ЭпохА/Теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Поэзия,Легенды,Притчи » Легенды и Мифы Алтая


Легенды и Мифы Алтая

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Легенды и мифы

http://altai-tourist.ru/photo/legends/mifi_300_1m.jpg

Куда бы вы не поехали на Алтае, на какую бы гору не забрались, в какую бы пещеру не спустились, везде притаились мифы и легенды. Создается такое впечатление, что на Алтае они сложены о любой горе, реке, озере и т.д. А впрочем, это и не удивительно, сказочная неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды, которые появляются и по сей день.

Что же такое мифы и легенды? Если заглянуть в толковые словари, то можно найти следующие объяснения:

Легенда — либо поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания, либо всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии.

Миф — фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Одним словом мифы и легенды — нечто вымышленное, неправдоподобное.

Получается, что связи между ними и жизнью никакой нет? На этот вопрос еще в античные времена ответил древнегреческий философ и ученый Аристотель, который так определил мифологию: «Мифы — это лживые рассказы, сообщающие истину». И действительно, в них скрыто огромное количество информации о жизни живущих на Алтае народов, их традициях, верованиях, культуре, нужно только читать внимательно, вникая в самую суть.

Мы представляем вашему вниманию некоторые мифы и легенды Алтая и надеемся, они помогут вам составить более полную картину об этом удивительном уголке земли и населяющих его народах.

http://altai-tourist.ru/altai/legends

2

Легенда о Телецком озере

http://altai-tourist.ru/photo/legends/telezozero_2m.jpg

Давным-давно на берегах горного озера жил славный охотник. Как-то во время охоты нашел он в тайге золотой самородок с конскую голову. Привез он золото в юрту и стал похваляться, что теперь будет самым богатым человеком во всей округе. Но вот наступил год великой жары. На лугах пожухли травы, падал от бескормицы скот. Звери и птицы ушли с берегов озера. Спасаясь от голодной смерти, потянулись люди с насиженных мест.

Пришла беда и в юрту охотника. Глаза его жены потускнели, дети плакали от голода. Взял тогда охотник свое богатство — кусок озера, пошел в надежде поменять его на еду. Много домов обошел, но никто не дал ему за самородок и горстки ячменя. Вернулся домой в горе и печали, зашел в юрту, а ни жены, ни детей уже нет в живых — умерли они голодной смертью. В отчаянии охотник вскричал: "Если самородок величиной с конскую голову не могу обменять на горсть ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше оно никому не вселяло несбыточных надежд".

Из последних сил поднялся охотник по каменистой тропе к вершине горы, которая возвышалась над озером. Бросил он самородок в озеро и сказал: "Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословления моему народу, чтоб не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что у золота нет той силы, которую приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Ту — Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кол — Золотое озеро.

Легенда о Золотом озере

http://altai-tourist.ru/photo/legends/telezozero_1m.jpg

Жил один охотник в горах Алтая.

Однажды ушел он на охоту и заблудился. Долго он пытался отыскать дорогу домой, но безуспешно. В конце дня на закате солнца, он оказывался на одной и той же горе. Уставший, он падал и засыпал. Однажды утром, проснувшись, увидел перед собой большой самородок золота. Охотник сначала обрадовался. Но вспомнил, как трудно найти теперь дорогу домой. "Зачем мне это сокровище, если не знаю, жив ли, буду?" Решил он принести самородок в жертву горному духу, живущему в озере под горой. С мыслью, что дух укажет ему путь домой, охотник бросил самородок в воду. И словно прозрел он вдруг. Без труда нашел он тропку, которая привела его к дому.

С тех пор озеро называется Алтын-Кёль (Золотоё озеро). А гора, на которой стоял охотник, Алтын-Ту (Золотая гора).

