ЭпохА/Теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



БЕЛАРУСЬ

Сообщений 11 страница 20 из 23

11

Сотрудничество границ не имеет
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда» 07.11.2012

http://www.redstar.ru/media/k2/items/cache/51e19536fd53a40d62404b4597364a89_XL.jpg
Фото Юрия ШИПИЛОВА.

Российская Федерация и Республика Беларусь работают над дальнейшим развитием Союзного государства.
Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко поставили такую  задачу перед  Постоянным комитетом Союзного государства, предложения которого  будут потом утверждены союзным Советом министров и далее - Высшим государственным советом Союзного государства. Цель  - обеспечить более высокие темпы интеграции между Россией и Белоруссией.
В связи с этим «Красная звезда» обратилась к государственному секретарю Союзного государства (СГ) Григорию Рапоте с просьбой рассказать о том, чем живёт сегодня союз России и Белоруссии, что уже достигнуто на интеграционном пути, на что предстоит обратить внимание  и какие задачи решить в ближайшей перспективе.

- Григорий Алексеевич, скоро исполнится год, как вы были назначены на должность Государственного секретаря Союзного государства. Очевидно, что это назначение изначально предполагало придание интеграционному процессу нового импульса, его ускорению. Сложно пришлось за штурвалом СГ на первых порах? Что вы увидели с капитанского мостика?
- Начинать всегда сложно, даже несмотря на имеющийся  опыт руководителя, опыт практической работы в различных интеграционных структурах. Везде свои нюансы и тонкости, без знания которых невозможно выверить точный и правильный вектор дальнейшего развития объединения. Везде есть то, что можно оценить как достижения, и то, что можно отнести к минусам.
Со 100-процентной уверенностью могу сегодня заявить, что Союзное государство - сформировавшийся механизм, который движется вперед.   
Главное - дать понятный всем результат в науке, промышленности, технологиях, обеспечении безопасности и т.д. И эти результаты налицо. Главный из них - россияне и белорусы не чувствуют сегодня себя иностранцами на территории друг друга. Для нас Союзное государство  - это в определённом смысле  уже общая страна с равными правами и возможностями.

- Во всём и вся?
- Почти. Люди пересекают границу без пограничного и таможенного  контроля. Обеспечены равные права в выборе места пребывания и жительства, на трудоустройство, медицинское и пенсионное обеспечение, поступление в вузы (20 тысяч белорусов учатся в российских вузах и 2.000 россиян - в белорусских учебных заведениях). Сегодня в Союзном государстве заложен прочный социальный фундамент, и эта работа  продолжается. При этом у нас ещё много нерешённых задач, и деятельность Постоянного комитета направлена на всестороннее развитие Союзного государства.

- В чём это конкретно проявляется?
- В этом году достигнуто соглашение, регулирующее порядок расследования несчастных случаев на производстве, произошедших  с гражданами Белоруссии и России, временно находящимися на территории другой стороны в командировке.
Также  решён вопрос реализации пенсионных прав гражданами Белоруссии, осуществлявшими в статусе временно пребывающих трудовую деятельность на территории России до 1 января 2012 года. Периоды их работы  на российской  территории с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд России будут учитываться российской стороной при установлении им пенсий в соответствии с договором.
Мы продолжаем  совместную работу по формированию единого социального пространства, которое обеспечило бы достойное качество жизни россиянам и белорусам.

- С гуманитарной сферой понятно. А к чему ещё необходимо приложить руки?
- Необходимо продолжать  развивать сотрудничество двух государств в таких областях, как высокие технологии, микроэлектроника, освоение космоса, нефтехимия, тяжёлое и сельхозмашиностроение, сельское хозяйство.
Кроме того, в Союзном государстве пока ещё действует достаточно громоздкий механизм принятия программ. Мы намерены в ближайшее время выступить с конкретными предложениями по упрощению подходов по их принятию и реализации.

- А что в этом плане делается в сферах безопасности, обороны и ВТС? Можно о них несколько подробнее?
- В 2012 году реализуется восемь программ и три мероприятия в области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности и ВТС.
В качестве примера приведу  программу  «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах региональной группировки войск (сил)  РБ и РФ» на период 2008-2012 гг.  В настоящее время   в министерствах обороны наших стран такая работа проводится с целью дальнейшего оборудования территорий России и Белоруссии в интересах РГВ (с).
При этом ставятся следующие задачи: 
- улучшение состояния объектов авиационной и инженерной инфраструктур  и доведение этих объектов до норм годности к эксплуатации в интересах РГВ (с);
- увеличение ёмкости арсеналов, баз, складов тыла по размещению, хранению, приёму и выдаче запасов вооружения, боеприпасов и материальных средств, приведение их к современным нормативным требованиям;
- повышение качества и стандартизация объёма предоставляемой медицинской помощи военнослужащим РГВ (с).

- Что это означает для укрепления обороноспособности Союзного государства?
-  Увеличатся возможности аэродромов по базированию авиации; железнодорожные рампы станут использоваться по максимуму своих возможностей для  обеспечения требуемых нормативных сроков выполнения погрузочно-выгрузочных работ, повысится качество эксплуатации технических средств охраны, инженерных сетей, зданий и ограждений. Кроме того, будет обеспечено повышение сохранности запасов  вооружения, боеприпасов, ГСМ и других материальных средств. Улучшится качество и повысится объём медицинской помощи военнослужащим и членам их семей.

- У Счётной палаты РФ недавно возникли вопросы по расходованию средств из бюджета Союзного государства на претворение в жизнь указанной программы. Насколько серьёзны претензии?
- Мы в курсе сложившейся ситуации и причинах её возникновения. Выполнение программы находится под контролем Постоянного комитета, и все рекомендации Счётной палаты выполняются. Вместе с Министерством обороны России в рабочем порядке мы  доработаем организационно-финансовый план мероприятия.
Ещё до высказанных Счётной палатой замечаний мы обсуждали с партнёрами из Минобороны РФ необходимость более пристального контроля за освоением бюджетных ассигнований, а также приведения в соответствие фактического финансирования мероприятий и внесения в установленном порядке изменений в программу. Этот процесс  контролируется нами и в ноябре этого года будет завершён. Постоянный комитет готов оказывать всяческое содействие в этом Минобороны.

- А что можно узнать о программе «Союзный тепловизор»?
- Цель программы - создание импортозамещающих тепловизионных устройств специального и двойного применения для стратегически значимых радиоэлектронных систем, вооружения и военной техники.
В результате её реализации будут разработаны и изготовлены  опытные образцы шести базовых  моделей  тепловизоров. Их потребителями станут более 50 предприятий радиолокационного комплекса России и Белоруссии.

- Очевидно,  и другие реализуемые сегодня программы могут быть интересны в плане укрепления обороноспособности Союзного государства?
- В сфере разработки технологий двойного применения приоритетными являются следующие программы: «Космос-НТ», «Микросистемотехника», «Композит», «Прамень», «Нанотехнология-СГ», «Основа» и т.д.
Я намеренно не привожу их полные названия, но поясню на примере «Основы» суть этой программы. Она предполагает разработку и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения. Остальные программы не менее важны.

