Феномен медвежонка Тедди
Говорят, закон сохранения энергии равно применим к событиям и явлениям: ничто не возникает на пустом месте и ничто не исчезает бесследно. На все происходящее должна быть причина. И чем неординарней явление, тем сильнее наше желание найти ему объяснение. Ну а если речь идет не просто о событии, а о феномене, то и интерес к нему, соответственно, феноменальный. На протяжении более чем ста лет мягкие мишки Тедди остаются самой популярной детской игрушкой. И даже больше. Можно смело сказать, что плюшевый мишка — уже давно не просто игрушка, а часть культуры, причем не какой-то национальной, а общечеловеческой. Современные плюшевые медведи Me to you разительно отличаются от своих дедушек и бабушек. Изменились их формы и пропорции, а главное — они стали серенькими и на них появились забавные заплатки. Но от этого суть феномена плюшевых мишек не поменялась. Как и сто лет назад, мягкие мишки неизменно вызывают у людей только положительные эмоции.
Мишка Тедди стал не просто любимой игрушкой детей и взрослых, но и предметом увлеченного коллекционирования. И у этого хобби есть вполне научное название — арктофилия (греч. «арктос»-медведь и «филос» — любитель). Во многих странах появились клубы любителей плюшевого мишки и даже посвященные ему музеи. В Великобритании есть 25 музеев, в Германии — 6, в Бельгии — 4 и даже в Японии есть медвежий музей.
Интересные истории:
«Девочка Тедди»
Во время Второй Мировой войны многие английские и американские солдаты носили в своих заплечных мешках маленьких плюшевых медвежат. Не был исключением и полковник Боб Хендерсон. Со своим медвежонком фирмы «Steiff» 1904 года выпуска, Боб прошел всю войну. Вернувшись с полей войны домой, он подарил своего боевого друга дочери. Она очень любила играть с плюшевым медведем и однажды одела его в кукольное платьице. Так бравый солдат стал «Девочкой Тедди». Тем временем, Хендерсон стал коллекционировать медвежат Тедди, и ему пришла в голову идея организовать Клуб медвежонка Тедди, который объединил любителей мишек по всему миру.
После смерти полковника в 1994 году, его знаменитая коллекция, насчитывающая более 600 медведей, была продана. Жемчужина собрания, «Девочка Тедди», вошла в Книгу рекордов Гиннеса из-за самой высокой стоимости плюшевой игрушки. «Девочка Тедди» была приобретена 5 декабря 1994 г. на аукционе Christie`s в Лондоне за 110 000 фунтов стерлингов владельцем японской игрушечной фабрики Йошихиро Секигучи. Продажная цена в 18 раз превысила ее начальную цену. В настоящее время мишка находится в музее Teddy Bear японского города Ису.
"Тедди из Киева"
Судьба одного медвежонка фирмы «Steiff» неожиданным образом переплелась с жизнью Киевской семьи.
Вернувшись с фронта в 1945 году в родной Киев, один советский солдат с трудом разыскал свою семью. Дом, в котором семья жила до войны, был разрушен от попадания немецкого снаряда. Жена и маленькая дочка чудом выжили. Девочка была настолько напугана всем происходящим вокруг, что уже несколько месяцев отказывалась говорить и практически не смеялась. Отец подарил ей маленького плюшевого медвежонка, которого нашел под обломками разрушенного дома в Берлине. И девочка, увидев игрушку, впервые за много дней улыбнулась. Потом, маленький плюшевый мишка стал ее самой любимой игрушкой. Девочка выросла, вышла замуж. У нее родилась дочь, к которой и перешел по наследству маленький медвежонок. Уезжая учиться в Берлинский университет, внучка фронтовика взяла с собой семейную реликвию.
Поскольку игрушка была очень старой, она требовала ремонта. Сокурсник девушки посоветовал ей отнести игрушку в специальную мастерскую, поскольку обратил внимание, что на ушке медвежонка есть металлическая пуговка, фирменный знак и предположил, что эта игрушка может быть антикварной вещью. Так оно и оказалось. Приемщица в мастерской по ремонту игрушек, заглянув в каталог фирмы «Steiff», определила, что медвежонок относится к экземплярам 1904–1910 годов выпуска, и предложила очень большие деньги за игрушку.
