ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ВС России » ВПК России


ВПК России

Сообщений 21 страница 30 из 171

21

Д.Рогозин: Россия больше не будет закупать военную технику за рубежом

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, пообещал, что Россия больше не будет производить серийные закупки военной техники за рубежом. "Будут закупки технологий для локализации производства на территории России, а контрактов, аналогичных сделке по Mistral, больше не будет", - заявил он в пятничном интервью газете "Коммерсантъ".

Замглавы правительства опроверг информацию о том, что Россия остается на лидирующих позициях международного рынка вооружений лишь благодаря советским разработкам.

По его словам, "уже есть и запущены в серийное производство новые системы оружия, которые будут иметь огромный экспортный потенциал". Д.Рогозин отметил, что визитная карточка российского оружия – "гармоничное сочетание цены и качества".

"Наше оружие хотя и подвергается злонамеренной пропаганде со стороны конкурентов, тем не менее с удовольствием покупается. Но обольщаться нельзя. Если будем продавать то, что является продуктом технологического задела 80-х гг., то рано или поздно он себя исчерпает", - добавил вице-премьер. Он также рассказал о перспективах создания совместного предприятия (СП) по производству оружия с иностранными партнерами. По замыслу Д.Рогозина, партнеры должны быть двух типов.

Первый тип – страны, благодаря сотрудничеству с которыми РФ сможет совершенствовать собственное производство. Второй тип – государства, которые сами желают освоить российские технологии. При этом во втором случае СП может создаваться и ради совместного выхода на рынки третьих стран. "Скажем, с Индией мы имеем прекрасную разработку ракеты BrahMos, работаем по самолету ПАК ФА. Индия в силу своей географии и других исторических причин никогда не станет нашим противником. Нам не нужно опасаться глубокого технологического партнерства с этой страной", - привел пример Д.Рогозин.

В настоящее время в наиболее сложной ситуации, по словам замглавы правительства, находятся российские производители боеприпасов и стрелкового оружия. Д.Рогозин отметил, что "если они и выживали, то только за счет продаж за рубеж".
Выяснилось, что их подвели советские боеприпасы - патроны, снаряды и порох, которые копились в арсеналах Минобороны. Теперь министерство не может тратить деньги на закупку новых боеприпасов просто потому, что их негде складировать.

Тем не менее к концу 2012г. в Туле начнется строительство нового патронного завода, "оборудованного по последнему слову техники".

Вице-премьер объяснил, что новый завод сейчас построить проще, чем модернизировать старый советский, поскольку новое оборудование намного компактнее и производительнее. Цеха, которые были возведены в СССР, уже не востребованы. "Там, если поднять глаза, потолка не увидишь. В таких цехах лучше авианосцы строить, а не автоматы собирать: их ни обогреть, ни осветить, ни заполнить даже производством. Сколько бы вы заказов ни давали такому заводу, он всегда будет убыточным", - считает Д.Рогозин. Он уверен, что "советские гиганты" лучше перепрофилировать на что-то "более соответствующее их объемам".

20 апреля 2012 г.  http://top.rbc.ru/society/20/04/2012/647281.shtml

Объединенная двигателестроительная корпорация выпустила в 2011 году 650 двигателей

Объединенная двигателестроительная корпорация выпустила в прошлом году около 420 самолетных двигателей, заявил в первый день работы салона "Двигатели-2012" генеральный конструктор корпорации Александр Ивах.

По его словам, большая часть производства пришлась на двигатели семейства АЛ-31Ф для истребителей семейства Су-27/30, но также ОДК собрала порядка 70 двигателей РД33 для боевых самолетов МиГ-29.

Кроме того, выпускались силовые установки АИ-222-25 для учебно-боевых Як-130 и ПС-90А2 для гражданских самолетов.

Предприятиями ОДК в прошлом году было выпущено также 230 вертолетных двигателей и 60 наземных газотурбинных установок.

Как рассказал Ивах, в этом году ОДК планирует выпустить около 500 самолетных двигателей. Он объяснил, что рост производства связан с экспортными заказами на двигатели Д-30КП2.

http://www.mashportal.ru/company_news-23850.aspx

Подпись автора

сила V правде!

0

22

Направления модернизации российского ВПК

Пожалуй, что ни к одному из действующих министров российского Правительства не приковано столь большое внимание как к Дмитрию Рогозину. Связано такое положение вещей с тем, что Дмитрий Рогозин, в сравнении со многими другими федеральными министрами, человек во власти относительно новый, и на него в России возлагаются большие надежды.

Безусловно, не обходится и без того, что Рогозина подвергают значительной критике. Хотя, по большому счету, критику такую можно плодить сколько угодно, но нельзя отрицать того, что за несколько месяцев решить такой острый вопрос как сфера модернизации российской армии и формирование вектора развития отечественного ВПК, как говорил один небезызвестный исторический деятель, архиважно и архисложно.

Гребля против течения – именно такая аналогия приходит в голову, когда речь заходит о работе Дмитрия Рогозина на вице-премьерском посту.

Однако не будем углубляться в хитросплетения и правительственные интриги, а рассмотрим вопрос о том, какие же задачи перед отраслью, а значит, и непосредственно перед собой ставит сам Рогозин.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-04/thumbs/1335151028_ee7d9027.jpg

В недавнем интервью изданию «Коммерсант» вице-премьер заявил, что стратегия развития военно-технической отрасли будет складываться из двух главных направлений: развития собственных производственных потенциалов и создания совместных предприятий по производству военной техники, которые будут вести работу в плане использования зарубежных технологий, а не просто в режиме отверточной сборки.

Обмолвился Дмитрий Рогозин еще и о том, что массовых закупок иностранной военной техники Российская Федерация производить не будет. Это означает, что такой солидный проект, связанный с закупкой военной техники иностранного производства, как «Mistral», может стать фактически как первым, так и последним.

В связи с этим нужно наращивать свою собственную производственную мощь. Однако здесь на пути реализации такого рода проекта возникает достаточно серьезное препятствие. Его озвучил и сам Рогозин. Часто бывает проще возвести новый завод по производству той или иной техники военного назначения, чем проводить так называемую модернизацию старого оборудования в требующих ремонта производственных цехах.

А ведь именно такое положение вещей у многих в России и вызывает самые острые вопросы.

Люди в большинстве своем, как это ни печально, уже разучились доверять власти, поэтому инициатива постройки новых производственных площадей и оснащения их новым оборудованием вызывает ряд нареканий. Эти нарекания связаны с подозрения в неких коррупционных составляющих процесса реформирования армии и модернизации ВПК. Мол, зачем строить, когда можно старое подлатать…

Однако не стоит думать, что буквально на каждом шагу любую инициативу Рогозина поджидает коррупция и бюрократическое болото. В противном случае можно записываться в число штатных паникеров, которые априори любую миссию будут подводить под разряд невыполнимых.

То, о чем говорит Рогозин – достаточно перспективно и реально. Возведение новых промышленных предприятий на выделяемые из госбюджета деньги может как локомотив потащить за собой не только сферу ВПК, но всю российскую промышленность, а значит, и экономику.

Ведь нельзя забывать и о том, что в нашей стране работает программа по созданию в течение ближайших лет нескольких миллионов дополнительных рабочих мест. Концепция по постройке новых заводов как нельзя лучше укладывается в общую систему по насыщению трудового сектора новыми рабочими местами.

Если говорить о совместных российско-иностранных предприятиях, то здесь тоже есть свой плюс. Помимо очевидных плюсов, связанных с ростом двухстороннего товарооборота, создание СП сулит еще и обмен передовым опытом.

И здесь также не нужно думать, что Россия попадет в некую зависимость от зарубежных партнеров.
Нужно просто обеспечить функционирование этих совместных предприятий надежной правовой базой, которая будет регламентировать обмен технологиями и совместное финансирование проектов.

Безусловно, создать сбалансированное правовое поле такой деятельности порой бывает куда сложнее, чем проводить непосредственное партнерство, однако именно правовая среда должна будет обеспечить соблюдение всеми сторонами как финансовых обязательств, так и авторских прав. Здесь нужно обратить внимание и на то, что Россия уже участвует во многих совместных проектах: к примеру, создание российско-индийской ракеты «БраМос».

Эта противокорабельная ракета создается в интеграции потенциалов российского «ВПК «НПО машиностроения» и индийского DRDO на базе российского «Яхонта».
Проект по созданию и поставкам двух сотен ракет «БраМос» в Индию в финансовом плане составил около 4 миллиардов долларов.
Можно себе представить, какие финансовые потенциалы можно раскрыть, если таких совместных предприятий будет на порядок больше, чем их существует сейчас.

По итогам 2011 года Россия вышла на 6 место в мире, обогнав, кстати, Германию, по объемам расходов на оборону.

