ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ЭпохА - Наука » Вокруг Света - Земли, Космонавтика


Вокруг Света - Земли, Космонавтика

Сообщений 61 страница 70 из 555

61

Пуск РКН Протон-М с КА Нимик-6

17 мая в 23 часа 12 минут мск со стартового комплекса площадки 81 космодрома Байконур

расчетами предприятий ракетно-космической промышленности выполнен пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М»,

предназначенной для выведения на орбиту телекоммуникационного космического аппарата (КА) «Нимик-6».

Программа Русский космос 15

Уникальное религиозно-философское учение Русского космизма стало фундаментом космического прорыва России в 20 веке.

Об основателе учения Николае Фёдорове, об истоках и смысле Русского космизма, о том, нужен ли нам космос и способен ли Русский космизм стать нашей национальной идеей,

в эфире "Русского космоса" рассказала Анастасия Гачева, доктор филологических наук, главный библиотекарь Музея-библиотеки Николая Фёдорова.

Программу провела Мария Кулаковская.

Кристалл времени

Научная программа прибывшего на МКС нового экипажа очень насыщенная и разнообразная -- свыше 40 экспериментов.

Один из них — "Плазменный кристалл".

С четвертым состоянием вещества или плазмой в космосе экспериментируют уже не один год.

На плазменных двигателях земляне отправятся к другим планетам.

"Крайний" на Байконуре

Взлетно-посадочная полоса аэропорта "Крайний" - воздушные ворота в космос.

Сюда прилетают все экипажи пилотируемых "Союзов".

Доставляют сюда и космические аппараты.

Во время старта здесь же несут вахту вертолеты и самолеты спасательных служб.

Сейчас аэропорт переживает второе рождение.

Программа Космонавтика 19.05.12

Подпись автора

сила V правде!

0

62

«Ангара» готовится к отправке на космодром Плесецк

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy83LzYvNzY2MTMzNzc1ODcyOS5qcGVnP19faWQ9MTc3MDY=.jpg

В Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В.Хруничева продолжаются работы по подготовке к отправке на космодром Плесецк стендового изделия ракеты-носителя «Ангара»  для отработки стартового комплекса.

В Плесецке технические специалисты ракетно-космической отрасли, боевые расчеты войск Воздушно-космической обороны проведут комплекс испытаний с использованием этого изделия. Целью испытаний является аттестация наземного технического и стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» и подтверждение готовности его к пускам.

«Ангара» - новое поколение  ракет-носителей модульного типа, разрабатываемых  на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2.

Семейство ракет-носителей «Ангара» включает в себя носители четырех типов легкого, среднего и тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до 25 тонн (Ангара А5)  до 35 тонн (Ангара 7) на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома Плесецк). Пуски всех ракет-носителей серии «Ангара» планируется проводить с космодрома Плесецк, расположенного в Архангельской области.

Создание космического ракетного комплекса «Ангара» объявлено задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара»  в эксплуатацию  позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит  нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.

Головным разработчиком и производителем КРК «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. Государственными заказчиками - Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное космическое агентство.

Двигатели для «Ангары» - маршевый РД-191 для УРМ-1 - разработал «Энергомаш», он же изготавливает, вместе с Воронежским механическим заводом. Двигатель РД-0124 для модуля УРМ-2 разработан в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики (КБХА). Вся комплектация изготовлена предприятиями-смежниками, окончательная сборка ракет-носителей «Ангара»  проводиться на ракетно-космическом заводе (РКЗ)  ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

В настоящее время завершены межведомственные испытания двигателя РД-191 для универсального ракетного модуля УРМ-1 и двигателя РД-0124. Двигатели готовы к серийному производству.

Завершены комплексные испытания приборов системы управления, отработка программ и алгоритмов на комплексном стенде. Прошел испытания комплект бортовой аппаратуры. Изготовлено и смонтировано наземное технологическое оборудования технического и универсального стартового комплекса.

Работы по созданию ракеты-носителя «Ангара» идут в соответствии с генеральным графиком. Первые пуски ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.2ПП» и тяжелого класса «Ангара-5» запланированы на 2013 год.

Срок готовности ракеты-носителя легкого класса к отправке на космодром Плесецк – декабрь 2012 года. В начале третьего квартала 2013 года запланировано прибытие на космодром и ракеты-носителя тяжелого класса.

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=2483
http://sdelanounas.ru/blogs/17706/

----------------------------------

*«Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа, включаещее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»).

Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей)
— один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2),
три — для носителя среднего класса («Ангара А3»), пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»)
и семь — для самого тяжёлого носителя («Ангара А7»).
Длина УРМа составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.

Подпись автора

сила V правде!

0

63

Корабль Dragon прошел испытания на орбите

http://uploads.ru/i/3/P/Z/3PZm5.jpg

Плановые испытания космического корабля Dragon на орбите прошли успешно. Прямую трансляцию всего процесса вело Американское космическое агентство.
В рамках испытания корабль сблизился со станцией на расстояние примерно 2,4 километра. При этом экипаж Международной космической станции сумел передать на корабль сигнал, который включил огни на аппарате.

Также прошла проверку система RGPS (Relative GPS), предназначенная для определения положения корабля относительно МКС. Следующий сеанс сближения намечен на 25 мая 2012 года - в этот день капсула должна пристыковаться к станции. Сначала она подлетит достаточно близко к станции, а потом ее подтянет манипулятор Canadarm2.

Частный космический корабль Dragon, разработанный и созданный компанией SpaceX, отправился в космос 22 мая 2012 года на борту ракеты-носителя Falcon 9. Он должен доставить на орбиту запас еды, некоторые приборы, а также научные проекты школьников и студентов, отобранные в ходе специального конкурса. На землю капсула вернет с орбиты 660 килограммов груза со станции.

Существует несколько модификаций корабля, включая пилотируемую (до 7 человек) - в будущем, после того как Dragon зарекомендует себя в качестве грузовика, его планируется использовать для доставки в космос астронавтов. Грузовая версия способна доставлять на орбиту до 6 тонн груза и возвращать до 3 тонн.

Старт корабля неоднократно переносился. Последней раз причиной того, что на последней секунде обратного отсчета старт был остановлен (это было 19 мая), стал неисправный клапан. Первый испытательный полет в космос Dragon состоялся 8 декабря 2010 года. Тогда аппарат свозил в космос головку сыра.

*****************

http://uploads.ru/i/y/O/2/yO2kG.jpg

http://uploads.ru/i/V/3/O/V3Osf.jpg

Полет дракона

Корабль Dragon и ракета-носитель Falcon, которая доставит корабль на орбиту, построены специалистами компании SpaceX, созданной миллионером, одним из основателей платежной системы PayPal и компании по производству электромобилей Tesla Motors Элоном Маском. Космическая "частная лавочка" существует 10 лет, и для столь малого срока ее результаты смело можно назвать впечатляющими.

Трудный путь

Свою первую ракету SpaceX создала за четыре года, однако дебютный запуск Falcon-1 закончился неудачей. Как и два последующих старта, причем третья попытка была уже не "холостой" - на борту ракеты находились военный американский спутник, два малазийских микроспутника и прах для захоронения в космосе. Несмотря на череду неудач, компании, тем не менее, удавалось привлекать инвестиции и получать заказы. В конце концов, 28 сентября 2008 года, менее чем через два месяца после третьего аварийного старта, SpaceX вывела на орбиту Falcon 1 с муляжом полезного груза массой 165 килограммов. Чуть менее чем через год "частник" впервые в истории космонавтики самостоятельно вывел на орбиту "настоящий" спутник - ракета-носитель Falcon-1 "забросила" на высоту 685 километров малазийский же спутник связи RazakSAT.

