О сходствах и различиях
Со времени последнего серьезного кризиса 2007 - 2008-го года уже прошло шесть лет, и многие порядком позабыли сравнительно недавнее прошлое.
Могу ошибаться, но текущий год, на мой взгляд, все больше напоминает 2008-ой в преддверии удара кризиса.
Разница, пожалуй, лишь в том, что в прошлый раз после длительной эйфории, когда росли практически все рынки, серьезное падение всего и вся началось после финансового краха, а в этот раз снижение экономических показателей обозначает предварительную подготовку финального краха рынков.
Эйфория же на некоторых рынках пока еще присутствует.
И это относится прежде всего к фондовому рынку. Безостановочная печать необеспеченной бумажной валюты позволяет все больше поднимать вверх фондовые индексы без оглядки на то, что те же самые компании и предприятия, чьи акции на биржах бойко растут, сокращают производства, увольняют персонал и объявляют об очередных операционных убытках.
Происходящее влечет за собой падение цен на основные конструкционные материалы и, как следствие, снижение объемов мировой торговли, объективным показателем которой является индекс морских грузоперевозок Baltic Dry, вчерашнее падение которого за день на 8% вполне сравнимо с показателями сентября 2008-го.
Вместе с тем на товарных рынках начинает чувствоваться приток необеспеченной бумажной валюты.
Прежде всего это относится к продовольствию и тому биржевому сырью, которое активно используется при производстве товаров первой необходимости, что вполне характерно и типично для периодов кризиса.
Одновременно с этим наблюдается и процесс постепенного выхода целого ряда стран из валюты и государственных ценных бумаг крупнейшего мирового должника – США. Китай, например, (как и целый ряд других стран) прекратил покупать американскую валюту для своих валютных резервов. При этом он не скрывает, что и не планирует делать такие покупки в будущем.
Одновременно с этим Китай активно избавляется от казначейских облигаций США, но продолжает максимально возможными темпами наращивать свои золотые запасы. Невозможно точно определить их реальные размеры, но даже если КНР еще не стала крупнейшим в мире держателем физического золота, то она быстро приближается к этому. В этом же направлении движется также и Россия, и целый ряд других стран.
Золото продолжает свой постепенный рост с начала 2014 года и довольно незаметно для многих вчера достигло шестимесячного максимума. И если еще вчера оно было на уровне 1367 американских дензнаков за унцию, то уже сегодня утром достигало 1374-ой отметки.
Складывается отчетливое ощущение, что у господствовавших в 2013-ом году на золотом рынке продавцов, вопреки всему снижавшим цену на желтый металл, кончились имевшиеся резервы.
Они истощили свои запасы, продавив на некоторое время рынок вниз и одержав локальную победу, но, похоже, так и не смогли достичь основной стратегической цели – в корне переломить ситуацию на рынке золота.
Сейчас на рынке мы наблюдаем уменьшение количества продавцов, в то время как физический спрос на драгоценный металл продолжает расти.
Это находит свое отражение и в запасах золота на бирже COMEX, и в длительных паузах в работе, например, Монетного двора США, оказавшегося неспособным удовлетворить весь существующий спрос на золотую и серебряную монету.
Все выглядит так, что мировой рынок мог достичь точки, когда цену на драгоценный металл начинает диктовать уже не столько биржа с ее спекуляциями, сколько реальный физический спрос.
Постепенное понимание того, что финансово-экономическая система в ее современном виде функционирует как-то не совсем правильно, постепенно доходит до все большего количества обычных людей, и они начинают предпринимать реальные шаги, чтобы обезопасить себя от возможной катастрофы или хотя бы по возможности минимизировать свои возможные потери.
И в этом заключается еще одно существенное отличие 2014-го от 2008 года.
Лежава, Александр: http://goldenfront.ru/articles/view/vos … azlichiyah
Первоисточник: http://alexandrlezhava.livejournal.com/218501.html
***
В контексте статьи,тема: Мировая экономика и аспекты политики