Это говорит о том, что перспективы сотрудничества с другими странами, заинтересованными в модернизации собственных армий, у России не просто есть, а таких перспектив очень много. Если финансовыми возможностями, которые позволяет освоить государственный бюджет, воспользоваться сегодня, то можно говорить о том, что завтра Россию может ждать не только модернизация ВПК, но и существенный прогресс для всей экономики.

http://topwar.ru/13713-napravleniya-mod … o-vpk.html

*****************

Дмитрий Рогозин находится с визитом на Среднем Урале

http://www.youtube.com/watch?v=2bUHUOwc … detailpage

0

23

Опровержение посещением

Повышенный спрос в России и за рубежом на комплексы ПВО стимулирует развитие производственных мощностей

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1hZ2VzLm5nLnJ1L2ZpbGVzL2dhbGxlcmllcy8yMDYwLzI2NjUxLWxhcmdlLmpwZz9fX2lkPTE2OTkx.jpg
Сборочный цех завода "Арсенал". (Фото: Виктор Литовкин)

Руководство ОАО «Московский машиностроительный завод «Авангард» провело пресс-тур для корреспондентов федеральных СМИ. Журналисты получили возможность лично ознакомиться с производственно-технологическим процессом ведущего предприятия, входящего в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и выпускающего зенитные ракеты для ЗРС ПВО большой и средней дальности. В ходе осмотра цехов предприятия основным экскурсоводом для журналистов был генеральный директор ММЗ «Авангард» Геннадий Кожин.

ФИНАНСЫ ПОЮТ РАЗНЫЕ РОМАНСЫ

Начало века предприятие встретило в прямом и переносном смысле в руинах. Все это стало следствием так называемой перестройки и негативных событий 1990-х годов, которые привели к потере отраслевой системы управления. Завод, еще недавно считавшийся головным в производстве ракет для ЗРК С-75, С-125, простаивал без гособоронзаказа. Финансирование практически свелось к нулю, предприятие умирало и находилось фактически на грани банкротства.

Стабилизация и постепенное восстановление завода, сказал Геннадий Кожин, произошло с момента его вступления в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Он был создан в 2002 году в соответствии с принятыми решениями на высшем государственном уровне. В составе новой структуры были объединены 46 предприятий: заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, которые занимались разработкой и производством зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности действия, основных типов радиолокационных средств радиолокационной разведки и автоматизированных систем управления. С помощью концерна «Алмаз-Антей» выполнили санацию предприятия, ушли от банкротства, сумели защитить производственные мощности от натиска различных так называемых теневых правительств. Сегодня ситуация меняется кардинальным образом. Завод по объемам производства еще не вышел на тот уровень, который имел во времена Советского Союза, обеспечивая войска ПВО, но по мощностям производственных площадок подходит к нему.

Генеральный директор завода Геннадий Кожин посетовал, что в последнее время в СМИ появились материалы, в которых высказывают негативные суждения об эффективности работы предприятия и предрекают ему необратимый кризис. По его оценке, проблемы имеются, но они решаются и носят рабочий характер с положительной динамикой. Некоторые журналисты пошутили, что пресс-тур на закрытое ранее предприятие и вызван стремлением наглядно опровергнуть «негатив».

В рамках Федеральной целевой программы по реформированию оборонно-промышленного комплекса в 2011–2020 годах на техническое перевооружение ММЗ «Авангард» получит почти 2 млрд. руб.
Эти средства уже запланированы, и до 2015 года примерно 1 млрд. 200 млн. руб. пойдет на закупки оборудования, более 600 – на строительные работы по обновлению инфраструктуры завода, который занимается производством ракет для зенитных ракетных систем С-300 и С-400. Кожин отметил, завод в настоящее время тратит около 100–120 млн. руб. в год на модернизацию оборудования.
В последние два-три года на заводе усовершенствовали многие технологические процессы. Применяются новые материалы, проводится техническое перевооружение, модернизация, переоборудование и реконструкция производственных площадок. До этого по упомянутым выше причинам предприятие работало на станочном парке, сделанном в 1970-х годах прошлого века. Сейчас предприятие имеет рентабельность около 6%, и в будущем она увеличится за счет модернизации оборудования. За счет технического перевооружения планируется существенно увеличить производительность труда и рентабельность производства. Совместно с концерном решаются практически все вопросы, связанные с техническим перевооружением. На базе предприятия с привлечением МГТУ имени Баумана создан инновационный центр «Авангард».

Кардинально меняется ситуация и в области объемов производства. В прошлом году «Авангард» подписал с Министерством обороны России четырех- и пятилетние контракты. В ближайшие несколько лет ММЗ будет единственным поставщиком боеприпасов для зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Как пояснил гендиректор, «таким образом, мы загружены заказами минимум до 2015 года». У предприятия по сравнению с 2003 годом произошел общий рост поставок почти в 40 раз.

В рамках выполнения гособоронзаказа нынешнего года еще 2 февраля получены авансы, уже начато производство зенитных ракет для комплексов С-300 и С-400. Контрактами предусмотрено ежегодное увеличение объемов поставок последних модификаций ракет. В последнее время объем выпуска зенитных ракет, поставленных для нужд Вооруженных сил Министерства обороны России, превысил экспортные поставки.

ОШИБКИ ДОРОГОГО СТОЯТ

Производственная площадка, на которой выполняется сборка зенитных ракет выглядит вполне современно. Чувство комфорта вызывают так называемые зеркальные полы, чистота, постоянно поддерживаемая в зимних условиях средняя температура +23 градуса. Сотрудникам предприятия это чувство более всего вызывают ряды аккуратно разложенных транспортно-пусковых контейнеров и отсеков ракет в различной степени готовности. Они служат наглядной демонстрацией объема выполняемых работ на ближайшее время.
Журналистам по решению Кожина, кроме всего прочего, показали (без права фото- и видеосъемки) ряд моментов, считающимися ключевыми в процессе сборки ракеты, имеющей огромный потенциал, заложенный в самой ее конструкции.

В технологическом цикле создания ракеты самая трудоемкая часть – это ее начинка. Процесс к тому же весьма сложный и специфический. Километры электрожгутов, сотни различных узлов, мест крепления тех или иных элементов зенитной ракеты. Любая ошибка, неисправность в электрических цепях или микросхемах приведет к отказу, сбою в работоспособности ракеты. Военные очень жестко подходят к оценке качества работ, а когда ракета летит не туда, куда требовалось, выставляют нешуточные штрафы.
Поэтому на ММЗ действует жесткая система контроля качества продукции: входной контроль, проверки на каждом этапе и финальный контроль. Каждая такая проверка протоколируется и оформляется как юридический документ. «Также мы выставляем штрафные санкции смежникам, – продолжил генеральный директор. – Если изделие не проходит контроль, то я высылаю рекламационный акт и штрафные санкции».

После завершения сборки зенитные ракеты передаются на контрольно-испытательную станцию (КИС). Здесь проверяют правильность соединения всех электрических разъемов и узлов. После этого его закатывают в контейнер, и она проходит очередную проверку в КИС. На этот раз на герметичность. ТПК погружают в специальную ванну, наполненную водой. Появились на водной поверхности пузырьки, значит, брак. При успешном прохождении этого теста зенитная ракета больше не подлежит никаким проверкам. В войсках с ней могут выполняться только два цикла: подготовка к пуску или перестройка по литерам. Регламентные работы за все время хранения изделия, а это не меньше 10 лет, не выполняются.
Строительство двух заводов в Кирове и Нижнем Новгороде по выпуску ЗРК у гендиректора «Авангарда» не вызывает какой-либо обеспокоенности по поводу дальнейших перспектив и судьбы предприятия. Сегодня количество заказов уже таково, что руководство не исключает введения второй смены. С этого года запланирована работа с поставщиками на опережение для того, чтобы программу 2013 года начинать на «Авангарде» и предприятиях-смежниках уже во второй половине этого года. По некоторым проблемам, особенно по научно-техническим разработкам, уже сейчас создали задел на 2014–2015 годы.

В войсках весьма интенсивно идет процесс обучения. Проводится большее количество учебных стрельб. По оценке Геннадия Кожина, после 2015 года даже с учетом ввода в строй новых заводов Концерна «Алмаз-Антей» все производственные площади будут загружены по максимуму. К тому же ММЗ «Авангард» занимается выпуском ракет для государственных испытаний и опытных партий при создании новых комплексов или модернизации уже существующих.
«Мы – «головники», наша продукция всегда будет востребована», – считает глава ММЗ.

НАМ ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ

К отечественным системам С-300 и С-400 очень сильный интерес за рубежом. Одни планируют их купить, другие – узнать секретную информацию, а третьих привлекают конструктивные решения, относящиеся к разряду интеллектуальной собственности.
Гендиректор завода сообщил: проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности у предприятия возникали с Китаем и Израилем. Вместе с тем Кожин сомневается, что иностранным державам удастся скопировать российские комплексы С-300 и ракеты к ним. «У нас есть такие моменты, которые вообще в принципе воспроизвести будет очень сложно, и никакой Китай никогда не создаст подобие нашей ракеты», – сказал он. Кроме того, доступ иностранных представителей в сборочные цеха завода категорически запрещен.

Китайским конструкторам удалось создать свой собственный комплекс HQ-9, который является приблизительной копией российского С-300. «Этот аналог – он и есть китайский аналог, на трехсотку не похож», – подчеркнул руководитель предприятия.

