Немалая заслуга в формировании его нынешнего облика ветеранов, которые заложили будущий успех, воспитали достойную смену, высококлассных специалистов.
В тяжёлое время распада СССР и начала формирования новой страны они сумели сохранить для будущего самое главное – кадры. И мне было суждено возглавлять коллектив истинных профессионалов.
– Раз вы уже начали говорить о личном составе космодрома, расскажите, где сегодня черпаете кадровый потенциал? Нет ли дефицита в специалистах?
Ведь не секрет, что в переходный период 1990-х в решении этого вопроса были реальные трудности…
– Одним из основных вузов космических войск и главным поставщиком кадров космодрома на сегодняшний день является Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. Тем не менее нельзя не дорожить и вкладом в кадровый потенциал и других учебных заведений Минобороны России, в том числе Академии РВСН и общекомандных вузов, а также гражданских институтов, которые выпускают из своих стен очень толковых специалистов. Ведь мы не только готовим космические аппараты и запускаем ракеты.
На космодроме требуется большое количество специалистов высокого класса, которые обеспечивают работу тех, кто непосредственно занимается космической техникой. Ведь было такое время, когда у нас не было выпускников военных вузов, и нас выручали гражданские учебные заведения, такие как Военмех, Бауманка, МАИ, выпускники которых пополняли наши ряды. Они и сегодня являются одними из лучших специалистов космодрома.
– Долго ли проходило их становление? И сколько времени необходимо, чтобы быть допущенным до пусков?
– Всё тут конечно же, индивидуально. Но тем не менее, установились определённые параметры. Для того чтобы стать хорошим начальником отделения, нужно в принципе немного времени – от полутора до двух лет, иметь хорошую теоретическую базу за плечами и один-два пуска. Отмечу, у нас развита система наставничества. Дорасти до начальника отделения можно через три года. Воспитать и подготовить хорошего начальника команды, который управляет расчётом, необходимо пять-шесть лет, а вот чтобы стать настоящим инженером-испытателем времени требуется в два раза больше.
– С экранов телевизоров перед обывателями, не посвящёнными в технологический процесс запуска, к примеру космического аппарата в космос, обычно предстаёт красивая картинка: ракета, отрываясь от стартового стола в объятиях огненного пламени, уходит в космос.
Как журналист, которому посчастливилось наблюдать за этим вживую, честно признаюсь: зрелище завораживает.
Длится, правда, всего несколько секунд. Зато предполагаю, что подготовка к запуску ведётся не один день…
– Вы правильно заметили, что за этой картинкой, которую привыкли все видеть, стоит сложный и даже опасный труд многих людей. Ведь ракета в том виде, который наблюдаем на старте, с завода не приходит, на стартовый стол становится не сразу.
Она доставляется к нам в вагонах полностью разобранной. На космодроме мы собираем её как конструктор, после чего проводим все виды испытаний – сначала пневмовакуумные, потом – на герметичность, электрические. И только после этого все средства собираются вместе.
Так появляется то, что привык видеть обыватель: ракета космического назначения. И в таком уже виде вывозится на стартовый комплекс.
Два-три дня здесь – это всего лишь, так сказать, финишная прямая.
Подготовка, конечно, ведётся заблаговременно, начиная с готовности стартового комплекса, наземного технического оборудования, поставок компонентов ракетного топлива. Для всего этого необходима обширная обеспечивающая база.
Вот, к примеру, как доставить огромную ракету на стартовый стол?
Вывозится она на железнодорожном агрегате. И существует целое подразделение, которое занимается его эксплуатацией, поддержанием в рабочем состоянии дороги, по которой доставляются космические ракетные средства. Помимо этого, есть много подразделений, которые обслуживают стартовые системы. Энергетика, охрана, связь, питание… Всё это неотъемлемая часть процесса подготовки и проведения запуска.
Для наглядности приведу пример: на космодроме почти 500 километров железной дороги.
Железнодорожный транспорт – основной вид транспорта на территории космодрома, который перемещает личный состав, космические и другие материальные средства.
– После ваших слов Плесецк представляется мне отдельным городом со своим собственным жизнеобеспечением…
– Да, действительно, это так. Более того, могу сказать, что на время пусков мы переходим на свою собственную энергетику, так как нам нужно качественное и бесперебойное гарантированное энергопитание.
Именно поэтому за шесть часов до пуска мы включаем наши генераторы для обслуживания основных зданий и сооружений. Отмечу, что только на стартовом комплексе «Союз-2» несколько тысяч километров кабельной продукции.