- Григорий Алексеевич, звучала критика, причём довольно резкая, и в отношении Единой региональной системы ПВО: соглашение, мол, реализуется формально...
- В рамках реализации этого Соглашения совместно с белорусской стороной определён перечень органов управления, пунктов управления объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав ЕРС ПВО, выработан единый подход к созданию системы управления ею, выработана единая позиция по вопросам назначения командующего ЕРС ПВО.
Уже разработаны проекты положения о командующем  и  о КП ЕРС ПВО, инструкция по организации и несению боевого дежурства, а также план действий дежурных по ПВО войск (сил) и средств ЕРС ПВО.
Сейчас проводится совместная работа по переоснащению белорусской части ЕРС ПВО современным вооружением и техникой.
Каких-либо дополнительных нормативных актов по вводу ЕРС ПВО после подписания соответствующего указа Президентом Республики Беларусь не требуется. Следовательно, остается выполнить всё то, что уже согласовано и утверждено.

Напомню, что апробация ЕРС ПВО была проведена в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе и на совместных учениях ВС РФ и РБ «Запад-2009» и «Щит Союза-2011», в ходе которых белорусские и российские воинские части из состава ЕРС ПВО показали высокий уровень взаимодействия при совместных действиях, а также подтвердили готовность эффективно отражать удары с воздуха. Дальнейшей проверкой её эффективности послужат планируемые учения «Запад-2013».
На коллегии министерств обороны РФ и РБ в апреле обсуждался вопрос о совместном патрулировании и контроле за воздушным пространством системами ПВО. До конца года должна быть запущена цифровая система управления Единой системы ПВО двух стран.
По расчётам специалистов, функционирование ЕРС ПВО увеличит общую эффективность противовоздушной обороны в регионе для Белоруссии в 1,4-1,6 раза, а для России - в 1,7 раза. Одновременно  продолжается активная работа по дальнейшему развитию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование ЕРС ПВО.

- А что вы можете сказать об обустройстве границы Союзного государства?
- В прошлом году завершилась реализация Программы обустройства внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы. На неё было выделено около трёх миллиардов  российских рублей. Построены и введены в эксплуатацию 16 объектов пограничной инфраструктуры, в том числе военные городки в населённых пунктах Фариново и Гродно, пограничные посты в Ярево и Дробишуны, общежитие для личного состава пограничной заставы в деревне Плюсы. Построены комплексы пограничных застав в населённых пунктах Бенякони и Дотишки, пограничных постов в деревнях Урбаны, Видзы и Геранены.

- Григорий Алексеевич, нельзя не вспомнить и о единой стратегии по разработке и внедрению новейших видов вооружения, о едином оборонном заказе...
- Требуется  качественное улучшение взаимодействия как на организационно-управленческом уровне, так и в системе оснащения ВС вооружением и военной техникой нового поколения. Это возможно только при условии существенной модернизации всей системы разработки и производства данной продукции.
В настоящее время имеются определённые барьеры во взаимном участии предприятий промышленности при реализации гособоронзаказа.   Чтобы   обеспечить  равный взаимный  доступ к системе реализации государственного оборонного заказа  России и Белоруссии, потребуется дальнейшая гармонизация законодательств двух стран.  И такие шаги, поверьте, уже делаются.

- Следовательно, сотрудничество России и Белоруссии в военной сфере можно считать примером для союзников наших стран по ОДКБ? Необходимо ли и далее его углублять и расширять? Если да, то до каких пределов?
- Да, сотрудничество России и Белоруссии  в этой области достигло высочайшего уровня. Взгляды политического и военного руководства стран - участниц Договора о создании Союзного государства на проблемы региональной безопасности, источники и характер военных опасностей и угроз либо совпадают, либо очень близки. Москва и Минск проводят согласованную военную политику, вырабатывают меры по обеспечению региональной безопасности, выстраивают свою оборону с учётом серьёзных изменений в геополитической обстановке, вызванных в том числе и расширением НАТО на Восток.

Ведётся работа по подготовке проектов новых программ по направлениям ВТС, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности Союзного государства, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, образования и другим на период 2016-2017 гг.
Если же говорить о перспективах, то коррективы вносит, как всегда, жизнь. Появляются  новые идеи, принимаются и реализуются новые программы и соответственно расширяются  направления взаимодействия по совместному обеспечению  безопасности народов России и Белоруссии.

Союзное государство как интеграционный проект - само по себе реальная перспектива. Оно не может утратить свою роль, потому что у руководства России и Белоруссии на это есть политическая воля.

Общее прошлое наших народов - уже серьезный аргумент, но общее будущее - не менее важный фактор.

*****

http://www.redstar.ru/images/foto/2012/11-2012/08/19-08-11-12.jpg
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.
РАПОТА Григорий Алексеевич родился в Москве 5 февраля 1944 года в семье военнослужащего. В 1996 году окончил МГТУ имени Баумана по специальности «Инженер-конструктор».
По окончании Краснознамённого института КГБ СССР и до апреля 1998 года проходил военную службу в различных должностях и званиях. В период с апреля по ноябрь 1998 года - заместитель секретаря Совета Безопасности России, с ноября 1998 г. по сентябрь 1999 г. - генеральный директор госкомпании «Росвооружение». С сентября 1999 года по май 2000 г. - первый заместитель министра торговли России.
В период с июня 2000 г. по октябрь  2001 г. - первый заместитель министра науки, промышленности и технологий. С октября 2001 г. по октябрь 2007 г. - генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 9 октября 2007 года назначен полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. С 14 мая 2008 г. до 25 ноября 2011 г. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
25 ноября 2011 года назначен на пост государственного секретаря Союзного государства. Генерал-полковник запаса. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса.

http://www.redstar.ru/index.php/compone … 5lLWltZWV0

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif  В контексте статьи,в разделе  ВС России,статья  С ними в разведку? Пойдём!
в теме  Армии мира,аналитика,новости

12

Россия – Белоруссия: формула успеха
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда»7.11.2012 16:52
   
http://www.redstar.ru/images/foto/2012/11-2012/28/20-28-11-12.jpg

Из всего комплекса интеграционных процессов, идущих на постсоветском пространстве, несомненно, выделяются российско-белорусские отношения, приведшие к созданию Союзного государства. При этом и они развиваются в непростых внешнеполитических и экономических условиях.
О том, какие существуют вызовы Союзному государству в целом и Белоруссии в частности и какие совместные меры принимаются по их нейтрализации, говорится в интервью, которое дал «Красной звезде» министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир МАКЕЙ.

- Владимир Владимирович, что вы можете сказать об отношениях между Белоруссией и западными странами за последний год? Какие последствия для экономики страны имело введение санкций против ряда её ключевых предприятий?
- Отношения на политическом уровне весьма далеки от реальных нужд как Белоруссии, так и самого Евросоюза. Это обусловлено тем, что Евросоюз хочет самолично определять параметры общественного и экономического развития нашей страны. Естественно, не неся никакой ответственности за возможные последствия. Мы же не приемлем подобного вмешательства в наши внутренние дела и, безусловно, отстаиваем наше суверенное право самостоятельно определять свой путь развития.

Мы убеждены, что ключ к разрешению сложившейся в наших отношениях ситуации находится у Евросоюза. В отличие от ЕС мы не вмешиваемся во внутренние дела своих соседей. Именно Евросоюз несёт ответственность за утрату доверия в диалоге. Ему и надлежит устранять причинённый ущерб.
Со своей стороны мы всегда ответим взаимностью, если Брюссель не на словах, а на деле будет готов к равноправным и уважительным отношениям с нами. От этого бы действительно выиграли интересы всей Европы. Однако пока понимания этой необходимости у ЕС мы не видим.

