Золотые изделия сокровищниц Киево-Печерсокй Лавры, произведенные в России.
13.08.2018
https://zen.yandex.ru/media/bestchannel … ?from=feed
Предыдущая часть - Редкие золотые украшения периода Киевской Руси
Сокровищница, о которой я написал уже несколько статей, содержит богатые коллекции золотых изделий не только кочевых племен Северного Причерноморья, но и российских мастеров, волею судеб, попавших в хранилища сокровищницы на территории Лавры. Множество из них попали по религиозной линии, учитывая единые церковные узы двух народов.
Конечно же эти экспонаты по своему художественному значению и ценности нельзя сравнить с Оружейной палатой Кремля, но по ним можно проследить рассвет и становление российского ювелирного дела с шестнадцатого по двадцатый век.
Очень понравилась массивная золотая церковная чаша, которая была превнесена Гетманом Украины Иваном Самойловичем Киево-Печерской Лавре за упокой души сына и дочки. Эта чаша вместе с еще одним изделием были заказаны ювелирам Кремля в 1686 году.
На чаще применена очень сложная техника – эмалью по золотому рельефу. Кроме того, учитывая, что чаша полностью золотая, на ней присутствует множество драгоценных камней – бриллианты, сапфиры, рубины. До наших дней она дошла частично деформированной, что говорит о ее непростой судьбе.
Религиозная тематика полностью главенствует над тематикой золотых изделий, хранящихся в Лавре. Это связано в первую очередь с историческими аспектами, а также религиозными особенностями того времени.
Отдельного внимания заслуживает очень большая золотая чаша с религиозной тематикой, которая размещена вместе с золотыми церковными медальонами. Все изделия золотые и инкрустированы драгоценными камнями. В большинстве из них применена техника эмали.
Довольно большую часть коллекции занимают церковные медальоны, которые носили служители церкви или это были подарки вельмож своим родственникам или детям.
Эти предметы выполнялись художниками Москвы.
После многих реформ Петра I, новым центром ювелирного искусства также стал Санкт-Петербург. Однако только через двадцать лет количество ювелиров Москвы и Петербурга сравнялось. И все же, еще долгое время специалистами по золоту оставались именно ювелиры Москвы. Российские ювелиры были подвержены тогдашней моде, а потому активно использовали европейские тенденции – барокко, рококо, классицизм.
Гравировка ушла на второй план и главенствующую роль при оформлении драгоценных изделий заняла чеканка на драгоценных металлах в стиле барокко или рококо.
Это отчетливо видно на двух серебряных чашах с позолотой. На них отчетлива выпуклая внешняя и внутренняя чеканка, преимущественно на тему природы.
Российские мастера очень активно применяли чернь – это специальный стиль, который заключается в нанесении на предварительно подготовленный рельефный рисунок-форму специального раствора, который включает серебро, свинец, серу, олово и медь. Такая техника получила широкое признание из-за высокого художественного стиля. Примером является золотая доска оправы от Евангелия.
Уже к концу правления Петра и средине периода правления Екатерины, российские мастера ювелирных дел начали специализироваться на производстве сервизных наборов или их отдельных элементов. Этому дал толчок как европейский стиль, так и веяния того времени, связанные с частыми официальными приемами. Такие изделия заказывали ювелирным артелям как в одном экземпляре, так и целями сервизами, в качестве приданного для детй.
К примеру, золотой сервис по заказу известного российского графа Бенкердорфа для своей дочери.
Он прекрасен как в наборе, так и в виде отдельных экспонатов, где каждый из них является отдельным произведением искусства. Вот, к примеру, золотая конфетница с богатым орнаментом.
А это главный атрибут сервиза - чайник.
Под заказ российские ювелиры изготавливали и современные кубки. Пример - хрустальный кубок с серебряной оправой. Оправа очень богата на чеканку. Она состоит из отлично вылитых голов сов, а также облика Черномора.
Очень интересен, с точки зрения понимания уклада того времени, является золотой столовый набор, выполненный неизвестным петербургским мастером по золоту.
Он был специально выполнен для использования при выезде на природу или загородное имение, и состоит из семи предметов. Набор очень богато и достойно смотрится на фоне других золотых изделий кухонной утвари, произведенных российскими мастерами по золоту и серебру.
Промышленные тенденции при производстве драгоценных изделий также нашли свое отражение в российском ювелирном деле. Известная российская компания Фаберже создала очень оригинальные серебряные каминные часы для одного из влиятельных промышленников, которые дошли до наших дней в отличном состоянии.
Часы оформлены эмалью сапфирового цвета под механическую гравировку.
Российские ювелиры и их изделия были очень почитаемы не только на родине, но и в Европе. Не случайно, что многие частные артели часто становились победителями различного рода ювелирных выставок в Лондоне, а петербургская компания братьев Грачевых была поставщиком ювелирных изделий для короля Дании.
Известная российская компания Фаберже не только полностью обслуживала заказы императорского двора, но и была популярна в императорских дворах всей Европы. Фаберже имел представительства в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне.
Табакерка из слоновой кости с эмалью и жемчугом.
О ювелирных течениях при производстве церковных изделий я расскажу в следующих статьях. Будет очень интересно и наглядно.