Количество террористических групп, которые специализируются на атаках с использованием акватории морей и океанов, резко выросло за последние десятилетия. Свои удары они наносят не только со стороны моря, но и с суши.
Тактика этих акций варьируется от применения наземных групп, оснащенных подрывными зарядами, до действий подводных пловцов. Их снаряжение вполне современно: магнитные прилипающие мины, подводные транспортировщики, скоростные катера, морские скутеры, даже мини-подлодки и торпеды, управляемые смертниками-шахидами.
В течение последнего десятилетия количество разбойных нападений на коммерческие суда утроилось.
Только в 2000 году оно выросло на 40% по сравнению с 1999 годом. Две трети таких атак приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, то есть на ту же акваторию, где оперируют морские террористы.
Основными районами пиратства сегодня считаются Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, Западная и Восточная Африка, Южная Америка и Карибский бассейн. Как видим, их акватория примыкает к побережью стран, где базируются исламские и другие террористы, а также повстанцы самых разных направлений.
В прошлом году зарегистрировано 350 пиратских нападений у берегов Индонезии и Филиппин.
Как известно, в этих странах проживает большое количество мусульман, в Индонезии – свыше 160 млн.
Наконец, за последние пять лет значительно выросло количество пиратских атак в Средиземном и Черном морях,
прежде всего в водах, омывающих берега Ливана, Сирии, Турции и Грузии.
Нападения пиратов сопровождаются беспредельным насилием, убийствами и издевательствами над теми, кто оказался на судне.
Немало случаев, когда пираты берут в заложники наиболее состоятельных или влиятельных пассажиров с целью получения выкупа. Отдельные нападения совершаются именно для того, чтобы захватить таких богачей в заложники.
Кстати, такого же рода операции проводят и морские террористы.
Им, так же как пиратам, требуются средства для покупки снаряжения и финансирования своих акций. И здесь они полностью смыкаются с пиратами, а потому все чаще тесно взаимодействуют с ними вплоть до того, что некоторые разбойные налеты проводят совместно.
Согласно данным британского агентства «Ллойд», прежде более 90% терактов на воде имели место в акватории морей у побережья развивающихся стран, руководители которых были некомпетентны в борьбе с экстремистами и не обладали для этого силами и средствами.
Однако в последнем пятилетии морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных государств, вторгаясь порой в их территориальные воды, агрессивно атакуя в портах и на рейдах. Возникла опасность захвата и потопления гигантских круизных лайнеров в открытом море.
Вышеизложенное свидетельствует – задача организации эффективного противодействия морскому терроризму, так же как и его проявлениям в других стихиях, уже вышла за рамки национальных и даже региональных проблем и стала объектом острейшей насущной потребности всего цивилизованного мира.
По мнению наиболее осведомленных экспертов, в ближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание на третьей природной стихии – водной и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.
Уязвимость военного и коммерческого судоходства для таких атак достаточно убедительно продемонстрирована 12 октября 2000 года, когда два шахида, члена организации «Аль-Каиды», на моторной лодке врезались в борт американского эсминца «Коул», ошвартованного у стенки йеменского порта Аден. Заряд взрывчатки весом около 300 кг пробил в борту корабля брешь площадью в 72 кв. м.
Погибли 17 американских моряков и более 40 получили серьезные ранения.
Пробоина в борту американского эсминца «Коул»,
который 12 октября 2000 года в порту Аден подорвали два шахида на моторной лодке. Фото Reuters
23 октября, через 10 дней, два катера со смертниками из организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» врезались в пассажирские паромы Шри-Ланки, один из которых затонул, а второй был сильно поврежден.
При этом погибли более 400 человек. Через две недели боевики ХАМАС атаковали израильский ракетный корабль и не уничтожили его только из-за преждевременной детонации заряда. Список такого рода атак содержит десятки наименований судов всех классов.