Еще через год SpaceX провела успешный запуск своей второй ракеты-носителя намного большей грузоподъемности: если масса полезной нагрузки для Falcon-1 составляет 670 килограммов, то для Falcon-9 - 10,4 тонны на низкую околоземную орбиту, НОО (Falcon-1 летает только на нее), и 4,7 тонн - на геопереходную орбиту, ГПО. Кроме того, специалисты компании предусмотрели более тяжелый вариант девятого "сокола" (именно так переводится на русский язык название ракеты-носителя), который может поднимать 53 и 19,5 тонны груза для НОО и ГПО соответственно.

Параллельно с разработкой ракет-носителей SpaceX готовила и их "главный" груз - космический корабль Dragon ("Дракон"). По форме похожий на укороченную пулю, космический корабль сравним с отечественными "Союзами": его длина составляет около 6 метров, а диаметр не превышает 3,7 метра. Dragon может доставлять на орбиту шесть тонн чего-нибудь полезного и возвращать на Землю около трех тонн грузов. Первый полноценный полет "Дракона" состоялся 8 декабря 2010 года, когда корабль добрался до орбиты на ракете-носителе Falcon 9, совершил два витка вокруг Земли и благополучно приводнился в Тихом океане. Полезным грузом Dragon была головка сыра. Орбитальная вылазка "дракона" прошла настолько хорошо, что его разработчики решили сократить программу грядущих тестовых полетов и объединить второй и третий запуски: до недавнего времени предполагалось, что корабль состыкуется с МКС только во время третьего полета.

Нынешний сценарий миссии Dragon таков: 30 апреля ракета-носитель Falcon-9 стартует с космодрома на мысе Канаверал и выведет космический корабль с 521 килограммом груза в космос, затем он поднимется на высоту около 390 километров, где пройдет ряд испытаний важнейших систем корабля: навигационной, системы связи, ориентации и других. В числе прочего Dragon должен продемонстрировать, что в случае внештатной ситуации он сможет избежать столкновения со станцией. Если все тесты завершатся успешно, корабль "пристроится" рядом с МКС таким образом, чтобы до него могла дотянуться механическая "рука"-манипулятор станции, которой будут управлять астронавты.

После того как "рука" притянет Dragon к МКС, и корабль состыкуется с американским сектором, астронавты смогут достать из корабля "гостинцы": на этот раз Dragon доставит на орбиту не символический груз, а вполне полноценный запас еды и некоторые приборы. На освободившееся место обитатели МКС поместят около 660 килограммов грузов, которые необходимо вернуть на Землю. Впрочем, для первого раза Dragon не повезет ни туда ни обратно ничего по-настоящему ценного: всю "начинку" корабля можно будет безболезненно потерять. В общей сложности космическая экспедиция "дракона" продлится 21 день.

Вообще идея обязательного возвращения корабля и его повторного использования - это один из ключевых пунктов космической стратегии SpaceX. Элон Маск неоднократно подчеркивал, что только такой подход позволит на порядок сократить расходы на запуски и сделать их доступными для небольших частных компаний - в самой SpaceX, к примеру, еще в 2008 году трудилось немногим более 500 человек (сейчас количество сотрудников увеличилось до 1800).

По задумке Маска, в идеале возвращаемыми должны быть не только космические корабли, но и ступени ракет-носителей. Для того чтобы предотвратить разрушение ступеней ракет Falcon в атмосфере, их покрывают специальным защитным материалом, который, сгорая, защищает "внутренности" от перегрева. Кроме того, ступени ракет-носителей Falcon снабжены парашютами для мягкой посадки (в более поздних вариантах парашюты были заменены на реактивные двигатели). Несмотря на все эти хитрости, до сих пор инженерам SpaceX не удалось сохранить ни одну первую ступень, однако они намерены добиться этого к шестому пуску. Следующая цель (если первую все-таки удастся реализовать) - возвращение на Землю второй ступени. Это задача куда более высокого уровня сложности, так как отделение второй ступени происходит на бoльших высотах и для ее сохранения нужно разработать особую систему ориентировки в пространстве и дополнительную защиту.

Недалекое будущее

Помимо экономии средств на повторное изготовление ступеней и многих систем корабля, такой "прижимистый" подход к космонавтике позволяет относительно легко переоборудовать Dragon из беспилотного в пилотируемый корабль - собственно, это и есть одна из главных целей компании SpaceX. Максимальная численность экипажа составляет семь человек, а первые тестовые старты с людьми на борту, по оптимистичным расчетам космического "частника", могут состояться уже в 2017 году.

Косвенно реалистичность таких планов подтверждает само Американское космическое агентство, отмечает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин. "NASA ведет с Роскосмосом переговоры о доставке их экипажей на МКС только до конца 2016 года (после завершения миссии шаттлов в июле 2011 года единственным средством доставки астронавтов на МКС остались российские "Союзы" - прим. "Ленты.ру")". Впрочем, Маринин предостерегает от совсем уж радостного оптимизма: "Пять лет - довольно большой срок, тем более что у дат космических миссий есть тенденция сдвигаться вправо: где 2017-й – там и 2018-й, а где 2018-й, там и 2020-й и конец эксплуатации МКС. Так что очень может быть, что NASA не станет рисковать и продлит контракты с Роскосмосом вплоть до 2020 года. Но - поживем-увидим".

Кстати, Роскосмос регулярно "всплывает" в истории с частными космическими кораблями, но в несколько ином ключе. В апреле прошлого года начальник управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов заявил, что российское космическое ведомство не даст разрешения на стыковку частных кораблей с МКС до тех пор, пока не получит подтверждений того, что они "должным образом соответствуют принятым нормам безопасности космических полетов".

"Под нормами безопасности и надежностью Роскосмос подразумевал надежность систем стыковки, - объяснил "Ленте.ру" Маринин. - Но как можно проверить системы стыковки, не проводя собственно стыковку? Совсем недавно инженеры SpaceX на Земле показали представителям NASA, как будут работать эти системы, какие действия будут предприняты в случае возникновения нештатных ситуаций, и гарантировали, что корабль не врежется в МКС. Американцы убедили Роскосмос - так как он напрямую не работает с коммерческими фирмами, осуществляющими космические пуски, и он нашел окно для полета Dragon между другими запусками и стыковками."

С точки зрения технологий удачное завершении миссии Dragon не станет каким-то выдающимся событием: европейские и японские беспилотные "грузовики" регулярно стыкуются с МКС без особых сложностей. Однако успех "дракона" будет означать, что, с высокой вероятностью, сложившийся в США традиционный подход к космонавтике (в России и Китае все устроено иначе), когда разработкой новых кораблей и ракет занимались NASA и близкие к агентству компании на бюджетные деньги, может скоро измениться. Помимо SpaceX созданием космических кораблей и ракет-носителей занимаются еще несколько фирм (например, Orbital Sciences, работающая над "грузовиком" Cygnus и ракетой-носителем Taurus 2, и Boeing, готовящая корабль CST-100). И хотя они немного отстают от компании Маска, очень может быть, что в недалеком будущем именно "частники" станут основой космических перевозок, причем на всех этапах: от создания кораблей и ракет до их самостоятельного запуска и продажи "билетов".

Ирина Якутенко
http://lenta.ru/articles/2012/04/18/dragon/

*************

http://www.youtube.com/watch?v=Xt3f8Puo … detailpage




****************

Dragon - сближение с МКС

http://www.youtube.com/watch?v=T6Qb-1XB … detailpage




************

Игорь Афанасьев,редактор журнала "Новости Космонавтики",
о частном космическом туризме

http://www.youtube.com/watch?v=-EAzmwXj … detailpage

0

64

Космический корабль Dragon успешно пристыковался к МКС

http://uploads.ru/i/2/l/R/2lR9V.jpg

25 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Бекренев/. Астронавт НАСА Дональд Петтит успешно захватил "рукой"- манипуляторов частный космический корабль "Дрэгон" / Dragon/, стартовавший во вторник с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида в испытательный беспилотный полет к Международной космической станции /МКС/.

