ЭпохА/Теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Наука и Жизнь » Научно-технический прогресс и образование


Научно-технический прогресс и образование

Сообщений 11 страница 20 из 41

11

Учительский дом - уникальный проект Пермского края

Проект "Учительский дом", разработанный в Пермском крае, уникален для России. Учительский дом – это начальная школа и квартира для семьи учителей.
Первая такая школа построена в 2010 году в д.Разино Кудымкарского района Пермского края. Учителями здесь работают супруги Алексей и Марина Симановы. 

http://sdelanounas.ru/images/img/e/n/endlemRhLnBlcm0ucnUvc3RvcmFnZXMvaW1hZ2VzL2RhdGFfMjQ2Mi5qcGc_X19pZD0xNTg3NA==.jpg

http://sdelanounas.ru/images/img/y/m/YmV6Zm9ybWF0YS5ydS9jb250ZW50L0ltYWdlcy8wMDAvMDAwLzQwNC9pbWFnZTQwNDkxNi5qcGc_X19pZD0xNTg3NA==.jpg

Второй учительский дом построили в д.Кекур Кудымкарского района. Со 2 апреля здесь начались уроки для 18 учеников начальной школы. Муниципальному бюджету строительство учительского дома обошлось в 6 млн рублей. Оборудование для школы приобрело краевое министерство образования. 

В учительском доме нет директора и завуча. Учебным процессом руководят сами учителя. Они же занимаются финансовой и хозяйственной деятельностью, организуют питание школьников. Средства на обучение школьников, содержание здания школы учителя получают из краевого и муниципального бюджетов. 

Пермский проект заинтересовал такие регионы страны, как Новосибирская, Томская, Нижегородская области и Хакассию.

http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnBlcm0ucnUvcGljcy8xMjY5ODM5ODQ0LmpwZz9fX2lkPTE1ODc0.jpg
    учительница Марина Симанова и губернатор Пермского края Олег Чиркунов
   
http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnBlcm1uZXdzLnJ1L2ZvdG8vMTYzNjAwMTUuanBnP19faWQ9MTU4NzQ=.jpg
    Алексей Симанов

http://www.perm.ru/?id=1000064&show=23785

******************

Ну а в городах:

Школьное питание по-новому
http://sdelanounas.ru/blogs/15842/

http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnNkZWxhbm91bmFzLnJ1L3VwbG9hZHMvMS8zLzEzMDEzMzM0MDQyNTYuanBlZz9fX2lkPTE1ODQy.jpg

Позитивные перемены должны в первую очередь выражаться в простых и понятных для каждого вещах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Поэтому напишу здесь об изменениях в организации школьного питания в г.Кирове на примере одной из школ, где побывал лично.
Питание является одним из основополагающих факторов, определяющих рост, развитие и здоровье школьника. 1 октября 2008 года в действие вступил новый СанПиН, предъявляющий более высокие требования к состоянию школьных пищеблоков и столовых. Это послужило стартом для активной работы по модернизации школьных столовых. Проведенный анализ состояния школьных столовых в Кирове показал, что их состояние не позволяет готовить питание, отвечающее современным требованиям. Оборудование пищевых блоков по физическим и техническим характеристикам находилось на уровне 60-х годов прошлого века.

В 2008 году в городе было создано муниципальное автономное учреждение «Комбинат продовольствия и социального питания», которому было поручено сразу несколько задач: организовать безопасное, качественное и сбалансированное питание в образовательных учреждениях города, обеспечить централизованные поставки продуктов и постепенно перевести все школы города на новые технологии питания.

Город начал осуществлять экспериментальную программу за счет собственных средств. В рамках программы в 2009 году комбинат провел замену устаревшего холодильного и технологического оборудования, моечных ванн в 20 школах города. Алюминиевые столовые приборы заменены на нержавеющие. Установлены системы водоочистки. В то же время были созданы условия для обеспечения санитарных норм при перевозке продуктов питания. Важнейшим этапом стал полный перевод трех школ города на новые технологии приготовления пищи посредством замены старого оборудования на пароконвектоматы и конвекционные печи.

В 2010 году г.Киров получил федеральную субсидию на модернизацию школьного питания в размере 13 миллионов рублей, еще 21,5 миллионов рублей выделила область, и 43 миллиона составили расходы муниципального бюджета. Началась активная работа по проектированию и переоснащению школьных пищеблоков. Буквально за полтора месяца в кратчайшие сроки был произведен капитальный ремонт и перевод на новые технологии в приготовлении пищи 7 школьных столовых. В 49 школах проведена замена и обновление части технологического оборудования, приобретен кухонный инвентарь. Произведена подготовка к переходу на новые условия работы в 22 школьных столовых.

В 2011 году в проекте приняли участи 13 муниципальных общеобразовательных учреждений. В школах №10, 37, 48 и в гимназии им. А.Грина проведен ремонт пищеблоков и обеденных залов, заменено технологическое оборудование и мебель. В ряде школ так же заменено технологическое оборудование и мебель, эти школы включены в программу по ремонту на 2012 год.

На 2012-2014 разработана и принята ведомственная муниципальная программа. Планируется проведение ремонта и приведение в соответствие пищеблоков и обеденных залов в школах №51, 53, 56, 65, 62, 70, 73, 74. Уже подготовлена проектно-сметная документация.

Школа №10 г.Кирова самая большая не только в городе, но и во всей Кировской области – в ней обучаются 1840 детей.

Из городского и областного бюджетов в 2011 году на модернизацию пищеблока и школьной столовой было выделено 7 миллионов рублей. Школьный процесс прерывать нельзя, поэтому важно было сделать масштабный ремонт в кратчайшие сроки. Ремонт был сделан всего за два месяца. А весь процесс от создания проекта, заканчивая приемкой работ Роспотребнадзором, занял ровно пять месяцев.

Уже перед входом в столовую видны кардинальные изменения – здесь организована зона для мытья рук. Раковины для старшеклассников повыше, а для первоклашек – пониже. На стене современные красивые дозаторы для мыла и электрополотенца.

http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnNkZWxhbm91bmFzLnJ1L3VwbG9hZHMvNC8yLzQyMDEzMzM0MDM4ODMuanBlZz9fX2lkPTE1ODQy.jpg

Школьная столовая рассчитана на 300 человек. Здесь была реализована идея разделить обеденный зал на зону для абонементного питания и зону для старшеклассников и учителей.

Поскольку школа носит имя Циолковского, в ближайших планах оформить зону питания для старшеклассников в космической тематике.

В столовой обустроено микрокафе, установлена современная линия раздачи, вся мебель заменена на новую. В пищеблоке заменено все технологическое оборудование. Основа нового подхода – приготовление пищи при помощи пара. Вместо старых плит и духовых шкафов установлены пароконвектомат и конвекционная печь. Кроме них в цехах пищеблока готовить помогают универсальная кухонная машина, современная картофелечистка, пекарская, тестомесильная и посудомоечные машины. Установлены новые холодильники, столы, по-современному организованы рабочие места. Новое оборудование позволяет пищеблоку полноценно функционировать даже при отключении горячей воды.

http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnNkZWxhbm91bmFzLnJ1L3VwbG9hZHMvNC8wLzQwNTEzMzM0MDQxMDMuanBlZz9fX2lkPTE1ODQy.jpg

После замены окон на пластиковые в столовой потеплело на четыре с половиной градуса. Раньше же пища, накрытая на столы, остывала буквально в течение пяти минут.

Созданы комфортные условия для персонала – есть душ и раздевалка.

