При посадке в Казани разбился самолет "Боинг-737", летевший из Москвы. На борту находилось 46 пассажиров и шесть членов экипажа, выживших нет. Аэропорт в Казани закрыт
"В 19:30 мск в аэропорту Казани при заходе на посадку потерпел аварию "Боинг - 737", летевший из Москвы. После этого произошел взрыв", - сказали в МЧС. В правоохранительных органах сообщили, что самолет при заходе на посадку, потерял высоту, столкнулся с землей. Он загорелся и у него в бензобаках взорвалось топливо. Пожар, возникший на месте катастрофы, уже потушен. На место трагедии выехал глава МВД Татарстана. Представитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский сообщил, что аэропорт в Казани закрыт. "На место происшествия выехал министр внутренних дел Хохорин. Уже создан оперативный штаб по ликвидации последствий аварии", - сказала представитель республиканского МВД Ирина Нижельская.
В Росавиации сообщили, что на борту находилось 52 человека: 46 пассажиров и шесть членов экипажа. По предварительным данным, детей среди жертв катастрофы лайнера нет.
На месте катастрофы обнаружены тела 50 погибших. Все они будут отправлены на медицинскую экспертизу. На месте происшествия работают три бригады медицины катастроф, 10 бригад "скорой помощи" и 5 бригад МЧС". На взлетной полосе ведется разбор обломков лайнера. Всего по данным республиканского МЧС на месте катастрофы работают 135 человек личного состава и 33 единицы техники.
МЧС открыло горячую линию для родственников пассажиров, погибших в авиакатастрофе в Казани. "Для родственников погибших в авиакатастрофе открыта горячая линия. Они могут обратиться по телефону 8-800-775-17-17 и получить психологическую и информационную помощь", - сказал представитель ЦЭПП. Также в Казань направляются психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС, которые будут работать вместе с казанскими коллегами, оказывая всю помощь родственникам погибших.
"Все силы Приволжского регионального центра МЧС приведены в повышенную готовность. Из Москвы в Казань вылетают специалисты Отряда "Центроспас" и Центра "Лидер", имеющие большой опыт работы в таких ситуациях", - сообщила официальный представитель МЧС Ирина Россиус. Оперативную группу возглавляет замминистра по чрезвычайным ситуациям Владимир Степанов.
Пресс-секретарь министерства Олег Салагай сообщил, что в Казань направлены судмедэксперты Российского центра судебно-медицинских экспертиз Минздрава России для оказания необходимого содействия региональным специалистам.
Следователи начали проверку по факту крушения самолета, сообщил представитель пресс-службы СК РФ. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Источник в правоохранительных органах сообщает, что в качестве основных версий трагедии в данный момент рассматриваются ошибка экипажа вкупе с технической неисправностью. "Скорее всего, пилоты допустили ошибку при заходе на второй круг, однако могла и автоматика подвести, то есть версии технической неисправности мы также рассматриваем", - добавил источник.
Источник в авиадиспетчерских службах аэропорта предположил, что самолет столкнулся с землей при заходе на второй круг. По словам источника в Росавиации, на момент катастрофы "Боинга" в аэропорту Казани погода по своим параметрам не была критичной для посадки воздушных судов.
________________________ Пассажирский самолет "Боинг-737-500" является самым маленьким представителем классической серии семейства самолетов "Боинг-737" и отличается укороченным фюзеляжем и повышенной дальностью полета по сравнению с базовой моделью серии - 737-300.
Коммерческая эксплуатация "Боинг-737-500" началась в 1990 г. Серийное производство продолжалось до 1999 г., за этот период было выпущено 389 самолетов. На смену "Боинг-737-500" пришла модель 737-600.
Бывшие регистрационные номера разбившегося Боинга:
13/07/1990 Euralair Horizons F-GGML 01/06/1992 Air France F-GGML 15/07/1995 Uganda Airlines 5X-USM 17/02/2000 Rio Sul PT-SSI 01/09/2005 Blue Air YR-BAB 17/05/2008 Bulgaria Air LZ-BOY 19/12/2008 Tatarstan Air VQ-BBN
Похоже на то, что барахлила наземная аппаратура посадки. А в ручном режиме сейчас наверное и не сажают на импортной технике. Общаюсь с летающими пилотами: основной способ захода - в автомате. На борту почти два десятка компьютеров управляют машиной. P i l o t _ A l e x http://forum.rosbalt.ru/index.php?showt … amp;st=60#
Диспетчер аэропорта Казани сообщил, что перед крушением Boeing 737 пилот сообщал о «непосадочной конфигурации». Он также говорил, что уходит на второй круг. Диспетчер дал ему стандартные указания, но через несколько секунд произошла катастрофа, которая унесла жизни 50 человек. Сегодня в Татарстане объявлен траур по погибшим.
