Последний полет Sukhoi Superjet-100, разбившегося в Индонезии 9 мая, смоделируют в июне в реальном времени, основываясь на данных параметрического бортового самописца.
Об этом заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил 14 июня в интервью агентству "Прайм".
"Мы смоделируем в реальном времени полет самолета SSJ на этих высотах, с этими препятствиями, на этих скоростях, координатах. Будем восстанавливать картину полностью", - рассказал Слюсарь.
После проведения испытаний российские эксперты отправятся в Индонезию, чтобы обменяться данными с местными следователями.
Предварительный отчет о причинах крушения SSJ-100, выразил надежду Слюсарь, будет готов к концу лета 2012 года.
Замглавы Минпромторга также отметил, что по результатам расшифровки "черных ящиков" самолета претензий к его техническому состоянию не возникло.
"По тем данным, какими комиссия сейчас располагает, к самолету вопросов нет и, наверное, их и не будет",
- заявил он, добавив, что ни один заказчик после катастрофы не отказался от намерения купить SSJ-100.
SSJ-100 разбился 9 мая, врезавшись в склон горы на острове Ява во время демонстративного полета. На борту самолета были 45 человек, в том числе восемь россиян. Все они погибли.
Расшифровка "черных ящиков" была завершена в конце мая, однако их содержимое обнародовано не будет.
http://lenta.ru/news/2012/06/14/ssjet/
-----------------------------------------
Sukhoi Superjet 100
Российский ближнемагистральный авиалайнер
http://lenta.ru/lib/14212065/
Ближнемагистральный пассажирский самолет, созданный подразделением холдинга "Сухой" ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" при сотрудничестве с иностранными компаниями, в том числе Alenia Aeronautica, Snecma и Boeing.
Проект разрабатывался с 2000 года. Первый полет самолет совершил в 2008 году, а его поставки заказчикам начались в 2011 году.
Программа создания российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi SuperJet была открыта в 2000 году [30].
Ее появление было обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, к концу 90-х годов сложилась ситуация, когда два крупнейших мировых авиапроизводителя Boeing и Airbus сконцентрировались на выпуске дальне- и среднемагистральных авиалайнеров с вместимостью свыше 130 человек. При этом сегмент производства ближнемагистральных турбореактивных самолетов с вместимостью до 100 пассажиров не был охвачен ни одной крупной компанией.
К 2004 году, впрочем, в данной нише появились семейства E-Jet бразильской аэрокосмической корпорации Embraer и CRJ канадской Bombardier Aerospace, однако аналитики высказывали мнения, что и они не смогут охватить данный рынок самостоятельно [37], [30], [39], [48], [40], [15].
Во-вторых, создание российского ближнемагистрального пассажирского самолета могло стать одним из путей выхода из кризиса, в котором после распада СССР оказалась авиастроительная отрасль России. Российским авиакомпаниям остро требовалось приступить к замене парка самолетов Ту-134 и Як-42, которые к тому времени уже не отвечали европейским стандартам по нормам шума (запрет на прием шумных самолетов в Евросоюз был введен в 2002 году), а также отличались повышенным расходом топлива по сравнению с лайнерами Airbus и Boeing - именно эти иностранные самолеты, уже в подержанном состоянии, начали закупать российские авиакомпании для обновления своих парков [30], [37], [40], [33], [39], [49].
В конце 1990-х годов ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени Сухого ("ОКБ 'Сухой'"), которое до этого занималось только самолетами боевого назначения, решило создать свою гражданскую программу, рассчитанную как на отечественных, так и иностранных заказчиков. Первым опытом ее реализации стал грузопассажирский самолет Су-80 вместимостью до 30 пассажиров, однако в серийное производство данная модель не пошла. В 2000 году была основана компания ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГГС) и объявлено о начале работ по созданию нового пассажирского авиалайнера, получившего рабочее название Russian Regional Jet (RRJ) [47], [39], [30], [51].
В отличие от принятой ранее в СССР и России практике при создании самолетов полагаться только на отечественные разработки и комплектующие, в "Сухом" решили заключить соглашения о партнерстве с иностранными компаниями [51], [30], [40].
В 2002 году главным консультантом проекта был выбран Boeing [52], [51], [30], [37]
, в том же году в ГСС не исключали, что и поставщик двигателей для нового самолета будет иностранным [48]. Однако и Россия решила принять участие в его создании: в начале 2003 года был заключен договор с совместным российско-французским (НПО "Сатурн" и Snecma) предприятием PowerJet, которое взяло на себя обязательство создать новый двигатель для самолета [51], [37], [52], [40], [40].