Не говоря уже о том, что у детей воспитывается и культура приема пищи: чистота, салфетки, новые приборы – не алюминиевые, как раньше, а современные. По словам директора, отношение ребят к школе меняется в результате таких улучшений.

http://sdelanounas.ru/images/img/d/3/d3d3LnNkZWxhbm91bmFzLnJ1L3VwbG9hZHMvMy8wLzMwNjEzMzM0MDQzNTQuanBlZz9fX2lkPTE1ODQy.jpg

P.S. Жаль, не сохранил фотографии этой столовой до ремонта для сравнения. Это был ужас.

http://sdelanounas.ru/blogs/15842/

12

Передохнём или передохнем?
"Вечерний Ставрополь", Ставрополь,Мария Ильницкая

http://m.ruvr.ru/data/2012/04/06/1303276777/4RIA-373847-Preview.jpg
Фото: РИА Новости

Выбор зависит от ударения. От того, используется ли в орфографии при письме или в разговорной речи буква «ё» (она, как правило, под ударением), ввели которую позже под седьмым номером в алфавите, изначально по настоятельному, новаторскому предложению не Н. Карамзина, как многие думают, а директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой в XVIII веке, поддержанную деятелями культуры того времени.
Так новая буква переиграла других; не случись этого, была бы на её месте многозначная «ж»…

Произвели, так сказать, секвестр, говоря заимствованным словом в современном русском языке, придумали новую литеру вместо двух громоздких «ьо» или «йо» (в болгарской письменности, кстати, они остались), но по-французски изысканно с умбляутом – двумя точками над обычным «е», которые нужно ещё по необходимости дописывать. Излишне думать и трудиться, значит. И начались занимательные, и не очень, приключения языка с появлением новой буквы, влияющей в том числе на суть слов (лексем, морфем, орфоэпию в целом, если по-научному – как вам будет угодно) и даже на людские судьбы. И происходят оные приключения, заметим, по сей день.

Трудности распространения
Ладно, Афанасий Фёт, немец по происхождению, больше нам известный сегодня как поэт Фет (автор формулы «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»), устав от путаницы в общении, письмах и документах, принялся использовать в обиходе к концу жизни совсем не поэтическую, реальную свою фамилию Шеншин. Это всё равно, что вместо привычного «ёлка», названия лохматого и колючего милого новогоднего деревца, аристократично было произносить, да и приобретать «ель». Порода древесная другая, конечно, она дороже, иголки крупнее, например, она в целом как-то гламурнее. А игрушки-то покупаем перед любимым праздником традиционно «ёлочные», а не, извините, «еловые». Произнесешь так – и не поймут сразу, еще и переспросят, а то и поправят.

И сословный контекст тут имеется: с распространением новой (инновационной, на нынешний манер) буквы были проблемы, как и с новой литерой «й». Издавна ёкающие поголовно при произношении ругательств, названий вещей и событий немалые группы населения по статусу относились к мещанам, по-другому, «подлому сословию», «черни», и представители господ хотели на их фоне выглядеть иначе, выделяться и потому потянулись вслед за консервативно, принципиально екающим церковным сословием. И это казалось культурно, вполне по-европейски, благородно и интеллигентно.

А вышло по-туземному, имитационно-подражательно, как знаменитое пушкинское о культурной политике Петра Первого, что он, видите ли, прорубил «Окно в Европу». Костюмы поменял, бороды брить, пьянствовать и танцевать на ассамблеях заставил силой? Произвел же чисто внешние, имитационные, по мнению известного современного семиотика, культуролога и философа Бориса Успенского, искусственно навязанные перемены. Какое окно из европейской, по сути, культурой России он мог открыть… в Европу? Наоборот, скорее, нарушил естественный ход вещей и удобрил почву для дальнейшего развития и укрепления «азиатчины». Много чреватой путаницы здесь и по сей день. Но вернёмся к нашей теме, опустив взаимоотношения букв «ё» и «ять».

Ведь что тогда было делать с тем же ёжиком? Бедный ёжик (по аналогии с Йориком из шекспировского «Гамлета»). Впрочем, выпадали из словаря печатных изданий и орёл, и мотылёк, и слёзы… Эти слова Карамзин впервые как раз печатно, согласно требованиям Дашковой, с буквой «ё», однажды и употребил, обнародовав их в руководимом им стихотворном альманахе, чем и снискал славу открывателя, первопроходца, но, само собой, выглядел в представлении дворян эдаким нарушителем основ, своего рода диссидентом.

http://uploads.ru/i/p/L/u/pLurN.jpg

Как поступали большевики – и потом далее, как всегда
В принципе, лидеры октябрьского госпереворота эту букву уважали, в отличие от ряда других, которые были «отправлены в расход», как царские и буржуйские, вроде «ять». В Декрете от 23 декабря 1917 года по реформированию орфографии Народный комиссар по просвещению А. Луначарский сдержанно писал: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё».

Существует легенда, что Иосифу Сталину в декабре 1942 года принесли на подпись приказ с указанием фамилий генералов через «е», которые потому читались, произносились при чтении неверно. Он впал в бешенство («в языкознании вы познали толк», - иронически писал позднее Галич). И на следующий день «Правда» вышла уже с «ё» в нужных местах. И в том же 42-м (или позже) были опубликованы нормативные правила по обязательному употреблению в школьной практике этой буквы, тогда она и получила абсолютно законный седьмой номер в алфавите.

И ещё: в одном из личных, тщательно сохраняемых для истории писем Надежда Константиновна Крупская написала в творительном падеже «Ильичём», с тех пор отчество Ленина писалось именно так, стало классическим, а Брежнева и других, например, писали «Ильичом»… Чем, кстати, не проявление «азиатчины»?

А так, да, на печатных машинках клавиша с «ё» появилась лишь в середине 50-х, но привыкшие работать по-старому машинистки долго ещё легко выходили из положения и быстро набирали её сложным способом с возвращением каретки и кавычек, но используя в основе букву «е». Что способствовало постепенному приходу всеобщей замены. Достаточно сказать, что в результате стало принято писать и произносить неправильно Гёббельса и Гёринга через «е», даже в фильме «17 мгновений весны» звучит неверное название города – Кенигсберг, как можно догадаться…

http://uploads.ru/i/N/J/B/NJBLe.jpg

Сегодня эта путаница продолжается, а вместе с ней разнообразные приключения, хотя отсутствие последовательного употребления буквы «ё», когда рекомендуется выборочное, скорее, искусственное, чем естественное. За твёрдое и неукоснительное введение «ё» в русский язык выступал, например, наш земляк и писатель Нобелевский лауреат по литературе А.Солженицын, которого никак не причислишь к почитателям товарища Сталина; сам готовил и вычитывал тексты к публикации с употреблением в словах этой буквы, когда требуется, в зависимости от контекста.

Его поддерживал и поддерживает ряд коллег-литераторов, а также лингвисты Д. Ушаков и Л. Щерба. В 2005 году в косвенно причастном к вождю пролетариата городе Ульяновске, на родине Карамзина, был открыт памятник строчной букве «ё» и ведётся её всяческая пропаганда. Возникла гибридная и так называемая народная, из-за цены, автомашина «Ё-мобиль» г-на Прохорова (название утверждено, наверное, не без влияния его сестры - филолога Ирины).

Но есть и противники, тот же Артемий Лебедев, изобретатель и дизайнер Сети, организатор своей интернет-студии, сын современной писательницы Татьяны Толстой, выступающий в ЖЖ («Живом журнале») под ником «Тёма» (естественно, пишется Тема – читайте, как хочется). Он, как и его сподвижники, не видит разницы между «е» и «ё», он называет последнюю «недобуквой» и требует почти исключить её из алфавита. Хотя иные известные блогеры-тысячники банят тех (удаляют комментарии), кто пишет в их ЖЖ без сакральной буквы…

Между тем 29 ноября по российскому календарю отмечается день буквы «ё». Каждый, кто считает, что правильно писать и читать Бёрнс, Гёте и так далее, наверняка его как-то отмечает. Лишившаяся наследства семья Ёлкиных из Барнаула из-за неправильного написания их фамилии, едва не потерявшая гражданство Л.Тетёркина тоже из-за фамилии без «ё» в документах и многие другие – увы, тоже празднуют. Как и было сказано – дело за выбором.

Вечерний Ставрополь   http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&a … leID=23841

13

Нагрузки — проблема вечная
"Наше Время", Ростов-на-Дону,Ирина Хансиварова

http://uploads.ru/i/8/W/x/8WxPm.jpg

Увы, новые образовательные стандарты проблему нагрузок не решают, если не сказать больше — осложняют. В учебных программах — большой объем информации. Чтобы донести ее до ученика, педагоги используют разные методики.