Об этом сообщили сегодня разработчик корабля-капсулы - калифорнийская компания "Спейс-экс" /SpaceX - Space Exploration Technologies/ - и американское космическое ведомство НАСА.
Захват корабля состоялся в 09:56 по времени Восточного побережья США /17:56 мск/ - почти на два часа позже запланированного срока - в связи с тем, что руководители полета решили дополнительно изучить данные с лазерных дальнометров аппарата.

Перед стыковкой корабль произвел поэтапное сближение со станцией. Теперь с помощью астронавта Европейского космического агентства /ЕКА/ Андрэ Кауперса Дональд Петтит начнет подводить "Дрэгон" к американскому модулю "Хармони" / Harmony/, расположенному на обращенной к Земле стороне станции. Предполагается, что процесс стыковки займет два- три часа.

Планируется, что в субботу, после проверки качества воздуха в капсуле, экипаж откроет люки стыковочного отсека и начнет разгрузку коммерческого "грузовика".
Имеющий форму колокола, "Дрэгон" привез на МКС 544 кг груза, в частности, продовольствие, одежду, элементы питания и материалы для экспериментов.

На Землю он должен забрать груз весом около 660 кг - в том числе детали оборудования, которое НАСА в целях экономии намерено использовать в будущем. "Дрэгон" - единственный в мире "грузовик", способный возвращаться на Землю.

Все остальные грузовые корабли сконструированы таким образом, что сгорают при входе в плотные слои атмосферы.

Отстыковка "Дрэгона" запланирована на 31 мая. Аппарат сойдет с орбиты, раскроет парашюты и приводнится в Тихом океане близ побережья штата Калифорния.
Данная миссия является вехой в истории космических полетов, так как "Дрэгон" должен стать первым аппаратом коммерческого назначения, состыковавшимся со станцией.

В декабре 2010 года компания уже осуществила успешный запуск корабля на орбиту, но без стыковки со станцией. Если нынешний старт к МКС будет удачным, следующий подобный запуск может состояться уже осенью.

http://www.itar-tass.com/c1/430545.html

-------------------------------

Программа Русский космос 16

Гражданский космос сегодня обеспечивает цивилизацию спутниковой связью, цифровым телевидением и интернетом, и прочими мелочами, которые заметно упрощают жизнь обычного человека.

Как дальше будет развиваться гражданская, потребительская космонавтика, какие задачи и цели стоят перед ней, в гостях "Русского космоса" рассказал генеральный конструктор космической системы связи "Ямал" Николай Николаевич Севастьянов.

Земля -- венец Вселенной

Уже несколько веков происхождение и строение Солнечной системы волнует ученых.

Особенно много вопросов возникло в последние десятилетия, когда астрономы стали открывать планеты вокруг других звезд Галактики.

Недавно нашлась еще одна «копия» Земли в созвездии Рака.

Ученые сравнивают планетные системы и приходят к парадоксальному мнению.

Как- будто специально миллиарды лет назад планеты расположились вокруг Солнца так, чтобы на одной из них зародилась жизнь.



Русский на орбите

Отредактировано imho (25.05.12 20:49)

Подпись автора

сила V правде!

0

65

В ОАО «ИСС» завершено изготовление космических аппаратов «Гонец-М» и «МиР»
29.05.2012,сайт http://www.federalspace.ru/

      В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» завершилось изготовление двух космических аппаратов (КА) «Гонец-М» и малого космического аппарата «МиР».

     Спутниковая система «ГОНЕЦ» создаётся на низких орбитах для предоставления услуг персональной связи в отдалённых регионах страны. Чтобы покрыть непрерывным сигналом всю территорию Земли, необходимо сформировать систему из двенадцати космических аппаратов «Гонец», которые помимо выполнения связных функций обеспечат контроль местоположения подвижных транспортных средств, экологический, промышленный и научный мониторинг.

     Два космических аппарата «Гонец-М», которые войдут в состав связной группировки на низких орбитах, 28 мая отправлены из ОАО «ИСС» на космодром Плесецк.

     Вместе с КА «Гонец-М» отправлен и малый космический аппарат «МиР», над которым работали специалисты ИСС, студенты и преподаватели Сибирского государственного аэрокосмического университета, а также красноярские учёные. На космическом аппарате для получения лётной квалификации размещено порядка двадцати принципиально новых приборов. Это оборудование планируется устанавливать на перспективных КА.

------------------

А на Байконуре начата подготовка к запуску космического аппарата «Телком-3»

http://www.federalspace.ru/img/news/IMG_2615_1.JPG  http://www.federalspace.ru/img/site/IMG_2667.JPG

     Телекоммуникационный космический аппарат (КА) «Телком-3» доставлен на космодром Байконур. После прохождения таможенных процедур КА вместе со вспомогательным оборудованием был перевезён 25 мая в чистовой зал монтажно-испытательного корпуса (МИК)  40 пл.31, где  специалисты ОАО  ИСС  им.  М.Ф.Решетнева  приступили к его подготовке согласно плану испытаний.

     На сегодня намечена установка космического аппарата на рабочее место заправки ксеноном и проверка герметичности заправочных магистралей.

http://uploads.ru/i/l/f/t/lftgj.jpg
Доставка КА «Телком-3». Аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур. 25 мая 2012 г

--------------------------------

Программа Космонавтика 26.05.12

Отредактировано imho (29.05.12 12:20)

Подпись автора

сила V правде!

0

66

В ОАО «ИСС» завершены работы по созданию наземного комплекса управления космическим аппаратом «Телком-3»
31.05.2012

http://uploads.ru/i/Z/W/L/ZWL2z.jpg

     Специалисты ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» завершили работы по созданию наземного комплекса управления космическим аппаратом (КА) «Телком-3», который изготовлен по заказу индонезийского оператора связи PT Telekomunikasi Tbk.

     В рамках реализации международных контрактов решетнёвская фирма создаёт не только космические аппараты, но и отвечает за строительство наземных комплексов управления на территории заказчика. Такой комплекс представляет собой площадку, где размещены антенные и контрольно-измерительные системы, а также центр управления полётами (ЦУП).

     На сегодняшний день наземный комплекс управления КА «Телком-3» полностью готов к эксплуатации. Специалисты ОАО «ИСС» провели необходимые тестирования, которые подтвердили правильность функционирования программного обеспечения и приёмо-передающей аппаратуры. Для испытаний на предприятии был изготовлен программный имитатор – компьютерная модель космического аппарата. С его помощью сотрудники фирмы получили телеметрическую информацию и отработали команды управления спутником. В ходе тестирования также была организована связь между индонезийским ЦУП и КА «Телком-3», установленным на стапеле заводских испытаний в ИСС. Космический аппарат успешно выполнил все команды, отправленные из центра управления полётами.

     Передача объекта в эксплуатацию состоится после запуска КА «Телком-3» и завершения испытаний на орбите. До этого момента управление космическим аппаратом из ЦУП в Индонезии будут осуществлять специалисты ОАО «ИСС».

     В ходе эксплуатации космического аппарата сотрудники решетнёвской фирмы продолжат оказывать техническую поддержку зарубежным коллегам.

Пресс-службы Роскосмоса и ОАО «ИСС»
http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19149

-------------------

а это видео по доставке на Байконур  КА Телком-3/Telkom-3 (фото в предыдущем сообщении):

Опубликовано 30.05.2012 пользователем tvroscosmos
Телекоммуникационный космический аппарат (КА) «Телком-3» (TELKOM-3), созданный в ОАО «Информационные спутниковые системы» им. имени академика М.Ф.Решетнёва» по заказу индонезийского оператора PT Telekomunikasi Indonesia Tbk., доставлен на космодром Байконур для подготовки к запуску.

Из красноярского аэропорта «Емельяново» на аэродромный комплекс «Юбилейный» космодрома Байконур космический аппарат доставлен самолетом АН-124-100 -- «Руслан».
После выгрузки из самолета контейнер с КА «Телком-3» перевезен в монтажно-испытательный корпус (МИК) 40 площадки 31, где уже в ближайшее время специалисты ОАО «ИСС» приступят к его подготовке к предстоящему запуску.