Легенда о богатыре и драконе

Давно это было. Из далеких земель вернулся на Алтай богатырь. Долго дома не был, соскучился. Пешком шел, речки перешагивал, в ясных озерах умывался, под вековыми кедрами ночевал.
Давно это было. Так давно, что даже имя богатыря память людская не сохранила. Да и не в том дело. Шел по Алтаю богатырь; красив весной синий, белый Алтай! Травами свежими пахнет, цветами луговыми. Шел богатырь, радовался.

Вдруг остановился и оглянулся тревожно: словно гарью потянуло из распадка. «Никак леса наши горят!» — испугался богатырь. Побежал в ту сторону, горы перепрыгивал, по вековой тайге, как по травке, проходил, торопился очень.
Горелым все сильней пахнет; уже видать черное, жирное, смрадное облако между гор. «Не похоже на пожар-то, однако!» — удивился богатырь.
Подбежал поближе, смотрит — между горных хребтов чудище ползет. Змей не змей, дракон не дракон: лапы есть, хвост есть, все огромное туловище костяными пластинами закрыто, на хребте иглы, как горные пики, торчат. Дыхание дракона землю на семь локтей вглубь сжигает, за чудищем черный горелый след тянется.

«Ты зачем мою землю портишь-поганишь!» — возмутился богатырь. Усмехнулось чудище: «Меня Эрлик из-под земли выпустил, говорит, сильно хорошо на Алтае стало, красиво сильно, пора землю потоптать, пожечь, попорть немного!»
«Не позволю тебе мой Алтай губить!» — закричал богатырь. Выхватил меч и давай рубить чудище. Только железо от костяных пластин отскакивает, искры летят, а вреда змею-дракону не малейшего не получается.

Рассердился богатырь, схватил чудище за хвост, раскрутил над головой и зашвырнул далеко-далеко, через горный хребет, в самое глубокое озеро. Упал дракон в воду поперек озера и утонул, только столб пара поднялся. На самое дно опустилось чудище, в ледяной воде в камень превратилось, иглы на спине подводными горами стали, лапы в дно вросли. До сих пор лежит в Телецком озере змей-не змей, дракон-не дракон, каменный, никому не опасный, не страшный.

А между хребтами Алтынту и Сумультинским, где чудище ползло, говорят, все еще горелые следы попадаются; и не растет ничего живого на тех местах, где дракон своим дыханием землю сжег.

Литературная обработка Н. Николаевой

Кстати, в Телецком озере, между мысом Чичелган и мысом Куван действительно лежит подводный хребет. Открыт он был в 60-х годах прошлого века, то есть значительно позже, чем была сложена эта легенда. От поверхности воды до вершин хребта — более 90 метров.

Откуда взялась у древних алтайских племен такая достоверная легенда-сказка? Загадка…

http://altai-tourist.ru/altai/legends

3

Легенда о Тавдинских пещерах

http://altai-tourist.ru/photo/pesheri/tavdin_300_1m.jpg

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь — никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей, козлов, маралов повыбили во всей округе, а Тавда все увеличивала оброк.

Грозила, что, если в срок дань подана не будет, то отберет тогда у невольных людей их детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство — ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды.

Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца.

Катынг. так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров.

Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть... "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая" начал Манжерок. "Вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные",

А вот моя сеть — продолжила Катынг, ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат!

Догадалась Тавда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому — "Прощай!" И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры, Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим.

Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, не далеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда — много всякого добра!

По легенде — это и есть богатства ханши Тавды. А входы в Тавдинские пещеры стережет Лунный Соболь. Его носила на плечах жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Тавдинских пещерах. http://altai-tourist.ru/altai/caves/taldin/

http://altai-tourist.ru/altai/legends

4

Легенда о Девичьих плесах

http://altai-tourist.ru/photo/legends/devplesi_1m.jpg

На небольшой речке Кумир, есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. А место это среди речки неожиданно тихое, спокойное с прозрачной до дна водой. Называется оно «Девичьи плесы». Легенда эта рассказывает.

Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками — джунгарами храбрые войны алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, а легенда о "Девичьих плесах" жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.

В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хотя и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек.