КНР – один из основных потребителей российских вооружений и, в частности, средств ПВО. В 2010 году Концерн «Алмаз-Антей» выполнил контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит». Год спустя Федеральная служба безопасности обвинила гражданина Китая Тун Шэнъюна в попытке собрать за денежное вознаграждение данные «о технологической и ремонтной документации по зенитному ракетному комплексу С-300, содержащей государственную тайну». Предполагается, что обвиняемый действовал по заданию Министерства государственной безопасности Китая под прикрытием должности переводчика официальных делегаций.

Отечественные комплексы в целом имеют ряд преимуществ при сравнении с MIM-104 Patriot. Наши трехсотки и четырехсотки в течение пяти минут переводятся из походного положения в боевое, на американском для этого требуется полчаса. В условиях современной войны это существенный фактор, ведь мобильность системы – очень важный момент в обеспечении ее живучести.
Другие преимущества заключаются в том, что на российских комплексах обеспечен вертикальный старт с дальнейшим поражением цели зенитной ракетой по азимуту на все 360 градусов. На американском Patriot зона пуска ракеты по азимуту от 0 до 180 градусов и наклонный старт – 38 градусов.

Руководитель «Авангарда» назвал глупостями заявления так называемых экспертов, выступающих в СМИ с утверждениями, что нет зенитной ракеты дальнего действия для ЗРК С-400.
Если первые ракеты ЗРК С-300 имели дальность действия 75 км, то сегодня одна из модификаций зенитной ракеты 48Н6 поражает цели на дальности 250 км. По оценке Кожина, ее потенциал – 320 км. Упомянутый модельный ряд адаптирован как к комплексам С-300ПМ, так и к С-400.

В системе С-300 были 55-е зенитные ракеты. На смену им после проведенной глубокой модернизации комплекса пришел общий ряд новых изделий 48Н6. Они на сегодняшний день лучшие в мире. «Сейчас мы имеем контракт и на новую ракету дальнего радиуса действия и его выполняем», – заявил он.

2012-04-27 / Юрий Алексеевич Васильев - военный журналист.

http://nvo.ng.ru/armament/2012-04-27/1_ … jenie.html

Подпись автора

сила V правде!

0

24

Бесчеловеческое будущее. Когда исчезнет профессия пилота и кто в этом будет виноват?

http://uploads.ru/i/7/w/l/7wlGp.jpg

53 миллиона долларов, еще 100 миллионов, еще 300 — суммы в контрактах Министерства обороны на закупку израильских беспилотников вызывают чувства разной силы, но одной тональности: от непонимания и злобы до унижения. Человека, который должен нас от них избавить, зовут Николай Долженков.
Один из лучших современных российских авиаконструкторов, именно он сейчас руководит разработкой беспилотников, которые должны встать на вооружение российской армии. Однажды он уже выводил свою страну в лидеры беспилотной авиации. Было это в 80-е, и страна называлась СССР.
«РР» Николай Долженков рассказал, почему мы упали с этой вершины, перестанем ли когда-нибудь тратить деньги на израильский секонд-хенд и как будет выглядеть оружие будущего

В руках» Николая Долженкова сейчас три миллиарда рублей — бюджет Министерства обороны на разработку двух отечественных беспилотников. Вырвал он их с боем у серьезных конкурентов. Два тендера на разработку беспилотных аппаратов военные провели в конце прошлого года. И в них участвовали почти все большие конструкторские бюро страны — и «МиГ», и «Туполев», и концерн «Вега». Но выиграли те, на кого мало кто ставил, — питерская компания «Транзас», которая лишь недавно занялась разработкой беспилотников, и казанское ОКБ «Сокол». Их проекты к тендеру готовил именно Долженков. «МиГ» так обиделся, что даже оспорил итоги одного из тендеров в суде.

— «МиГу» пора бы и привыкнуть — он мне уже второй раз проигрывает, — с доброжелательным ехидством говорит теперь Долженков.

Первый раз был в 90-х, когда сконструированный им учебно-боевой самолет Як-130 выиграл конкурс Минобороны у миговской разработки МиГ-АТ. Не исключено, что и в нынешнем тендере имя Николая Долженкова стало одним из факторов, предопределивших его итоги. Так получилось, что лучше него проектировать беспилотники в стране не умеет никто.

Как СССР догонял и перегонял Израиль

Честно скажу: мне трудно представить, как можно стать конструктором беспилотной техники. Наверняка ведь детские мечты об авиастроении — это истребители, бомбардировщики, но никак не «игрушки» с видеокамерами вместо пулеметов.

Мне это еще с детства было интересно. В Березниках, где я родился, у меня была репутация взрывателя. Я сам собирал двигатели, строил ракеты и запускал их. Поверьте, в провинциальном городке в Пермском крае в советские времена построить самому ракету было не так-то просто.

http://uploads.ru/i/1/5/p/15p4S.jpg
Фото: из личного архива Николая Долженкова
Опыты с беспилотными аппаратами студенческого конструкторского бюро МАИ, 1977 год. Николай Долженков на фото слева

Я и авиационный институт заканчивал по кафедре ракет «воздух — воздух» и беспилотных аппаратов. И дипломной работой у меня был именно беспилотный летательный аппарат. Но все-таки даже тогда я не понимал всей значимости этой темы. Понимание пришло чуть позже, когда после института я начал работать в ОКБ имени Яковлева — это был 1980 год. В то время это был уникальный организм. Основатель КБ Александр Сергеевич Яковлев из своих поездок в Германию еще накануне Второй мировой войны вынес много того, что касалось авиационной культуры. Жесткая дисциплина, порядок. У него уже тогда все сотрудники с бейджиками ходили. КБ по сравнению с другими бюро было малочисленным, но бралось за те задачи, за которые другие браться боялись. Так случилось и с советскими беспилотниками.

Когда началась их разработка?
Проработка темы началась в середине 1981 года. А летом 1982-го Израиль разгромил сирийские войска в долине Бекаа, и это дало разработке мощный импульс. Советский Союз тогда поставлял сирийцам средства ПВО, они считались едва ли не панацеей от авиации противника. Но израильтяне обнаружили их именно с помощью беспилотников, координаты передали «Фантомам», и те их очень легко и быстро уничтожили. Эти беспилотники использовали абсолютно новые для того времени технологии, способные передавать информацию в режиме реального времени.

И это произвело такое неизгладимое впечатление на советских руководителей, что тут же появилось постановление партии и правительства, техническое задание. Разработку поручили ОКБ Яковлева. И поскольку я думал тогда, что знаю, как надо, то тут же взялся за проект.

Не было страха провала? Те же израильтяне наверняка ушли далеко вперед. Трудно было угнаться?

Самое интересное, что израильские беспилотники оказались довольно примитивными. Сирийцы передали нам один упавший Scout, мы его разобрали и поразились: было ощущение, что пошли ребята в обычный радиомагазин, накупили там деталей и собрали самолет. Там стояли сопротивления Tesla, чехословацкие. Электронные платы собирались буквально паяльником — я в свое время в школе так же паял диодные приемники. Но при всей этой примитивности он выполнял свою задачу.

То, что у вас в руках был израильский беспилотник, наверняка упрощало задачу: перерисовали схемы, немного усовершенствовали — и готово?

Если бы… Нашим военным не нужна была копия. Они же всегда хотят иметь все самое лучшее. И чтобы это лучшее умещалось чуть ли не в кармане, а когда доставалось оттуда, превращалось в полноразмерный аппарат и решало все нужные им задачи, а желательно и ненужные тоже. Поэтому техническое задание мы получили такое: сделать комплекс, который умещался бы на боевой машине десанта — а она по размерам меньше, чем танк, — выдерживал бы нагрузки при десантировании, складывался-раскладывался за 15 минут, при этом еще и летал и два часа в режиме реального времени поставлял информацию командиру десантной дивизии. Такая немыслимая по тем временам задача — ничего подобного не существовало в природе.

Зачем военным нужны были такие сложности? И почему в техзадании возник именно командир десантной дивизии?

А потому что считалось, что если наша армия и будет воевать, то прежде всего при помощи таких операций, как широкомасштабное десантирование войск.

И самое удивительное, что мы эту задачу выполнили меньше чем за два года — в 1983-м самолет уже летал. Было два неудачных пуска, но на третьем испытании он полетел. Это был комплекс БПЛА «Пчела», и он дожил практически до наших дней.

Но ваша «Пчела» не была первым советским беспилотником. Туполев делал беспилотные аппараты еще в 60-е годы, их производство было поставлено на поток.

Да, Туполев был пионером в разработке роботизированных самолетов, как их тогда называли, но их класс был совсем другой. Наша «Пчела» весила всего 130 кг, а у Туполева самолеты были намного больше, с большей скоростью и диапазоном по высотам. Но главное отличие — он не передавал картинку в реальном режиме времени. Такой самолет летел по программе, фотографировал землю, потом возвращался, доставалась пленка, обрабатывалась и получалась разведывательная информация. И если, допустим, на фотографиях была движущаяся цель, то понятно, что к моменту принятия решения ее на том месте уже не было. «Пчела» была аппаратом нового поколения, который передавал картинку в реальном времени. И он был совершеннее, чем израильские современники.