В 2011 году ЕС расширил санкции в отношении ряда белорусских должностных лиц и компаний (всего – 243 гражданина и 32 компании).
Несмотря на это, экономические отношения между Белоруссией и ЕС на уровне компаний развиваются достаточно динамично. Так, в январе – сентябре 2012 года взаимный товарооборот составил 21,4 млрд. долл. (рост 122,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), экспорт в ЕС – 14,9 млрд. долл., импорт – 6,5 млрд. долл.
Наше торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом имеет взаимовыгодный характер, а снятие существующих политических барьеров придало бы ещё больший импульс этому сотрудничеству.
К сожалению, пока в подходах ЕС по отношению к РБ доминируют рецидивы старого мышления.

– Очевидно, что развитие Белоруссии и Союзного государства происходит в непростых условиях, причём не только с экономической, но и военно-политической точки зрения. Как вы оцениваете основные вызовы и угрозы нашей совместной безопасности?
Прежде всего хотел бы отметить многогранный и взаимосвязанный характер существующих современных вызовов и угроз безопасности. B качестве основных я назвал бы угрозы, связанные с посягательством на суверенитет, государственную независимость, конституционный строй и территориальную целостность Республики Беларусь. Как правило, такие угрозы имеют внешний характер и проявляются путём навязывания определённого политического курса, не отвечающего национальным интересам. Это может быть также целенаправленное давление на руководство страны с целью получения различных уступок как в политической, так и в экономической сферах; введение всевозможных санкций и ограничений; ослабление и дискредитация интеграционных структур, в работе которых участвует наша страна.
Особую актуальность для нас на современном этапе приобретают угрозы, связанные с геополитической конкуренцией на постсоветском пространстве крупных политических игроков, включая США и Европейский Союз.

Несомненно, нас не могут не волновать участившиеся в последнее время случаи использования односторонних силовых подходов, размывания основ многосторонних инструментов обеспечения международной и региональной безопасности, создания в непосредственной близости от наших границ новых военных структур, например таких, как система противоракетной обороны НАТО в Европе.

Среди новых вызовов и угроз безопасности, имеющих трансграничный характер, я бы выделил международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, эскалацию региональных конфликтов, транснациональную преступность, нелегальную миграцию, торговлю людьми, оружием и наркотиками. Как никогда актуальным мы считаем также противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности государства.

– Нейтрализовать эти вызовы и угрозы призвано военно-политическое, военное и военно-техническое сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в формате Союзного государства. Как оценивают в Минске его развитие?
– Мы заинтересованы в максимальной реализации существующего потенциала стратегического партнёрства в отношениях с Российской Федерацией во всех сферах взаимодействия.
В области военного и военно-технического сотрудничества у наших стран по-настоящему союзнические отношения. С 2000 года в рамках осуществления совместной политики в области обороны действует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации. В 2009 году было подписано Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Указанное соглашение позволяет существенно нейтрализовать уровень существующих вызовов и угроз для наших государств и укрепить взаимодействие военно-воздушных сил и войск ПВО. На постоянной основе реализуется ряд совместных программ военно-технического сотрудничества, финансируемых из бюджета Союзного государства.

Для формирования общей стратегии взаимодействия на постоянной основе проводятся двусторонние консультации экспертов военных ведомств двух стран.
С удовлетворением хотел бы отметить последние мероприятия в области развития военно-технического сотрудничества, где мы имеем огромный потенциал. 23 октября в Минске состоялось заседание рабочей группы по сотрудничеству предприятий белорусского и российского оборонно-промышленных комплексов с участием первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко и заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина. Итогом этой встречи стало подписание предметной программы мероприятий на 2012–2015 годы.
Я убеждён, что реализация этой программы значительно повысит степень кооперации военных отраслей и фактически выведет сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в оборонной области на качественно новый уровень.

– Какова формула стратегического партнёрства Белоруссии и России?
– Если быть кратким, она заключается в следующем: углубление интеграции и всестороннее развитие взаимовыгодного сотрудничества в интересах народов наших государств, социального и экономического прогресса Белоруссии и России на принципах суверенного равенства. Эта формула закреплена в Договоре о создании Союзного государства, определяющем приоритетные цели союзного строительства, механизмы их реализации и институциональные составляющие.
Я имею в виду функционирование единого экономического пространства, обеспечение равенства прав граждан, проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны и безопасности.
Достаточно эффективно работает система органов Союзного государства, развиваются союзный бюджет, союзные программы, союзная собственность.
Сегодня для нас стратегическое партнёрство – это не просто формула, это реалии, обеспечивающие стабильное и безопасное развитие наших государств.

– Какой вам видится роль ОДКБ на восточноевропейском направлении?
– Мы убеждены, что ОДКБ должна играть одну из ключевых ролей в укреплении общеевропейской и евразийской безопасности.
РБ является последовательным сторонником превращения ОДКБ в многопрофильную региональную организацию, обеспечивающую безопасность государств-членов и стабильность во всём регионе ответственности. ОДКБ уже не является сугубо военно-политическим блоком, ориентированным на защиту государств только от вооружённой агрессии извне. Мы чётко отдаем себе отчёт, что угроза военного вторжения далеко не единственная и по большому счёту не самая актуальная на сегодняшний день. Новые вызовы и угрозы, такие как терроризм, нелегальная миграция, наркотрафик, киберпреступность, могут серьёзно влиять на государства, подрывать внутреннюю стабильность и безопасность. Поэтому сегодня мы не можем сосредотачивать все усилия ОДКБ только на поддержании военного потенциала государств.

Крайне важно развивать взаимодействие с другими международными организациями, в первую очередь с ООН. 28 сентября в Нью-Йорке генеральный секретарь ОДКБ и заместитель генерального секретаря ООН по миротворческим операциям подписали Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом ООН по поддержанию мира. Это взаимодействие должно способствовать включению ОДКБ в глобальную систему безопасности.

Особое значение играют отношения с ОБСЕ, в первую очередь в сфере противодействия новым вызовам и угрозам безопасности на евразийском пространстве.
ОДКБ должна вносить вклад в обеспечение прочного мира в евроатлантическом регионе. В этом контексте нам необходимо налаживать практическое взаимодействие с НАТО на основе принципа неделимости безопасности. Организация неоднократно предлагала НАТО наладить сотрудничество по направлениям, представляющим взаимный интерес, но пока наши партнёры в Брюсселе, похоже, не готовы к серьёзному взаимодействию.

ОДКБ и НАТО – две организации, действующие на евроатлантическом и евразийском пространстве и решающие схожие задачи. От установления прямых официальных контактов и координации усилий, несомненно, в выигрыше останутся обе стороны.

– Республика Беларусь в рамках Организации Договора о коллективной безопасности регулярно выдвигает инициативы, направленные на повышение её эффективности, расширение сфер деятельности, обеспечение комплексного подхода к проблематике безопасности региона и государств-членов. Как реализуются ранее выдвинутые инициативы, и планирует ли Белоруссия в будущем предложить новые?
– Современные реалии диктуют, что ОДКБ должна быть организацией, способной эффективно и адекватно реагировать на возникающие угрозы. Выдвигая новые инициативы, РБ, естественно, учитывает эволюцию вызовов и угроз. Некоторые наши инициативы не только успешно реализуются, но и трансформируются в отдельные направления деятельности организации. Например, в 2006 году в Минске президент Республики Беларусь на сессии Совета коллективной безопасности выступил с инициативой о развитии межпарламентского взаимодействия государств – членов ОДКБ. Как видим, наша идея о необходимости привлечения к деятельности организации парламентариев стала поводом для создания Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Если говорить об инициативах, выдвинутых Республикой Беларусь в ходе своего председательства в организации в 2011 году, то они касались разных сфер деятельности ОДКБ. В частности, на усиление военного потенциала организации были направлены решения о привлечении сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ для участия в совместных учениях и об утверждении целевой программы оснащения современным вооружением. Для укрепления позиций ОДКБ на международной арене и налаживания сотрудничества с другими международными организациями и государствами белорусская сторона предложила меры по организации миротворческой деятельности в совместном формате с ООН.
Что касается возможных новых инициатив Республики Беларусь, то хотел бы отметить, что нам всегда есть что предложить союзникам по ОДКБ. Мы не выдвигаем инициативы ради инициатив и, уверен, в ближайшем будущем также сможем предложить что-то стоящее для рассмотрения и реализации.