Умирая отец самой красивой девушки Морей сказал:
— Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.
— Не беспокойся отец, — ответила Мерей, — позора нашему роду не будет никогда по моей вине.

Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть.
— Что ты, Мерей! — замахала она руками, — вражеские войны девушек не убивают, это мой отец говорил.

Усмехнулась в ответ красавица:
— Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай своих будущих господ, а мы поступим иначе.

И две девушки бросились к единственному оставшемуся в живых коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргамаке) ринулись а самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения.

Свирепо бил мощными копытами аргамак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки "косили" на право и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргымак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река, это аргымак побежал, так и не остановив свой бег. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое спокойное место. Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз, настолько она манила притягивала его какой-то магической силой. Шагнул князь со скалы вниз. И там, где он упал, застыл подводный порог, над которым бурлит и пенится вода, до сих пор успокоиться не может.

С тех пор горная речка Кумир   http://altai-tourist.ru/altai/river/kumir/  быстро струится по камням, ревет в узких ущельях, а в том месте, где, по легенде, упали две девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

Легенда о мосте через Катунь

http://altai-tourist.ru/photo/legends/mostcherkatun_1m.jpg

К археологическим памятникам 13 в. на Алтае относится строительство дорог и сооружений для переправы через Катунь.  http://altai-tourist.ru/altai/river/katun/  Так следы древней расчищенной и разработанной дороги есть на перевале Чике-Таман.  http://altai-tourist.ru/altai/pass/chike/  Выше устья Большого Ильгуменя, напротив Кор-Кечу на обоих берегах Катуни заметны следы древних приспособлений для переправы через реку. В выступах скал продолблены дыры, предназначенные для строительства канатного моста китайского типа. Строительство моста в этом месте, по легенде алтайцев, связано с именем богатыря Сартакпая.

Давным-давно в горах Алтая жили пастухи на одном берегу реки, а охотники на другом. Сын пастуха Кечу полюбил чернокосую Ильгумень — дочь охотника. Целыми днями сидели влюбленные на противоположных берегах реки и смотрели друг на друга. Разговаривать они не могли, шум бегущих струй заглушал слова любви. Однажды, когда влюбленные смотрели друг на друга, началась гроза. Молния ослепила молодых людей и они перестали видеть друг друга. Убитые горем родители юноши и девушки решили нарушить закон предков и опустили ослепших детей в бурные потоки, чтобы хоть там они соединились навсегда. Река соединила влюбленных и вынесла их на остров, где добрые духи вернули им жизнь. А тем временем в стойбище, где жили родители юноши, забрел путешествующий богатырь Сартакпай. Он пожалел убитых горем стариков и дал им клятву, что больше никто из влюбленных, живущих на разных берегах реки, не погибнет. Сартакпай выдолбил кинжалом большую дыру в самой высокой скале на одном берегу реки, потом выпустил стрелу в такую же скалу на другом берегу, которая тоже пробила и в ней дыру. Между скалами он подвесил мост. А когда дети пастухов и охотников побежали по мосту навстречу друг другу, то даже Луна засмеялась от радости. Спасенные же рекой и жившие на острове, влюбленные в тот же миг прозрели. Мост принес людям большое счастье, а Сартакпаю добрую славу.

Легенда про Белую Чудь

Алтай населяла легендарная чудь, древний загадочный народ, о котором не известно ничего, кроме бытующих в народе легенд.

В древние времена жила на Алтае белоглазая чудь, селилась в ямах в лесу, прятала под землей клады. Искусна была чудь во многих ремеслах, умела железо уговаривать, с серебром-золотом дружить. Но вот зацвело по Алтаю небывалое дерево — белая береза, и пришел с ним Белый царь войну воевать. Не захотела чудь остаться под Белым царем; ушла под землю и завалила проходы каменьями. До сих пор можно видеть их бывшие входы. А чтобы никто следом за ней не отправился, оставила чудь у проходов каменных волшебных сторожей. Над копями чудскими караулит змея-огневка, красная, как огонь, и ядом на пять метров брызжущая. От нее даже всаднику не уйти: метнется языком огненным. Огромным прыжком любого догонит. А в старых рудниках живет огромный змей-полоз; увидеть его трудно, а следы часто встречаются: словно бревно по пыли протащили. Охраняет тот полоз самые дальние проходы, что к сердцу земли ведут.

