
tvroscosmos Опубликовано 06.10.2013 Энциклопедия "Космонавты". Космонавт СССР № 6. Терешкова Валентина Владимировна. Первая в мире женщина-космонавт, совершила космический полёт 16 июня 1963 года.
Космический аппарат «Глонасс-М» успешно выведен на орбиту
14 июня в 21 час 17 минут московского времени со стартового комплекса площадки 43 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») выполнен пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат» и космическим аппаратом (КА) «Глонасс-М». Пуск выполнен совместным расчетом специалистов Минобороны России и предприятий ракетно-космической промышленности.
В соответствии с циклограммой полета КА «Глонасс-М» (производство ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева», г.Железногорск) выведен на целевую орбиту и взят на управление средствами Главного испытательного космического центра им. Титова Войск ВКО. Он пополнит действующую орбитальную группировку отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Ракета-носитель «Союз-2.1б» создана в ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г.Самара) и является модификацией «Союза-2». По сравнению с вариантом «1а» она имеет двигатель с повышенными энергетическими характеристиками на 3-й ступени. У «Союз-2.1б» по отношению к предыдущей версии выше точность выведения, устойчивость и управляемость, увеличена масса полезной нагрузки.
Разгонный блок «Фрегат» изготовлен в ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина». Орбитальная группировка ГЛОНАСС является системой двойного назначения, обеспечивающей решение задач в интересах Минобороны России и гражданских пользователей. Доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений. По данным Информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш в настоящее время в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС находится 30 космических аппаратов. Из них используются по целевому назначению - 24. По одному космическому аппарату находятся на этапе ввода в систему и на этапе лётных испытаний. По два космических аппарата находятся на исследовании Главного конструктора и в орбитальном резерве. http://www.federalspace.ru/20685/
далее под катом: Космическая среда от 11 июня 2014 года Телестудия Роскосмоса Таврида: путь в космос Телестудия Роскосмоса
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 11 июня 2014 г.
Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 71. В программе от 11 июня 2014 года: - «Прогресс» на Байконуре - «Ломоносов» полетит первым - Зубная щетка с «Аполлона» - Знаете ли Вы: Самые высокие вершины Солнечной Системы - Анонс программы «Космонавтика» на 14 июня 2014
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 12 июня 2014 г.
Таврида: путь в космос В отечественной космонавтике полуостров Крым был востребован как никакая другая территория страны: первый ЦУП, лунодром, гигантская космическая тарелка телескопа РТ-70, запасная взлетно-посадочная полоса для «Бурана» и, конечно, «Артек», пионерский музей которого – отдельная веха в космической истории. Недавно в Крым с рабочим визитом приехала делегация Роскосмоса.
Ученикам севастопольской школы имени первого космонавта планеты Юрия Гагарина – по восемь лет. Большое видится на расстоянии. Когда вырастут, тогда и поймут поворот истории на крымской земле, а сейчас их детская мечта — полететь в космос, как Юрий Гагарин.
В канун государственного праздника – Дня России — глава Роскосмоса Олег Остапенко и начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков прилетели в Крым. И сразу — в Гагаринский район города Севастополя, в гагаринскую школу. Имя первого космонавта планеты школе 54 присвоили три года назад в честь 50 -летия полета Гагарина. «Я не ожидала от детей такого патриотизма, такого отношения. Когда дети подписывают тетради, они пишут не просто ученик 54-й школы, а имени Юрия Алексеевича Гагарина», — отметила Алла Иликбаева, директор школы 54 имени Ю. А. Гагарина.
Антон Шкаплеров – 111-й российский космонавт. Родился на севастопольской земле, в Балаклаве. Его автограф в музее — на почетном месте. Теперь здесь будет и автограф Героя России космонавта Юрия Лончакова.
Под Севастополем, возможно, появится и Центр реабилитации космонавтов. «Крым - уникальное место. После полета космонавты нуждаются в реабилитации, а лучшего отдыха, чем здесь, и не представишь», — уверен Олег Остапенко, руководитель Федерального космического агентства. Впервые в детском центре «Артек» — два космических Олега, космонавты Скрипочка и Новицкий. И сразу – в центре внимания. Традицию приезжать в «Артек» заложил Юрий Гагарин, который был в знаменитом пионерском лагере семь раз. Сегодня каждый покоритель космоса хотя бы однажды приезжает в сюда к детям. В 1967 году по инициативе Гагарина здесь открыли музей.
Самый ценный экспонат музея – скафандр Юрия Алексеевича: не копия — оригинал. А свою готовность к полету в космос ребята проверяют тут же, в музее. Экспонаты можно не только трогать руками.