– В соответствии с замыслом Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ предназначены для использования с целью отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Каковы перспективы применения белорусской компоненты КСОР?
– Республика Беларусь подписала и выполнила внутригосударственные процедуры по вступлению в силу Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, а также Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.

Это является подтверждением заинтересованности Белоруссии в создании условий для совершенствования военного потенциала ОДКБ, в том числе КСОР, расширения возможностей Организации по своевременному реагированию на существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности государств – членов ОДКБ.
Наши военнослужащие активно участвуют во всех совместных мероприятиях оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Одним из недавних примеров является участие белорусских военнослужащих в учениях КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», прошедших в сентябре в Армении. В следующем году на нашей территории планируется проведение совместного учения КСОР «Взаимодействие-2013».

По нашей инициативе осуществляется целевая программа оснащения КСОР ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.

http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-56-32/item/6060-rossiya-–-belorussiya-formula-uspeha

13

Белоруссия. К итогам года (I)
Юрий БАРАНЧИК,23.12.2012

http://www.fondsk.ru/images/news/2012/12/23/n18368.jpg
В политическом плане 2012 год прошел для Белоруссии спокойно, без политических баталий, без повторения попыток втянуть власть в стихию уличного бунта.
Первую половину года прозападная оппозиция нудно обсуждала свои внутренние проблемы, вскрывшиеся после разгрома оппозиционных сил на президентских выборах 2010 года.
Затем несколько месяцев выясняла, стоит или нет участвовать в кампании по выборам в парламент. После проведения парламентских выборов снова погрузилась в препирательства по вопросу - являлся ли неприход какой-то доли избирателей на участки для голосования следствием успеха тактики бойкота части оппозиции, либо это произошло по независимым от оппозиции причинам вследствие значительной политической апатии населения.

События 2012 года ещё раз подтвердили, что у белорусской прозападной оппозиции с кадрами плоховато. Старая плеяда «борцов за демократию» вышла в тираж, а молодая поросль слишком молода и не имеет никакого политического опыта.

В этот «год тишины» одним из наиболее ярких событий, которые с некоторой натяжкой можно отнести к политическим, стала летняя акция шведских авиалюбителей, получившая название «плюшевый десант».
Организаторы этой провокации явно шли на скандал: либо белорусские военные должны были сбить шведский «кукурузник», либо они должны были его «проспать». Можно было бы, конечно, попробовать его и посадить, но расстояние на этом участке границы от Литвы до Беларуси очень невелико – всего около 150-170 километров.
В результате того, что белорусские пограничники «проспали» плюшевых медвежат, были сняты со своих должностей несколько высших чинов белорусской армии, а оппозиция получила хороший повод заполнить на несколько месяцев информационное пространство обсуждением этой провокации.

При всей театральности этого события «плюшевый десант» высветил проблему охраны воздушных рубежей Союзного государства на западном направлении.
Ситуация вполне прозрачна – если границу в дневных условиях смог преодолеть легкомоторный самолет, то у малоразмерного и малозаметного беспилотника в ночных условиях с этим вообще проблем не возникнет, а вот что будет на его борту и куда он возьмет свой курс после пересечения белорусской границы –  вопрос открытый...

Еще одна провокационная инсценировка была связана с созданием белорусского «правительства в изгнании».
Однако этот проект, поначалу довольно бурно раскручиваемый, во второй половине года был явно заморожен.

Выборы в парламент были последним шансом прозападной оппозиции попытаться хоть как-то обострить ситуацию в стране, но, судя по всему, запал у оппозиции пропал. Выборы прошли спокойно и довольно вяло. Достаточно сказать о том, что активность кандидатов по продвижению своих избирательных программ была, как никогда, низкой.

Белорусский ЦИК даже вынужден был за свои деньги печатать листовки кандидатов, т.к. многие кандидаты в депутаты решили вообще никакой агитации не вести.

На этом фоне народ выборы не заметил и продолжал уезжать из страны.
Так, за девять месяцев уходящего года, по официальным данным, численность работающих в Белоруссии сократилась приблизительно на 100 тысяч человек, большинство из которых уехали на заработки в Российскую Федерацию (всего в республике около 6 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, а, по оценкам экспертов, в РФ уже трудится от 800 тысяч до 1 млн. белорусских граждан).
Не замечать данную тенденцию и не видеть ее политических последствий нельзя.

Несмотря на достигнутую политическую стабилизацию и выход средней зарплаты по стране на уровень 450 долларов, люди продолжают уезжать в РФ на заработки.
Ведь в конечном счёте 450 долларов средней зарплаты на человека многих проблем рядового белорусского гражданина так и не решили.
Так же быстро, если не быстрее, росла стоимость услуг, продуктов питания и вещей широкого потребления. В результате нынешние 450 долларов по существу эквивалентны предыдущим 250-ти.
При этом работающие как в республике, так и в России граждане Беларуси видят очень большой, иногда в разы, разрыв между уровнями своих зарплат и российских.

Приведу только два примера. После покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» зарплата белорусских газовиков увеличилась в три раза.
Сейчас они пересаживаются на другую автомобильную технику и получают совершенно иной по качеству социальный пакет, который их ставит на один уровень с шахтерами Солигорска.
Второй пример связан со строительством Белорусской АЭС. Белорусские строители получают приблизительно 700-800 долларов, в то время как работающие там же россияне - около 4500-4800 долларов.
И это проблема. Проблема существенной разницы в оплате труда. Если не решить её своевременно экономическими средствами, она может стать политической проблемой.

Тот факт, что в 2012 году белорусские власти достаточно уверенно и легко нейтрализовали угрозы и прозападной оппозиции внутри страны, и внешние угрозы, во многом стало результатом осознанного и системного включения белорусского руководства в осуществление проекта евразийской интеграции, в работу по повышению статуса Таможенного союза на международной арене. В мире это не могли не принять во внимание…

Первые плоды выстраивания модели евразийской интеграции уже видны.
Если, например, в 2009-2010 годах на согласование позиций между сторонами проекта Евразийского экономического союза уходила значительная часть усилий руководства стран «тройки», чиновников и обслуживающих эти процессы экспертов,
то в 2011 году процессы согласования шли уже значительно легче, а в 2012 году - еще легче.

Это означает, что между странами «тройки» (РФ, Белоруссия, Казахстан) возросло доверие, лучше стало понимание того, что ни одна из сторон не извлекает из процесса интеграции односторонних выгод.

Да и прежние досадные конфликты между Москвой и Минском по газовой, нефтяной или пищевой проблематике в 2012 году значительно поутихли.

Так что в целом главным политическим итогом 2012 года для Белоруссии стала заметная стабилизация, и это - несмотря на все по-разному интерпретируемые нюансы внутриполитической жизни и внешнеполитической обстановки вокруг республики.