«Он мне доложил, что он уходит на второй круг, и я ему дал набор — все, как по документам — и все. А он сказал, что у него непосадочная конфигурация. Я ему дал набор, как это должно быть стандартно. Он подтвердил. И не ушел. Это буквально через несколько секунд произошло», — цитирует РИА Новости со ссылкой на канал «Россия 24» авиадиспетчера Кирилла Корнишина. В Следственном управлении на транспорте заявили, что основными версиями авиакатастрофы остаются технеисправность самолета, а также ошибка пилотирования.
17 ноября в 19.26 мск при посадке в аэропорту города Казани самолет Boeing 737, рейс 363, вылетевший из московского аэропорта Домодедово с 44 пассажирами и шестью членами экипажа на борту, упал на взлетно-посадочную полосу и загорелся. В результате катастрофы никто не выжил. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
В числе погибших есть одна иностранка жительница Великобритании — Каролина Булл, которая была консультантом колледжа Bellerbys и помогала российским школьникам поступить в британские университеты по программе A-Level. Кроме того, в списках МЧС есть имя Ирека Минниханова — сына президента Татарстана Рустама Минниханова, глава Управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов, жена известного телекомментатора Романа Скворцова Эллина Скворцова, которая была на борту вместе с дочерью от первого брака Дарьей Арташевой.
Следователи, спасатели и специалисты МАК работают на месте крушения пассажирского "Боинга" 18 ноября 2013, Понедельник, 12:01
Обломки со взлётного поля пока не увозят - сначала их предстоит тщательно изучить, чтобы понять, почему лайнер, летевший из Москвы, упал при заходе на посадку. В авиакомпании "Татарстан", которой принадлежал самолёт, изъяты документы, касающиеся технического состояния воздушного судна и подготовки экипажа к рейсу. Показания дали диспетчеры, "принимавшие" борт. Помощь сейчас оказывают родственникам погибших. В здании второго терминала аэропорта развернут штаб, где прошло заседание правительственной комиссии. На месте к своей работе приступили следователи, их работа осложняется тем, что обломки разбросаны на довольно большой территории, поэтому решено поднять в небо вертолеты и сделать аэрофотосъемку. Территорию поделят на квадраты, и на этих квадратах территория будет зачищаться буквально вручную.
Следователи просмотрели видеозаписи с камер наружного наблюдения и выяснили, как же упал самолёт: он не садился, не касался земли, он штопором вошёл в землю, носом упал с небольшой высоты и мгновенно взорвался.
Сейчас министр транспорта России и следователи плотно работают с авиакомпанией "Татарстан", которой принадлежал "Боинг". "Следственными органами произведены выемки и описи соответствующих документов в компании и в аэропорту, чтобы сделать анализ работы служб аэропорта во время чрезвычайной ситуации. Помимо этого и Росавиация, и Ространснадзор проводят свои ведомственные проверки по деятельности компании", – сообщил министра транспорта РФ Максим Соколов. Тяжелое время сейчас наступает для родственников: пришёл момент опознания. Скорее всего, придётся делать экспертизу ДНК. После правительственной комиссии рассказали, что это займёт как минимум неделю.
В аэропорт без остановки приезжают люди. Они несут цветы, ставят свечи. На воротах аэровокзала появилась табличка "Помним, скорбим". В соцсетях звучат призывы приехать сегодня в аэропорт привезти цветы и почтить память погибших. Аэроэкспресс сегодня будет работать бесплатно. Никто не остался равнодушным к трагедии. "Я никого не знала, но скорблю вместе с родственниками. Они жили в моём городе, дышали тем же воздухом", - говорит жительница Казани. Ночью в Казань прибыла группа психологов, сейчас на находится с родственниками, они стараются им помочь. Аэропорт Казани до сих пор закрыт, рейсы отправляют на запасные аэродромы в Нижний Новгород и Уфу. Как заверил министр транспорта России, взлётно-посадочная полоса скоро будет расчищена и уже после 14.00 планируется возобновить работу аэропорта.
По некоторым данным, так называемые "чёрные ящики" обнаружены, они находятся в воронке, которая образовалась в результате падения лайнера. Их пока оттуда не извлекли.
Сегодня могут стать известны первые результаты расшифровки бортовых самописцев "Боинга" 19 ноября 2013, Вторник, 12:03
Так называемые "чёрные ящики" уже доставлены в Москву. К расследованию причин авиакатастрофы, унёсшей жизни 50 человек, должны подключиться американские специалисты компании "Боинг". В столицу Татарстана тем временем продолжают прибывать родственники погибших. Процедура опознания, как ожидается, затянется на несколько недель. Ночью казанский аэропорт работал в штатном режиме. Самолёты как принимались, так и отправлялись. Правда, многие лайнеры прилетали с большим опозданием. Пассажиры одного из рейсов прибыли из московского "Домодедова" с пятичасовой задержкой. В Казань вылетали с тяжёлым чувством. "Страшно было то, что люди потеряли свою семью, близких родных детей", - говорит Фирая Яковлева.