Но этот успех мы, к сожалению, не развили. Если бы мы «Пчелу» постоянно совершенствовали, производили модификации, то, конечно, мы бы не отстали в этой области так, как сейчас.

Об образе мысли военных

А что мешало развить успех?

Думаю, военные не до конца поняли значение этих технологий. Им тогда казалось, что есть другие приоритеты в развитии вооружений. А я сам, когда «Пчелу» вывели на госиспытания, тоже отошел от проекта, начал заниматься большими самолетами. И к теме беспилотников вернулся только в конце 90-х, когда перешел главным конструктором в ОКБ Сухого.

В мире тогда уже бушевал прогресс беспилотных технологий. А у нас была стагнация. И тогда мы с Михаилом Погосяном, руководителем ОКБ Сухого, поговорили и решили, что тему надо развивать в инициативном порядке. Мы разработали концептуальные модели, типовой ряд беспилотных комплексов.

По сути, мы пытались сами формировать спрос на беспилотники. Но тогда Министерство обороны еще не созрело для того, чтобы сделать заказ, профинансировать создание опытных образцов. Я говорил Погосяну, что надо за свой счет изготовить демонстрационный образец. И если бы Михаил Асланович меня послушал, «Сухой» был бы сейчас в этой области лидером.

Но Погосян тогда сказал: ты приведи заказчика, мы подпишем контракт и тогда начнем работать. Кроме того, у Погосяна в то время приоритетным был проект SuperJet. И он не захотел отвлекать средства на беспилотники. В итоге они так и остались на уровне концептуальных и бумажных исследований.

Поэтому, когда военные наконец проснулись, серьезных российских разработок в этом секторе не было. И Минобороны вынуждено было закупить израильские беспилотные аппараты.

Было что-то, что окончательно убедило наших военных, что за беспилотниками будущее?

Их успешное применение в конфликтах в Европе и в мире. В той же Югославии беспилотники Predator вскрыли всю систему ПВО Милошевича. И цена, заплаченная за эту информацию, оказалась минимальна — сербы сбили лишь несколько самолетов. И тогда наши военные поняли, что облик будущей войны или локальных конфликтов развивается совсем по другому сценарию, не так, как это мыслилось тогда в Генштабе. На 90% исход противостояния решается в воздухе, в том числе благодаря визуальной разведке.

Но задолго до конфликта в Югославии та же «Пчела» использовалась в Чечне, и тот же Павел Грачев должен был понимать важность беспилотников, проявить к ним интерес…

Интерес, может, и был, но возможностей не было. Когда у тебя главные мысли — хватит ли денег на то, чтобы одеть и накормить армию, ты не задумываешься о том, как разработать новый беспилотник. Поэтому в той же Чечне и использовалась «Пчела», которая к тому моменту морально устарела и к тому же не была приспособлена к работе в горах. Но даже при этом «Пчела» спасла много жизней: она была на той войне едва ли не единственным средством визуальной разведки.

Почему к реальным проектам по созданию беспилотников подошли только сейчас, хотя предметный интерес у военных зародился в конце 90-х?

Наверное, должно было появиться новое поколение военных с новым мышлением, которые бы думали в других технологических категориях. Не танковыми массивами и армиями, а новыми технологиями. И как всегда в жизни, требовался человек, которому лично это нужно. Причем он должен был появиться на том уровне, где принимаются решения.

Вы конкретно о ком-то говорите или абстрактно?

Может, это было связано со сменой министра обороны. Но главным толчком послужил, с моей точки зрения, приход на должность начальника вооружений Минобороны Владимира Поповкина (нынешнего главы Роскосмоса. — «РР»). И сейчас в Министерстве обороны остались люди, которые понимают значение этой техники и реально хотят ее получить.

Зачем нам израильские беспилотники

Но эти люди закупают сейчас израильские, а не российские беспилотники.

Да. Причем то, что они покупают, — это дедушки новейших израильских и американских комплексов, потому что нам не продадут технику сегодняшнего и тем более завтрашнего поколения. Но в этом тоже нет ничего страшного. Ведь израильские беспилотники покупаются не для технологического прорыва, а чтобы научить армию этой техникой пользоваться.

Любая авиационная программа меряется годами. Поэтому новое поколение российских беспилотников, которое мы сейчас разрабатываем, появится не раньше чем через четыре-пять лет. То, над чем мы сейчас работаем, — это хай-тек, высокотехнологичная продукция, ее нужно грамотно эксплуатировать. И когда в армии появятся отечественные аналоги, на них не будут смотреть раскрыв рот, не зная, за что там взяться, а будут подготовленные службы эксплуатации, соответствующие подразделения, специалисты. Они учатся сейчас на израильских беспилотниках. И это абсолютно правильно.

Я вообще с трудом представляю, как это частной фирме, которая никогда раньше не специализировалась не то что на беспилотниках, но и на авиастроении вообще, удалось выиграть конкурсы, где на кону стояли такие деньги, три миллиарда рублей, и в которых участвовали практически все ведущие конструкторские бюро.

Во-первых, такое случалось и раньше, пусть и не у нас. Тот же Predator создала фирма General Atomics, которую до того в авиационном мире никто не знал, она вообще никогда не занималась самолетами. Она непонятным образом выиграла какой-то небольшой конкурс Пентагона и NASA, начала делать экспериментальные аппараты для исследований. А потом увлеклась их разработкой и выиграла конкурс Пентагона на создание беспилотника.

И конкурс нашего Министерства обороны на разработку беспилотных аппаратов был столкновением двух экономик — еще старой, советской инерционной экономики с ФГУПами, огромными предприятиями, которые имеют большую инерционную структуру, и зарождающейся новой экономики. Это стало возможным, когда к конкурсам Минобороны допустили частные хай-тековские предприятия, которые производят высокотехнологичный продукт.

И то, что мы победили в конкурсе, очень символично. Значит, не все так безнадежно, новая инновационная экономика начинает давать свои плоды и кое-где побеждать. В компаниях новой экономики даже дух другой. У нас, например, средний возраст коллектива — 30 лет. А в коллективах старой формации средний возраст далеко за 50. Молодые люди не боятся браться за задачи, которые остальным кажутся нерешаемыми.

А в компаниях старой экономики дух, получается, другой?

Другой. Там другие цели, там нет, по крайней мере я не вижу, нацеленности каждого члена коллектива на конечный успех. Многие люди даже главного конструктора своего самолета не знают. Они смотрят на часы и думают: когда же кончится этот рабочий день? С таким подходом — традиционным подходом демотивированных людей — бесполезно делать хай-тековскую технику.

О китайцах и воровстве технологий

А китайцы так создают новые виды вооружений — покупают технику и копируют. Мы можем идти по такому пути?

Этот метод, если мы хотим его использовать, должен быть государственной политикой, как в том же Китае. Ему должно быть подчинено все. Потому что взять и скопировать — это не так просто, как кажется. Надо, чтобы эффективно работала вся промышленность. Не только авиационная, но и добывающая, и металлургическая, и приборостроительная, и станкостроительная. Чтобы мы смогли произвести то, что скопируем.

Представьте, что мы получаем какой-то западный образец, а у него углепластиковая конструкция планера. То есть она подразумевает определенную технологию производства композита и связующего, которой у нас нет. Для того чтобы его воспроизвести, нам надо поднять химическую промышленность, надо наладить технологии производства этого же материала с этим же качеством, надо иметь наработки в климатических испытаниях этих материалов. Это минимум, который нужен, чтобы тупо скопировать тот или иной образец. Иначе получится, как у старика Хоттабыча, который копировал телефонный аппарат: внешне абсолютно идеален, только не звонит почему-то.

То есть воровство технологий — дорогое удовольствие?

Очень. Но это продуктивный путь. Так Китай воспроизвел наши Су-27 и Су-30. Кстати, Туполев в свое время точно так же делал, когда создавал клон американского самолета B-29. Это тот самолет, с которого сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Один такой упал в Китае, его доставили в СССР. У нас тогда таких дальних бомбардировщиков не было, и Сталин дал команду Туполеву повторить самолет один в один. Единственное, что он разрешил, — поменять дюймовую резьбу на метрическую. Конечно, в итоге получилась не точная копия — какие-то узлы, агрегаты, вооружение мы создали свои, но, чтобы повторить этот самолет даже с минимальными изменениями, надо было поднять всю нашу промышленность: научиться делать новые сплавы, новые станки, новые приборы и оборудование.

Рассказывают курьезный случай. В В-29 была труба-лаз к хвостовому стрелку. И в этой трубе — отверстие. Причем никто из наших конструкторов не понимал зачем. Но на всякий случай эту дырку повторили. Много позже, встречаясь на авиационных выставках с представителями «Боинга», люди Туполева спросили: для чего эта дырка? И оказалось, что конкретно на этом упавшем самолете допустили ошибку: этой дырки там не должно было быть. Но ее скопировали, как и все остальное. И под маркой Ту-4 в нашей армии долгие годы служил клон В-29.