Говорят, что не навсегда ушла чудь. Когда придут люди из Беловодья и дадут всему народу великое знание, тогда вернется чудь, со всеми добытыми под землей сокровищами.

Легенда о Бии и Катуни

http://altai-tourist.ru/photo/legends/katunbiya_1.jpg

Давным-давно на синем, на белом Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого бая Ба-бырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Ба-быр отдать дочь бедняку. И решили тогда влюбленные убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а о месте встречи договорились заранее. Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал молодых и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не захотела бросить любимого. Разозлился Бабырхан и превратил влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе.

Но любовь оказалась сильнее: слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше великая река Обь. Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору. И теперь стоит та гора на границе Алтая, а в полнолуние в каменном утесе проступает злое лицо Бабыра, глядящего в гневе на свою непокорную дочь Катунь.

Легенда о Бии и Катуни

http://altai-tourist.ru/photo/altai/katun_main_1m.jpg

У алтайского народа есть несколько легенд о реках Бия и Катунь. Одна из них гласит, что когда-то на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия.

Разгневанный отец и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую темную ночь, она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит. Бросились войны в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу любимой. Не догнали войны беглянку. Она встретилась со своим избранником, кинулась к нему в объятия и они потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

Страшно разгневался хан, в гневе превратил он всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел высокой горой Белуха. Самый быстрый из войнов — Бабырган — убежал дальше всех и теперь стоит, окаменевший, на равнине вдали от гор.

Пазырыкские курганы
(рассказ В.Ф.Хохолкова)

http://altai-tourist.ru/photo/legends/pazirkurg_1m.jpg

Бывая в Улагане, приходилось слышать о странных явлениях, происходящих на раскопках Пазырыкских курганов. В один из приездов, я отправился с сопровождающими на эти раскопки. Сидя у развалин некогда величественных курганов, невольно отмечаешь их уникальное, в рельефном отношении, месторасположение. Поражаешься их устройством, сооруженного из красного камня, которого в округе просто нет.

И рассказали мне улаганцы… У этих курганов бывает иногда, что не идет лошадь, встанет машина, хотя мотор работает. Идущий человек что-нибудь уронит и не сразу поднимет. Иной раз лошадь начинает уросить и топтаться на месте, несмотря на понукания и ласки седока — пытается свернуть с проходящей дороги. Ощущение такое, как будто перед ней встала какая-то стена. Но через некоторое время, лошадь вновь продолжает свой путь. Странное поведение лошади приводит наездника в недоумение и растерянность…

Такие непонятные явления случаются не только с животными и людьми, но и с железной техникой. Едет машина мимо курганов. Вдруг, машина останавливается, шофер давит все свои рычаги и железки, но это не меняет дело. Он выходит из нее и начинает капаться в работающем моторе и приходит в недоумение: Все работает! А машина не идет?

Но проходит время и машина сама начинает движение, как ни в чем не бывало.

Здесь бывают и видения. Поздние путники видят высокую женщину. Она, очевидно, является хранительницей этих курганов. Ее голос явно слышат путники: «Ограбили! Сломали! Зачем вам это?»

В другой раз путники видят, как из-под земли выходит рыжеволосая женщина — покрытая с головы до ног одеянием и плавно зависает над разрушенными курганами. Потом вихрем закружится и разольется горькое рыдание, и осветит она дивным светом могилы, словно старается оживить предков из небытия и вернуть ту, ушедшую эпоху…

http://altai-tourist.ru/altai/legends

5

Рассказ про бабку Агапку и Черного пса

http://altai-tourist.ru/photo/legends/abramich_1m.jpg
Порог Абрамыч, он же Челюсти

Пустынна в своем среднем течении река Песчаная, говорят, что это не случайно, и не селятся там люди по веской причине...