(Окончание  следует)

http://www.fondsk.ru/news/2012/12/23/be … oda-i.html

14

Белоруссия. К итогам года (II)
Юрий БАРАНЧИК, 23.12.2012

http://www.fondsk.ru/images/news/2012/12/23/n18369.jpg
Определяющая роль интеграционных процессов в стабилизации политической жизни в Беларуси в области экономики проявляют себя еще более заметно.
Стабильность экономического положения республики в 2012 году проявилась,
во-первых, в стабильном курсе белорусского рубля, который оставался на протяжении всего 2012 года в запланированном Нацбанком коридоре 8000-9000 рублей за доллар.
Во-вторых, в сохранении прошлогоднего уровня золотовалютных резервов (ЗВР), которые за истекший год, несмотря на выплаты госдолга, не опустились ниже 8 млрд. долларов, а под конец года даже немного подросли - до 8,2 млрд. долларов.
В-третьих, в постепенном и плановом снижении уровня инфляции, которую, как уже сейчас видно, по итогам года удалось удержать в пределах 23-25%.

Конечно, 20-25% инфляции в год – это многовато. Это серьезно тормозит кредитование производственного сектора и населения, а банки испытывают повышенную нагрузку по привлечению средств.
Однако 20-25% инфляции несравненно лучше, чем 300-процентная инфляция, которая была в Белоруссии в 2011 году и которая вымыла оборотные средства предприятий и обесценила вклады населения в белорусской валюте.
В 2013 году правительство надеется удержать инфляцию в 15-процентном коридоре, что уже совсем неплохо (хотя в два раза превышает уровень инфляции в этом году в России и в три раза уровень инфляции в Казахстане).

Снижение инфляции, однако, привело к существенному падению темпов роста ВВП. Если ранее белорусский ВВП ежегодно прирастал на 8-10% (кроме 2011 года), то в 2012 году рост составил только 3,2%, или около 3 млрд. долларов.

По объему привлеченных иностранных инвестиций (1,2 млрд. долларов) правительство к концу года вышло на заявленные прогнозные цифры.
Вместе с тем власти республики ранее заявляли о том, что в этом году будет осуществлена и программа приватизации белорусских активов на сумму 2,5 млрд. долларов для получения осеннего транша в размере 400 млн. долларов из фонда ЕврАзЭС.
Однако с середины лета правительство отказалось от предыдущих обещаний, а Россия не настаивала на дословном следовании белорусской стороной требований выделения траншей. В результате некоторое время назад 400 млн. долларов были республике предоставлены, а требования по приватизации активов перенесены на 2013 год.

Еще одним важным параметром, позволяющим оценить общее состояние белорусской экономической системы, является торговое сальдо. После хорошей первой половины года, когда белорусское внешнеторговое сальдо было положительным, ситуация стала стремительно ухудшаться.
С учетом выплаченных в российский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты общее сальдо внешней торговли товарами и услугами в августе составило минус 387 млн. долларов, в сентябре - минус 421 млн. долларов, в октябре – минус 427,7 млн. долларов.

Цифры однозначно показывают прямую зависимость белорусского положительного торгового сальдо от объемов российской нефти, перерабатываемой на белорусских НПЗ, и объема выработанных из нее нефтепродуктов, идущих на экспорт, в том числе по серым схемам.
Объем растет – сальдо становится положительным. Объем снижается – сальдо тут же уходит в минус.
Из этих цифр становится понятным и стремление белорусских властей получить в следующем году из России не 21 млн. тонн нефти, как в 2012 году, а 23 млн. тонн нефти. Поскольку для внутренних белорусских нужд достаточно 6-8 млн. тонн, то около 13-15 млн. тонн нефти идет на экспорт и на выработку нефтепродуктов, тоже практически полностью уходящих в Европу.

Конечно, если Россия пойдет на увеличение объемов поставляемой в республику нефти, это хорошо – торговое сальдо останется положительным; вместе с тем республиканскому руководству нельзя не думать о диверсификации экономики, чтобы иметь и другие источники стабильного пополнения бюджета.
Понимание необходимости диверсификации источников энергии у белорусского руководства есть.
Во-первых, начато строительство АЭС, которая позволит республике не только производить более дешевую и экологически чистую электроэнергию, но и приблизительно на 4 млрд. кубометров (т.е. сэкономить около 800 млн. долларов в нынешних для Беларуси ценах на газ) снизить потребление российского газа.
Во-вторых, Белоруссия и «Газпром» намерены в течение 2013-2015 годов на 30% увеличить прокачку газа по белорусской территории и произвести модернизацию газотранспортной системы Белоруссии (стоимость работ по модернизации - 1 млрд. долларов);
одновременно стоит вопрос о прокладке через территорию Беларуси второй ветки газопровода Ямал - Европа, в результате чего пропускная способность белорусского направления экспорта газа в Европу должна возрасти вдвое…

Сегодня Беларусь играет роль первого промежуточного хаба по транспортировке российских энергоресурсов на европейский рынок. С учетом перехода стран Евросоюза к единой энергетической политике на основе «третьего энергопакета» значение такого хаба будет только возрастать, причём его услугами в полной мере смогут воспользоваться и другие участники Таможенного союза, в частности Казахстан, который давно ищет возможности получить доступ к белорусской нефтепроводной системе и НПЗ.

Что касается белорусско-казахского сотрудничества, то за время, прошедшее с момента образования Таможенного союза, товарооборот Беларуси и Казахстана вырос в 2 раза, что сопоставимо с ростом оборота Беларуси и стран ЕС.
Товарооборот Беларуси с Россией вырос на 30%. Экспорт белорусских машиностроительных гигантов, таких как МАЗ, МТЗ, вырос соответственно на 40% и 16%, БелАЗ обеспечен заказами на полтора года вперед.

Присоединение к совместной работе по созданию Евразийского экономического союза дало мощный импульс белорусской нефтепереработке, а также позволило сохранить присутствие на российском рынке белорусских товаров, предпосылки к уходу которых с рынка РФ появились в 2009-2010 годах.
Не менее важно и то, что по мере роста совокупного экономического потенциала стран-членов Евразийского союза он становится всё более привлекательным партнером и для других экономических центров мира, прежде всего Евросоюза и Китая.
С точки зрения роста такой привлекательности трудно, например, переоценить значимость реализации проекта Северного морского пути.

Всё более очевидно, что процессу интеграции стран постсоветского пространства нет альтернативы.
Несмотря на возникновение естественных в таком процессе трудностей и нестыковок, единое экономическое пространство будущего Евразийского союза на глазах приобретает реальные очертания.

http://www.fondsk.ru/news/2012/12/23/be … da-ii.html

15

Белорусская экономика: перспективы и испытания
Юрий БАРАНЧИК, 23.02.2013

В статье «Белоруссия. К итогам года» уже отмечалось, что «присоединение к совместной работе по созданию Евразийского экономического союза дало мощный импульс белорусской нефтепереработке».
Наряду с этим в экономике Белоруссии, опирающейся в основном на две опоры – экспорт нефтепродуктов и экспорт калийных удобрений, вместе обеспечивающих порядка 65% валютных доходов, - обозначился ряд проблем, с которыми придётся иметь дело уже в самое ближайшее время…

Тревожит то, что между Беларусью и Россией до сих пор не подписан топливный баланс поставок нефти на белорусский рынок. Нынешнее соглашение действует только до конца марта. Как говорят представители обеих сторон, следующее соглашение подпишут в марте, но, скорее всего, если стороны не сойдутся в объеме поставок до конца текущего года, оно также будет подписано только на один квартал. Естественно, такая ситуация не способствует стабильности в белорусской экономике.

Кроме того, в условиях окончания бизнеса с растворителями белорусская нефтянка не может служить локомотивом роста экономики в тех же объемах, что и раньше. Только в 2012 году Беларусь вернула более 3 млрд. долларов нефтяных пошлин в российский бюджет.