Одни, объяснив на уроке новую тему, тут же опрашивают учеников, чтобы убедиться, насколько она им понятна. Для других важно дать больше материала по новой теме, а как ученик его усвоил, покажет выполненное им домашнее задание. В любом случае объем домашнего задания по каждому предмету возрастает настолько, что дети не укладываются во время, установленное санитарными нормами.

По нормативам, ребенок младших классов должен тратить на домашнее задание 1,5 часа. Но не все дети на лету схватывают учебный материал и легко справляются с домашними заданиями. Ответственный ребенок тратит на выполнение домашних заданий и 5-6 часов.
В старших классах на домашнюю подготовку отводится 3,5 часа. А старшеклассники, готовясь к поступлению в вуз, сидят за учебниками ночами плюс выполняют большой объем текущей работы, заданной учителем на дом.

Возможно ли хотя бы немного уменьшить нагрузки, от которых дети просто задыхаются?

С этим вопросом я обратилась к начальнику управления образования Ростова Александру Уваровскому. Александр Павлович не один десяток лет проработал учителем математики и не может не знать об этой проблеме.

По его мнению, домашние задания должны быть не большими, а разумными. Учитель обязан задавать на дом треть того материала, который разбирался в классе.

«И объем домашних заданий педагог может контролировать самостоятельно, — считает Александр Павлович.
— Как? На уроке я давал детям выполнить один-единственный пример из домашнего задания. И сразу было видно, что треть детей решила его без проблем, у части детей он вызвал небольшие затруднения, но в результате с заданием они справились, а другая часть — не поняла и не решила.

Видна реальная картина усваивания детьми учебного материала.

Промежуточный контроль знаний учащихся нужен не для оценки в журнале, а для того, чтобы педагог мог видеть, хорошо или не очень дети усвоили изучаемый материал. И не надо часто проводить контрольные работы».

Как раз количество контрольных работ, которые приходится выполнять ученикам, — проблема. Увы, школы сегодня не укладываются в график их проведения. Вот и получается, что утром учитель русского языка провел «коротенький» диктант, затем математик дал «маленькую» контрольную из восьми заданий, а на пятом уроке пришла учительница английского языка и предложила классу «коротенькую» письменную работу. От 2-3 контрольных работ в день у детей голова идет кругом…

В начальной школе, помимо осваивания знаний по предметам, ребенок должен научиться поиску нужной информации в Интернете, уметь работать с диктофоном и т. д. Навалившиеся нагрузки толкают детей к тому, что на вопросы домашнего задания они берут готовые ответы из Интернета или «решебников», которые продаются вместе с учебниками.
Потому что надо еще успеть разобрать произведение композитора, заданное педагогом музыкальной школы, подготовиться к факультативу, успеть на занятия в танцевальной студии… Ведь есть еще родители, которые хотят, чтобы дети росли всесторонне развитыми людьми и становились такими с раннего возраста.

И вот еще недавно счастливый и веселый малыш через несколько лет, проведенных в школе, начинает походить на сутулого, насупленного «старичка».

Похоже, как семья, так и школа мало задумываются о том, что огромный объем информации, который сваливается на маленькие головы, физические нагрузки, плохое питание негативно сказываются на детях. У многих 10-12-летних учеников главная проблема в учебе — дефицит времени. В десять-двенадцать лет ребенок попадает в стрессовую ситуацию — он ничего не успевает!

«Дети перегружены, — говорит психотерапевт Сергей Выгонский. — Отсюда — «стресс ограничения времени». Именно он становится причиной многих нарушений в здоровье, включая детские неврозы». Школьные уроки, приготовление домашнего задания занимают у школьников 10-12 часов, у старшеклассников — 14-15. И это — у детей!

Специалисты утверждают, что за последние десять лет учебная нагрузка в школах перестала соответствовать физиологическим возможностям детей. Они слишком много времени проводят за уроками, мало занимаются спортом, нерационально питаются.

По официальным данным Всероссийской детской диспансеризации, только 30% школьников попали в I группу здоровья, то есть признаны здоровыми. Однако по данным, представленным Союзом педиатров России, в эту группу не попал ни один ребенок.
Среди школьников 15-17 лет более 70% страдают психическими расстройствами. Повышенные умственные нагрузки, переутомления и стрессы отражаются не только на психическом, но и физическом здоровье детей.

Среди современных школьников часто встречаются гипертоники, а это уже прямой путь к инфаркту в 30 лет. По прогнозам специалистов, лишь у каждого 20-го ребенка есть шанс здоровым окончить школу. Пока же каждый пятый выпускник вместе с аттестатом «получает» хроническое заболевание или инвалидность.

Желание педагогов дать детям больше знаний, как и в целом стремление школ к высоким показателям успеваемости учащихся, вполне понятно. Объяснимо и желание родителей вырастить умного, всесторонне развитого ребенка.

А может, не стоит так уж его напрягать? Может, достаточно будет и того, чтобы он рос хотя бы неглупым, а главное — здоровым.
   

Наше Время  http://www.nvgazeta.ru/education/6611.html

14

О проблемах великого и могучего
"Абакан", Абакан,Алексей Вольковой

В рамках дней молодых ученых, проходивших в Абакане со 2 по 6 апреля, в Хакасском госуниверситете состоялась лекция «Актуальные вопросы развития современного русского языка». О процессах, происходящих в нашей языковой среде, рассказывала доцент кафедры русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова Ольга ДАВЫДОВА.

Почему ушло величие?

Примечательно, что лекция была построена с расчетом на неподготовленного слушателя, то есть носила больше научно-популярный характер.
В первой половине своего выступления Ольга Андреевна достаточно подробно рассказала о том, какое место по распространенности занимает русский язык в мире.

Увы, цифры статистики указывают скорее на величие былое, нежели настоящее.

Так, сейчас примерно половина населения Земли общается на одном из семи наиболее распространенных языков.
На первом месте по распространенности стоит английский - для 500 миллионов людей он является родным и еще около одного миллиарда изучают его как иностранный.
Далее следует китайский - им владеют 1 млрд 350 миллионов человек, затем испанский - 360 млн человек.

Русским языком в той или иной мере владеет около 280 млн человек, из них 164 миллиона считают его родным.

В 1900 году русским языком владели около 150 миллионов человек. Резкий взлет интереса к русскому произошел после победы СССР в Великой Отечественной войне, а также благодаря успехам Союза в освоении космоса.

Наибольший интерес наблюдался в 50-60-е годы - тогда русским языком владели около 500 миллионов человек.

До распада СССР русский язык изучали около 25 миллионов школьников и студентов в 91 стране мира.

Однако, как отмечает Ольга Давыдова, за пятнадцать последних лет русский язык стремительно теряет свои позиции.
Некоторый перелом наметился только в самые последние годы. Это связано с созданием многочисленных совместных фирм, по этой причине популярность русский набирает, например, в Польше.

Но в большинстве стран СНГ и Балтии русский язык постепенно выдавливается из всех государственных учреждений, хотя по факту абсолютное большинство население понимает и продолжает говорить по-русски.

На Украине активно русским языком владеют 60,4% населения, то есть 29 млн человек.
В Латвии число активно владеющих русским более 56%. Но политика этих и других стран идет в пользу родных языков.

Политологи считают, что если процесс дерусификации у наших соседей будет происходить такими же темпами, как сейчас в Туркмении, Узбекистане, Азербайджане, то к 2025 году число владеющих русским языком сократится до уровня начала ХХ века.

Русский у нас и за рубежом

Наш язык за границей востребован по-разному.
К примеру, в Германии сейчас 6 миллионов человек в разной степени владеют русским языком.
Примерно половина из этого числа - выходцы из бывшего СССР и их потомки. Прежде всего речь идет о немцах Поволжья.
Вторая половина - это граждане ГДР, где русский был главным иностранным языком, он изучался в школах с 5-го класса, а также в вузах.

По данным на 2007 год, русский язык в школах Германии изучали около 135 тысяч детей, еще около 7 тысяч человек учили его в заведениях среднего профобразования.

