Отряд из Шведской крепости
ЗА ТАИНСТВЕННЫМИ СТЕНАМИ
С момента своего зарождения в марте 1969 года это подразделение квартирует в Балтийске, в пятиугольной Шведской крепости, окружённой наполненным водой рвом. Крепость, построенная шведами в ХVII веке, долгое время, в чьих бы руках она впоследствии ни находилась, играла роль надёжного во всех отношениях банка: в её подземельях при постоянных температуре и влажности хранились немалые казённые деньги.
Подземные крепостные коммуникации в 1945-м заминировали отступавшие под натиском советских войск немцы. Планов и схем, понятно, не оставили.
Вскоре после войны подступы к этим подземельям, дабы не рисковать жизнью сапёров и любопытствующих граждан, решили замуровать.
Как полагают краеведы, до сих пор там могут находиться награбленные нацистами сокровища, которые те не успели вывезти. Так что не исключено: подземные тайники ещё ждут исследователей.
…Вместе с сопровождающим матросом пересекаем внутренний крепостной двор. Всюду чистота и порядок.
С виду – обычная воинская часть, разве что попасть сюда сложнее обычного. Речь не о строгости пропускного режима, а о требованиях, предъявляемых к тем, кто здесь служит.
Пора уже, думаю, раскрыть карты:
я нахожусь в расположении отряда специального назначения,
предназначенном для борьбы с подводными диверсионными силами и средствами.
В активе отряда – выполнение боевых задач особой сложности,
обеспечение безопасности встречи президентов СССР и США на Мальте в 1989 году,
борьба с морским пиратством в Аденском заливе,
участие в международных учениях «Балтопс», «Оупен Спирит» и многое другое.
ЭРУДИТЫ СО СТАЛЬНЫМИ МУСКУЛАМИ
– Требования у нас действительно строгие: что к физической подготовке – каждый второй кандидат в мастера спорта,
а остальные – мало в чём уступающие им перворазрядники, что к морально-психологическим качествам,
– рассказывает командир отряда подполковник Алексей Мендрик.
– Боевой пловец должен быть выносливым, способным переносить большие физические нагрузки.
А ещё быть наблюдательным и сообразительным, обладать быстротой реакции, уметь принимать самостоятельные решения.
Быть правдивым, честным и трудолюбивым.
Но и этого мало: чтобы здесь служить, нужно быть знатоком своего дела.
Среди изучаемых предметов – водолазная, разведывательная, тактическая подготовка, минно-подрывное дело, связь.
Каждый обязан владеть не только обычным стрелковым оружием, но и оружием для подводного боя.
Технические знания тоже необходимы: у нас есть средства подводного передвижения, специальные катера и многое другое, что нужно знать, правильно эксплуатировать и применять в бою.
Так что можете не сомневаться: ребята у нас подготовленные, толковые.
Половина контрактников имеет высшее образование или учится заочно, высшее образование и у каждого третьего матроса, служащего по призыву.
Ежедневно физподготовке в отряде уделяется не менее четырёх часов.
Есть спортгородок и специальная полоса препятствий, которую оборудовали собственными силами. Нужные элементы позаимствовали у спецназовцев различных силовых структур, кое-что подсмотрели у зарубежных коллег.
Есть два спортзала – борцовский и для силовых упражнений, небольшой подводный тир.
В ближайшее время планируется открыть многофункциональный тренировочный комплекс, где будут и тренажёры, и бассейн с подводным тиром.
В распоряжении отряда, кроме того, несколько полигонов боевой подготовки непосредственно в Балтийском море.
Выполняемые отрядом задачи по определению связаны с водой.
Прежде всего это противодиверсионная оборона Балтийской ВМБ.
Охрана государственной границы в морской среде, осуществляемая совместно с кораблями бригады охраны водного района и пограничниками.
Контроль за подводной обстановкой в гавани, исключающий проникновение диверсантов, установку мин, шпионских радиомаячков и гидрофонов, оборудование тайников с оружием и так далее.
Участие в испытаниях новых кораблей и гидроакустических станций. Противодиверсионные осмотры подводной части кораблей, в том числе при их нахождении в иностранных портах…
Словом, сидеть без дела антидиверсантам не приходится.
ОТ ТРОПИКОВ ДО АРКТИКИ
Люди в отряде молодые. Средний возраст 24 года.
Самый «старый» – подполковник Алексей Мендрик, возглавляющий отряд последние восемь лет. Повидал и испытал на своём веку немало.
По окончании в 1996-м Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск попал служить в Хабаровский край, в отдельную мотострелковую бригаду прикрытия – мобильное соединение, предназначенное для защиты государственной границы в случае попыток её прорыва.
Служил в сапёрной роте. Годы были неспокойными, то и дело что-то случалось, горели и взрывались арсеналы, редкие сутки подразделение не поднимали по тревоге.
