ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ЭпохА - общение и новости » SuperJet-100,катастрофа в Индонезии


SuperJet-100,катастрофа в Индонезии

Сообщений 11 страница 20 из 25

11

Эвакуация обломков "Суперджета-100" и останков жертв катастрофы прекращена до утра из-за непогоды
http://www.1tv.ru/news/world/206971

Спуск в ущелье, где были обнаружены часть кабины и хвост разбившегося самолёта "Суперджет-100", отложен до утра. Спасатели временно прекратили все работы из-за непогоды. В операции вместе с индонезийскими коллегами принимают участие сотрудники российского МЧС, прошедшие специальную альпинистскую подготовку.

Вертолетная площадка прямо на футбольном поле. С одной стороны лагерь индонезийских спасателей, с другой - сотрудников МЧС России. Сюда приземляются все вертолеты, которые прилетают с места крушения. Сегодня рейсов не так много. Несмотря на это, за всем, что здесь происходит, внимательно наблюдают не только журналисты, но и местные жители.

В боевой готовности и полностью оснащенные горные спасатели отряда "Лидер" проверяют оборудование перед походом в горы. Свой лагерь они разбили на баскетбольной площадке. Спят под открытым небом. Их задача - десантироваться к месту крушения "Суперджета" с вертолета.

Российские летчики сегодня смогли детально изучить верхушку горы Салак. Из кабины видно склон, в который врезался российский лайнер. Мелкие обломки разбросаны по всему склону. Внизу ущелье глубиной 500 метров. Там сейчас идут поисковые работы. Около места крушения уже находится отряд Центроспаса - 15 человек. Из лагеря они вышли вчера в 10 вечера. Пилоты МЧС сделали только один вылет - снова испортилась погода.

"Ситуация меняется из-за ветра каждые 5 минут. Подход туда будет сложный", - говорит бортинженер Сергей Разоренов.

Насколько сложен путь теперь знает и Сергей Совгиря. Трое сотрудников компании "Сухой" добирались до этого места сами. Совгиря проверял техническое состояние "Суперджета" перед роковым вылетом. Поэтому хотел своими глазами увидеть место крушения. Пробирались почти два дня. Ночевали вместе с индонезийскими спасателями.

Получив оборудование, отряд Центроспаса начал поисковую операцию. Связь со штабом раз в два часа. По опыту спасатели знают, что при крушении на месте обломков хвоста самолета могут быть черные ящики. Вчера спасатели Индонезии заявили, что нашли их. Однако позже это информацию опровергли.

Сегодня журналистам показали, что именно удалось найти. Это блоки управления и аварийный маяк. Он, как и бортовые самописцы, оранжевого цвета. Возможно, его военные спецназа, которые участвуют в поисках, и приняли за аварийный ящик.

0

12

16 мая. /ИТАР-ТАСС/. Комиссия по расследованию катастрофы лайнера "Супреджет" приступила к расшифровке речевого бортового самописца, найденного на месте крушения в Индонезии.
Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе Минпромторга РФ.

"Черный ящик" сильно обгорел, но модуль памяти цел", - процитировала Слюсаря пресс-служба.

Бортовой самописец был найден сегодня утром во время совместных поисково-спасательных работ МЧС России и Индонезии на месте катастрофы авиалайнера на горе Салак.
Ранее в МЧС РФ сообщили, что обнаруженный речевой самописец доставлен в Джакарту. Расшифровка осуществляется в Индонезии при участии экспертов из РФ.

Российский "Сухой Суперджет 100" потерпел катастрофу во время демонстрационного полета 9 мая. На его борту, по имеющейся информации, находились 45 человек, в том числе восемь россиян, 35 граждан Индонезии, а также француз и американец.

12 мая в Индонезию из Москвы для оказания помощи в поисковой операции двумя самолетами прибыли специалисты Отряда "Центроспас" и Центра "Лидер" МЧС России.
Заместитель министра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь лично присутствует на процессе прослушивания записи.

Поисковая операция силами индонезийских и российских спасателей продолжается.
http://www.itar-tass.com/c1/421332.html

Подпись автора

сила V правде!

0

13

22 мая. INTERFAX.RU - МЧС РФ завершило поисковую операцию на месте крушения самолета Sukhoj Superjet-100 в Индонезии.

"В течение суток поисковые работы на месте крушения самолета завершены, начат вывод группировки МЧС России", - сообщили во вторник "Интерфаксу" в ведомстве.
Он напомнил, что в ходе поисковых работ удалось обнаружить лишь один из двух бортовых самописцев лайнера.

-------------------------

Отказа систем и агрегатов разбившегося в Индонезии "Суперджета" не выявлено

22 мая. /ИТАР-ТАСС/. В Индонезии завершен анализ данных звукового бортового регистратора разбившегося российского "Суперджета". Протокол по результатам совместной работы по расследованию авиапроисшествия был подписан в Джакарте между Национальным комитетом по безопасности на транспорте Республики Индонезия и представителями российской стороны, сообщили сегодня в Министерстве промышленности и торговли РФ.

В документе отмечается, что в результате анализа данных звукового регистратора предварительно установлено: признаков отказа систем и агрегатов самолета не выявлено, функция предупреждения о столкновении с землей T2CAS была работоспособна при совершении полета и давала экипажу информацию об опасном сближении с землей.
Параметрический бортовой самописец не найден, его поиски будут продолжены индонезийской стороной.

Также продолжается детальное изучение организации воздушного движения /ОВД/, что необходимо для восстановления траектории полета самолета и синхронизации данных ОВД и бортового звукового регистратора, отмечается в документе, подписанном с российской стороны замминистра промышленности и торговли Юрием Слюсарем.

Операция по эвакуации останков погибших на месте крушения "Суперджета" была остановлена 18 мая. В воскресенье Национальная полиция Индонезии сообщила об идентификации останков всех 45 человек, находившихся на борту разбившегося самолета.

В конце минувшей недели эксперты приступили к расшифровке данных "черного ящика" лайнера. Индонезийские специалисты при участии российских коллег скопировали информацию с регистратора на дубликат и приступили к расшифровке.