В нашей авиационной промышленности было несколько рывков, связанных с технологиями, привнесенными с Запада. Например, так произошло после того, как мы купили лицензию на Douglas DC-3 (Ли-2 в советской классификации). Благодаря этому мы внедрили плазово-шаблонный метод. Это специальная технология, передовая на то время, которая позволяла делать одинаковые самолеты конвейерным методом. И, кстати, Ли-2 мы тоже воспроизвели: Ил-12, Ил-14 — все это производные от старого «Дугласа».

Второй серьезный технологический рывок мы совершили, когда начали воспроизводить В-29. Третий рывок мог быть позже — когда Брежнев вел переговоры о производстве в Ульяновске «Боинга-747». То есть в авиации периодически происходили вещи, которые «Фиат» сделал с нашим автопромом.

Неужели в авиации мы отставали так же, как в автомобилестроении?

По крайней мере перенять у Запада было что. На первых курсах института любопытство привело меня в библиотеку. Я взял первое наше издание иностранного авиационного справочника Jane's, которого не было в свободном доступе, и нашел там палубный американский реактивный самолет фирмы Vought 1947–1949 годов. Так вот, этот самолет имел катапультные кресла, герметичную кабину, локатор в носовой части, боковые воздухозаборники, два реактивных двигателя и бустерную гидравлическую систему управления. Я, воспитанный в уверенности в передовых позициях советской авиации, когда все это увидел, был слегка поражен. Потому что в то время ничего подобного в нашей стране не было.

Хотя вы правы — по идее, это они должны были все перенимать у нас. Еще до революции Сикорский делал «Илью Муромца» — самый большой бомбардировщик на то время. И в этом смысле мы были тогда передовой авиационной державой. А через полвека начали копировать американские бомбардировщики… Революция, уничтожившая нашу авиастроительную школу, отбросила нас на десятилетия назад.

Что умеют наши Штирлицы

Возвращаясь к копированию — будь у нас сильная промышленность, мы бы могли пойти по этому пути?

Могли бы, но надо понимать, что скопированный продукт все равно хуже. Потому что пока вы копируете, ваш конкурент развивается и создает новый продукт. И есть два варианта, как превзойти конкурента, — опережать надо либо по темпам вложений средств в разработку, либо на уровне идей. Первый вариант нам не подходит: в США годовой бюджет на беспилотники, включая закупки, ОКРы, исследования, — два миллиарда долларов. У нас таких средств нет. Значит, мы должны добиться преимущества аналитически выверенной постановкой задачи — точно определить, что нам нужно, и сконцентрироваться на идеях, которые действительно могут обеспечить конкурентоспособность.

Есть еще шпионаж — то, чем должна заниматься наша разведка…

Лично я не помню ни одного позитивного случая, чтобы это мне помогло и мой «заказ» был удовлетворен. Я им говорил: ребята, вот мы не понимаем, как делать то-то и то-то, достаньте для меня эту деталь. Они мне: нет, это мы не сможем, зато у нас есть другое… Да ваше «другое» я и сам умею делать… Может, я не с теми Штирлицами общался, но ни разу они мне не помогли. Их отчеты — это чаще всего компиляция из прессы, а теперь еще из интернета.

Мы получали доступ к иностранным технологиям исключительно тогда, когда где-то что-то иностранное падало с неба и нам удавалось это заполучить. Но и то мы часто не могли извлечь пользу просто потому, что не обладали нужного уровня технологиями. Например, так к нам попала американская беспилотная мишень и разведчик «Чукар», который применялся американцами еще во время вьетнамской войны.

Один из них упал где-то возле вьетнамского побережья, его доставили к нам. И там была, например, гениально простая автоотцепка. Это устройство, которое при приземлении отделяет парашют от самолета, чтобы его не волокло ветром по земле. Представьте себе крючок, в который входит по определенной посадке полированный цилиндрик. Этот цилиндрик не позволяет петле парашюта спрыгнуть с крючка. Но перед посадкой, когда парашют выпускается, этот цилиндрик под тяжестью собственного веса очень медленно скользит по отверстию, выпадает из него, и получается, что петля парашюта просто висит на крючке. И как только стропы ослабляются, он с него соскальзывает. Гениально просто.

У нас аналогичное устройство на «Пчеле» весило полтора килограмма, по размерам напоминало граненый стакан. Это был сложнейший шариковый механизм, просто шедевр конструкторской мысли, дорогущий…

Мы тогда пришли в НИИ парашютостроения, положили эту штуку им на стол и сказали: сделайте точно так же. И выяснилось, что мы не можем. У нас не было станков, которые позволяли бы достичь такой чистоты обработки поверхности этого цилиндрика, чтобы он плавно выходил из отверстия, то есть и не застревал, но и не выпадал слишком быстро. Вот и все. Это просто технология. Если мы имеем прорывные опережающие технологии, то мы можем позволить себе подобные простые решения, за которыми стоят очень большие преимущества. А это, я извиняюсь, был аппарат 1965 года.

Об оружии будущего

Есть два типа беспилотников: разведывательные и боевые. Разведывательные есть у многих стран, боевые — только у США и Израиля. К какому типу относятся те, которые вы сейчас разрабатываете?

Оба проекта прежде всего разведывательные. По одному тендеру разрабатывается беспилотник взлетной массой до одной тонны, по второму тендеру — до пяти тонн. Что касается ударных функций, это следующая ступень эволюции. Американцы действительно их уже вовсю применяют. Убийство врагов Америки с помощью тех же Predator и ракет Hellfire поставлено на поток. У нас ударных беспилотников пока нет. Но мы их будем создавать.

Я вам больше скажу: ударная сила — это всего лишь одно из свойств будущих технологий. Но главное будущее беспилотных систем заключается в другом — в возможности выполнения задания без вмешательства оператора в ход операции. То есть тогда, когда у нас на борту будут сначала элементы, а потом полноразмерный искусственный интеллект. Это технологии, способные принимать адекватные решения в быстроменяющейся обстановке без вмешательства человека.

Мы над созданием элементов искусственного интеллекта начали работать еще в ОКБ Сухого. Но чтобы смоделировать процесс мышления, надо точно его представлять. А наука этим похвастаться пока не может. Это одна из интереснейших проблем, на которую не жалко потратить жизнь.

Сегодня все гражданские самолеты без исключения могут быть беспилотными. Как японские поезда, которые давно ездят без машиниста. Японцы, конечно, беспокоятся, поэтому на место машиниста там сажают куклу, и она пассажиров успокаивает. Сегодня технологии развиты так, что, для того чтобы долететь из точки А в точку Б, летчик не нужен. Все это алгоритмизируется, программируется и выполняется. Причем значительно лучше, чем с летчиком.

Летчик нужен только для того, чтобы было кому принимать решение в нестандартной ситуации: в случае аварии, при изменившихся условиях полета, которые невозможно запрограммировать. Там возникает такое «дерево» аварийных ситуаций, что сегодняшних вычислительных мощностей не хватает, чтобы просчитать их все. Невозможно на каждый самолет поставить суперкомпьютер. И летчик будет необходим до тех пор, пока мы не решим проблему искусственного интеллекта, пока не научим машину не перебирать втупую триллионы вариантов, а мыслить как человек и мгновенно принимать решение.

Вот путь, по которому пойдет развитие беспилотных систем. Эта задача гораздо важнее двигателей, материалов, электроники и т. д. Тогда беспилотник сможет сам, даже не имея связи с оператором, среагировать на кардинальное изменение обстановки в ходе выполнения миссии — в бою, например.

Можем мы сейчас хотя бы подступиться к решению таких задач?

Сейчас нет. Но весь мир работает над этим. У американцев есть даже премия — миллион долларов роботу, который решит конкретную симуляционную задачу: без вмешательства оператора дойдет из точки А в точку Б в изменяющейся обстановке. Конечно, сейчас мы работаем над более примитивными задачами, но должны за деревьями видеть лес.

То есть вы в ту сторону смотрите, выполняя нынешний заказ Министерства обороны?

Конечно. Больше скажу, мы думаем даже над задачами другого порядка — одновременного управления большими группами летательных аппаратов. Вы никогда не задумывались, как управляется стая птиц или рой пчел? Они же не сталкиваются. Хотя их может быть несколько тысяч. Точно так же косяки рыб — плывут и одновременно поворачивают, не натыкаясь друг на друга. Это так называемое управление роем.

Наша задача — научить беспилотники летать как стая птиц. Тогда мы сможем управлять одним аппаратом, а остальные будут управляться этой технологией.
А если лидер по каким-то причинам погибает, функция вожака стаи автоматически переходит к следующему. И так будет до тех пор, пока жив последний аппарат. И, например, в боевых операциях это очень важное качество, которым не обладает сегодня никто.
Практически неистребимая, неуничтожимая вещь.

Вот к чему мы идем, занимаясь вещами, которые с точки зрения этого будущего примитивны. Но когда ты начинаешь движение, важно видеть конечную цель.