– Слышала, что на космодроме есть специальные помещения, где стерильность не уступает той, что обязательна в операционных медицинских учреждений…
– Это касается помещений, где готовятся космические аппараты и ракеты к запуску, так называемые монтажно-испытательные корпуса. Там действительно есть повышенные требования класса чистоты – ведь даже самая безобидная на Земле пылинка, в космосе может стать причиной выхода из строя сложной и очень дорогой техники.
Именно поэтому в последние годы мы стоим на том, чтобы не отдельные чистые зоны выделять в этих помещениях, а содержать всё сооружение в таком состоянии. Для этого у нас создаются различные новые специальные технические системы – и очистки воздуха, и вентиляции, и подогрева.
– Если же говорить не о подготовительных этапах, а непосредственно о самом пуске, какие факторы учитываются при его планировании?
– Их целый ряд. Даже время, когда он состоится, рассчитывается, исходя из необходимости запусков в ту или иную точку в космическом пространстве. Для того, чтобы запустить космический аппарат на определённую орбиту, производятся баллистические расчёты. С их учётом рождается полётное задание – где и в какое время должна оказаться ракета в космическом пространстве.
Учитываются и погодно-климатические условия. Для этих целей существует целое подразделение, которое проводит метеозондирование, анализ и оценку метеообстановки. Причём для каждого типа ракет процедура своя. Обычно зонд запускают за 6 часов до начала пуска.
Основным же фактором для нас являются ветровые нагрузки при прогнозе выполнения задачи. Определённые требования существуют даже, когда ракету транспортируют или устанавливают на стартовый стол.
На космодроме закончена реконструкция и завершаются испытания второго стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-2» среднего класса, первый пуск которой планируется на конец этого года
– Космодром располагается в Архангельской области, где погода радует не всегда.
Не срывает ли она своей переменчивостью запланированные пуски?
– В целом мы всепогодные войска. Ни обычные дожди, ни ливни, ни даже гроза (что подтвердил недавний случай, когда летом в ракету-носитель попала молния) не могут помешать нашим планам.
– То есть пуск состоится в любую погоду?
– Можно сказать и так. Наша техника рассчитана на температуру от – 50 до +50 градусов по Цельсию.
– Николай Николаевич, а есть ли какие-то традиции, которых придерживаются военнослужащие космодрома, заботясь, чтобы пуск прошёл штатно, успешно?
И почему на ракете, отправляя её в космос, пишут слово «Таня»?
– Вне всякого сомнения, сотрудники космодрома – не роботы, а люди, и нам не чужды даже суеверия. У каждого командира боевого расчёта есть своя традиция. Не скрою, лично я на протяжении вот уже многих лет придерживаюсь определённых правил, потому что, если в этот раз от них отступлю, что-то непременно пойдёт не так. Но раскрывать всех секретов не буду.
А что касается «Тань», то не все ракеты так именуют. Такая традиция сложилась лишь в двух воинских частях космодрома.
Главной же и неизменной традицией, по моему мнению, является целевая подготовка накануне пуска, на которой мы, опираясь на опыт, детально прорабатываем ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.
– Прогулявшись по ЗАТО Мирный, где живут сегодня офицеры космодрома и их семьи, заметила,
что гарнизон отличается не просто ухоженным, опрятным видом.
Видела новостройки – верный признак того, что город развивается.
Наверное, условия для комфортной жизни защитников Родины и их родных постоянно совершенствуются. Или я ошибаюсь?
– Действительно, с 2006 года, в рамках реализации федеральной целевой программы, наш гарнизон существенно преобразился. За это время построено и реконструировано 6 жилых домов на 622 квартиры, 2 общежития на 262 номера, гарнизонный стадион с крытой трибуной на 2000 человек с хоккейной площадкой и двумя универсальными спортивными залами.
Не так давно был открыт ледовый каток для военнослужащих космодрома и жителей города, названный в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина его именем и ставший украшением нового микрорайона Мирного. Универсальное сооружение оборудовано трибунами более чем на 200 мест, тренажёрным залом и кафе. Искусственное ледовое покрытие позволяет круглогодично заниматься хоккеем и фигурным катанием.
В городе есть свой аквапарк «Спутник» – многофункциональный развлекательный центр для детей и взрослых, с массой различных аттракционов, ничем не уступающий столичным комплексам такого же назначения.
Завершена реконструкция социально значимого для космодрома объекта – военной поликлиники.
Сегодня это новое медицинское учреждение, оснащённое новыми техническими системами и самым современным медицинским оборудованием, рассчитанное на 500 посещений в смену.
Главным городским очагом культуры стал реконструированный гарнизонный Дом офицеров с зрительным залом, рассчитанным на полтысячи мест. За год в его стенах проходит около 200 различных культурно-досуговых мероприятий и концертов.