Как питались русские крестьяне?
Люба Мельник
Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались. А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни.
Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это – не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было – накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность – «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка – с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом – в день постный... Другой главный овощ, столп крестьянской кухни – капуста. Щи из серой капусты – с такой же приправой, как и похлебка. И все это – под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще – если хозяйке было не до изысков – просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай – как молитва, дважды в день крестьянин пил чай – «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли – варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай – «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» – смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты – рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» – черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».
В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты – весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» – груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились – пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой – и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне – подневольные вегетарианцы – ели в большие праздники – на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» – пироги и ситные из белой пшеничной муки.
Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, – во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.
Праздники эти длились нередко от 2-3 (по весне) до 7-10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей – родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми – кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся – «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей – да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем...».
Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту – с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего – и это досталось нам в наследство от предков.
Каковы главные особенности русской национальной кухни?
►1. Так вот, главное называемое и самое ощутимое из отличий русской кухни – ее кислая нотка. Она присутствует во многих закусках (соления, мочения, квашения), супах (рассольник, щи, солянка), приправах (хрен, горчица), ржаном хлебе и даже напитках (квас). Кислый вкус позволяет выступать в качестве средства сокрытия и эмульгации жира (представляете – наваристые щи из квашеной капусты со сметаной, да после поля, и никакого второго в этот день не готовят).
►2. Еще одна изюминка – самый богатый в мире закусочный стол. Все наши соления, заливные, балыки в 19 веке произвели фурор в самом Париже! Поэтому человеку, с русской кухней мало знакомому, следует не объесться с непривычки закусками, дабы и для иных кушаний местечко приберечь.
►3. Такой же (самый богатый в мире) репертуар супов. Одни уха с окрошкой чего стоят! А в Европе почему-то супы считают чем-то вроде старинного, фольклорного блюда (тот же французский буйабесс или шведский суп из лисичек). В Америке же существует расхожее мнение, что супы варят только бедняки и аборигены. Так что хотите поразить воображение иностранца – накормите его наваристым и горяченьким!
►4. Мясо употребляется относительно редко, как правило – приготовленное крупным куском (обычно вареное или тушеное в горшке). Преимущество отдавалось разной птице и дичи, говядина употреблялась редко, чаще уж баранина. Из-за большого количества постных дней гораздо больше мяса употреблялась рыба, а еще чаще – овощи и грибы. Вот рецептов блюд из последних наша кухня знает ну просто великое множество.
►5. Для нашей кухни типичен культ таких полезных и вкусных блюд, как каши – постные и скоромные, молочные и сладкие, рассыпчатые и вязкие. Если правильно соблюсти технологические пропорции и отнестись к процессу с любовью и маслом, то даже из ужаса моих проармейских снов – обычной крупы «дробь 16» (она же перловая) можно изготовить нечто восхитительное. То же самое – ячневая, пшенная, овсяная крупы (не говорю уже о гречневой). Правда, борцы за изящную фигуру как-то склоняют нас к игнорированию каши как класса.
►6. В качестве универсального жира-смазки выступает сметана (у немцев и украинцев – это шпик, у французов – сливочное масло, у итальянцев – масло оливковое). Ею заправляется множество блюд и практически все супы, кроме ухи.
►7. Как таковые десерты в основном представлены выпечкой и блюдами из ягод. Мед употребляется гораздо чаще сахара, а еще чаще – варенье.
►8. Национальным напитком можно считать хорошо заваренный и правильно поданный черный чай или хлебный квас. Отнести ли сюда водку – вопрос дискутабельный и пусть каждый решает его по своему усмотрению. Хотя традиционно российскими большинство серьезных исследователей считают напитки малоградусные (пиво, медовуха, брага, сбитень).
***
Что пили на Руси? Особенности русских национальных напитков. Мёды, медовухи и сбитни
И я там был, мёд, пиво пил...
Задолго до появления чая и кофе пили на Руси эти великолепные целебные напитки. Слабоалкагольные мёды и совсем или почти безалкогольные сбитни были особенно популярны еще и по той причине, что мед до начала ХХ века был значительно дешевле сахара.
Варили также мёды из березового сока, из клюквы, изюма, липового цвета, вишни.
Откуда пошло название «медовый месяц»? А вот оттуда: во время свадеб и после них молодых потчевали слабоалкогольным медовухами еще целый месяц.
Вот и говорилось: «Я сам там был, мёд, пиво пил. По усам текло, да в рот не попало».
(Знаем мы, чего ему не попало! Положение – хуже губернаторского. А губернатором-то называли жеребца, который зажигал кобылку для случки, но потом его оттаскивали в тамбур прохладиться, а подводили нужного для породы. Тут по усам потечет! Тут только ржать «тили-тили тесто – жених и невеста!», чтобы губернаторского лица не потерять).
Давайте сварим же мёд или медовухи, и выпьем так, чтобы не только по усам текло. Самый простой из медов варится так: в 6-7 литров воды добавим килограмм меду и горсть хмеля (грамм 15-20), и, помешивая, прокипятим это дело 2 часа. Пену будем снимать до получения полной прозрачности. Остудим и добавим 45 грамм дрожжей, разведенных в этой же тепленькой жидкости.
Закутаем и поставим на двое-трое суток бродить, время от времени перемешивая жидкость нашу и осаживая ее холодной водой.