Авиарейс №363, при выполнении которого разбился "Боинг", по-прежнему, значится в расписании авиаперевозчика. В понедельник очередной борт прилетел строго по расписанию. В то же время стойки авиа-касс пустуют, а пассажиры сдают уже купленные билеты. "Немало тех, кто отказывается от полётов и сдаёт билеты. Это связано как с моральными переживаниями и страхами, так и с потерей времени, практически сутки аэропорт был закрыт", - отмечает пресс-секретарь аэропорта Регина Юнусова.
Даже ночью сюда приходят люди - приносят цветы, зажигают свечи и оставляют мягкие игрушки. Тимур Кафуров рассказывает, катастрофа унесла жизни шести коллег по работе. "Шесть девушек. Были все радостные, молодые. Конечно, не желал бы этого никому", - говорит он. "До сих пор не верится на самом деле. Настолько всё неожиданно. Мне кажется, до сих пор никто не понимает, что произошло", - говорит Евгения Кафурова. Трагедия, кажется, коснулась в Казани каждого. В раздевалке хоккейной любительской команды цветы и фотография Руслана Назырова с траурной лентой. Капитан Алмаз Хашимов - последний, кто слышал голос Руслана, спешившего в Казань из Москвы на первую в этом сезоне тренировку любимой команды. "Мы таких людей, как Руслан, не должны терять. Вот из-за таких каких-то "человеческих факторов", "самолёт плохой был" или там "погода кривая была", какая-то не такая. Мы не должны людей терять из-за этих факторов", - убеждён Алмаз Хашимов.
Ошибка пилота и техническая неисправность - основные версии, которые рассматривает следствие. Изъятые с места крушения чёрные ящики сейчас изучают эксперты Международного авиационного комитета. Сегодня в Казани продолжится опознание погибших в авиакатастрофе. С их родственниками постоянно работают психологи МЧС.
RT Russian Опубликовано 18 Ноя 2013 г. В распоряжение RT попала запись с камер видеонаблюдения, на которой запечатлен момент падения самолета Boeing 737 в аэропорту Казани. Пассажирский лайнер авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из Москвы, разбился вечером 17 ноября при заходе на посадку. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Вскрыт черный ящик "Боинга": речевой капсулы в нем не оказалось 19.11.2013 11:26 Андрей Кондрашов Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вскрыли один из бортовых самописцев "Боинга", который разбился в Казани. Это черный ящик с записью технических параметров полета. Он сильно поврежден, и пока непонятно, помешает ли это расшифровать показания. В Москву его привезли ночью рейсом МЧС. Черные ящики из Казани доставили в Москву поздно ночью (ФОТО). Теперь они в научно-техническом центре МАК. Еще не ясно, в каком состоянии самописцы, но тайна крушения "Боинга" — теперь здесь.
Та самая лаборатория, куда после любой авиакатастрофы доставляют "железных" свидетелей, находится под землей. Технические специалисты Межгосударственного авиационного комитета в спецодежде: обязательны перчатки и респираторы. С черными ящиками им придется работать не одну ночь. Заместитель руководителя научно-технического центра МАК Сергей Зайко подтвердил, что один из черных ящиков получил серьезные повреждения. "Хуже бывало, но не часто", — говорит он.
Несмотря на то, что разбившемуся "Боингу" было 23 года, его параметрический самописец довольно современный. В нем флешкарта на 25 часов записи, скрытая за прочной оболочкой. Регистратор в состоянии пережить 15-минутный пожар, он может целый месяц лежать на глубине в 6 километров. Поэтому вскрыть такую защиту непросто.
Однако при всем хорошем с виду состоянии микросхемы могли пострадать от удара. Если запись не повреждена, то черный ящик откроет немало. Что стало причиной катастрофы — человеческий фактор или технический? Правда ли, что пилоты, уходя на второй круг и снимая самолет с автопилота, могли просто забыть в ручном режиме поднять тягу? Регистратор должен хранить данные оборотов двигателей, давления топлива и гидросистем, отразить факт уборки и выпуска посадочной механизации. Что-то должно прояснить причины этого страшного момента, когда "Боинг" летел в землю.
"Это и есть бронеконтейнер. В нем уже находится другая часть", — показывают специалисты МАК. Все по законам жанра — ларец, утка, яйцо, а иголка — это микросхема, в которой, возможно, техническая разгадка катастрофы. Психологическую разгадку чаще хранит голосовой самописец. И вот здесь — неприятный сюрприз. Речевой капсулы не оказалось. "Речевой самописец не обнаружен на месте происшествия. Обнаружен только вот этот корпус. Из него вылетел контейнер аналогичный этому", — подтверждают эксперты МАК.
