Таким образом, диверсанты достигают своей цели сразу, разрушив объект или нарушив его нормальное функционирование, а террористы - опосредованно, через обязательное применение механизма устрашения. Диверсанты готовят и осуществляют свои преступные подрывные действия тайно, для них неприемлема огласка. Террористы же при подготовке акции изначально рассчитывают на широкий общественный резонанс, ведь в противном случае сама эта акция теряет свой смысл.
Еще одно существенное различие: если диверсия просто невозможна без нанесения реального материального ущерба объекту, то террористы могут достичь своей цели даже в случае имитации террористической атаки. Например, они, получив информацию о плановой остановке блока атомной электростанции, могут распространить слух о том, что ими взорван ядерный реактор, следствием чего стал выброс в атмосферу огромного количества радиоактивных материалов. Это неминуемо приведет к устрашению населения и спровоцирует панику, тем более что, как свидетельствует наша действительность, чем больше официальные власти будут разъяснять людям лживость распространяемой информации об угрозах радиоактивного заражения, тем больше граждане будут убеждать себя в реальности опасности.
Различие между формированием системы мер антитеррористической и противодиверсионной защиты.
Следует подчеркнуть, что субъекты диверсии – это, как правило, профессионалы, то есть имеющие соответствующую подготовку сотрудники специальных подразделений. Субъекты же террористических посягательств – это члены террористических структур, возникающих на различных идеологических и политических платформах. Различие субъектов диверсий и актов терроризма, их целей, методов и способов совершения преступных действий, механизмов организации, подготовки и приближения к успешной реализации опасных планов диктуют необходимость формирования вполне адекватных и весьма различных мер реагирования на угрозы, исходящие от диверсантов или террористов.
Так, например, при противодействии диверсионным актам защита осуществляется преимущественно от объекта. В этом случае первоочередными мерами борьбы являются режимные, административные, охранные, меры физической и военной безопасности и т.д. (такие меры можно назвать мерами пассивной защиты). Объект превращается в крепость, готовую противостоять самым разнообразным угрозам, от кого бы и от чего бы они не исходили. При организации борьбы с террористическими посягательствами стратегия должна выстраиваться от субъектов этих преступных посягательств.
В этом случае приоритет следует отдавать активным мерам, таким, например, как: изучение потенциальных субъектов совершения террористических акций, ведение оперативной работы в экстремистских религиозных, националистических, сепаратистских структурах, выявление и пресечение каналов их финансирования, внедрение в террористические организации и внесение разногласий между их лидерами, активная разъяснительная работа с населением и т.д.
Организация защиты объектов от терроризма.
Следует отметить, что от формирования у субъектов террористической деятельности умысла нанести ущерб объекту посягательства до реализации этого умысла – достаточно долгий путь, предполагающий построение цепочки хронологически и диалектически связанных между собой действий, подчиненных конечной цели.
Эта цепочка включает в себя зарождение преступного замысла, оценку имеющихся сил и средств, подбор и подготовку исполнителей акции, поиск или изготовление необходимого военного снаряжения, технических устройств, средств связи, разрушения, приобретение транспорта, осуществление рекогносцировки на месте расположения объекта посягательства, его доразведку, сбор открытой и закрытой информации о нем, внедрение в штат объекта или вербовку соисполнителей акции из числа его сотрудников, определение наиболее уязвимых участков и зон объекта, выбор максимально эффективных способов совершения террористической акции, подготовку текстов официальных заявлений для прессы и ультиматумов для представителей органов власти, отработку линии поведения участников акции при различных вариантах развития ситуации, подготовку маршрутов и способов отхода после завершения акции (если, конечно, ее не планируется осуществить с использованием смертников) и ряд других действий.
Необходимо отметить, что при расследовании состоявшихся преступлений террористического характера правоохранительным и следственным органам, как правило, удается «раскрутить» всю цепь событий, связанных с организацией, подготовкой и осуществлением акции. Однако, к сожалению, при этом цепочка «раскручивается» с «хвоста», с ее обратного конца, то есть с момента совершения террористической акции.