Российский авиалайнер "Сухой Суперджет-100" потерпел катастрофу во время демонстрационного полета 9 мая. Самолет врезался в отвесный утес горы Салак в западной части острова Ява. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, 35 граждан Индонезии, а также француз и американец. Все они погибли.

---------------------

http://www.itar-tass.com/c1/426684.html
http://www.interfax.ru/news.asp?id=246852

Подпись автора

сила V правде!

0

14

К падению «Суперджета» могут быть причастны американские военные?
Такую версию отрабатывают российские разведчики
http://kp.ru/daily/25888.3/2848965/

Официальное следствие пока не озвучило свои выводы
Напомним, новейший самолет Sukhoi SuperJet-100 разбился 9 мая во время демонстрационного полета в Индонезии. На борту было 45 человек, восемь из них - российский экипаж. Не уцелел никто...

Все погибшие уже опознаны. Речевой самописец расшифровывают индонезийские эксперты, наши им помогают. Как передают специалисты, слышимость записи вполне качественная.

Основной версией многие эксперты по-прежнему называют сложные погодные условия и особенности рельефа. Сразу за аэропортом Джакарты поднимаются высокие горы, в которых за 10 лет разбилось уже 7 самолетов.

Многие эксперты считают: «сушка» в горах натолкнулась на грозу. Командир экипажа Александр Яблонцев предпочел обходить грозовые облака не сверху (в этом случае пришлось бы подняться на критическую высоту), а снизу. Запросил разрешение на снижение до 6 тысяч футов (1830 метров) и почему-то получил его, хотя в том месте возвышается двухкилометровый вулкан Салак. И самолет пропал с экранов радаров. Попытавшись резко набрать высоту, он врезался в гору.

- Главным остается вопрос: почему диспетчер разрешил снижение? - рассказал «КП» представитель компании «Сухой». - В технической исправности нашего самолета мы уверены на все сто. Качество лайнера - лучше не придумаешь. Экипаж - высочайшего класса. Возможно, диспетчер не видел, что самолет идет прямиком на гору. С другой стороны, мы допускаем версию, что это был умышленный промышленный саботаж, чтобы вытеснить наши самолеты с рынка. Но, по счастью, сокращения портфеля заказов не предвидится.

- Когда самолет летел на гору, должен был сработать автоматический режим, который бы увел его от препятствия, - сказал нам представитель службы безопасности полетов «Домодедово». - В аэропорту Джакарты, откуда взлетал наш лайнер, расположена база ВВС США. И среди наших специалистов ходят разговоры - а не могли с той базы послать сигнал и на какое-то время вывести аппаратуру из строя?

В Службе внешней разведки и ГРУ говорят, что вызвать с земли сбой аппаратуры самолета реально и это можно доказать. Над этим вопросом они сейчас работают.

- Отрабатываем версию промышленного саботажа, - сообщил нам генерал ГРУ (его имя есть в редакции). - Мы давно отслеживали работу ВВС США в аэропорту Джакарты. Знаем, что у них есть особые технические разработки (похожими владеют и наши спецы), с помощью которых можно с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолете. К примеру, лайнер летит на одной высоте, а оборудование после вмешательства с земли показывает другую. Возможно, без таких «помех» не обошлось.

0

15

нижеследующая статья только подтверждает мнение,что правду мы никогда не узнаем

Профессор Петров: «Sukhoi SuperJet 100» можно было спасти
24 мая 2012 года  Ирина Смирнова

Появляются новые версии крушения российского самолета в Индонезии

Главное разведывательное управление нашей страны нащупало причину гибели «Суперждета-100». Это мог быть сбой аппаратуры, вызванный с земли. Российские разведчики, по данным «Комсомольской правды», отрабатывают версию промышленного саботажа. К этому якобы причастна расположенная в аэропорту Джакарты база ВВС США, где с помощью специальных технических устройств американские военные глушат связь или вызывают сбой показателей приборов судна. «К примеру, лайнер летит на одной высоте, а оборудование после вмешательства с земли показывает другую. Возможно, без таких помех не обошлось», - предположил собеседник газеты. Такой, прямо скажем, людоедский сценарий считают вероятным и другие эксперты издания. На борту должен был сработать автоматический режим, который бы увёл его от препятствия, отметил представитель службы безопасности полётов «Домодедово». По его словам, «среди специалистов ходят разговоры – не мог ли сигнал с базы вывести аппаратуру из строя»?

Напомним, российский авиалайнер «Сухой Суперджет 100» пропал с экранов радаров индонезийских диспетчеров 9 мая. Авиалайнер потерпел катастрофу недалеко от Джакарты, производя второй за тот день демонстрационный полет. Первый раз самолет поднял в небо представителей лизинговой компании, российского агентства ЭКСАР по страхованию инвестиций и экспортных кредитов, и стюардесс авиакомпании Sky Aviation. В ходе второго полета, который и закончился столь ужасно, на борту машины присутствовали новые потенциальные заказчики: представители индонезийских компаний Pelita, Batavia, Sriwijaya Air и Air Aviastar.

Когда лайнер направился в район потухшего вулкана Салак, связь с бортом неожиданно прервалась. Незадолго до потери связи самолет запросил разрешение снизить высоту полета с десяти до шести тысяч футов. Российский экипаж получил одобрение на маневр, стал снижаться, поворачивать вправо и врезался в гору высотой 6 тысяч 200 футов.

К концу прошлой недели были опознаны тела 45 жертв авиакатастрофы, восемь из них – граждане России, останки которых уже привезли на Родину.

Что же стало причиной трагедии? Говорили об ошибках экипажа, неполадках техники, о плохих погодных условиях. Теперь вот нащупали еще одну причину - происки американцев.

Между тем, ученые Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), МГТУ им. Н.Э. Баумана и питерского БГТУ «Военмех» еще год назад предупреждали президента объединенной авиастроительной корпорации «Сухой» Михаила Погосяна о том, что у лайнера «Суперджет 100» могут быть проблемы. Да что там проблемы, речь прямо шла о грядущей катастрофе и способах ее предупреждения: «Прошу вас дать возможность провести поверочные расчеты бортовых систем управления современных самолетов, например, «Суперждет 100» с использованных разработанных в МГТУ-БГТУ-СПбГУ программ. Как показывает анализ произошедших за последнее время аварий, одной из их причин стали существенные погрешности компьютерных вычислений, результаты которых попали в конечную конструкторскую документацию, - от имени трех вузов страны писал Погосяну президент МГТУ И.Федоров, - Руководители работ готовы рассказать подробнее о своих разработках и полученных результатах в удобном для вас формате».