Космический аппарат «Телком-3» будет выведен на орбиту в паре с коммуникационным спутником «Экспресс-МД2», также уже проходящим в настоящее время подготовку на космодроме.

Запуск запланирован на июль 2012 года.

Подпись автора

сила V правде!

0

67

«Дракон» в океане. Грузовик SpaceX вернулся с орбиты
01.06.2012, Иван Терехов   http://www.3dnews.ru/news/630254

http://uploads.ru/i/K/W/q/KWqs4.jpg

Спускаемый аппарат грузового космического корабля Dragon частной компании SpaceX после недельного пребывания на орбите вернулся на Землю. Посадка корабля состоялась 31 мая в 19:42 по московскому времени в Тихом океане в 740 км юго-западнее Лос-Анджелеса.

При помощи манипулятора, установленного на одном из кораблей, участвовавших в операции, Dragon погрузили на баржу для того, чтобы отбуксировать в порт Лос-Анджелеса.

Затем грузовик будет передан владельцу для проведения необходимых проверок оборудования и бортовых систем.

Процесс отстыковки корабля от Международной космической станции (МКС) выполнен по той же схеме, что и стыковка: при помощи манипулятора Canadarm астронавты Андрэ Кауперс (Andre Kuipers) и Джозеф Акаба (Joseph Acaba) отделили грузовик и отвели его на безопасное расстояние.

Затем манипулятор освободил «Дракона» и тот начал постепенно отдаляться, а затем после выхода из 200-метровой зоны бортовые системы при участии наземных специалистов приступили к снижению.

На орбиту корабль может доставлять до 6 т грузов и вдвое меньше спускать с нее. На этот раз в спускаемую капсулу астронавты загрузили 600 кг различных комплектующих, которые использовались на станции, среди которых детали скафандров и компоненты установки для фильтрации воды.

Ранее представители компании сообщали, что все 12 рейсов в рамках контракта с НАСА по доставке грузов на МКС (CRS-контракт) будут выполнять новые корабли. Затем эти 12 кораблей можно будет использовать повторно в интересах коммерческих компаний или государственных агентств. В частности, рассматривается возможность использовать одну из капсул в качестве орбитальной лаборатории, где можно будет проводить эксперименты, невозможные на МКС.

--------------------

А Россия запустила спутник с плавучего космодрома

Ракета-носитель "Зенит-3SL", запущенная сегодня с плавучей пусковой установки Odyssey в экваториальном районе Тихого океана в рамках проекта "Морской старт" (Sea Launch), успешно вывела на орбиту телекоммуникационный спутник Intelsat 19, сообщили РБК в ракетно-космической корпорации "Энергия".

"В 09:23 мск из экваториального района Тихого океана был осуществлен запуск", - сказал собеседник агентства.

Трансляцию запуска можно было наблюдать в зале управления полетами корпорации. Стартом руководила команда специалистов, размещенная на командном судне в непосредственной близости от пусковой платформы.

Спутник Intelsat-19 изготовлен в США компанией Space Systems Loral по заказу оператора связи Intelsat. Он будет обеспечивать спутниковое вещание в Австралии.

Отметим, что еще в феврале этого года руководитель федерального космического агентства "Роскосмос" Владимир Поповкин упоминал, что совместно с РКК "Энергия" агентство планирует восстановить востребованность "Морского старта".

Последний запуск, осуществленный в ходе проекта, был произведен 25 сентября прошлого года - тогда с плавучего космодрома запустили спутник Atlantic Bird 7. Всего в рамках проекта было произведено более 30 запусков.

http://top.rbc.ru/society/01/06/2012/653193.shtml

----------------------------------

Программа Русский космос 17

Опубликовано 01.06.2012 пользователем tvroscosmos
В ноябре 1970 года поверхности Луны достиг аппарат 8ЕЛ № 203, более известный как Луноход-1, ставший символом целой эпохи в освоении космоса

Луноход-1 проработал в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны Луноход-1 проехал 10 км, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий

О том, как управляли луноходами и с какими сложностями пришлось на спутнике Земли столкнуться экипажу лунных машин, в гостях "Русского космоса" рассказал водитель Лунохода-1, генерал-майор, заслуженный испытатель космической техники Вячеслав Георгиевич Довгань

Подпись автора

сила V правде!

0

68

Космодром Байконур отметит свое 57-летие
02.06.2012

      2 июня жители города Байконур и работники крупнейшей космической гавани мира отметят 57-летие со дня образования космодрома.

     Руководитель Федерального космического агентства В.А.Поповкин направил поздравление ветеранам и сотрудникам комплекса «Байконур», в котором отмечено, что в истории легендарного космодрома немало ярких, незабываемых страниц, примеров истинного мужества и несгибаемой силы духа его создателей.

И потому день основания прославленного космодрома - знаменательное событие для многих поколений людей, связавших с ним свою жизнь - ученых, конструкторов, военнослужащих, испытателей, рабочих.

     Большая часть космических достижений, к которым применимо понятие «первый», связана именно с космодромом Байконур: запуск первого искусственного спутника Земли, первого человека в космос и многие другие свершения.

     «Сегодня космодром прочно удерживает позиции признанного флагмана космической деятельности. Здесь с огромным уважением относятся к замечательным, проверенным временем профессиональным традициям, тем, кто строил этот уникальный объект, работал и осуществлял дерзновенные планы по освоению околоземного космического пространства и исследованию далеких планет во все последующие годы», - говорится в поздравлении.

     В.А.Поповкин  пожелал ветеранам и работникам космодрома Байконур большого личного счастья, крепкого здоровья, благополучия и успехов в нелёгком, но благородном труде.

     В соответствии с решением администрации и общественного совета г.Байконур торжественные мероприятия 2 июня начнутся с открытия митинга у памятника С.П.Королеву.

     В это же день планируется открытие ряда городских объектов, а вечером на центральной площади города проведение большой концертной программы.

В мероприятиях примут участие жители города, ветераны космодрома, работники космической отрасли.

     *2 июня отмечается День образования космодрома Байконур.
     В этот день в 1955 году Генеральным штабом ВС СССР была утверждена организационно-штатная структура полигона (впоследствии космодрома). Местом постоянной дислокации был определен район станции Тюра-Там Западно-Казахстанской железной дороги.
     15 мая 1957 года с Байконура состоялся первый пуск МБР Р-7.  Менее чем через полгода - 4 октября выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
     12 апреля 1961 года боевой расчёт полигона совместно с представителями предприятий  промышленности подготовил и провёл запуск космического корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту. Полувековой юбилей этого знаменательного полета в 2011 году широко отмечался во всем мире. «Впервые в мире» - эти слова не раз звучали на всю планету, когда космодром Байконур проводил уникальные запуски и эксперименты.

Пресс-служба Роскосмоса 
http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19162

«Телком» - индонезийский сибиряк

Опубликовано 01.06.2012 пользователем tvroscosmos

На этой неделе на космодром «Байконур» прибыл индонезийский телекоммуникационный спутник «Телком-3».

Создали его на сибирской земле. Предприятие «Информационные космические системы» поистине месторождение спутников.

В Индонезии, которую называют «страной тысячи островов», с нетерпением ожидают, когда новый спутник начнет трудиться на орбите.


Космос Медвежьих озёр

Опубликовано 01.06.2012 пользователем tvroscosmos

Совсем рядом с Москвой, на территории комплекса «Медвежьи озера» размещены антенны самых разных типов.

Роднит их то, что все они разработаны и созданы в Особом конструкторском бюро МЭИ, которому на днях исполняется -- 65 лет.

С помощью этой аппаратуры ведется управление космическими аппаратами в ближнем и дальнем космосе.

Подпись автора

сила V правде!