Крым можно по праву назвать космическим. Как никакой другой регион Советского Союза, на заре космонавтики полуостров был центром научных разработок. Запасная посадочная полоса для легендарного «Бурана». Снимки сделали недавно российские спутники дистанционного зондирования земли. Из космоса хорошо видно: белые полосы на фото — память о былом грандиозном проекте «Энергия-Буран».
В Крыму, недалеко от Симферополя, когда-то построили настоящий лунодром для испытания первых луноходов . Полигон по рельефу был очень похож на лунный: с кратерами, разломами, большими камнями. В 1967-м луноход ездил по крымской земле, а в 1970-м — уже по поверхности спутника. Управляли автоматическим Луноходом опять же из Крыма. Под Евпаторией были установлены специальные антенны. Здесь был Центр управления полетами межпланетных станций, летящих к Марсу и Венере.
Почти 300 солнечных дней, устойчивые температуры – все это большие плюсы для космических наблюдений. Астрофизики стремились именно здесь проводить научные исследования. В Крыму — 4 обсерватории. Одна из них — знаменитая Крымская астрофизическая.
«В 1957 году здесь открыли обсерваторию и установили несколько телескопов, в том числе самый большой в Европе – солнечный», — рассказал Николай Стешенко, Заведующий лабораторией экспериментальной астрофизики.
Ведущий крымский вуз — Таврический национальный университет имени Вернадского с библиотекой старинных научных рукописей, единственной в Крыму. Ученые вспоминают космическое прошлое с ностальгией. Часы, проведенные за работой, не считали. Проектировали солнечный парус.
«Парус должен был двигаться под действием солнечного излучения. Свет оказывает давление. Он обладает импульсом. Но если парус сделать площадью в несколько гектар, с низкой орбиты его можно раскрутить, и в конце концов он достигнет второй космической скорости. Теоретически это возможно», — отметил Геннадий Козик, преподаватель Таврического национального университета.
На встречу с руководителем Космического агентства преподаватели и студенты физического факультета Таврического университета пришли с большим списком вопросов. Главный — как снова стать участниками космических проектов. «В следующий раз я привезу программу, которую мы нарабатываем. Обещаю, что я готов обсудить ее. Я чувствую, вы изголодались по работе. Мы готовы финансировать эту программу», — заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко.
Роскосмос сотрудничает со многими российскими вузами страны. Молодые и хорошо подготовленные специалисты необходимы. У крымского вуза, носящего имя великого русского ученого Владимира Вернадского, — большой потенциал. «Чувствовалось их желание работать. Думаю, наша задача — это помочь им реализоваться. У нас есть что им предложить», — заверил Олег Остапенко.
Сегодня Крым снова готов работать и создавать новые проекты для своего, российского, космоса. Не случайно еще в начале прошлого века академик Вернадский, который полжизни провел в Тавриде, назвал эту землю «космической».
Ракета носитель Днепр успешно вывела на орбиту 33 спутника 17 стран
ОРСК (Оренбургская область), 19 июн — РИА Новости, Александр Ковалев Первая группа спутников отделилась от российско-украинской ракеты-носителя РС-20 "Днепр" (SS-18 "Сатана" по классификации НАТО), сообщил РИА Новости представитель оператора запуска — международной компании "Космотрас".
Аргентинский микроспутник BugSat-1 массой 23 килограмма оснащен камерой среднего разрешения и предназначен для съёмки поверхности Земли в мультиспектральном диапазоне.
Первый частный российский спутник "ТаблетСат-Аврора" весом 25 килограммов предназначен для дистанционного зондирования Земли с помощью оптической камеры с разрешением 15 метров. Полученные данные планируется принимать на широкую наземную сеть приемных станций инженерно-технологического центра "Сканекс", а затем использовать в коммерческих, научных, образовательных и экологических проектах.
Космический аппарат Deimos-2 весом 300 килограммов — первый испанский спутник дистанционного зондирования Земли с оптико-электронной аппаратурой метрового разрешения. Он будет вести съёмку Земли в пахрометрическом и мультиспектральном диапазонах для коммерческих пользователей во всём мире.
Пять пусковых контейнеров QuadPack, разработанных компанией ISIS (Нидерланды), использованы для выведения 21 спутника типа CubeSat производства восьми стран мира. На орбиту доставлены микроспутники QB50P1 и QB50P2, Nanosatc-BR1, Perseus-M1 и Perseus-M2, Flock1c-1 и Flock1c-11, DTUSAT-2, Duchifat PopSat-Hip1 и Pace Polyitan-1.