Было одно поселение в этих местах, мирно да спокойно жили там люди. Свадьбы играли, детей рожали, работали, на охоту ходили да помирали потихоньку все как положено у людей. Но как-то поселилась в том селе семья, поначалу никто на них особенного внимания и не обратил. Вроде как отец с дочерью, нелюдимые только, ни с кем особенно не общались. Да и то понятно: вдовец и сирота, мало ли какое горе стряслось, может, лишнее сочувствие им неприятно будет. Знали про них одно: вдовца кличут Абрамыч. и что заядлый он охотник, целыми днями пропадает в лесу, а его красавицу дочь зовут не модным для молодой девушки именем Агапа.

Вот за этой девушкой и стали замечать странности. Как придет эта красавица на вечорку, хоть и стоит в сторонке, никого к себе не подзывает, да все равно за ней какой-нибудь парень провожать увяжется. Все бы ничего, да вскоре после проводин заболевали парни: быстро силы их таяли, лицо покрывалось морщинами, как у стариков, и вскоре они умирали. Но и эти странные болезни люди не сразу связали с Агапой. В год она не больше двух-трех раз на вечеринки ходила, все остальное время редко из дома показывалась.

Незаметно годы летят, лет десять, а может, и больше прошло, а Агапа нисколько не меняется. Все так же прекрасно ее лицо, все так же тонка талия, все так же черны как смоль ее длинные косы. Все так же ходит она изредка на молодежные гуляния, уходят с ней провожатые, да через некоторое время помирают. Все больше становится на деревенском кладбище могилок молодых парней, которые умерли как старики. На каждой такой могилке вырастала осинка, и трепетала своими чуткими нервными листочками на ветру.

Поползли по селу разные слухи, стал народ злобным да боязливым. Мужики пытались Абрамыча подпоить да всю правду у него выпытать, но никак это не удавалось. Чем больше Абрамыч пил, тем мрачнее становился. На все расспросы твердил только одно: "Не трожьте Агапку, люблю ее больше жизни".

Так и решили люди, что вовсе не дочь ему Агапа, а жена. И каким-то образом связалась она с силой нечистой, и та помогает ей оставаться вечно молодой и красивой. Только нужно ей время от времени подпитываться молодой энергией. Вот и забирала она эту энергию у парней своих провожатых.

Стали люди из тех мест разъезжаться, а те, кто остались, из дома не выходят, боятся Агапки, Девушка же стала по опустевшим улицам ходить, в окна стучать, парней к себе зазывать. Но никто не хотел идти за собственной погибелью. Видят люди, а Агапка-то день ото дня все старее становится. Черные волосы сединой покрылись, белое лицо избороздили глубокие морщины, тело ссохлось и согнулось. Все быстрее она бегает по улицам, рыщет как пес голодный. Вскоре и вправду обратилась она в огромного черного пса. Теперь не только молодым парням, никому проходу не стало. Последние люди тайно по ночам покинули проклятые места.

Говорят, что оголодавший и обезумевший пес пытался напасть на своего хозяина Абрамыча. Тот от его страшных челюстей бросился по камням через реку, да поскользнулся, сорвался и утонул

С той поры этот порог зовется Абрамычем. Очень трудно его пройти, нужна большая сноровка и умение. По берегам тем никто не ходит, никто не охотится, хотя дичи там очень много. Видно, черный пес настигает любого пешего охотника или туриста. Появляется он на берегу и провожает долгим внимательным взглядом проходящих по воде водников.

Поговаривают, что на стоянке в районе порога Абрамыч во время ночного дежурства подходит к дежурному старушка и зовет ласково зайти к ней на чаек в землянку, И если турист соглашается пойти попить чайку, то к своему костру он уже не возвращается никогда.