В 2002 году предполагалось, что испытания самолета начнутся уже в 2005-м, однако, как выяснилось впоследствии, подобные прогнозы были слишком оптимистичными [48].
В 2004 году был проведен конкурс и определены основные поставщики компонентов для RRJ [52]. Руководителем программы был назначен Виктор Субботин, а в ноябре того же года он занял пост генерального директора (позже - президента) ГСС [31], [46], [43], [52].
Главным конструктором проекта выступил Владимир Лавров [12].
В 2005 году "Сухой" подписал с Внешторгбанком, Внешэкономбанком, Сбербанком России и Росэксимбанком соглашение о финансировании программы [52], [39].
Тогда же проект RRJ был включен в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (бюджетное финансирование - 7,9 миллиардов рублей) [41], [54], [52], [42].
Местом сборки авиалайнеров было выбрано "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина" (КнААПО), впоследствии в их производстве также участвовали ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" и ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение" [14], [51], [52].
В 2005 году поступили первые заказы на RRJ: от ОАО "Финансовая лизинговая компания" и от "Аэрофлота", на 10 и 30 самолетов соответственно. В дальнейшем список заказчиков продолжил расширяться [42], [52], [41], [40].
Стратегическим партнером российских компаний ГСС, "Компании 'Сухой'" и Объединенной авиастроительной корпорации по проекту RRJ в 2006 году стала итальянская компания Alenia Aeronautica, дочернее предприятие консорциума Finmeccanica. Через год ГСС и Alenia создали совместное предприятие SuperJet International Company для продвижения самолета за международном рынке. В этой компании российская сторона получила 49 процентов, а итальянская - 51 процент акций [52], [44], [51], [37]. В 2008 года Alenia также получила 25 процентов плюс одну акцию ГСС и взяла на себя обязательство по финансированию программы (около 300 миллионов долларов). Оставшаяся доля ГСС была в собственности холдинга "Сухой" [36], [16], [39], [44], [37], [30], [51].
На выставке в Фарнборо летом 2006 года RRJ получил новое название - Sukhoi SuperJet 100 [45], [52].
В том же году были заключены контракты на поставку самолетов с российскими компаниями "Дальавиа" и "КрасЭйр". Однако в дальнейшем они реализованы не были: в 2008 году у этих авиакомпаний были отозваны лицензии [39], [32], [52].
В сентябре 2007 года в Комсомольске-на-Амуре прошла презентация первого укомплектованного Sukhoi SuperJet 100, шла программа испытаний [52], [30], [37].
В том же году заказ "Аэрофлота" был увеличен до 30 самолетов (в 2010 году он вырос до 40), кроме того, компанией был подписан опцион - предварительное соглашение о заключении договора - еще на 15 самолетов данного типа. Помимо этого, в 2007 году был заключен контракт с первой иностранной авиакомпанией – армянской "Армавиа": она заказала 2 самолета, был также предусмотрен опцион еще на 2 самолета [52], [39], [32], [24].
Датой начала поставок самолета назывался 2008 год [41]. Однако лишь 19 мая 2008 года Sukhoi SuperJet 100 впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре [51], [30], [52], [35]. Примечательно, что летом того же года о задержках поставок SSJ было впервые объявлено официально [33].
В июле 2009 года вместо Субботина президентом ГСС стал Владимир Присяжнюк [14], [50], [52].
По сведениям информационного агентства Reuters, планировалось, что уже к 2010 году производство Sukhoi SuperJet 100 увеличится до 5-6 самолетов в месяц [37]. Однако в 2010 году прогнозируемые темпы производства лайнеров сократились до 50 в год [27], а в 2011 году - до 2-3 самолетов в месяц [13].
В январе 2011 года Sukhoi SuperJet 100 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК) [23], [51].
Ожидалось, что самолет получит сертификат Европейского Авиационного агентства по безопасности (European Aviation Safety Agency, EASA) до конца 2011 года [51],
однако это произошло лишь в феврале 2012 года [6]. В марте 2011 года стало ясно, что из-за задержек с поставкой самолет теряет часть рынка: в частности, начались поставки региональных самолетов производства Embraer в казахстанскую авиакомпанию Air Astana, одного из потенциальных заказчиков SuperJet [22].