*Справка
Николай Долженков
Родился в 1956 году в городе Березники Пермского края. Окончил Московский авиационный институт. В 1980 году пришел на работу в ОКБ им. Яковлева, в 1998-м стал первым заместителем гендиректора этого конструкторского бюро. В 2001–2003 годах — главный конструктор ОКБ Сухого. В 2003–2009-м — гендиректор ОКБ им. Яковлева. Заслуженный конструктор России. Главный конструктор БПЛА «Пчела». Главный конструктор учебно-боевого самолета Як-130, который считается первым новым (а не модернизированным вариантом существовавшей модели) самолетом, сконструированным и запущенным в серийное производство в России после распада СССР. С 2010 года руководит направлением беспилотных летательных аппаратов в ЗАО «Транзас».

http://expert.ru/russian_reporter/2012/ … /?n=345653

Подпись автора

сила V правде!

0

25

В Сибири создаётся центр оборонных технологий
Файл-РФ,Ираида Фёдорова,наш собкор в Новосибирске,01 мая

http://uploads.ru/i/P/0/8/P08nQ.jpg
истребитель пятого поколения пак фа, фото компании «сухой»

На базе академических институтов Сибирского отделения РАН создаётся крупный научный центр для фундаментальных исследований и разработок в сфере безопасности и обороны.

Задача будущей организации – обеспечить максимальное участие учёных и разработчиков в выполнении федеральных целевых программ в области вооружений.

В реестр оборонно-промышленного комплекса в октябре прошлого года было включены восемь институтов СО РАН из Новосибирска, Томска, Иркутска и Бийска.

Среди задач оборонного направления, стоящих перед институтами, – создание нового поколения материалов, радио- и теплопоглощающих нанопокрытий, элементов и устройств полупроводниковой микро-, нано- и оптоэлектроники для систем управления высокоточным оружием; создание полноформатных обзорно-прицельных комплексов ультрафиолетового, видимого, инфракрасного, терагерцевого диапазона и средств бесконтактного ведения боевых действий.

В Сибирском отделении  РАН также планируется создание композиционных энергетических материалов для твёрдых ракетных топлив, боевых частей и снарядов, развитие гиперзвуковых технологий для создания новых типов активно-реактивных снарядов, гиперзвуковых управляемых крылатых ракет и самолётов, сверхточных лазерных систем управления, локации и навигации и мобильных лазерных систем для лучевого оружия.

Часть задач по контролю за солнечной активностью и процессами в магнитосфере, ионосфере и слежение за космическими объектами будет выполнять гелиогеофизический комплекс в Иркутске.

Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера в Новосибирске начал разработку новых технологий для предприятий ядерного оружейного комплекса РФ.

Наша справка:
Среди оборонных предприятий будущего консорциума, которые будут работать в тесной связке с учёными – Роскосмос, ЦНИИмаш, ведущие проектные предприятия космической отрасли «Информационные спутниковые системы имени академика Михаила Решетнёва» и ФГУП ЦНИИ «Комета»,
крупнейший российский авиационный холдинг компания «Сухой», головное предприятие по пилотируемым космическим системам Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва,
научно-производственное оборонное предприятие по созданию радиационностойких микросхем НПП «Сапфир».

http://file-rf.ru/news/6913

********************

На годовом собрании отделения академии в Новосибирске председатель президиума Александр Асеев,заявил

«Принято решение о создании Центра фундаментальных исследований и разработок на базе институтов Сибирского отделения. Мы должны создать консорциум или некоммерческое партнёрство с участием тех предприятий, с которыми отделение давно и успешно работает», — сказал председатель.

Асеев ожидает, что заказчиками разработок станут силовики, а также Роскосмос, компания «Сухой» и другие.

Речь будет идти, в частности, о новых системах управления, высокоэнергетических материалах, лазерных системах и так далее. «Очень важное направление связано с работами в области гиперзвука», — добавил глава СО РАН.

Асеев напомнил, что работа в ВПК обсуждалась во время визита вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Новосибирск в феврале.

Ранее, в 2009 году СО РАН уже подписало соглашение о сотрудничестве с компанией «Сухой», в том числе по работе над истребителем пятого поколения.

Как заявил тогда глава «Сухого» Михаил Погосян, совместные проекты с СО РАН касаются разработки военного самолёта пятого поколения, а также гражданского самолётостроения. «Это целый спектр вопросов — начиная от аэродинамики и кончая применением композиционных материалов», — сказал он.

http://sib.fm/news/2012/04/19/centr-raz … ekhnologij

0

26

Минобороны РФ может лишиться функции размещения гособоронзаказа
http://ria.ru/defense_safety/20120507/643487255.html

МОСКВА, 7 мая - РИА Новости. Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по выводу из подчинения Минобороны РФ федеральных ведомств, отвечающих за размещение гособоронзаказа и контроль его исполнения.

"Правительству Российской Федерации обеспечить: <...> подготовку в 2012 году предложений: по созданию подведомственных правительству РФ федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по размещению государственного оборонного заказа и контролю за его исполнением", - цитирут поручение Путина пресс-служба Кремля.

В настоящее время Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) находятся в ведении Минобороны РФ.

Принципы и механизм заказа вооружения и военной техники
http://ria.ru/infografika/20120502/638955154.html

http://uploads.ru/i/c/k/Q/ckQp3.jpg

0

27

Минобороны РФ и "Уралвагонзавод" подписали 3-летний контракт на 6 млрд рублей

НИЖНИЙ ТАГИЛ, 10 мая./Спец.корр.ИТАР-ТАСС Анастасия Савиных, Александра Прокопенко/.  Министерство обороны РФ и "Уралвагонзавод" подписали 3-летний контракт на 6 млрд рублей. Об этом президент РФ Владимир Путин сообщил сегодня во время беседы с рабочими этого предприятия.

"Два дня назад подписан контракт между Министерством обороны и заводом на очень большой объем работы, который должен загрузить по военной части на 3 года вперед, где-то общим объемом на 6 млрд /рублей/", - сказал Путин. Президент пояснил, что в этом году предприятие получит уже 1 млрд рублей.

Кроме того, по словам Путина, по вагоностроительной части тоже будет заказ примерно на 1 млрд рублей.

Президент напомнил, что в Федеральной целевой программе по развитию оборонно-промышленного комплекса для "Уралвагонзавода" также предусмотрены деньги на модернизацию предприятия. "Там тоже предусмотрены деньги на модернизацию самого завода, не на заказы, а на модернизацию самого завода.

Там у нас по ФЦП где-то 6,2 млрд рублей на 3 года, с 2012-2014 год", - уточнил глава государства. По словам Путина, в этом году завод получит 1,1 млрд рублей на обновление оборудования.

На встрече президент поблагодарил работников завода за поддержку, которую они оказали ему в ходе избирательной кампании. "Вы знаете, что после всех баталий такого рода наступает самый серый и самый ответственный период, надо работать, результаты показывать, - сказал он. - Это касается и меня, это касается правительства, губернатора, полпреда".

Путин напомнил, что в 2009-2010 гг "Уралвагонзавод" переживал критическую ситуацию, когда правительству пришлось практически спасать предприятие.
По словам президента, тогда была выделена помощь в размере 14,1 млрд рублей, при этом в 2011 году прибыль предприятия составила 14 млрд рублей.

"Это деньги не в песок", - похвалил Путин руководство завода за рачительное отношение к выделяемому финансированию. Он пообещал рабочим, что во время предстоящих бесед с руководством предприятия и области обязательно поднимет вопросы обеспечения людей жильем, социальной сферы и дорожного строительства.

----------------------------------------------------

Нижний Тагил (Свердловская область). 10 мая. ИНТЕРФАКС-АВН - "Уралвагонзавод" модернизирует для Минобороны РФ 360 единиц бронетехники, сумма контракта 19 млрд рублей, сообщил в четверг президент РФ Владимир Путин. "Хочу поблагодарить министерство обороны, руководство предприятия ("Уралвагонзавод", - "ИФ-АВН") за то, что они заключили и подписали контракт на модернизацию 360 единиц техники на 19 млрд рублей со стопроцентной предоплатой", - сказал В.Путин, открывая совещание в Нижнем Тагиле, посвященное новым требованиям к российскому оборонно-промышленному комплексу.

По словам В.Путина, данный контракт предоставляет очень хорошие условия для предприятия и позволит его загрузить "четкой, бесперебойной работой".

В.Путин напомнил, что "Уралвагонзавод" в 2011 году превысил показатели советского времени по производству вагонов и выпустил 25 тыс. вагонов. В 2012 году, по его словам, предприятие также трудится с опережением планов на 10-15%. Он отметил, что на "Уралвагонзаводе" разработана "очень большая и хорошая инвестиционная программа, нацеленная на модернизацию производства". "Программа модернизации рассчитана до 2020 года. Только из федерального бюджета на нее выделено 67 млрд рублей", - сказал президент.

http://www.itar-tass.com/c9/414065.html
http://twower.livejournal.com/797065.html

Подпись автора

сила V правде!

0

28

И еще раз про танки
twower 11 мая,  http://twower.livejournal.com/797603.html

По итогам вчерашних президентских (и не только) заявлений по контрактам между МО и УВЗ. Первое сообщение о контракте на 6 миллиардов рублей, заключенном на днях, следует считать оговоркой, т.к., скорее всего, имелась в виду прошлогодняя договоренность на модернизацию 170 танков Т-72 до версии Т-72Б образца 2011 года. Та модернизация обошлась приблизительно в 35 миллионов рублей за машину.

