О том, удалось ли им добиться конкретных договоренностей, лидеры умолчали. Они лишь публично пообещали чаще теперь встречаться. Путин предложил Трампу подумать «над философией выстраивания двусторонних отношений на долгосрочную перспективу».
«К такому процессу хорошо было бы привлечь опытных экспертов, хорошо знающих российско-американскую историю. Идея в том, чтобы сформировать экспертный совет из влиятельных российских и американских политологов, ученых, бывших дипломатов и военных, который занялся бы поиском точек соприкосновения и осмыслением того, как вывести международное сотрудничество на устойчиво позитивную траекторию», – сказал российский президент.
Трамп же начал свою речь фактически с покаяния. Правда, упрекнул он и Россию, но основной пафос обвинений был направлен на политику самих же США последних лет.
Диалог с Путиным он назвал «глубоким и полезным», а самого российского президента – «соперником в хорошем смысле этого слова», добавив, что это «комплимент». Вдобавок Трамп сделал Путину символичный подарок – свитер капитана хоккейного клуба «Вашингтон Кэпиталз» Александра Овечкина. Путин же подарил Трампу футбольный мяч с чемпионата мира.
Бывший посол России в США, первый зампред комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Лукин в интервью газете ВЗГЛЯД поприветствовал идею такого совета. «Идеи создать такой «совет мудрецов» высказывались целым рядом людей, в том числе и мной. Разумеется, нужно, чтобы этот совет состоял из действительно очень уважаемых в соответствующих странах людей. Во-вторых, чтобы к ним прислушивались власти», – сказал Лукин.
По мнению бывшего посла, во встрече главным было то, что прозвучало в разговоре «один на один». «Та очень незначительная часть того, что вытекает из содержания пресс-конференции, говорит о том, что произошло именно то, что многие ожидали. Сделан первый шаг для начала диалога – не громкие крики стоя спиной друг другу, а именно диалога по тем принципиальным вопросам», – не скрывал своей радости Лукин.
Однако сенатор далек от мысли, что риторика Вашингтона в адрес Москвы теперь смягчится.
«Если Трамп так сказал, наверное, он так и думает. Что касается первой реакции в Америке – то значительная часть американского истеблишмента, в том числе республиканского, очень болезненно воспринимает слова Трампа, особенно о том, что американцы несут значительную долю вины. Еще они очень болезненно воспринимают то, что Трамп фактически выразил несогласие со своими спецслужбами, утверждающими, что Россия вмешивалась в американские выборы», – рассказал Лукин.
Действительно, Трамп не только не стал зацикливаться на теме «вмешательства России в выборы», но, напротив, четко дал понять, что российский коллега переубедил его по этому поводу. «У меня большое доверие к моим представителям разведки, но я вам скажу, что президент Путин был очень убедительным и сильным в своем возражении сегодня», – сказал американский лидер. Такие слова вызвали в США настоящую политическую бурю.
«Это не что иное, как предательство. Мало того, что комментарии Трампа слабоумны, он полностью в кармане Путина.
Патриоты-республиканцы, где вы?» – задался в ответ вопросом в своем «Твиттере» экс-директор ЦРУ Джон Бреннан.
«Трамп расплатился с Путиным за помощь в победе на президентских выборах» – с таким хлестким комментарием выступила Washington Post. Автор статьи Грег Сарджент утверждает, что от встречи в Хельсинки выиграл лишь российский президент, которому был важен уже сам ее факт, чтобы снизить международное давление на Россию.
Главный рупор американских демократов – телеканал CNN – в своей критике Трампа пошел еще дальше. «Вы наблюдаете, возможно, одно из самых позорных выступлений американского президента перед российским лидером, которое я когда-либо видел!» – возмущался телеведущий Андерсон Купер.
Сенатор-демократ Джон Маккейн тоже назвал выступление Трампа «одним из самых позорных выступлений президента США на его памяти». А сенатор-республиканец Линдси Грэм призвал Трампа проверить подаренный ему футбольный мяч на наличие «жучков» и вообще не допускать его «попадания в Белый дом».
Американист Дмитрий Дробницкий также рад предстоящему созданию совета экспертов. «Для меня было важным услышать предложение Владимира Путина думать не только над практическими вопросами двухсторонних отношений, но и над философией взаимоотношений», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
«У корпорации «Холодная война», как я ее называю, есть серьезная инфраструктура вражды, огромная мягкая сила, огромные медийные возможности, и под нее действительно выстроена целая философия. Суть ее заключается в том, что США и Россия якобы не могут по-человечески взаимодействовать и они могут быть лишь жесткими соперниками. А вот у взаимодействия, которое подкреплено немалым числом исторических примеров, такой мягкой силы нет», – сказал Дробницкий.
«Не стоит ждать слишком много от этой встречи уже сейчас. Но президенты, и это было видно, по целому ряду смотрят на вещи сходным образом, – заявил эксперт. – Получается, что избиратель Трампа в лице Трампа смотрит на многие вещи в мире теми же глазами, что и народ России в лице Путина». По его мнению, даже простая констатация этого факта – мощный удар по инфраструктуре вражды.
«Вся эта либерал-глобалистская элита всеми силами пыталась предотвратить данную встречу. В течение полутора лет этот саммит откладывали. Они прекрасно понимают, что теперь получит серьезный импульс проект, альтернативный тому, в котором Москва рассматривалась исключительно как вероятный противник. И понятно, что это выбивает табурет из-под ног у глобального начальства», – подытожил Дробницкий.
Тем временем одиночество Трампа в собственном Белом доме четко выявила и сенсационная новость, которую распространил CNN, опираясь на свои источники. Его переводчица Марина Гросс по возвращении будет подвергнута допросу. Люди из окружения Трампа всерьез будут выяснять у женщины, о чем же их президент общался с Путиным на встрече тет-а-тет.
«Путин Трампа – переиграл. Несомненно. Но когда Трамп вернется в США, он столкнется с беспрецедентным давлением. Оно, собственно, уже началось, – написал в своем «Фейсбуке» политолог Дмитрий Орлов. – Каким будет итоговый – с учетом реакции американского истеблишмента – результат встречи президентов России и США? Это сейчас главный вопрос».