Так, например, в результате работы ФСБ России и Следственного комитета Российской Федерации внесена полная ясность в картину подготовки и проведения взрыва 24 января 2011 года террористом-смертником М. Евлоевым в московском аэропорту «Домодедово»4). Установлены все причастные к нему лица, в результате принятых мер одни из них уничтожены, другие арестованы.
Признавая всю важность этих мер, приходится, тем не менее, констатировать печальный факт – непредотвращенный, состоявшийся взрыв в «Домодедово» является свидетельством наличия серьезных упущений в российской общегосударственной системе мер борьбы с терроризмом вообще и в организации антитеррористической защиты объектов со стороны их собственников, правоохранительных органов и специальных служб в частности.
Главной целью деятельности по защите объекта от террористических посягательств является выявление и ликвидация возникающих угроз на возможно ранних стадиях их формирования. А это означает, что мы должны стремиться к обнаружению самых ранних звеньев вышеупомянутой диалектической терророгенной цепочки с целью ее разрушения.
При этом следует иметь в виду, что каждое из ее звеньев обладает набором своих характерных признаков. Зная эти признаки, сотрудники спецслужб и правоохранительных органов с использованием всего арсенала имеющихся сил и средств обязаны принять меры для того, чтобы обнаружить и разрушить терророгенную цепочку и не допустить, чтобы она была полностью выстроена и привела к успешной реализации преступного замысла террористов.
Со своей стороны, администрация объекта, его службы охраны обязаны предусматривать возможные сценарии преступных посягательств на объект и выстраивать комплексную адекватную систему его защиты, включая приобретение и установку необходимых технических средств и устройств.
Задачи по предотвращению террористических атак на важные объекты.
Что необходимо сделать и какие задачи требуется решить для достижения цели предотвращения террористических посягательств на объект?
1. На основе имеющегося опыта отечественных и зарубежных правоохранительных органов и специальных служб следует составить и поддерживать в актуальном состоянии реестр признаков подготовки террористических посягательств на объекты их устремлений. В первую очередь для решения данной задачи нужно иметь информацию о террористических структурах, практикующих атаки на критически важные объекты, их тактике и способах совершения преступных посягательств, уровне технической вооруженности, наличии в их составе соответствующих специалистов.
2. Важной задачей является обеспечение поступления информации о возможной подготовке террористами атак на критически важные объекты. Для этого необходимо добиться того, чтобы разработанные на базе имеющегося опыта и систематизированные признаки были доведены до потенциальных источников обнаружения и поступления информации. На самих объектах это сотрудники служб безопасности объектов и их администрация; работники наиболее уязвимых участков объектов; кроме того, проживающие в расположении объектов граждане и др. категории лиц в зависимости от конкретной обстановки, складывающейся в его окружении. Для правоохранительных органов и специальных служб при решении данной задачи необходимо стремиться к тому, чтобы та социальная среда, в которой пытаются действовать террористы, стала «оперативно прозрачной».
3. Для успешного противодействия угрозам терроризма крайне важно, предвосхищая действия террористов, моделировать возможные сценарии подготовки и совершения террористических атак. Это обеспечивает активность и наступательность в реализации антитеррористических мер, позволяет, исходя из прогнозируемого алгоритма действий террористов, своевременно проанализировать гипотетическую ситуацию, выработать адекватный механизм упреждающих и ответных мер, заранее решить целый комплекс различных задач организационного, технического, тактического и специального характера.
Заметим, что для каждого критически важного объекта с учетом его типа, местной специфики и особенностей оперативной обстановки в его окружении должен вырабатываться свой алгоритм антитеррористических мер и мероприятий. В нем необходимо отразить роль и место каждого из субъектов обеспечения антитеррористической защиты объекта: головных и местных подразделений правоохранительных органов и специальных служб, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, местных органов исполнительной власти и администрации объекта и т.д.
Причем все эти субъекты должны принимать активное участие в выработке эффективных мер антитеррористической защиты объекта. Действительно, представители органов безопасности и правоохранительных структур хорошо знают криминогенную среду и методы действий террористов, руководители и специалисты самого объекта как никто другой осведомлены в его специфике, а также знают «узкие места» в его защите. А сложение совместных усилий позволяет успешно сочетать активные меры оперативно-розыскной работы и режимные меры обеспечения физической безопасности критически важного объекта, которые должны отражаться в специально разрабатываемых планах обеспечения их безопасности. Следует подчеркнуть, что для закрепления разрабатываемых алгоритмов антитеррористической защиты объектов весьма полезным следует признать проведение на них соответствующих учений.