0

69

О Кренкеле, космонавтах и кусаль-карточках
"Иркутский репортер", Иркутск,Юлия Сергеева

http://uploads.ru/i/i/l/d/ildnA.jpg

«Хочешь поговорить с радиолюбителями? Построй станцию, выучи морзянку и выходи в эфир», – пошутил мой коллега, когда узнал, что я хочу взять интервью у представителей этого странного братства. Конечно, понять, что такое радиолюбитель, ни разу не держа в руках телеграфный ключ, не прикасаясь к приёмнику, наверное, нельзя.
Но так хочется узнать, что же движет этими людьми, которые, имея под рукой сотовые и Интернет, преданы радио. Может, потому, что ни один сотовый не свяжет вас с Международной космической станцией?

«Ульяна, Константин, нулевой, Сергей, Анна, Константин»

«Метляеву Геннадию, участнику конкурса «Механические самоделки» – написано на книжке 1949 года. Семиклассник Гена Метляев в том году собрал свой первый радиоприёмник, за что и получил книжку из рук директора иркутского Дворца пионеров. Прошло более 60 лет, но Геннадий Метляев снова во Дворце пионеров. Теперь он учит детей радиоделу. Комнатка, в которую приходится забираться по винтовой лестнице, заставлена разными приборами, ящичками с деталями и всякими интересными штуками. Среди «богатств» Метляева – списанный чехословацкий телетайп, на котором он тут же напечатал для нас настоящую телеграмму. Рядом компьютер – для изучения телеграфной азбуки, кстати, её составил один из бывших учеников, теперь программист.

«Мы общаемся не на английском, не на китайском, не на японском – только при помощи международных радиокодов. – Геннадий Метляев прикасается рукой к учебному телеграфному радиоключу. Тот звонко отвечает. – Есть специфические запросы и ответы, позволяющие нам установить параметры связи, а есть и обычные фразы. К примеру, 88 – «любовь и поцелуй».

Во Дворце пионеров он с 1971 года по путёвке комсомола. Комсомола давно нет, а Геннадий Метляев три дня в неделю учит 45 мальчишек. «Все пацаны, ни одной девочки нет, – улыбается он. – Один мальчик с папой два года подряд ходит, из Первомайского ездят. А иногда ребёнок устаёт паять, я смотрю: бабушка сидит, пыхтит, паяет». Учит он детей самым азам: как собрать простейшие схемы, как передать сообщение, как закончить. Стоит самодельный сверлильный станочек – дырочки в платах делать, на стене – табличка радиокодов.

Сам он знает азбуку Морзе в совершенстве, выучил ещё в 1953 году, служа в армии на границе с Ираном: нёс боевые дежурства по охране государственной границы. На Иркутском телеграфе старший лейтенант запаса начинал монтёром, дошёл до начальника секретного цеха. Проработал до 70 лет, оттуда, кстати, машинами привозил во дворец детали, с ними сейчас с удовольствием возятся пацаны. В отдельной комнатке находится радиостанция Дворца пионеров. Всё как у взрослых, даже на официальной бумаге оформлено разрешение с 1994 года. Над входом в комнатку буквы – UK0SAK. Геннадий Иванович садится к учебному ключу и начинает выстукивать. Для меня это череда ничего не значащих звуков, для него – позывные родной станции, которая работала тут с 80-х. «Ульяна, Константин, нулевой, Сергей, Анна, Константин, – читает он мне.
– Это наш старый позывной, сейчас нам уже новый дали». «Ульяна» – это Советский Союз, ноль – это обозначение территории СССР от Иркутской области до Тихого океана, а далее – данные самой коллективной станции. Передатчик, кстати, с теплохода «Сибирь», который ходил по Ангаре.

«Ребята с «Сибири» переоборудовали свою станцию, я у них этот передатчик и выпросил, ему не меньше 30 лет, он работает исправно, – говорит Метляев. –  Да и станция была рабочей, но с крыши Дворца пионеров украли её антенну и кабель».
Несколько лет назад Метляев передал в музей связи Иркутского филиала ОАО «Ростелеком» около тысячи QSL-карточек (в 50-е годы в газетах можно было встретить трогательное «кусаль-карточка», такие радиолюбители присылают друг другу в подтверждение связи). «Да весь мир в этих карточках, вся планета», – говорит он.

http://uploads.ru/i/3/S/8/3S8Lv.jpg
В том числе – личная карточка легендарного Эрнста Кренкеля

Как Вера с Кренкелем связалась

«Счастливо и весело живём мы, дети советской страны! Радостно и звонко звучат напевы наших песен. Но мы знаем и помним, что находимся в капиталистическом окружении, и должны быть готовы ответить ударом на удар гнусных поджигателей войны! Я тоже готова в любую минуту встать на защиту моей любимой родины, я уже сдала нормы на значок «Юного Ворошиловского стрелка» – эти слова 15-летней Венеры Широгоровой были напечатаны в газете в 1939 году. На фото юная Венера с косичками сжимает винтовку.

«Венеры Леонидовны не стало пять лет назад. А в этом году нам передали уникальную коллекцию её документов, – рассказывает директор музея связи Иркутского филиала ОАО «Ростелеком» Виктория Чебыкина. – Принесли её радиолюбитель Михаил Макаров и сын Венеры Семёновой Владимир Рудь. Для Иркутска это очень редкий случай. Венера Семёнова была одним из лучших радиолюбителей в области, и это чудо, что столько интереснейших документов сохранилось».

«Мама родилась в Суздале Владимирской области, отец и мать её были священнослужителями, – рассказывает сын.– Семья не избежала репрессий, и мама очень не любила вспоминать об этом времени. Правду она рассказала мне через много-много лет, в середине 70-х, после того как у меня родился первый сын. Оказалось, фамилия Широгоровы распространена в суздальских монастырях».

В ноябре 1943-го старшина 3-го отдельного полка связи резерва ВВС Красной Армии Широгорова получила удостоверение телеграфиста первого класса. Война для старшего радиотелеграфиста длилась с мая 1943 года по июнь 1945-го. Память о войне – медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», орден Отечественной войны II степени и юбилейные медали. Сержант запаса Венера Семёнова (эту фамилию она взяла в 1947-м после замужества) жила и в Москве, и в Улан-Удэ, и в Заларинском районе. Будучи в 1946-м в Москве, познакомилась с неформальной группой творческой молодёжи, в круг которой входил и Булат Окуджава. В семье существует легенда, что Булат Шалвович даже признавался красавице Венере Широгоровой в любви. Однако в 1947-м она отправилась в Сибирь, Бурятию, куда, по семейным рассказам, когда-то сослали её деда. Работала на паровозовагонном заводе фрезеровщицей, потом радиооператором 1 разряда, а потом и помощником мастера подсечки в Заларинском химлесхозе «Иркутхимлеса». В начале 60-х оказалась в Иркутске, став радистом, а потом – радиооператором первого класса контрольной станции службы связи Иркутского объединённого авиационного подразделения ВСТУ ГВФ.

«Рабочая станция находилась за городом, там мы и жили в посёлке городского типа с начала 60-х, – вспоминает сын. – Здесь мама и познакомилась с радиолюбителями. Они помогли ей собрать свою коротковолновую станцию, в 1964-м она была поставлена на госрегистрацию. Станция была огромной, это не сегодняшние портативные приборы. Такую аппаратуру с трудом поднимали вдвоём взрослые мужики». Из радиоэфира семья и услышала о запуске первого спутника в 1957-м. Радиолюбители в посёлках часто были первыми, кто рассказывал об этом событии людям, «Восточка», к примеру, написала о спутнике через четыре дня после запуска, когда весь радиомир два дня слушал его позывные.