Наибольшее количество терактов на море совершила группировка «Тигры освобождения Тамил-Илама», сражающаяся за создание независимого государства тамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиатских террористических организаций, она создала самую совершенную морскую составляющую – практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующий в составе двух отдельных формирований.
Эти примеры говорят о том, что в ближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание на водной стихии и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.
ХАРАКТЕР УГРОЗ ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ
Анализ современной динамики и тенденций международного терроризма в целом, его многочисленных специфических аспектов позволяет выделить следующие категории существующего контура угроз применительно к морскому транспорту:
– захват или угон морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания;
– совершение акта насилия против любого лица на борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожать безопасности плавания данного судна (безопасности порта);
– разрушение морского судна или нанесение ему или его грузу повреждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;
– размещение или совершение действий с целью размещения на борту морского судна (в том числе находящегося на территории порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждения, которые угрожают или могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;
– использование кораблей и судов субъектами международного терроризма в качестве косвенного (непрямого) объекта террористической деятельности;
– использование морского транспорта фигурантами транснациональной организованной преступности в качестве средства реализации незаконной деятельности;
– разрушение морского навигационного оборудования, либо нанесение ему серьезного повреждения, либо создание серьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасности плавания судов;
– разрушение портового сооружения или нанесение ему серьезных повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасности плавания судов или безопасности порта;
– сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта.
Субъекты международного терроризма активно используют морской транспорт по его прямому назначению. Морской транспорт является наиболее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (по легализованным или поддельным документам) на значительное расстояние.
При этом суда и пассажиры опасности не подвергаются, а собственно угроза реализуется на территории третьих стран, являющихся объектом проекции террористической деятельности.
Не исключается также перевозка морскими судами оперативной документации, пропагандистских материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ.
Другим аспектом является использование морских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов и заложников в определенную географическую точку уже после теракта, совершенного вне сферы морского транспорта.
Морской транспорт объективно является сферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных на таких направлениях, как нелегальная миграция; незаконный оборот наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия, боеприпасов, культурных ценностей и произведений искусства и т.д.
Невозможно игнорировать тот факт, что существенная часть операций и перемещений субъектов организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осуществляется под прикрытием обычных пассажирского и грузового потоков. Кроме террористических актов, осуществляемых на море международными террористическими организациями и преследующих в основном политические цели, и пиратства возможны также аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами против судов крупных судоходных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическими целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.
В связи с постоянно возникающей в мире конкуренцией угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе террористическими методами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести аналитическую и профилактическую работу и в этом направлении.
Когда террористы захватывают судно, то срочные меры по его освобождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористов все чаще становится не вымогательство, а политические требования или акции устрашения. В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникает риск экологической катастрофы.
Все настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно организована защита от терроризма в морских портах.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
Действия, предпринимаемые в формате противодействия терроризму на морском транспорте возможно сгруппировать по следующим функциональным блокам.
Совершенствование системы обеспечения собственной безопасности на морском транспорте, которое включает в себя:
– ужесточение процедуры приобретения билетов, регистрации и досмотра пассажиров и грузов (с целью исключения доступа на борт физических лиц и предметов, представляющих малейшую степень угрозы);
– введение обязательного проведения психологического тестирования всех пассажиров («профайлинга») и их личного досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ;
– наращивание средств технического контроля и охраны объектов;
– оборудование входов на причал пунктами досмотра, оснащенными досмотровой техникой для контроля пассажиров, провожающих лиц и посетителей, а также багажа и вещей, находящихся при них;
– разработка и внедрение системы обмена информацией между сотрудниками морских портов и представителями служб, ведущих оперативно-разыскную деятельность, о фактах подготовки террористических актов, а также о лицах, причастных к этому;
– создание в морских портах ситуационных центров мониторинга для обеспечения контроля и координации деятельности всех служб морских портов, правоохранительных органов и специальных служб, принимающих участие в обеспечении морской безопасности;
– формирование эксклюзивной зоны безопасности вокруг портовых средств;
– всесторонняя подготовка сотрудников ведомственных служб безопасности;
– повышение бдительности и сознательного отношения к террористической угрозе всего личного состава судов и руководителей судоходных организаций;
– грамотное выполнение планов охраны, а также использование технических средств, что позволяет повысить безопасность мореплавания, снизить опасность и последствия террористических актов, убытков от пиратства.