При ударе о землю четырехкилограммовый модуль мог вылететь как снаряд. В прочном корпусе остались только дыры. Возможно, капсула лежит еще где-то здесь, разброс обломков в казанском аэропорту — в радиусе 500 метров. Возможно, модуль сгорел во время взрыва топливных баков. Пожар не могли потушить почти 12 часов.
В любом случае – пока последние переговоры экипажа самолета остаются не известны. Но работа над восстановлением картины катастрофы все равно идет полным ходом.
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия с самолётом Боинг 737-500 авиакомпании «Татарстан» информирует о предварительных результатах расшифровки информации бортового параметрического самописца. В процессе захода на посадку экипажу не удалось выполнить стандартный заход в соответствии с установленной нормативной документацией схемой. Оценив положение самолёта относительно ВПП как «непосадочное», экипаж доложил диспетчеру и начал уход на второй круг в режиме TOGA (Take Off / Go Around. Взлёт / Уход на второй круг). При этом, задействованный в процессе захода на посадку один из двух автопилотов, был отключён и дальнейший полёт осуществлялся в ручном режиме. Двигатели вышли на режим, близкий к взлётному. Экипаж убрал закрылки из положения 30° в положение 15°. Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей, самолёт перешёл в набор высоты и достиг угла тангажа около 25°. Приборная скорость начала уменьшаться. Экипаж произвёл уборку шасси. С момента начала ухода на второй круг до этого времени активных действий по штурвальному управлению самолётом экипаж не предпринимал. После уменьшении скорости со 150 до 125 уз экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолёта в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолёта и росту приборной скорости. Максимальные углы атаки в процессе полёта не превышали эксплуатационных ограничений. Самолёт, достигнув высоты 700 м, начал интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу полёта -75° (концу записи). Самолёт столкнулся с землёй с большой скоростью (более 450 км/ч) и большим отрицательным углом тангажа. От момента начала уход на второй круг до окончания записи прошло около 45 сек, снижение заняло около 20 сек. Силовые установки работали вплоть до столкновения самолёта с землёй. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолёта и двигателей по результатам предварительного анализа не выявлено. Продолжается анализ и расшифровка параметрической информации. Комиссия отмечает, что при вскрытии контейнера самописца речевой информации защищенный контейнер с лентопротяжным механизмом отсутствовал. Комиссия продолжает поиски устройства. Техническая комиссия продолжает работу на месте авиационного происшествия. Изучается летная документация авиакомпании и подготовка экипажа, в том числе с привлечением высокопрофессиональных линейных пилотов, имеющих большой опыт эксплуатации данного типа самолета в ведущих авиакомпаниях России. Изучается техническая документация авиакомпании, в том числе по техническому обслуживанию самолетов и поддержанию их летной годности в соответствии с международными правилами. Анализируются информация наземных средств объективного контроля, данные метеообстановки и обслуживания воздушного движения. Техническая комиссия МАК будет регулярно информировать о ходе расследования.
справочно: Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на основании подписанного 30.12.1991 межправительственного "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" (Соглашение) и является исполнительным органом указанного Соглашения. Участниками Соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.
Предварительные выводы экспертов о причинах авиакатастрофы в Казани после расшифровки черного ящика 19 ноября 2013, Вторник, 21:00
Причина трагедии - "человеческий фактор". Таков предварительный итог расследования обстоятельств катастрофы пассажирского "Боинга". Специалисты пришли к выводу - отказов техники не было, двигатели самолёта работали до столкновения с землёй. Это - данные одного из бортовых самописцев. Второй аппарат, который фиксирует все переговоры в кабине, сейчас ищут среди обломков лайнера.
Чтобы приступить к расшифровке данных чёрного ящика, эксперты МАК для начала вооружились молотком и плоскогубцами. Бортовой самописец, фиксировавший параметры полёта "Боинга", сильно деформирован, но пригоден к работе. Предварительный анализ извлечённых из него данных позволил экспертам Межгосударственного авиационного комитета предположить, что экипажу не удалось выполнить стандартный заход на посадку.
"Боингу" до полосы оставалось 500 метров. Высота - примерно 30. Скорость лайнера - 225 километров в час. В этот момент командир сообщает на землю о "непосадочной конфигурации" и решает идти на второй круг. Включает двигатели на максимум и начинает резко уходить вверх. Скорость при этом падает, пилоты убирают шасси.
Когда приборы показывают уже 225 километров в час, экипаж пытается выровнять самолёт штурвалом, и это приводит к сваливанию и интенсивному пикированию. С 700 метров "Боинг" падает вниз почти отвесно. Скорость в момент столкновения с землёй - 450 километров в час.
