Лучшие электровозы делают на Дону
28 Апр, 2012 at 2:27 PM
Сегодня Путину показали http://news.mail.ru/inregions/south/61/ … frommail=1 новый ЭП20 – это первый российский электровоз, детище донского завода НЭВЗ, способный водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч. Я хочу воспользоваться этим информационным поводом и немножко рассказать об этом предприятии.
Сегодня это крупнейший работодатель Ростовской области, на заводе работает более 10,5 тысяч человек; это крупнейшее предприятие по производству грузовых и пассажирских магистральных электровозов во всей Европе.
Хотя были времена, когда завод продавал в год по три машины, и все думали, что он уже никогда не восстановится.
История Новочеркасского Электровозостроительного завода (НЭВЗ) начинается с тех пор, когда Московский завод «Динамо» передал сюда пакет чертежей и кузов электровоза №185 – это был первый электровоз, который вышел на Юге России, 27 апреля 1947 года.
Это был гигантский прорыв для технического развития страны. СССР лежал в руинах после войны, у нас абсолютно не было специалистов, куда там - почти вся страна питалась по карточкам! Тем не менее, на полуразрушенной площадке в считанные годы удалось создать мощнейшее электротехническое предприятие («полуразрушенная площадка» - потому что немцы, когда отступали, заминировали завод вдоль и поперек, все основные здания и узлы. Благодаря местным партизанам, всё взорвать они не смогли, но порушено было всё же очень много).
Высокотехнологичное производство требовало соответствующих кадров. В 1946 году здесь открылся электротехнический техникум, который под другим названием, но по сути работает до сих пор. За послевоенные годы завод разросся до "промышленного гиганта".
В 1986 году к 50-летию завода на площадку перед заводом установили первый выпущенный электровоз.
А недавно площадь перед НЭВЗом решили «уравновесить», в одном из депо Азербайджана отыскали паровозик, который вышел в апреле 1936 года. Его привезли, восстановили, и ровно год назад, и в честь 75-летия завода, его установили напротив первого.
Этот паровозик был сделан для «узкоколеек», такая маневровая машинка.
1990-х годах компания переживала, пожалуй, худшие времена за всю свою историю. Иногда за год НЭВЗ делал по 3-4 машины. Китайцы, как рассказали мне в компании, в свое время купили как раз 3 или 4 электровоза, чем, может быть, спасли завод от краха. Но у себя они их разобрали и слепили свою модель. Больше не покупали.
Но времена изменились. В прошлом году было выпущено уже 430 секций электровозов (они бывают одно- двух- трехсекционные) , в этом году планируется построить 550.
При этом если в советские годы одновременно выпускалось максимум две модели электровозов, сегодня делается чуть меньше десятка (всего с поточных линий завода сошло более 16.000 локомотивов почти 70 типов). В прошлом году была выпущена новая модель, двухсистемный ЭП20 (есть дороги, где только переменный или постоянный ток. «Двухсистемный» значит, что эта модель может ходить и по тем, и по этим путям). ЭП20 будет обслуживать Олимпийские игры 2014 года и Чемпионат мира по футболу-2018. На его базе скоро будет сделан грузовой электровоз.
Электровозы - очень сложные механизмы. Причем на заводе работают как ультрасовременные машины, так и, например, фрезеровщики 1970х годов. Хотя завод активно модернизируется.
Сегодня на НЭВЗе реализуются программы по модернизации потенциально опасных производственных процессов. Например, в сталелитейном цехе внедряется технология "Факсон". Она позволит практически исключить токсические выбросы загрязняющих веществ и значительно уменьшить количество образующих отходов. Планируется установка и запуск двух пылеулавливающих установок на выбивные решетки на формировочном участке. Эффективнсть очистки воздуха составляет, по данным самой компании, от 95 до 98%.
Несмотря на быстрорастущую автоматизацию процессов, некоторые работы (например, сборка роторов) делается вручную специалистом. У каждого из них сегодня есть один или несколько молодых учеников.
Основной покупатель электровозов НЭВЗа – «Российские железные дороги», хотя среди клиентов есть уже и российские частные компании, и даже зарубежные партнеры. Среди последних пока, правда, только украинцы (хотя машины НЭВЗа эксплуатируются сегодня в странах СНГ, Польше и некоторых других странах). Как говорят в компании, уже в ближайшем будущем ситуация может измениться - переговоры с зарубежными партнерами ведутся. Тот же ЭП20 - совместное детище НЭВЗа и Франции.
ЭП20 является основой для базовой платформы локомотивов, на основе которой будет создано семейство пассажирских и грузовых электровозов различных типов. Концепция базовой платформы локомотивов нового поколения позволит довести унификацию узлов и систем будущих пассажирских электровозов новой серии ЭП2 и ЭП3 до 85%, а грузовых электровозов 2ЭС4, 2ЭС5 — до 70–75%.
Высокое качество российской техники сыграло с заводом злую шутку – в Финляндии, например, до сих пор работают электровозы, проданные туда СССР еще в 1970-х годах. Конечно, они покупают какие-то запчасти, но в целом их устраивает то, что сохранилось. Работают, кто ж будет от них отказываться. Про Китай я уже писал.
Ну что тут сказать - не умели у нас делать технику, чтобы попе было тепло, но чтоб она ломалась через год после истечения гарантийного срока.
Делали на совесть. Кажется, делают так и сейчас.
По ссылке ещё есть фото
http://gavrilenko-an.livejournal.com/23176.html