В США русский занимает 10-е место по числу носителей языка - это около 700 тысяч человек.
Самое большое количество русскоговорящих в штате Нью-Йорк. В связи с этим губернатор штата в 2009 году принял решение все документы, касающиеся выборов, переводить и на русский язык в том числе.
А в некоторых штатах, например в Калифорнии, на русском можно сдавать письменный экзамен для получения водительского удостоверения.

В связи с миграцией населения наша страна столкнулась с серьезной языковой проблемой, особенно остро она стоит в больших городах и связана с большим количеством гастарбайтеров из стран Средней Азии.
Эти люди очень плохо знают русский язык. Но самое главное, что они приезжают со своими семьями, в которых дети, например, могут вообще не разговаривать по-русски.

В отдельных районах Москвы доля учащихся, для которых русский язык является неродным, доходит до 30% процентов. Естественно, говорить о хорошей успеваемости не приходится.

Новое слово? Жесть!

- Современный русский язык переживает резкий слом, что является следствием социальных процессов, - отмечает Ольга Давыдова. - Ускоряются темпы развития и изменения норм русского языка.
Появляется огромное количество новых слов во всех сферах нашей жизни. Источниками новой лексики зачастую становятся другие языки, например американский вариант английского.

Однако новизна слова - понятие относительное. Многие слова, плотно вошедшие в наш лексикон всего несколько лет назад, были в словарях начала прошлого века. Правда, тогда они были несколько экзотичными, оторванными от нашей реальности и зачастую имели негативную смысловую окраску.
Теперь оказалось, что очень многие реалии соотносятся с нашей действительностью - инфляция, мафия, коррупция, бизнес.

Кстати, одним из первых слово «бизнес» употребил Сергей Есенин в 1923 году, в своей статье «Железный Миргород»: «Американец всецело погружен в business и остального знать не желает».
Уже через два года Владимир Маяковский в стихотворении «Бродвей» напишет «бизнес» русскими буквами.

Впервые слова «бизнес», а также «бинесмен» были отражены в словаре иностранных слов 1937 года издания. Словарь 1955 года издания трактует слово «бизнесмен» как «делец, коммерсант, предприниматель, капиталист, воротила, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушаясь никакими средствами, в целях личной наживы».
И еще в 1973 году в словаре Ожегова можно найти схожее определение.

Однако в настоящее время со слова снят элемент экзотики и отсутствует негативное значение. Если раньше бизнесмен предполагал нечто диковинное и плохое, то сейчас ничего такого нет.

Этот процесс можно проследить на примере многих слов. Например, «успешный». В традициях русского языкового сознания слова «успех» и «успешный» никогда не были принципиально важными. У нас человек определялся по другим параметрам. Сейчас все чаще мы определяем человека по тому, достиг он в жизни успеха или нет.
Изменилось значение слова «брутальный».
До недавнего времени - грубый. А теперь так называют «настоящих» красивых мужчин.

- Интересно, что если иностранное слово входит в язык и имеется аналог, то новое слово занимает позицию выше, престижнее, - поясняет Ольга Давыдова. - Поэтому у нас киллер - это почти профессия. Идет уборщица в метро - у нее на куртке надпись «клининговая компания».
Теперь уборщицей у нас никого не называют, а вот менеджер по клинингу - это да! Почетно. Так иностранные слова позволяют поднять престиж многих профессий.

Большое негативное влияние на русский язык оказывают слова молодежного и воровского жаргона. Уголовная и нецензурная лексика вышла за пределы своей языковой среды и стала достоянием всех жанров, требующих экспрессии.

Крепкие словечки можно найти в художественных текстах, газетных публикациях, услышать по телевидению и радио.

Беднеет язык в молодежной среде. Современные люди могут выражать всю гамму чувств одним-единственным словом. Например, «жесть».
Это и очень хорошо, и плохо, и восхитительно и т. п.
Им не нужно знать много слов, чтобы выразить свою мысль или эмоции - достаточно одного, смысл которого определяется ситуацией.

«Падонкаффский» язык

Большое распространение сегодня получила языковая игра - так называемый «Олбанский язык», популярный среди пользователей сети Интернет.

Это не язык двоечников, не знающих орфографии, как может показаться на первый взгляд. Это нечто иное, как нарочитое изменении правил написания слов - когда ошибка возводится в правило.

Например, в слове меняются местами безударные гласные - так появились «девачко», «бландинко». Характерно написание «я» через транскрипцию - «йа» (йа плакал).

Есть еще ряд правил, благодаря которым появились слова «нисмишно», «ффтопку» и, конечно, знаменитое «превед, медвед!».

- Надо сказать, что такие игры с написаниями были характерны для поэтов начала ХХ века, - рассказывает Ольга Давыдова. - Александр Блок в «Незнакомке» пишет «мичтатель». Но в любую игру можно играть только в том случае, если вы понимаете, что это игра. Нельзя заигрываться.

Филологи бьют тревогу, потому что молодые люди, предпочитающие изъясняться на олбанском, тем самым обкрадывают себя. Нельзя ежедневно писать «превед, медвед», а потом с легкостью перейти на другой регистр речи.

Это неизбежно ведет к снижению грамотности. Когда я первый раз проверяла ЕГЭ, в самой первой работе было написано слово «щаз». Сначала я восприняла это как игру и даже не стала выносить в качестве ошибки.

Но когда во второй работе «щаз» и в третьей «щаз» и «исчо» - то стало понятно, что это не игра, просто по-другому писать уже не могут.

Естественно, что в конце лекции от студентов последовал вопрос - что делать, чтобы изменить ситуацию?

И ответ был тоже вполне закономерным - читать больше хорошей проверенной литературы, классики и следить за своей речью. Каждому.

http://gazeta.abakan.ru/node/5012

15

Российское высшее образование: в погоне за рейтингами
30.05.2012, Алешина Елена (Finam.ru)

http://www.finam.ru/sp/=&0=40290&1=42.gif

В российских школах в пятницу прозвенели последние звонки, а в понедельник стартовала основная волна ЕГЭ. Между тем, как сам ЕГЭ, так и текущее положение дел в сфере российского образования в целом, вызывают много вопросов.

Обсуждение проблем в этой сфере то затухает, то обостряется. Весной 2012 года масла в огонь подлила информация о том, что ни один российский вуз не попал в сотню лучших мировых учебных заведений по версии британского издания The Times Higher Education. Ещё год назад на 33-м месте данного рейтинга располагался Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. На этот раз даже он не удостоился чести попасть в сотню лучших.

Событие вызвало бурные дискуссии как в СМИ, так и среди представителей российских высших учебных заведений. Мнения на этот счет разные, но, пожалуй, мысль общая одна: стремиться попасть в международные рейтинги, конечно, нужно, но ставить это во главу угла не стоит. Тем не менее, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, будучи ещё президентом страны, поставил перед российскими вузами вполне конкретную задачу: пять из них должны попасть в международные рейтинги. "Не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню основных мировых рейтингов. Это будет означать общий подъем нашего образования", — заявил Дмитрий Медведев, выступая на заседании Госсовета. 7 мая, вступив в должность президента РФ, Владимир Путин подписал ряд указов, в том числе и о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Там уже фигурирует конкретный срок, в который пятерка российских вузов должна покорить мировые рейтинги - это 2020 год.

Возможно ли это? И что для этого нужно сделать? Многие пеняют на то, что рейтинги за рубежом составляются по принципам, которые не учитывают особенности обучения в РФ, и зачастую составителям просто не хватает информации о том или ином учебном заведении, чтобы оценить его по достоинству. "Мне кажется, что говорить о возможности попадания российских вузов в сотню лучших мирового рейтинга преждевременно. При подсчете этих рейтингов есть показатели, которые за короткое время не подтянешь. Например, индекс цитирования или количество иностранных студентов. Что наши профессора неожиданно начнут публиковать в ведущих научных журналах свои работы.
Какие? Или к нам массово поедут учиться иностранные студенты?
Зачем? Это требует серьезной работы по перестройке базовых принципов работы вузов. Ведь вуз из первой сотни - это, прежде всего, ведущее научное учреждение, где профессора - это ученые, вовлекающие студентов в научное творчество.
На это нацелена система финансирования вуза, его организационные принципы. Когда профессор - это "начитыватель" лекционных часов, как это происходит у нас сегодня, говорить о существенном продвижении вперед наивно. Нужны новые принципы работы", - комментирует Александр Сергеев, профессор института МИРБИС.