1. Перминов А.Н. О новом подходе к решению задачи мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов: цели, задачи и направления развития // Право и безопасность, 2005, № 4. С. 41-46.
2. Bruce L. Welch in US. Congress, Joint Committee on Atomic Energy. Hearings on Possible Modification or Extensions of the Price- Anderson Insurance and Indemnity Act, 93d Cong., 2-dsess., 1974.p.285.
3. Игнатенко А.А. Миссия невыполнима? // Независимая газета, 18.06.2003 г.
4. В результате акции погибли 37 человек, еще около 200 получили ранения и контузии.
От редакции.
Учитывая остроту современной проблемы обеспечения безопасности функционирования критически важных объектов, по инициативе информационного агентства "Оружие России" 28 сентября проводится круглый стол http://www.arms-expo.ru/049051124050056052049048.html "Комплексные решения противодействия терроризму на критически важных объектах". Модератором круглого стола будет известный специалист в области противодействия проявлениям терроризма Виктор Евгеньевич Петрищев.
Мероприятие проводится с целью оценки реальной степени угрозы для критически важных объектов инфраструктуры г. Москвы и Московской области, определения основных направлений повышения их защищенности, а также оказания содействия между заказчиками и производителями для взаимного поиска путей решения проблемных вопросов повышения безопасности личности и государства.
http://www.arms-expo.ru/055057052124050 … 52056.html
-----------------------
Проблемы безопасности нефтепроводов на Северном Кавказе и пути их решения
Трубопроводный транспорт сегодня играет особую роль в экономическом развитии России, одной из ведущих мировых держав в области добычи и переработки углеводородов.
О проблеме обеспечения безопасности трубопроводов на Северном Кавказе и возможных путях ее решения рассуждает руководитель Центра военного прогнозирования,
член - корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации,
доцент факультета мировой политики МГУ Анатолий Цыганок.
Современная производственно-технологическая структура нефтегазового комплекса такова, что его основным звеном является транспортная трубопроводная система.
В настоящее время, при общей протяженности магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов около 1 млн. км., газопроводы и нефтепроводы обеспечивают транспортировку 618 млрд. куб. м. и 95% всей добываемой нефти в России соответственно.
Трубопроводные системы сегодня «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения страны.
Можно констатировать, что нефтегазовый комплекс является сегодня лейтмотивом принятия большинства решений во внешнеполитической сфере.
Для России трубопроводный транспорт как основное средство пополнения бюджета играет особую роль.
Однако, обеспечение нормального функционирования трубопроводов, проходящих, как правило, по малонаселенным местностям нашей страны, стало проблемным в плане обеспечения безопасного их функционирования и защиты от криминальных посягательств.
Зачастую незаконные врезки приводят к выходу трубопроводов из строя, необходимости замены негодного отрезка и полной остановки транзита топлива на время проведения ремонта поврежденного участка.
Система охраны трубопроводов силами военизированной охраны на Северном Кавказе
Существующая система охраны трубопроводов только силами военизированной охраны устарела, не отвечает современным требованиям и не обеспечивает их безопасное функционирование.
Особенно остро этот вопрос стоит сегодня на Северном Кавказе, где отмечается рост хищений углеводородов из трубопроводов.
В конечном счете это отрицательно влияет на экономику региона, экономическую и национальную безопасность Российской Федерации, а также на международную систему товарообмена в области энергоносителей.
В настоящее время, согласно законодательству, экономические преступления в рассматриваемой сфере представлены, в основном, в виде хищений нефти и нефтепродуктов, а также незаконного предпринимательства.
В первом случае они осуществляются путем незаконного подключения (врезки) к трубопроводам (потери могут составить 4-20 т нефти в сутки), или фальсификации сведений о реальных потерях (хищениях) нефтепродуктов путем завышения представленных показателей по сравнению с реальными.
За последнее время количество таких фактов с использованием подложных документов и незаконной реализации нефтепродуктов заметно возросло.
