Напомним, что контракт на прокачку газа через территорию Украины истекает уже в конце этого года. Проблема в том, что даже введение «Северного потока-2» и «Турецкого потока» в эксплуатацию к этому сроку не закроет весь европейский импорт газа. В лучшем случае, «Газпром» сможет поставлять только объемы по контракту, но о любых сверхобъемах, которые регулярно дозаказывают европейские потребители, придется забыть.
Еще хуже, по оценкам экспертов, что запустить «СП-2» в эти сроки может не получиться из-за проволочек со строительством немецкой наземной инфраструктуры. Да и с «Турецким потоком», точнее, с его европейской ниткой, вопрос пока окончательно не решен. Не исключено, что в 2020 году через территорию Украины придется прокачать 50−60 млрд. кубометров газа. Меньше, чем 86,7 млрд. кубов в 2018 году, но тоже немало.
В то же время, переговоры с Украиной пока не приносят особых успехов. И это при том, что руководство «Нафтогаза» продолжает нагнетать страсти. Так, глава компании Андрей Коболев в начале марта заявил, что запуск «Северного потока-2» грозит полным прекращением транзита через Украину, и несет не просто экономическую, но и военную угрозу.
«Мы потеряем весь транзит. Весь. Потому что есть еще „Турецкий поток“, который построят и с большой вероятностью запустят до конца 2019 года. Он теоретически может забрать более 30 млрд. кубометров. Также 55 млрд. кубометров с территории Украины может забрать „Северный поток-2“. Если их составить, это близко к нынешнему объему транзита через территорию Украины», — сказал Коболев.
Эксперты слова Коболева оценивают, как чисто политическое заявление и нежелание реально договариваться о прокачке газа с Москвой. Например, украинский аналитик Валентин Землянский считает, что объемы транзита даже с 2021 по 2024 год могут варьироваться от 40 до 20 млрд. кубометров. Остальные мощности придется законсервировать, чтобы не тратить средства на их подержание в рабочем состоянии.
Кстати, 40 миллиардов — это объем, который необходим для безубыточности работы украинской ГТС. Цифру в 30−40 млрд. называл и министр экономики Германии Петер Альтмайер прошлым летом.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков также пояснял «СП», что к 1 января 2020 года европейцы не успеют построить свои участки, и ни «Северный поток-2», ни вторая нитка «Турецкого потока» не будут работать на полную мощность. По «Турецкому потому», в лучшем случае, к 2020 году газ будет подаваться (около 8 млрд. кубов) в Болгарию и Сербию, по «СП-2» — примерно половина от запланированных 55 млрд. кубов. Отсюда те же 30−40 млрд. кубометров прокачки через Украину. Но уже к 2021 году все газопроводы будут достроены, и вот тут уже все будет зависеть от того, сумеет ли Киев договориться с «Газпромом» о транзите.
Но, судя по всему, украинские власти пока к диалогу не готовы. Даже переговоры трехсторонней группы при участии представителей ЕС особых результатов не принесли. Осложняют переговоры и судебные тяжбы между «Газпромом» и «Нафтогазом». Неслучайно Дмитрий Медведев сказал, что одно из условий продолжения транзита — «урегулирование отношений между заинтересованными компаниями».
В Швеции рассматривается апелляция «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража, присудившего Украине 4,56 млрд долл. за нарушение им условия «качай или плати», но отменившего аналогичное условие «бери или плати» для «Нафтогаза». Российская компания настаивает на «нулевом варианте» решения спора, когда стороны снимают взаимные финансовые претензии (а Украина тоже должна 2 млрд. за уже полученный газ), но Киев от денег отказываться не собирается. Более того, предпринимает попытки, часто успешные, арестовывать имущество «Газпрома» в разных странах во исполнение вердикта.
Кроме того, «Нафтогаз» подал еще один иск на 12 миллиардов долларов в качестве компенсации за потерю транзита. Эксперты оценивают вероятность победы не слишком высоко, с другой стороны, и решение Стокгольмского арбитража по «качай или плати» мало кто предвидел.
Еще одно трудновыполнимое условие, о котором говорил Дмитрий Медведев, — «стабильная политическая обстановка». Видимо, в этих словах сквозит надежда на то, что после президентских выборов в конце марта новый глава Украины будет более договороспособным. Однако, похоже, что у действующего президента Петра Порошенко есть все шансы удержаться в кресле. По последним опросам лидирует в президентской гонке комик Владимир Зеленский, а вот Порошенко внезапно вырвался на второе место, опередив Юлию Тимошенко. Аналитики считают, что если во второй тур выйдут Зеленский и Порошенко, у нынешнего главы государства намного больше шансов на победу.