Рейтинг Times не единственный общепризнанный рейтинг мировых университетов, но и в других наши дела обстоят не лучше.
Так, в рейтинге QS World University Rankings российские вузы тоже приходится искать за пределами первой сотни, МГУ лишь 112-ый, так же как и в рейтинге Times положение российских вузов по сравнению с прошлыми годами не улучшается.
Ещё один рейтинг - рейтинг Шанхайского университета ARWU. Здесь положение несколько лучше - Московский государственный университет в 2011 году занимал 77 место. Есть ещё один глобальный рейтинг вузов - это испанский рейтинг интернет-популярности университетов, здесь университеты РФ не входят даже в 200 лучших.

Провальная ситуация с международными рейтингами побудила разговоры о возможном создании своего собственного международного рейтинга. Но что говорить об этом, если у нас пока нет даже национального рейтинга вузов. Не то чтобы российские рейтинги отсутствовали вовсе - ряд организаций пытается создавать объективные рейтинги вузов, оценивая их по ряду параметров, но на полноценный национальный рейтинг они, конечно, не тянут. Так что пока, выбирая вуз, школьники и их родители чаще ориентируются на народную молву.

Образование в целом и ЕГЭ, в частности, стали одной из центральных тем предвыборной кампании избранного президента РФ. Так, в одной из своих статей, опубликованных в преддверии выборов, Владимир Путин признал, что Россия испытывает серьезные проблемы с качеством образования.
Также он подчеркнул, что инвестиции в образование станут ключевым бюджетным приоритетом. Что касается ЕГЭ, то руководство страны положительно оценивает эту систему, но признает существующие проблемы. "Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы.
Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно", - отмечал в своей статье Владимир Путин. В этом году было принято решение об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по обязательным предметам и ужесточены меры при нарушениях на экзаменах.

Ещё одним камнем преткновения являются вопросы количества вузов в России, их финансирования и количества бюджетных мест.
По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, улучшить ситуацию в образовании в РФ можно только путём создания крупных университетских центров.
Об этом он сказал в ходе прошедшего в понедельник совещания со своими заместителями. "Я неоднократно говорил: у нас, конечно, очень много университетов для нашей "небольшой" страны, и их количество должно естественным путём уменьшаться в результате создания на базе существующих университетов крупных университетских комплексов.
Но это должен быть, естественно, такой спокойный процесс, не в ущерб учебному курсу и не в ущерб, конечно, тем знаниям и тем студентам, которые уже поступили в высшие учебные заведения", - подчеркнул он.

Ранее новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов в интервью "Российской газете" после своего назначения высказал на этот счет иную точку зрения. Он предлагает сокращать не количество вузов, а количество бюджетных мест, причем сразу в два раза. "Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест", - отметил он.

Вопрос финансирования российских вузов в своем исследовании затронуло рейтинговое агентство Standard & Poor`s. В рамках недавней реформы бюджетного сектора около 30 ведущих университетов России получили статус автономных учреждений. "Потенциально это могло бы повысить уровень управленческой и финансовой гибкости вузов. Кроме того, реформа может способствовать увеличению и диверсификации доходов университетов, а также решению проблемы недофинасирования их инфраструктуры", - отмечают эксперты S&P. "Мы полагаем, что российские университеты могут выйти на рынок капитала в качестве нового класса заемщиков, — заявил кредитный аналитик Standard & Poor`s Карен Вартапетов.
— Мы оцениваем объем возможных заимствований университетов на уровне $600 млн (18 млрд руб.) в год". "В настоящее время основную часть финансирования российских университетов составляют бюджетное финансирование и плата за обучение, однако в связи с тем, что закон о федеральном бюджете Российской Федерации на 2012-2014 гг. предусматривает сокращение расходов на высшее образование с 2011-го по 2014 г. примерно на 10% в реальном выражении, финансовые проблемы университетов в среднесрочной перспективе могут обостриться", - считают эксперты S&P. В этом контексте увеличение финансовой гибкости вузов, их взвешенная образовательная, маркетинговая и финансовая политика в сочетании с потенциально более благоприятной регулятивной системой могут позволить университетам нарастить капиталовложения в исследовательскую и образовательную инфраструктуру, отмечается в исследовании.

Тем не менее, эксперты полагают, что финансовая сторона вопроса как раз не самая главная. "Образование сегодня находится в сложной ситуации. В последние годы очень много внимания уделяется финансово-организационной стороне дела и очень мало содержательной, а именно здесь накопилось много вопросов.

Наша школа - и средняя, и высшая - неплохо дает учащимся некую сумму знаний, но очень плохо готовит к жизни. Жизни как обычной, так и профессиональной. Нужна смена образовательной парадигмы. А это требует развития науки об образовании, новой системы подготовки и переподготовки учителей и преподавателей вузов. К сожалению, этим аспектам во всех планах реформ уделяется даже не второстепенное внимание", - отмечает Александр Сергеев, профессор МИРБИС.

http://www.finam.ru/analysis/forecasts012EE/default.asp

16

Жорес Алфёров: Академия наук нуждается в аккуратной реформе
Фонтанка.Ru, Санкт-Петербург,Елена Кузнецова,25.06.2012

Нобелевский лауреат, вице-президент РАН, депутат Госдумы Жорес Алфёров рассказал «Фонтанке» о мегапроектах в советское время и сейчас, о реформе Академии наук и о том, как дорого надо платить за обучение в вузах.

«Вы к Жоресу Алферову? На интервью? – Старушка в белом беретике и синем плаще смотрит на корреспондента «Фонтанки» с восторгом. – Тогда вам по улице Хлопина и через парк... Алферов, между прочим, один из моих любимых ученых».

Во дворах у станции метро «Площадь Мужества», где живет старая политехническая профессура, единственного живущего в России нобелевского лауреата, действительно, знают и любят. Как и во всем Петербурге.
Сам же физик встречает корреспондента «Фонтанки», разбирая бумаги за огромным столом-«аэродромом» в петербургском Академическом университете.

- Жорес Иванович, вы уже больше 60 лет занимаетесь наукой, вырастили много учеников. Есть среди них те, что превзошли вас?
- Среди моих воспитанников есть очень большая группа талантливых людей. Превзошли ли они меня, не знаю, но в некоторых конкретных областях разбираются лучше, чем я. Например, Дима – Дмитрий Залманович – Гарбузов, первым стал среди моих учеников членом-корреспондентом РАН. Он занимался излучательной рекомбинацией в гетероструктурах и созданием лазеров на их основе. А в девяностые годы, когда все рушилось, уехал в США, там быстро занял высокие позиции и успешно работал в Принстонском университете. К сожалению, в 2006 году он умер. Назову еще Вячеслава Михайловича Андреева – ведущего специалиста в мире в области преобразования солнечной энергии. Среди второго поколения моих учеников я бы выделил членов-корреспондентов РАН Николая Николаевича Леденцова, Виктора Михайловича Устинова, Алексея Евгеньевича Жукова, Антона Юрьевича Егорова, признанных во всем мире специалистов в области физики и технологии так называемых квантово-размерных гетероструктур. Вообще отличительной чертой моей школы является очень тесная связь физики и технологии.

- Вы говорите о «первом», «втором» поколении учеников. А разрыв, случившийся в науке в девяностые годы, ощущаете? Ведь люди, которые тогда должны были стать сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, туда по разным причинам не пришли.
- Я, на самом деле, этого почти не чувствую. Во многом – потому, что в Петербурге еще со времен Абрама Федоровича, – Алферов выразительно смотрит на портрет Иоффе, висящий на стене его кабинета, – академики создавали базовые кафедры при университетах, не рвали связи с образованием. Часто удавалось увлечь молодых ребят, и они даже в это трудное время шли в науку.

