Киев: Город, предавший своих героев
Через 75 лет после освобождения улица маршала Жукова носит имя Кубанской Украины
Взлет и трагедия
Столицей УССР Киев стал только в 1934 году. Дело в том, что во время революционных событий 1917−1918 годов, руководству так называемой Украинской народной республики (УНР), опиравшейся на штыки русинов из числа бывших солдат австро-венгерской армии, удалось утопить в крови два выступления киевлян в поддержку Советов.
В итоге УССР была провозглашена в Харькове, и там же в первое время разместилась столица республики. Однако, учитывая исторический фактор, в начале 1930-х главным городом Советской Украины решили все-таки сделать Киев.
В середине 1930-х годов в новой украинской столице началась масштабная реконструкция.
Строились новые районы, прокладывались дороги, был пущен троллейбус, стремительно росло население.
Если в 1919 году оно составляло чуть более полумиллиона человек, то перед началом Великой Отечественной войны — 846 тыс.
После начала гитлеровской агрессии Киев одним из первых советских городов подвергся вражеской бомбардировке.
Свернутый текст
Несмотря на то, что советское руководство изначально не было настроено сдавать город, из столицы УССР летом 1941 года успели эвакуировать около 300−350 тыс. человек гражданского населения, а также — важнейшие научные учреждения, учебные заведения и предприятия. До 200 тыс. горожан были призваны в армию.
Оборона Киева началась в июле 1941-го и продолжалась почти три месяца.
Защитники столицы УССР сражались мужественно, но уже в начале сентября положение стало безнадежным — силы Вермахта прорвали позиции советских войск на севере Украины в несколько местах. Между военачальниками и представителями политического руководства страны шли ожесточенные споры о целесообразности отвода войск из Киева.
9 сентября силам Красной армии разрешили частично отойти за Днепр, но при этом приказ об удержании Киева оставался в силе. Окончательное решение оставить столицу УССР было принято только 18 сентября.
Совершить отход советские части не успели. Сотни тысяч военнослужащих оказались в огромном «котле». Красная армия понесла поражение, которое многие историки называют самым серьезным за время войны. Общие (санитарные и безвозвратные) потери в ходе обороны Киева оцениваются примерно в 700 тыс. человек.
19 сентября гитлеровцы вошли в Киев. Бои в районе столицы на правом берегу Днепра продолжались еще примерно неделю.
Гитлеровская оккупация
Сразу после вступления в Киев нацисты установили в городе жестокий оккупационный режим.
Активную помощь в этом оказывали им прибывшие с Западной Украины коллаборационисты — члены ОУН*.
21 сентября 1941 года началось изъятие у оставшихся в городе киевлян продуктов питания. Были введены принудительные работы.
Рабочий день составлял 14−16 часов. За среднемесячную «зарплату» на рынке можно было купить пару килограммов муки или 250−300 граммов сала. Люди начали пухнуть от голода.
На общественных зданиях появились надписи типа «Собакам и украинцам вход запрещен» или «Только для немцев».
За малейшее неподчинение нацисты и их пособники жестоко избивали киевлян — даже женщин и детей. Начались облавы на коммунистов, советских активистов, интеллигенцию, евреев. Были созданы концентрационные лагеря для военнопленных и местного гражданского населения. В Бабьем Яру началось массовое уничтожение евреев.
Отходя из Киева, советские спецслужбы успели оставить в городе достаточно мощную и разветвленную сеть подпольных организаций.
Уже вскоре после начала оккупации в городе начались акции возмездия, в результате которых были уничтожены сотни гитлеровских военнослужащих.
Советские диверсанты смогли ликвидировать даже командира артиллерийского управления 29-го корпуса Вермахта барона Ганса-Генриха фон Зейдлица-унд-Голау. Позже подпольщики спасли от рабства, плена и казней тысячи киевлян, уничтожили сотни единицы вражеской техники, взорвали два моста.
В то же самое время гитлеровцы быстро сообразили, что, прикрываясь подпольщиками, они сами могут совершать масштабные провокации.
Так, 3 ноября был взорван Успенский собор Киево-Печерской лавры. Оккупанты поспешили обвинить в этом красных диверсантов. Однако, судя по предварительному вывозу из собора ценностей, и воспоминаниям некоторых гитлеровских функционеров, собор взорвали сами нацисты.
В Бабьем Яру и других местах массового уничтожения людей немцы
и находящиеся под их командованием боевики украинской вспомогательной полиции, сформированной на основе ОУН*,
жестоко убили более 200 тыс. человек (как горожан, так и жителей других населенных пунктов). 100 тыс. киевлян были угнаны в рабство.
Десятки тысяч — погибли от голода, холода и болезней. Оккупанты уничтожили около 800 предприятий, свыше 900 общественных зданий,
около полутора миллионов квадратных метров жилья, ликвидировали все детские сады и большую часть школ.