Но киевлянка категорически отказалась, немало удивив приемщицу и своего немецкого друга. Девушка рассказала им семейную историю игрушки и объяснила, что, не смотря на то, что игрушка волею судьбы оказалась снова на своей исторической Родине, она вернутся назад в Киев. «Я мечтаю, чтобы ими играли мои будущие дети».
Мнение психологов
Главное достоинство мягкой игрушки — дарить малышу нежность. В ней воплощены какие-то глубинные потребности маленького, беспомощного существа, причем не только человеческого. Американские исследователи — супруги Харлоу, — исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если маленькой обезьянке предоставить возможность выбора между двумя «мамами» — сплетенной из «одетой» проволоки, но с бутылочкой молока, и сделанной из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш неизменно выбирает вторую — мягкую и уютную, дающую ему необходимое чувство тепла и безопасности. Неудивительно, что наши малыши так любят живых пушистых зверят и будучи уже взрослыми хранят свои любимые мягкие игрушки.
С точки зрения психологии мягкие игрушки играют большую роль в воспитании детей. Да, плюшевый мишка не развивает логическое мышление и координацию движений ребенка. Но дети все равно засыпают в обнимку со своим любимцем, потому что он пробуждает в их душах самые светлые и чистые чувства. Для малыша плюшевый мишка не просто игрушка, он живой и у него есть душа. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. Обратившись к игрушечному медвежонку, Даниил Андреев как-то сказал: «В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это не живые существа, а просто человеческие изделия, но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек, и даже в то, что они могут говорить… Чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредотачивается в нем та тончайшая материя, создающая в мистическом смысле бессмертие игрушки. Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчают наши суровые души…“
То ли от любви к медвежонку, то ли от любви к истине, разгадать загадку легендарных Тедди пытается уже не одно поколение психологов и других специалистов. И порой кажется, сколько психологов, столько и объяснений. Вот некоторые из них.
Ряд специалистов утверждает, что разгадка — в тяге человека ко всему мягкому и приятному на ощупь. А дети, как известно, начинают познавать мир через прикосновения. Именно поэтому ребенка тянет играть с медвежонком Тедди. Объяснение, признаемся, кажется малоубедительным. Возможно, этим можно объяснить популярность мягких игрушек вообще. Но почему именно медвежонок?
Потому что медвежонок Тедди стал первой игрушкой «унисекс», — поясняют другие специалисты. В отличие от кукол, с медведем не зазорно играть не только девчонкам, но и мальчишкам. Поэтому мишка для большинства детей становится самой близкой игрушкой, а когда дети вырастают, то плюшевая игрушка олицетворят для них детство и уют семейного очага.
В спорах о феномене мягкого мишки нашлось место и эзотерике. Любители мистики вслед за Паральцесом верят, что человек способен устанавливать интеллектуальный контакт с объектами, которые в нашем понимании не являются одушевленными. Поэтому дети, еще не отягощенные рациональным мышлением, устанавливают прочный эмоциональный контакт с мишками, которые становятся для них по-настоящему живыми существами. И это не исключено. Но опять-таки, почему с мишками?
Сегодня очень популярно другое объяснение. Проведя анализ пропорций самого популярного в наши дни плюшевого медведя Me to you, ученые пришли к выводу, что эти мишки удивительно похожи на младенцев. Именно это визуальное сходство вызывает у женщин прилив положительных эмоций, апеллируя напрямую к их материнскому инстинкту. Похоже на правду, потому что плюшевых медведей Me to you очень часто дарят в подарок именно девушкам. А как быть с мужчинами?
В этой связи весьма любопытно прозвучат данные недавнего соцопроса, проведенного в Англии. Опрос показал, что британские мужчины чаще, чем женщины берут собой в постель плюшевых медведей. 20% опрошенных признались в том, что если им приходится спать в одиночестве, они обнимаются с плюшевым медведем. То же самое сказали лишь 15% женщин. Факты — упрямая вещь.
http://www.teddyclub.ua/article/910-o-mishke-teddi/
http://blogs.privet.ru/community/Teddi
В контексте информации: Просто песенка