Однако никакого внятного ответа ученые не дождались. В авиастроительной корпорации им лишь дали понять, что в их услугах не нуждаются. Одобренные и настоятельно рекомендованные Академией Наук РФ усовершенствованные методы расчета и проектирования авиатехники, способные защитить от техногенных катастроф, проектировщиков не заинтересовали.

- Вот увидите, вина будет возложена на пилотов, - говорит доктор математики, профессор СПбГУ Юрий Петров, - хотя грешно на них сваливать, тем более, что тут даже не посадка, а столкновение. То есть, отказал какой-то из многочисленных элементов электроники. Верней всего, вышел из строя радиолокатор нижнего обзора, который дает сведения об опасном сближении с землей. Если бы тумана не было, пилот бы сам это увидел. И, конечно, срочно бы принял меры. Летчик-то замечательный. Но туман, надо полагаться на приборы, а приборы отказали. Они отказывают все чаще, поскольку надо выявлять те «особые объекты», о которых мы писали Погосяну. Традиционными методами расчета эти объекты не выявляются.

Юрий Петров давно занимается исследованиями техногенных аварий. На факультете ПМПУ (прикладной математики - процессов управления) нашли причину «необъяснимых» катастроф. Любая инженерная конструкция описывается системой алгебраических уравнений с целым набором параметров. Но эти параметры нельзя вычислить абсолютно точно – они всегда находятся в каком-то интервале значений. Да и нельзя абсолютно точно изготовить деталь, плюс усталость материала…. То есть, решение любой проблемы имеет так называемую неустранимую погрешность. Оценка этой погрешности – одна из важнейших задач в прикладной математике. Профессор Петров не только нашел алгоритм точного вычисления погрешности. Научная группа на факультете ПМПУ уже разработала программу, которая довольно быстро выдает результат. Для системы из восьми уравнений она вычисляет погрешность за три секунды. Таким образом, инженеру достаточно просто ввести параметры… Однако никто не спешит воспользоваться результатами труда ученых. Хотя сегодня вероятность погибнуть от техногенной катастрофы во много раз больше, чем от руки преступника или террориста.

Вот что рассказывает об этом профессор Петров:

- Очень многие проектные решения являются в принципе порочными и неизбежно приводят к авариям, поскольку в них не учитывается возможность потери устойчивости конструкции при малых вариациях параметров. Не учитывается, что реальные объекты никогда не остаются совершенно постоянными. Износ, трения, погодные условия, приводят к тому, что параметры объектов немного «плавают», правда, в небольших пределах - плюс-минус на одну сотую, но обязательно. А проектанты думают, что раз там изменилось на одну сотую, то и нагрузки на элементы конструкции тоже изменились на одну сотую.

Между тем еще 17 лет назад в нашем университете было доказано и опубликовано, что это не так. Конечно, не каждый объект обязательно рухнет, но многие системы, в том числе транспортные – как раз те, где малые изменения параметров – на одну сотую и даже на одну тысячную – приводят к страшным последствиям. И аварии такие регулярно происходят.

«СП»: - Что вы имеете в виду?

- Знаменитая авария самолета в 1994 году над Междуреченском. Самолет, изготовлен был франко-германской компанией «Аэробус -310» шел под управлением российского экипажа. Над Междуреченском внезапно потерял устойчивость, вошел в штопор, разбился, никто не выжил. Стали выяснять, отчего? Черные ящики отыскали. Да, командир, пустил в кабину сына порулить. Вот, значит, кричали во все мире, виноват российский командир, и 7 миллионов долларов взыскали с России. Но когда посмотрели внимательнее, самолет-то шел под управлением автопилота! То есть рули не действовали в этот момент, управлял автопилот. Автопилот был плохо спроектирован.

«СП»: - Но как это доказать?

- Очень просто! Когда авария случается по такой схеме, она происходит стремительно, как взрыв. Самолет так быстро входит в штопор, что его никто не успевает остановить. Летчик у штурвала не успевает схватиться за штурвал, все уже рушится. И вторая интересная особенность: если все-таки летчику удалось подхватить штурвал и спасти самолет, то когда его на земле проверяют, там оказывается все абсолютно в порядке. Потому что параметр изменился на маленькую долю, пока он дошел до посадки, эта ситуация отыграла назад. И в момент проверки все нормально. Вот какая тонкость! Это, кстати, не означает, что при полете он снова не попадет в такую аварию.

«СП»: - Найти такую неисправность у готового самолета…

- Невозможно. Прощупывай его – не прощупывай, он – исправен. Но запас его работы ничтожен. Ровно через полмесяца после гибели самолета над Междуреченском летел такой же самолет того же проекта в районе Бухареста. Вдруг стремительный крен, самолет начал сваливаться в штопор, но летчик сумел быстро отреагировать, резко переложил руль, избежал штопора, посадил самолет. Стали проверять: самолет абсолютно исправен. Оба свойства, о которых мы говорим, сошлись: стремительная авария и полная исправность после приземления. Однако в полете, когда изменятся его параметры, он может снова рухнуть. На высоте все время переменные условия – то жарко, то холодно, износ, все детали трутся, значит, все их параметры немножко изменяются. Где проект верен, там изменения на одну сотую ни к чему плохому не приведут.

«СП»: - Так было всегда или мы подошли в технологическом смысле к какому-то опасному краю? Почему эта проблема обострилась именно в наши дни?

- Проблема начала обостряться с восьмидесятых годов прошлого века, когда стали очень быстро усложняться системы управления, и уже была потеряна возможность их непосредственно руками потрогать. Вручную современный самолет не проверишь. Он настолько сложен, что нужно проверять проект. Особенно сейчас, когда проектирование перевели на вычислительные машины. В целом это замечательно, но надо тщательно проверять все алгоритмы на эквивалентность преобразований, которые используются при уравнениях. Не проверяют! Стали мы более подробно смотреть, как это все происходит на самом деле, оказывается, сейчас вообще отсутствует проверка программ. Мы как-то пришли в строительную организацию, которая дома проектирует, говорим: обнаружилась такая вещь, что возможны аварии. Давайте проверим! А нам отвечают: мы не можем проверить, поскольку получаем программу в запечатанном виде, и нам запрещено вмешиваться в проект.

