«Главное — избегать лозунгов и штампов»
Литературный критик Андрей Чернов о сборнике «Время Донбасса»
http://svpressa.ru/culture/article/145861/
Книга «Время Донбасса», увидевшая свет в этом году, приковала к себе внимание как доброжелателей, так и ненавистников.
Уже по тем оценкам, взаимоисключающим друг друга, которые книга получила за первые месяцы своего существования, можно сказать, что она состоялась как незыблемое явление в русской культуре.
И речь не о региональной литературе, не о мало оформленном мыслителями «феномене Донбасса», а о бесспорном факте русской литературной и общественной мысли.
Сейчас Донбасс — болевая точка русской цивилизации. Не единственная, но, пожалуй, одна из самых близких к сердцу России — Москве.
Может быть, именно поэтому всё происходящее здесь ощущается больнее и сильнее.
И потому эстетическое, этическое и идеологическое осмысление всего здесь происходящего свидетельствуют о важном значении событий народно-освободительной войны в Донбассе для всей русской цивилизации.
Здесь необходимо отметить несколько важных моментов, касающихся как книги «Время Донбасса»,
так и вообще — литературы о событиях в Донбассе.
Начнём с того, что «Время Донбасса» оказалось самым полным по содержанию изданием, посвящённым войне в Донбассе.
Сборник «Я дрался в Новроссии» вобрал лишь прозу, а книги «Ожог» и «Час мужества» — исключительно поэзию. Это ограничивало передачу всей палитры художественного отражения донбасских событий.
Книга «Время Донбасса» представила основные жанры художественной литературы — поэзию, прозу и драматургию.
Лишь публицистика и мемуаристика не нашли своего отражения на страницах сборника.
К тому же, немалое значение имеет и адрес издания книги — не московский, а донбасский,
причем — в одном из старейших культурный центров Донбасса, в Луганске, откуда есть пошла «земля Донбасская».
Если поэтический сборник «Час мужества» акцентировал внимание на «том, что свершается ныне» и важности происходящего (многочисленные аллюзии к ахматовским строчкам), то книга «Время Донбасса» не просто передала идейную семантику «Часа мужества», но и конкретизировала место, где пробил «час мужества» и наступило «время Донбасса».
Среди авторов сборника — писатели из донбасских республик и России. Донбасские писатели оказались на линии огня, они — кто простым наблюдателем, кто активным участником — были в самой гуще событий. Для многих из них линия горизонта была линией фронта — не фигурально, а в прямом смысле. Первым литературным отзывом стали стихотворения — краткие и ёмкие, больше передающие переживаемую эмоцию, чувство.
Поэтические строки Елены Настоящей, Ирины Горбань, Наталии Мавроди, Александра Сигиды-младшего, Елены Заславской, Михаила Афонина, Александра Сурнина, Светланы Сеничкиной, Александра Морозова, Людмилы Гонтаревой и др. звучат, порою, своеобразным репортажем. Многие из этих стихотворений написаны в дни боёв, блокады, недавнего освобождения родных городов и посёлков. И ценность у этих стихотворений, безусловно, не только и не столько эстетическая, а прежде всего историческая — как первый отзыв на важные события, свершавшиеся на родной земле.
Стихотворения поэтов-россиян отражают человеческое сопереживание горю людей. Здесь меньше реального факта, нет ощущения присутствия лирического героя в гуще событий, больше размышлений о событиях, произошедших в Донбассе и на Украине. Но переживают они человеческое горе народа Донбасса горячо, как своё собственное.
Проза о войне в Донбассе только-только набирает обороты. Любая проза требует не голых эмоций, не один лишь дар Слова. Проза требует глубочайшего осмысления, переживания, передачи не только чувств и идей, но и мыслей, типов, обобщений. В этом деле, откровенно надо признать, всё обстоит не так блестяще, как с поэзией. Среди прозы оказались проходные, очень поверхностные произведения, как, например, «Ревизия» Дмитрия Стешина. Но, тем не менее, в книге «Время Донбасса» можно найти и прекрасные рассказы. Авторы их — преимущественно не издалека смотрели за событиями в ЛНР и ДНР, многие из них приезжали в Донбасс, видели разоренный украинскими оккупантами край, обездоленных людей, общались с ними.