Потом процедим ее, разольем в бутылки и поставим в холодное место дозревать на 2-4 месяца. Чем дольше, тем лучше – от этого зависит вкус.
Узнать о готовности мёда можно по крепости и вкусу напитка. Кто любит пряности, можно сразу закладывать с хмелем еще и гвоздичку, корицу, лаврушечку, тмин, розмарин, кардамон, перец, имбирь.
Но чистый мёд сохраняет натуральный аромат исходного мёда, и можно добиться послевкусия то ли липового цвета, то ли цветочного, то ли гречишного.
А вы не хотите ждать 4 месяца? Хотите прямо быстро мёду пенного?
Можно и быстрее. Тогда давайте уменьшим объем воды до трех литров, а варить будем на слабом огне тоже три часа. Затем добавим хмеля 25-30 грамм, и еще час поварим.
Что повыкипело, дольем кипятком. Остудим, и в теплом виде процедим через пару слоев марли. Укутаем и марлечкой прикроем – пусть бродит и шипит. А когда шипеть почти перестанет, разольем по бутылкам и ждем от трех до пяти недель созревания напитка.
В созревший мед можно добавить 1 стакан крепкого чая. Процедим несколько раз наш медок, и охладим.
А вот теперь можно и выпить сладкого медку. Исполать!
Можно ускорить созревание, если добавить кусочек ржаного сухаря. Можно использовать комбинацию меда с сахаром, с изюмом, с малиной, с вишней. Тут нет предела вашей фантазии. Главное же – прозрачность готового продукта, его шипучесть и вкус.
Для совсем нетерпеливых можно ускорить процесс созревания напитка путем добавления дрожжей, разведенных со столовой ложкой муки или без оной. Но это уже далеко не настоящий мёд, а медовуха.
Медовуха варится совсем быстро: в литре кипятка разводим 150 грамм меда, охладим до температуры 40-50 градусов, добавим 30 грамм дрожжей (лучше мягких, чем сухих) и дадим побродить сутки.
Процедим, добавим лимонной кислоты или сок половинки лимона. Остужаем медовуху и пьем. Наше здоровье!
Медовуха не подлежит длительному хранению. Поэтому придется нам допивать всю. Еще раз наше здоровье!
А вот сбитень, вот горячий!
Кому сбитню моего?
Все кушают его:
И воин и подъячий,
И лакей, и скороход,
И весь честной народ.
Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголёк.
Его издавна пили на Руси. Особенно долгими русскими холодными зимами. Сбитень очень хорошо согревал человека изнутри, излечивал от хворей взрослых и маленьких. Потому что пьется сбитень горячим.
Вот и ходили по базарам и ярмаркам сбитеньщики с укутанными в одеяла медными баклагами. От чего и получили название баклажники. А потом баклаги легким движением руки превратились в самовары.
Так что теперь мы знаем папашу самовара в лицо. А возле баклажников крутились калашники с горячими калачами и пряниками. Тоже свою копеечку при сбитне имели!
Сбитень – это вам не просто медовый или паточный кипяток. В него добавляют и кардамон, и гвоздику, и вино, и коньяк, и гвоздику, и имбирь, и лаврушку, и чай, и мускатный орех, и мяту, и лимонник, и хмель, и сахар. Но самый главный компонент, конечно добрый старый мёд. Варим сбитенек? ОК.
Давайте начнем с простенького: в горячую воду на литр добавим 100 грамм меда, дадим корицы, гвоздики, мяты и имбиря по вкусу. Прокипятим при слабом кипении полчаса.
Можно сварить сбитень на вине. На литр сухого красного вина возьмем 150 грамм меда. Добавим лимон, мускат и гвоздички пару гвоздиков. Доведем до кипения и выпьем горячим.
А можно пофантазировать на коньяке: 750 граммов мёда вольем в литр воды, добавим чайную ложечку чая. Пряности кладите какие угодно, не забудьте про лимончик. Доведем до кипения, дадим настояться под подушкой минут 15. Затем процедим и дольем 50 грамм коньяка.
Особо целителен малиновый заварной сбитень. Килограмм меда разведем в пол-литре малинового сока с тремя литрами воды. Кипятить будем 1-1,5 часа. Затем охладим до комнатной температуры и добавим 50 грамм дрожжей.
Оставим на ночь в теплом месте. Сиди там тихо! Утром разольем по бутылкам, закупорим и выдержим в холодном месте 4 недели.
Кому малинового сбитня? Сбитень горячий пьют и подъячи! Этот-то особенно хорош и лечебен!
Хочу только еще раз напомнить как отличать фальсифицированый мёд от настоящего. Капаем на ладошку каплю мёда, проводим по ней химическим карандашом. Если химия проступает, значит пчелок кормили сахаром, и мёд не настоящий.
И напоминаю рядовому составу, как оживить засахареный мёд – ставим банку в кастрюлю с водой и доводим воду до кипения. Держим в кипятке, пока мёд снова не «растает».
Но для сбитней и медов-медовух нам сгодиться и засахареный. На сбитень мечи все, что есть в печи!
Так что вперед – за истинно русскими вкусными и полезными напитками. Пейте на здоровье! Ну, и я тут с вами с бочку притулюсь, можно?
По материалам http://shkolazhizni.ru/