Вторая группа спутников также отделилась от российско-украинской ракеты-носителя РС-20 "Днепр" (SS-18 "Сатана" по классификации НАТО), запущенной с пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области, сообщил РИА Новости представитель оператора запуска — международной компании "Космотрас".
Самый крупный в кластере, казахстанский спутник KazEOSat-2 массой 177 килограммов предназначен для мультиспектральной съёмки Земли с разрешением 6,75 метров в интересах сельского хозяйства и землепользования, а также для контроля за природными ресурсами и стихийными бедствиями.
Два японский спутника Hodoyoshi — 3 и 4 массой 58 и 64 килограммов предназначены для наблюдения Земли с разрешением 40 и 6 метров. Аппараты оснащены самыми совершенными системами хранения и передачи данных. На Hodoyoshi — 4 установлена ионная микродвигательная установка, работающая на ксеноне, а также передатчик данных X-диапазона.
SaudiSat-4 (Саудовская Аравия) массой 100 килограммов представляет собой научно-исследовательский аппарат для исследования процессов накопления электрических зарядов на поверхности приборов самого космического аппарата.
Итальянский UNISAT-6 весом 26 килограммов является гражданским научным спутником для испытаний созданного заказчиком оборудования в условиях открытого космоса. Аппарат предназначен для отделения на орбите четырех микроспутников формата CubeSat (TigriSat, AeroCubes-6, AntelSat, Lemur-1), разработанных университетами разных стран мира.
Два американских спутника связи AprizeSat 9 и 10 весом 14 килограммов служат для передачи и получения небольших пакетов данных со стационарных и мобильных станций и отслеживания координат судов в морских акваториях.
Два канадских наноспутника BRITE массой 7 килограммов предназначены для изучения фундаментальных проблем астрофизики. Аппараты будут улавливать спектральный свет ярких звёзд.РИА
Таким образом пусковая кампания выполнена полностью.
"Сатана", запущенная ночью из подземной шахтной установки, была создана на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 в рамках кооперации российских и украинских предприятий. Носитель предназначен для выведения до 3,7 тонны полезной нагрузки — космического аппарата или группы спутников — на орбиты высотой от 300 до 900 километров. Отделение выводимых космических аппаратов происходит поэтапно.
Реализацией программы создания и эксплуатации этих ракет-носителей занимается международная космическая компания "Космотрас". Ее основная деятельность связана с утилизацией межконтинентальных баллистических ракет, снятых с боевого дежурства и используемых в пусковой системе "Днепр" для запуска на околоземную орбиту космических аппаратов. Акционеры "Космотрас" — научные организации и предприятия России и Украины, создавшие пусковую систему и осуществляющие гарантийный и авторский надзор в процессе её эксплуатации.
С момента первого запуска (апрель 1999) "Космотрас" произвел 19 пусков носителей "Днепр", в результате которых на околоземную орбиту были выведены 89 спутников. Заказчиками пусковых услуг были космические агентства и компании Великобритании, США, Италии, Саудовской Аравии, Германии, Франции, Японии, Южной Кореи и других стран. Для запусков используются шахтные установки на базе "Ясный" 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии (в Оренбургской области) и пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур (в Казахстане, на 900 километров южнее).
далее под катом: Космическая среда от 18 июня 2014 года Телестудия Роскосмоса Меню для итальянки Телестудия Роскосмоса Космическая среда от 25 июня 2014 года Телестудия Роскосмоса
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 18 июня 2014 г.
Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 72. В программе от 18 июня 2014 года: - Запуск с космодрома Плесецк - 35-я береговая батарея Севастополя - Зонд «Розетта» проснулся - Хронограф: «Чайка» и «Ястреб» - Знаете ли Вы: Самая яркая звезда на небе - Анонс программы «Космонавтика» на 21 июня 2014
В Звездном городке к экспедиции на МКС готовится итальянка — Саманта Кристофоретти. На орбиту первая представительница Италии отправится вместе с Антоном Шкаплеровым и Терри Верстом в декабре на корабле «Союз ТМА-15М». Сейчас экипаж занимается очень важным делом: вместе со специалистами они дегустируют блюда. К процессу этому подходят очень ответственно – ведь тем, что они выберут в свое космическое меню, им предстоит питаться полгода.
Обед в невесомости, как танец. В полете поймать ложку, заправить блюдо космической горчицей и расположиться на потолке — словом, хореография в космосе, которой орбитальные жители учатся месяцами.