Во втором случае нарушение осуществляется путем изготовления топлива и масел кустарным способом. После хищения и доставки в подпольные цеха, нефть перерабатывается на самодельных перегонных установках в горюче-смазочные материалы (ГСМ), как правило, низкого качества.
Под Брестом горит нефтепровод "Дружба"
С уверенностью можно прогнозировать, что с увеличением числа нефте- и газопроводов в регионе Северного Кавказа число преступных посягательств на эти объекты возрастет. По официальным данным, на имеющихся трубопроводах наблюдается рост аварийности и сегодня он составляет около 60% от общего количества аварий на промышленных объектах округа.
Материальный ущерб от таких аварий достигает 96% от общего ущерба в сфере промышленного производства. Более половины аварий на магистральных нефтепроводах связано с несанкционированными врезками в нефтепроводы. В результате отрасль и непосредственно субъекты Федерации, входящие в ЮФО, несут значительные экономические потери.
По данным МВД, подавляющее большинство хищений нефти и нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов совершается на их линейной части.
Этому способствуют наличие дорог вдоль трассы трубопроводов, опознавательные и сигнальные знаки, указывающие на местонахождения трубопроводов, их удаленность от населенных пунктов и неглубокое залегание (0,5-2 м), наземные (в насыпи) и надземные (на опорах) участки, недостаточно частый контроль наиболее опасных участков трубопроводов.
Кроме того, не способствует повышению уровню безопасности низкий уровень взаимодействия служб безопасности с сотрудниками ближайших ОВД и самостоятельные действия сотрудников предприятий в экстренных случаях без уведомления правоохранительных органов.
Сотрудники МВД обнаружили врезку в нефтепровод
Имеются определенные недостатки и в деятельности органов внутренних дел, направленной на раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов, что также снижает общую эффективность принимаемых мер по борьбе с данным видом преступных посягательств.
Это, как ранее упоминалось, недостаточное взаимодействие с другими правоохранительными органами, службами ведомственного контроля, таможенными органами, администрацией предприятий и организаций нефтехимического комплекса; недостаточная эффективность существующих методик оценки размера причиненного действиями похитителей ущерба; нередко слабая оснащенность сотрудников полиции спецсредствами, автотранспортом и др. техникой, в т.ч. и отсутствие специалистов, что снижает или делает невозможным проведение специальных экспертиз, связанных с указанными видами экономических преступлений.
К этим недостаткам следует отнести и недостаточно активную оперативную работу по поиску миницехов, расположенных, как правило, в безлюдных и труднодоступных местах, трудности в связи с недостаточным материально-техническим оснащением подразделений правопорядка; отсутствие у субъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтяной отрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия, в т.ч. мер специально-криминологического предупреждения; нередко низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов по данному направлению оперативно-служебной деятельности.
В совокупности с террористическими проявлениями, этот комплекс недостатков свидетельствует о том, что в современных условиях уровень безопасного функционирования нефте- и газопроводов не соответствует современным требованиям.
Дальнейшее затягивание решения этой проблемы только усугубит состояние безопасности объектов трубопроводного транспорта, может привести к значительным экономическим потерям и человеческим жертвам, а также значительным вредным последствиям для экологии окружающей среды.
Как считают эксперты, генеральным направлением решения проблемы обеспечения безопасного функционирования объектов нефте- и газопроводов является широкое использование и внедрение в практику технических средств контроля доступа к охраняемым объектам.
Для кардинального решения вопросов охраны трубопроводов сегодня необходимо разработать и быстро реализовать в практике комплекс организационных и технических мер с учетом особенностей конкретной системы трубопроводов и условий их размещения.
При этом решения по обеспечению мер безопасности трубопроводной сети должны приниматься на уровне местных властей, директоров государственных и частных предприятий с целью, в первую очередь, инвестирования необходимых средств в системы безопасности.
В этом комплексе мероприятий особое место занимают вопросы обеспечения всестороннего диагностирования целостности объектов трубопроводной сети.
А сегодня их решение невозможно без применения современных диагностических технологий, обеспечивающих получение и анализ большого объема различных данных, и являющихся составной частью комплекса экспертнодиагностических систем объектов техносферы.
http://www.arms-expo.ru/055057052124050 … 51055.html