........................
К прекрасным образцам вдумчивой прозы можно отнести рассказы «Один день» Александра Сурнина и «Партер. Седьмой ряд» Николая Иванова. Интересны и любопытны рассказы «Яблоки» Дмитрия Филиппова и «Волчье брюхо и Сын возницы» Германа Садулаева. Привлекают внимание и короткие эссеистические зарисовки Александра Григоренко — ополченца, участвовавшего в обороне Луганска в 2014 году.
Драматургия — сильнейший раздел «Времени Донбасса». Три пьесы от двух авторов — казалось бы, совсем не много. Но пьеса Глеба Боброва «Оглашение Крама» — мощнейшая, концентрированная литературная вещь. Уже прозвучали упрёки в том, что автор в ней чрезмерно много показал натурализма. Может быть, для людей эстетического склада XIX века это действительно так. Но за окном век ХХI, и у русской литературы за плечами огромный опыт использования неподрихтованных под чью-либо угоду фактов действительности. «Оглашение Крама» прекрасно использует обобщенный и типичный материал не только Донбасса, но и всей постсоветской России. Пожалуй, единственным недостатком, по моему мнению, является то, что это пьеса для чтения — почти исчезнувший жанр.
Пьесы Ивана Донецкого «О героях и богах» и «Пески» не столь масштабны по охвату событий и по глубине затрагиваемой темы. Бобров большее внимание уделяет социальной картине, Иван Донецкий акцентирует внимание на психологизме. Он изображает различные типы людей в контексте войны: это зарисовки различного отношения к действительности. Наиболее пронзительно звучат типажи детей из пьесы «Пески». Эти пьесы, мне кажется, значительно более драматургичны и, возможно, они будут поставлены на сцене.
Книга «Время Донбасса» не является антологией. В ней собраны произведения различного уровня мастерства.
Но в целом книга довольно рельефно изображает картину происходящего в Донбассе.Здесь языком литературных образов говорится о важнейших проблемах — проблеме человечности, любви к ближнему, к своей Родине, пронзительно говорится об ответственности ныне живущих перед своими предками.
Является ли проблематика, поднимаемая «Временем Донбасса» узкорегиональной?
Нет. Всё то, что звучит во «Времени Донбасса», имеет первостепенное значение и для Украины, и для России, и для любой из постсоветских стран.И, как это не покажется на первый взгляд абсурдным, книга эта имеет большое значение и для Европы. Увы, Европа сейчас стоит на пороге больших потрясений. Думаю, настанет время, клюнет старушку-Европу петух, а с глаз упадут вековые шоры — и она прозреет.
И тогда… произведения о войне в Донбассе будут переводить на европейские языки не для теоретического познания, а для сопоставления со своими внутриевропейскими конфликтами.Но прежде всего Донбасс — это Россия в миниатюре. Здесь как в фокусе представлены все проблемы России и здесь же — все её преимущества.
Все противоречия российской общественной действительности мы с лёгкостью находим в Донбассе.Разрешимы ли они?
Сложно сказать. Скорее всего — да, этому подтверждением является весь исторический опыт России. Главное — избегать лозунгов и штампов — избегать с обеих сторон.Ещё сложнее ответить, поможет ли книга «Время Донбасса» выпутаться России из клубка противоречий.
Но то, что изданная в Луганске книга будет способствовать этому, мне кажется, несомненным.И самое важное то — что книга эта не единственная и не последняя.
А значит — будут создаваться и публиковаться новые произведения о войне в Донбассе.
И сквозь призму Донбасса будет осмысливаться история, настоящее и будущее России.Секретарь правления союза писателей ЛНР, главный редактор альманаха «Крылья»,
литературный критик Андрей Чернов. http://svpressa.ru/culture/article/145861/