«А в 1961-м как раз во время работы мамы в эфире передали сообщение о полёте Гагарина», – говорит сын. В 1964 году Венера Семёнова получила билет ДОСААФ с первым спортивным разрядом по приёму и передаче на коротких волнах. В 1965-м завоевала третье место во II Всесоюзных соревнованиях женщин-коротковолновиков. Одна из лучших радистов носила нагрудный почётный знак к 40-летию ДОСААФ СССР.

http://uploads.ru/i/f/p/J/fpJGr.jpg

«Мама часто работала по ночам: связи-то проводились с другим полушарием Земли. Мы со старшей сестрой так и засыпали под стук её ключа», – рассказывает сын. Среди её QSL-карточек есть одна с позывным RAEM. Это позывной легендарного Эрнста Кренкеля, радиста «Челюскина». Венере Семёновой удалось связаться с ним в сентябре 1964 года. «В начале 60-х мама познакомилась в эфире с американским радиолюбителем, отправляла ему и карточки, и письма, и фото. А тут приходит письмо, что фото мамы видели в американском журнале «QST», да не просто фото, а рассказ на английском о радистке Вере из Сибири».

Под портретом Венеры Семёновой в журнале была подпись: «Наибольшее число дальних связей было признано за именем Vera YL, которая работает как UA0KSS в Иркутске, Сибири». «Радио в семье было главным, – вспоминает сын. – Мы даже вместо «До свидания!» говорили «Семьдесят три!» На международном радиокоде это означает наилучшие пожелания». Венера Семёнова очень хорошо рисовала, работала художником в кинотеатре, на ТЭЦ-2. Где-то в конце 60-х она перестала заниматься радиосвязью, отдала станцию друзьям по ДОСААФ. А в конце 70-х переехала к дочери в Новосибирск. Там и случился инсульт, приковавший её к постели.

«В эфире её все звали Вера, а в паспорте – Венера», – вспоминает сын. «Она связывалась со всеми шестью континентами Земли! – Виктория Чебыкина перебирает яркие карточки. – К нам поступило более 300 карточек, отражающих целую эпоху. А какие трогательные письма писали Венере!» «My dear friend Vera!» – так начинаются письма начала 60-х с пометой USA. «Несколько дней назад я получил вашу QSL-карточку и ваш прекрасный портрет», – пишет американец.  «Бывало, встаёшь утром, а она почти всю ночь не спала, радостная, весёлая, подбегает, рассказывает: «Ты не представляешь, с кем я общалась сегодня ночью… Ты знаешь, как это здорово – ты на одном краю Земли, а он – совсем-совсем на другом!» – говорит сын. – Мама очень любила свой мир в радиоэфире». 

«Живые голоса космонавтов»

Сергею Креню 25 лет, и он уже трижды связывался с Международной космической станцией. Коллективная радиостанция ИрГТУ, которой он руководит, провела с 2008 года около трёх тысяч связей и оказалась первой в Иркутской области, кто вышел на связь с космонавтами в 21 веке. До этого только в 80-х иркутские радиолюбители беседовали со станцией «Мир».

«Это в России радиолюбительство – занятие в основном старшего поколения. В Японии или Америке больше молодых, – говорит Сергей. – В нашей стране около 38 тысяч радиолюбителей, в США – миллион, в Японии – 1,3 миллиона, а на Ямайке – всего около 80. Новые технологии, применяемые в радиосвязи, сейчас дают уникальные возможности. На коротковолновом диапазоне работают азбукой Морзе, с помощью голосовой телефонии, сейчас ещё очень популярны цифровые виды модуляции».

Сейчас этим хобби увлекается всё больше молодых людей. Есть даже такое понятие – «вип-радиолюбитель». Свой позывной, к примеру, имеет Билл Клинтон. Позывные есть у многих монархов, министров, политиков. Например, у султана Омана, короля Таиланда, вдовы Элвиса Пресли Присциллы Пресли. Связаться с таким радиолюбителем – это редкая удача. «В радиолюбительство, как в любой спорт, требуются вложения», – уверен Сергей Крень. В Иркутской области зарегистрировано около 300 радиолюбителей, из них «станцию мечты» тысяч за 500 себе могут позволить единицы. Обычно для того, чтобы связываться со всем миром, начинающему радиолюбителю достаточно уже 15 тысяч.

Сергей Крень, закончивший физико-технический институт ИрГТУ по специальности «радиотехника», имеет второй радиолюбительский разряд. Радио для магистранта ИрГТУ и хобби, и учёба, и работа, связанная с системами радиосвязи и навигации. «Я давно занимаюсь электроникой, – говорит он. – Втянулся и в радиолюбительство. Будучи студентом, предложил возродить «коллективку» при ИрГТУ, существовавшую в 70-х. Преподаватели кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем и руководство ИрГТУ поддержали эту идею. В 2008 году наша станция заработала. Работать в эфире намного интереснее, чем поставить себе безлимитный Интернет и сутками резаться в игры».

Недавно радиостанция получила новую аппаратуру. «Для связи с космонавтами теперь будем применять автоматизированное поворотное устройство антенн, – говорит Сергей Крень. – Раньше мы делали так: по программе отслеживали полёт МКС и поворачивали антенну вручную все 11 минут, когда станция летела над нашей территорией. Теперь всё работает автоматически. 19 июля на международном машиностроительном форуме «Инженеры будущего» в Большом Голоустном снова проведём сеанс радиосвязи с космонавтами. Это будет уже четвёртая радиосвязь с МКС».

Многие космонавты – сами радиолюбители, рассказывает Сергей Крень. Свои позывные, к примеру, у Мусы Манарова, Владимира Титова, Александра Волкова. «Мы связывались с нашим земляком космонавтом Дмитрием Кондратьевым, – рассказывает Сергей Крень. – Десять минут, пока МКС проходила над нашей территорией, общались голосом, как мы с вами сейчас говорим». «Кухня» связи с космосом с 80-х годов усложнилась. «Раньше было как? Грубо говоря, вышел на балкон в нужное время, когда «звёздочка» пролетает над нами, станцию нажал – ответили, –  рассказывает Сергей Крень. – Сейчас на МКС большое количество оборудования, на которое нельзя воздействовать побочным излучением, график космонавтов расписан по минутам, с любителями они выходят на связь раз-два за несколько месяцев». Коллективные станции пишут специальный запрос в Центр управления полётами (ЦУП). Если ЦУП разрешил, радиосвязь включается в график космонавтов. За три проведённые связи иркутские радиолюбители успели задать космонавтам около 30 вопросов. «В третий раз с космонавтами говорили участники форума «Инженеры будущего», – вспоминает Сергей. – Когда сообщили, что будет связь с МКС, столько людей сбежалось… Понимаете, это надо почувствовать: сквозь шум, помехи – живые голоса космонавтов!»

– В начале июня мы планируем отправиться в радиоэкспедицию на пик Черского, – делится планами Сергей Крень. – Хочется поработать с необычных мест Байкала со спецпозывным. Планов очень много, нам хочется и радиостанцию мощнее, чтобы более качественно работать в цифровой связи, антенны с хорошим усилением. Необходимы энтузиасты и финансирование. Хотя руководство ИрГТУ нам хорошо помогает. Очередная стоящая перед нами задача – провести связь с отражением от Луны и поработать через искусственные спутники.

«Попов воскрес!» – этот клич знает любой современный студент-радиотехник. Шёл ли «Челюскин», летела ли ракета с первым спутником, строилась ли Иркутская ГЭС – всегда рядом был скромный человек в наушниках. Только постороннему человеку история кажется уже написанной. Но на самом деле она пишется прямо сейчас в эфире. С борта МКС до Антарктиды и маленького города Иркутска. Попов-то воскрес!
   

http://www.vsp.ru/social/2012/06/02/522330

0

70

Четвертый иркутянин побывал в космосе
"Областная газета", Иркутск,Равиля Фаттахова

Главное, чтоб они всегда возвращались

http://uploads.ru/i/f/d/H/fdHuN.jpg

14 ноября  прошлого года в 08 часов 14 минут 03 секунды по московскому времени  состоялся пуск ракетно-космического комплекса «Союз-ФГ»-«Союз ТМА-22» в рамках 29/30 экспедиции на МКС.

