Первое: на основе анализа состава реверсного газа, который закупала Украина, делается вывод, что никакого другого газа, помимо того, что проходил транзитом через территорию Украины в сторону ЕС, по реверсу на Украину не поступало. То есть российский газ поставлялся в страну по схемам замещения.
Второе: технической возможности для поставок газа из Европы на Украину на тот момент не было. В свежей аналитической статье «ГТС: время не ждет» от 2 марта 2018 года Униговский вместе с депутатом Верховной Рады Александром Домбровским отмечают, что ситуация с 2016 года не изменилась.
«К 2020 г. вряд ли удастся полностью перейти на самообеспечение страны природным газом, а полное отсутствие транзита создаст трудности и для реверса природного газа через нашу западную границу», — говорится в публикации.
В соответствии с проведенными в 2017 году исследованиями немецкого института EWI, в 2030-м украинская ГТС будет транспортировать 25-30 млрд кубометров российского газа в год. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в апреле прошлого года заявлял, что российская компания готова рассмотреть возможность сохранения транзита газа через Украину после 2019 года в объеме всего 15 млрд куб. м.
Власти Украины ведут борьбу за контроль над доходами от ГТС, тем временем она стареет и приходит в негодность. Приближается 2019 год, когда прекратят действие контракты с Газпромом, если раньше их не расторгнет сам Газпром. А значит, времени не то что бы мало на решение вопроса о газообеспечении страны - его почти нет
Ну а сейчас, после обострения отношений Москвы и Киева в нефтегазовой сфере, спровоцированного решением Стокгольмского арбитража о том, что «Газпром» должен «Нафтогазу» более $4,5 млрд за недобор объемов транзита, Миллер заявил о досрочном разрыве контрактов с украинским монополистом. Это резко повышает вероятность полного прекращения транзита российского газа через Украину. Ее, ГТС, заменят «Турецкий поток» и два «Северных потока», уверены в «Газпроме».
Коммунальный коллапс и экономический кризис
Прекращение или резкое сокращение транзита из РФ означает, что Украина если не остается без газа вообще, то, как минимум столкнется с его жесточайшим дефицитом. Во-первых, собственная добыча не компенсирует и половины потребностей. В частности, по данным «Нафтогаза», в 2017 году собственная добыча газа на Украине составила 15,2 млрд кубометров, а потребление — 31,9 млрд куб. м. При этом потребности населения составили 15,8 млрд кубометров — больше, чем за год было добыто.
Во-вторых, после того, как в магистральных газопроводах давление упадет почти до нуля, поставки газа населению и предприятиям, которые во многих регионах Украины осуществляются чуть ли не напрямую из магистральной ГТС, станут не только нерентабельными, но и физически невозможными. Чтобы избежать коллапса, уже несколько лет назад необходимо было принимать срочные меры, однако украинские власти этим до сих пор не озаботились, отметил в комментарии изданию сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Украине нужно будет строить дорогостоящие интерконнекторы со странами Евросоюза и разрабатывать схему перенастройки, схему новой работы ГТС с учетом того, что в нее не будут поступать большие объемы газа. Они могут быть минимальными, незначительными или вообще нулем. Это все будет стоить больших денег, которых сейчас нет. И никто этим не занимается и непонятно, когда вообще будет заниматься», — констатировал эксперт.
Так что проблемы с транзитом жесткий коммунальный кризис, резкий рост стоимости газа из-за его дефицита и, как следствие, экономическую стагнацию, помноженную на дефицит энергоресурсов. Мощнейший удар будет нанесен по украинской химической промышленности, в частности, по производителям удобрений, для которых газ является в первую очередь сырьем, а не топливом.
«Можно утверждать, что мы оказались у последней черты. По данным российских источников, реальное строительство "Северного потока-2" и второй нитки "Турецкого потока" должно начаться в третьем-четвертом кварталах 2018 г. Это весь отрезок времени, который нам отпущен, чтобы переломить ситуацию. Потом мы сможем только сетовать на упущенные возможности и заниматься "любимым" занятием — поиском виновных», — пишут в своей статье Домбровский и Униговский.
Так почему же киевские власти не прилагают титанических усилий, чтобы избежать негативного сценария? Почему все сводится к различного рода самоубийственным пиар-акциям, таким, как заявления о том, что «за все заплатит "Газпром"»? Ведь это резко уменьшает шансы договориться с российской компанией и решить проблему без особых потерь — «худой мир» всегда лучше «доброй ссоры».
Карманные расходы и газовая геополитика
Сейчас руководство «Нафтогаза» борется с украинским Кабмином за право использования доходы от транзита. Это $2-3 млрд ежегодно, до 3,4% ВВП страны, — живые деньги, которые просто требуют, чтобы их поделили. С другой стороны, модернизация ГТС — чистый расход, по оценкам консалтинговой компании Mott MacDonald, Украине необходимо вложить в модернизацию своей ГТС $4,8 млрд, при этом фактически Киев инвестирует в 5-7 раз меньше. Складывается впечатление, что обновленная, энергоэффективная ГТС Киеву не нужна, да и о том, что с ней будет после 2019 года, из власть предержащих мало кто задумывается.
Для того чтобы понять, почему украинские власти не слушают бьющих в набат экспертов, нужно вспомнить, что ГТС Украины играет важную роль в планах заокеанских покровителей нынешней украинской власти. Ни для кого не секрет, что экономика США теряет лидирующие позиции, вперед выходит Китай. Госдолг Соединенных Штатов растет на протяжении последних десятилетий и уже достиг астрономической суммы $20,5 трлн, превышающей 100% ВВП страны.
Поправить экономику США намереваются с помощью экспансии на мировой рынок энергоносителей. К 2023 году Штаты намерены обойти Россию и стать крупнейшим производителем нефти в мире, следует из ежегодного прогноза Международного энергетического агентства (МЭА) на следующие пять лет.
Кроме того, США нацелены на вытеснение российского газа с европейского рынка примерно к 2023 году. К этому моменту многочисленные терминалы для отгрузки сжиженного природного газа (СПГ), которые уже сейчас возводятся на побережье США, физически смогут отгружать в ЕС 40-50 млрд кубометров американского газа. К 2030 году мощности СПГ-терминалов возрастут до 250 млрд кубометров газа в год.
Другой этап газовой экспансии США в ЕС — установление контроля за украинской газотранспортной системой (ГТС) и недопущение прокладки «Газпромом» трубопроводов, обходящих Украину. Если США добьются успеха в этих мероприятиях, они смогут «отрезать» европейцев от более дешевого российского газа, заблокировав поставки по украинской ГТС, и продавать им свой, более дорогой СПГ.
Таким образом, США нужно, чтобы ГТС Украины худо-бедно доработала до 2023 года, когда в строй войдут СПГ-терминалы для отгрузки газа в Европу. После этого она станет не нужна, и это должно быть прекрасно известно украинской верхушке.
Объем европейского рынка газа в 2017 году составил более 550 млрд кубометров, почти 35% в 2017 году там занял «Газпром» с результатом 193,6 млрд кубометров. Российская компания продавала газ в ЕС в среднем по $196 за тысячу кубов, получив за него более $37 млрд. В целом объем европейского рынка газа в 2017 году превысил $100 млрд.
Очевидно, что это очень серьезный куш для американских энергокомпаний и в целом для экономики страны. Борьба за контроль над газовым рынком ЕС в дальнейшем будет только обостряться, и у России, и у США в ней есть свои сильные аргументы.
Однако не вызывает никаких сомнений, что когда на кону стоят такие деньги, о судьбе украинской ГТС и украинских граждан глобальные корпорации будут думать в последнюю очередь.