Девяностые годы были очень непростые. В 1992 году бюджет Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, где с 1987 по 2003 год я был директором, упал в 20 раз. Мы в значительной степени сохранили свой научный потенциал благодаря международным проектам. Я неоднократно это подчеркивал и скажу вновь: тогда международное научное сообщество беспокоилось о нашей науке больше, чем российские власти. Так, моей лаборатории помогло сотрудничество с лабораторией профессора Дитера Бимберга в Берлине. Мы развивали общий проект — создание полупроводниковых лазеров на квантовых точках, но средства добывались им — это были гранты от "Фольксвагена" и Немецкого научно-исследовательского общества (DFG). Ученые нашего института стали активно сотрудничать с университетами и научными лабораториями США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, ФРГ. Только по Фонду Сороса в 1994 году выиграли 77 исследовательских грантов на сумму более двух миллионов долларов. Безусловно, в конечном счете это привело к возникновению определенного разрыва поколений: кто-то из наших работников уезжал за границу и оседал там, кто-то уходил в бизнес. Но все-таки и базовые научные направления, и систему подготовки кадров сохранить удалось.

- Почему мы не можем сделать IPhone? Несколько лет назад правительство РФ ввело программу мегагрантов. Это действенные меры?

.............................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи  Жорес Алфёров: Академия наук нуждается в аккуратной реформе 

- В Санкт-Петербургском академическом университете, который я возглавляю, есть один мегагрант. По нему к нам приглашен Павел Певзнер, профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего. Его группа занимается математической биоинформатикой, и я думаю, приносит пользу.

Но это не решение проблемы. По многим причинам.

Во-первых, необычайно большие зарплаты, которые выделяются на программу, с моей точки зрения, неоправданны. Они создают определенную социальную напряженность в коллективах.

Во-вторых, вы помните, несколько лет назад широко обсуждалось письмо группы ученых-эмигрантов Дмитрию Медведеву. Они говорили, что их нужно привлекать в Россию и все прочее. Тогда на данную тему высказался мой тезка Жорес Медведев: он заметил, что на самом деле это бессмысленное мероприятие. И я скажу, почему разделяю его позицию. Если вы посмотрите на авторов письма, а там стояло «assisted professor», «associated professor», то увидите, что большинство подписантов — люди, не сделавшие научную карьеру за рубежом. Те, у кого все нормально сложилось, не вернутся – у них часто уже и дети за границей растут. Пример в этом отношении — нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов, сразу же давшие отрицательный ответ на предложение вернуться на родину.

Мы на мегагранты тратим большие средства. В отдельных случаях, может быть, это работает. Иногда бывает, что определенное научное направление в России не существует и его можно создать только таким образом. Но вообще-то проблемы науки должны решаться совсем по-другому. И ответ очень простой: она должна быть востребована у нас в стране. Она должна быть востребована экономикой и обществом.

- Заставить бизнесменов в обязательном порядке вводить инновации на производстве?
- Главный стимулятор развития новых высокотехнологических отраслей промышленности – государство. Успех применения кремниевых «чипов» в американском бизнесе начинался с их использования в ракетной программе «Минитмен» и в проекте полета космического корабля «Аполлон». И только после этого компания «Файрчаилд семикондактор» и созданный затем «Интел» успешно развили это направление и добились гигантского, в том числе и коммерческого, успеха.

- А есть ли какие-то отрасли науки, высокотехнологичной промышленности, которые хорошо сохранились в России и могут конкурировать с Западом?
- Вы задали очень тяжелый вопрос. В нашем городе, например, в относительно нормальном состоянии находятся судостроение, энергетическое машиностроение, но очень много потеряно в электронике, научном приборостроении – как раз в тех областях, где наука играет определяющую роль. Для меня это, помимо всего прочего, еще и личная трагедия. Ведь Нобелевскую премию в 2000 году мы с Гербертом Кремером получили за развитие полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Теперь на основе этих открытий солнечные батареи в космосе обеспечивают работу телекоммуникационных спутников, идет сигнал по оптоволокну, крутятся диски в плеерах, работают мобильные телефоны и считыватели штрихкодов в магазинах. И хотя все первые экспериментальные открытия и даже опытное промышленное производство в нашей стране были раньше, чем на Западе, сейчас всё это производится не в России. Меня иногда спрашивают: «Почему мы не можем произвести “айфон”»? Ответ элементарен: потому, что мы очень много потеряли.

Мне кажется, что стране надо ставить на развитие нанотехнологий и электроники: да, мы сдали позиции, но ведем научные исследования и знаем, куда нужно двигаться дальше. Если не будем делать этого, то впадем в полную зависимость от зарубежных стран и не сможем развивать целый ряд других направлений. Что касается новых областей, то я бы сказал, что очень перспективным мне видится синтез биологии, медицины и физики. У нас в университете этим занимается первый проректор – доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН Михаил Владимирович Дубина.

От Фурсенко до Ливанова

- Ушел в отставку Андрей Фурсенко, руководивший Минобразования 8 лет. Можете подвести итоги этого восьмилетия?
- Я бы не сказал, что все, происходящее в сфере науки и образования, определялось Андреем Александровичем Фурсенко. Многое диктовалось политикой страны в целом. Думаю, положительное у Андрея — то, что он способствовал развитию многих вузов. Именно Фурсенко инициировал заметную помощь Томскому государственному университету, ставшему одним из лучших в стране, немало сделал во Владивостоке.

Но мегапроекты, которые проводил Андрей Фурсенко, - думаю, не тот путь, которым нужно идти. Безумно развившаяся бюрократия, в том числе в науке и образовании, только мешает нам. Мне нужно ежедневно подписывать многие десятки бумаг. Естественно, я не могу их просто подписать, я должен их просмотреть... Там очень, очень много лишнего.

- Сколько часов в день тратите на заполнение бумаг?
- Ой, много. Иногда прихожу на работу и 2 - 3 часа занимаюсь этим делом. Причем могу сказать, что в советское время я был и вице-президентом академии, и депутатом, и председателем Ленинградского научного центра, и директором крупнейшего физического института, но мне надо было подписывать гораздо меньше документации. Бюрократия существовала, но не такая разросшаяся, как сейчас.

- Фурсенко, кстати, тоже ваш ученик, выходец из Физтеха. К какой позиции апеллировали, когда приходилось не соглашаться с ним, – учителя, старшего друга, нобелевского лауреата?
- Моя позиция была очень простая. Я вступал в отношения с Фурсенко тогда, когда это было почему-либо нужно для Академии наук. Нас и не приглашали особенно для общих дискуссий. Хотя, когда удавалось пообщаться, я говорил Андрею Александровичу, что не так, на какие моменты стоит обратить внимание. А знаю я его, действительно, много, много лет: он был старшим научным сотрудником в ФТИ, докторскую диссертацию писал в близкой мне области – это математическая теория, связанная с технологическим процессом получения гетероструктур. Затем по моему предложению стал заместителем директора Физтеха и уже потом пошел в другие структуры.

- Теперь Минобрнауки возглавляет Дмитрий Ливанов. Вы, говорят, с ним знакомы и даже спорили...
- Дмитрий Викторович был статс-секретарем Министерства образования и науки в середине 2000-х, когда создавались новые законы об Академии наук. А я, как член комитета Госдумы по науке и образованию, к подготовке этих законов имел прямое отношение. И вот в Думе мы имели разные мнения, я с ним часто спорил. Если говорить о заявлениях Ливанова в новом статусе, то они несколько отличаются от того, что было раньше. Так, высказывание о том, что нужно вдвое сократить число бюджетных мест, было сделано до того, как Дмитрий Викторович стал министром. И он его не повторял в новой должности. Надеюсь, что это не случайно.

- То есть прогноз в отношении Ливанова у вас, скорее, положительный?
- Не я его назначал. А раз назначили — значит, нужно с ним работать, объяснять, доказывать свою позицию. Вообще же мне кажется, что сейчас на руководящие должности, в том числе в Министерство образования и науки, нужно активно привлекать людей не из Питера, не из Москвы, а из тех регионов, которые мы называем провинцией. Например, ректоров хорошо сохранившихся в трудных условиях вузов, скажем, Томского университета, Самарского аэрокосмического университета. Эти люди понимают все сложности нынешнего периода, видят, какие потери мы понесли.

