Они готовятся в космос
Вечерние Челны, Набережные Челны,
Выпуск № 38 (828) от 11 сентября, 2012г. Аделя ГАЗЕТДИНОВА
Представьте себе падение с высоты 3000 метров над землей – всего каких-то 50 секунд, а теперь попробуйте за это время и в таких стрессовых условиях решить несложную математическую задачку. Слабо?
Подготовку космонавтов в нашей стране проводит Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, расположенный в Звездном городке.
В 2011 году Мензелинский аэроклуб был выбран в качестве базы для проведения специальной парашютной подготовки космонавтов.
Впервые в Мензелинске они побывали в прошлом году во время первого этапа подготовки. И вот уже почти месяц покорители космоса снова «гостят» в Татарстане.
ПАДАЮТ, ПАДАЮТ, ПАДАЮТ С НЕБА
Солнечно, отличная погода для прыжков. Через некоторое время в небе появляются черные точки – космонавты и их инструкторы под куполами парашютов.
– Сейчас их не стоит отвлекать, – говорит сопровождающая парашютистов сотрудница пресс-службы ЦПК Василина, которая и стала нашим «гидом».
– После прыжка с парашютом им нужно побеседовать с психологом. Затем они займутся подготовкой снаряжения для следующего прыжка.
Сейчас в Мензелинске находится пять космонавтов: Сергей Прокопьев, Сергей Кудь-Сверчков, Иван Вагнер, Денис Матвеев и Андрей Бабкин.
Это группа, которая была набрана в 2010 году.
– В программу подготовки входит множество элементов, – рассказывает Василина. – Это и «кабинетные», классные, занятия и блок занятий активных, экстремальных.
Среди них несколько видов «выживания» в различных климато-географических зонах: зимнее «выживание», «выживание» на воде, в пустыне.
Также в программу подготовки входит погружение в гидролаборатории (подготовка к внекорабельной деятельности), летная подготовка и многое другое.
Ну и, конечно, СППК. Парашютный прыжок во время СППК – фон, на котором происходит главное – психофизиологическая подготовка.
Специальная парашютная подготовка космонавтов решает задачи психологической подготовленности космонавтов к работе в экстремальных условиях космического полета. Этот вид подготовки уникален тем, что только в его процессе воссоздается стрессовая ситуация, аналогичная выходу в открытый космос.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВА
После прыжковой смены космонавтов ожидает разбор прыжков, обед и наземная подготовка.
А завтра – опять все по новой: подъем в 6.30, медосмотр, психологическое обследование и прыжки...
Со стороны я лишь вижу, как космонавты с парашютными рюкзаками за плечами садятся в вертолет и улетают в небо. А что же происходит дальше?
Об этом мы спросили космонавта-испытателя Роскосмоса Сергея Кудь-Сверчкова. Это уже 48-й его прыжок:
– Все занимают свои места в салоне. Мы садимся в определенном порядке.
Затем проверяем, все ли готово, и включаем диктофон. В течение всего полета мы должны говорить в диктофон, что мы делаем и что видим.
(Это одно из заданий – космонавты должны уметь вести репортаж. – Прим. авт.)
Когда ты уже в воздухе, нужно еще и задание решить. Вот, смотрите, на руку прикреплена карточка. Надо ее решить и ответ с решением продиктовать.
Стоит отметить, что в свободном падении парашютисты находятся около 50 секунд. Задачки нужно решить за это время!
МОТИВАЦИЯ ВЫШЕ НЕКУДА
Смотря на этих статных и сильных мужчин, просто поражаешься их выдержке и целеустремленности.
Столько испытаний ради одного – полета в космос!
Понятно, что у женщины возникает слабохарактерный вопрос – бывают ли моменты, когда хочется все бросить и начать жизнь обычную, без столь заоблачных задач?
– У них настолько сильная мотивация, что таких мыслей не возникает. Ведь они уже почти в космосе! – объясняют мне.
Наверное, ЦПК и оставляет только тех, кто максимально заинтересован. Например, кандидат в космонавты Андрей Бабкин «пробивался» около 10 лет:
– Я еще застал те времена, когда космонавтика была достаточно популярной.
Поэтому я стал осваивать смежные профессии. Астрономия, точные науки, аэроклуб в школе... Потом институт. Работа в РКК «Энергия» – там изготавливают корабли, которые летают в космос.
Работал в испытательном отделе, где отрабатывают внекорабельную деятельность, работу в скафандре.
В течение 10 лет во время работы на производстве я параллельно проходил медкомиссию, сдавал экзамены. Не с первого раза получилось.
В 2000 году начал пробовать. 2010 оказался удачным.
Теперь у меня есть четкая уверенность в том, что мечта сбудется.