Завершено создание инфраструктуры для перехода страны на цифровое вещание.
Впервые поднялся в воздух для испытаний модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160.
Впервые поднялся в воздух для испытаний новейший топливозаправщик Ил-78М-90А.
На Иркутском авиазаводе началась сборка первых серийных образцов нового российского авиалайнера МС-21.
Впервые поднялся в воздух для испытаний модернизированный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М.
Представлена новая модель КАМАЗа, предназначенная для работы в суровых условиях Арктики.
В Кузбассе представлен новый российский карьерный самосвал ТОНАР-7501 грузоподъёмностью 60 тонн.
АВТОВАЗ представил и начал продажи новых марок LADA Vesta Cross sedan и LADA XRAY Cross.
Представлены абсолютно новые российские автомобили проекта «Кортеж» под маркой «Аурус».
Концерн «Автоматика» начал серийный выпуск отечественных высокопроизводительных серверов «Эльбрус-804».
Холдинг «Росэлектроника» завершил создание первой российской микросхемы для Интернета вещей.
Российский 3D-биопринтер первым в мире отправился на МКС и там напечатал образцы тканей животных и людей.
Отдельно хотелось бы рассказать о построенных за год заводах и фабриках, но, чтобы не тратить время, просто пролистаем их список на экране. Подробнее ознакомиться с ним и со всеми ссылками вы сможете на нашем сайте и не забывайте, что в наш перечень вошли далеко не все производственные объекты и события этого года. Теперь поговорим про экономику.
Экономика
Немного общих сведений. По итогам года рост ВВП составит 1,8%, а промышленного производства – 3%. Профицит торгового баланса вырос существенно и достиг – 190 млрд долларов против 115 млрд долларов в прошлом году. То значит, что мы продаём за рубеж больше, чем покупаем импортной продукции. Что касается экспорта вообще, то несырьевая неэнергетическая его составляющая продолжает расти и по итогам года достигнет 147 млрд долл., превысив предыдущий рекорд 2013 года.
Растут и золотовалютные резервы, на 7% и составляют около 464 млрд долларов, объём Фонда национального благосостояния вырос на 22% и достиг 6,5 трлн рублей. Впервые за 7 лет по итогам года российский бюджет будет исполнен с профицитом в размере 2,5% ВВП.
Транспорт
Одной из важнейших характеристик состояния экономики страны являются перевозки. Чем выше экономическая активность, тем выше грузо- и пассажиропоток. В 2018 году грузооборот РЖД увеличится на 4%, а погрузка – на 2,2%, экспортные перевозки через российские порты возрастут на 4,1%. Объём транзитных контейнерных перевозок возрос на 25% - это говорит о усилившемся значении России в качестве моста между Европой и Азией.
В полной мере это касается и перевозок по Северному морскому пути. Если по итогам 2017 года мы установили исторический рекорд перевозок в 10 млн тонн грузов, то в 2018 побили его почти вдвое, доведя до 18 млн тонн. А по итогам следующего года планируется достичь 30 млн тонн.
Возрос и пассажиропоток на железнодорожном транспорте - он достиг 1 150 000 000 человек и превысил прошлогодний показатель на 3,1%.
Свой рекорд обновили и российские авиакомпании, которые только за 11 месяцев перевезли 107 млн пассажиров против 105 млн за весь прошлый год.
Возвращаясь к промышленности, скажем, что, хотя итоги года ещё официально не подведены, но уже ясно, что будет рост абсолютно во всех обрабатывающих секторах, а рекордсменом станет именно транспортное машиностроение. Например, своего пика достиг объём выпуска грузовых вагонов, сразу на 14% увеличился выпуск легковых автомобилей. На столько же – на 14% выросла и продажа автомобилей в России.
Энергетика
Основа любого экономического роста – это энергетика. Чем больше строится новых фабрик, тем больше электроэнергии они потребляют, чем активнее граждане, тем больше углеводородов приходится на потребления каждого из них. По итогам 2018 года производство электроэнергии в России достигнет рекордных показателей за всю российскую и советскую историю. Электростанции страны выработают свыше 1090 млрд кВт*ч. Этому способствует рост промышленного производства.
Установлен рекорд и по добыче газа – он превысил 700 млрд кубометров. Из них 200 млрд куб – поставлено «Газпромом» в дальнее зарубежье, что тоже является рекордом. В свою очередь это позволило одному только «Газпрому» заплатить в бюджеты налоги в сумму 2,7 трлн. руб.
Свой рекорд для новейшей истории России установлен и в добыче нефти – в этом году она превысила 11,4 млн баррелей в сутки.
Такая же ситуация и с добычей угля – в этом году она превысит 420 млн тонн, что выше рекорда РСФСР 1988 года.
Оборона
Этот год запомнился представленными в России новейшими образцами вооружения – от авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» до ракетного комплекса с гиперзвуковым крылатым блоком «Авангард». В общей сложности в этом году вооружённые силы страны получили больше чем 1,5 тыс. образцов вооружения и около 80 тысяч единиц техники.
Уровень современной техники в войсках составил 61,5%. Подобным сегодня не может похвастаться ни одна армия мира. В следующем году этот показатель будет доведён сразу до 67%.
Вместе с тем повысилась интенсивность боевой учебы, проведено 6 внезапных комплексных проверок и свыше 18 тыс. учений и тренировок, самыми масштабными их которых стали маневры «Восток-2018» и крупные военно-морские учения в Средиземном море. Кроме того, активно велась работа по восстановлению мирной жизни в Сирии и строительство военной инфраструктуры для собственных нужд.
И ещё…
В этом итоговом выпуске мы бы могли рассказывать о достижениях ещё много – о новом историческом минимуме младенческой смертности, о новом рекорде поставок зерна за границу, об успехах российских школьников на олимпиадах и многом другом. Но закончить выпуск и год мы бы хотели историей 77-летней давности…
…Декабрь 1941, канун Нового года, блокадный Ленинград, 193-ий день войны. Несмотря на тяжелейшее положение, страна и город готовится к празднику и верит в лучшее. Под вражеским обстрел по Дороге жизни советские шофёры везут в Ленинград продовольствие и даже новогодние ёлки. Но одна машина везёт по тонкому льду настоящее чудо – груз мандаринов для детсадовцев. Доверили эту работу опытному водителю 390-го автобата Максиму Твердохлебову.
На пути по Ладожскому озеру он был атакован парой вражеских истребителей. Маневрируя, стараясь уклониться от пулемётных очередей, шофёр продолжал свой путь до тех, пор пока противник не израсходовал боезапас и не скрылся. Как позже выяснилось машина получила 49 пробоин, шофёр был ранен, но, истекая кровью, довёз свой груз и выполнил задание. Ребята, впервые в жизни увидевшие небывалое лакомство – мандарины не знали, что они в буквальном смысле политы кровью…