РАН требует реформы, но осторожной

- Уже в первом интервью в новой должности Дмитрий Ливанов заявил о намерениях провести «всесторонний аудит» и реформу РАН. Вы с ним согласны?
- Я пока не знаю, что конкретно предлагает Ливанов: он сделал только общее заявление. Я бы сказал, что, вступив в должность министра, Дмитрий Викторович дает значительно более осторожные интервью, и во многом я с ним согласен. Проводить же реформу, безусловно, нужно: академия должна развиваться. Но не хотелось бы, чтобы это вылилось в продолжение политических спекуляций и игр, которые идут уже более 20 лет, когда определенные группы заявляют, что Академия наук — наследие тоталитарного советского режима. Что нужно, как в цивилизованных странах, создать вместо нее «клуб именитых ученых», а науку развивать только в университетах.

Похожая ситуация, между прочим, складывалась в нашей стране в 1920-е годы: был такой историк Покровский, называвший академию «наследием царского режима». Несмотря на это, она стала мощной разветвленной структурой, особенно в послевоенные годы. И западные ученые часто завидовали, что у нас имеется такая серьезная организация, в которой ученые имеют свободу выбора и возможность вести фундаментальные работы независимо от временной конъюнктуры, руководствуясь внутренней логикой развития тех или иных областей знания.

- Так ли свободно?
- В советский период в области естественных наук, начиная с шестидесятых годов, безусловно, абсолютно свободно. Мы сами предлагали руководству страны поддержать то или иное перспективное направление и необходимость выделить для этого дополнительные средства и обычно получали поддержку.

Есть принципиальная разница между советским и нынешним, я его называю антисоветским, периодами в истории нашего государства. В то время в науке, в научно-технологическом развитии, в экономике ставились конкретные задачи, необходимые для развития страны, и для их решения определялись и в значительной степени выделялись необходимые средства. Сейчас же задачи и проблемы подгоняются под выделение финансирования. Тогда была цель – решить проблему, и для этого рассматривалась возможность и необходимость выделения средств. Сегодня очень часто цель – получить деньги, и для этого придумываются мегапроекты.

Для нынешних российских ведомств Госплан СССР, Государственный комитет по науке и технике, такие министерства, как Средмаш, Электронпром, Радиопром, – недостижимые вершины стратегического планирования и научно-технологического развития.

- Но вернемся к РАН: вы сказали, что академию все-таки нужно реформировать. Как это делать?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что в девяностые годы мы, слава богу, сохранили РАН, но не избежали многих ошибок. Здесь есть и доля моей вины, поскольку я уже больше двадцати лет являюсь вице-президентом академии. Мы часто отвечали на необходимость реформ квазиреформами. Сделали вместо 18 отделений 9, и зря: эти новые укрупненные структуры работают хуже. Недавно было создано отделение фундаментальной медицины и физиологии, отделение информатики и вычислительной техники преобразовано в отделение нанотехнологий и информационных технологий. И правильно. Эти процессы надо продолжать. Безусловно, у нас излишняя централизация. В большой Академии наук, в которой 400 с лишним институтов, все решать через центральный президиум нельзя!

Я считаю, что лучшими в РАН являются региональные отделения - Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Они имеют некую независимую часть бюджета и могут проводить вполне самостоятельную научно-техническую политику, в то же время не создавая совершенно автономных «республик».

Петербургскому научному центру в этом смысле повезло меньше. Я ведь в свое время был против его создания, считая, что в Питере все проблемы можно решать, взаимодействуя с отделениями в Москве. Но тогда мы имели значительно большие финансовые и другие возможности. Теперь же я, вице-президент Академии наук, за любой мелочью должен идти к президенту РАН и просить у него. У меня здесь только должность – председатель петербургского научного центра, и никаких, по существу, возможностей, кроме личного авторитета. Поэтому мы с губернатором Георгием Полтавченко не так давно обратились к Владимиру Путину с предложением: создать на базе петербургского научного центра полноценное отделение РАН.

«В министры бы я не пошел»

- А теперь давайте на минутку представим себе, что вы сами стали министром образования и науки. Что бы сделали?
- Ну, что вы, в министры бы я не пошел никогда. Ни в молодости, ни в пожилом возрасте. Это невозможные вещи!

- И тем не менее...
- Скажем так: если бы от меня зависело проведение некоторых стратегических линий, то, во-первых, я бы ни за что не вводил коммерческое образование наряду с обычным, бюджетным. Не хватает у нас средств – хорошо, но я помню первые послевоенные годы, когда денег тоже было недостаточно, и мы платили за обучение. Однако сумма, которую требовалось перечислить государству, составляла всего лишь одну стипендию за один год учебы! Поэтому сейчас я бы ввел плату за образование для всех, во всех государственных вузах, но невысокую, на уровне среднемесячной зарплаты по России, например в размере 500 долларов. Это даст нам дополнительные возможности для поддержки образования и вместе с тем будет социально справедливым. Нельзя, чтобы поступление в вуз зависело от кармана родителей.

Вторая вещь, которую хотелось бы увидеть, – это настоящая поддержка науки. Самая высокая зарплата научных работников у нас была установлена в 1946 году постановлением правительства и с тех пор только снижалась…

- Почему все-таки не хотите идти в исполнительную власть? Ведь вам поклонники не только кресло министра прочили, но и президентом в свое время предлагали выдвинуться. Смогли бы воплотить в жизнь свои идеи.
- Пришло же людям в голову! Ну что вы, господи боже ты мой! Я научный работник. Меня волнует организация науки. У меня есть своя позиция. Но, простите, я никакого отношения к исполнительной власти не могу иметь. Мое дело — вот это. – Алфёров вновь обводит глазами свой кабинет, и стол со стопками книг, и портрет Иоффе. – В общем, как говорил при аналогичном предложении один друг моего отца, предпочитаю постоянную работу.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
http://www.fontanka.ru/2012/06/25/127/

17

Российские школьники - вновь лучшие на математической олимпиаде

http://sdelanounas.ru/i/d/3/d3d3LmJ1bGxhZm9uZC5ydS9kYXRhL2ltZy92eXN0YXZreS8yMDEwL0FyZ2VudGluYV9rb21pdGV0LzEuanBnP19faWQ9MTk1ODg=.jpg

Российские школьники завоевали золотые и серебряные медали на 53-й Международной математической олимпиаде,
17 июля они возвращаются в Москву.

Олимпиада проходит в городе Мар-дель-Плата (Аргентина) с 5 по 17 июля.
Россию на Олимпиаде представляют шестеро школьников:
Михаил Григорьев (г. Казань) – золотая медаль;
Александр Калмынин (г. Иркутск) – золотая медаль;
Дмитрий Крачун (г. Санкт-Петербург) – золотая медаль;
Даниил Клюев (г. Санкт-Петербург) – золотая медаль;
Александр Матушкин (г. Ижевск) – серебряная медаль;
Лев Шабанов (г. Москва) – серебряная медаль.

Таким образом, Россия в 2012 году завоевала четыре золотые и две серебряные медали.

В 2011 году российская команда завоевала две золотые и четыре серебряные медали.

Международная олимпиада по математике проводится ежегодно с 1959 года.

Каждую страну представляет команда, состоящая не более чем из шести участников, руководителя и научного руководителя.

Официально ММО – личное первенство.

Участники должны быть не старше 20 лет и не учиться в вузе.

Участникам предлагается решить шесть задач (по три задачи в день, в течение двух дней подряд), каждая из которых оценивается в 7 баллов, так что возможный максимум – 42 балла.
Задачи выбираются из разных областей школьной математики, главным образом из геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики.

http://www.strf.ru/material.aspx?Catalo … d_no=47862
http://sdelanounas.ru/blogs/19588/

18

Российские школьники завоевали золотые медали на американской олимпиаде по химии

http://sdelanounas.ru/i/d/g/dG9naXJyby50NS5ydS9hc3NldHMvZ2FsbGVyaWVzLzE0NDgvaGltaWFfMTBfMDJfMjAwOV8xMS5qcGc_X19pZD0yMDExMA==.jpg

Три золотые и одну серебряную медали везут домой из США члены сборной команды России, участвовавшей в 44-й ежегодной школьной олимпиаде по химии.
В индивидуальном зачете ни один из россиян не остался без награды.