Действительно новый контракт, это соглашение на модернизацию 360 машин до 2015 года:
Нижний Тагил (Свердловская область). 10 мая. ИНТЕРФАКС-АВН - "Уралвагонзавод" модернизирует для Минобороны РФ 360 единиц бронетехники, сумма контракта 19 млрд рублей, сообщил в четверг президент РФ Владимир Путин.
"Хочу поблагодарить министерство обороны, руководство предприятия ("Уралвагонзавод", - "ИФ-АВН") за то, что они заключили и подписали контракт на модернизацию 360 единиц техники на 19 млрд рублей со стопроцентной предоплатой", - сказал В.Путин, открывая совещание в Нижнем Тагиле, посвященное новым требованиям к российскому оборонно-промышленному комплексу.

По словам В.Путина, данный контракт предоставляет очень хорошие условия для предприятия и позволит его загрузить "четкой, бесперебойной работой". В.Путин напомнил, что "Уралвагонзавод" в 2011 году превысил показатели советского времени по производству вагонов и выпустил 25 тыс. вагонов. В 2012 году, по его словам, предприятие также трудится с опережением планов на 10-15%. Он отметил, что на "Уралвагонзаводе" разработана "очень большая и хорошая инвестиционная программа, нацеленная на модернизацию производства". "Программа модернизации рассчитана до 2020 года. Только из федерального бюджета на нее выделено 67 млрд рублей", - сказал президент.

Вице-премьер Рогозин уточнил, что речь идет опять же о Т-72:
Нижний Тагил (Свердловская область). 10 мая. ИНТЕРФАКС-АВН - "Уралвагонзавод" с 2015 года будет поставлять министерству обороны РФ танки принципиально новой конструкции, заявил журналистам в четверг и.о. вице-премьера Дмитрий Рогозин.
"В 2015 году мы должны начать серийное производство танков совершенно иной конструкции и совершенно иного класса. Это унифицированные боевые модули "Армата", - сказал Д.Рогозин после совещания по проблемам ОПК, которое провел в Нижнем Тагиле президент РФ Владимир Путин.

Д.Рогозин напомнил, что "Уралвагонзавод" и Минобороны РФ заключили трехлетний контракт со сроком действия до 2015 года на модернизацию танков Т-72 стоимостью 19 млрд рублей. "До 2015 года завод выполняет модернизацию, после этого будет новая боевая машина", - сказал Д.Рогозин.

Характеризуя танк нового поколения, он отметил, что машина создается на принципах универсальности и модульности.

По его словам, она станет основой для создания семейства боевых машин, в том числе танка, тяжелой боевой машины пехоты, машины, которая сможет эвакуировать с поля боя тяжелую бронетехнику. Новый танк разрабатывается в рамках опытно-конструкторских работ "Армата".

Принципиальное отличие новых машин - унификация и лучшие тактико-технические характеристики, прежде всего по защищенности личного состава, а также по целому ряду других принципиальных характеристик

Таким образом стоимость модернизации каждого танка по новому контракту составит почти 53 миллиона рублей. Что будет заменено на Т-72 в новом варианте модернизации пока не ясно. Для понимания масштабов: 360 танков - это полная модернизация техники танковых батальонов 9 мотострелковых бригад.

Сумма, выделенная на модернизацию самого Уралвагонзавода тоже немаленькая: до 2020 года УВЗ получит 67 миллиардов рублей помощи от государства.

Подпись автора

сила V правде!

0

29

Способна ли стать ли оборонка двигателем российской экономики?

На одном из первых совещаний, которое организовал Владимир Путин, вступив в президентскую должность, обсуждался, в том числе и вопрос реализации Гособоронзаказа-2012. Президент напомнил, что позади уже 5,5 месяцев текущего года, а реализация ГОЗ идет с большой пробуксовкой. Путин озвучил цифру, связанную с подписанием контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса – 70%. При этом некоторые эксперты утверждают, что даже этот невпечатляющий процент несколько завышен, так как некоторые уже подписанные контракты неожиданно было решено пересмотреть и отправить соглашения на доработку.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-05/1336789962_Kurganmashzavod.jpg
Сборочно-сдаточное производство ОАО «Курганмашзавод»

На заседании в числе прочих присутствовали исполняющий обязанности министра обороны Анатолий Сердюков, а также и.о. вице-премьера Правительства РФ, отвечающий за реализацию Гособоронзаказа, Дмитрий Рогозин. Владимир Путин дал весьма жесткую оценку работы министерства в плане подготовки контрактов к заключению и потребовал в кратчайшие сроки отчитаться в том, что ГОЗ-2012 вышел на 100%-ное подписание контрактов между заказчиками и производителями новой военной техники.

Однако до этого все жесткие требования со стороны российского Президента (в то время – Дмитрия Медведева) о необходимости соблюдения сроков заключения всех контрактов по ГОЗ, мягко говоря, пропускались мимо ушей. Никаких вразумительных объяснений, почему военное ведомство никак не может найти общий язык с производителями новых вооружений, получено не было. Единственное, чем всегда оперировали обе стороны в качестве попыток себя оправдать – это «не сошлись в цене». Успокоит ли такая трактовка Владимира Путина в должности Президента – вероятность этого крайне мала. Возможно, уже в ближайшее время новое российское Правительство вынуждено будет работать с постоянным акцентом внимания на оборонную промышленность. Ведь суммы, которые выделяются на развитие ОПК, сегодня для нашей страны просто беспрецедентны. Ни одна другая отрасль не получает такого щедрого бюджетного финансирования. Именно поэтому можно ожидать, что новый российский Премьер буден озадачен тем, чтобы связать модернизацию экономики напрямую с финансированием военно-промышленной сферы.

Как уверены многие эксперты, если система ОПК будет в определенной мере открытой, то каждый рубль, в нее вложенный может превратиться в 8-10 рублей. Связано это не только с возможностью экспортировать образцы конкурентоспособной российской военной техники за рубеж, но и с тем, что в результате освоения выделенных на оборонку средств могут появиться сотни тысяч рабочих мест и в гражданских сферах. К примеру, необходимость создания нового образца бронетехники «Армата» мобилизует не только инженеров-конструкторов, слесарей-сборщиков, программистов, но и тех, кто занимается добычей железной руды, ее обработкой, выплавкой, транспортировкой. При реализации Гособоронзаказа в России может появиться уникальный производственный кластер, который будет представлять собой тесную интеграцию военных и гражданских специалистов. В современных условиях любое обособление в этой сфере не сможет привести к положительным результатам, какую бы самоотдачу ни демонстрировали специалисты предприятий.

Кроме того, интегральный принцип реализации Гособоронзаказа – это серьезный шаг в решение проблемы снижения безработицы. Не будем забывать, что амбиции российских властей в этом плане весьма высоки – 25 миллионов новых рабочих мест за ближайшие 10-12 лет. Эта цифра выглядит несколько утопически, если отделять военную и гражданскую экономические системы друг от друга. Но только на одном их стыке может возникнуть до миллиона новых вакансий. Главное, чтобы все эти новые вакансии были направлены исключительно на производство конечного продукта в виде новейших вооружений, а не в очередную бюрократическую армию, кормящуюся финансированием модернизации российских Вооруженных Сил.

Стоит напомнить, что из федерального бюджета на реализацию Гособоронзаказа на 2012 год запланирована к выделению сумма в 1 триллион 769 миллиардов рублей, на 2013 и 2014 – 2 триллиона 236 миллиардов и 2 триллиона 625 миллиардов рублей соответственно. Как видно, для коррупционеров есть поле для маневра, тем более что именно финансовые вливания в оборонку в последнее время достаточно активно страдают от коррупционных схем. Именно поэтому новому российскому Правительству, которое пока еще не сформировано, предстоит решать сверхзадачу по поиску путей выхода из затянувшегося тупика в сфере модернизации российской армии.

Однако некоторые военные эксперты уверены в том, что и таких выделяемых средств для повышения конкурентоспособности российской техники недостаточно. Доводы эксперты с означенными взглядами на уровень финансирования приводятся следующие: Россия за последние 20 лет успела потерять слишком много рынков сбыта для своей военной техники, а чтобы вернуть эти рынки вновь, нужно производить оружие по-настоящему высокого качества. А на его разработку вновь нужны больше деньги. Плюс к этому вырисовывается и еще одна проблема: многие производственные предприятия потеряли костяк из квалифицированных специалистов, а те, кто остался, продолжают эксплуатировать производственную технику «шестьдесят-бородатых» годов, на которой еще создавались поколения советских авиационных и морских судов, бронетехники. По естественным причинам, чтобы обновить один лишь парк станков на заводах сферы ОПК понадобятся дополнительные средства. И для повышения стимула для рабочих и специалистов инженерных звеньев при создании новой военной техники тоже придется раскошелиться и раскошелиться отнюдь не скупо…

И такое мнение экспертов сложно проигнорировать. При всем уважении к российской военной промышленности, многие рынки сбыта военной техники действительно потеряны. И потери произошли далеко не только по вине стран, которые переориентировали свои направления сотрудничества на Североатлантический альянс (Польша, Румыния, Чехия и другие страны Восточной Европы), но и по причине многократного увеличения бюрократических барьеров для тесного сотрудничества. Именно череда бюрократических проволочек и ценовые разногласия отпугивают даже тех заказчиков российской военной техники, которые всегда считались ориентированными на Россию (Китай, Индия, Вьетнам и целый ряд других стран).