«СП»: - Алгоритм аварий самолетов и рушащихся домов одинаков?

- Одинаков: везде не учитывается возможность точного вычисления погрешности при создании строительных и авиационных конструкций. Если раньше спасала интуиция разработчика, то теперь на ней уже не выедешь, теперь системы настолько сложны, и сами эти проекты разрабатываются настолько сложно, что без учета достижений науки не обойтись.

«СП»: - Ваше открытие годится также для кораблей, подводных лодок?

- Да.

«СП»: - То есть, для всего того, к чему прикладывает руку конструктор, архитектор, инженер…?

- Совершенно точно.

«СП»: - Юрий Петрович, вы нашли алгоритм точного вычисления погрешности при создании инженерных конструкций, которыми ни конструкторы самолетов, ни проектные строительные институты не интересуются?

- Они прочно нацелены на то, чтобы отказываться от всяких достижений науки. О модернизации и инновации одни только разговоры. Чиновники от строительства, от авиапрома и без того имеют совершенно бешеные прибыли, ничто другое их не интересует. Они уверены, что им все сойдет с рук. Это наша общая и страшная беда.

Санкт-Петербург
http://svpressa.ru/society/article/55630/

Подпись автора

сила V правде!

0

16

В подмосковном Жуковском простились с жертвами катастрофы самолета "Сухой Суперджет-100"
http://www.1tv.ru/news/social/208347

Сегодня в подмосковном Жуковском простились с россиянами, которые погибли в катастрофе самолёта "Сухой Суперджет" в Индонезии. На церемонию пришло очень много людей. Это - родные, близкие, коллеги, знакомые тех, кто был на борту. Когда из здания Дома культуры стали выносить гробы, в небе пролетел истребитель.

Для того, чтобы проводить погибших в последний путь, Жуковский был выбран неслучайно. Его называют городом российской авиации. Тут живут и работают лётчики и конструкторы. Здесь же, в Жуковском, проходили лётные и сертификационные испытания самолёты "Сухой Суперджет".

9 мая в Индонезии российский лайнер во время демонстрационного полёта в крайне сложных погодных условиях врезался в склон горы на высоте около полутора тысяч метров. На борту самолета, которым управлял наш экипаж, находились 45 человек, в том числе восемь россиян. Не выжил никто.



*******************

http://uploads.ru/i/s/S/4/sS4Hp.jpg

http://uploads.ru/i/O/l/u/OluiX.jpg
© РИА Новости. Анатолий Смирнов

0

17

Найден второй "черный ящик" SSJ-100
31.05.2012

http://m.ruvr.ru/data/2012/05/31/1293541217/4highres_00000403220699.jpg
Фото: EPA

Индонезийские спасатели  обнаружили второй бортовой самописец потерпевшего крушение в Индонезии российского самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100)

Как сообщил представитель поисковой группы, работающей на месте падения авиалайнера у горы Салак, "удалось найти параметрический регистратор. Внешнее состояние прибора хорошее, он оранжевого цвета и не обгорел".

Информацию об обнаружении второго "черного ящика" подтвердили и в компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), которой принадлежал разбившийся лайнер. "Да, только что к нам поступила информация об обнаружении второго бортового самописца. В ближайшее время индонезийские специалисты при участии российских экспертов займутся считыванием находящихся в нем данных о параметрах полета разбившегося SSJ под бортовым номером 97004", - сказал представитель ГСС.

Российский авиалайнер "Сухой Суперджет-100" 9 мая этого года потерпел катастрофу во время демонстрационного полета. На его борту, по имеющейся информации, находились 45 человек, в том числе 8 россиян, а также граждане Индонезии, Франции и США. Место падения обнаружено недалеко от столицы Индонезии, в труднодоступной местности склона горы Салак на высоте 1,6 км.

По предварительным данным, российский самолет "Сухой Суперджет - 100", скорее всего, ударился о скалу "брюхом" при попытке избежать столкновения с горой Салак, сообщили  представители национального поисково-спасательного управления Индонезии. "Судя по месту  катастрофы, самолет плашмя  столкнулся с горой",  - сообщили спасатели. Они  отметили,   что,  скорее   всего,   пилот  пытался   уйти   от столкновения, в последний момент заметив  перед собой гору, но было  уже поздно. По словам спасателей,  от самолета не  осталось ни одного  большого фрагмента, кроме куска левого крыла.

По материалам ИТАР-ТАСС, РИА Новости.
http://rus.ruvr.ru/2012_05_31/76537267/


***********************

http://www.1tv.ru/news/world/208494


На месте катастрофы в Индонезии несколько часов назад удалось обнаружить второй бортовой самописец - параметрический. По словам представителя поисковой группы, он в хорошем состоянии, не обгорел и уже в ближайшее время специалисты приступят к его расшифровке, помогать в этом будут и российские эксперты.

В работе сейчас и первый самописец - речевой, найденный две недели назад.

0

18

Завершена расшифровка речевого самописца SuperJet-100
31.05.2012, 15:38:15

http://img.lenta.ru/news/2012/05/31/ssj/picture.jpg
"Черный ящик" Sukhoi SuperJet-100. Фото пресс-службы МЧС России

Власти Индонезии заявили о завершении расшифровки записей переговоров пилотов Sukhoi SuperJet 100. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на главу национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии Татанга Курниади.

В настоящее время запись переговоров анализируется с помощью переводчика из посольства Индонезии в Узбекистане. Индонезийские власти сообщили, что содержание речевого "черного ящика" не будет предано огласке.

Первый бортовой самописец SSJ-100, содержащий последние два часа переговоров пилотов, был обнаружен 15 мая в районе крушения самолета.

"Черный ящик" с показаниями приборов лайнера спасатели нашли 31 мая.
Индонезийские специалисты совместно с коллегами из России уже приступили к съему информации со второго самописца, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.