"С момента начала ухода на второй круг до окончания записи прошло 45 секунд, снижение заняло около 20 секунд. Силовые установки воздушного судна работали вплоть до столкновения самолета с землей. Разовых команд, характеризующих отказом систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа, не выявлено", - сообщил замглавы Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов.
Специалисты говорят, что дать оценку действиям экипажа помог бы чёрный ящик, записывающий переговоры лётчиков. Его внешний защитный корпус нашли, но он оказался пустым. В авиационных кругах считают, что после того, как самолёт на высоте 700 метров ушёл в пикирование, шансов спасти самолёт у пилотов "Боинга" не было. "Здесь точка невозврата. Когда он уже потерял скорость, тут уже никакая точка не спасает и никакое уже мышление не спасает. И даже опытный экипаж в этой ситуации, если сорвался самолет, он его никогда не выведет с такой высоты", - уверен заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Руководство авиакомпании "Татарстан" сегодня прервало молчание и встретилось с журналистами. Тот "Боинг" вообще не должен был выполнять рейс 363. Самолёт в последний момент заменили. "Замена была связана с тем, что здесь была загрузка больше, а направление в данный момент было Казань-Сочи, там было меньше пассажиров. Поэтому посчитали и дальность дистанции, исходя из этого, поменяли воздушное судно", - объясняет генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.
Теперь, когда эксперты примерно представляют картину произошедшего, встаёт вопрос о квалификации пилотов. Выяснилось, что командир судна, несмотря на более чем 20-летний лётный стаж, впервые в реальности столкнулся с необходимостью уходить на второй круг. А его напарник ещё два года назад работал бортинженером.
В авиакомпании "Татарстан" настаивают, что экипаж был опытным. Но при этом известно, что у перевозчика были финансовые сложности, а значит, тратить много денег на поддержание профессионального уровня лётчиков было непросто.
Генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин сказал, что у компании перед поставщиками топлива есть долги, а также задолженности по зарплате. В идеале каждый пилот регулярно должен оказывать в подобном кресле. Это - лётный тренажёр, имитатор, кабина "Боинга-737". Ни один полёт за этим штурвалом не проходит стандартно. Именно здесь отрабатываются навыки ручного управления. "На таком тренажёре отрабатываются все возможные нестандартные ситуации, и каждый пилот обязан раз в 6 месяцев проходить на нём курс обучения", - говорит вице-президент авиакорпорации Янис Ванагс.
Авиакомпании "Татарстан" теперь предстоит проверка. И если в системе подготовки пилотов будут выявлены нарушения или выясниться, что перевозчик не предпринял достаточно мер для безопасности полётов, то авиационные власти, по мнению специалистов, могут отозвать у него сертификат эксплуатанта.
ZvezdaTVnews Опубликовано 19 Ноя 2013 г. ...................................... На вопрос об экипаже Гиниятуллин заявил, что он прошел необходимую программу подготовки. Экипаж имел достаточно часов налета, в том числе в ночное время. Но для командира лайнера Рустема Салихова, который стал пилотом только три года назад, а до этого работал штурманом, трагическая попытка зайти на второй посадочный круг была же и первой. Генеральный директор компании разбившегося «Боинга-737» подтвердил, что до результатов расследования компания сама приняла решение не поднимать в воздух и другое судно этого типа, имеющееся в ее авиапарке, а также тот факт, что у компании есть месячная задолженность по зарплате, деньги вовремя не получили и погибшие пилоты. Гиниятуллин отказался рассказывать о задолженности за авиатопливо, назвав это внутренним делом перевозчика, однако известно, что всего за десять дней до трагедии в арбитражный суд Татарстана к перевозчику подан иск более чем на 200 миллионов рублей. Наземные службы международного аэропорта требуют погасить долги за обслуживание. По словам Гиниятуллина, после трагедии замечено снижение пассажиропотока компании, возвраты билетов, но это явление не носит массовый характер. Что касается рейса Москва-Казань номер 363, то пока еще неизвестно, вернется ли он в расписание.
И в продолжение,есть такая информация:
Катастрофа авиакомпании «Татарстан» была неизбежна Антон Сукнов
Разбившийся Боинг пилотировали бывшие штурман и бортинженер, не учившиеся на пилотов, техобслуживание оплачивалось только в крайнем случае, а самолет эксплуатировали «на убой» 17 ноября 2013 года, в 19:25 московского времени Боинг 737-500 авиакомпании «Татарстан» столкнулся с землей на территории Международного аэропорта «Казань-основной» при выполнении маневра ухода на второй круг после определения непосадочного положения воздушного судна. Никто из находившихся на борту 44 пассажиров, двух пилотов и четырех членов кабинного экипажа не выжил.