Совершенствование и внедрение технических средств защиты собственно судов, в первую очередь установка:
– систем охранной сигнализации; систем контроля и управления доступа;
– систем охранного телевидения;
– систем связи.
Внедрение комплекса мер упреждения в целях предотвращения террористических актов.
Оценка угроз и рисков всей инфраструктуры с тщательной последующей проверкой всего личного состава с целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ
В пределах территориальных вод России пиратство следует квалифицировать как разбой (ст. 162 УК РФ). Как указывалось выше, пиратские действия заключаются в захвате или угоне судна (ст. 211 УК РФ).
Вместе с тем эти действия сопровождаются захватом или удержанием лиц в качестве заложников, которые можно квалифицировать согласно диспозиции ст. 206 УК РФ, как совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от него, как условие освобождения заложника.
В то же время в соответствии с ФЗ «О противодействии терроризму» и УК РФ (ст. 205-1) захват судна и захват заложников признаются преступлениями террористического характера.
По мнению авторов, с учетом возрастания масштабов пиратства в случаях если пиратские действия по захвату судов и других объектов на акватории совершаются с применением оружия, демонстративно создают серьезную угрозу интересам общественной и государственной безопасности, то их целесообразно рассматривать как террористические. Это должно отражаться и на ходе проведения мероприятий по пресечению таких акций.
Знание мотивов и целей пиратской или террористической деятельности также позволяет глубоко изучить причины и условия существования этих общественно опасных явлений, а с точки зрения правоохранительной практики способствует своевременному выявлению, предупреждению актов терроризма и пиратства, проведению мероприятий по их пресечению.
Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений (как государственных, так и частных).
Проблема морского терроризма относится к числу новых вызовов и угроз безопасности государств и их граждан.
Действия террористов затрагивают интересы всего мирового сообщества, поэтому в настоящее время международное право призвано отвечать интересам решения глобальных проблем человечества, острота которых постоянно возрастает в современном мире.
Общественная опасность преступлений террористического характера на водных пространствах Российской Федерации чрезвычайно высока и определяется возможностью появления больших человеческих жертв и тяжелых экологических последствий, а также нанесения значительного ущерба в политической сфере.
С учетом этого очевидна необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности акваторий и объектов водного транспортного комплекса, в том числе за счет совершенствования системы подготовки специальных сил и средств, а также дальнейшее улучшение организационно управленческой структуры государственных органов по пресечению террористических и иных преступных акций на водных акваториях.
Все основные функциональные направления национальной морской политики, военно-морской деятельности в ходе обновления и наращивания морских сил общего назначения оперативно-стратегических (оперативных) объединений ВМФ РФ, в том числе формирование корабельных ударных групп на основе авианесущих крейсеров в составе Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов, позволит обеспечить безопасность морских перевозок, охраны труда, защиты окружающей среды от возможных негативных последствий морской деятельности.
Борьба с морским терроризмом и его социальными последствиями невозможна без совершенствования системы защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также российской части Каспийского, Азовского и Черного морей и их природных ресурсов, усиление контроля за проведением промысла в конвенционных районах рыболовства.
Эти задачи подтверждают и расширяют утвержденные президентом РФ Владимиром Путиным изменения в Морской доктрине РФ.
Об авторах:
Владимир Федорович Бондаренко – доктор социологических наук, полковник, до последних дней своей жизни трудился профессором кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления.
Николай Юрьевич Григорьев – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати» им. Ивана Федорова, капитан 1 ранга.
Эдуард Борисович Родюков – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, полковник в отставке.
28.08.2015 http://nvo.ng.ru/concepts/2015-08-28/1_terrorism.html