Расшифровка и анализ параметрического "черного ящика" займет около недели. Замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил, что после расшифровки комиссия по расследованию крушения лайнера "получит верифицированные данные о функционировании системы самолета, поведении экипажа, скорости и пространственном положении борта".

При этом Татанг Курниади, как пишет "Интерфакс", сообщил, что индонезийские эксперты могут считать данные с "черного ящика" за сутки, но расшифровка данных и их анализ может затянуться до одного года.

Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", отмечают большую вероятность того, что параметрический самописец поврежден, поэтому его расшифровка может быть затруднена. Вместе с тем координатор национального поисково-спасательного агентства Индонезии Кетут Пурва указал агентству ИТАР-ТАСС, что "судя по внешнему виду аппарата", самописец цел.

Пассажирский самолет Sukhoi SuperJet 100 разбился 9 мая 2012 года на западе острова Ява в Индонезии во время демонстрационного полета. Он врезался в склон горы Салак, предположительно, уходя от грозовых облаков. В результате авиакатастрофы погибли все 45 человек, находившихся на борту, включая восьмерых россиян.

Предварительные причины крушения лайнера могут быть озвучены в конце июня, сообщил 30 мая министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

http://lenta.ru/news/2012/05/31/ssj/

Подпись автора

сила V правде!

0

19

Данные параметрического регистратора SSJ-100 удалось считать полностью

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости, Александр Ковалев. Считаны данные с обнаруженного в среду параметрического регистратора разбившегося в Индонезии российского самолета Superjet-100 (SSJ-100),
сообщил РИА Новости представитель совместной рабочей группы.

"Удалось без потерь считать всю информацию с твердотельного накопителя бортового параметрического регистратора разбившегося самолета, и переписать ее на другой носитель.

Запись находится на расшифровке у индонезийских экспертов, копия в ближайшее время будет передана в российский Межгосударственный авиационный комитет (МАК)", - сказал собеседник агентства.

По его словам, сам процесс дешифровки с целью восстановления посекундной картины происходившего на борту потребует продолжительного времени.

Как сообщалось ранее, предварительный анализ записи речевого регистратора разбившегося 9 мая в Индонезии российского лайнера Superjet-100 показывает, что отказов систем и агрегатов самолёта до столкновения с землей не было.

Как говорилось в совместном российско-индонезийском протоколе, подписанном руководителем Национального комитета по безопасности на транспорте (НКБТ) Индонезии Татангом Курниади и заместителем министра промышленности и торговли Юрием Слюсарем, признаков отказа систем и агрегатов самолёта не выявлено, система раннего предупреждения о столкновении с землей TAWS была работоспособна.

http://ria.ru/inquest/20120601/662669177.html

Подпись автора

сила V правде!

0

20

Последний полет Sukhoi Superjet-100, разбившегося в Индонезии 9 мая, смоделируют в июне в реальном времени, основываясь на данных параметрического бортового самописца.
Об этом заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил 14 июня в интервью агентству "Прайм".

"Мы смоделируем в реальном времени полет самолета SSJ на этих высотах, с этими препятствиями, на этих скоростях, координатах. Будем восстанавливать картину полностью", - рассказал Слюсарь.

После проведения испытаний российские эксперты отправятся в Индонезию, чтобы обменяться данными с местными следователями.

Предварительный отчет о причинах крушения SSJ-100, выразил надежду Слюсарь, будет готов к концу лета 2012 года.

Замглавы Минпромторга также отметил, что по результатам расшифровки "черных ящиков" самолета претензий к его техническому состоянию не возникло.
"По тем данным, какими комиссия сейчас располагает, к самолету вопросов нет и, наверное, их и не будет",
- заявил он, добавив, что ни один заказчик после катастрофы не отказался от намерения купить SSJ-100.

SSJ-100 разбился 9 мая, врезавшись в склон горы на острове Ява во время демонстративного полета. На борту самолета были 45 человек, в том числе восемь россиян. Все они погибли.

Расшифровка "черных ящиков" была завершена в конце мая, однако их содержимое обнародовано не будет.

http://lenta.ru/news/2012/06/14/ssjet/

-----------------------------------------

Sukhoi Superjet 100
Российский ближнемагистральный авиалайнер
http://lenta.ru/lib/14212065/

http://img.lenta.ru/news/2012/06/14/ssjet/picture.jpg

Ближнемагистральный пассажирский самолет, созданный подразделением холдинга "Сухой" ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" при сотрудничестве с иностранными компаниями, в том числе Alenia Aeronautica, Snecma и Boeing.
Проект разрабатывался с 2000 года. Первый полет самолет совершил в 2008 году, а его поставки заказчикам начались в 2011 году.

Программа создания российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi SuperJet была открыта в 2000 году [30].

Ее появление было обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, к концу 90-х годов сложилась ситуация, когда два крупнейших мировых авиапроизводителя Boeing и Airbus сконцентрировались на выпуске дальне- и среднемагистральных авиалайнеров с вместимостью свыше 130 человек. При этом сегмент производства ближнемагистральных турбореактивных самолетов с вместимостью до 100 пассажиров не был охвачен ни одной крупной компанией.
К 2004 году, впрочем, в данной нише появились семейства E-Jet бразильской аэрокосмической корпорации Embraer и CRJ канадской Bombardier Aerospace, однако аналитики высказывали мнения, что и они не смогут охватить данный рынок самостоятельно [37], [30], [39], [48], [40], [15].

Во-вторых, создание российского ближнемагистрального пассажирского самолета могло стать одним из путей выхода из кризиса, в котором после распада СССР оказалась авиастроительная отрасль России. Российским авиакомпаниям остро требовалось приступить к замене парка самолетов Ту-134 и Як-42, которые к тому времени уже не отвечали европейским стандартам по нормам шума (запрет на прием шумных самолетов в Евросоюз был введен в 2002 году), а также отличались повышенным расходом топлива по сравнению с лайнерами Airbus и Boeing - именно эти иностранные самолеты, уже в подержанном состоянии, начали закупать российские авиакомпании для обновления своих парков [30], [37], [40], [33], [39], [49].