Трагическая гибель полста жизней стала страшным итогом ужасов, творившихся в авиакомпании «Татарстан» за последние годы. НИКТО из знавших реальное положение дел в авиакомпании не летал её бортами как минимум уже последний год, но реальная катастрофа превзошла по количеству отнятых жизней даже самые немыслимые предположения.
Бывшая в середине двухтысячных одной из самых богатых и прибыльных региональных авиакомпаний России, авиакомпания «Татарстан» эксплуатировала большой флот Ту-154М, ЯК-42Д и Ту-134 и поздно приступила к его замене на более топливоэффективные суда. В 2008 году в Татарстан пришли стратегические иностранные партнеры и половину аэропорта «Казань» и авиакомпании «Татарстан» выкупили владельцы болгарской «Болгария Эйр». Оставшиеся 50% остались в руках властей республики, причем авиакомпания контролировалась руководством татарстанского СвязьИнвестНефтеХимХолдинга – непрозрачной компании, управляющей республиканской собственностью. С приходом болгар в аэропорту и авиакомпании появились какие-никакие Европейские технологии и более экономичные Боинги, начали сокращаться операционные издержки и появился план развития. Однако развитие авиакомпании и аэропорта пошло разными путями.
В отличие от понятной бизнес-модели аэропорта, живущего на сборы и дополнительные неавиационные доходы, авиакомпания тяжело пережила кризис 2008 года, вызвавший повсеместный спад объема перевозок. Накопившийся внушительный долг авиакомпании, наложившийся на кризис управленческой команды, не мог быть нивелирован помощью болгарских авиаторов. До 2011 года в авиакомпании «Татарстан» существовала горькая традиция менять под конец года генерального директора, однако прорыва в авиакомпании так и не случилось.
Ключевую же роль в развитии аэропорта сыграла подготовка к проведению Казанской Универсиады. Чтобы обеспечить прием гостей и участников летом 2013 года, Казанский аэропорт необходимо было серьезно модернизировать, сделав его современным и кардинально увеличить пропускную способность. Для этого требовались серьезные финансовые вливания, однако болгары отказались участвовать в увеличении уставного капитала аэропорта и разрешить размыть свою долю за счет увеличения вклада республики. Вместо этого, они предложили дать аэропорту деньги на развитие в кредит, причем на своих условиях и в своем банке. Это было неприемлемо для республики и президент Рустем Минниханов в 2011-2012 годах лично пытался убедить владельца «Болгария Эйр» Иво Каменева продать акции аэропорта. Однако болгары повели себя жестко и согласились выйти из капитала аэропорта только при условии выкупа их доли в авиакомпании, которая уже на тот момент была техническим банкротом. С учетом надвигающейся универсиады, республике пришлось согласиться на условия болгар.
К 2011 году в республике де-юре существовали две государственные авиакомпании. Помимо а/к «Татарстан», базировавшейся в аэропортах «Казань» и «Бегишево», находящемся между Набережными Челнами и Нижнекамском, из аэропорта «Бугульма» полеты осуществляла авиакомпания «Ак Барс Аэро», обладавшая парком небольших региональных самолетов. Де-факто обе авиакомпании относились к «Ак Барс Холдингу».
К концу 2011 года долги а/к «Татарстан» достигли 1,5 млрд рублей, регулярные перевозки даже на Боингах были убыточны, борта летали откровенно незагруженными. Единственным доходным направлением деятельности авиакомпании были чартерные перевозки.
Ситуацию можно было бы исправить, если заменить на низкозагруженных рейсах большие Боинги на менее вместительные канадские региональные CRJ, находившиеся в парке «Ак Барс Аэро», и 23 ноября 2011 года на глава «Росавиации» Александр Нерадько поставил перед Республикой Татарстан ультиматум: две республиканские авиакомпании должны объединиться и один из сертификатов эксплуатанта должен быть отозван.
Конечно же, с регулятором никто спорить не стал и Татарстан сказал «Да» объединению. Но Москва не учла татарскую ментальность. В Казани никто не говорит «Нет» и всегда со всем соглашаются, но делают по-своему. Вот так за два года до сих пор фактическое объединение и не состоялось, и обе авиакомпании сохранили юридическую самостоятельность и сертификаты эксплуатанта.
Вскоре после ультиматума федеральных властей, 22 декабря 2011 года в а/к «Татарстан» в очередной раз под новый год традиционно сменился генеральный директор и её новым руководителем стал 34-летний Аксан Гиниятуллин - советник руководителя «СвязьИнвестНефтеХим» Валерия Сорокина, которого за глаза в республике называли «бывший помощник Минниханова». Сорокин был буквально очарован молодым экономистом Гиниятуллиным, получившим иностранное образование в области бизнес-администрирования, но не работавшим в авиации. О нем отзываются как об очень убедительном человеке. Он очень красиво говорит, умеет привести сложные макроэкономические аргументы, всегда поддерживает свои слова красивыми PowerPoint презентациями, а ведь это так подкупает!