Официального командного зачета на этих интеллектуальных играх нет.

Сравнимых результатов добились только сборные Тайваня и Южной Кореи.

Олимпиада прошла на минувшей неделе в Мэрилендском университете близ Вашингтона. Церемония подведения итогов и вручения наград состоялась в воскресенье в столичном Джорджтаунском университете.
Ради сохранения элемента интриги итоги объявлялись от худших к лучшим, поэтому нашим ребятам пришлось волноваться почти до самого конца.

Кирилл Петрюков из Санкт-Петербурга, москвич Александр Олейниченко и Илья Устинович из Магнитогорска удостоены золотых медалей,
Артем Бойчук из Ноябрьска - серебряной. У Кирилла десятый индивидуальный результат, у Александра - седьмой, а у Ильи - пятый.

У тайваньцев - третье, четвертое и одиннадцатое места. Высший же балл получил юный химик из Германии.

По правилам олимпиады, к "золоту" приравнивается примерно 10% лучших результатов, к "серебру" - следующие 20%, к "бронзе" - другие 30%. Участников было 72.

Наши ребята в целом довольны своим выступлением. По мнению Кирилла, общий успех "говорит о высоком уровне образования в России".

Илья считает, что одного урока по химии в неделю "явно недостаточно", нужно "поменять школьный учебник и усложнить программу".

На будущий год школьная олимпиада по химии пройдет 15-25 июля в Москве. Устинович, Олейниченко и Петрюков в ней участвовать не смогут, поскольку они уже не школьники, а студенты.
Все трое зачислены в МГУ. А вот Бойчук рассчитывает через год побороться за "золото", поскольку дома и стены помогают.

Особых рекомендаций членам будущей новой сборной у ребят нет - разве только Александр советует выполнять задания "быстро и аккуратно, чтобы потом успеть проверить".

Принимать олимпийскую эстафету в Вашингтон приехал академик РАН, декан химического факультета МГУ Валерий Лунин.
По его словам, в Москву на будущий год должны съехаться представители 75 стран. Делегаты еще трех государств собираются присутствовать в качестве наблюдателей.

http://www.sknews.ru/regions/moscow/577 … -ssha.html
http://sdelanounas.ru/blogs/20110/

19

Дядя Миша написал(а):

01.04.12 15:37

Портрет московского первоклассника

Подготовка к школе: что делают родители для будущих первоклассников


Ранее уже был пост и инфографика о первоклассниках,
вот продолжение:


Первый раз в первый класс: порядок приема в школу

Российские школы начали второй этап приема документов на зачисление в первый класс, с 1 августа до 5 сентября родители могут записать своего ребенка в любую школу, которая, по их мнению, лучше подходит для него независимо от места проживания семьи.

...............

Инфографика от РИА Новости под катом:

Инфографика   Первый раз в первый класс: порядок приема в школу

http://s1.uploads.ru/i/ABqFU.jpg

http://ria.ru/memo/20120801/714260897.html

20

Система кадров для промышленности требует серьезной корректировки

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050050055048049055049.jpg

Серьезная корректировка требуется системе кадров для промышленности.
Такое мнение высказал Первый вице-президент Союза машиностроителей России,
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.

Комментируя внесение изменений в Закон "Об образовании", депутат отметил, что решение острейшей кадровой проблемы стало базовым фактором сегодняшнего этапа  промышленного развития страны. Особое значение это имеет для оборонно-промышленного комплекса — инновационного «локомотива» отечественной  экономики.

По его словам, Союз машиностроителей России совместно с представителями промышленности и образовательного сообщества проработал  пакет предложений, отражающих интересы реального производства.
Среди них  положения, направленные на восстановление начального профессионального образования.

По мнению производственников,  следует также приравнять  образовательные подразделения промышленных предприятий (учебно-производственные комбинаты и комплексы, учебно-демонстрационные центры) по статусу к учреждениям начального профессионального образования.

"Мы считаем целесообразным восстановить порядок распределения выпускников технических СПУ и ВУЗов, получивших образование на бюджетной основе,  на предприятия с дальнейшей работой не менее 3 лет по специальности или практику компенсаций государству при трудоустройстве не по профилю", - отметил В.Гутенев.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050050055048051054055.jpg

Учитывая остроту кадровой проблемы в машиностроении, целесообразно также подумать, по его мнению, о законодательном установлении выпускникам технических образовательных учреждений возможности получения отсрочки до одного года от службы в Вооруженных Силах для работы по специальности и о совершенствовании в вузах системы подготовки и распределения  офицеров и сержантов запаса.     

Также он отметил, что необходимо выделение  государственных  дотаций высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку зарубежных студентов, которые они могли бы направлять на расширение этого направления своей деятельности.

"Думаю, что стоит  сократить время  учебного цикла в вузах для студентов, имеющих средне-техническое образование и обучающихся инженерным специальностям. Следует также отменить  дистанционную, заочную форму обучения по наиболее сложным специальностям (конструктор, технолог, инженер).

Пора, на наш взгляд, изменить порядок  обучения специалистов по целевому заказу предприятий. Это особенно актуально для  оборонно-промышленного комплекса.

Мы предлагаем  выделить целевой прием в вузы из сферы льгот и из сферы обучения, оплачиваемого за счет средств налогоплательщиков.

Было бы более правильно, если бы предприятия заключали трехсторонний договор с вузом и обучающимся о подготовке по соответствующей специальности.
В данном случае, возможны два варианта такого договора.

Если предприятие обладает возможностью оплатить вузу расходы на подготовку специалиста, то у обучающегося возникают обязательства перед предприятием - отработать средства, затраченные на его обучение.

Если же предприятие не обладает возможностью оплатить расходы вуза на подготовку специалиста, то оно может предоставить вузу гарантии возврата средств из заработной платы подготовленного специалиста", - заявил В.Гутенев. 

http://www.arms-expo.ru/049057054050124 … 52052.html

и  Научно-технический прогресс:

МГУ лидирует в мире в области суперкомпьютеров

Ректор МГУ Виктор Садовничий проинформировал сегодня президента РФ Владимира Путина о ходе реализации программы развития университета.
"Первый этап программы, рассчитанной к 2020 году, в прошлом году завершен", - сказал ректор. "МГУ достиг хороших результатов", - считает он.

Садовничий пояснил, что развитие университета ведется по десяти приоритетным направлениям, и одним из главных является подготовка кадров.
"Мы впервые перешли на собственный стандарт", - пояснил Садовничий.
"Учебная часть программы развивается очень хорошо", - добавил он, подчеркнув, что это подтверждает и возросший конкурс в МГУ.

Другим важным направлением ректор назвал работу на суперкомпьютерах.

"Мы лидируем в мире и успешно конкурируем с национальными центрами США и Японией", - сообщил он.
По его словам, сегодня на суперкомпьютерах МГУ работает 600 коллективов и еще 200 стоят в очереди.

Благодаря вычислениям, произведенным в МГУ, было, в частности, создано новое лекарство, установлен мировой рекорд в криптографии, а также достигнуто много других результатов.

По словам Садовничего, активно развивается работа в МГУ в сфере освоения космоса.
Садовничий проинформировал Путина о том, что в этом году был запущен третий собственный спутник МГУ.
Этот совместный проект Московского государственного университета и Индийского университета позволяет изучать влияние радиации, а также околоземное пространство.

http://tasstelecom.ru/news/one/12038
http://sdelanounas.ru/blogs/20417/

Soligorsk
Лидер среди ВУЗов...Особенно по пиковой мощности.

Все остальные суперкомпьютеры, это или НИИ, или прочие закрытые учреждения.

Отредактировано imho (11.08.12 12:22)


Вы здесь » ЭпохА/Теремок/БерлогА » Наука и Жизнь » Научно-технический прогресс и образование