Российским производителям продавать свое оружие становится действительно труднее. Сегодня даже заключенные контракты не могут защитить производителя от того, что заказчик вдруг ни откажется от закупок. Причин расторгнуть контракт всегда найдется масса: это и неожиданно неподошедшая цена, и качество произведенной продукции, и претензии к сложностям при эксплуатации.

Если говорить о процентном соотношении в плане продаж военной техники российской компании «Рособоронэкспорт», то первое место здесь занимает Азия и Тихоокеанский регион. Около 43% всех зарубежных продаж приходится именно на такие государства как Малайзия, Индонезия, Индия, Китай, Вьетнам и ряд других. После череды переворотов и мятежей на Ближнем Востоке и в Северной Африке российский оружейных экспорт в этом направлении серьезно снизился. Фактически потеряна казавшаяся «постоянным клиентом» в плане покупок российского оружия Ливия. Сложной остается ситуация в Сирии. Там, где не успели свое дело сделать оранжевые революции, работают санкции, препятствующие реализации даже ранее заключенных контрактов. Один из санкционных примеров – Иран, куда Россия так и не смогла поставить комплексы С-300.

На долю Европы и Северной Америки приходится всего около 2% экспорта, причем большую часть составляет экспорт в Белоруссию. А ведь Запад уже не раз высказывал предложения ввести санкции на поставки вооружений и в эту страну. Порой складывается впечатление, что санкции Запада – это очень эффективный инструмент для того, чтобы убрать Россию с оборонного рынка той или иной страны.

Правда, некоторые эксперты считают, что ничего страшного для российского экспорта не происходит. В частности, корреспонденты «Комсомольской правды» опубликовали данные о том, что продажи российского оружия за последние 12 лет увеличились более чем в 3 раза. В 2012 году объем продаж может составить от 12 до 13 миллиардов долларов. Эти цифры с одной стороны вдохновляют, но с другой – дают повод для размышлений. Во-первых, именно в последнее время все чаще заказчики стали предъявляться претензии к российскому оружию, во-вторых, указанные темпы продаж основываются на контрактах, которые заключались заблаговременно. Не станет ли год 2011 пиковым, ни пойдут ли продажи на убыль?..

К тому же можно привести цифры сравнения объемов продаж военной техники СССР в 1990 году и объемы продаж оружия России сейчас. СССР реализовывал оружия на официальную сумму в 16 миллиардов долларов. А ведь СССР далеко не все свои поставки позволял себе разглашать, поэтому реальные доходы могли составлять в разы большие суммы, нежели те, которые были опубликованы, скажем так, для массового потребления.

Итак, динамика продаж российского оружия за рубеж, есть, но есть и к чему стремиться. В течение последних лет российская оборонка стабильно обосновалась на втором месте после США по объемам продаж вооружения в мире.

Но одно дело – экспорт оружия за рубеж, и совсем другое – оснащение собственной армии качественной военной техникой. Вот здесь до уровня Советского Союза нам пока еще очень далеко. Главное, чтобы решение задачи реальной модернизации российской армии с помощью выделения солидных бюджетных средств не превратилось в черную дыру для российской экономики. Новому российского Кабмину придется и над этим тоже серьезно поломать свои головы.

Автор Володин Алексей
http://topwar.ru/14320-sposobna-li-stat … omiki.html

адмирал RU Сегодня, 10:34 ↑
Оборонка должна стать не двигателем,а толчком для переоборудования и модернезации производств,которые и станут потом работать по всему спекру продукции.

RedDragoN RU Сегодня, 10:46 ↑
Цитата: PabloMC
Не дай Бог, чтобы оборонка снова стала "двигателем" экономики!

Это МИФ! Запомните. С 70х гг оборонка не жрала больше ~16% от ВВП. Для сравнения, США "спокойно" жила с 25-39%

http://uploads.ru/i/K/p/b/KpbQo.jpg

0

30

Пояснения по закупкам иностранной техники
[info]twower,12 мая  http://twower.livejournal.com/799711.html

    Дал Виктор Мураховский. К сожалению, группа, где размещена запись, закрытая, ссылки не будет:

    *****

    Попробую на примере Centauro и Freccia еще раз пояснить реальную диспозицию в ОПК и ВС и свое отношение к этим процессам. На протяжении крайних 20 лет наш ОПК постиг социально-экономический "голодомор", за исключением нескольких (на пальцах одной руки сосчитанных) экспортно-ориентированных предприятий. Их легко обнаружить в сети.

В результате из примерно 3700 предприятий ОПК, имеющихся на территории РФ на 1991 год, на 2011 осталось 1759. Утрачены многие десятки научных школ и сотни технологий. Не все из них были передовыми, но, тем не менее, в условиях советской обособленности они были крайне важны.

Затем настали другие времена, пришло понимание, что надо срочно спасать ОПК. Это "спасение" проходило волевыми методами вколачивания предприятий в холдинги (на сегодняшний день их 55) и зачастую приемами, весьма похожими на "рейдерство". На 2012 год процесс в основном завершен, хотя иногда случаются "выхлопы" вроде назначения в концерн "Созвездие" Беккиева или перехода под контроль ОСК "Северных верфей".

Таковых отдельных эксцессов следует ждать и в дальнейшем.

    До недавнего времени глобальные процессы в экономике слабо затрагивали алгоритмы заказов НИОКР, привычные для всех участников. Минобороны делало вид, что "платит", разработчики делали вид, что "разрабатывают". Почти вся техника, которую мы видим сегодня в войсках, на парадах, на выставках, разработана в советское время и зачастую предназначена для совсем иных типов конфликтов, иных армий, которые не актуальны на сегодняшний день и перспективу.

Создание принципиально новых образцов было в прежних условиях принципиально невозможно, поскольку система заказов оставалась советской, инициативы предприятий (тем более - частных!) не предусматривала, а заказывающие органы Минобороны стремительно деградировали параллельно с ОПК. В результате наши разработчики во многом утратили связь с реальностью.
В советское время эту связь обеспечивали подразделения научно-технической разведки ГРУ и КГБ, участие наших военнослужащих в конфликтах по всему миру.

Сейчас эти каналы засохли. Мир радикально изменился.

А наши разработчики продолжают вариться в привычном и удобном "булькании" отечественного болота, в которое превратилось наше некогда передовое научно-техническое сообщество. Это легко увидеть на международных выставках вооружений, где мы выглядим "старорежимным" оазисом.

На этих выставках, при всей убогости отечественных экспозиций, нашими предприятиями наши же журналисты воспринимаются как разведчики (в лучшем случае) , а иностранные - точно как шпионы. И этот тезис - не шутка юмора. Традиции автаркии наших разработчиков в изменившихся условиях продолжают свято соблюдаться.

В мире, помимо пары десятков ключевых выставок ВВТ, проходят десятки и сотни конференций, симпозиумов, других мероприятий по профильным темам, например: броня, баллистика, индивидуальная боевая экипировка, стрелковое оружие, средства связи и управления и т.д.

Смею всех уверить, что на подавляющем большинстве из них наше присутствие привычно не ожидается. На таких мероприятиях собирается весь цвет мировых разработчиков по профильным темам, а наших там привычно нет. Пора понять, что традиционный слоган для наших предприятий "образец вооружения, не имеющий мировых аналогов" давно превратился в сетевой "мем", вызывающий всеобщее недоверие, а зачастую - гомерический "сетевой хохот".

    В нашем Минобороны и ВПК наконец появились решительные люди, которые готовы расшевелить отечественное болото. Возможно, они не до конца осознают причины и следствия, но, по крайней мере они действуют. Надо понимать, что эти люди - не вредители, а вынужденные "ассенизаторы", разгребающие авгиевые конюшни застоя. Их беда в том, что их действия должным образом не разъясняются и не комментируется для общественности.

По Италии есть договоренности руководства обеих сторон о целом пакете мероприятий, включая Ивеко, Чентауро, Фречиа, морскую артиллерию и другие компоненты.

Аналогично по Франции, где контракт по "Мистраль" повлек череду связанных контактов по связи, АСУВ, СИБЭ и т.д.

Идет работа с Германией, Финляндией, BAE Sys, GD, IMI и другими субъектами.

За три дня такие вопросы не решаются. Нужно терпение, упорство и время. Но другого пути нет.

Или мы равноправно (и с равной открытостью) интегрируемся в высокотехнологичный оружейный сектор, или нас забьют Китай и другие "партнеры" на рынках ВВТ "эконом-класса" и оружия "для бедных".

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » ВС России » ВПК России