Отказалась от закупок SuperJet и итальянская компания AlItalia [24].
Технические характеристики
Максимальная высота полета - 12100 метров. Дальность полета - от 3048 до 4578 километров, в зависимости от модификации (в будущем планировалось выпустить вариант самолета с увеличенной дальностью до 7500-8000 километров и его бизнес-вариант).
Оснащенный двумя двигателями PowerJet SaM146, расположенными под крылом, лайнер отвечал всем нормам, в том числе шумовым, принятым в Евросоюзе.
Длина самолета - 30 метров, высота - 10 метров.
Компоновка салона - 2+3 места в ряд. Вместимость самолета - от 78 до 95 пассажиров, в зависимости от числа классов и выбранного заказчиком расстояния между сиденьями. Расчетная полезная нагрузка - 12,245 тонн.
Отмечалось, что разрабатывать модификацию самолета на сто и более мест ГСС не будет из-за контрактных обязательств перед Boeing [37], [29], [30], [11], [14], [51].
Конкуренты и критика проекта
СМИ писали о конкурентах Sukhoi SuperJet 100. Отмечалось, что кроме Embraer и Bombardier, о проектах создания регионального авиалайнера также заявили японцы (Mitsubishi Regional Jet) и китайцы (COMAC ARJ21) [15], [21], [33], [39], [37], [48].
В 2007 году руководитель концерна "Сухой" Михаил Погосян подчеркивал, что Sukhoi SuperJet будет отличаться от своих конкурентов более низким уровнем потреблением топлива (разница до 10 процентов) [37], [33],
а в 2010 году представители ГСС сообщали, что операционные расходы на эксплуатацию у SSJ должны быть ниже на 6 процентов, чем у конкурентов [29]. Сам самолет также оценивался дешевле, в 27-28 миллионов долларов против 30-35 миллионов за Embraer с меньшей вместимостью [33], [37].
Впрочем, в 2011 года каталожная стоимость Sukhoi SuperJet 100 составляла уже почти 31 миллион долларов [10].
В начале 2012 года стоимость Sukhoi SuperJet 100 поднялась до 35,4 миллиона долларов за самолет, однако в ГСС заявляли, что он по-прежнему на пятнадцать процентов дешевле аналогов [5].
Конкуренты у Sukhoi SuperJet 100 были и в России. По мнению многих критиков, преимущественное финансирование следовало дать более старым разработкам - Ту-334 и Ан-148. Из этих двух самолетов только Ан-148 был допущен до пассажирской эксплуатации, но, по заявлениям представителей ГСС, он вмещал на 22 человека меньше, чем SuperJet - при одинаковом уровне потребления топлива [53], [9], [48], [29], [39].
Впрочем, сторонники Ту-334 заявляли, что SSJ получил приоритет в финансировании по сравнению с самолетом "Туполева" не благодаря реальным конкурентным преимуществам, а исключительно из-за намерения российского правительства способствовать именно проекту "Сухого" [21], [53].
По их мнению, Ту-334 был лучше приспособлен к российским условиям, чем SuperJet. В частности, отмечалось, что расположение двигателей в хвосте (а не низкое, под крылом, как у SSJ) более соответствовало плохому состоянию большинства взлетно-посадочных полос в российских аэропортах. Кроме того, как заявляли критики, Ту-334 благодаря компоновке, аналогичной Ту-134 и Ту-154, был привычнее для большинства российских летчиков. Подчеркивалось также, что машина "Туполева" содержала меньше импортных комплектующих - около 5 процентов (для сравнения: в Ан-148 их было около 30 процентов,в основном, украинских, а у Sukhoi SuperJet 100 - около 80 процентов) [18], [21], [53].
Высказывались сомнения в том, что российским можно называть самолет, в котором только планер, сборка и конструкция были полностью отечественного производства - все остальные элементы, в том числе авионика, шасси и системы управления, поставляли более десятка иностранных участников проекта. Однако отмечалось и то, что подобная практика существовала и у конкурентов SSJ – компаний Embraer и COMAC [40], [25], [26].
В интернете можно найти утверждения, что Sukhoi SuperJet 100 имеет сильное визуальное сходство с немецким региональным самолетом Fairchild Dornier 728, проект которого был остановлен после банкротства Fairchild Dornier в 2004 году [38], [55], [28].
Разработчики SSJ связь проекта с FD 728 опровергали [34].