Довольно неудачно складывается конъюнктура и на калийном рынке. Это связано не только с падением цен, но и с некоторым сокращением рынка в силу того, что Китай создал необходимые запасы калия, а Индия планирует сократить субсидии сельскому хозяйству.
Эксперты прогнозируют, что на 2014 год ситуация для поставщиков калия сложится еще хуже – рынок будет сужаться, будет снижаться и уровень цен, достигнутый к рубежу 2012-2013 годов.

Для Белоруссии, сохранившей неизмененной структуру экономики ещё с советских времён, это оборачивается новыми вызовами. Об этом говорит и доклад министра экономики Николая Снопкова, сделанный 13 февраля на заседании Совмина республики.

Основных причин непростого положения экономики, по мнению министра, две.
Во-первых, высокая материалоемкость производства: «Несмотря на снижение доли промежуточного потребления по сравнению с 2011 годом, его удельный вес в валовом выпуске товаров и услуг остается высоким и составляет от 55% в Минской области и до 70% в Витебской области».
Во-вторых, неизменная еще с советских времен структура экономики в областях: «Неизменная структура экономики регионов привела к тому, что экономическую погоду делает узкий круг валообразующих предприятий, формирующих более 50% производства региона и функционирующих еще со времен СССР. В Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях наиболее остро стоит проблема создания новых производств в целях снижения зависимости развития данных регионов от влияния доминирующих предприятий».

По официальным данным, в Брестской области отстающими являются 10 районов из 16 (62,5%), в Витебской – 13 из 21 (61,9%), в Гомельской – 14 из 21 (66,7%), в Гродненской – 13 из 17 (76,5%), в Минской – 14 из 22 (63,6%), в Могилевской – 15 из 21 (71,4%).

Министр экономики обратил внимание и на грозящие республике демографические проблемы. Так, до 2032 года вследствие сокращения трудового потенциала страны приблизительно на 870 тыс. человек (в настоящее время численность населения Белоруссии - около 9,5 млн. человек, численность трудоспособного населения – около 6 млн. человек) произойдет старение населения и рост демографической нагрузки. По данным Минэкономики, к 2032 году сельская местность потеряет пятую часть населения (472 тыс. чел.).
Особенно значительные потери может понести Витебская и Гродненская области, на долю которых будет приходиться свыше 40% общей потери сельского населения республики.
Это приведет к тому, что количество районов с критическим уровнем численности жителей, ниже которого не обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие территории (5-20 тыс. человек), может возрасти с 51 района в настоящее время до 77 к 2032 году. «То есть это более 60% территории страны», - подчеркивается в докладе.

По прогнозам Минэкономики Белоруссии, к концу 2013 года может сложиться серьезное положение и с внешним долгом. Если финансирование модернизации белорусских предприятий будет осуществляться за счет связанных кредитов под гарантии правительства, то внешний госдолг республики до конца 2013 года достигнет 17 млрд. долларов, а валовой внешний долг - 41,6 млрд. долларов (увеличившись с 34,8 млрд. долларов на 1 января 2013 года).
Это значит, что отношение внешнего государственного долга к ВВП составит 22,7% и приблизится к пороговому значению безопасности в 25%. А отношение валового внешнего долга к ВВП по итогам 2013 года может достичь 55,3% и, таким образом, превысит пороговое значение безопасности в 55%.

Еще одной проблемой экономики в 2013 году станет программа модернизации белорусских предприятий, т.к. для ее реализации предусмотрен инвестиционный импорт на сумму не менее 1,6 млрд. долларов.
По мнению министра экономики, возникший разрыв финансирования платежного баланса может быть компенсирован либо за счет снижения золотовалютных резервов, либо за счет девальвации национальной валюты.

Какие выводы вытекают из этого анализа, сделанного в правительстве Белоруссии?
Во-первых, у Белоруссии нет, видимо, возможности дальнейшего устойчивого развития при сохранении сложившейся еще с советских временем структуры экономики в виде нескольких крупных предприятий (около 25) и двух отраслей (калийная и нефтяная), дающих основную часть валютных поступлений.
Эту жесткую структуру экономики можно изменить, лишь создавая в областях достаточное количество средних предприятий.

Во-вторых, без изменения структуры экономики республика продолжит залезать в долги, размер которых может превысить 55% от ВВП уже в текущем году.
Избежать этого возможно, либо прибегнув к инфляции, либо пойдя на снижение уровня золотовалютных запасов.
Оба негативных сценария республика с большими потерями для себя испробовала в 2009-2011 годах, и их повторение не представляется правительству возможным.

В-третьих, необходимо внесение корректив в планы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку.
Правительство Белоруссии впервые открыто заявило о том, что модель «нефтяного офшора», которая обеспечивала существование и «белорусского экономического чуда», и белорусской политической системы в 1994-2012 годах, больше не работает.

http://www.fondsk.ru/news/2013/02/23/be … 19270.html

16

В Белоруссии у молодежи развивают чувство патриотизма
РГРК «Голос России»,Анна Савицкая,28.02.2013

http://m.ruvr.ru/data/2013/02/28/1338065568/4h_50586721.jpg
Фото: EPA

В Белоруссии сохранились традиции патриотического воспитания советских времён. В стране есть пионерская организация, патриотический союз молодёжи и клубы патриотического воспитания.
С подробностями корреспондент "Голоса России" в Белоруссии

В Белоруссии есть фактически всё, что было в Советском Союзе: и октябрята, и пионеры.
В пионеры ребят принимают всегда в День рождения пионерской организации. Вступить или не вступить в их ряды – дело добровольное. Но ребят заранее предупреждают, что это шанс вступить в Белорусский патриотический союз молодёжи (БПСМ), а потом возможность без препятствий получить высшее образование. БПСМ – это своего рода преемник комсомола, активисты которого добиваются для своих членов некоторых привилегий. Например, им положены скидки в молодёжные клубы, на дискотеки, а также в салоны красоты.

В школах Белоруссии первое сентября всегда начинается с урока мужества. Правда, вместо ветеранов Великой Отечественной, которых осталось совсем немного, на уроки приходят офицеры-отставники, воины-интернационалисты.
Кроме того, для школьников предусмотрены обязательные экскурсии по местам боевой славы. В Брестскую крепость, Музей Великой Отечественной войны, на Буйничское поле, а также на "Линию Сталина".
При этом грандиозные военные парады в Минске проводятся дважды в год - в День Победы и  День независимости.

Бывший воин-афганец, полковник Сергей Возняк считает, что в патриотическом воспитании должна быть гармония между формой и содержанием:
"Если говорить о советском патриотическом воспитании молодёжи в октябрятах, пионерах, "Зарнице", "Орлёнке" - можно по-разному к ним относиться, но там была эта гармония между формой и содержанием.
А сейчас форма осталась прежней, советской, а содержание полностью выхолощено и уж точно не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Пытаются с молодёжью говорить языком 1970-х годов. И мне кажется, это не работает".

На 23 февраля в Белоруссии устраивали реконструкцию боевых сражений, причём не только времён Великой Отечественной, но и Бородинской битвы и событий в Афганистане.

http://rus.ruvr.ru/2013_02_28/V-Belorus … triotizma/

17

Лукашенко: «Я не буду передавать власть родным»

http://www.youtube.com/watch?v=bZQYxBp5 … kh0R10LhLw

rtrussian Опубликовано 17.03.2013
В эксклюзивном интервью RT президент Белоруссии Александр Лукашенко поделился соображениями о будущем преемнике и дал оценку попыткам интеграции с Россией.

Он с теплотой вспомнил о недавно ушедшем венесуэльском лидере Уго Чавесе, обрисовал перспективы развития Латинской Америки,
а также рассказал о своем отношении к Западу.

