Карта Сирии из статьи Что изменится за два месяца в Сирии? СИРИЯ
Трагедия продолжается
Красная звезда,Виктор РУЧКИН.05.08.2013
Сирийская армия продолжает успешные операции на севере страны.
Армейские подразделения, обороняющие «северную столицу» страны - Алеппо, отразили атаки вооружённых группировок исламистов и нанесли им ощутимые потери.
В минувшие выходные ожесточённые бои шли в районе центральной тюрьмы на северных подступах к городу.
По сообщению сирийского военного командования, противник сделал попытку прорвать оборонительный рубеж правительственных сил, однако получил отпор, потеряв только убитыми более 270 боевиков.
Огнём сирийских военнослужащих было уничтожено четыре бронемашины, несколько артиллерийских и зенитных орудий, миномётов и самодельных ракетных установок. Тяжёлое вооружение попало в руки исламистов с захваченных ими военных складов.
К западу от Алеппо армия вела бои с бандформированиями, которые пытались захватить ряд населённых пунктов на стратегически важном шоссе Идлиб – Алеппо.
Продолжаются боестолкновения и в третьем по величине городе страны – Хомсе, '
который окончательно ещё не освобождён, хотя ключевые кварталы города взяты под контроль армии.
По оценке военных экспертов, вооружённые отряды оппозиции утратили инициативу и в основном вовлечены в оборонительные действия.
(Карта - июнь 2013 http://www.redstar.ru/index.php/news-me … tsenariyam)
Вместе с тем военное положение в целом остаётся весьма сложным для сирийских властей.
Значительную часть страны по-прежнему контролируют мятежники – формирования радикальных исламистов, связанных с «Аль-Каидой», или отряды «Свободной сирийской армии», (ССА), костяк которых составляют бывшие военнослужащие, дезертировавшие по разным причинам из вооружённых сил.
Независимые наблюдатели отмечают, что регулярной армии противостоят не только иностранные наёмники и фанатики-салафиты со всего арабского мира. П
ротивники Башара Асада располагают ещё немалой внутренней социальной базой.
Дело в том, что власти в прошлом десятилетии сделали серьёзные ошибки в социально-экономической сфере, а это привело к появлению в сирийском обществе протестных настроений.
......................
Продолжение под катом:
В связи с этим внимания заслуживают суждения российского политолога Максима Шевченко о причинах сирийских событий.
«Лет 6–7 назад Башар Асад начал либеральные реформы, - отмечает он. - Я помню моё интервью с вице-премьером Дардари (он был «сирийским Гайдаром»), рассказывавшим, как в Сирию придут западные инвесторы, придут разные западные финансовые учреждения, как потекут деньги потоком…Так и случилось – инвесторы пришли. Лет пять назад в Дамаске было не протолкнуться среди американских «портфельных инвесторов» – людей, инвестировавших не в развитие экономики, а в скупку обесценившихся производств, чтобы перепродать их по более высокой цене.
Особенность же сирийской экономики была в том, что большая часть населения занималась сельским хозяйством, которое дотировало государство. Крестьяне не были богаты, но жили сносно. В Сирии не было импортных продуктов – вообще.
Это была особенная страна. Когда в неё приезжали, знали точно, что будут есть продукты, экологически абсолютно чистые.
Там не использовали никаких химикатов, не выращивали овощей-фруктов в парниках – климат позволяет снимать по 3–4 урожая в год.Но после создания системы «либеральных реформ» – фактически прихода в Сирию западных спекулянтов – мгновенно выяснилось: сельское хозяйство нерентабельно.
С точки зрения рынка. И выгоднее давать большие кредиты перекупщикам (на Россию 1990-х похоже, не правда ли?), чтобы они закупали помидоры не у сирийских крестьян, а, например, у турецких производителей.И Сирию наводнили импортные продукты. Деревня мгновенно стала нищей, ибо утратила доступ к рынку в больших масштабах. Сельское хозяйство действительно стало нерентабельным. А города стали резко богатеть – даже не представить как! Ведь город на Ближнем Востоке – это ещё традиционно и центр торговли, пропускающий через себя громадные денежные массы.
В городах резко богател средний класс, состоящий из алавитов, христиан, черкесов, друзов и части суннитского населения, примыкавшего к бюрократии, правящей партии Баас.Сложился (как и в России в 1990-е годы) триумвират из бюрократии, силовых структур и финансовых спекулянтов. Каждый друг друга дополнял.
Бюрократия обеспечивала разрешение на создание банков и прочих выгодных структур, силовики прикрывали бизнес, получая с него свою долю, а спекулянты накачивали эти структуры деньгами, обесценивая труд сирийских крестьян.Крестьяне же были по преимуществу сунниты, и в какой-то момент их уровень жизни стал настолько низким, что терпеть дальше такое положение стало невозможно.
Асад тогда начал сворачивать «либеральные реформы». Потому что он понял, куда ведёт государство. Однако было уже поздно.С одной стороны, было обнищание суннитской деревни и её озлобление в отношении несуннитского, по сути, города (что давало поводы для активных проповедей радикалов всех мастей).