Они пробуют еду очень маленькими порциями. Одна банка на шестерых. Разнообразие меню исчисляется десятками позиций. У космонавтов дегустация — выбор космического питания. Какую еду предстоит есть экипажу на орбите. «Большая банка: говядина с овощным гарниром, здесь говядина, картошка, лук, звучит все очень аппетитно, попробовать и оценить», — говорит летчик-космонавт, Герой России Антон Шкаплеров.
Антон Шкаплеров — командир экипажа корабля «Союз ТМА-15М». На орбиту отправится в декабре этого года. Сейчас его экипаж заказывает себе еду на будущее. В буквальном смысле заказывает – оценивает лучшее из предложенных блюд. То, что получит высший балл, и будет в космических контейнерах через полгода.
Пожалуй, самый любимый продукт на орбите и такой привычный для нас по утрам на Земле – это творог. Вот так он выглядит в упакованном виде, когда его доставляют на станцию, а вот так выглядит уже в приготовленном, здесь всего лишь добавили воды.
Причем из 50 килограммов творога на Земле получатся всего лишь 12 килограммов космической продукции, в которой сохранены все важные микроэлементы. Настоящий деликатес, от которого не откажется на орбите ни один космонавт. «Кто-нибудь желает творог? Саманта? – Да, спасибо, он вкусный!»
Саманта Кристофоретти – астронавт Европейского космического агентства. Гордость страны. Первая женщина Италии, которая отправится в космос. Для разнообразия тестирует русское меню. Хотя, знает, итальянские специалисты приготовили для нее свой рацион питания. «Я надеюсь, что будут национальные блюда Италии: лазанья, тирамису, и я тоже работала с поваром в Италии над блюдами. Блюда для космоса могут быть нетрадиционными, но они очень хорошие и полезные для организма», — считает астронавт Европейского космического агентства Саманта Кристофоретти.
Для орбитального стола отбирается все самое лучшее. Космическое питание самое безопасное, без химических добавок, ароматизаторов и красителей. У свежих овощей и фруктов даже свой кастинг на размер и спелость. «С помидорами вопрос самый интересный. Сотрудники Института пищеконцентратной промышленности ходят чуть ли не со штангенциркулем и выбирают определенные размеры и спелость.
То есть, помидорчики вошли в нужные ячейки и не были сильно спелые. И тогда, если все это дело сорвать, запустить, то космонавты как раз получают помидорчики, которые хорошо долетают», — сообщает старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина Андрей Баландин.
Главная задача космической еды — поддержание организма в сложных условиях невесомости. При формировании рациона врачи и диетологи учитывают все факторы внеземной жизни: невесомость, перегрузки и, в то же время, отсутствие возможности тратить калории в условиях длительной изоляции.
«Если бы не было работы, мы бы ели круглосуточно, хорошо, что у нас есть работа, поэтому у нас есть перерыв между едой. И аппетит здесь отменный», — говорит бортинженер МКС Олег Артемьев.
В день две тысячи калорий – в обычном рационе космонавта. Завтрак, обед и ужин. На выбор: мясо, рыба и огромное разнообразие супов. Главное, добавить горячей воды, все продукты приходят на орбиту в сублимированном виде – то есть, высушенные и обезвоженные. «Открываем сосок, здесь такой вкладыш-горловина, вытаскиваешь его, вставляем в рот и начинаем здесь подкручивать и выдавливать, как из тюбика. Суп горячий, хороший», - делится впечатлениями бортинженер МКС Александр Скворцов.
Тюбики уже давно не появляются на орбите, а вот от консервных банок не отказались. В них – вторые блюда. И разогревают такие банки в специальной космической печи. «Это укладка-нагреватель. Чтобы скушать, надо подогреть, открываем и закладываем.», — показывает Артемьев.
Работа этого нагревательного прибора основана на переходе электрической энергии в тепловую. Так, нагреваясь, пластины по обеим сторонам передают свое тепло банке с едой. «Достаем чахохбили, используем такое же оборудование, как и на Земле.
Вот уже недостатки невесомости. За счет разогрева разлетаются капли жира. Я люблю острый соус, поэтому я заправлю еще и им», — сообщает подробности Скворцов.
У каждого космонавта своя укладка СПП — средства приема пищи. Космическая ложка и вилка. Причем ручки у них удлиненные, чтобы можно было достать еду из уголков пакета. Однако опытные космонавты утверждают, космическая упаковка сделана так грамотно, что и без приборов можно обойтись. «Я во втором полете вообще ничего ложкой и вилкой не ел, сразу надрезал и выдавливал», — вспоминает летчик-космонавт, Герой России Олег Кононенко.
Порой вкусовые пристрастия на орбите меняются. Так, Александр Скворцов на земле вообще мало употребляет сладкого, а вот в космосе и чай с сахаром, и на десерт — брусничное варенье. «Очень вкусно. Потрясающе. Маленькие радости в космосе», — не скрывает удовлетворения Скворцов.