Ко всему прочему, приходилось ещё и элементарно выживать: денежное довольствие (те, кто постарше, хорошо помнят это смутное время) не выплачивали по полгода.
Как бы там ни было, а дальневосточная закалка не единожды помогала Алексею Петровичу в последующей службе в родном Балтийске.
Вначале в бригаде морской пехоты, где он был командиром взвода, роты, начальником инженерной службы соединения, затем уже здесь, в отряде.
Приведу одну цифру, красноречивее любых эпитетов характеризующую этого офицера:
на личном счету подполковника Мендрика около 40 тысяч (!) боевых разминирований.
Интересных людей в отряде хватает.
Один из них – ветеран подразделения командир группы капитан 3 ранга Вадим Оганесян. Пришёл сюда в 2003 году с малого противолодочного корабля «Калмыкия», с должности командира минно-торпедной боевой части. За время службы в отряде побывал на 14 боевых службах: в Северном, Норвежском, Средиземном и Аравийском морях, в Аденском заливе и Индийском океане.
Не единожды участвовал в обеспечении безопасности плавания судов в районе Африканского Рога, изобилующем морскими пиратами (некоторых из них Вадим Геннадьевич собственноручно ловил).
Недавно представителям отряда довелось побывать и в арктических широтах:
во время кругосветного плавания океанографического исследовательского судна ВМФ «Адмирал Владимирский» на его борту находились начальник штаба отряда капитан 3 ранга Евгений Смирнов, главный старшина контрактной службы Сергей Могила, старшие матросы контрактной службы Алексей Кондра и Андрей Некипелов.
Параллельно с привычными, профильными, пришлось тогда выполнять и весьма экзотичную задачу – оберегать участников экспедиции от назойливого любопытства белых медведей. Ни один мишка, отметим, при этом не пострадал.
ДАЁШЬ КОНТРАКТНИКОВ!
– Я лично очень рад, что попал сюда служить, – говорит разведчик-водолаз матрос Александр Коньков.
– Классный коллектив, полное взаимопонимание, всегда чувствуешь плечо товарища. Самой сложной для меня была теоретическая часть по водолазной подготовке: куча учебников, методических пособий, конспектов. Но ничего, осилил.
А вообще здесь интересно. Когда участвуешь в учениях, внезапных проверках, других важных мероприятиях, испытываешь особый душевный подъём, гордость за принадлежность к отряду. Если отталкиваться от момента призыва, то в социальном плане я за это время повзрослел лет на пять.
Призывался Александр из Брянской области в июле прошлого года.
До службы окончил педагогический колледж, успел поработать в школе преподавателем физкультуры. Кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, гимнастике и гиревому спорту. После службы планирует вернуться домой, но не исключает, что станет контрактником, если, конечно, ничто этому не помешает.
Контрактники в отряд попадают по-разному. Кто-то остаётся здесь после службы по призыву, кто-то приходит со стороны (инструктор старшина 1-й статьи контрактной службы Евгений Стрелец, например, раньше служил в спецназе наркоконтроля).
Желающих в принципе хватает – чуть ли не ежедневно к командиру отряда наведываются потенциальные кандидаты в боевые пловцы.
– Приходят в том числе и хорошо подготовленные специалисты, бывшие спецназовцы.
С удовольствием их взял бы, да некуда, – разводит руками подполковник Мендрик. – Отряд комплектуется как контрактниками, так и военнослужащими по призыву. Все должности контрактников сейчас заняты.
Честно говоря, трудно понять логику, которой руководствовались составители нынешнего штатного расписания.
Согласно ему некоторые специалисты в отряде могут быть исключительно военнослужащими по призыву.
В штатной категории «водитель» предусмотрена одна-единственная должность контрактника.
А как вам такое: командир отделения – военнослужащий по призыву, а в подчинении у него – контрактники, притом что подразделение у нас особое.
Многому ли, скажите, можно научить молодого парня за год службы, после чего он уйдёт в запас, а на его место придёт новый желторотик?
Поэтому нам, конечно же, нужны профессионалы. Не один уже раз подавали свои предложения по изменению штатных категорий, но так ничего и не изменилось…
Ситуация, что и говорить, странная, особенно на фоне предпринимаемых руководством Минобороны усилий, направленных на повышение качественного уровня Вооружённых Сил, в том числе и за счёт широкого привлечения в их ряды профессионалов – военнослужащих контрактной службы.
Будут ли на сей раз услышаны продиктованные государственными интересами предложения командования отряда?
Владислав ПАВЛЮТКИН, «Красная звезда». 09.04.2015
http://www.redstar.ru/index.php/compone … tyZXBvc3Rp
***
В контексте статьи,в разделе: ВС России тема: Военно-Морской Флот (ВМФ)
И в том же разделе, статья: Двуствольный гранатомёт «Непрядва» для ВМФ запущен в серию, от 25.02.15 00:50
в теме: Военная техника российской армии
***