С другой стороны, уже начавшая паразитировать эмансипированная либеральная буржуазия, которая, несмотря на то что получила свои состояния благодаря реформам партии Баас (как и постсоветская буржуазия в 1990-х благодаря политике КПСС с Горбачёвым), начала выступать против Асада, ставшего ей ненужным.
Либеральная буржуазия через свои банки и фонды имеет прямые выходы на мировое сообщество, Евросоюз, США, Турцию, центры «либеральной спекуляции».Асад оказался между двух огней – ненавидящим город суннитским большинством и готовой предать президента городской либеральной прослойкой. И вот тогда на Асада набросились.
И выяснилось, что даже 500 долларов, которые эмир Катара даст крестьянину из сирийской глубинки, равняется доходу сельчанина за полгода. И за 500 долларов он готов поддержать джихад и участвовать в нём…Запад надеялся, что в Сирии всё пройдёт очень быстро, что оппозиция быстро сметёт Баас, что события пойдут по сценарию, даже менее кровавому, чем в Ливии.
Но оказалось, что суннитская деревня полностью попала под влияние радикалов из стран Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Йемена, Катара…»
Разумеется, спустя два года интервенции международных отрядов салафитов (среди них встречаются даже жители Крыма, Северного Кавказа и Средней Азии) у многих сирийских суннитов, в том числе бойцов «Свободной сирийской армии», наступило прозрение.Стали нередки случаи перехода на сторону властей, чтобы воспользоваться амнистией. Но степень взаимной ненависти ещё велика.
И сирийским властям после разгрома основных сил вооружённой оппозиции ещё предстоит долгий путь национального примирения.
Некоторые аналитики не исключают, что, в условиях когда ни одна из сторон (правительство, ССА, салафиты) не в состоянии добиться «чистой победы», может появиться тенденция к разделу страны, фрагментации сирийской государственности. Этому благоприятствует и наличие крупных этнических (курды) и религиозных (алавиты) меньшинств.
Фанатики из числа салафитов-суннитов угрожают в случае взятия власти истребить алавитов, компактно проживающих в основном в прибрежной зоне от Тартуса до Латакии.Сейчас население этой зоны значительно выросло за счёт беженцев (алавитов и христиан) из других районов. У алавитов нет иллюзий, что их ждёт, если власть в Дамаске захватят салафиты из группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Поэтому они предпочитают переселиться в более спокойные Латакию и Тартус.
В этих провинциях, как отмечают арабские СМИ, всё больший вес приобретают отряды самообороны.
Власти пошли на вооружение местного населения, что позволило укрепить общественную безопасность. Вместе с тем сунниты, также проживающие на этих территориях, оружия не получают.
Взаимное недоверие порождает желание суннитских семей перебраться в другие районы Сирии.Такая же картина в стратегически важном Хомсе, через который проходят наземные коммуникации между алавитским побережьем Сирии и районами Ливана, где проживают шииты.
В освобождённых от мятежников кварталах Хомса появляется всё больше алавитских семей, а жители-сунниты покидают город - их кварталы очень сильно пострадали в ходе уличных боёв. Передел земли облегчён тем, что сгорел городской архив с данными о собственниках жилья и земельных участков.О драматизме ситуации в стране свидетельствует доклад «Сирийская катастрофа: социально-экономический мониторинг», подготовленный Сирийским центром политических исследований.
Эксперты отмечают, что вооружённый конфликт привёл к значительному перемещению населения.Треть сирийцев (31 процент) покинула места обитания. При этом 1,3 миллиона человек (6 процентов населения) бежали в соседние страны.
Ещё 1,33 миллиона эмигрировали (временно или навсегда). 3,92 миллиона человек – 18,3 процента населения – беженцы внутри самой Сирии.Индексы человеческого развития в Сирии откатились на 35 лет назад.
Более половины населения живёт в бедности, ещё 6,7 млн. опустились в бедность за время конфликта, из них 3,6 миллиона живут в чрезвычайной бедности.
Всё население Сирии составляет, по оценкам, 22,5 млн. человек.Экономика столкнулась с широкомасштабной деиндустриализацией, изъятием инвестиций.
Экономические потери от войны составляют 84,4 млрд. долларов – 142 процента валового национального продукта 2010 года.
При приросте ВНП 5 процентов в год стране потребуется 30 лет на то, чтобы достичь довоенного уровня.Экономика фактически разрушилась из-за войны. Её место занимают незаконное предпринимательство, чёрный рынок, рэкет.
За время конфликта потеряно 2,4 млн. рабочих мест. Уровень безработицы составляет 48,8 процента.
Индекс потребительских цен увеличился на 84,4 процента. Курс доллара по отношению к сирийскому фунту увеличился на 300 процентов.С минувшего воскресенья в Сирии запрещены все финансовые операции в иностранной валюте.
Отныне все виды коммерческих сделок и денежных выплат должны осуществляться исключительно в национальной валюте - сирийских фунтах.
Нарушителям грозит лишение свободы сроком от шести месяцев до трёх лет и выплата денежного штрафа.
Местные комментаторы связывают этот шаг с переводом сирийской экономики на военные рельсы и ужесточением борьбы с преступностью.