Саманте Кристофоретти в полете придется несладко. Даже – пресно. Уже сейчас, на земле, она привыкает к несоленой пище. Саманта участвует в эксперименте по бессолевой диете, то есть вся пища для нее – будет несоленой.
Соли в привычном земном виде на орбите нет. В невесомости она просто разлетится. Поэтому в космосе к еде добавляют насыщенный солевой раствор. Хлеб для орбиты тоже специальный. Крошечный, маленький, на один укус. Такие вот буханочки ржаного хлеба – особая любовь орбитальных жителей.
«Здесь потребление пищи — не просто потребление калорий. Это еще и традиция, еда она помогает нам общаться, обсуждать какие-то проблемы во время еды – это очень здорово, это приближает нас к воспоминаниям о Земле, о наших семьях», — рассказывает Скворцов.
Обеденное время — еще и время встреч. Именно за столом общаются космонавты, да и астронавты, которые порой за весь день не видят друг друга. А так приятно в дружной компании пожелать приятного космического аппетита.
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 25 июня 2014 г.
Еженедельная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 73. В программе от 25 июня 2014 года: - «Метеор» на Байконуре - Первый выход в космос - Хронограф. Запуск ОС «Салют-3» - Выставка к 100-летию В. Н. Челомея - Анонс программы «Космонавтика» на 28 июня
100 лет со Дня рождения гениального конструктора В.Н.Челомея
30.06.2014 исполнилось 100 лет со Дня рождения Челомея Владимира Николаевича, под руководством которого была разработана ракета-носитель «Протон».
Советский ученый в области механики, дважды Герой Социалистического Труда, уже в 30 лет возглавил завод. Первые 10 лет своей работы (1944 по 1954- гг.) он занимался целой серией самолетов-снарядов с пульсирующими реактивными двигателями. Первые испытания прошли уже через полгода, а в 1945 году самолет-снаряд приняли на вооружение.
В 1955 году В.Н.Челомею был передан механический завод в городе Реутове, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомею удалось создать на предприятии сплоченный, эффективно работающий творческий коллектив, что и обеспечило ему дальнейшие успехи.
За короткое время КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию. В период с 1956 по 1965 гг. Владимира Николаевича и его бюро признали в ряду ведущих оборонных предприятий промышленности. Это позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия.
В 1963 году Челомей с нуля создал тысячу шахтных ракет с мегатонными зарядами.
Тогда же он создал легендарную УР-100 – самую массовую межконтинентальную ракету в истории Ракетно-ядерных сил. Надежные УР-100 до сих пор стоят на вооружении РВСН.
Челомей создавал технику с запасом на несколько десятилетий вперед. Ракета-носитель Владимира Николаевича «Протон» (УР-500) — одна из главных рабочих лошадок мировой космонавтики.
Также технические наработки гениального конструктора используются на Международной космической станции. Главный служебный модуль «Звезда» почти полностью повторяет конфигурацию орбитального комплекса «Алмаз», который уже тогда включал в себя базовый блок, возвращаемый аппарат и большегрузный транспортный корабль снабжения.
«Не думайте, что всё уже открыто и сделано. Очень важно научиться видеть необычные явления, а потом понять их и объяснить». В. Н. Челомей
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 27 июня 2014 г.
Владимир Челомей. Пожалуй, единственный в мире ракетный конструктор, о котором можно сказать, что он с успехом создавал боевые межконтинентальные баллистические ракеты, крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции.
В последний день июня Владимиру Николаевичу Челомею, академику АН СССР, дважды Герою Социалистического Труда исполнилось бы 100 лет.
Телестудия Роскосмоса Опубликовано: 1 июля 2014 г.
К 100-летию со дня рождения. (17 (30) июня 1914 г.р. ) "Сегодня, 25 июня 1974 года, в СССР осуществлен запуск ракеты-носителя Протон, которая вывела на орбиту советскую научную космическую станцию "Салют-3". Это сообщение ТАСС было опубликовано во всех газетах, передано по радио и телевидению.
Правду о том, что было запущено на орбиту, знали только специалисты, Генеральный штаб вооруженных сил и Пентагон.
Тяжелая стратегическая межконтинентальная ракета вывела в космос боевую разведывательную орбитальную станцию "Алмаз" для проведения пробных стрельб из бортового орудия.
Это и сегодня звучит как фантастика. Но конструктор этой станции и этой ракеты, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Владимир Николаевич Челомей, умел удивлять и свою страну, и мир.