В конце 1990-х годов ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени Сухого ("ОКБ 'Сухой'"), которое до этого занималось только самолетами боевого назначения, решило создать свою гражданскую программу, рассчитанную как на отечественных, так и иностранных заказчиков. Первым опытом ее реализации стал грузопассажирский самолет Су-80 вместимостью до 30 пассажиров, однако в серийное производство данная модель не пошла. В 2000 году была основана компания ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГГС) и объявлено о начале работ по созданию нового пассажирского авиалайнера, получившего рабочее название Russian Regional Jet (RRJ) [47], [39], [30], [51].

В отличие от принятой ранее в СССР и России практике при создании самолетов полагаться только на отечественные разработки и комплектующие, в "Сухом" решили заключить соглашения о партнерстве с иностранными компаниями [51], [30], [40].
В 2002 году главным консультантом проекта был выбран Boeing [52], [51], [30], [37]
, в том же году в ГСС не исключали, что и поставщик двигателей для нового самолета будет иностранным [48]. Однако и Россия решила принять участие в его создании: в начале 2003 года был заключен договор с совместным российско-французским (НПО "Сатурн" и Snecma) предприятием PowerJet, которое взяло на себя обязательство создать новый двигатель для самолета [51], [37], [52], [40], [40].
В 2002 году предполагалось, что испытания самолета начнутся уже в 2005-м, однако, как выяснилось впоследствии, подобные прогнозы были слишком оптимистичными [48].

В 2004 году был проведен конкурс и определены основные поставщики компонентов для RRJ [52]. Руководителем программы был назначен Виктор Субботин, а в ноябре того же года он занял пост генерального директора (позже - президента) ГСС [31], [46], [43], [52].

Главным конструктором проекта выступил Владимир Лавров [12].
В 2005 году "Сухой" подписал с Внешторгбанком, Внешэкономбанком, Сбербанком России и Росэксимбанком соглашение о финансировании программы [52], [39].
Тогда же проект RRJ был включен в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (бюджетное финансирование - 7,9 миллиардов рублей) [41], [54], [52], [42].
Местом сборки авиалайнеров было выбрано "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина" (КнААПО), впоследствии в их производстве также участвовали ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" и ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение" [14], [51], [52].
В 2005 году поступили первые заказы на RRJ: от ОАО "Финансовая лизинговая компания" и от "Аэрофлота", на 10 и 30 самолетов соответственно. В дальнейшем список заказчиков продолжил расширяться [42], [52], [41], [40].

Стратегическим партнером российских компаний ГСС, "Компании 'Сухой'" и Объединенной авиастроительной корпорации по проекту RRJ в 2006 году стала итальянская компания Alenia Aeronautica, дочернее предприятие консорциума Finmeccanica. Через год ГСС и Alenia создали совместное предприятие SuperJet International Company для продвижения самолета за международном рынке. В этой компании российская сторона получила 49 процентов, а итальянская - 51 процент акций [52], [44], [51], [37]. В 2008 года Alenia также получила 25 процентов плюс одну акцию ГСС и взяла на себя обязательство по финансированию программы (около 300 миллионов долларов). Оставшаяся доля ГСС была в собственности холдинга "Сухой" [36], [16], [39], [44], [37], [30], [51].
На выставке в Фарнборо летом 2006 года RRJ получил новое название - Sukhoi SuperJet 100 [45], [52].
В том же году были заключены контракты на поставку самолетов с российскими компаниями "Дальавиа" и "КрасЭйр". Однако в дальнейшем они реализованы не были: в 2008 году у этих авиакомпаний были отозваны лицензии [39], [32], [52].

В сентябре 2007 года в Комсомольске-на-Амуре прошла презентация первого укомплектованного Sukhoi SuperJet 100, шла программа испытаний [52], [30], [37].
В том же году заказ "Аэрофлота" был увеличен до 30 самолетов (в 2010 году он вырос до 40), кроме того, компанией был подписан опцион - предварительное соглашение о заключении договора - еще на 15 самолетов данного типа. Помимо этого, в 2007 году был заключен контракт с первой иностранной авиакомпанией – армянской "Армавиа": она заказала 2 самолета, был также предусмотрен опцион еще на 2 самолета [52], [39], [32], [24].

Датой начала поставок самолета назывался 2008 год [41]. Однако лишь 19 мая 2008 года Sukhoi SuperJet 100 впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре [51], [30], [52], [35]. Примечательно, что летом того же года о задержках поставок SSJ было впервые объявлено официально [33].
В июле 2009 года вместо Субботина президентом ГСС стал Владимир Присяжнюк [14], [50], [52].

По сведениям информационного агентства Reuters, планировалось, что уже к 2010 году производство Sukhoi SuperJet 100 увеличится до 5-6 самолетов в месяц [37]. Однако в 2010 году прогнозируемые темпы производства лайнеров сократились до 50 в год [27], а в 2011 году - до 2-3 самолетов в месяц [13].

В январе 2011 года Sukhoi SuperJet 100 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК) [23], [51].

Ожидалось, что самолет получит сертификат Европейского Авиационного агентства по безопасности (European Aviation Safety Agency, EASA) до конца 2011 года [51],
однако это произошло лишь в феврале 2012 года [6]. В марте 2011 года стало ясно, что из-за задержек с поставкой самолет теряет часть рынка: в частности, начались поставки региональных самолетов производства Embraer в казахстанскую авиакомпанию Air Astana, одного из потенциальных заказчиков SuperJet [22].

Отказалась от закупок SuperJet и итальянская компания AlItalia [24].

Технические характеристики
Максимальная высота полета - 12100 метров. Дальность полета - от 3048 до 4578 километров, в зависимости от модификации (в будущем планировалось выпустить вариант самолета с увеличенной дальностью до 7500-8000 километров и его бизнес-вариант).
Оснащенный двумя двигателями PowerJet SaM146, расположенными под крылом, лайнер отвечал всем нормам, в том числе шумовым, принятым в Евросоюзе.
Длина самолета - 30 метров, высота - 10 метров.
Компоновка салона - 2+3 места в ряд. Вместимость самолета - от 78 до 95 пассажиров, в зависимости от числа классов и выбранного заказчиком расстояния между сиденьями. Расчетная полезная нагрузка - 12,245 тонн.
Отмечалось, что разрабатывать модификацию самолета на сто и более мест ГСС не будет из-за контрактных обязательств перед Boeing [37], [29], [30], [11], [14], [51].