В таком случае, судьба транзитных переговоров останется еще более смутной. Как считает Землянский, Европа может осуществлять транзит «явочным порядком» под контролем представителей Еврокомиссии, все-таки, украинские власти понимают, что лишатся поддержки ЕС, если оставят тех без газа, да еще и зимой. Но пока Киев намеревается выторговать себя условия получше, надеясь, что европейцы надавят на Москву, а может, даже пригрозят ей новыми санкциями, если она не пойдет на уступки Киеву.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что высока вероятность того, что стороны вообще не договорятся до конца года. В этом случае придется заключить временное соглашение при участии европейцев, чтобы продолжать качать газ в ЕС.
— Времени, действительно, остается не так много, но до того, как на Украине пройдут выборы, о переговорах говорить бессмысленно. Последние десятилетия политика оказывает огромное влияние на контракты России и Украины по поставкам и транзиту газа. Вопросов очень много, и вопросов сложных. Они касаются и неурегулированных на данный момент правовых споров в различных арбитражах, и условий транзита газа по новому контракту, и неработающего соглашения по поставкам газа на Украину. Каждый из них, учитывая разные взгляды сторон, требует огромных усилий.
Но нужно понимать, что есть определенная потребность, чтобы по окончанию действующего контракта заработал новый. Она уже не такая острая, как десять лет назад, за это время появились обходные газопроводы. Но на ближайшие несколько лет целесообразность в транспортировке определенных объемов через Украину сохраняется. Однако для этого необходимо, чтобы условия транзита были не менее привлекательными, чем поставки по альтернативным маршрутам.
После того, как на Украине наступит какая-то политическая определенность, переговоры нужно вести и пытаться найти решение. Но удастся ли сделать это до конца года — очень большой вопрос. Я почти уверен, что переговоры затянутся до последнего момента. Разговаривать будет очень сложно, и потребуется координация с европейскими коллегами, которые будут участвовать в обсуждении, потому что этот вопрос касается их напрямую. Но о том, что есть вероятность заключения соглашения, говорить пока рано.
«СП»: — От чего будет зависеть успешность переговоров?
— Многое будет зависеть от результатов выборов и возможности наладить общеполитический диалог между Россией и Украиной. Если в этом плане будут позитивные сигналы, будет больше возможности договориться. Если нет — возрастает вероятность того, что к разумному соглашению прийти не удастся. Хотя у всех трех сторон есть заинтересованность в том, чтобы контракт появился, и чтобы поставки осуществлялись на приемлемых условиях. Вот только понимание эти условий у всех разные.
«СП»: — Что будет, если до конца года стороны вообще не договорятся?
— Если договориться не удастся, как компромиссное решение возможно продление действующего контракта и его условий на какое-то время. Но для этого потребуется серьезное давление со стороны Европы на Киев. Кроме того, продление вызовет целый набор вопросов — будет ли действовать условие «качай или плати», изменятся ли условия оплаты и так далее. В общем, и действующий контракт далеко не идеален.
Скорее всего, будет принято какое-то временное решение, пока стороны не договорятся до чего-то долгосрочного. Можно, к примеру, заключить контракт на год и посмотреть, как он будет работать, а после этого принимать решение. Есть вариант временного соглашения, когда транзит газа оплачивается его поставками, такая схема работала с Грузией.
По-хорошему, нам нужен временной запас, чтобы ввести все мощности в эксплуатацию и достроить все, что нужно, для разводки транзитных потоков. 2019 года для этого нам не хватит, например, мы еще ведем переговоры с Болгарией по «Турецкому потоку», буквально вчера премьер Медведев прибыл в Софию с двухдневным визитом, в том числе, для обсуждения этого вопроса.
Так что переговоры с Украиной будут очень непростыми, это можно сказать точно. Падение транзита будет, оно неизбежно, но если украинская сторона пойдет навстречу, небольшие объемы можно сохранить. Россия не против и в будущем поставлять через Украину около 10 миллиардов кубометров, но только если условия будут выгодными. Если же они полностью откажутся идти на компромисс, тут уже европейцам стоит задуматься о расширении своей системы и развитии мощностей, которые обеспечили бы поставки во все страны, зависящие от транзита через Украину.