Есть и еще одна примета, связанная с бабкой Агапкой, Если кто-то из водников, услышав рассказ о бабке, начинает надсмехаться над ней, высказывает недоверие к "этим детским сказкам", то обязательно на маршруте случаются с таким незадачливым туристом неприятности.

Видел ли кто-то бабку Агапку в реальности - неизвестно, а вот огромный черный пес существует в действительности, и рассказчик этой легенды вместе с друзьями видели его. Причем, пес всегда находится на противоположной стороне от судна.

И вот однажды, когда пес появился среди камней и опять застыл, как изваяние, внимательно наблюдая за проплывающим мимо экипажем, команда специально переправилась на этот берег в твердом желании найти собаку и развеять миф о ее неуловимости. Молодые парни обшарили все прибрежные скалы, но нигде не нашли ни расщелины, где бы мог укрыться пес, ни пещерки, ни жилья. А вокруг места просто непроходимые. Каково же было удивление людей, когда, уже собравшись отплывать от этого проклятого места, они увидели пса на противоположном берегу, он снова смотрел на туристов и, казалось, с усмешкой провожал их отплытие.

Легенда о Черном Альпинисте

Никто точно не знает, в каких горах эта история произошла, и происходили ли эти события в действительности. Но то, что даже опытные альпинисты исчезают бесследно в горах, это остается трагическим фактом Быть может, в назидание еще неопытным, только начинающим свои первые маршруты туристам, эта легенда и служит напоминанием простых истин, необходимости в походе дружбы, взаимовыручки, подчинения старшему — более опытному руководителю маршрута (инструктору).

Однажды туристическая группа пошла в горы. И в команде оказался парень очень склочной натуры. Он постоянно ныл и всем был недоволен: и рюкзак-то у него был тяжелее, чем у всех, и обувь ноги жала, и спать на земле было сыро, в общем, но солнце светило не так, как ему бы хотелось, и весь мир почему-то никак не хотел подчиняться его желаниям.

Тут еще и зависть к инструктору — закралась в душу парня. Вон он какой ловкий да умелый: и в походе не устает, и песни возле костра поет, парни его уважают, девчонки им восхищаются. А на нытье и вечное брюзжание молодого туриста никто уже не хотел обращать внимания.

И тогда решил этот парень взойти на вершину один, пока вся группа расположилась на ночлег. С удовольствием представлял он картины всеобщего удивления и восхищения, когда на следующий день группа поднимется на вершину, а там их встретит он — тот, кого незаслуженно обижали и презирали.

Наступила ночь, все уснули, а наш «герой» тайком отправился на вершину. Через некоторое время началась буря. От страшного урагана вся группа проснулась. Тут-то и выяснилось, что одного туриста не хватает. И тогда люди, рискуя своей жизнью, пошли на поиски. Искали незадачливого путешественника всю ночь до самого утра и весь следующий день, но даже следов никаких не нашли.

Тогда инструктор принял решение спускаться. Уже все туристы были усталыми, измотанными, нервы были на пределе, поэтому вечером двое между собой поссорились из-за пустяка.

Когда утром группа проснулась, то все с ужасом увидели, что поссорившиеся приятели были мертвы.

С тех самых пор люди стали видеть в горах тень Черного Альпиниста. И видели они его только перед смертью. Ибо тех, кто бросал друзей, отталкивал их от себя, не подавал руки для помощи настигала тень отверженного Альпиниста и убивала.

Нет в горах ничего крепче и надежнее рук друга. Дружбу никогда нельзя предать. Иначе кара последует незамедлительно.

Легенда о старом шамане

В незапамятные времена на синем, на белом Алтае жил мудрый старый шаман. Велика была его сила: знал он, как Семинебесного Ульгеня просить о достатке и благе для народов алтайских; знал, с какими словами к Эрлику обращаться, чтобы не чинил он людям зла. Понимал шаман язык птиц и зверей, умел в прошлое оглядываться и в будущее смотреть.