Конкуренты и критика проекта
СМИ писали о конкурентах Sukhoi SuperJet 100. Отмечалось, что кроме Embraer и Bombardier, о проектах создания регионального авиалайнера также заявили японцы (Mitsubishi Regional Jet) и китайцы (COMAC ARJ21) [15], [21], [33], [39], [37], [48].

В 2007 году руководитель концерна "Сухой" Михаил Погосян подчеркивал, что Sukhoi SuperJet будет отличаться от своих конкурентов более низким уровнем потреблением топлива (разница до 10 процентов) [37], [33],
а в 2010 году представители ГСС сообщали, что операционные расходы на эксплуатацию у SSJ должны быть ниже на 6 процентов, чем у конкурентов [29]. Сам самолет также оценивался дешевле, в 27-28 миллионов долларов против 30-35 миллионов за Embraer с меньшей вместимостью [33], [37].

Впрочем, в 2011 года каталожная стоимость Sukhoi SuperJet 100 составляла уже почти 31 миллион долларов [10].

В начале 2012 года стоимость Sukhoi SuperJet 100 поднялась до 35,4 миллиона долларов за самолет, однако в ГСС заявляли, что он по-прежнему на пятнадцать процентов дешевле аналогов [5].

Конкуренты у Sukhoi SuperJet 100 были и в России. По мнению многих критиков, преимущественное финансирование следовало дать более старым разработкам - Ту-334 и Ан-148. Из этих двух самолетов только Ан-148 был допущен до пассажирской эксплуатации, но, по заявлениям представителей ГСС, он вмещал на 22 человека меньше, чем SuperJet - при одинаковом уровне потребления топлива [53], [9], [48], [29], [39].

Впрочем, сторонники Ту-334 заявляли, что SSJ получил приоритет в финансировании по сравнению с самолетом "Туполева" не благодаря реальным конкурентным преимуществам, а исключительно из-за намерения российского правительства способствовать именно проекту "Сухого" [21], [53].

По их мнению, Ту-334 был лучше приспособлен к российским условиям, чем SuperJet. В частности, отмечалось, что расположение двигателей в хвосте (а не низкое, под крылом, как у SSJ) более соответствовало плохому состоянию большинства взлетно-посадочных полос в российских аэропортах. Кроме того, как заявляли критики, Ту-334 благодаря компоновке, аналогичной Ту-134 и Ту-154, был привычнее для большинства российских летчиков. Подчеркивалось также, что машина "Туполева" содержала меньше импортных комплектующих - около 5 процентов (для сравнения: в Ан-148 их было около 30 процентов,в основном, украинских, а у Sukhoi SuperJet 100 - около 80 процентов) [18], [21], [53].

Высказывались сомнения в том, что российским можно называть самолет, в котором только планер, сборка и конструкция были полностью отечественного производства - все остальные элементы, в том числе авионика, шасси и системы управления, поставляли более десятка иностранных участников проекта. Однако отмечалось и то, что подобная практика существовала и у конкурентов SSJ – компаний Embraer и COMAC [40], [25], [26].

В интернете можно найти утверждения, что Sukhoi SuperJet 100 имеет сильное визуальное сходство с немецким региональным самолетом Fairchild Dornier 728, проект которого был остановлен после банкротства Fairchild Dornier в 2004 году [38], [55], [28].
Разработчики SSJ связь проекта с FD 728 опровергали [34].

Ввод в пассажирскую эксплуатацию
19 апреля 2011 года первый SuperJet был доставлен заказчику - компании Armavia, через два дня он совершил первый регулярный рейс с пассажирами [20], [19]. Первый самолет был доставлен "Аэрофлоту" с опозданием почти на два с половиной года - 6 июня 2011 года [41], [17].

16 июня он совершил первый регулярный рейс с пассажирами [16].

С начала регулярных рейсов с самолетами SuperJet не происходило значимых происшествий вплоть до 9 мая 2012 года, когда во время показательного полета в Индонезии самолет пропал с экранов радаров неподалеку от аэропорта Джакарты. На следующее утро остатки самолета были обнаружены на склоне горы Салак к югу от столицы Индонезии. На борту самолета находилось 45 человек, из них 8 россиян (включая членов экипажа) [2], [3], [4], [1].

Заказы, стоимость проекта и будущее производства
К середине 2011 года у Sukhoi SuperJet 100 из более двух сотен контрактов было уже 170 твердых заказов, в том числе из стран Западной Европы [11], [8]. На Московском международном авиакосмическом салоне (МАКС), прошедшем в августе 2011 года, ГСС заключила договора на поставку более сотни самолетов Sukhoi Superjet 100 [7].
Лайнер называли "надеждой российского авиапрома", отмечая, что это - первый гражданский самолет, разработанный в России с нуля впервые с 1991 года [26], [25], [30]. Создатели проекта планировали, что к 2015-2018 "Сухой" выйдет на третье место по поставкам авиалайнеров и займет десятую долю мирового рынка [10], [11], [37]. Предполагалось, что изготавливать SSJ будут до 2026 года [14].
Общая стоимость разработки программы Sukhoi SuperJet 100 составляла, по разным оценкам, сделанных на конечном этапе программы, от 1,3 (по данным ГСС) до 2 миллиардов долларов. При этом в "Сухом" рассчитывали, что на полную окупаемость проект выйдет после продажи 350 самолетов [39], [53], [21].