В основной состав экипажа входил бортинженер Анатолий Иванишин, который родился и вырос в Иркутске.  За сутки до полета корреспонденту «Областной» удалось связаться с космонавтом перед стартом. Тогда Анатолий Иванишин рассказал о предстоящем полете и задачах, которые предстоит выполнить. Экспедиция длилась   165 суток. После ее завершения экипаж почти месяц проходил реабилитацию, после чего космонавтам разрешили общение с журналистами. Корреспонденту «Областной» вновь удалось связаться с Анатолием Иванишиным. По телефону он рассказал о своем первом полете в космос.

Удачный старт

-  Анатолий Алексеевич, как ваше самочувствие?
- Спасибо, хорошее. Я уже много дней провел на Земле и чувствую себя намного лучше, чем по прибытию. Первые дни я с трудом ходил самостоятельно, но на второй-третий день это уже удавалось сделать. Временами, конечно, врезался в какие-нибудь стены и косяки  на поворотах. Такое  состояние бывает у всех космонавтов. Проведя долгое время в космосе,  они потом с трудом ходят самостоятельно. Но сейчас я хожу уже нормально.

- Скажите, каким  было ваше первое желание, когда вы приземлились?
- Первое желание? Вы знаете, я не думал о желаниях, просто был рад тому, что вернулся.

- Давайте вернемся в ноябрь прошлого года, когда мы беседовали с вами за сутки до вашего старта. У космонавтов есть традиция: оставлять автограф на двери номера гостиницы, где ночевали перед стартом. Оставляли ли вы свой автограф? Кто, кроме вас,  еще расписался на двери того номера, где вы жили?
- Да, действительно, существует такая традиция. Я расписался на двери номера, в котором не только ночевал перед стартом, но и провел предшествующие этому две недели. Во время предполетных тренировок на Байконуре  наш экипаж жил в гостинице «Космонавт» на третьем этаже. Там есть специальный такой блок, куда имеет доступ врач экипажа и еще очень ограниченный круг лиц. В этом блоке  поддерживаются условия карантина. Много людей – родственников, аккредитованных журналистов - туда пускают лишь в тот момент, когда экипаж выходит из номеров, чтобы отправится на старт. Вы знаете, там на этой двери  очень много  автографов, поэтому  не вспомню, кто именно там расписывался. Я с трудом нашел место в углу двери, чтобы поставить свою закорючку.

- В предстартовом интервью  вы рассказывали мне, что перед полетом не испытываете никаких ощущений. А были  ли они  во время самого старта? Я видела он-лайн трансляцию пуска ракетно-космического комплекса «Союз-ФГ»-«Союз ТМА-22».  Вы, кажется, улыбались…
- Дело в том, что согласно процедуре запуска мы садимся в корабль за несколько часов до старта. Все это время на борту происходит проверка  всех систем, частично в этом участвует экипаж. Поэтому эти несколько часов мы должны находиться на своем рабочем месте. Физически это не очень удобно, поэтому  у меня было большое желание, чтобы мы скорее уже поехали. И когда это наконец-то произошло, стало намного легче.

Первые дни на орбите

- Сколько времени вы адаптировались, прибыв на МКС?
- С адаптацией на станции больших проблем не возникло. Мы довольно быстро разобрались, что нужно делать, потому что понимали, куда летим. Нам  нужно было только освоиться с особенностями расположения  каких-то материалов, оборудования. Потому что это их размещение на станции отличается от того, что было на тренажерах.

- Как долго пришлось привыкать к невесомости? Невесомость в космосе отличается от той, которую вам создавали на самолетных тренировках?
- Реальная невесомость мало чем отличается от той, которую мы испытываем на тренировках. Во время полетов для нас создавалась обычная невесомость. На тренировках нас испытывали в невесомости в разных режимах, каждый длился 20 секунд. В общей сложности получалось три минуты. Это не так много. В невесомости в космосе мы пребывали непрерывно почти полгода.  Поэтому реальная и тренировочная невесомость отличаются не качеством, а количеством.

- Я знаю, что  на пересменку с другим экипажем вам было дано совсем немного времени. Что  необходимо  было сделать в первую очередь, когда вы прилетели на МКС?
- Да, действительно у нас была очень короткая пересменка. В рекордно короткие сроки нам нужно было перенять тот опыт, который реализовал Сергей (Сергей Волков - командир ТПК «Союз ТМА-02М»),  разобраться, что и где находиться, понять отличия МКС от  тех тренажеров, на которых мы занимались. За это  время  также нужно было  выполнить ряд научных экспериментов, потому что они были запланированы  так, чтобы их результаты можно было отправить  с кораблем Сергея. Вот этим мы и  занимались в первые несколько дней пребывания на космосе.

- Когда вы находились последние две недели перед стартом на Байконуре, для вас были организованы видеоконференции с экипажем Сергея Волкова, который вы должны были сменить. Такая связь вам помогла?
- Обмен опытом происходит, и  это обычная практика. Экипажи, которые собираются лететь, обязательно общаются  с экипажем, находящимся  на станции. Во время моих поездок на Байконур в качестве члена дублирующего экипажа я принимал участие в подобных конференциях, которые проходили по телефону.  Когда я был уже в составе основного экипажа, конференции были организованы с участием видеоканала.  Мы могли не просто услышать  ответы на свои вопросы, но и наглядно увидеть их. Видимо, такая форма общения была сделана из-за короткой пересменки. Я считаю, благодаря видеоконференциям  мы узнали многое.

Космический быт

- Наверно, этот вопрос вам задают многие, но я все же спрошу. Что едят космонавты на МКС?  Я видела консервные баночки для МКС. И правда ли, что часть еды до сих пор в тюбиках?
- Отчасти это правда. Некоторые российские продукты действительно упакованы в тюбики. Но мне на память приходят только мед еще  какая-то приправа, кажется, яблочно-клюквенная.  Но доля еды  в  тюбиках едва составляет один процент в общем рационе питания для российских космонавтов. Вообще, на   МКС есть российские, американские, японские и европейские продукты. Большая часть российских продуктов упакована  в консервные банки двух размеров. Есть сублимированные продукты, которые разводятся водой. Такие упакованы в пакеты.

- Меню для космонавтов составляется заранее, еще на Земле? Учитываются ли вкусовые предпочтения космонавтов при составлении рациона?
- Перед полетом мы проходим апробацию рационов питания всех космических агентств, которые доставляют  продукцию на станцию.  И частично мы можем влиять на выбор продуктов питания. Существуют  так называемые  дополнительные контейнеры, или бонус-контейнеры.  Они наполняются, исходя из наших заказов и предпочтений в еде. Однако большая часть продуктов, которые поставляются для российских космонавтов, это стандартный 16-суточный рацион питания. Изменить в нем  что-то мы не можем.

- Присылают ли вам в посылках обычную еду, гостинцы от родственников?
- Да, такое бывает.

- Врачи, да и сами космонавты, побывавшие в космосе,  утверждают: то, что нравится космонавтам на Земле, обязательно не будет нравиться в космосе. И наоборот. С вами такое было?
-  Я слышал такое утверждение. Из своего опыта пребывания в космосе могу сказать, что у меня было только одно изменение моих вкусовых предпочтений. Я практически не пью кофе на Земле. Но в космосе у меня возникало большое желание пить много кофе, причем  больше  мне нравился российский кофе. Больше никаких изменений я не заметил.

- Чего вам больше всего не хватало в бытовом плане?
- Больше всего не хватало душа. Душ на станции заменяют влажные полотенца. Использование их, конечно, не очень удобно и занимает много времени.  Но это лучшее, что было доступно на МКС в качестве душа.

- Что вам показалось самым сложным во время экспедиции?
- Наверное,  разлука с семьей. Хотя у нас была возможность общаться с родственниками каждый день. Технически мы можем звонить в любую точку планеты, покрытие спутников составляет 70%. Через сотрудников Центра управления полетами  мы можем заказывать видеоконференции. Эту возможность мы также использовали во время экспедиции.