То, что сделал Гиниятуллин с авиакомпанией, не поддается никакому логическому объяснению. За два года совокупный долг вырос с полутора миллиардов рублей до 2,8 миллиарда. Авиакомпания перестала платить - абсолютно всем.
Гиниятуллин постоянно просил от республики денег, а деньги ему давали. Большая часть долга – займы, предоставленные государственными компаниями республики. На полученные займы Гиниятуллин не только поддерживал текущее финансовое состояние авиакомпании, но закупал новые самолеты через лизинговые схемы. Он активно продвигал идею создания чего-то нового и масштабного - восстановления региональных перевозок ПФО. Для этого были закуплены вмещающие от 9 до 16 пассажиров самолеты «Цессна» и «Караван». Гиниятуллин требовал денег на 15 Аэробусов А319 для создания крупного регионального хаба в Казани.
Под эту программу авиакомпании даже выделили серьезные средства из федерального бюджета. Недоброжелатели в республике говорили, что Гиниятуллин мог получать 3-5% отката от лизинговых платежей за новую технику, поэтому и продвигал активно идею закупки нового флота, хотя, конечно же, прямых доказательств представить никто не мог. По по текущим долгам авиакомпания платить отказывалась. В Казани сложилась парадоксальная ситуация – 7 ежедневных рейсов по маршруту Москва-Казань авиакомпаний «Аэрофлот» и «S7», продающих билеты по цене, дороже чем до Екатеринбурга, летали заполненными под завязку, а на один-два ежедневных рейса авиакомпании «Татарстан» борта летали незагруженными.
Пассажиры просто отказывались летать на «раздолбанных» самолетах с регулярными отменами и задержками рейсов.
Причина этого тривиальна. Разбившийся Боинг 737-500 в январе 2014 года должен был быть возвращен ненавистным болгарским лизингодателям, в такой ситуации борт использовали «на убой». В авиации допускается эксплуатировать самолет, имеющий незначительные неисправности, чтобы исправить их во время следующего техобслуживания. Но этот борт ремонтировался или обслуживался только когда неисправность становилась критической.
Так, однажды, в ходе проверки Росавиация внесла в авиакомпанию предписание о недопустимых неисправностях борта VQ-BBN, однако перевозчик обратился в S7 technic и получил свидетельство возможности продолжать полеты до очередного ремонта. О таких мелочах, как оплата аэропортовых сборов в Казани и аэронавигационного обслуживания, авиакомпанию просто не интересовали. Несмотря на скидку в 50% от цены обслуживания взлета-посадки, долг авиакомпании перед аэропортом Казани достиг катастрофических размеров.
Вот как прокомментировал это за месяц до катастрофы глава татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр» признанный авторитет в области авиации Азат Хаким: «В сложившейся ситуации я вынужден предать огласке ряд фактов. Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно – 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту Казань.
Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов – для меня большая загадка. Но это полбеды. Самая большая беда в том, что заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро». Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится…»
Авиакомпания отказалась даже платить удержанные из зарплат сотрудников профсоюзные сборы
Но самое страшное, что экономия сказалась и на качестве летного персонала. Выжимая из двух последних болгарских Боингов максимум возможного, авиакомпания платила пилотам смешные по меркам авиации 20000 рублей. Найти настоящих пилотов на такие зарплаты невозможно. К примеру, пилоты разбившегося борта раньше летали в авиакомпании в качестве штурмана и бортинженера на Ту-154М, и как действовать в экстренной ситуации, могли просто не знать.
Но ведь авиакомпания сделала ставку на новый тип самолета – А319 и тратиться на пилотов на уходящий Боинг 737 нет никакого смысла! И никто бы ничего и не узнал после января 2014 года, когда лизинг был бы закончен. Как-то язык не поворачивается назвать это просто «халатностью».
В такой авиакомпании катастрофа была неизбежна. Было бы огромным счастьем, если бы системные ошибки вылились в серию рядовых инцидентов, без ущерба для людей, но авиация не простила роковую ошибку.
Найдены записи переговоров летчиков упавшего в Казани Boeing 737
Среди эвакуированных с летного поля фрагментов самолета экспертам удалось обнаружить кассеты с записью разговоров членов экипажа лайнера "Самописец отправлен в Москву для обработки имеющейся на нем информации", - сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов.