Ввод в пассажирскую эксплуатацию
19 апреля 2011 года первый SuperJet был доставлен заказчику - компании Armavia, через два дня он совершил первый регулярный рейс с пассажирами [20], [19]. Первый самолет был доставлен "Аэрофлоту" с опозданием почти на два с половиной года - 6 июня 2011 года [41], [17].
16 июня он совершил первый регулярный рейс с пассажирами [16].
С начала регулярных рейсов с самолетами SuperJet не происходило значимых происшествий вплоть до 9 мая 2012 года, когда во время показательного полета в Индонезии самолет пропал с экранов радаров неподалеку от аэропорта Джакарты. На следующее утро остатки самолета были обнаружены на склоне горы Салак к югу от столицы Индонезии. На борту самолета находилось 45 человек, из них 8 россиян (включая членов экипажа) [2], [3], [4], [1].
Заказы, стоимость проекта и будущее производства
К середине 2011 года у Sukhoi SuperJet 100 из более двух сотен контрактов было уже 170 твердых заказов, в том числе из стран Западной Европы [11], [8]. На Московском международном авиакосмическом салоне (МАКС), прошедшем в августе 2011 года, ГСС заключила договора на поставку более сотни самолетов Sukhoi Superjet 100 [7].
Лайнер называли "надеждой российского авиапрома", отмечая, что это - первый гражданский самолет, разработанный в России с нуля впервые с 1991 года [26], [25], [30]. Создатели проекта планировали, что к 2015-2018 "Сухой" выйдет на третье место по поставкам авиалайнеров и займет десятую долю мирового рынка [10], [11], [37]. Предполагалось, что изготавливать SSJ будут до 2026 года [14].
Общая стоимость разработки программы Sukhoi SuperJet 100 составляла, по разным оценкам, сделанных на конечном этапе программы, от 1,3 (по данным ГСС) до 2 миллиардов долларов. При этом в "Сухом" рассчитывали, что на полную окупаемость проект выйдет после продажи 350 самолетов [39], [53], [21].
Использованные материалы
[1] Дарья Загвоздина. Самолёт упал на склон. — Газета.Ru, 10.05.2012
[2] Александр Ковалев. Стали известны имена россиян, находящихся на пропавшем Superjet-100. — РИА Новости, 09.05.2012
[3] В Индонезии пропал Superjet-100. — Интерфакс, 09.05.2012
[4] Полный список находящихся на самолете Sukhoi SuperJet-100. — РИА Новости, 09.05.2012
[5] SSJ100 подорожал, но сохранил преимущество в цене. — BFM.ru, 22.02.2012
[6] Ian Sheppard. Superjet Gets EASA's Blessing. — European Regions Airline Association, 07.02.2012
[7] Соглашения на поставку 103 лайнеров "Сухой Суперджет-100" заключили на МАКС-2011 "Гражданские самолеты Сухого". — АРМС-ТАСС, 22.08.2011
[8] Джон Моррис. Safran нашел партнеров в России. — ATO.ru, 18.08.2011
[9] Украинские Ан-148 и Ан-158 могут заменить Ту-134. — РБК-Украина, 24.06.2011
[10] Анастасия Матвеева. Superjet летит в Италию. — Газета.Ru, 22.06.2011
[11] Модельный ряд самолетов "Суперджет" будет расширен. — ИА Росбалт, 21.06.2011
[12] Андрей Баранов. В Ле Бурже Россия покажет Superjet и самолет-амфибию. — Вести.Ru, 21.06.2011
[13] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" к 2014 г. будет выпускать до 60 самолетов Superjet 100. — ПортаL, 21.06.2011
[14] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". — АХК Сухой, 20.06.2011
[15] Kevin Done. Regional jets: Emerging producers shake up the old order. — The Financial Times, 19.06.2011
[16] Sukhoi Superjet "Аэрофлота" совершил первый регулярный рейс. — Прайм-ТАСС, 16.06.2011
[17] Аэрофлот получил первый Superjet. — Полит.Ру, 06.06.2011
[18] "РБК daily": Самолетов Ан-148 в 2011г. будет произведено вдвое меньше запланированного. — РБК, 23.05.2011
[19] Первый коммерческий рейс нового лайнера по маршруту Ереван-Москва приземлился утром 21 апреля. — Авиапорт, 22.04.2011