- Звонки из МКС ограничены по времени? Или вы можете разговаривать сколько угодно?
-  Можно разговаривать сколько угодно. Правда, бывают перерывы связи. Но если есть спутниковое покрытие и если космонавт свободен, то можно и поговорить.

- Скажите, а на МКС вы уставали быстрее по сравнению с Землей? Или наоборот?
- Я бы не сказал, что усталость на МКС  отличается  от той, что мы испытываем на Земле. В то же время я, да и многие космонавты, замечали, что в космосе требуется меньше времени для того, чтобы выспаться.  Хотя космонавтам отводится достаточно времени для отдыха. Я частенько использовал время, отведенное для отдыха и сна, для других более интересных дел. И отдыхал меньше, чем это планировалось. Пяти  часов сна в космосе мне было вполне достаточно. Хотя на Земле мне требуется больше времени, чтобы выспаться.

- На МКС бывают выходные?
-  Да, выходные  у нас были запланированы. Когда  мы находились на станции втроем (два российских члена экипажа – Анатолий Иванишин, Антон Шкаплеров и астронавт Дэниел  Бёрбэнк ), выходные больше были заняты. В субботу всегда выполняется уборка станции, это занимает определенное время. Когда прибыл следующий экипаж, каждый из нас стал меньше времени тратить на уборку станции. Также в рабочие и выходные дни были задачи, которые  экипаж мог выполнять по своему желанию. И мы старались эти задачи выполнять, потому что заказчикам нужны результаты. Когда мы готовились к  полету, мы настраивались на работу. Поэтому все выходные мы посвящали работе. Это был выбор нашего экипажа,  и никто на это не жаловался. Отдыхать будем здесь, на Земле.

- Анатолий Алексеевич, вы верующий человек? На МКС православные праздники отмечаются?
- Я крещеный, но не глубоко верующий. На российском сегменте висит очень много православных икон, даже  есть фотографии церкви, которая стоит в Звездном городке. За время полета мы дважды беседовали с патриархом Кириллом. Нам было приятно с ним поговорить.

Планомерная работа

- Насколько ваши ожидания от  того, что ждет вас на станции, совпали с реальностью?
- Вполне совпали. Может быть, мы несколько больше работали тогда, когда многие  операции выполняли  в первый раз. Для этого  требовалось больше времени. Потом освоились и стали справляться со всем гораздо быстрее.

- Сколько экспериментов вы провели на МКС? Можете рассказать о некоторых из них?
-Я не готов сейчас посчитать, сколько всего экспериментов мы провели.  Но мы действительно много времени  занимались экспериментами в различных областях современного естествознания. Например, эксперимент по зондированию Земли «Ураган» проводился  с использованием спектральной системы. Это прибор, в который объединены фотоаппарат и спектрометр. В то время как спектрометр непрерывно   фиксирует сектор поверхности, фотоаппарат делает определенное  количество снимков в секунду. Два этих канала объединяются, что удобно для выполнения анализа специалистами в дальнейшем.  Объектами эксперимента были  ледники, в частности, ледники Патагонии, действующие вулканы. Во время нашего полета мы наблюдали многие действующие вулканы:  вулкан Этна на острове  Сицилия в Италии, Попокатепетль в Мексике. Специалисты были очень  рады в частности получить спектры  извержений.

- В предстартовой беседе вы рассказывали о предстоящем эксперименте медико-биологического характера «Иммуно». Для того, чтобы его выполнить, вы должны были брать кровь из вены у своего коллеги. Как вы справились с этой задачей? 
- Вы знаете, к нашему удивлению, никто не пострадал. Профессиональных медиков среди нас нет. Перед полетом нас учили и  сертифицировали. Конечно, немного сомневались, что эксперимент пройдет успешно. Но все получилось. Обошлось без жертв.

- Проводились ли совместные эксперименты с американским астронавтом?
- К сожалению, сейчас российские космонавты выполняют российскую научную программу, американские, европейские и японские – задействованы по программе на американском сегменте.

- Во время 29/30 экспедиции  на МКС на сайте Роскосмоса регулярно публиковались ваши снимки. Вы увлекаетесь фотографией?
- Вы знаете, абсолютно не увлекался. Но когда  ты видишь Землю из космоса, не можешь остаться равнодушным. Волей-неволей приходишь к пониманию - это надо снимать. И если ты не сделаешь фотографии, то никто потом не поверит, что ты это видел своими глазами.

- В нашей предстартовой беседе мы просили вас сфотографировать Байкал и Иркутск для строящегося Иркутского планетария. Вы сделали такие снимки, и они были выставлены на сайте Роскосмоса. Можно ли надеяться получить от вас полноразмерные оригинальные снимки с высоким разрешением?
- Я думаю, что да. Все диски, которые мы привозим, принадлежат  «Энергии» (ракетно-космическая корпорация  «Энергия» имени С. П. Королева) и находятся там. Существует возможность получить эти диски.

- Руководитель Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев в одном из интервью рассказывал, что на МКС есть неплохая библиотека. Было ли у вас время почитать книги оттуда? 
- Вы знаете, собираясь на МКС, я планировал там что-нибудь прочитать.  Даже нашел какую-то английскую книжку, но у меня абсолютно не было времени даже на то, чтобы открыть ее.

- А в библиотеке МКС кроме бумажных книг есть электронные?
- Я там видел обычные книги. Но их не так много. Не слышал, чтобы там были электронные книги.  Хотя при желании мы могли заказать их. По запросу  экипажа нам передавали и видеопередачи, и новые фильмы. Мы даже смотрели некоторые фильмы, которые еще не вышли в широкий прокат.

- Анатолий Алексеевич, вы успешно добились цели, к которой шли долго и упорно. Побывали в космосе, выполнили ряд экспериментов. Не пожалели о выборе профессии
- Не пожалел. У меня интересная профессия, которая  позволяет путешествовать по миру, встречаться с интересными людьми, проходить подготовку в различных космических агентствах и в итоге увидеть Землю со стороны своими  глазами. Это того стоит.

СПРАВКА: 

Анатолий Иванишин стал уже четвертым уроженцем Иркутской области, полетевшим в космос. Иркутяне были представлены в отряде космонавтов с самого первого - "гагаринского" - набора Борисом Волыновым, затем на станции "Мир" работал   Александр Полещук, а в мае прошлого  года закончилась космическая вахта на МКС Дмитрия Кондратьева.

Иванишин   Анатолий   Алексеевич, бортинженер ТПК «Союз-ТМА», бортинженер МКС-29/30, космонавт-испытатель ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», подполковник ВС  РФ. Родился 15 января 1969 года  в Иркутске.
В 1986 году окончил иркутскую среднюю школу № 11  и поступил в Иркутский политехнический институт. В 1987 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1991 году с присвоением квалификации «летчик-инженер». Освоил самолёты Л-39, МиГ-29, Су-27. Имеет общий налёт более 500 часов.  Военный лётчик 3 класса. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Имеет квалификацию «офицер-водолаз».
В 2003 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и получил квалификацию «информатик-экономист».
С июня 2003 по июль 2005 годов  прошел курс общекосмической подготовки.  В июле 2005 года на заседании Межведомственной комиссии ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 2005 по июль 2009 годов  проходил подготовку в составе группы специализации по программе МКС.
С декабря 2010 г. готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве бортинженера ТПК «Союз-ТМА», бортинженера МКС-27/28.
С апреля 2011 года готовился к космическому полёту в составе экипажа МКС-29/30 в качестве бортинженера ТПК «Союз-ТМА», бортинженера МКС-29/30.

Редакция и автор выражают благодарность за помощь в организации интервью пресс-службе ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный «Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» и лично Анне Степановой и Анне Токаревой.

http://ogirk.ru/news/2012-06-01/21631.html

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ЭпохА - Наука » Вокруг Света - Земли, Космонавтика