Использованные материалы
[1] Дарья Загвоздина. Самолёт упал на склон. — Газета.Ru, 10.05.2012
[2] Александр Ковалев. Стали известны имена россиян, находящихся на пропавшем Superjet-100. — РИА Новости, 09.05.2012
[3] В Индонезии пропал Superjet-100. — Интерфакс, 09.05.2012
[4] Полный список находящихся на самолете Sukhoi SuperJet-100. — РИА Новости, 09.05.2012
[5] SSJ100 подорожал, но сохранил преимущество в цене. — BFM.ru, 22.02.2012
[6] Ian Sheppard. Superjet Gets EASA's Blessing. — European Regions Airline Association, 07.02.2012
[7] Соглашения на поставку 103 лайнеров "Сухой Суперджет-100" заключили на МАКС-2011 "Гражданские самолеты Сухого". — АРМС-ТАСС, 22.08.2011
[8] Джон Моррис. Safran нашел партнеров в России. — ATO.ru, 18.08.2011
[9] Украинские Ан-148 и Ан-158 могут заменить Ту-134. — РБК-Украина, 24.06.2011
[10] Анастасия Матвеева. Superjet летит в Италию. — Газета.Ru, 22.06.2011
[11] Модельный ряд самолетов "Суперджет" будет расширен. — ИА Росбалт, 21.06.2011
[12] Андрей Баранов. В Ле Бурже Россия покажет Superjet и самолет-амфибию. — Вести.Ru, 21.06.2011
[13] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" к 2014 г. будет выпускать до 60 самолетов Superjet 100. — ПортаL, 21.06.2011
[14] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". — АХК Сухой, 20.06.2011
[15] Kevin Done. Regional jets: Emerging producers shake up the old order. — The Financial Times, 19.06.2011
[16] Sukhoi Superjet "Аэрофлота" совершил первый регулярный рейс. — Прайм-ТАСС, 16.06.2011
[17] Аэрофлот получил первый Superjet. — Полит.Ру, 06.06.2011
[18] "РБК daily": Самолетов Ан-148 в 2011г. будет произведено вдвое меньше запланированного. — РБК, 23.05.2011
[19] Первый коммерческий рейс нового лайнера по маршруту Ереван-Москва приземлился утром 21 апреля. — Авиапорт, 22.04.2011
[20] Первый Sukhoi SuperJet передан в эксплуатацию "Армавиа". — РБК, 19.04.2011
[21] "Сухой Суперджет": крах авантюры. Требую открытого трибунала! — Блог Максима Калашникова (m-kalashnikov.livejournal.com), 15.03.2011
[22] Ольга Зайцева, Алексей Хазбиев. Бразилец лучше. — Эксперт, 14.03.2011. — № 10 (744)
[23] Алексей Никольский, Наталья Костенко, Максим Товкайло. Взлет Погосяна. — Ведомости, 01.02.2011. — № 16 (2782)
[24] Андрей Ковалевский. "Аэрофлот" заказал самолеты Alitalia. — Газета.Ru, 23.12.2010
[25] Денис Крюков. Иконографика. Характеристики самолета Sukhoi SuperJet-100. — РИА Новости, 25.09.2010
[26] Алиса Фиалко, Алексей Никольский. Местный только интерьер. — Ведомости, 16.08.2010
[27] В России будут производить 50 самолётов Sukhoi Superjet-100 в год. — Русский мир, 21.07.2010
[28] Forum. Is The Sukhoi Superjet A Mild Copy Of F-D 728? — Airliners.net, 21.07.2010
[29] Regional aircraft for international market. — ATO.ru, 19.07.2010
[30] Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100). — Вести.Ru, 19.08.2009
[31] Елена Слюсарева. Акционеры ГСС избрали новый состав совета директоров. — АвиаПорт.ru, 29.06.2009
[32] Суперперевозчик расправляет крылья. — Финмаркет, 22.10.2008
[33] Сухой Superjet: настоящее и будущее. — Интегрум. Информационно-аналитический обзор, 16.07.2008. — №101
[34] Пресс-конференция. Виктор Субботин, президент "Гражданских самолетов Сухого". — Lenta.Ru, 23.06.2008
[35] "Сухой Суперджет-100" поднялся в воздух. — Вести.Ру, 19.05.2008
[36] Дмитрий Николаев. Итальянцы будут продавать российские самолеты. — Российская газета, 31.01.2008. — № 4576
[37] Tim Hepher. Russia unveils new passenger jet. — Reuters, 26.09.2007
[38] Sukhoi SuperJet-100 Presented to Public. — Pilot Reports (Pirep), 26.09.2007
[39] Константин Парфененок. "Сухой" в остатке. — Финанс, 10.09.2007. — № 34 (220)
[40] Дмитрий Ревякин, Глеб Котов. Скептикам назло. — Профиль, 26.03.2007. — № 11 (520)
[41] Марат Костерев. Сухая победа "Сухого". — Огонек, 25.12.2006. — № 52 (4977)
[42] ОАО "Аэрофлот" перечислило ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" авансовый платеж за поставку самолетов Sukhoi Superjet. — Лента новостей СКРИН (wwwskrin.ru), 07.09.2006
[43] АХК "Сухой" подписала соглашение с Alenia Aeronautica о продаже 25% акций оператора проекта по производству самолетов RRJ. — AK&M, 18.08.2006
[44] Alenia Aeronautica купила акции "Сухого". — Взгляд, деловая газета, 18.08.2006
[45] Лесли Уэйн. Россия возвращается на рынок пассажирских самолетов. — The New York Times (пер. InoPressa.Ru), 20.07.2006
[46] Анна Огонькова, Артем Грбачев, Дмитрий Беликов. Жесткая посадка. — Профиль. — N43 (410)
[47] Вадим Егоров. Самолет на собственные деньги. — Независимое военное обозрение, 16.08.2002
[48] Тимур Хикматов. Сердечный выбор. — Известия, 20.06.2002
[49] Леонид Заварский. Самолеты, которые у всех на слуху. — Коммерсантъ-Деньги, 27.03.2002. — № 11 (366)
[50] ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Президент Компании Присяжнюк В.С. — АХК Сухой. — Версия от 08.02.2012
[51] Модельный ряд, гражданская авиация, Superjet 100. — Объединенная авиастроительная корпорация. — Версия от 23.08.2011
[52] История проекта. — Sukhoi Superjet 100. — Версия от 08.02.2012
[53] Андрей Литвинов. Суперджет и Ту-334. Кто кого? — Наша Власть. — № 7-8 (99) - 2009
[54] Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". — Федеральные целевые программы
[55] Fairchild Dornier 728 Single Aisle Jet Airliner, USA/Germany. — Aerospace-Technology.com. — Версия от 08.02.2012

Подпись автора

сила V правде!

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ЭпохА - общение и новости » SuperJet-100,катастрофа в Индонезии