Подписывайтесь на RT Russian - http://www.youtube.com/subscription_c...
RT на русском - http://russian.rt.com/
Vkontakte - http://vk.com/rt_russian
Facebook - http://www.facebook.com/RTRussian
Twitter - http://twitter.com/RT_russian
Livejournal - http://rt-russian.livejournal.com/

18

Один народ – одна судьба
Файл-РФ,Андрей Бобок,наш собкор в Минске,02 апреля

http://file-rf.ru/uploads/view/position/042013/2ff994e208ae88da6653ffe07226f909f47e8cb4.jpg
Сегодня – День Единения народов Беларуси и России.
На вопросы «Файла-РФ» отвечает председатель Белорусского общественного объединения «Русь» Иван КОРДА.

– Иван  Михайлович, 2 апреля отмечается День Единения народов Беларуси и России.
Именно в этот день в 1996 году наши президенты подписали в Москве договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Все эти годы мы вместе строим общий дом – наше Союзное государство.
Каковы на сегодня, на ваш взгляд, основные итоги его деятельности и перспективы его дальнейшего развития?

– Давайте задумаемся: прошло уже 17 лет со дня заключения очень важного для всего постсоветского пространства договора между Россией и Белоруссией.
В развитие этого договора были заключены межгосударственные соглашения, которые позволяют россиянам и белорусам иметь в союзном пространстве равные права на проживание, передвижение, трудоустройство, ведение бизнеса, получение образования, на определённые социальные гарантии.

Достигнуты договорённости о стратегическом сотрудничестве в оборонной и экономической сферах.
Всё это явилось основой для образования единого таможенного, а затем и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

А перспектива у нас, я считаю, одна: расширять круг нашей интеграции, вовлекать в него на равноправной и суверенной основе наших собратьев по Советскому Союзу – всех тех, с кем нас, белорусов и россиян, связывает наша история и наша единая, советская духовность.

– Вам, как председателю самой крупной общественной организации, объединяющей наших российских соотечественников в Беларуси, постоянно доводится общаться со многими живущими здесь российскими гражданами.
Интересно узнать ваше впечатление – как чувствуют, кем ощущают себя на белорусской земле россияне?

– У меня такое впечатление, что граждане России ощущают себя здесь, в Беларуси, как на своей родной земле.
И отношение к ним тех же, скажем так, белорусских чиновников, – совершенно такое же, как отношение к белорусским гражданам:
не нарушаешь – хорошо, нарушил – отвечай по закону.

Знаете, есть такой показатель в деятельности различных общественных организаций, объединяющих иностранных граждан, проживающих на территории другого государства: как часто, и насколько серьёзно обращаются к ним их граждане с жалобами на притеснения, несправедливые действия по отношению к ним местных властей.
И это ведь на сегодня действительно в мире проблема!

Так вот, я хочу подчеркнуть:
за всё время существования нашей общественной организации в наш адрес не было обращений со стороны российских граждан по вопросу дискриминации их гражданских и национальных прав как граждан России.

То есть – ни одного реального обращения!

Это, наверное, вообще говоря, уникальный случай в истории.
Хотя какая тут уникальность – всё ведь понятно: мы, россияне и белорусы – по сути один, единый народ, и таковым наши простые люди друг друга между собой ощущают и считают.

Вот это, пожалуй, главное: чтобы мы считали и ощущали друг друга родными братьями.

Я уверен: так есть, и так будет во веки веков.

http://file-rf.ru/context/2453

19

О новой стратегии США в отношении Белоруссии
Алексей ПОЛОЗОВ,19.04.2013

http://www.fondsk.ru/images/news/2013/04/19/n20139.jpg
Рисунок: ИноСМИ

Весна 2013 года ознаменовалась поиском новой стратегии США на белорусском направлении.
Белоруссия регулярно сталкивается с попытками вмешательства Запада в её внутренние дела. В марте 2012 года Минск демонстративно покинули послы всех стран Евросоюза. Формальным поводом стали обвинение дипломатических миссий Польши и Германии в весьма специфических связях с белорусской оппозицией и приведение в исполнение смертного приговора террористам, осуществившим взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года, когда погибли 15 человек.
Впрочем, Евросоюз явно переоценил эффект от своего демарша. А.Лукашенко публично выразился в том смысле, что Белоруссия ничего в своих подходах менять не станет и если послы хотят вернуться, то пусть возвращаются, а нет – пусть сидят дома.
В западных столицах по этому поводу некоторое время пребывали в растерянности, а затем страны ЕС тихо, без шума вернули своих послов в Минск.

Неэффективным оказался и навязанный Белоруссии диалог в рамках программы «Восточное партнёрство».
Попытки Брюсселя подкрепить «движение к демократии» в Белоруссии обещаниями призрачной финансовой помощи или подписанием эфемерных деклараций о сотрудничестве на манер ассоциации ЕС с Украиной в Минске интереса не вызвали.

Полностью неэффективной оказалась и политика санкций ЕС в отношении Белоруссии.
Имея общую границу с Россией, а также будучи связанной с различными странами Евросоюза торговлей на миллиарды долларов (прежде всего с соседями – Литвой, Латвией, Польшей), Белоруссия практически не пострадала от санкций.

Не оправдались и давние надежды Запада дестабилизировать ситуацию в Белоруссии изнутри при помощи сети оппозиционных структур.
Оппозиция, несмотря на значительное количество сторонников вхождения Белоруссии в ЕС, расколота и в основном сосредоточена на освоении поступающих из-за рубежа средств.

Когда стало окончательно ясно, что ни путём дипломатического давления, ни путём попыток спровоцировать волнения в Белоруссии смены режима не добиться,
появились признаки того, что Запад нащупал новую стратегию в отношении Белоруссии и лично А.Г.Лукашенко.
Основной упор стал делаться на тех трещинах, которые имеются в отношениях РФ и Белоруссии, а также слабостях Союзного государства России и Белоруссии.

Немалый интерес представляет в этом плане визит в Минск в январе 2013 года президента Джеймстаунского фонда Глена Говарда и аналитика того же фонда Влада Сокора. Вот уже три месяца белорусские СМИ – и оппозиционные, и правительственные - не перестают наперебой комментировать итоги встречи Г.Говарда и В.Сокора с А.Г.Лукашенко…
Джеймстаунский фонд был создан в США при поддержке ЦРУ в 1984 году.
Его главной задачей является изучение ситуации и подготовка аналитических материалов о положении дел в государствах, которые в наибольшей степени интересуют США. В состав руководства Джеймстаунского фонда входят бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси и Збигнев Бжезинский.

В 80-90-е годы Джеймстаунский фонд активно занимался Восточной Европой и СССР, а после распада Советского Союза сосредоточился на положении дел в России. Повышенный интерес аналитики фонда проявляют к Северному Кавказу, а после избрания В.В.Путина на второй президентский срок – и к состоянию российской оппозиции в целом.

Чем же в связи с этим интересен десант Джеймстаунского фонда в Белоруссию?
Темы, затронутые на встрече представителей фонда с белорусским президентом, стали достоянием общественности благодаря интервью, данному В.Сокором сотруднику Немецкого фонда Маршалла Павлу Демешу.
Прежде всего, обращает на себя внимание появление совершенно иной тональности в оценках американских экспертов.
Прекращение контактов с Белоруссией и лично с А.Г.Лукашенко, по их мнению, является ошибкой. Да, с демократией в Белоруссии большие проблемы, однако эту демократию, по их мнению, так быстро здесь не построить, надо продвигаться постепенно. Поспешное насаждение американских и европейских ценностей может дать отрицательный результат.
Конечно же, Америке следует и дальше поддерживать процессы демократизации и либерализации в белорусском обществе, но в оценке нынешнего положения в Белоруссии на первый план следует выдвинуть принципиальную задачу сохранения белорусского суверенитета и недопущения дальнейшего сближения Белоруссии с Россией.

