Америка, но, не только
"Мы построили феодализм",
или Плач по американской мечте
Запредельная концентрация богатства, эрозия "сословия знаний" и задавленный, полный ненависти средний класс:
это та же ситуация, которая привела Францию,
а за ней прочую Европу к революционной эпохе в конце XVIII века.
Сейчас это происходит в Америке.
Так считает Джоэл Коткин, один из самых ярких мыслителей "трамповского" фланга политики США.
В следующем году в свет выйдет его книга The Coming of Neo-Feudalism: A Warning to the Global Middle Class,
то есть "Приход нео-феодализма: предупреждение глобальному среднему классу".
А сейчас Коткин опубликовал стандартную в таких случаях статью https://americanaffairsjournal.org/2019 … feudalism/
в которой, по сути, дается сжатое содержание этой книги.
О статье и говорим.
Сразу же надо предупредить читателя о двух вещах.
Первая:
автор пишет более всего об Америке, но описываемая им ситуация относится и к Великобритании, и в целом к западной группе государств.
И вторая:
его зацикленность на Америке носит несколько романтичный характер:
он оплакивает эпоху, когда в США не было "совсем бедных",
в отличие от все еще феодальной Европы (это начало XIX-го века), и другие прекрасные времена и эпохи, вплоть до 70-х годов прошлого века.
Когда американская мечта, именуемая сегодня "социальной мобильностью"
— то есть возможностью выйти из низов и стать частью элиты, — еще как-то выглядела реальной.
Этот романтизм автора может привести в задумчивость,
например, потомков индейцев, истребленных ради той самой мечты, но не будем отвлекаться на частности.
Концентрация богатства — это не Коткин открыл, хотя если вы хотите свежих и мощных цифр на эту тему,
то у него в книге они собраны, видимо, в немалых количествах.
Например: менее 100 миллиардеров сейчас владеют 50 процентами активов в мире,
хотя всего пять лет назад той же половиной мира владели все-таки 400 человек, и так далее.
Зато неожиданны и интересны размышления насчет современного "первого сословия".
Миллиардеры, они же феодалы, в предреволюционной Франции назывались лишь вторым сословием,
а первым считалась церковь.Век за веком церковь в католической Европе играла роль повелителя знаний, смыслов, да просто грамотности.
Революция случилась не только когда наследственные феодалы стали слишком богаты,
а когда в тогдашней "гуманитарной сфере" начался бунт, развал и прочие бурные процессы.И вот Коткин заявляет: сегодняшнее "первое сословие"
— это прежде всего несколько компаний-монополистов в сфере высоких информационных технологий.
Создался "хай-тековый феодализм" и "олигархат", диктат нескольких гигантов, монополизировавших рынки
и — что интересно — создающих свою "корпоративную культуру", то есть идеологию:
служащие должны быть без детей, оплачиваться весьма умеренно, и никакой социальной мобильности для них нет.
При этом семь из десяти самых больших компаний мира — из этого сектора, и тут единственные конкуренты "новым феодалам" — это китайцы с их достижениями.В целом же "новое жреческое сословие" — это учителя, люди индустрии развлечений, консультанты, юристы, медики, ученые, СМИ и находящиеся на содержании у миллиардеров неправительственные фонды и благотворительные организации.
Они составляют, по некоторым подсчетам, 15 процентов американской рабочей силы.И это сословие,
во-первых, стало наследственным и замкнутым;
во-вторых, речь идет о выпускниках максимум 20 элитных университетов (а на самой верхушке речь лишь о четырех).
В-третьих, эта публика — уже не независимые хозяева, она состоит чаще всего у кого-то на зарплате.И она вырабатывает вполне определенную идеологию для общества.
Подсчитано, например, что в 2018 году только семь процентов журналистов заявляли, что голосуют за республиканцев.То же — с преподавателями университетов: постепенно и эти позиции захватили люди лишь левых, или "либеральных", убеждений.
Продукт их коллективной деятельности, добавим — бесконечные кампании террора и ненависти с целью уничтожить прежнюю культуру, прежние ценности, стиль жизни, прежнее общество, то самое, из "американской мечты" — общество самостоятельных независимых людей.А "третье сословие" не только задавлено этими "новыми жрецами", оно с каждым годом все беднее, оно еще и уменьшается физически:
это видно, например, по сокращению числа владельцев собственного дома или квартиры.Здесь надо сказать, что Джоэл Коткин очень своеобразно представляет себе феодальное общество.
Оно держалось несколько столетий потому, что, вообще-то, было довольно бодрым, жизнеспособным и социальной мобильности в нем было сколько угодно.
Правда, для таковой требовались постоянные войны, превращавшие оруженосцев в рыцарей и землевладельцев.
Не говоря о том, что привилегии "второго", военного сословия были в перманентно военные времена объяснимы.А то, о чем говорит американский философ,
— это уже кризис феодальной эпохи, разложение общества,
в котором воины воинами быть по большей части перестали, а лишь копили и растрачивали богатство.Это был долгий кризис, в котором — среди прочего — когда-то единая католическая церковь деградировала и привела к расколу западный христианский мир,
в результате лучшие идеи и ценности начали вырабатываться вне ее рамок…
Но так или иначе, то, что происходит сегодня с западной цивилизацией, похоже не на классический феодализм,
а скорее на развал последнего.
Джоэл Коткин из своего анализа делает вот какие выводы:
"третье сословие" должно собраться с силами и устроить бунт против окаменевшей олигархической системы и взбесившегося "первого сословия".
Такому бунту очень поможет, если вернуть молодому поколению американские ценности и традиции, целенаправленно разрушенные "сословием знаний".
То, что автор — большой идеалист, уже было сказано.
Но, с другой стороны, бунт ведь уже идет, и сам Коткин — часть его.
https://ria.ru/20191130/1561759889.html