До обнаружения кассеты с переговорами летчиков лайнера о последних словах пилота рассказала диспетчер аэропорта. "Содержание этих переговоров свидетельствует о том, что в целом они носили штатный характер до сообщения пилота о непосадочном положении самолета, то есть о несоответствии вектора движения самолета к торцу взлетно-посадочной полосы и уходе на второй круг. Последним словом пилота перед катастрофой было слово "круг", которое он произнес после получения от диспетчеров команды набирать высоту 500 метров для повторного захода на посадку", - сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
По словам специалистов, авиакатастрофа в Казани может привести к запрету на закупки российскими авиакомпаниями подержанных зарубежных самолетов, а также к стимулированию приобретения авиалайнеров производства РФ. Об этом заявил первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. "Такие меры экономического стимулирования будут побуждать авиакомпании каждые 5-7 лет обновлять парк самолетов, что позволит, с одной стороны, добиваться высокой конкурентоспособности российских авиакомпаний, с другой - повышать качество и оснащенность российских самолетов", - указал Гутенев.
В казанском международном аэропорту продолжают работу сводная бригада медиков, врачей-судмедэкспертов, а также психологов МЧС и МВД. В гостинице, где размещены 17 семей погибших, дополнительно работает психолог республиканской психиатрической больницы и бригады станции скорой медицинской помощи Казани.
В ходе проверки, которая проходила с 19 ноября по 16 декабря 2013 года, в авиакомпании "Татарстан" было выявлено 60 нарушений. Среди них нарушения по оплате труда, режиму рабочего времени и времени отдыха, а также техники безопасности труда, сообщает "Интерфакс". После проверки было возбуждено 74 административных дела. 45 из них уже рассмотрены. Именно итогом рассмотрения этих дел и стало наложение на компанию-авиаперевозчика денежного штрафа. Штраф составит 1 миллион 200 тысяч рублей.
Еще 74 административных дела возбуждены в отношении бывшего гендиректора авиакомпании "Татарстан" Аксана Гиниятуллина. Авиакомпания "Татарстан" прекратит полеты с 31 декабря 2013 года. У нее будет отозван сертификат эксплуатанта в связи с выявленными фактами несоблюдения авиакомпанией сертификационных требований, действующих в российской гражданской авиации, нарушениями установленных норм налета рабочего времени и времени отдыха летных экипажей, порядка поддержания квалификации экипажей.
По результатам 2013 года авиакомпания рассчитывала перевезти около 1 миллиона пассажиров, из них половину — на чартерных рейсах. ОАО "Авиакомпания "Татарстан" находится в собственности республики, выполняет регулярные полеты более чем по 40 направлениям.
Самолеты авиакомпании "Татарстан" передаются на баланс авиакомпании "Ак Барс Аэро". С 31 декабря именно "Ак Барс Аэро" будет выполнять полеты по расписанию "Татарстана".
Поводом для масштабной проверки авиакомпании "Татарстан" и отзыву лицензии стало крушение в аэропорту Казани ее самолета Boeing-737. Следовавший из Москвы самолет разбился 17 ноября 2013 года при попытке уйти на второй круг для посадки. На борту находилось 50 человек, в том числе два ребенка и 6 членов экипажа. Все они погибли.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса России ( "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц").
После авиакатастрофы в отставку подал руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации 62-летний Шавкат Умаров. Он возглавлял ведомство 15 лет. Решением совета директоров был уволен гендиректор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.
Расследование проводится Межгосударственным авиационным комитетом при участии представителей Росавиации и других ответственных ведомств. На месте аварии были обнаружены контейнеры бортовых самописцев, которые имели значительные повреждения.
19 ноября 2013 года МАК заявил, что информация с параметрического самописца была расшифрована. В ходе предварительной расшифровки было установлено, что после захода на посадку самолёт оказался, по сообщению экипажа, в «непосадочном положении» относительно ВПП. Пилоты увеличили тягу двигателей для прекращения снижения и ухода на второй круг.
Под действием кабрирующего момента и в отсутствие управляющих действий со стороны экипажа самолёт перешёл в набор высоты с большим углом атаки. Приборная скорость упала со 150 до 125 узлов. После этого экипаж резко отдал штурвал от себя, в результате чего самолёт перешёл в пикирование и врезался в землю со скоростью около 450 км/ч. Все системы и двигатели были исправны и работали в штатном режиме до момента столкновения.
В сообщении МАК также указывалось, что в контейнере речевого регистратора отсутствовал записывающий блок, однако уже 20 ноября было сообщено, что он найден среди обломков самолёта и отправлен на расшифровку.
28 и 29 ноября 2013 года МАК опубликовал два заявления, в которых на основании предварительной расшифровки записи речевых регистраторов были выданы технические рекомендации о подготовке лётного персонала, организации радиопереговоров диспетчеров с пилотами и проведении конференции по эксплуатации самолётов Boeing 737.