Жил тот шаман в глухой тайге, среди горных хребтов. Одиноко стоял у реки его берестяной аил. Только тот человек и находил к шаману дорогу, у кого действительно великая нужда была.

Большую мудрость скопил за долгую жизнь шаман; открылось ему, как должен жить в согласии человек с человеком, землей, водой и небом, со зверем и птицей, чтобы земля Алтайская вовеки стояла, цвела и богатела.

Многие годы жил шаман; кто говорит — сто лет, кто говорит — двести. Но вот заглянул он в будущее, и увидел, что заканчивается отмеренный ему срок в этом мире. Глубоко задумался шаман — ведь если умрет он, умрет с ним и великая мудрость, ибо нет у него ни сына, ни ученика.

Оставил шаман свой берестяной аил и спустился к людям, в селения и аилы. Захотел найти человека с ясным умом и светлой душой, чтобы знания свои передать. Но чем дольше ходил шаман, тем больше мрачнел. Измельчали люди, угасла в них небесная искра.
Молодой охотник хочет язык зверей и птиц понимать, чтоб под свой выстрел подманивать. Умный и сильный сын хана спрашивает, как у Ульгеня себе одному удачи и достатка выпросить. Про землю же родную никто и думать не хочет — а что ей будет, стояла и еще столько же простоит!

В свой аил вернулся шаман. Лучшую одежду для камлания — обряда колдовского — надел, главные слова нашел-вспомнил, к Ульгеню обратился — как быть? Шесть дней пел-кружился шаман, шесть дней железные подвески на одежде звенели, меха развевались. На седьмой день ответил шаману Ульгень: «Возьми ровное дерево, возьми гладкие камни, на них сохрани письменами свою великую мудрость! Пусть дожидаются те письмена в глубине Алтая человека с ясным умом и чистой душой!»

Еще шесть дней без сил лежал старый шаман. На седьмой день встал, взял гладкое дерево, ровные камни, стал на них заветные письмена высекать-выдавливать. Никто его работы не видел, никто стука по камню не слышал, никто не знает, где складывал-прятал свои знания шаман. И успел ли оставить он людям главное свое знание — как людям и земле в мире жить, или раньше умер — про то один Ульгень ведает.

Только течет на Алтае, меж горных хребтов, река Самуралу, у которой стоял когда-то аил старого шамана. И переводится ее имя — «скрывающая книгу мудрости, написанную на дереве и камне».

Может, и найдется когда человек с ясной душой, с небесной искрой, которому откроются сокровища старого шамана, и настанет тогда вечный мир и благодать на Алтайской земле.

Запись и литературная обработка Н. Николаевой

http://altai-tourist.ru/altai/legends/ohotnikvsalmysy

6

Алтай. Начало начал

    Алтай. Начало начал
    Страна: Россия
    Производство: ООО "Даниан - фильм"
    Год выпуска: 2010
    Диктор: Никита Семенов-Прозоровский
    Автор и режиссер: Дмитрий Лавриненко
    Качество: SATRip
    Формат: AVI
    Продолжительность: 01:00:36
    Размер: 828 мб
    Описание:

    Алтай с древнейших времен был колыбелью бесчисленных народов и племен, родиной завоевателей, источником мифов и легенд.
Алтай - уникальный котел, в котором смешались разные национальности, не зря его называют "перекрестком цивилизаций".
Мир древних скифов, тюрков, гуннов и многих других закалялся и выковывался в особый этнос.
О переплетении религий, национальностей, культур и о сегодняшнем дне Алтая рассказывает этот фильм.


*************************






Золото Змеиной горы. Алтай

Get Adobe Flash player






**************************





Священные земли Алтая. Алтайская принцесса.

http://www.youtube.com/watch?v=_lpFzX8A … detailpage






*******************************

В контексте темы,в разделе Теремок статья  Фантомир. Гора для избранных,
в теме Поляна 51

Похожие темы


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Поэзия,Легенды,Притчи » Легенды и Мифы Алтая