[20] Первый Sukhoi SuperJet передан в эксплуатацию "Армавиа". — РБК, 19.04.2011
[21] "Сухой Суперджет": крах авантюры. Требую открытого трибунала! — Блог Максима Калашникова (m-kalashnikov.livejournal.com), 15.03.2011
[22] Ольга Зайцева, Алексей Хазбиев. Бразилец лучше. — Эксперт, 14.03.2011. — № 10 (744)
[23] Алексей Никольский, Наталья Костенко, Максим Товкайло. Взлет Погосяна. — Ведомости, 01.02.2011. — № 16 (2782)
[24] Андрей Ковалевский. "Аэрофлот" заказал самолеты Alitalia. — Газета.Ru, 23.12.2010
[25] Денис Крюков. Иконографика. Характеристики самолета Sukhoi SuperJet-100. — РИА Новости, 25.09.2010
[26] Алиса Фиалко, Алексей Никольский. Местный только интерьер. — Ведомости, 16.08.2010
[27] В России будут производить 50 самолётов Sukhoi Superjet-100 в год. — Русский мир, 21.07.2010
[28] Forum. Is The Sukhoi Superjet A Mild Copy Of F-D 728? — Airliners.net, 21.07.2010
[29] Regional aircraft for international market. — ATO.ru, 19.07.2010
[30] Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100). — Вести.Ru, 19.08.2009
[31] Елена Слюсарева. Акционеры ГСС избрали новый состав совета директоров. — АвиаПорт.ru, 29.06.2009
[32] Суперперевозчик расправляет крылья. — Финмаркет, 22.10.2008
[33] Сухой Superjet: настоящее и будущее. — Интегрум. Информационно-аналитический обзор, 16.07.2008. — №101
[34] Пресс-конференция. Виктор Субботин, президент "Гражданских самолетов Сухого". — Lenta.Ru, 23.06.2008
[35] "Сухой Суперджет-100" поднялся в воздух. — Вести.Ру, 19.05.2008
[36] Дмитрий Николаев. Итальянцы будут продавать российские самолеты. — Российская газета, 31.01.2008. — № 4576
[37] Tim Hepher. Russia unveils new passenger jet. — Reuters, 26.09.2007
[38] Sukhoi SuperJet-100 Presented to Public. — Pilot Reports (Pirep), 26.09.2007
[39] Константин Парфененок. "Сухой" в остатке. — Финанс, 10.09.2007. — № 34 (220)
[40] Дмитрий Ревякин, Глеб Котов. Скептикам назло. — Профиль, 26.03.2007. — № 11 (520)
[41] Марат Костерев. Сухая победа "Сухого". — Огонек, 25.12.2006. — № 52 (4977)
[42] ОАО "Аэрофлот" перечислило ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" авансовый платеж за поставку самолетов Sukhoi Superjet. — Лента новостей СКРИН (wwwskrin.ru), 07.09.2006
[43] АХК "Сухой" подписала соглашение с Alenia Aeronautica о продаже 25% акций оператора проекта по производству самолетов RRJ. — AK&M, 18.08.2006
[44] Alenia Aeronautica купила акции "Сухого". — Взгляд, деловая газета, 18.08.2006
[45] Лесли Уэйн. Россия возвращается на рынок пассажирских самолетов. — The New York Times (пер. InoPressa.Ru), 20.07.2006
[46] Анна Огонькова, Артем Грбачев, Дмитрий Беликов. Жесткая посадка. — Профиль. — N43 (410)
[47] Вадим Егоров. Самолет на собственные деньги. — Независимое военное обозрение, 16.08.2002
[48] Тимур Хикматов. Сердечный выбор. — Известия, 20.06.2002
[49] Леонид Заварский. Самолеты, которые у всех на слуху. — Коммерсантъ-Деньги, 27.03.2002. — № 11 (366)
[50] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Президент Компании Присяжнюк В.С. — АХК Сухой. — Версия от 08.02.2012
[51] Модельный ряд, гражданская авиация, Superjet 100. — Объединенная авиастроительная корпорация. — Версия от 23.08.2011
[52] История проекта. — Sukhoi Superjet 100. — Версия от 08.02.2012
[53] Андрей Литвинов. Суперджет и Ту-334. Кто кого? — Наша Власть. — № 7-8 (99) - 2009
[54] Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". — Федеральные целевые программы
[55] Fairchild Dornier 728 Single Aisle Jet Airliner, USA/Germany. — Aerospace-Technology.com. — Версия от 08.02.2012
- Подпись автора
сила V правде!