И опорой в борьбе с этой «угрозой» (углублением российско-белорусской интеграции) Джеймстаунский фонд предлагает сделать не только оппозицию.
Послушаем господина В.Сокора: «Более чем за 20 лет независимости в Белоруссии возник настоящий политический и административный класс руководителей, от которого сильно зависит, чтобы страна оставалась суверенной». Вот на этот «класс руководителей» и следует опираться, чтобы внешняя политика Белоруссии стала «более сбалансированной и многовекторной».

На первом плане появляется задача поиска обходных путей воздействия на президента Белоруссии Александра Лукашенко, отказ от прямого давления на него.
Выдвигается лозунг «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет». На вооружение взят тезис о том, что А.Г.Лукашенко является единственным гарантом сохранения Белоруссии, её защиты от «поглощения со стороны России».

Представители Джеймстаунского фонда подчёркивают, что независимость Белоруссии - это «огромнейший исторический успех, который нам нужно сохранить и поддержать». В.Сокор говорит: «В ситуации, когда пытаются ограничить или подорвать суверенитет Белоруссии, нам нужно поддержать нынешнее руководство этой страны, это значит – и Президента Лукашенко, если он будет сопротивляться поглощению своей страны (Россией. – А.П.)».

В январской встрече с руководителем белорусского государства принимали также участие два других американских специалиста по Восточной и Центральной Европе - Януш Бугайский и Григорий Иоффе.

В.Сокор, Я.Бугайский и Г.Иоффе, эмигрировав в своё время в США из Белоруссии и Польши, обладают тесными связями с той частью белорусской правящей элиты, в которой преобладают сторонники «многовекторности» внешней политики.
Например, долгое время представлявший Белоруссию в качества посла в Польше П.Латушко, впоследствии работавший министром культуры Белоруссии, а ныне являющийся послом в Париже, известен тем, что осуществил немало проектов, нацеленных на обособление и отдаление Белоруссии от России. Давним сторонником «многовекторности» белорусской внешней политики считается и бывший глава Президентской администрации, а ныне министр иностранных дел Белоруссии В.Макей.

В рядах оппозиции, конечно, возмутилась тем, что не они, а Лукашенко был назван главным защитником Белоруссии от «российской угрозы». Прозвучали призывы не менять «идеалы свободы и демократии» ради «меркантильного сотрудничества с последним диктатором Европы».
Но, пожалуй, ещё более любопытна реакция некоторых государственных СМИ, которые принялись писать о том, что «хищные аппетиты российских олигархов», их стремление скупить всё за бесценок заставляют Белоруссию быть настороже и жёсткое отстаивание президентом Лукашенко белорусского суверенитета – залог того, что Белоруссия не будет поглощена Россией.
Приводился по этому поводу и пример отказа А.Г.Лукашенко от введения единой валюты Союзного государства, на чём «настаивала российская сторона» (этот отказ, как оказалось, полностью поддержал и один из участников встречи Г.Иоффе).

А 27 марта в «Советской Белоруссии» (основной правительственной газете) появилась пространная статья Ф.Высоцкого «Поддерживать оппозицию в Белоруссии – контрпродуктивно», в которой идеи Джеймстаунского фонда получили самую высокую оценку.
«Если… суммировать ощущения американских исследователей от интерпретации итогов январской встречи в Минске, выбравших честный путь личного участия в анализе происходящих политических процессов в Белоруссии, - пишет господин Высоцкий, - то надо сказать, что в этом смысле инициатива может быть сравнима с первой ласточкой, которая делает весну».
И далее: «Настоящие учёные… будут всё чаще приезжать в Минск, другие города, чтобы… прикоснуться к реалиям жизни и делать из этого честные и объективные выводы».

Вопрос о том, имеет ли шанс новая стратегия США на белорусском направлении оказаться более эффективной, чем прежние попытки добиться «смены режима» в Белоруссии прямым давлением и подрывными акциями, пока что остаётся открытым, но существенно уже то, что такой вопрос возник и требует ответа.

http://www.fondsk.ru/news/2013/04/19/o- … 20139.html

20

Союзная кооперация
Богдан Алексеев,11 сентября

http://file-rf.ru/uploads/view/position/092013/df5d41b44755abc82c6b1b157a32d03c5ec25624.jpg
На совместном российско-белорусском предприятии в Рубцовске (Алтайский край) собирают трактора «Беларусь».

За первое полугодие белорусские капиталовложения в России, как сообщают информагентства и статслужбы, превысили 1,4 миллиарда долларов.
Это около половины того, что братская республика инвестировала за рубежом.

Налицо тенденция роста. Примерно в 20 субъектах РФ Белоруссия – один из ведущих иностранных инвесторов. За последние 10 лет благодаря её собственным и совместным с нами инвестпроектам создано свыше 20 тысяч рабочих мест.

В отличие от западных капиталовложений, сосредоточенных, главным образом, в непроизводственной сфере (недвижимость, торговля, финансы), белорусские направляются в основном в промышленные отрасли.

В частности, в нефте- и газопереработку, лесохимию, машиностроение, пищевое и текстильное производство.
Что касается географии белорусских вложений, они ныне охватывают до 50 субъектов РФ.

Скажем, в Ханты-Мансийском автономном округе из общего полугодового объёма иностранных вложений в без малого миллиард долларов, доля белорусских превысила 35 процентов.
Ни одна другая страна столько в экономику ХМАО не инвестирует. Причём капвложения делаются не только в нефтегазовую – основную – отрасль региона.

«Сверхотдалённые» от Минска Красноярский и Хабаровский края, Амурская область тоже по нарастающей сотрудничают с белорусской стороной более чем в десяти производственных отраслях.

Эти взаимосвязи способствуют, прежде всего, технологическому обновлению промышленности.
Они создают стабильные рабочие места. Но белорусские вложения важны ещё и потому, что, по имеющимся оценкам, спрос на производственные иностранные инвестиции в нашей стране обеспечивается, самое большее, на 40%.

Если анализировать эти факты в более широком контексте, белорусско-российская промышленная кооперация ведёт к развитию несырьевых отраслей, что особенно важно для нашей экономики. Растёт конкурентоспособность товаров с высокой добавленной стоимостью, произведённых в Союзном государстве, на рынках экс-СССР и дальнего зарубежья.

Стоит отметить, что экспорт совместной российско-белорусской промышленной продукции за пределы наших стран за 2005–2012 годы увеличился более чем вдвое.

Президент Международной организации кредиторов (WOC) Роберт Абдуллин пояснил корреспонденту «Файла-РФ», что «иностранные инвесторы могут, оценив конкретную продуктивность российско-белорусских проектов, выстраивать свою стратегию в отношении всего СНГ».
Поэтому Союзное государство – «долгоиграющая» площадка для прямых иностранных инвестиций из ближнего и дальнего зарубежья.

Схожие мнения высказываются экспертами Европейской экономической комиссии ООН, ЕБРР.
По их оценкам, на пространстве экс-СССР в максимальном объёме сохранилась только российско-белорусская промышленная кооперация.

Причём спрос предприятий и отраслей на расширение и углубление партнёрства – инвестиционного, промышленного и сбытового – постоянно растёт.

http://file-rf.ru/context/2842