Освобождение
Опрокинув на Курской дуге нацистские войска, Красная армия в конце августа 1943 года развернула масштабное наступление на Левобережной Украине.
Во второй половине сентября советские войска прорвались к Днепру и местами смогли даже создать плацдармы на его правом берегу. Однако освободить сходу Киев Красной армии не удалось. Не достигло основной цели и масштабное наступление на столицу УССР, развернутое в октябре, в ходе которого основной удар в направлении Киева наносился с Букринского плацдарма, а вспомогательный — с Лютежского.
Тогда советское командование сумело дезинформировать врага. В обстановке строгой секретности с Букринского на Лютежский плацдарм перебросили части 3-ей гвардейской танковой армии, 23-го стрелкового корпуса, 7-го артиллерийского корпуса, а также другие подразделения. 1 ноября 1943 года с Букринского плацдарма началось «отвлекающее» наступление, а 3-го — был нанесен основной удар с Лютежского.
Советским войскам удалось парализовать авиацию противника силами противоздушной обороны и нанести массированный артиллерийский удар по врагу. Немцы дрогнули, и вечером того же дня красноармейцы уже вышли к пригородам Киева.
Перерезав дороги в тылу у фашистов, советские войска лишили противника возможного маневра. 5 ноября гитлеровцы начали спешное отступление. По воспоминаниям киевлян, нацисты и коллаборационисты бежали, бросая на дороге тюки с награбленным и личное оружие. Утром 6 ноября Киев был освобожден. В город вошли 25 эшелонов с продовольствием и вещами первой необходимости.
Весной 1944 года начались масштабные работы по восстановлению столицы УССР.
Помимо уполномоченных предприятий, к возрождению Киева привлекли комсомол.
Менее чем за год было восстановлено 232 тыс. и отремонтировано 746 тыс. квадратных метров жилой площади.
Прошли работы по восстановлению улиц, дворов и парков. Открылись 14 медицинских учреждений.
Было возобновлено движение общественного транспорта, принято решение о строительстве метро.
В ноябре 1943 года в Киеве оставались только 180 тыс. жителей, а уже вскоре после Победы город стал «миллионником».
Предательство
В годы Великой Отечественной войны в Киеве и окрестностях погибли около миллиона советских граждан
— бойцов Красной армии, подпольщиков, партизан и мирных жителей, убитых нацистскими оккупантами и их пособниками.
В 1965 году столице УССР присвоили статус города-героя.
Сотни киевских памятников, мемориалов, музеев и топонимов сохраняли для потомков память о героизме предков, сделавших огромной вклад в Победу над нацизмом и спасение мира на земле.
Однако после объявления в 1991 году независимости Украины над памятью воинов-освободителей начали издеваться.
А после государственного переворота 2014 года эти издевательства переросли в настоящую вакханалию.
Проспект, названный в честь руководившего освобождением Киева генерала Николая Ватутина,
был переименован в 2017 году Киевсоветом в проспект Романа Шухевича — гитлеровского коллаборациониста, капитана нацистской вспомогательной полиции и командующего созданной по инициативе руководства Третьего рейха ОУН-УПА*.
Памятник Ватутину националисты уже давно требуют снести, а на днях — закидали его яйцами.
Улицу маршала Георгия Жукова, одного из авторов освобождения Украины от нацистов, называют теперь в честь никогда не существовавшей Кубанской Украины.
В Киеве появился проспект информатора Абвера и РСХА Степана Бандеры,
улица высокопоставленного командира СС Михаила Омельяновича-Павленко,
улица агента Абвера, гордившегося личным знакомством с Адольфом Гитлером, — Евгения Коновальца,
улица греко-католического деятеля Андрея Шептицкого, горячо поддерживавшего нацистов и лично благословлявшего создание карательных коллаборационистских частей. А также других подобных персонажей.
Сегодня Киев пестрит топонимами в честь тех, кто руководил массовыми убийствами киевлян, да и вообще мирных жителей Украины в 1941—1943 годах.
Тех, кто грабил, мародерствовал и насиловал.
В монументы же, установленные тем, кто спасал, освобождал, кормил и восстанавливал — теперь летят яйца,
а память о них уничтожается. Город-герой Киев теперь по праву может носить позорный титул города-предателя.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность
«Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство».
Их деятельность на территории России запрещена.
СвободнаяПресса® http://svpressa.ru/post/article/215183/
/// А тем временем, сегодня в Киеве проходят обыски у тех, кто призывал возложить цветы освобождавшим Киев от фашистов,
и шьют дело в госизмене , в частности политологам, ранее выступавшими на российском телевидении - Ирине Бережной и Василию Волге: